Программа дисциплины «Границы и конфликты для направления 030200. 62 «Политология» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа дисциплины «Этно-территориальные конфликты» 1 202.75kb.
Программа дисциплины «Политическая история России и зарубежных стран. 5 500.35kb.
Кафедра всеобщей и отечественной истории Программа дисциплины политическая... 1 145.74kb.
Программа дисциплины История политических учений  для направления... 1 349.52kb.
Программа дисциплины Политология (обзор) для направления 030200. 1 208.13kb.
Программа дисциплины "Новые медиа и политические коммуникации" ... 1 313.38kb.
Программа дисциплины Качественные методы политических исследований... 1 338.16kb.
Программа дисциплины Общественный диалог в публичной сфере (Public... 4 213.37kb.
Программа дисциплины Для направления 030200. 62 «Политология» (программа... 2 520.9kb.
Программа дисциплины Свобода собраний и роль массовых мероприятий... 1 123.81kb.
Программа дисциплины Региональные конфликты в эпоху глобализации... 1 285.83kb.
Управленческие сети в публичной политике (опыт москвы) 1 344.7kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа дисциплины «Границы и конфликты для направления 030200. 62 «Политология» - страница №1/1




Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины «Границы и конфликты

для направления 030200.62 «Политология» подготовки бакалавра






Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет прикладной политологии



Программа дисциплины

«Границы и конфликты»




для направления 030200.62 «Политология» подготовки бакалавра

Автор программы:

Петров Н.В., к.г.н., профессор, npetrov@hse.ru

Одобрена на заседании кафедры сравнительной политологии «___»____________ 2013 г.

Зав. кафедрой А.Ю. Мельвиль


Рекомендована секцией УМС «Политология» «___»____________ 2013 г.

Председатель М.Г. Миронюк


Утверждена УС факультета прикладной политологии «___»_____________2013 г.

Ученый секретарь М.А. Пильгун ________________________

Москва, 2013 г.
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1.Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200.62 «Политология» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Границы и конфликты».

Программа разработана в соответствии с:


  • Образовательным стандартом федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» по направлению 030200.62 «Политология» подготовки бакалавра.

  • Образовательной программой направления 030200.62 «Политология» подготовки бакалавра.

  • Рабочим учебным планом университета по направлению 030200.62 «Политология» подготовки бакалавра, утвержденным в 2012 г.

2.Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Границы и конфликты» являются:

  • Изучение феномена границ в их географическом, экономическом, политическом, социальной, этническом и культурно-историческом разнообразии, их эволюции в современном мире, и конфликтов с ней связанных.

  • Развитие навыков комплексного междисциплинарного анализа общественных процессов, связанных с границами; определение факторов, влияющих на сами границы и конфликты по из поводу; нахождение способов разрешения конфликтов и их предотвращения.

3.Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать основные концепции современных социально-политических трансформаций (теории постиндустриального, информационного, сетевого общества), ключевые понятия постмодернистской философии, подходы авторитетных зарубежных исследователей к анализу современных экономических, политических, социальных и культурных процессов (Жан Бодрийяр, Зигмунд Бауман, Мануэль Кастельс, Энтони Гидденс, Дэвид Харви, Дэвид Хелд, Фредрик Джеймисон, Саския Сассен, Поль Вирильо и Славой Жижек).

  • Уметь критически анализировать теории социально-политических трансформаций, использовать их положения для анализа экономических, политических, социальных и культурных процессов, обобщать эмпирические данные для формулирования научных концепций и теорий.

  • Иметь навыки комплексного междисциплинарного анализа экономических, политических, социальных и культурных процессов, проведения научных исследований и презентации их результатов, подготовки научных работ на иностранном языке.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:



Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Общекультурная компетенция

ОК-1

Владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, способность логически верно и аргументировано строить различные виды речи.

Рассмотрение комплексных междисциплинарных теорий развития современных государств и их территориальной организации. Проведение дискуссий по текущей политике и прочитанной литературе, подготовка студентами презентаций.













Общекультурная компетенция

ОК-5

Способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса в его территориальном выражении; роль границ и конфликтов по их поводу, место человека в историческом процессе, политической организации общества.

Рассмотрение предпосылок перехода обществ к индустриальной и постиндустриальной стадиям развития. Изучение особенностей политической жизни в эпоху Модерна и Постмодерна.

Общекультурная компетенция

ОК-11

Понимание основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук, способность использовать их при решении социальных и профессиональных задач, способность анализировать значимые социальные и экономические проблемы и процессы.

Рассмотрение комплексных междисциплинарных теорий территориальной организации современных обществ. Использование различных подходов к анализу социально-экономических, политических, этно-культурных и исторических процессов в ходе подготовки презентаций.

Профессиональная компетенция

ПК-1

Способность к участию в научных исследованиях социально-политических процессов и отношений, владение методами анализа и интерпретации представлений о политических явлениях на различных территориальных уровнях.

Рассмотрение комплексных междисциплинарных теорий развития наций и государств. Изучение особенностей территориальной организации общества на глобальном, региональном и национальном и локальном уровнях.

Профессиональная компетенция

ПК-5

Знание основных учений и концепций зарубежной и отечественной политической мысли, способность анализировать оригинальные научные тексты и содержащиеся в них смысловые конструкции.

Анализ и обсуждение научных работ ведущих отечественных и зарубежных географов, этнологов, политологов и социологов.

Профессиональная компетенция

ПК-8

Понимание основных закономерностей и тенденций мирового и российского политического процесса, процессов глобализации и их влияния на различные сферы жизни.

Рассмотрение и обсуждение различных теорий глобализации и ее последствий в плане изменения пространственной организации общества в разных его проявлениях.

Профессиональная компетенция

ПК-15

Способность участвовать в работе по диагностированию и прогнозированию политических процессов и проблемных ситуаций.

Подготовка презентаций и участие в дискуссиях по актуальным проблемам пространственного развития современных обществ и разрешению возникающих при этом конфликтов.

4.Место дисциплины в структуре образовательной программы

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:



  • «Основы регионального и электорального анализа»

  • «Политическая конфликтология»

5.Тематический план учебной дисциплины




Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

1

Введение: границы и их изучение

16

4

0

4

2

Границы – линии и зоны. Эволюция границ

16

6

2

10

3

Динамика границ в пространстве. Фронтиры

16

8

2

10

4

Пространство по обе стороны границы.

16

8

2

10

5

Государственные границы. Морские границы

16

6

2

10

6

Административные границы

14

4

2

6

7

Федерализм, субъекты федерации и отраслевые управленческие сетки границ

14

4

2

6

ИТОГО

108

20

20

68

6.Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год (1 курс)




3 модуль

4 модуль

Параметры

1

2

3

4

1

2

3

4

Презентация
















*







Письменное эссе объемом 2500-3500 слов с устной презентацией.

Итоговый

Зачет






















*

Устное обсуждение по итогам написания эссе, ответ на вопросы по его содержанию и содержанию курса.

6.1Критерии оценки знаний, навыков


Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

По 10-балльной шкале

По 5-балльной шкале

  1. весьма неудовлетворительно

  2. очень плохо

  3. плохо

2 - неудовлетворительно

  1. удовлетворительно

  2. весьма удовлетворительно

3 - удовлетворительно

  1. хорошо

  2. очень хорошо

4 - хорошо

  1. почти отлично

  2. отлично

  3. блестяще

5 - отлично

6.2Порядок формирования оценок по дисциплине


Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских и практических занятиях: качество ответов по прочитанной литературе, качество подготовки презентаций, активность в виде постановки дополнительных вопросов и участия в дискуссиях. Во внимание принимается умение вести дискуссию, творческий подход к анализу материала, способность ясно и обоснованно формулировать свои мысли. Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем - Оаудиторная.
Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов: подготовку и написание эссе. Во внимание принимается способность определить исследовательский вопрос, указать на теоретическую и методологическую базу работы, привести аргументы в поддержку и в опровержение основной гипотезы, а также четко сформулировать выводы исследования. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Осам. работа.
Итоговая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом:
Оитоговая= 0,3* Оауд + 0,3* Осам.работа + 0,4* Озачет
Способ округления оценки итогового контроля в форме зачета: арифметический. В диплом ставится оценка за итоговый контроль, которая является результирующей оценкой по учебной дисциплине.
ВНИМАНИЕ: оценка за итоговый контроль блокирующая, при неудовлетворительной итоговой оценке она равна результирующей.

7.Содержание дисциплины


  1. Раздел 1. Введение: границы и их изучение

Границы в современном мире и их распространение. Концепции персонального пространства и территориальности. Време-география. Органическая теория государства по Ф. Ратцелю. К. Хаусхофер. Границы в современном мире. Виды и режимы границ. Физико-географические, культурно-этнические, экономические, политические границы. Теория «естественных» границ (природные рубежи, этнорасселение). Разломы.

Подходы к изучению границ: морфологический; генетический; функциональный; бихевиористский (ментальные карты);

Конфликты: Экспансия и ирредентизм. Lebensraum и его расширение. Clash of civilizations Хантингтона.


Основная литература

Колосов В.А., Мироненко Н.С. Геополитика и политическая география. М.: Аспект Пресс, 2001. http://nashol.com/2012061065531/geopolitika-i-politicheskaya-geografiya-kolosov-v-a-mironenko-n-s-2001.html

Туровский Р. Ф. Политическая регионалистика. — М.: Издательство ГУ-ВШЭ, 2010.

http://uchebnik-besplatno.com/teoriya-politiki-uchebnik/politicheskaya-regionalistika.html


Пространство России. Отечественные Записки, 2002, №6.

http://www.strana-oz.ru/2002/6


Сэмюэл Хантингтон. Столкновение цивилизаций. М.: АСТ, 2003.

http://grachev62.narod.ru/hantington/content.htm


Дополнительная литература

Malcolm Anderson. Frontiers: Territory and State Formation in the Modern World. Cambridge: Polity Press. 1996.
Glezer O., Kolosov V., Petrov N. Ethno-Territorial Conflicts and Boundaries in the Former Soviet Union (Durham, UK: International Boundaries Research Unit, Durham University: 1992).
Martin Ira Glassner, Chuck Fahrer, Charles Fahrer, Political Geography, 33 ed., John Wiley & Sons, 2003.


  1. Раздел 2. Границы-линии и зоны



Границы на карте и на местности. Барьерные (фильтрующие) и контактные функции границ (притяжение и отталкивание). Проницаемость границ, трение пространства.

Типы границ: отчуждающие; полупроницаемые; соединяющие (Сев. Америка и З. Европа); интеграционные.

Глубина границ и их влияние на окружающую территорию. Пограничный режим.

Конфликты: визы и ограничения на въезд; Акт Магнитского…


Литература: Колосов, Мироненко, с. 301-313; Туровский, раздел «Политико-административные границы и пограничные споры»; ОЗ, Граница: понятия и термины; Хантингтон, главы «Новая эра мировой политики», «История и сегодняшний день цивилизаций».



  1. Раздел 3. Эволюция границ: морфологическая и статусная



Границы старые, новые, бывшие и будущие. Линии и режимы границ. Обустройство границ и изменение прилегающего пространства. Изменения административных границ, пример Москвы. Федеральные округа.

Эволюция от единственных рубежных линий к множественным, от линий – к зонам, от физических границ – к культурным, от непроницаемых барьеров – к линиям взаимодействия.

Украина: Днепр и Збруч. Разделы Польши.

Конфликты: территориальные притязания; фантомные боли; состав федеральных округов, конфликты по поводу повышения статуса границ (карандаш и карты для Средней Азии).


Литература: ОЗ, Вячеслав Глазычев, Limes Novum;



  1. Раздел 4. Динамика границ в пространстве, фронтиры



Американский фронтир и Дикий Запад, российский фронтир и Дикий Восток. Лес и степь.

Экспансия городских центров. Пороговый анализ Б. Малиша.

Конфликты: этническая экспансия на Кавказе; отгонное животноводство; расширения Москвы.
Литература: ОЗ, Э. Кульпин, Граница леса и степи в судьбе России; ОЗ, С. Королев, Края пространства; ОЗ, Б. Родоман, Великое приземление.




  1. Раздел 5. Пространство по обе стороны границы



Контрастность - разность потенциалов. Граница как стена с ограничениями на вход и выход. Выездные визы и запреты на вывоз товаров. Таможня и таможенное регулирование. Нелегальная иммиграция. Анклавы и эксклавы.

Украино-российская граница.

Калининград. Российско-китайская граница.

Конфликты: Берлинская стена, граница США и Мексики.


Литература: Хантингтон, главы «От войн переходного периода к войнам по линии разлома» и «Динамика войн по линии разлома»



  1. Раздел 6. Государственные границы



Локализация – Делимитация – Демаркация - Администрирование. Разделенные нации. Примордиалистские и инструменталистские теории нации. Идентичность: этническая и территориальная. Государственная граница России. Лимитрофы.

Разделенные города: Чертково-Меловое; Валга-Валка…

Конфликты: Пыталово-Абрене, Печерский р-он, Нарва и Ивангород, Крым-Севастополь.
Литература: Колосов, Мироненко, с.331-345; ОЗ, Приграничные конфликты и споры; Дьякова Н.А., 1998, Проблемы возникновения пограничных и территориальных конфликтов на постсоветском пространстве http://www.iskran.ru/russ/works98/dyakova.html

Тренин Д., Вебер Ю., 2013 «Тихоокеанское будущее России: урегулирование спора вокруг Южных Курил»

Российско-китайская граница: http://ru.wikipedia.org/wiki

http://www.km.ru/world/2012/08/15/pogranichno-vizovye-voprosy-za-rubezhom/kitai-predyavil-rossii-territorialnye-prete




  1. Раздел 7. Морские границы



Граница моря и суши – главная контактная зона, средоточие экономической активности. Внутренние воды; территориальные воды; прилегающая зона; экономическая зона; открытое море. Принцип эквидистантности/медианы.

«Цивилизация и великие исторические реки» Мечникова.

Арктика.

Конфликты: Каспий – 5; российско-норвежская граница; Керченский пролив.


Литература: Туровский, глава «Государственная юрисдикция на море».



  1. Раздел 8. Административные границы

Административные границы в социально-экономическом пространстве: эффект размыкания связей. Наложение одних границ на другие, синергетический эффект. Фронтальные границы. Изменения административных границ разного уровня. Администрирование границ.

Конфликты: запреты на вывоз продуктов, иерархизация связей, анизотропность пространства; муниципальная реформа и этнический фактор.
Литература: Туровский, глава «Административно-территориальное деление государства», раздел «Региональная структура современной России»; ОЗ, Административно-территориальное деление России XVIII-XX веков.


  1. Раздел 9. Федерализм, субъекты федерации и отраслевые управленческие сетки границ

    Сети и ячейки. Экономические районы и федеральные округа РФ. Бассейновые управления. Избирательные округа и манипуляции с их границами, джерримендеринг. Историко-культурные регионы, обыденные/вернекулярные районы.



Конфликты: сецессионизм, парад суверенитетов, «матрешки», Чечня-Ингушетия, КЧР
Литература: Туровский, раздел «Территориально-политическая специфика федеративного государства»; глава «Современный сравнительный федерализм».



  1. Раздел 10. Приграничное пространство

Приграничное пространство: протяженность, ширина, насыщенность. Приграничные регионы: экономическое и гуманитарное измерения. Приграничное сотрудничество: интенсивность, форматы.

Новые границы в пост-советском пространстве. Граница как фактор экономического развития (Псковская-Новгородская; Белгородская-Харьковская, Сумская). Непризнанные государства: Н.Карабах, Приднестровье, Абхазия, Ю.Осетия (Чечня, Аджария).

Конфликты: еврорегионы и национальные государства, мягкая и жесткая дезинтеграция; конфликты интересов между регионами и федеральным центром.


Литература: Колосов, Мироненко, 346-376; ОЗ, Границы России.


8.Образовательные технологии


В ходе занятий подразумевается вовлечение студентов в активные дискуссии по тематике курса, происходит обсуждение текущих событий по проблематике курса, основной и дополнительной литературы, а также подготавливаемых студентами презентаций. Широко используются географические карты.

Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента


8.1Тематика заданий текущего контроля


Тематика эссе: анализ развития и перспектив разрешения территориального конфликта по выбору.

8.2Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


    Раздел 1. Введение: границы и их изучение

  1. Какие дисциплины занимаются изучением границ? В чем заключается специфика лимологии?

  2. Какова роль границ в современном мире?

  3. Что такое органическая теория государства?

  4. Что такое «естественные» границы?

  5. Что такое ментальная карта и ментальные границы?




    Раздел 2. Границы-линии и зоны

  1. Каковы основные функции границ?

  2. Как реализуются контактные функции границ?

  3. Что такое глубина границы? От чего она зависит?

  4. Что такое обыденные районы и как определяются их границы?




    Раздел 3. Эволюция границ: морфологическая и статусная

  1. Что делает забор хорошим (парафраз Р. Фроста)?

  2. Зачем менять границы?

  3. Как могут проявляться «старые» границы?

  4. Что линия границы говорит о ее генезисе?

  5. Проиллюстрируйте процесс эволюции границы на конкретном примере.




    Раздел 4. Динамика границ в пространстве, фронтиры

  1. Что такое фронтир?

  2. Опишите расширение России на восток и на юг в категориях фронтира.

  3. Приведите примеры территориальной экспансии на субнациональном уровне.

  4. Опишите пример сселения с гор в категориях границ и связанные с этим проблемы.




    Раздел 5. Пространство по обе стороны границы

  1. Каковы функции границы-стены?

  2. Охарактеризуйте примеры границы-стены в прошлом и настоящем.

  3. Как бороться с нелегальной миграцией?

  4. Что такое линия Керзона?

  5. В чем вы видите проблемы для установления безвизового режима между Россией и Евросоюзом?




    Раздел 6. Государственные границы

  1. Как осуществляется установление государственной границы?

  2. Что такое нация (примордиалистские и инструменталистские теории)?

  3. В чем разница между «старыми» и «новыми» границами России?

  4. Что происходит с границей, когда она из административной превращается в государственную? А наоборот? Приведите примеры.




    Раздел 7. Морские границы

  1. На каких принципах основано установление морских границ?

  2. С чем связана резкая актуализация проблемы морских границ в последнее время?

  3. Как будут выглядеть границы на Каспии, если это 1) море или 2) озеро?

  4. Что такое «российский сектор» Арктики? Каков его статус?




    Раздел 8. Административные границы

  1. Как устанавливаются административные границы? Опишите принципы установления границ екатерининских губерний.

  2. В чем суть предлагаемой для современной России губернизации? Насколько она осуществима?

  3. Каковы факторы возникновения конфликтов по поводу административных границ?

  4. Опишите случаи изменения административных границ в РФ.




    Раздел 9. Федерализм, субъекты федерации и управленческие сетки границ



  1. Как будут выглядеть границы на Каспии, если это 1) море или 2) озеро?

  2. Что такое асимметричная федерация?

  3. Что позволяет считать Россию федерацией? А что – унитарным государством?

  4. Должны ли совпадать различные управленческие сетки друг с другом? Почему?

  5. Приведите примеры несовпадения границ управленческих сеток на территории РФ.

  6. Что такое джерримендеринг? Нарисуйте схему.




    Раздел 10. Приграничное пространство



  1. Что можно считать приграничным пространством?

  2. Как выглядит баланс плюсов и минусов приграничного положения?

  3. Приведите примеры форматов приграничного сотрудничества в пост-советском пространстве.

  4. Как вы понимаете принцип субсидиарности в применении к роли российских регионов в приграничном сотрудничестве?


9.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

9.1Базовые учебники

Колосов В.А., Мироненко Н.С. Геополитика и политическая география. М.: Аспект Пресс, 2001. http://nashol.com/2012061065531/geopolitika-i-politicheskaya-geografiya-kolosov-v-a-mironenko-n-s-2001.html

Туровский Р. Ф. Политическая регионалистика. — М.: Издательство ГУ-ВШЭ, 2010. http://uchebnik-besplatno.com/teoriya-politiki-uchebnik/politicheskaya-regionalistika.html

9.2Основная литература

Пространство России. Отечественные Записки, 2002, №6.

http://www.strana-oz.ru/2002/6

Сэмюэл Хантингтон. Столкновение цивилизаций. М.: АСТ, 2003.

http://grachev62.narod.ru/hantington/content.htm

9.3Дополнительная литература

Malcolm Anderson. Frontiers: Territory and State Formation in the Modern World. Cambridge: Polity Press. 1996.

Glezer O., Kolosov V., Petrov N. Ethno-Territorial Conflicts and Boundaries in the Former Soviet Union (Durham, UK: International Boundaries Research Unit, Durham University: 1992).

Martin Ira Glassner, Chuck Fahrer, Charles Fahrer, Political Geography, 33 ed., John Wiley & Sons, 2003.

10.Материально-техническое обеспечение дисциплины


Для проведения лекций и семинаров необходимы доска и географические карты.






Чем больше у человека того, чего он стыдится, тем он почтеннее. Джордж Бернард Шоу
ещё >>