Программа дисциплины «Государственно-конфессиональные отношения: зарубежный и отечественный опыт правового регулирования» для направ - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа дисциплины «История российского конституционализма» для... 3 668.24kb.
Программа дисциплины «Актуальные проблемы регулирования трудовых... 1 252.92kb.
Программа дисциплины для направления 030900. 62 «Юриспруденция», 5 805.62kb.
Рабочая программа дисциплины история и методология юридической науки... 1 357.17kb.
Программа дисциплины Криминология для направления 030900 Юриспруденция... 7 407.69kb.
Программа дисциплины "Искусство полемики" 1 265.63kb.
Программа дисциплины «Уголовная политология» 6 752.2kb.
Программа дисциплины «Уголовная политология» 6 751.96kb.
Практикум для направления 030900. 68 «Юриспруденция» подготовки магистра... 6 433.54kb.
Рабочая программа дисциплины юридическая психология образовательная... 1 339.35kb.
Программа дисциплины: «Гражданский процесс» 6 574.91kb.
Еврейская Франция Эдуарда Дрюмона 1 141.87kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа дисциплины «Государственно-конфессиональные отношения: зарубежный и отечественный - страница №1/1

Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Факультет права

«УТВЕРЖДАЮ»


Заведующий кафедрой теории права и

сравнительного правоведения НИУ ВШЭ, д.ю.н., профессор В.Б. Исаков


_______________(подпись)

«___» ________________ 2012 г.




Программа дисциплины

«Государственно-конфессиональные отношения: зарубежный и отечественный опыт правового регулирования»

для направления 030900.68 «Юриспруденция» подготовки магистра

(магистерская программа «История, теория и философия права»)

Авторы программы:

Сафонов Александр Александрович, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры теории права и сравнительного правоведения НИУ ВШЭ, e-mail: asafonov@hse.ru

Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры теории права и сравнительного правоведения НИУ ВШЭ «___» ____________ 2012 г. (протокол № ___)



Москва, 2012

1. Область применения и нормативные ссылки
Настоящая программа учебной дисциплины «Государственно-конфессиональные отношения: зарубежный и отечественный опыт правового регулирования» устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей и ассистентов-аспирантов, ведущих данную дисциплину, студентов направления подготовки для направления 030900.68 «Юриспруденция» подготовки магистра для магистерской программы «История, теория и философия права».

Программа разработана в соответствии с:

- Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция», утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 декабря 2010 г. № 1763;

- Образовательной программой специальности 030900.68 «Юриспруденция» подготовки магистра;

- Рабочим учебным планом НИУ ВШЭ по специальности 030900.68 «Юриспруденция» подготовки магистра для магистерской программы «История, теория и философия права», утвержденным в 2012 г.


2. Цели освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины «Государственно-конфессиональные отношения: зарубежный и отечественный опыт правового регулирования» является изучение государственно-церковных отношений в зарубежных странах и России в исторической и современной перспективе, овладение знаниями об их основных моделях, исторических типах, в том числе существующих в современных государствах мира.

Задачи дисциплины состоят в формировании основных навыков по ориентации во взаимоотношениях государства и церкви в их историческом развитии и на современной этапе в России.



3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В ходе занятий магистранты должны быть подготовлены к решению задач в соответствующей профессиональной сфере:

Исходя из этого, магистрант должен знать:

- историю взаимоотношений государства и религиозных объединений в прошлом;

- формы управления государственно-конфессиональными отношениями;

- мировые тенденции развития государственно-церковных отношений;

уметь:

- изучать процессы исторического становления конфессиональной структуры в зарубежных странах и регионах России;

- анализировать исторические типы и модели государственно-церковных отношений;

- характеризовать российскую специфику государственно-церковных отношений в исторической ретроспективе и современной перспективе;



владеть методами:

- организации научно-исследовательской деятельности в области изучения государственно-конфессиональных отношений в России;

- поиска и анализа информации, необходимой для экспертной оценки законопроектов в области государственно-конфессиональных отношений;

- анализа законопроектов в области государственно-конфессиональных отношений в сравнении с западноевропейскими и североамериканскими аналогами;

- выявления актуальных научных проблем государственно-конфессиональных отношений в России и зарубежных странах;

- разработки программ научных исследований в области государственно-конфессиональных отношений в России;

-подготовки обзоров, отчетов, научных публикаций;

- преподавания дисциплин, касающихся вопросов истории государственно-конфессиональных отношений.


В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:


Компетенция

Код по

ГОС

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Общекультурные компетенции

ОК-1

Осознает социальную значимость своей будущей профессии; обладает достаточным уровнем профессионального правосознания

Лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа

Общекультурные компетенции

ОК-2

Добросовестно исполняет профессиональные обязанности, соблюдает принципы этики юриста

Лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа

Общекультурные компетенции

ОК-3

Совершенствует и развивает свой интеллектуальный и общекультурный уровень

Лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа

Общекультурные компетенции

ОК-4

Свободно пользуется русским и английским языками как средством делового общения

Лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа

Общекультурные компетенции

ОК-5

Компетентно использует на практике приобретенные умения и навыки в организации исследовательских работ, в управлении коллективом

Лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа

Профессиональные компетенции

ПК-7

Квалифицированно толкует нормативные правовые акты

Лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа

Профессиональные компетенции

ПК-10

Воспринимает, анализирует и реализовывает управленческие инновации в профессиональной деятельности

Лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа

Профессиональные компетенции

ПК-11

Квалифицированно проводит научные исследования в области права

Лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа

Профессиональные компетенции

ПК-12

Преподает юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне

Лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа

Профессиональные компетенции

ПК-15

Эффективно осуществляет правовое воспитание

Лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа



4. Место дисциплины в структуре образовательной программы
Настоящая дисциплина относится к циклу дисциплин магистерской программы «История, теория и философия права» и включена в вариативный блок дисциплин по выбору (2 курс, 2 модуль). Ее изучение позволит магистранту конкретизировать знания, умения и навыки, приобретенные в ходе изучения следующих дисциплин:

  • История отечественного государства и права;

  • История государства и права зарубежных стран;

  • История политических и правовых учений;

  • Теория государства и права;

  • Конституционное право

Содержание дисциплины «Государственно-конфессиональные отношения: зарубежный и отечественный опыт правового регулирования» тесно связано с историей государства и права зарубежных стран и историей отечественного государства и права. Оно призвано конкретизировать сведения о правовом регулировании государственно-конфессиональных отношений в различных странах мира, проблемах реализации принципа свободы совести в разных правовых системах, попытках осуществления правовых реформ в России, нацеленных на расширение веротерпимости и свободы совести. Данная дисциплина позволит выявить эволюцию понятий, представлений о государственно-конфессиональных отношениях, которые менялись вместе с правовой и политической культурой России.

Магистрант, изучающий настоящую дисциплину, должен уметь анализировать тексты конституций в контексте правового обеспечения свободы совести, а также моделей государственно-конфессиональных отношений, господствовавших в новое и новейшее время. Это обуславливает то, что при освоении данной дисциплины будут актуализированы компетенции, приобретенные в ходе освоения курсов теории государства и права, истории политических и правовых учений, конституционного права.

5. Тематический план учебной дисциплины




Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лек-ции

Семи-нары

Практиче-ские занятия

1

Взаимосвязь религиозных и правовых норм в процессе становления государственно-конфессиональных отношений

12

2


2





8

2

Формирование и развитие представлений о свободе совести

24

4

4




16

3

Модели государственно-конфессиональных отношений в современном мире

24

4

4




16

4

Международные нормативные правовые акты в сфере отношений государства и религиозных объединений

24

4

4




16

5

Правовое регулирование государственно-конфессиональных отношений в Российской империи

12

2

2




8

6

Основные этапы истории взаимоотношений советского государства и религиозных объединений

12

2

2




8

7

Конституционно-правовые основы госу-дарственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации

12

2

2




8

8

Проблемы правового регулирования государственно-конфессиональных

отношений в современной России



24

4

4




16




Домашнее задание
Зачет



















Всего

144

24

24




96



6. Формы контроля знаний магистрантов



Тип контроля

Форма контроля

2 год

Параметры

1

2

3

4

Текущий


Домашнее

задание
Работа на

семинаре





*







Письменная работа (реферирование научной монографии (статей))
Оценка выступлений, дополнений, докладов на семинаре по 10-ти балльной шкале

Итоговый

Зачет




*







Устный ответ на вопросы билета



6.1. Критерии оценки знаний, навыков

Оценки по формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

Оценки по итоговому контролю выставляются «зачтено» / «не зачтено» с указанием оценки по 10-ти балльной шкале, принятой в НИУ ВШЭ.

При проведении форм текущего контроля осуществляется дистанционная поддержка с использованием возможностей системы LMS


6.2. Критерии оценки контрольных работ в форме реферата


Признаки

Оценка

Существенные недочеты в оформлении работы (отсутствие титульного листа, списка источников и литературы, научного аппарата); поверхностный анализ научного исследования, либо неиспользование научной литературы.

0-3 балла по 10-балльной шкале

Небрежное оформление работы (неточная информация на титульном листе, неполный список источников и литературы, неточные или неполные сноски); поверхностное раскрытие темы работы в результате невнимательного ознакомления с содержанием источников и/или литературы либо написания работы только на основании учебной литературы.

4-5 баллов по 10-балльной шкале



Корректное общее оформление работы (титульный лист, список источников и литературы, точный научный аппарат); достаточно полный анализ научного издания на русском или иностранном языке, выявление важнейших научных проблем и основных направлений дискуссии по выбранной теме без их последовательного самостоятельного анализа.

6-7 баллов по 10-балльной шкале



Корректное общее оформление работы (титульный лист, список источников и литературы, точный научный аппарат); полное раскрытие содержания выбранного научного издания на русском или иностранных языках, полное раскрытие важнейших научных проблем и основных направлений дискуссии по выбранной теме в результате самостоятельного анализа.

8-10 баллов по 10-балльной шкале





6.3. Критерии оценки ответа магистранта на зачете

Содержание ответа

Оценка по 10-балльной шкале




Зачтено /

не зачтено

Знания по предмету полностью отсутствуют.

0-1


Не зачтено

Не зачтено


Отвечающий не знает до конца ни одного вопроса, путается в основных базовых понятиях ГКО, не в состоянии раскрыть содержание основных общетеорети-ческих терминов дисциплины.


2

Отдельные фрагментарные правильные мысли все же не позволяют поставить положительную оценку, поскольку в знаниях имеются существенные пробелы и курс в целом не усвоен.


3

Ответы на вопросы даны в целом правильно, однако неполно. Логика ответов недостаточно хорошо выстроена. Пропущен ряд важных деталей или, напротив, в ответе затрагивались посторонние вопросы. Базовая терминология изучаемой дисциплины в целом усвоена.


4

Зачтено


Ответы на вопросы даны в целом правильно, однако ряд серьезных дефектов логики и содержания ответов не позволяет поставить хорошую оценку. Была попытка участвовать в дискуссии по ответам других отвечающих. Базовая терминология изучаемой дисциплины усвоена хорошо.


5

Вопросы раскрыты достаточно полно и правильно. Была удачная попытка дополнять и уточнять ответы других отвечающих. По знанию базовой терминологии ГКО замечаний нет.


6


Зачтено


Вопросы раскрыты полно и правильно. Активное участие в дискуссии по другим ответам. Безупречное знание базовой терминологии изучаемой дисциплины. Однако отдельные дефекты логики и содержания ответов все же не позволяют оценить его на «отлично».


7

Вопросы раскрыты достаточно полно и правильно. Активное участие в дискуссии по ответам других отвечающих. Безупречное знание базовой терминологии курса ГКО, умение раскрыть содержание понятий.


8


Зачтено
Зачтено


На все вопросы даны правильные и точные ответы. Показано знакомство с проблемами ГКО. Сделан ряд правильных дополнений и уточнений к ответам других отвечающих. Безупречное знание базовой терминологии изучаемой дисциплины, умение раскрыть и прокомментировать содержание понятий.


9

Ответ отличается глубокими и исчерпывающими знаниями программно-го материала; магистрант дает логически последовательные, содержательные, полные, правильные и конкретные ответы на все вопросы билета и дополнительные вопросы; в необходимой мере в ответах на вопросы используется рекомендованная литература; в целом ряде случаев обосновывается собствен-ная позиция по затронутым проблемам; присутствуют аргументированные ссыл-ки на правовые исследования и право-применительную практику.



10


Зачтено




7. Содержание дисциплины

Тема 1. Взаимосвязь религиозных и правовых норм в процессе становления и развития государственно-конфессиональных отношений
Взаимодействие религиозных и правовых норм в период древнего общества. Нормы религии и нормы права в канонизированных религиозных текстах (Библии, Коране, Талмуде и др.). Соотношение понятий «греховного» и «преступного». Роль священнослужителей в осуществлении правосудия в древних обществах. Юридические аспекты древнегреческих и древнекитайских философских школ. Формирование канонического права христианской церкви и его влияние на становление светских правовых систем в период феодализма. Церковный и светский суды. Реформация и повышение роли права в регулировании общественных отношений. Юридификация мировоззрения в период буржуазного переустройства стран Европы и Америки. Особенности взаимодействия правовой и религиозной систем в истории России и в современных исламских государствах. Взаимосвязь различных отраслей права с религией в современной политико-правовой практике.
Литература:
(см. общий перечень)
Тема 2. Формирование и развитие представлений о свободе совести
Свобода совести: происхождение термина. Свобода совести как философско-этическая категория. Свобода совести как социально-историческое понятие. Развитие исторических представлений о содержании свободы совести. Веротерпимость в античном обществе. Полисный тип религиозной толерантности. Отсутствие четко фиксированной догмы в древнегреческой религии. Пределы веротерпимости в Древней Греции. Дело Сократа. Имперский тип религиозной толерантности в Древнем мире. Причины гонений на христиан. Миланский эдикт о веротерпимости императора Константина (313). Юлиан Отступник и веротерпимость. Антиязыческое законодательство конца III – первой половины IV века.

Проблемы религиозной свободы в период Средневековья. Формирование папской теократии (X–XI вв.). Изменение отношения к ересям. Осуждение ересей на Латеранских соборах, определение методов борьбы с ними. Крестовые походы против альбигойцев. Создание инквизиции, основные принципы ее деятельности. Испанская инквизиция. Инквизиция в Новом Свете. Борьба с еретиками и светская власть. Отношение Фомы Аквинского к ересям. Пределы терпимости в средневековом католицизме: П. Абеляр и М. Падуанский.

Реформация и изменение представлений о свободе совести. Проблема свободы совести на Марбургском собеседовании Лютера и Цвингли. Отрицание свободы совести Ж. Кальвином. Сожжение М. Сервета. Борьба между Ж. Кальвином и С. Кастеллио по вопросу о свободе совести. Законодательное закрепление веротерпимости: Аугсбургский (1555) и Вестфальский (1648) мир. Отрицание веротерпимости в католической традиции. Нантский эдикт (1598) и его отмена (1685).

Эволюция понимания свободы совести в период Нового времени. (Н. Маккиавели, Т. Мор, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, А. Коллинз, П. Гольбах, Т. Джефферсон, Т. Пейн, Б. Франклин, Дж. Мелисон). Религиозная ситуация в Германии после Вестфальского мира. Веротерпимость и ее постепенное расширение в германских протестантских государствах. Фридрих Великий и прусское религиозное законодательство. Веротерпимость в германской империи. Взаимоотношения католиков и протестантов: «Культуркампф» Бисмарка. Утверждение принципов свободы совести в конституции Веймарской республики (1918). Утверждение веротерпимости в Австрии в период правления Иосифа II (1780–1790). Последствия отмены Нантского эдикта для развития религиозной ситуации во Франции. Религиозное законодательство Великой французской революции. «Декларация прав человека и гражданина» (1789). Французское религиозное законодательство XIX в. и его эволюция. Отделение церкви от государства во Франции (1904–1905). «Акт о веротерпимости» (1689) в Англии и его историческое значение. Положение католиков в Англии в XVIII в., антикатолическое законодательство. «Мятеж лорда Гордона» (1780) и его последствия. Эмансипация католиков (1829) и иудеев (1858–1860). Решение вопроса о допуске атеистов в Парламент.


Литература:
(см. общий перечень)

Тема 3. Модели государственно-конфессиональных отношений в современном мире
Отношения государства с религиозными объединениями и модели государственной политики в сфере свободы совести и вероисповедания. Структурные элементы модели вероисповедной политики: концептуальные (теоретико-методологические) положения, правовая база, организационно-управленческие структуры (в том числе и специализированные). Виды моделей вероисповедной политики в истории России ХХ в.

Клерикальное (конфессиональное) государство и его признаки. Теократическое государство. Понятие и признаки светского государства. Принцип свободы совести и его реализация в современных странах мира. Современный католицизм о религиозной свободе. Декларация «О религиозной свободе». Представления РПЦ о церковной свободе. «Основы социальной концепции РПЦ» 2000 г. Представители протестантских церквей о религиозной свободе. «Основы социальной концепции Российского объединенного союза христиан веры евангелической». «Основные положения социальной программы российских мусульман». Соотношение понятий «религиозная свобода» и «свобода совести».

Типология религиозных объединений. Крупнейшие мировые религии: христианство, ислам, буддизм, иудаизм, синтоизм Организационно-институциональная структура религиозных объединений. Виды религиозных объединений (организаций и групп): конфессия, церковь, деноминация, секта, харизматический культ. Понятие о Церкви и ее юридической природе. Христианское учение о государстве (православие, католицизм, протестантизм).

Понятие о моделях государственно-конфессиональных отношений. Государственная церковь. Кооперационная модель государственно-конфессиональных отношений. Конкордаты государств с Римско-католической церковью. Понятие и признаки сепарационной модели государственно-конфессиональных отношений. Американская, французская и немецкая модели государственно-конфессиональных отношений. Особенности взаимоотношений государства и конфессий в государствах Европейского Союза.


Литература:
(см. общий перечень)

Тема 4. Международные нормативные правовые акты в сфере отношений государства и религиозных объединений
Свобода совести как устойчивый термин международного права. Отражение понятия «свобода совести» во Всеобщей декларации прав человека (1948), Европейской конвенции по правам человека и основным свободам (1950), Международном пакте о гражданских и политических правах (1966), Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии и убеждений (1981), Заключительном документе Венской Встречи представителей государств-участников Конференции по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ/ОБСЕ, 1989), Парижской хартии для новой Европы (1990) и др. Многообразие форм церковно-государственных отношений в рамках светского государства
Литература:
(см. общий перечень)

Тема 5. Правовое регулирование государственно-конфессиональных отношений в Российской империи
Соотношение власти и церкви в Древней Руси (X-XIII вв.). Взаимоотношения княжеской власти и церкви в эпоху феодальной раздробленности. Позиция церкви в междоусобных конфликтах русских князей. Влияние Византийского патриарха на внутреннюю политику Руси. Формы взаимодействия церкви и государства в период феодальной раздробленности. Роль церкви в возвышении Московского княжества. Особенности положения русского государства и церкви при монголо-татарском иге. Миссионерская и политическая деятельность церкви в 13-14 веках. Православная теократия на Руси в период московский царей. Иосиф Волоцкий о божественности русской империи. Теория «Москва-третий Рим» и ее автор - старец Филофей. Положение церкви в правление Ивана Грозного.. Раскол церкви и роль монарха в процессе борьбы за духовную власть. Взаимоотношения светской и церковной властей в ходе становления автокефалии и Московского патриархата. Дальнейшее развитие учения о симфонии Церкви и российского государства. Роль церкви в сохранении государственности в период Смуты. Соборное Уложение 1649 г. и определение правового статуса церкви. Патриарх Никон и его роль в истории церковно-государственных отношений на Руси. Дискуссия о соотношении «священства» и «царства» на Руси в XVII в. Петр I и его реформа государственно-церковных отношений. Феофан Прокопович (советник Петра), Стефан Яворский о взаимоотношениях власти и религии. Абсолютизм и Церковь. Государственно-церковные отношения в XIX веке.

Статус и положение иноверцев и инославных в Киевской и Московской Руси. Положение и судьбы еретиков. Раскол РПЦ и положение старообрядцев. Указы о веротерпимости Петра I. «Священный союз» и идеология «евангельского государства» в эпоху царствования Александра I. Положение «христиан иностранных исповеданий» и иноверцев в XIX в. и его отражение в «Полном собрании законов Российской империи». Устав духовных дел иностранных исповеданий. Указ 1905 г. о расширении прав инославных и иноверных исповеданий. Временное правительство и попытка решения вероисповедного вопроса.


Литература:
(см. общий перечень)

Тема 6. Основные этапы истории взаимоотношений советского государства и религиозных объединений
Изменение отношений государства и Церкви в ходе и после трех революций в России. Декрет о свободе совести 1918 г. Участие церкви в социальных процессах в России в начале 20-го века. Репрессии в отношении священнослужителей и паствы в советский период. Изменения в советском законодательстве о религиозных объединениях в 1920-е   1930-е гг. Конституции 1918 г. и 1936 г. Взаимоотношения церквей и государства в период Великой Отечественной войны. Изменение положения РПЦ в конце Великой Отечественной войны. Государственно-церковные отношения после восстановления Патриаршества. Советское законодательство о религиозных объединениях в 1950-е — 1980-е гг. Конституции СССР (1977г.) и РСФСР (1978г.) об отделении школы от церкви. Принципы светскости государственного образования в советском законодательстве о свободе совести и религиозных объединениях. Советская школа и духовные учебные заведения в СССР и РСФСР в середине 80-х г.г. Система религиоведческого и атеистического образования в государственных и общеобразовательных учреждениях.

Преобразование вероисповедной политики в СССР и в РСФСР. Разработка и принятие Закона СССР «О свободе совести и религиозных организациях» (1990 г.), его основные положения.


Литература:
(см. общий перечень)

Тема 7. Конституционно-правовые основы государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации
Состав российского законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и религиозных объединениях. Конституция РФ (1993) о свободе совести. Основные виды федеральных законов и иных нормативных правовых актов, связанных с защитой и регулированием права на свободу совести, с деятельностью религиозных объединений. Равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от отношения к религии. Светский характер государства, отделение религиозных объединений от государства. Равенство религий и религиозных объединений перед законом и государством. Содержание права на свободу совести и свободу вероисповедания. Запрет на пропаганду религиозной ненависти и религиозного превосходства. Право на альтернативную гражданскую службу. Разграничение предметов ведения в области регулирования и защиты прав и свобод человека и гражданина.

Федеральный Закон «О свободе совести и религиозных объединениях» (1997): структура, основные положения и практическая реализация. Обстоятельства и условия, в которых разрабатывался Федеральный Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», мотивы его принятия. Структура закона. Значение преамбулы. Общие положения: о праве на свободу совести и свободу вероисповедания, о взаимоотношениях государства и религиозных объединений, о религиозном образовании. Основное содержание глав закона: «Религиозные объединения», «Права и условия деятельности религиозных организаций», «Надзор и контроль за исполнением законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях». Основные подзаконные акты, обеспечивающие реализацию закона. Акты Конституционного Суда. Перерегистрация религиозных организаций. Проблемы совершенствования действующего законодательства.


Литература:
(см. общий перечень)

Тема 8. Проблемы правового регулирования государственно-конфессиональных отношений в современной России
Основные сферы взаимодействия органов власти и религиозных объединений в современных условиях. Практика заключения соглашений о сотрудничестве между государственными ведомствами и религиозными организациями.

Роль Президента, Федерального Собрания и Правительства Российской Федерации в формировании и реализации государственной вероисповедной политики. Значение судебной власти. Специализированные структуры по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте, Правительстве, в федеральных министерствах и ведомствах, направления их деятельности. Особенности отношений органов власти субъектов федерации с религиозными объединениями. Основные аспекты взаимодействия органов местного самоуправления с религиозными объединениями. Роль прокуратуры и органов юстиции в обеспечении соблюдения законодательства о свободе совести и религиозных объединениях.

Строительство Вооруженных Сил Российской Федерации и проблемы реализации принципа свободы совести. Проблемы взаимодействия духовных и светских образовательных учреждения на современном этапе.

Динамика изменений в конфессиональном пространстве и в межконфессиональных отношениях. Новые религиозные движения и проблема их взаимоотношений с традиционными церквами и деноминациями, а также органами власти и управления (в центре и на местах). Поиск новых форм сотрудничества государства с религиозными организациями: основные сферы взаимодействия, успехи и трудности. Проблемы выработки концептуальных основ вероисповедной политики государства. Тенденции и перспективы развития государственно-конфессиональных отношений. Роль правовых и религиозных норм в преодолении политического экстремизма и религиозных конфликтов.


Литература:
(см. общий перечень)

8. Образовательные технологии
При реализации различных видов учебной работы могут использоваться следующие виды образовательных технологий: проблемные лекции, лекции с техникой обратной связи, обсуждение тем в форме дискуссий и «мозгового штурма» на основании ранее предложенного плана, деловые и ролевые игры.
9. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации магистранта
9.1. Домашнее задание
Выполнение домашнего задания по курсу предполагает реферирование научных статей и монографий, отвечающих тематике курса. Перечень статей для реферирования определяет преподаватель.

9.2. Перечень вопросов к зачету


  1. Взаимосвязь религиозных и правовых норм в процессе становления и развития правовых отношений.

  2. Типология и виды религиозных объединений (мировые религии, конфессии, деноминации, секты, харизматические культы и др.).

  3. Понятие о моделях государственно-конфессиональных отношений (государственная церковь, кооперационная, сепарационная). Их особенности.

  4. Клерикальное (конфессиональное) и теократическое государства. Понятие и признаки.

  5. Понятие светского государства. Принцип свободы совести и его реализация в современных странах мира.

  6. Основные международные нормативные правовые акты по защите права на свободу вероисповедания и совести.

  7. Особенности законодательства о культах в странах мира.

  8. Секуляризация: ее последствия и проблемы современного развития.

  9. Особенности взаимодействия правовой и религиозной систем в истории России.

  10. Правовое регулирование государственно-конфессиональных отношений Российской империи

  11. Правовое регулирование государственно-конфессиональных отношений в советский период

  12. Правовое регулирование государственно-конфессиональных отношений в период перестройки

  13. Правовое регулирование государственно-конфессиональных отношений в современный период

  14. Влияние современной религии на общество на локальном, региональном и мировом уровнях.

  15. Кризис современного общества и возрождение религии: причины, характер и перспективы.

  16. Общая характеристика законодательства России о свободе совести и религиозных объединениях.

  17. Конституция РФ (1993 г.) о свободе совести и вероисповеданий.

  18. Закон «О свободе совести и о религиозных организациях» (1997 г.) и «О свободе вероисповеданий» (1990 г.): сравнительный анализ.

  19. Практика Реализации Закона РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997 г.) в субъектах РФ: особенности, своеобразие, трудности воплощения.

  20. Религиозные объединения в России: формы и виды, порядок образования, регистрации и ликвидации.

  21. Основные нормативные акты федеральных органов власти, министерств, ведомств по вопросам деятельности религиозных объединений.

  22. Проблемы клерикализации и секуляризации в современной России

  23. Религия и экономика. Экономические аспекты социальных доктрин католицизма, протестантизма, православия, ислама и других религий.

  24. Религия и политика. Религиозные политические партии и самодеятельные религиозные объединения.

  25. Религия и международные отношения. Конфликты. Национальный и религиозный экстремизм.

  26. Социальные доктрины современных христианских церквей (католической и православной).

  27. Религиозный фундаментализм как реакция на модернизацию и глобальные проблемы современного мира.

  28. Роль правовых и религиозных норм в преодолении политического экстремизма и религиозных конфликтов.



10. Порядок формирования оценок по дисциплине

Результирующая оценка за итоговый контроль в форме зачета выставляется по следующей формуле:

О (результирующая) = О (накопленная) + О (зачет).
Удельный вес относительной важности форм контроля:

Накопленная оценка – 0,5

Зачет – 0,5
Накопленная оценка рассчитывается с помощью взвешенной суммы оценок за отдельные формы текущего контроля (текущая успеваемость на семинарах – 0,5; домашнее задание – 0,5).

Способ округления суммы накопленной и результирующей оценок: от 0,5 и выше – в пользу студента.


11. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
11.1. Базовый учебник

Базовый учебник по данной дисциплине отсутствует. В качестве такового могут быть использованы следующие учебники и монографии:



  1. Государства и религии в Европейском союзе (опыт государственно-конфессиональных отношений) / Сост. Герхард Робберс. М.: Институт Европы РАН, 2009.

  2. Залужный А.Г. Право. Религия. Закон. М.: «Научная книга», 2008. Гл. 1. С. 10-90.

  3. История государственной политики СССР и России в отношении религиозных организаций в 1985 – 1999 гг. // Под общ.ред. А.П. Торшина. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010.

  4. История религий в России: учебник / Под общ. ред. О.Ю. Васильевой, Н.А. Трофимчука. М.: Изд-во РАГС, 2004.

  5. Стецкевич М.С. Свобода совести: Учебное пособие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006.


11. 2. Основная литература ко всему курсу


  1. Берман Г. Дж. Вера и закон: примирение права и религии. М.:Ad Marginem, 1999.

  2. Берман Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. М.: Изд-во МГУ, 1994.

  3. Гараджа В.И. Социология религии. М.: Аспект Пресс, 1996.

  4. Гражданские права человека: современные проблемы теории и практики / Под ред. Ф.М. Рудинского. М.: ЗАО «ТФ «МИР», 2010. Гл. 9. С. 247-410.

  5. Клочков В. В. Религия. Государство. Право. М.: Мысль, 2006.

  6. Лупарев Г.П. Светское государство: теоретико-методологические основы, признаки и принципы // Десять лет на пути свободы совести. Проблемы реализации права на свободу совести и деятельность религиозных объединений / Под ред. А.В. Пчелинцева и Т.В. Томаевой. М.: Институт религии и права, 2002.

  7. Мировой опыт государственно-церковных отношений. М., 1999.

  8. Модели церковно-государственных отношений стран Западной Европы и США: Сборник научных трудов. Киев, 1996.

  9. Морозова А.А. Государство и церковь. Особенности взаимоотношений // Государство и право. 1995. №3. С.86-95.

  10. Николин А. Церковь и государство (история правовых отношений). М., 1997.

  11. Нисневич Ю.А. Светское государство: проблемы политико-правовой концептуализации // Двадцать лет религиозной свободы в России // Под ред. А. Малашенко и С. Филатова. М.: РОССПЭН, 2009. С. 131-159.

  12. Осавелюк А.М. Государство и Церковь. М.: РГТЭУ, 2010. Гл. 1-3.

  13. Основы социально-правовой концепции Русской Православной Церкви. М., 2000.

  14. Папаян Р.А. Христианские корни современного права. М., 2002.

  15. Понкин И.В. Правовые основы светскости государства и образования. М.: Про-Пресс, 2003.

  16. Понкин И.В. Современное светское государство: конституционно-правовое исследование. М., 2005.

  17. Религия и конфликт / Под. ред. А. Малашенко и С. Филатова; Моск. Центр Карнеги. М.: РОССПЭН, 2007.

  18. Салыгин Е.Н. Теократическое государство. М., 1999.

  19. Сафонов А.А. Свобода совести и модернизация вероисповедного законодательства Российской империи в начале XX века: монография. Тамбов, 2007.

  20. Свобода религии и убеждений: основные принципы (философия, законодательство, защита свободы совести). М.: Институт религии и права, 2010.

  21. Суворов Н.С. Учебник церковного права. М.: Издательство «Зерцало», 2004.

  22. Сьюэлл Э. Сравнительная характеристика светских государств и равенство религиозных организаций // Пределы светскости: общественная дискуссия о принципе светскости государства и о путях реализации свободы совести. М., 2003. С.44-56.

  23. Сюкияйнен Л.Р. Шариат и мусульманско-правовая культура. М.: ИГП РАН, 1997.

  24. Тер-Акопов А.А. Христианство. Государство. Право. К 2000-летию христианства. М., 2000.

  25. Ципин В. Церковное право. Курс лекций. М., 1994.


11.3. Дополнительная литература ко всему курсу

    1. Вениамин (Новик), игумен. Православие. Христианство. Демократия. СПб., 1999.

    2. Вуд Дис Э. Право человека на свободу религии в исторической и международной перспективе // Диа-Логос. Религия и общество. 1997. Вып. 2. С. 11-20.

    3. Вэбб Ф. Отношение к свободе совести в России и США // Религия и право. 1998. №3 (6). С.13-15.

    4. Государственно-церковные отношения в России (опыт прошлого и современное состояние). М., 1996.

    5. Григоренко А.Ю. Церковно-государственные отношения в современной России и проблема религиозной свободы и веротерпимости // Вступая в третье тысячелетие: религиозная свобода в плюралистическом обществе. Материалы международной конференции (Москва, 23-24 марта 1999). М., 2000. С. 106-118.

    6. Григоренко А.Ю. Религия, общество, государство в современной России (некоторые аспекты проблемы) // Религиозные организации и государство: перспективы взаимодействия (Москва, 23-24 марта 1999). М., 2000. С. 25-33.

    7. Ерофеев К.Б. Сборник нормативно-правовых актов о свободе совести и о религиозных объединениях. СПб., 1999.

    8. Закон о свободе совести 1997 г.: международные нормы и российские традиции. М., 1998.

    9. Законодательство о свободе совести и правоприменительная практика в сфере его действия. М., 2001.

    10. Мирашникова Е. Государственно-церковные отношения в Германии // Религия и право. 1998. № 1-2 (4-5).

    11. Одинцов В.И. Церковно-государственные отношения в России. М., 1995.

    12. Права человека и религия. Хрестоматия. М., 2001.

    13. Права человека в современной религиозной мысли Запада. М., 1992.

    14. Религиозные объединения. Свобода совести и вероисповедания. Нормативные акты. Судебная практика. М., 200.

    15. Розенбаум Ю. Некоторые проблемы государственно-конфессиональных отношений на современном этапе // Диа-Логос. Религия и общество, 1997. Вып. 2. С. 288-292.

    16. Российское законодательство о свободе совести в 80-90-х гг. XX в. М., 1999.

    17. Шефтель М. Церковь и государство в императорской России. // Диа- Логос. 1997. Вып. 2. С. 383-396.

    18. Янсдоттер М. Швеция: Церковь и государство на пороге перемен. // Религия и право. 2000. № 1.


11.4. Программные средства
Для успешного освоения дисциплины студент использует следующие программные средства:

  • Автоматизированная информационно-поисковая правовая система «КонсультантПлюс»;

  • Автоматизированная информационно-поисковая правовая система «ГАРАНТ»;

  • Электронная библиотека НИУ ВШЭ с возможностью удаленного доступа.

  • Система дистанционного сопровождения образовательного процесса LMS.


11.4. Дистанционная поддержка дисциплины
Система дистанционного сопровождения образовательного процесса LMS.

12. Материально-техническое обеспечение дисциплины



Для презентаций материалов лекционных и семинарских занятий предполагается использование мультимедийного проектора.




Кто не может найти счастье в пути, не найдет его и в конце дороги.
ещё >>