Программа дисциплины «Государственная служба: современные проблемы и тенденции» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Дисциплины «Современные тенденции в искусстве» 1 32.91kb.
Программа дисциплины «Современные проблемы политической философии» 5 387.05kb.
Программа дисциплины «Современные проблемы политической философии» 5 387.26kb.
Программа дисциплины современные проблемы химической физики Цикл дс 1 75.69kb.
Учебная программа дисциплины «Государственная и муниципальная служба» 1 119.44kb.
Учебная программа дисциплины «История социальной работы» 1 276.26kb.
Рабочая программа дисциплины современные проблемы налогового права... 1 204.45kb.
В чем актуальность проблемы? 1 30.94kb.
Программа дисциплины Общие проблемы договорного права для специальности... 1 164.79kb.
Современные проблемы экономики России сквозь призму идей М. 1 39.22kb.
Программа дисциплины актуальные проблемы современной науки и журналистика... 1 69.05kb.
Шмо учителей русского языка и литературы на 2009-2010 учебный год... 1 92.96kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа дисциплины «Государственная служба: современные проблемы и тенденции» - страница №1/1



Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации
Государственный университет - Высшая школа экономики


Программа подготовлена в рамках Инновационной образовательной программы ГУ-ВШЭ «Формирование системы аналитических компетенций для инноваций в бизнесе и государственном управлении»



Факультет государственного и муниципального управления


Программа дисциплины


«Государственная служба: современные проблемы и тенденции»
для специальности

080504.65 «Государственное и муниципальное управление»

(подготовка специалиста)

Автор: А. Г. Барабашев

abarabashev@hse.ru

Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры

«Государственное и муниципальное управление государственной и муниципальной

службы
Председатель УМС Розов М.А. Зав.кафедрой Барабашев А.Г.


______________________________ _______________________________
«_____» __________________ 200 г. «____»___________________200 г.

Утверждена УС ФГиМУ

_________________________________

Ученый секретарь Симонова Л.М.

_________________________________
« ____» ___________________200 г.


Москва, 2008
ОГЛАВЛЕНИЕ



Название раздела

Стр.

I. Описание курса

3

1. Научная и содержательная новизна курса

3

2. Тематический план учебной дисциплины (курса)

7

II. Содержание курса

9

1. Темы курса

9

2. Перечень примерных контрольных вопросов (по темам)

20

3. Примерная тематика эссе

22

4. Примерный перечень вопросов к экзамену

24

5. Базовое учебное пособие

26

6. Литература к курсу в целом

26

III. Формы контроля

27


II. Описание курса
1. Научная и содержательная новизна курса:
Предлагаемый учебный курс относится к первому этапу разработки нового теоретико-методологического подхода к государственной службе. Он соединяет вместе все три компонента (ракурса) изучения института государственной службы: дает сводные описания основных теорий государственной службы, представляет сложившуюся практику функционирования государственной службы, и в сжатом виде вводит в образование для специалистов разного профиля (поступающих в магистратуру по специальности «Государственное и муниципальное управление») тематику проводимых реформ государственной службы. Таким образом, создаются предпосылки для комплексного усвоения основ проблематики всей государственной службы, что в свою очередь создает фундамент для теоретического осмысления, построения новой теории государственной службы, по своему практическому применению значительно превосходящей существующие теории.

Курс по выбору предназначен для направления 080504.65-02 подготовки специалиста.


1.2. Содержательная новизна.

При описании института государственной службы (тема 1) анализируются причины, побудившие к принятию нового законодательства о государственной службе Российской Федерации (Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» и Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации»), разграничивающего понятия государственных должностей и должностей государственной службы, отделившего регулирование исполнения должностных обязанностей государственными служащими от регулирования трудовых отношений в других секторах экономики (применение трудового права по принципу субсидиарности, а также введение классных чинов вместо квалификационных разрядов), установившего виды и уровни государственной службы. Сравниваются система государственной службы Российской Федерации и две наиболее распространенные зарубежные системы государственной службы – англо-саксонская и континентальная.

Представление основных существующих теорий государственной службы (теории М. Вебера и теории «Нового государственного управления») в теме 2 не сводится, как это обычно происходит, к их описанию, но сопровождается сравнительным анализом применимости этих теорий в практике государственного управления. Здесь также делается акцент на соотношении государственной службы и общества, дается развернутый ответ на фундаментальный вопрос: работает ли государственный аппарат для обеспечения полномочий государства, либо он в первую очередь должен работать «на общество» (функция предоставления государственных услуг)? Показывается, что имеющиеся теории государственной службы дают разные ответы на указанный вопрос, и эти ответы одинаково неудовлетворительны.

Тема 3, посвященная истории развития государственной службы России до 2000-го года, сосредотачивает внимание слушателей на современной истории отечественной государственной службы (после 1991-го года), и этапы современной истории государственной службы (1993-94 гг., 1997-98 гг., 1999-2000 гг.) рассматриваются сквозь призму дореволюционного и советского периодов развития российской государственности.

В теме 4 не только дается краткий страновой анализ систем государственной службы с отнесением этих систем к представленным ранее англо-саксонской и континентальной системам, но анализ этих систем, как и в случае российской государственной службы, дается на материалах современного этапа их развития.

При рассмотрении темы 5 в оборот вводятся итоги создания и первых результатов применения новых нормативных правовых актов о государственной службе, принятых после 2000 г., включая Концепцию реформирования системы осударственной службы Российской Федерации (2001 г.), Федеральный Закон «О системе государственной службы Российской Федерации» (2003 г.), Федеральный Закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (2004 г.), а также Федеральную программу «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003 – 2005 годы)», продленную на 2006-2007 годы.

Заключительная тема 6 посвящена рассмотрению итогов реализации целей и задач, поставленных во время первого этапа создания института государственной службы Российской Федерации (этапа реформирования, с 1991 по 2005 годы). Показывается, что многие из этих целей и задач не выполнены. Даются характеристики нового этапа развития системы государственной службы Российской Федерации, основной целью которого является реализация на практике новых управленческих технологий. Это – этап практической реализации заложенных новым законодательством о государственной службе принципов, целей и задач функционирования системы государственной службы демократического правового государства.



Таким образом, в курсе дается синтетическое описание истории, теории и проблем реформирования и развития государственной службы в сравнительном контексте.
2. Тематический план учебной дисциплины (курса):






Название темы

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа










Лекции

Сем. и практ. занятия




1

Введение в дисциплину. Институт государственной службы и принципы его функционирования.

4

4




6

2

Основные теории государственной службы. Государственная служба и общество.

10

2




6

3

Современная история развития института государственной службы России (до 2000 года).

8

4




6

4

Государственная служба зарубежных стран: история, традиции, модели.

8

4




6

5

Создание системы государственной службы Российской Федерации (реформирование государственной службы Российской Федерации начиная с 2000 года и до настоящего времени). Основные этапы.

10

2




6

6

Современные проблемы и тенденции дальнейшего развития государственной службы Российской Федерации.

12

2




4




Итого

54

20




34



III. Содержание курса
1. Темы курса

Тема 1: Введение в дисциплину. Институт государственной службы и принципы его функционирования.

Понятие государственной службы. Институт государственной службы и его место в системе государственного управления. Государственные должности и должности государственной службы. Виды государственной службы: государственная гражданская служба, правоохранительная и военная служба. Уровни государственной службы. Принципы государственной службы. Взаимосвязь государственной службы и общества. Взаимосвязь государственной и муниципальной службы. Должности государственной службы: категории и группы должностей (для государственной гражданской службы). Реестры должностей и классные чины (для государственной гражданской службы). Квалификационные требования к должностям. Правовое положение государственных служащих. Ограничения и запреты на государственной службе. Конфликт интересов и его урегулирование. Поступление и прохождение государственной гражданской службы (конкурсное и внеконкурсное замещение вакантной должности, аттестация, квалификационый экзамен для последующего присвоения классного чина). Служебные контракты и их типы. Должностные регламенты. Оплата труда государственных служащих. Особый порядок оплаты труда. Фонд оплаты труда.

Государственные гарантии на государственной службе. Служебное время и время отдыха. Кадровая работа и кадровый состав государственной службы. Профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации и стажировка государственных служащих. Работа с кадровым резервом.

Система управления государственной службой Российской Федерации и зарубежный опыт.

Англо-саксонская и континентальная модели государственной службы, их соотношение с российской системой государственной службы.
Основная литература:


  1. Федеральный закон «О системе государственной службы в Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ.

  2. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ.


Дополнительная литература:

  1. Реформа государственной службы РФ (2000 – 2003 годы). М., Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2006 г. (Глава 1), с. 13-39.

  2. Оболонский А.В. Бюрократия для ХХ1 века? Модели государственной службы: Россия, США, Англия, Австралия. М. «Дело», 2002, гл. 3, с. 34-61, гл.4, с.73-141.



Тема 2: Основные теории государственной службы. Государственная служба и общество.

Концепция М. Вебера профессиональной государственной службы. Веберовско-вильсоновская модель бюрократии. Принцип аполитичности государственных служащих и сохранение преемственности в работе государственного аппарата при замене политического руководства и лидерства. Принцип исчерпывающего описания должностных обязанностей государственных служащих, устранение элементов усмотренческих решений и контроль за уровнем профессионального соответствия государственных служащих возложенным на них обязанностям. Система профессиональных заслуг и достоинств (Merit system).

Недостатки (издержки) веберовской модели государственной службы при ее практической реализации: а) организационные издержки (потеря инициативности аппаратом, стремление переложить ответственность на руководство и поиск бюрократического консенсуса, замедление принятия решений); б) гражданские издержки (идеальный бюрократ как человек вне общества и без гражданской позиции; отсутствие открытости и прозрачности государственного аппарата); в) политические издержки (резкая граница между карьерными бюрократами и политическими назначенцами ухудшает взаимодействие этих стратов).

Концепция «нового государственного управления» (New Public Management). Наличие плоских (горизонтальных) связей между государственными служащими, представляющими разные структурные подразделения одного государственного органа и разные государственные органы. Предоставление государственным служащим возможности проявлять инициативу на рабочем месте. Акцент на клиентоориентированности деятельности государственных органов и служебной деятельности государственных служащих (предоставление услуг). Открытость и прозрачность государственной службы. Открытость государственной службы для входа из других секторов экономики (создание единого рынка труда). Новые способы оплаты служебной деятельности на основе оценки ее эффективности и результативности.

Недостатки концепции «Нового государственного управления»: а) злоупотребление инициативностью (усмотренческое поведение государственных служащих); б) распространение коррупции в государственных аппаратах тех стран, в которых отсутствует должный уровень административной культуры (в первую очередь, в переходных странах); в) не вся служебная деятельность государственных служащих и функции государственных органов являются клиентоориентированными. Агентская схема не универсальна и не отменяет традиционных схем управления, в частности внутренние отношения в государственном аппарате не являются агентскими; г) недоучет специфики государственно-служебных отношений и связанных с ними ограничений; д) чрезмерное разрушение корпоративного сознания государственных служащих вследствие неограниченных переходов из других структур, в особенности из бизнес-сектора.

Основная литература:


  1. Государственная служба: комплексный подход - уч.пособие, М. «Дело», 2000. Руководители авторского колл. А.В. Оболонский, А.Г. Барабашев. Гл.1, с.13-33.


Дополнительная литература:

  1. Мэннинг Н, Парисон Н. Реформа государственного управления. Международный опыт. М. «Весь мир». 2003. С. 23-43.

  2. А.В.Оболонский. Бюрократия и государство. М. ИГП РАН, 1996, с. 5-17.



Тема 3: Современная история развития института государственной службы России (до 2000 года).

Попытка реформирования государственной службы Российской Федерации в 1992-94 годах (Роскадры). Институциональное оформление государственной службы Российской Федерации: возникновение Роскадров как федерального органа по организации государственной службы. Политико-организационные особенности возникновения Роскадров. Основные направления работы Роскадров. Организационный механизм формирования государственной службы и цели кадровой политики. Создание сети учебных заведений по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации государственных служащих. Разработка основ нормативно-правового обеспечения о государственной службе Российской Федерации (включая подготовку проекта федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации"). Роспуск Роскадров (май 1994 года) как окончание первого этапа (попытки) реформирования созданной государственной службы Российской Федерации.

Попытка реформирования государственной службы в рамках разработки административной реформы в 1997-98 годах. Отсутствие стратегии преобразований и потребной модели государственной службы как важнейший фактор состояния государственной службы Российской Федерации перед 1997 годом. Формирование стратегии реформирования государственной службы Российской Федерации в рамках разработки концепции административной реформы. Политические условия (заказ) на проведение преобразований. Организационный механизм разработки концепции административной реформы и его недостатки. Основные черты концепции реформирования государственной службы, предложенные в рамках административной реформы: создание государственной службы на основе системы профессиональных заслуг и достоинств (профессиональной государственной службы); ориентация государственной службы на удовлетворение законных нужд граждан; повышение общественного престижа государственной службы; изменение систем оплаты труда и социальной защищенности (социальных гарантий) государственных служащих. Типы предлагаемых мероприятий. Проблема гласности процесса подготовки реформы. Необходимость политической воли и административной последовательности реализации реформы. Уроки попытки реформирования государственной службы, предпринятой в 1997-98 годах.

Проект кодекса о государственной гражданской службе Российской Федерации, его структура.

Предложения Центра стратегических разработок по модернизации государственной службы в 1999-2000 годах. Состояние государственной службы Российской Федерации перед началом нового выборного цикла. Последствия дефолта 1998 года. Инструментальный характер технического задания для составления Концепции модернизации государственной службы и сама Концепция. Определение вариантов развития событий, выделение оптимального сценария и типов мероприятий в рамках этого сценария. Выбор варианта "медленного и осторожного продвижения" в качестве наиболее приемлемого и причины такого выбора. Отложенный характер реализации Концепции (причины).

Анализ эволюции представлений об основных направлениях реформирования и необходимых комплексов мероприятий, об организационных механизмах и последовательности исполнения мероприятий. Причины торможения реформирования государственной службы в 1992-2000 годы. Теория "циклов реформирования" государственной службы и российский опыт. Эволюция взглядов на направление реформирования государственной службы: формирование модели профессиональной государственной службы с учетом российских социально-экономических и политических условий. Формирование организационных механизмов реформирования государственной службы: успехи и неудачи. Изменения в предлагаемых последовательностях реализации мероприятий по реформированию государственной службы как следствие изменения социально-экономических и политических обстоятельств. Причины торможения реформ в 1990-е годы в Российской Федерации и возникновения следующих новых попыток реформирования государственной службы.



Основная литература:

  1. Реформа государственной службы России. История попыток реформирования с 1992 по 2000 год. М., Весь Мир, 2003.

  2. Государственная служба: комплексный подход - уч.пособие, М. «Дело», 2000. Руководители авторского колл. А.В. Оболонский, А.Г. Барабашев. Гл.2.

Дополнительная литература:

  1. Беков Х.А. Опыт работы Роскадров. М., ИПК госслужбы, 2001.

  2. Государственная служба: направления и этапы реформирования. – Материалы Мирового Банка. М., 2001, (веб сайт Мирового банка: www.worldbank.com).


Тема 4: Государственная служба зарубежных стран: история, традиции, модели.

Предыстория современных моделей бюрократии. Веберовско-вильсоновская модель, имперская (азиатская) и марксистская модели бюрократии. История эволюции бюрократии в 19 столетии: от патронажной системы и spoils system к профессиональной государственной службе.

Государственная служба в рамках англо-саксонской модели. Государственная служба Великобритании (реформа Норткотта-Тревельяна, фултонская реформа 1968г., лейбористская программа «Modernizing Government» и современное состояние английской государственной службы). Государственная служба США (Комиссия Э.Гора и ее концепция «Reinventing Government»). Государственная служба Канады (структура и система управления, антикоррупционные компоненты).

Государственная служба в рамках континентальной модели. Государственная служба Франции (закрытая административная карьера. Реформа 1983-84гг.). Государственная служба ФРГ (принцип пожизненного назначения, классификация чиновничества, правовой статус чиновника).

Государственная служба в рамках азиатской модели. Государственная служба КНР (государственная служба в период «культурной революции». «Китайская специфика» государственной службы: соединение идеологических принципов и принципов профессиональных заслуг и достоинств.

Партийная номенклатура в рамках марксистской модели. Советско-партийный аппарат. Система партийного принятия и исполнения управленческих решений. Привилегии и социальное обеспечение номенклатуры.


Основная литература:

  1. Мэннинг Н, Парисон Н. Реформа государственного управления. Международный опыт. М. «Весь мир», 2003.

Дополнительная литература:

1. Оболонский А.В. Бюрократия для ХХ1 века? Модели государственной службы: Россия, США, Англия, Австралия. М. «Дело», 2002.

2. «Реформа государственной службы: канадский опыт и российская действительность». Под ред. А.Г. Барабашева и С.В. Кабышева. М., Формула права, 2006.

3. Государственная служба и государственные служащие во Франции. Российско-французская серия: информационно-учебные материалы. М. Посольство Франции. 1994.

4. Копков А.Н. Государственная служба в КНР. М. 2003.

5. Восленский М.М. Господствующий класс Советского Союза. М. 1991.



Тема 5: Создание системы государственной службы Российской Федерации (реформирование государственной службы Российской Федерации начиная с 2000 года и до настоящего времени). Основные этапы.

Внутренние и внешние предпосылки современного этапа реформирования системы государственной службы Российской Федерации.

Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации (2001 г.). План первоочередных мероприятий по реализации Концепции.

Федеральная программа «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003 – 2005 годы)». Предпосылки реформирования системы государственной службы Российской Федерации программно-целевыми методами и формат программы. Разработка и опыт реализации Программы.

Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» (2003 г.). Основные положения Федерального закона: организационное и правовое обособление государственной гражданской, военной и правоохранительной служб как самостоятельных видов; разграничение компетенции между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации по вопросу осуществления полномочий в сфере правового регулирования и организации государственной службы; определение должностей государственной службы и их перечней, которые в совокупности составляют реестры должностей государственной службы по видам государственной службы; деление должностей на категории и группы; определение нанимателя государственного служащего; определение общих условий поступления, прохождения и прекращения государственной службы; введение положения о создании системы управления государственной службой на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (2004 г.). Отличия этого Федерального закона от Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» (1995 г.). Основные положения 79-ФЗ и проблемы принятия дополнительных нормативных правовых актов в связи необходимостью реализации данного ФЗ.



Основная литература:

1. Реформа государственной службы Российской Федерации (2000 – 2003 годы). М. Изд-во ГУ-ВШЭ, 2006, Главы II-IV.

2. Федеральный закон «О системе государственной службы в Российской Федерации» № 58-ФЗ.

3. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79-ФЗ.



Дополнительная литература:

1. «Государственное управление в ХХI веке: традиции и инновации» М., РОССПЭН, 2006.

2. Государственная служба: направления и этапы реформирования. – Материалы Мирового Банка. М., 2001, (веб сайт Мирового банка: www.worldbank.com)

Тема 6: Современные проблемы и тенденции дальнейшего развития государственной службы Российской Федерации.

Итоги этапа реформирования системы государственной службы Российской Федерации (заложены правовые основы организации и функционирования профессиональной государственной службы, сформирована государственная гражданская служба как вид государственной службы, выстроена система федеральной государственной службы и государственной службы субъектов Российской Федерации, обеспечена взаимосвязь государственной гражданской и муниципальной службы, разработаны и частично внедрены в экспериментах новые подходы к формированию корпуса государственной службы и обеспечению государственных служащих, включая изменение системы оплаты труда и государственных гарантий на государственной службе, предложены механизмы государственного управления, принципиально отличающиеся от действовавших ранее).

Проблемы, обусловливающие необходимость дальнейшего развития государственной службы Российской Федерации: Цели дальнейшего развития, стратегические приоритеты и задачи.

Организационная стратегия дальнейшего реформирования государственной службы Российской Федерации.



Основная литература:

1. Реформа государственной службы Российской Федерации (2000 – 2003 годы). М. Изд-во ГУ-ВШЭ, 2006, Глава V.



Дополнительная литература:

1. Барабашев А.Г. «Направления дальнейшего развития государственной службы» - в книге «Стратегия реформы государственного управления в России и ее реализация на региональном уровне» М., изд-во Алекс, 2005, с. 35-40.

2. Барабашев А.Г., Страусман Д. «Реформа государственной службы Российской Федерации в сравнительной перспективе» - в журнале «Вестник Московского университета». Серия 21 Управление (государство и общество), №3, 2005, с.3-35.

3. Барабашев А.Г., Штатина М.А. «Формирование системы управления государственной службой Российской Федерации» - в книге «Содействие реформе государственного управления в России» М., Норма, 2005, с. 70-89.



2. Перечень примерных контрольных вопросов (по темам):
По теме 1

  1. Что такое государственная служба? Каковы отличия государственно-служебных отношений от трудовых отношений?

  2. Каковы основные компоненты государственной службы как института?

  3. Каковы виды и уровни государственной службы Российской Федерации?

  4. Каковы основные принципы функционирования государственной службы?

  5. Какие категории и группы должностей государственной гражданской службы существуют?

  6. Что такое конфликт интересов на государственной службе?

  7. В чем отличия англо-саксонской и континентальной моделей государственной службы?

По теме 2

  1. В чем состоят основные положения концепции М. Вебера «государственной службы как машины» (идеальной государственной службы)?

  2. Что такое «политические назначенцы» и каково их соотношение с карьерными государственными служащими?

  3. Зачем, согласно М. Веберу, необходимо создание «аполитичного» государственного аппарата?

  4. Каковы основные положения концепции «Нового государственного управления» в части формирования государственной службы?

  5. Что такое «клиентоориентированный подход» к деятельности государственных служащих?

По теме 3

  1. В чем различие попыток реформирования государственной службы Российской Федерации (1992-2000 годы)?

  2. В чем заключаются основные отличия проекта кодекса о государственной гражданской службе Российской Федерации от Федерального закона «Об основах государственной гражданской службе Российской Федерации»?

  3. Какие организационные механизмы реформирования государственной службы, применялись в ходе реализации попыток реформирования.

  4. Как эволюционировали в 1990-е годы представления о потребной для Российской Федерации модели государственной службы?

По теме 4

  1. Что такое Spoils system и патронажная система государственной службы?

  2. Каковы основные направления реформы государственной службы Великобритании (реформа М.Тэтчер)?

  3. В чем заключаются основные направления модернизации госслужбы США в 90-е годы?

  4. Каковы основные черты французской системы администрации?

  5. В чем особенности «пожизненного статуса» чиновничества в ФРГ?

  6. Как совмещены идеологические принципы и принципы профессиональных заслуг и достоинств (merit system) в государственной службе КНР?

По теме 5

  1. Каковы были основные внутренние и внешние предпосылки современного этапа реформирования системы государственной службы Российской Федерации (с 2000 года)?

  2. В чем специфика Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации как особого по своему статусу нормативного правового акта?

  3. Почему ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» был заменен на новое законодательство о государственной службе?

  4. В чем отличие предметов ведения ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» и ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»?

  5. Каковы основные разделы Федеральной программы «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003 – 2005 годы)?».

  6. Каковы основные положения ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в части определения правового статуса государственного гражданского служащего?

По теме 6

  1. Каковы основные проблемы в сложившейся системе государственной службы Российской Федерации?

  2. В чем недостатки существующей правоприменительной практики?

  3. Каковы стратегические приоритеты дальнейшего развития государственной службы Российской Федерации?

IV. Формы контроля:

На лекциях производится разбор базовых понятий, принципов, теоретических подходов и истории функционирования государственной службы. Текущий контроль во время лекций (степень усвоения материала) производится с помощью интерактивных процедур, включающих в себя текущие обсуждения лекционного материала (инициирование вопросов слушателей во время лекции), представление лектором кейсов, объясняющих специфику применения элементов теории (с контрольными вопросами к слушателям по возможным последствиям того или иного развития ситуаций, представленных в кейсах), элементы обсуждений моделей принятия решений по управлению институтом государственной службы (вопросы слушателям со стороны лектора, как бы они поступали в рамках тех или иных моделей).



Итоговый контроль – зачет, оценка за который выставляется с учетом промежуточного контроля, исходя из следующих критериев перевзвешивания баллов:


Элемент

Вес, Σ = 1,0

Посещаемость занятий

0.2

Зачет

0.8



Посещаемость

Явка на занятия удостоверяется собственноручной подписью. Оценка за посещаемость вычисляется путем проецирования процента посещенных занятий на десятибалльную шкалу согласно следующему правилу. При посещении всех занятий мультипликатор составляет 10, при пропуске одного без уважительной причины  –  9, двух занятий  – 8, трех занятий  –  7, четырех занятий  – 6, пяти занятий  –  5. При пропуске 6 занятий и более без уважительной причины мультипликатор равен 0.



Зачет

Итоговая зачетная оценка формируется путем умножения начисленных баллов за отдельные виды промежуточного контроля на соответствующие веса, затем средневзвешенная оценка округляется до целых единиц, так что если ...

• Оср = 8, 9, 10, то – «отлично» (пятерка)

• Оср = 6, 7, то – «хорошо» (четверка)

• Оср = 4, 5, то – «удовлетворительно» (тройка)

• Оср = 1, 2, 3, то - «неудовлетворительно» (двойка)

Экзамен проводится по билетам, состоящим из двух вопросов (первый – обсуждение эссе, второй - соответствует темам данного курса). "Попадание" на комиссию не освобождает студента/студентку от обязанности представить письменные работы не менее чем за 24 часа до её начала, если это не было сделано заблаговременно.
Базовое учебное пособие:

Учебное пособие «Государственная служба: комплексный подход» под ред.

А.В. Оболонского и А.Г. Барабашева. М., Дело, 1999 (переиздание - 2000) г.
6. Литература к курсу в целом:


  • Конституция Российской Федерации;

  • Федеральный закон «О системе государственной службы в Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ;

  • Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ;

  • Реформа государственной службы России. История попыток реформирования с 1992 по 2000 год. М., Весь мир, 2003 г.;

  • Реформа государственной службы РФ (2000 – 2003 годы). М., Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2006 г.

Вопросы для оценки качества освоения дисциплины:

1. Институт государственной службы и его место в системе государственного управления.

2. Виды и уровни государственной службы.

3. Понятие должности государственной службы. Категории и группы должностей государственной гражданской службы.

4. Англо-саксонская и континентальная модели государственной службы и их соотношение с российской системой государственной службы.

5. Концепция М. Вебера профессиональной (идеальной) государственной службы.

6. Концепция «Нового государственного управления» как система принципов функционирования открытой государственной службы.

7. Первая попытка реформирования государственной службы Российской Федерации: Роскадры.

8. Основные особенности предложений по реформированию государственной службы в рамках разработки административной реформы в 1997-98 годах.

9. Структура проекта кодекса о государственной гражданской службе Российской Федерации.

10. Предложения Центра стратегических разработок по модернизации государственной службы Российской Федерации (1999-2000 гг.).

11. Эволюция бюрократии в 19 столетии: от патронажной системы и spoils system к профессиональной государственной службе.

12. Государственная служба в рамках англо-саксонской модели (Великобритания, США, Канада).

13. Государственная служба в рамках континентальной модели (Франция, ФРГ).

14. Государственная служба в КНР.

15. Марксистская модель «слома буржуазного государства» и партийно-советский аппарат.

16. Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации: основное содержание.

17. Федеральная программа «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003 – 2005 годы)». Разделы программы и особенности ее реализации.

18. Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации»: содержание и основные новации.

19.Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации»: новые подходы к организации функционирования государственной гражданской службы.

20.Основные проблемы современного этапа реформирования системы государственной службы Российской Федерации.

21.Организационная стратегия дальнейшего развития системы государственной службы.


Подпись автора: А.Г.Барабашев









Если умники обманывают ожидания, это еще не значит, что дураки спасут мир. Ян Чарный
ещё >>