Программа дисциплины для студентов специальности 030501. 65 «Юриспруденция» очной и заочной форм обучения. Тюмень: «Тюменская госуда - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа дисциплины для студентов специальности 030501. 65 «Юриспруденция»... 6 1340.86kb.
Программа дисциплины для студентов специальности 030501. 65 «Юриспруденция»... 5 513.35kb.
Программа дисциплины для студентов специальности 030501. 65 «Юриспруденция»... 9 1579.34kb.
Программа дисциплины для студентов специальности 030501. 65 «Юриспруденция»... 4 819.75kb.
Программа дисциплины для студентов специальности 032301 «Регионоведение»... 4 899.01kb.
Программа дисциплины для студентов специальности 080801. 65 «Прикладная... 7 480.28kb.
«тюменская государственная академия мировой экономики, управления... 30 2815.81kb.
«тюменская государственная академия мировой экономики, управления... 34 4433.31kb.
«тюменская государственная академия мировой экономики, управления... 16 3594.21kb.
Методические рекомендации для студентов специальности 030501 «Юриспруденция»... 8 1054.33kb.
Программа дисциплины для студентов специальности 032301. 65 «Регионоведение»... 8 710.3kb.
Учебная программа специальность «Юриспруденция» 1 267.45kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа дисциплины для студентов специальности 030501. 65 «Юриспруденция» очной - страница №1/2





Государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования Тюменской области

«Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права»


2.5. Реализация образовательных программ

СМК – РОП - ООП - 2.5. - 2012


История правовых и политических учений





Согласовано

Проректор по учебной работе

_______________ Т.А.Кольцова

"___"_______________2012 г.




УТВЕРЖДЕНО

Решением Учёного совета

(протокол № 10 от 30 мая 2012 г.)

И.Ф. Фирсов


ИСТОРИЯ ПРАВОВЫХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
Рабочая программа дисциплины
Специальность

030501.65 «Юриспруденция»
Форма обучения

очная, заочная

Тюмень


2012


ББК 67.412

П 68

История правовых и политических учений [Текст]: рабочая программа дисциплины для студентов специальности 030501.65 «Юриспруденция» очной и заочной форм обучения. Тюмень: «Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права» («ТГАМЭУП»). 2012. 40 с.

Рабочая программа дисциплины предназначена для лиц, обучающихся в высших учебных заведениях по специальности «Юриспруденция». Она включает в себя тематический план, содержание дисциплины, планы семинарских и практических занятий, методические рекомендации по написанию контрольных работ и другие учебно-методические разработки. Практическая ценность данной программы состоит в том, что в ней содержатся все необходимые для изучения дисциплины учебно-методические материалы, взятые в системе.

Одобрено на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин (протокол № 10 от 21.05.2012г.), печатается по решению учебно-методического совета (протокол № 9 от 23.05.2012г.).

Рецензенты:

Е. В. Киричек, к.ю.н., доцент, старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин филиала Московского института государственного управления и права в Тюменской области;

В. В. Горовенко, к.ю.н., доцент, заведующий кафедрой гражданского права и процесса «ТГАМЭУП»

Автор-составитель к.и.н. И.Ф. Фирсов

© Фирсов И.Ф. 2012

© «ТГАМЭУП», 2012



1. Организационно-методический раздел дисциплины


Цель и задачи дисциплины

В системе юридических наук и юридического образования «История политических и правовых учений» является самостоятельной научной и учебной дисциплиной одновременно исторического и теоритического профилей, что сближает ее с положением и функцией таких дисциплин как «История государства и права» (отечественная и зарубежных стран), «Теория государства и права» и др.

«История политических и правовых учений» изучает закономерности развития политико-правововой идеологии, значимые теории, идеи, т.е. жизнь, связи и судьбы политических и правовых доктрин, произведений, взглядов, идей, теорий.

Целями дисциплины являются:

а) практическая - овладение обучаемыми методологией исследования политических и правовых доктрин и приобретение на основе этого навыков самостоятельной работы по их созданию и практической реализации;

б) образовательная - овладение системными знаниями по важнейшим проблемам истории политических и правовых учений;

в) воспитательная - опираясь на высокий нравственный потенциал историко-юридической проблематики, активно формировать у обучаемых высокие патриотические и интернациональные качества, чувство социальной ответственности за современные научные исследования во имя добра, справедливости, законности, торжества в мире гуманистических, общечеловеческих ценностей. Воспитывать у будущих юристов высокую гражданственность, уважение к закону, неподкупность, непримиримость к нарушениям законности. Формировать способность к самостоятельному творческому мышлению.

Указанным целям соответствуют следующие задачи дисциплины:

1. Формирование у студентов системы знаний об основных категориях и понятиях истории политических и правовых учений, ее роли в системе правоведения, а также об основных закономерностях происхождения, развития и функционирования государственно-правовых явлений.

2. Изучение различных концепций государства, права, закона и др.

3. Формирование в ходе обучения у студентов ценностных ориентаций в жизни и практической деятельности.

4. Развитие умения осмысливать политико-правовые явления и процессы, ориентироваться в политико-правовой сфере.

5. Развитие профессиональных качеств на основе уяснения ценности политико-правовых явлений, в том числе противодействующих деформации правового сознания.

Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника

Учебная дисциплина «История политических и правовых учений» предусмотрена Госстандартом, а также учебным планом специальности 030501 – Юриспруденция. Формирование у обучаемых представлений об основных закономерностях развития государственно-правовой жизни общества, а также основных политико-правовых категорий и понятий, которые оказывают влияние и на усвоение материала отраслевых и других юридических дисциплин. Огромное значение изучения дисциплины «История политических и правовых учений» обусловливается и тем, что в результате закладывается основа общей юридической культуры, юридического мышления студентов. Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника определяется ее направленностью на формирование знаний, навыков и умений на основе изученного материала с научных позиций давать правильную оценку сложным государственно-правовым явлениям общественной жизни, понимать их социальное значение и выносить верные адекватные решения в будущей профессиональной деятельности.

Учебная дисциплина «История политических и правовых учений» преподается на третьем курсе в пятом семестре. Преподавание дисциплины осуществляется на основе гуманитарных знаний, полученных студентами ранее в процессе обучения. Особую значимость в процессе преподавания имеет обеспечение межпредметных связей с такими дисциплинами, как «Философия», «Социология», «Политология», «Теория государства и права», «История государства и права России», «История государства и права зарубежных стран».

Требования к уровню освоения содержания курса

В результате изучения дисциплины студенты должны:



знать:

- содержание основных направлений политико-правовой мысли в истории человеческой культуры и сущность важнейших современных политических и правовых учений, взглядов и теорий.



уметь:

- анализировать государственные и правовые явления в их историческом развитии, исторически правильно и научно осмысливать важнейшие отечественные и зарубежные правовые памятники и практику их применения, а также современные государственно-правовые явления и политико-правовые теории;

- применять полученные знания в практической деятельности юриста-ученого.

иметь представление:

- об основных тенденциях развития политико-правовой мысли и на этой основе более уверенно выбирать актуальные для нашей отечественной юридической науки и практики темы исследования;

- о современных проблемах «Истории политических и правовых учений» как науки и как учебной дисциплины, о научных подходах к ее периодизации и отбору литературных юридических памятников для изучения.
2. Объем дисциплины, виды учебной работы и формы контроля в соответствии с учебным планом специальности по формам обучения:

очная форма обучения

- общие часы – 90 часов;

- аудиторные занятия – 45 часов;

- лекции – 27 часов;

- семинарские (практические) занятия – 18 часов;

- самостоятельная работа – 45 часов;

- формы текущего и итогового контроля – экзамен (5 семестр).

заочная форма обучения

- общие часы – 90 часов;

- аудиторные занятия – 10 часов;

- лекции – 8 часов;

- семинарские (практические) занятия – 2 часа;

- самостоятельная работа – 80 часов;

- формы текущего и итогового контроля – контрольная работа, экзамен.
3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

очная форма обучения


Тема

всего часов

В том числе


аудиторные


СРС

всего

лекции

семинарск. (практич.)

занятия


всего

без преп.

с преп.

Тема 1. История политических и правовых учений как наука


4

2

2




2

2





Тема 2. Политические и правовые учения Древнего мира


6

4

2

2

2

2





Тема 3. Политические и правовые учения в государствах Западной Европы в Средние Века и эпоху Возрождения

10


4


2


2


6


4


2


Тема 4. Политические и правовые учения в период буржуазных революций (Голландия и Англия, XVII в.)


6

4

2

2

2

2





Тема 5. Политические и правовые учения эпохи Просвещения и Великой французской революции


8

4

2

2

4

4





Тема 6. Политические и правовые учения в Европе конца XVIII - XIX вв.


16

6

4

2

10

8

2


Тема 7. Общая характеристика политических и правовых учений XX века



8

6

4

2

2

2




Тема 8. Возникновение и становление российской политико-правовой мысли (XI-XVII века)


10

4

2

2

6

4

2


Тема 9. Политические и правовые учения в период формирования абсолютной монархии в России (вторая половина XVII – первая половина XIX вв.)


6

4


2


2


2


2





Тема 10. Политические и правовые учения в России во второй половине XIX – начале XX вв.


11

5

3

2

6

4

2


Тема 11. Политические и правовые идеи в России советского периода


5

2

2



3

2

1


ИТОГО


90

45

27

18

45

36

9


заочная форма обучения

Тема

всего часов

В том числе


аудиторные


СРС

всего

лекции

семинарск. (практич.)

занятия





Тема 1. История политических и правовых учений как наука


7

1

1




6


Тема 2. Политические и правовые учения Древнего мира


9

1

1



8


Тема 3. Политические и правовые учения в государствах Западной Европы в Средние Века и эпоху Возрождения

9


1


1



8


Тема 4. Политические и правовые учения в период буржуазных революций (Голландия и Англия, XVII в.)


6






6


Тема 5. Политические и правовые учения эпохи Просвещения и Великой французской революции


9

1

1



8


Тема 6. Политические и правовые учения в Европе конца XVIII - XIX вв.


10

2

1

1

8


Тема 7. Общая характеристика политических и правовых учений XX века



9

1

1


8


Тема 8. Возникновение и становление российской политико-правовой мысли (XI-XVII века)


7

1

1



6


Тема 9. Политические и правовые учения в период формирования абсолютной монархии в России (вторая половина XVII – первая половина XIX вв.)


7

1

1



6


Тема 10. Политические и правовые учения в России во второй половине XIX – начале XX вв.)


9

1


1

8


Тема 11. Политические и правовые идеи в России советского периода


8






8


ИТОГО


90

10

8

2

80


4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. История политических и правовых учений как наука

Объект и предмет исследования истории политических и правовых учений.

Общая характеристика учебной дисциплины. Критерии оценки политико-правовых доктрин

Место истории политических и правовых учений в системе гуманитарных и юридических наук. Становление и развитие политико-правовой идеологии.

Функции истории политических и правовых учений.

Методологические проблемы истории политических и правовых учений.



Тема 2. Политические и правовые учения Древнего мира

Политические и пра­вовые идеи в государствах Древнего мира и средних веков. Политическая и правовая мысль Древней Индии (брахманизм, ранний буддизм, индуизм).

Политическая и правовая мысль Древнего Китая (конфуцианство, даосизм, легизм).

Политические и правовые идеи софистов,

Политическое и правовое учение Платона, неоплатонизм.

Политическое и правовое учение Аристотеля.

Основные направления политической правовой мысли в Древнем Риме. Цицерон, римские юристы,

Представления об обществе и государстве в раннем христианстве.

Политико-правовое учение Аврелия Августина. «Град Божий».


Тема 3. Политические и правовые учения в государствах Западной Европы в Средние Века и эпоху Возрождения

Политико-правовые учения западноевропейского феодального общества, их сущность и особенности.

Политико-правовая теория Фомы Аквинского. Неотомизм.

Общая характеристика политического и юридического мировоззрения эпохи Возрождения.

Политические и правовые взгляды Н. Макиавелли, «Макиавеллизм».

Политико-правовое учение Марсилия Падуанского.

Политические и правовые идеи эпохи Реформации (Мартин Лютер, Томас Мюнцер, Жан Кальвин).

Теория государственного суверенитета Жана Бодена. «Шесть книг о республике».

Политические и правовые идеи утопического социализма. «Утопия» Томаса Мора.
Тема 4. Политические и правовые учения

в период буржуазных революций (Голландия и Англия XVII в.)

По­литические и правовые учения Нового времени. Политические и правовые взгляды зарождающейся буржуазии. Теория естественного права как идеологическая основа притязаний буржуазии на власть.

Политические и правовые учения в Голландии XVII в. (Г. Гроций, Б. Спиноза).

Политические и правовые учения в Англии XVII в. (Т. Гоббс, Д. Мильтон).

Учение Д. Локка о государстве. Теория разделения властей. Теория естест­венного права.


Тема 5. Политические и правовые учения

эпохи Просвещения и Великой французской революции

Политические и правовые учения немецкого и итальянского просвещения XVII-XVIII вв.

Политические и правовые учения во Франции в период кризиса абсолютизма и буржуазной революции конца XVIII в.: общая характеристика и особенности. (Вольтер, Дидро).

Политические и правовые взгляды Ш. Монтескье. Особенности учения о разделении властей.

Политические и правовые взгляды Ж.-Ж. Руссо. Теория народного суверенитета. Идеальный социально-политический строй.

Основные направления политической мысли в период Великой французской буржуазной революции (конституционалисты, жирондисты, якобинцы). М. Робеспьер о законности и революционном правительстве.



Тема 6. Политические и правовые учения

в Европе конца XVIII - XIX веков

Общая характеристика и особенности политических и правовых учений в Германии в период формирования буржуазных общественных отношений.

Политико-правовые взгляды представителей исторической школы права. Критика естественно-правовой теории. Отношение к кодификации права (Г. Гуго, Г. Пухта, К. Савиньи).

Правовые и полити­ческие учения Канта и Гегеля. Учение И. Канта о государстве и праве.

Гегелевская философия права. Соотношение гражданского общества и государства.

Общая характеристика и особенности политических и правовых учений в период становления и развития капитализма в Западной Европе. Либеральные политико-правовые доктрины.

Политико-правовая идеология либерализма. Учение Б. Констана о разделении властей, личной и политической свободе. Политические и правовые взгляды И. Бентама, Л. Штейна, Дж. Ст. Милля.

Юридический позитивизм (Д. Остин, К. Бергбом и др.).

Политические и правовые взгляды О. Конта. Позитивизм и социология. Идея общественной солидарности. План преобразования общества и государства.

Политические и правовые взгляды социалистов-утопистов (Сен-Симон, Ш. Фурье, Р Оуэн).

Общая характеристика и особенности политических и правовых учений второй половины 19 века в странах Европы.

Социологическое направление в буржуазной политико-правовой идеологии. Р. Иеринг о государстве и праве.

Либеральные политические и правовые взгляды А. Эсмена и Г. Еллинека.



Ранний социализм марк­систские политико-правовые учения. Марксистская концепция государства и права. К. Маркс и Ф. Энгельс о будущем коммунистическом обществе.

Социалистические политико-правовые теории. Политико-правовые взгляды социалистов (Ф. Лассаль, Л. Блан, В Вейтлинг). Идеи о роли и значении реформ.

Политические и правовые взгляды анархистов (М, Штингер, Ж. Прудон).


Тема 7. Общая характеристика

политических и правовых учений XX века

Основные направления развития политико-правовой мысли в мире в XX веке.

Теории солидаризма и институализма. Политико-правовое учение Л. Дюги. М. Ориу о социальных институтах и государстве.

Психологические теории государства и права.

Нормативистская теория Г. Кельзена. «Ступенчатая» концепция права. Международно-правовые идеи.

Социологическое» направление в современной юриспруденции (Е. Эрлих, Р. Паунд).

Теория «возрожденного» естественного права. Учение о правовом дуализме. Неокантианская теория права и государства (Р. Штаммлер).

Теории государства «всеобщего благоденствия», «плюралистической демократии», «правящей элиты», «технократии», «стадии экономического роста», «тоталитаризма».

Политические и правовые взгляды современной социал-демократии.

Политические и правовые идеи национально-освободительного движения XX века (М. Ганди, Сунь Ятсен и др.).

Современные концепции правового государства. Взгляды видных ученых и политиков на особенности построения правового государства в России.
Тема 8. Возникновение и становление российской

политико-правовой мысли (XI-XVII вв.)

Первый русский политический трактат митрополита Иллариона «Слово о законе и благодати».

Версия о происхождении древнерусского государства в летописи «Повесть временных лет».

Политическая программа Владимира Мономаха. Образ носителя верховной власти в «Поучениях детям». Отправление правосудия. Отрицание смертной казни. Взаимоотношения государства и церкви.

Даниил Заточник. Представления о верховном правителе, его правах и обязанностях «Слово» («Моления») Даниила Заточника.

Политико-правовая идеология «нестяжателей» и «иосифлян».

Политико-правовые взгляды Нила Сорского, Максима Грека.

Политико-правовые взгляды Иосифа Волоцкого, И.С. Пересветова, А.М. Курбского, И. Тимофеева. Теория Филофея «Москва-третий Рим».


Тема 9. Политические и правовые учения в период формирования абсолютной монархии в России

(вторая половина XVII – первая половина XIX вв.)

Основные политические и правовые учения второй половины XIX века (Остин, Еллинек и др.) и XX века (Дюги, Эрлих, Кельзен и др.). Просветительское политическое учение Симеона Полоцкого. Политические и правовые учения в России.

Меркантилистские социально-политические взгляды Юрия Крижанича.

Политико-правовая доктрина В.Н. Татищева.

Политико-правовое учение И.Т. Посошкова.

Политико-правовое учение С.Я. Десницкого.

План государственных преобразований М.М. Сперанского. Учение о политической и гражданской свободе.

Либерально-монархические взгляды Н.М. Карамзина.

Проекты конституций Н.М. Муравьева.

«Русская правда» П.И, Пестеля: республиканская программа преобразований в России.
Тема 10. Политические и правовые учения в России

во второй половине XIX – начале XX вв.)

Консервативная политико-правовая идеология (К. Леонтьев, Н.Я. Данилевский, Л.А. Тихомиров, ).

Теократические политико-правовые взгляды В. Соловьева.

Политико-правовая концепция русского либерализма (М. Ковалевский, Б.Н. Чичерин, С.А. Муромцев, Н.М. Коркунов, Л.И. Петражицкий).

Политические и правовые взгляды народничества (К. Кавелин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев и др.).

Бунтарско-анархические идеалы С. Нечаева, М.А. Бакунина, П.А. Кропоткина и др.

Политико-правовые концепции начала XX века (С.А. Котляревский, Г.Ф. Шершеневич, Б.А. Кистяковский, Е.Н. Трубецкой, П.И. Новгородцев, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, Н.Н. Алексеев, П.А. Сорокин и др.).
Тема 11. Политические и правовые идеи в России советского периода

Политические взгляды Г.В. Плеханова.

Политико-правовые идеи В.И. Ленина.

Политико-правовые взгляды И.В. Сталина.

Политические и правовые взгляды Н.И. Бухарина.

Правопонимание советского периода в развитии России (Д.И. Курский, П.И. Стучка, Е.Б. Пашуканис, М.А. Рейснер, И.П. Разумовский и др.).



5. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ


Методические рекомендации по подготовке к семинарским и

практическим занятиям

Овладение основами истории политических и правовых учений, как и любой другой учебной дисциплиной, требует систематической целенаправленной работы, для успешной организации которой необходимо:

1. Регулярно посещать лекции и конспектировать их, поскольку в современных условиях именно лекции являются одним из основных источников получения новой информации по изучению данного курса. Для более успешного освоения учебного материала следует использовать «систему опережающего чтения». Имея на руках рекомендованную литературу, студенты могут знакомиться с содержанием соответствующей темы по учебнику и другим источникам до лекции. Это позволит заложить базу для более глубокого восприятия лекционного материала. Основные положения темы необходимо зафиксировать в рабочей тетради. В процессе лекции студенты, уже ознакомившись с содержанием, рекомендованных по теме источников, дополняют свои конспекты положениями и выводами, на которые обращает внимание лектор.

2. При подготовке к семинарскому занятию студенты должны внима тельно ознакомиться с планом занятия по соответствующей теме курса, перечитать свой конспект и изучить рекомендованную дополнительную литературу. После этого, следует попытаться воспроизвести свой возможный ответ на все вопросы, сформулированные в плане семинарского занятия. Оценить степень собственной подготовленности к занятию помогут вопросы для самоконтроля, которые сформулированы по каждой теме после списка дополнительной литературы. Если в процессе подготовки к семинарскому занятию остаются какие-либо вопросы, на которые не найдены ответы ни в учебной литературе, ни в конспекте лекции, следует зафиксировать их в рабочей тетради и непременно поставить перед преподавателем на семинарском занятии.

Выступление студентов на семинаре не должно сводится к воспроизведению лекционного материала. Оно должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагается теория рассматриваемого вопроса, анализ соответствующих принципов, закономерностей, понятий и категорий; выдвинутые теоретические положения подкрепляются фактами, примерами из политико-правовой жизни, практики современного государства и права, а также достижениями современной юридической науки и иных отраслей знаний. Выступающий должен продемонстрировать знание дополнительной литературы, которая рекомендована к соответствующей теме. В процессе устного выступления допускается обращение к конспекту, но следует избегать сплошного чтения.

3. Большую помощь студентам в освоении учебного курса может оказать подготовка доклада по отдельным проблемам курса. Соответствующая тематика содержится в планах семинарских занятий. Приступая к данному виду учебной работы, студенты должны согласовать с преподавателем тему доклада и получить необходимую консультацию и методические рекомендации. При подготовке доклада следует придерживаться методических рекомендаций, советов и предложений преподавателя, с тем, чтобы работа оказалась теоретически обоснованной и практически полезной. Подготовленный доклад, после его рецензирования преподавателем, может быть использован для выступления на семинаре, на заседании научного кружка, а также при подготовке к экзамену.

Следуя изложенным методическим советам и рекомендациям, каждый студент сможет овладеть тем объемом знаний, который предусмотрен учебной программой, успешно сдать экзамен, а впоследствии использовать полученные знания в своей практической деятельности.
Тема 2. Политические и правовые учения Древнего мира

1. Теоретические источники и характерные черты политико-правовой мысли древнего мира.

2. Основные методологические принципы политических и правовых учений Древней Индии.

3. Основные политико-правовые учения Древнего Китая, их тождество и различие.

4. Проблемы идеального государства в древнегреческой культуре.

5. Теоретические основы правовой культуры Древнего Рима.

Вопросы для самоконтроля

1. Укажите основные особенности политико-правовых идей античной Греции.

2. Дайте краткую характеристику основных периодов развития политико-правовой идеологии Древней Греции.

3. Каковы основные политико-правовые воззрения софистов?

4. Проанализируйте взгляды Сократа на проблему взаимосвязи этики, политики, права.

5. В чем сущность теории «идеального государства» Платона?

6. Проведите сравнительный анализ политико-правовых воззрений Платона и Аристотеля.

7. Каковы основные политические и правовые идеи периода эллинизма?

8. Проанализируйте и выделите особенности развития политико-правовых идей Древнего Рима.

9. Каковы основные идеи учения Цицерона о государстве и праве?

10. Определите сущность политико-правовых идей римских стоиков.

11. Дайте характеристику основных этапов развития учения римских юристов. Назовите основных представителей этого учения.

12. Каковы особенности правопонимания ранних христиан? Каково значение их идей в истории человечества?

13. Охарактеризуйте основные политические и правовые идеи Августина Блаженного.


Тема 3. Политические и правовые учения в государствах Западной Европы в Средние века и эпоху Возрождения

1. Основные черты политико-правовой мысли западноевропейского средневекового общества.

2. Теоретические источники и основное содержание учения Фомы Аквинского о государстве и праве.

3. Политико-правовое учение Марсилия Падуанского и его историческое значение.

4. Теоретические основы юридической мысли Средневековья.

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите особенности развития политико-правовых идей в период средневековья в Западной Европе.

2. Проанализируйте основные политико-правовые идеи Фомы Аквинского. Какова роль идей этого теолога в развитии современного католицизма?

3. Кто такие средневековые ереси?

4. Каковы политико-правовые идеи Марсилия Падуанского?

5. Назовите основные направления развития юридической мысли в Западной Европе периода средневековья.

6. Дайте общую характеристику культуры эпохи Возрождения.

7. Каковы особенности политико-правовой идеологии в странах Западной Европы XVI века?

8. Каковы основные идеи учения Н. Макиавелли о государстве и политике?

9. Охарактеризуйте движение Реформации и его политико-правовые идеи.

10. В чем сущность политических идей тираноборцев?

11. Что такое суверенитет с точки зрения политического учения Ж. Бодена?

12. Какова сущность и историческое значение политико-правовых идей утопического социализма?


Тема 4. Политические и правовые учения в период буржуазных революций (Голландия и Англия, XVII в.)

1. Основные политические и правовые взгляды зарождающейся буржуазии.

2. Политические и правовые учения в Голландии XVII века (Г. Гроций, Б. Спиноза).

3. Политические и правовые учения в Англии XVII века (Т. Гоббс, Д. Мильтон).

4. Учение Д. Локка о государстве. Теория разделения властей.

Вопросы для самоконтроля

1. Проанализируйте особенности развития политико-правовых идей Нового времени.

2. В чем значение теории Г. Гроция о происхождении и роли государства?

3. Дайте характеристику политико-правовой концепции Б. Спинозы.

4. Назовите основные течения политико-правовой мысли в ходе английской буржуазной революции XVII века.

5. В чем сущность теории Т. Гоббса о происхождении государства?

6. Каковы особенности и содержание политико-правовой концепции Дж. Локка?



Тема 5. Политические и правовые учения Эпохи Просвещения и Великой французской революции

1. Политические и правовые учения во Франции в период кризиса абсолютизма буржуазной революции конца XVIII века, общая характеристика и особенности.

2. Политико-правовые взгляды Вольтера.

3. Политические и правовые идеи Дидро.

4. Политические и правовые взгляды Монтескье.

5. Политическое и правовое учение Ж-Ж. Руссо.

6. Политико-правовая идеология французского социализма (Морели, Мелье, Дешаном, Мабли, Робеспьер, Бабеф).

7. Политико-правовые идеи в Германии и Италии в XVIII веке.

Вопросы для самоконтроля

1. Что представляет собою идеология Просвещения и каковы ее особенности?

2. Назовите представителей деистического направления в идеологии Просвещения, охарактеризуйте их взгляды.

3. Каково значение идей Вольтера, Руссо, Монтескье?

4. Каковы особенности воззрений французских материалистов? Назовите основных представителей этого направления.

5. Проанализируйте влияние идей французского Просвещения на подготовку Великой французской буржуазной революции 1789 - 1794 гг.

6. Покажите проявление и значение идей французского Просвещения в ходе революции 1789 - 1794 гг.

7. Дайте краткую характеристику развития идей Просвещения в Германии, Италии XVIII в.


ТЕМА 6. Политические и правовые учения в Европе

конца XVIII - XIX вв.

1. Общая характеристика и методологические основы политических и правовых учений конца XVIII – XIX вв.

2. Политическое и правовое мировоззрение И. Канта.

3. Учение Гегеля о государстве и праве.

4. Возникновение и основные теоретические принципы исторической школы права (Г. Гуго, К. Савиньи, Г. Пухта).

5. Политико-правовая идеология либерализма (И. Бентам, Дж. Миль, Б. Констан, А. Токвиль, В. Гумбольдт, Штейн).

6. Политические и правовые взгляды социалистов-утопистов (А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн).

7. Политико-правовая концепция марксизма.


Вопросы для самоконтроля


1. Дайте общую характеристику политических и правовых учений в Германии в конце XVIII - первой половине XIX вв.

2. Каковы особенности политико-правовой концепции И. Канта?

3. В чем специфика взглядов Фихте на государство и право?

4. Каковы особенности и основные идеи исторической школы права?

5. Каковы роль и значение концепции права и государства в учении Гегеля?

6. Дайте характеристику идей основных представителей западноевропейского либерализма XIX века.

7. Проанализируйте политико-правовые взгляды идеологов социализма первой половины XIX в.

8. Дайте общую характеристику особенностей развития политико-правовых идей в Западной Европе второй половины ХIХ в.

9. В чем сущность взглядов на государство и право Р. Иеринга?

10. Каковы особенности политико-правовых идей Гумпловича?

11. Проведите сравнительный анализ взглядов Штаммлера, Дж. Остина, Г. Спенсера.

12. Охарактеризуйте политико-правовые идеи Ф. Ницше, покажите их связь с его философией.


Тема 7. Общая характеристика политических и правовых учений

XX века

1. Основные направления развития политико-правовой мысли в мире в XX веке.

2. Теории юридического позитивизма по проблемам государства и прав.

3. Социально-позитивистское направление в правоведении (идеи солидаризма и институционализма).

4. Социологическое направление в современной теории права.

6. Теория элит, бюрократии и технократии.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы, на Ваш взгляд, особенности развития политических и правовых идей в XX веке и в настоящее время?

2. Назовите наиболее значимые политико-правовые теории XX в. и настоящего времени, дайте их краткую оценку.

3. Рассмотрите основные идеи аналитической юриспруденции как новейшего выражения юридического позитивизма; назовите представителей этого течения.

4. Проанализируйте основные идеи нормативизма Г. Кельзена.

5. В чем сущность политико-правовых идей солидаризма и институционализма Дюги и Ориу?

6. Прокомментируйте основные идеи социологической юриспруденции Р. Паунда.

7. Проанализируйте положения теории национал-социализма, покажите ее принципиальную несовместимость с политико-правовой культурой.

8. Расскажите о новых подходах к проблеме «естественного права» в XX в. Назовите основных представителей этой теории, их принципиальные положения.

9. Каковы причины возникновения теории элит, бюрократий и технократии в XX в.? Назовите основных представителей этой теории.


Тема 8. Возникновение и становление российской политико-правовой мысли (XI-XVII века)

1. Источники, теоретические основы и особенности российской политической и правовой мысли.

2. Политико-правовые идеи в «Слове о Законе и Благодати».

3. Политико-правовые воззрения Даниила Заточника.

4. Политико-правовые взгляды Нила Сорского и Максима Грека.

5. Политическая концепция Филофея «Москва – Третий Рим».

6. Политическая программа Владимира Мономаха.

7. Политические и правовые взгляды Ивана IV (Грозного).

Вопросы для самоконтроля

1. Чем, на Ваш взгляд, объясняется активизация политико-правовой полемики в России в XV - первой половине XVII в.?

2. Объясните суть идейного противостояния «нестяжателей» и «стяжателей», проанализируйте взгляды основных представителей этих течений.

3. Дайте характеристику еретических движений в Московском государстве.

4. В чем сущность и значение концепции Филофея «Москва - третий Рим»?

5. Раскройте содержание политико-правовой концепции И.С. Пересветова.

6. Сравните политико-правовые позиции Ивана IV (Грозного) и Андрея Курбского; в чем, на Ваш взгляд, заключается сущность их полемики?

7. Каковы основные идеи политической публицистики Ивана Тимофеева, каково их значение в развитии русской политико-правовой мысли?


Тема 9. Политические и правовые учения

в период формирования абсолютной монархии в России

(вторая половина XVII – первая половина XIX вв.)

1. Политико-правовое учение Симеона Полоцкого.

2. Политические и правовые идеи Юрия Крижанича.

3. Политико-правовое учение И.Т. Посошкова.

4. Политические идеи В.Н. Татищева.

5. Политические взгляды А.Н. Радищева.

6. Политическая доктрина М. М. Сперанского.

7. Политические взгляды Н.М. Карамзина.

8. Политико-правовые взгляды и программы декабристов.

9. Политические и правовые взгляды славянофилов и западников.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем проявилось закрепление тенденции абсолютизма в русском государстве второй половины XVII в. и как оно было отражено в работах Симеона Полоцкого?

2. Дайте характеристику основных идей Юрия Крижанича.

3. Каковы особенности экономического аспекта политической доктрины А.Л. Ордина-Нащокина?

4. Проанализируйте социально-политические взгляды И.Т. Посошкова.

5. Покажите роль идей Ф. Прокоповича в обосновании абсолютной монархии в России.

6. Охарактеризуйте основные политические идеи В.Н. Татищева.

7. Дайте оценку социальных взглядов М.М Щербатова.

8. В чем сущность предложений С.Е. Десницкого по проблемам политико-юридических преобразований в России?

9. Каковы политические и правовые идеи Я.П. Козельского?

10. Дайте оценку политико-правовым идеям А.Н. Радищева, покажите их роль в развитии русского освободительного движения.

11. Проанализируйте основные идеи «Плана государственного образования» М.М. Сперанского.

12. Дайте характеристику политических взглядов Н.М. Карамзина.

13. Каковы социальные и идейные предпосылки революционно-дворянского движения декабристов?

14. Каковы особенности программы Н.М. Муравьева?

15. Охарактеризуйте основные идеи Конституции П.И. Пестеля.

16. Каковы особенности политических идей П.Я. Чаадаева?

17. В чем различия и общие черты идеологии славянофильства и западничества?


Тема 10. Политические и правовые учения в России

во второй половине XIX – начале XX

1. Консервативная политико-правовая идеология.

2. Теократические политико-правовые взгляды В. Соловьева.

3. Политико-правовая концепция русского либерализма.

4. Политические и правовые взгляды народничества.

5. Бунтарско-анархические взгляды.

Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте процесс формирования консервативной политической идеологии в России в 80-х гг. XIX в.: ее основные направления, наиболее выдающихся представителей.

2. Дайте оценку положениям В. Соловьева, выступившего с обоснованием религиозной сущности права.

3. Каковы особенности русского либерализма, укрепившего свои позиции в процессе реформ середины XIX в.? Назовите основных представителей этого течения.

4. Каковы особенности воззрений П. Лаврова, П. Ткачева как представителей народнического движения?

5. Какова роль революционных демократов - А.И. Герцена, В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского - в формировании взглядов народников?

6. В чем сущность взглядов анархистов на государство?

7. Охарактеризуйте особенности взглядов правоведов в России начала XX века (С.А. Котляревский, Г.Ф. Шершеневич, Б.А. Кистяковский, Е.Н. Трубецкой, П.И. Новгородцев).

8. Проанализируйте политико-правовые взгляды русских религиозных философов начала XX в. (С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин).

9. Дайте краткую характеристику политико-правовых взглядов выдающихся представителей русского зарубежья XX в.


6. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Общие указания

Учебным планом специальности, предусматривается написание контрольной работы по дисциплине «История политических и правовых учений». Этот вид письменной работы выполняется каждый год, по темам выбранным самостоятельно. Перечень тем разрабатывается перподавателем кафедры государственно-правовых дисциплин. Работа выполняется под руководством научного руководителя – преподавателя кафедры.

Контрольная работа – самостоятельный труд студента, который способствует углубленному изучению пройденного материала.

Цель выполняемой работы: получить глубокие знания выбранной темы;

Основные задачи выполняемой работы:

1) закрепление полученных ранее теоретических знаний;

2) выработка навыков самостоятельной научно-исследовательской работы;

3) выяснение подготовленности студента к будущей практической работе;

4) выявление способностей к научно-исследовательской и поисковой деятелньости.

Весь процесс написания контрольной работы можно условно разделить на следующие этапы:

а) выбор темы, консультация и составление предварительного плана работы;

б) сбор научной информации, относящейся к теме исследования (прежде всего работа с библиографией), изучение литературы;

в) анализ составных частей проблемы, изложение темы;

г) обработка материала в целом;

д) уточнение плана работы;

е) оформление контрольной работы, представление ее на кафедру для регистрации и рецензирования;

ж) работа с рецензией и устранение указанных замечаний.

з) защита контрольной работы.

Темы контрольных работ выбираются студентом самостоятельно. Тематика контрольных работ разрабатывается соответствующей кафедрой.

Подготовку контрольной работы следует начинать с повторения соответствующего раздела учебника, учебных пособий по данной теме и конспектов лекций прочитанных ранее. Приступать к выполнению работы без изучения основных положений и понятий науки, не следует, так как в этом случае студент, как правило, плохо ориентируется в материале, не может отграничить смежные вопросы и сосредоточить внимание на основных, первостепенных проблемах рассматриваемой темы.

После выбора темы необходимо внимательно изучить методические рекомендации по подготовке контрольной работы по соответствующей дисциплине, ознакомиться с требованиями, предъявляемыми к данного вида работам, составить план работы, который должен включать основные вопросы, охватывающие в целом всю прорабатываемую тему (См. Приложение 2). После составления плана необходимо показать его научному руководителю и проконсультироваться по методике изложения вопросов темы.

Требования к содержанию контрольной работы

В содержании контрольной работы необходимо показать знание рекомендованной литературы по данной теме, но при этом следует правильно пользоваться первоисточниками, избегать чрезмерного цитирования. При использовании цитат необходимо указывать точные ссылки на используемый источник: указание автора (авторов), название работы, место и год издания, страницы.

В процессе работы над первоисточниками целесообразно делать записи, выписки абзацев, цитат, относящихся к избранной теме. При изучении специальной юридической литературы (монографий, статей, рецензий и т.д.) важно обратить внимание на различные точки зрения авторов по исследуемому вопросу, на его приводимую аргументацию и выводы, которыми опровергаются иные концепции.

Кроме рекомендованной специальной юридической литературы, можно использовать любую дополнительную юридическую литературу, которая необходима для раскрытия темы контрольной работы. Если в период написания контрольной работы были приняты новые нормативно-правовые акты, относящиеся к излагаемой теме, их необходимо изучить и использовать при ее выполнении.

В конце контрольной работы приводится полный библиографический перечень использованных нормативно-правовых актов и специальной юридической литературы. Данный список условно можно подразделить на следующие части:

1. Нормативно-правовые акты (даются по их юридической силе).

2. Учебники, учебные пособия.

3. Монографии, учебные, учебно-практические пособия.

4. Периодическая печать.

Первоисточники 2,3,4 даются по алфавиту.

Оформление библиографических ссылок осуществляется в следующем порядке:

1. Фамилия и инициалы автора (коллектив авторов) в именительном падеже. При наличии трех и более авторов допускается указывать фамилии и инициалы первых двух и добавить «и др.». Если книга написана авторским коллективом, то ссылка делается на название книги и ее редактора. Фамилию и инициалы редактора помещают после названия книги.

2. Полное название первоисточника в именительном падеже.

3. Место издания (допускается сокращение названия только таких городов: Москва – М.; Ленинград – Л.; Санкт-Петербург – СПб.

4. Год издания.

5. Общее количество страниц в работе, например: Лавров В.П. Особенности расследования нераскрытых преступлений прошлых лет. – М.: ВШ МВД СССР, 1972. – 88 с.

Ссылки на журнальную или газетную статью должны содержать кроме указанных выше данных, сведения о названии журнала или газеты. Например: Куликов А. Глобальная угроза XXI века // Юрист. – 2001. - № 12. - С. 8-10; Иванов В. Кто допустил Дудаева к российским арсеналам // Российская газета. - № 52 (1163). – 1995. - 15 марта.

Ссылки на нормативный акт делаются с указанием Собрания законодательства Российской Федерации, исключение могут составлять ссылки на Российскую газету в том случае, если данный нормативный акт еще не опубликован в собрании законодательства Российской Федерации. Например: Федеральный закон от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2005. - № 21. – Ст. 1919; Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности». Принят Государственной Думой 5 июля 1995 г., вступил в силу 18 августа 1995 г. // Российская газета. - № 71 (1254). – 1995. - 18 августа.

При использовании цитат, идей, проблем, заимствованных у отдельных авторов, статистических данных необходимо правильно и точно делать внутритекстовые ссылки на первоисточник.

Ссылки на используемые первоисточники можно делать в конце каждой страницы, либо в конце всей работы, нумерация может начинаться на каждой странице, либо быть сплошной.

Правила оформления внутритекстовых ссылок:

а) цитаты:

Так, А.М. Барнашов рассматривает разделение властей как разделение труда и «попытки разделения верховной власти между различными социальными силами» [1].

б) цитирование не по первоисточнику осуществляется при его отсутствии в библиотеке. В таких случаях сноски даются на работу того автора, который делает ее в своей работе. (например, автор в тексте употребляет цитату Беккариа Ч.М., взятую из работы Решетникова Ф.М. «Беккариа Ч.М.». - М., 1981.).

…В свое время еще Чезаре Беккариа отмечал: «чем скорее следует наказание за преступление, чем ближе к нему, тем оно справедливее, тем оно полезнее» [2].

1 Барнашов А.М. Теория разделения властей: становление, развитие, применение. - Томск, 1988. - С. 4.

2 Цит. По кн.: Решетников Ф.М. Беккариа Ч.М. - М., 1981. - С. 123.

Во внутритекстовой ссылке должен быть точно указан номер страницы откуда взята цитата, идея, фрагмент текста.. При наличии разных точек зрения, существующих в специальной юридической литературе по вопросам раскрываемой темы, необходимо изучить наиболее распространенные из них, указать их в работе, провести сравнение и попытаться высказать свое мнение либо аргументировано поддержать мнение кого-либо из авторов. Теоретические положения и выводы студент может подтверждать самостоятельно подобранными примерами из истории развития вопроса, настоящей действительности и юридической практики.

Недопустимо механическое переписывание текста из какого-либо источника, использование устаревших нормативных актов, статистических и фактических данных.

Порядок выполнения контрольной работы

Контрольная работа излагается логически последовательно, грамотно и разборчиво. Каждая работа обязательно должна иметь титульный лист (См. Приложение 1). Он содержит название высшего учебного заведения, название темы, фамилию, инициалы, ученое звание и степень научного руководителя, фамилию, инициалы автора, номер группы.

На следующем листе дается план контрольной работы. План включает в себя: введение, название всех разделов и параграфов, заключение, список литературы, приложения.

Введение должно быть кратким (1-2 страницы). В нем необходимо отметить актуальность темы, степень ее научной разработанности, предмет исследования, цель и задачи, которые ставятся в работе. Изложение каждого вопроса необходимо начать с написания заголовка, идентичного плану, который должен отражать содержание текста. Заголовки от текста следует отделять интервалами. Каждый заголовок обязательно длжен предшествовать непосредственно своему тексту. В том случае, когда на очередной странице остается место только для заголовка и нет места ни для одной строчки текста, заголовок нужно писать на следующей странице.

Излагая вопрос, каждый новый смысловой абзац необходимо начать с красной строки. Закончить изложение вопроса следует выводом, итогом по содержанию данного раздела.

Изложение содержания всей контрольной работы должно быть завершено заключением, в котором необходимо дать выводы по написанию работы в целом.

В конце работы ставится подпись студента и дата.

Страницы контрольной работы должны иметь нумерацию (сквозной). Номер страници ставится вверху посредине, либо в правом углу. На титульном листе номер страници не ставится. Оптимальный объем контрольной работы 10-15 страниц машинописного текста, шрифт обычный № 14 Times New Roman через полуторный интервал на стандартных листах формата А-4 (210*297 мм), поля: верхнее –20 мм, нижнее –20 мм, левое –30 мм, правое –15 мм.

В тексте контрольной работы не допускается произвольное сокращение слов (кроме общепринятых).

Дополнительно контрольной работа может иметь приложения (схемы, графики, диаграммы, фотографии и т.д.).

По всем возникшим вопросам студенту следует обращаться за консультацией к своему научному руководителю. Срок выполнения контрольной работы определяется соответствующей кафедрой. Срок проверки контрольной работы не более 7 дней.

Порядок защиты контрольной работы

Получив проверенную работу, студент должен внимательно ознакомиться с рецензией, пометками на полях и выполнить все указания научного руководителя. Если работа не соответствует предъявляемым требованиям, необходимо ознакомиться с рецензией, доработать контрольную работу, устранив все недостатки, указанные научным руководителем, и в новом варианте сдать на проверку.

В установленный кафедрой срок исполнитель обязан явиться на защиту контрольной работы, имея с собой последний вариант, рецензию на первый вариант с замечаниями руководителя и зачетную книжку.

При защите студент должен быть готов ответить на вопросы научного руководителя по всей теме контрольной работы.



Оценка работы производится по системе: «зачтено», «незачтено». Положительная оценка выставляется в зачетную книжку. Контрольные работы не возвращаются и хранятся в фонде кафедры.
ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

  1. Политические и правовые идеи в раннем буддизме.

  2. Политическая и правовая мысль брахманизма.

  3. Нравственность и право в индуизме.

  4. Конфуцианский идеал государства.

  5. Народно-демократическая мысль в Древнем Китае.

  6. Общая характеристика правовых учений и практики легистов в Китае.

  7. Политические и правовые идеи софистов: история и современность.

  8. Значение платоновской классификации форм государства для развития политических и правовых учений.

  9. Аристотель о формах и закономерностях развития государства.

  10. Методологическое значение для развития политических и правовых учений концепций государства и права Аристотеля и Платона.

  11. Роль и место римских юристов в развитии политических и правовых учений.

  12. Политико-правовая доктрина неотомизма в современных условиях.

  13. Политико-правовая идеология христианства в современном мире.

  14. Политико-правовая идеология ислама и ее особенности в современных условиях.

  15. Основные памятники древнерусского права (история и современность).

  16. Политико-правовые учения русских просветителей, особенности их программ.

  17. Политические и правовые идеи Реформации (история и современность).

  18. Генезис социально-политической и правовой мысли на Руси.

  19. Эволюция политических и правовых учений в Российском государстве в XVI - начале XVIII веков (история и современность).

  20. Либеральные и консервативные концепции государства и права в России (XIX - начало XX вв.): история и современность.

  21. Эволюция политических и правовых учений социалистической ориентации (история и современность).

  22. Конституция будущего государства у Г. Бабефа.

  23. Теория народного суверенитета Ж.-Ж. Руссо.

  24. Основные направления политической и правовой мысли в США в период борьбы за независимость.

  25. Гегелевская философия права и ее влияние на развитие политических и правовых учений в мире.

  26. Политико-правовые взгляды И. Канта.

  27. Политико-правовые идеи декабристов (история и современность).

  28. «Русская Правда» П.И. Пестеля.

  29. Конституционные проекты Н.М. Муравьева.

  30. Политико-правовая доктрина марксизма.

  31. Общая характеристика политической и правовой мысли в России второй половины XIX века (история и современность).

  32. Проблемы повышения эффективности государства в политических и правовых концепциях первой половины XX века (история и современность).

  33. Консервативные теоретико-идеологические концепции государства и права в XX веке (история и современность).

  34. Политические и правовые взгляды социалистов-утопистов.

  35. Политическая и правовая теория солидаризма и институционализма, ее анализ и оценка.

  36. Психологические концепции о государстве и праве, их анализ и оценка.

  37. Нормативистская теория Г. Кельзена, ее анализ и оценка.

  38. Социологическое направление в современной юриспруденции.

  39. Технократические теории о государстве и праве, их анализ и оценка.

  40. «Русская идея» в политических концепциях славянофилов.

  41. Политические и правовые взгляды С. Нечаева и М. Бакунина.

  42. Политико-правовая доктрина западничества в России.

  43. Политико-правовые взгляды В. Соловьева.

  44. Политические и правовые взгляды Н. Бердяева.

  45. Концепция правового государства в трудах С.А. Котляревского.

  46. Методологические проблемы истории политических и правовых учений как науки.

  47. Периодизация истории политических и правовых учений.



следующая страница >>



Моя жена делает со мной, что хочет; она даже сделала из меня академика. Жак Ансело, член Французской
ещё >>