Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа дисциплины «Разработка и технология производства рекламного... 5 338.54kb.
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/... 4 164.15kb.
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/... 1 109.82kb.
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/... 4 390.6kb.
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/... 1 56.99kb.
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/... 1 192.03kb.
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/... 1 163.49kb.
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/... 1 73.83kb.
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/... 1 393.88kb.
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... 1 230.86kb.
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... 8 663.57kb.
Литература по математике (алгебра, геометрия, математический анализ... 1 224.36kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ - страница №1/1


Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»


Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста



Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет

Программа дисциплины

для направления/ специальности подготовки магистров

для магистерской программы «»

Автор программы:

Одобрена на заседании кафедры «___»____________ 20 г

Зав. кафедрой


Рекомендована секцией УМС «___»____________ 20 г

Председатель


Утверждена УС факультета «___»_____________20 г.

Ученый секретарь ________________________

Москва, 2012

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности обучающихся по магистерской программе »

Программа разработана в соответствии с: Образовательным стандартом федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»


  • Образовательной программой 030300.68 Психология Уровень подготовки: Магистр «Измерения в психологии и образовании».

  • Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки/ специальности 030300.68 Психология Уровень подготовки: Магистр, утвержденным в 2011г.

2Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «» являются:

  • обеспечить студентов прочным пониманием принципов измерения в социальных науках: роли выбора конструкта и операционального определения для измерения, связи шкалы измерения с возможностями обработки данных, основными положениями классической теории тестирования; необходимых требований к измерению в той или иной тестовой ситуации и в связи с предназначением инструмента измерения;

  • выработать представление об этапах и необходимых процедурах валидизации инструмента оценки;

  • сформировать умение видеть разработку или использование инструмента оценки как необходимо звена внутри всего исследовательского процесса, подчиняющегося замыслу и логике последнего.



3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:


Методологические основания различных подходов к измерению в социальных науках;

Основные психометрические процедуры, необходимые для проведения и/или оценки проведенного измерения, конструирования инструментария измерения, а также для оценки научного статуса используемых методик и процедур;

Основные типы измерительных инструментов и процедур, цели и особенности их применения.

Роль и место измерения и анализа данных в едином процессе взаимодействия с людьми, принимающими решения в той или иной области (образовании, социальной политике, управлении персоналом и пр.)

Этические нормы и правила, регулирующие исследовательскую и оценочную деятельность.
Уметь:

различать операциональное определение от теоретического конструкта и предлагать различные варианты операционализации;

выделять психометрические требования для измерительных процедур в соответствии с задачами их применения

видеть исследовательские шаги, необходимые для обоснования надежности и валидности инструмента измерения

делать психометрический анализ инструмента в рамках классической теории тестирования, используя пакеты программ SPSS, Iteman

делать интерпретации психометрического анализа и определять условия пригодности использования инструмента

писать отчет и докладывать результаты исследований надежности и валидности измерительных инструментов
Иметь навыки (приобрести опыт):

делать психометрический анализ инструмента в рамках классической теории тестирования, используя пакеты программ SPSS, Iteman

делать интерпретации психометрического анализа и определять условия пригодности использования инструмента

писать отчет и докладывать результаты исследований надежности и валидности измерительных инструментов



В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способен предлагать модели, изобретать и апробировать способы и инструменты профессиональной деятельности

ОК-1

Предлагает модель и способ оценки того или иного конструкта, обосновывает выбор


Лекции, семинары, самостоятельная работы, письменные самостоятельные работы, практические занятия, работа по группам, общегрупповая дискуссия, презентации и их защите, мастер-классы

Способен к самостоятельному освоению новых методов исследования, изменению научного и научно-производственного профиля своей деятельности

СК-М3


Использует существующие методы исследования и измерения, руководствуясь общими принципами

Лекции, семинары, самостоятельная работы, письменные самостоятельные работы, практические занятия, работа по группам, общегрупповая дискуссия, презентации и их защите, мастер-классы

Способен совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и культурный уровень, строить траекторию профессионального развития и карьеры.

СК-М4

Демонстрирует знания относительно способов самообразования и поисковое поведение в области профессиональной деятельности

Лекции, семинары, самостоятельная работы, письменные самостоятельные работы, презентации и их защите, мастер-классы

Способен принимать управленческие решения, оценивать их возможные последствия и нести за них ответственность

СК-М5

Демонстрирует знания о способах принятия управленческих решений относительно плана исследования и о последствиях неверного планирования

Лекции, семинары, самостоятельная работы, письменные самостоятельные работы, презентации и их защите, мастер-классы

Способен анализировать, верифицировать, оценивать полноту информации в ходе профессиональной деятельности и работать в условиях неопределённости

СК-М6

Использует адекватные методы и владеет правилами проверки надежности и валидности инструментария, видит границы их применения демонстрирует. Адекватно применяет статистические процедуры, обосновывает их выбор, интерпретирует и оценивает результаты в более широком контексте

Лекции, семинары, самостоятельная работы, письменные самостоятельные работы, практические занятия, работа по группам, общегрупповая дискуссия, презентации и их защите, мастер-классы

Способен организовать многостороннюю (в том числе межкультурную) коммуникацию

СК-М7

Воспроизводит основные особенности многосторонней коммуникации, и способов ее организации

Лекции, семинары, презентации и их защите, мастер-классы

Способен вести профессиональную, в том числе научно-исследовательскую деятельность в международной среде.

СК

-

М8




Проявляет поисковое поведение и владеет правилами в профессиональной деятельности в поисковой среде

Лекции, семинары, презентации и их защите, мастер-классы, практические занятия

Способен организовать самостоятельную проектную, научную, исследовательскую, консультационную и прикладную деятельность на основе правовых и профессиональных норм и обязанностей.

ИК

-

М1.2п/н/и/к/пр_6.1




Воспроизводит последовательность этапов проектной и исследовательской деятельности и ее нормы; представляет связи между этапами; обосновывает избранную последовательность действий

семинары, презентации и их защите, мастер-классы, практические занятия

Способен оформить и представить результаты своей деятельности в виде отчета по научной и практической работе и презентации на русском (государственном) и иностранном языке в публичном и индивидуальном общении с использованием современных средств ИКТ.

ИК

-

М3.1_3.2_2.4.1_2.4.2_2.5.



1_2.5.

2_4.2



Оформляет и представляет результаты своей деятельности в виде отчета по научной и практической работе и презентации на русском (государственном) и иностранном языке в публичном и индивидуальном общении с использованием современных средств ИКТ.

Семинары, презентации и их защите, мастер-классы, практические занятия общегрупповая дискуссия, презентации и их защита

Способен использовать современные средства ИКТ для поиска и обработки информации, работы с базами данных профессиональной информации и сетевой коммуникации.

ИК

-

М4.1_4.3_4.



4


Использует современные средства ИКТ для поиска и обработки информации, работы с базами данных профессиональной информации и сетевой коммуникации.

Семинары, презентации и их защите, мастер-классы, практические занятия общегрупповая дискуссия, презентации и их защита

Способен описывать проблемы и ситуации профессиональной деятельности, используя язык и аппарат гуманитарных, экономических и социальных наук для решения проблем на стыке наук, в смежных профессиональных областях.

ИК

-

М5.3_5.4_5.



6_2.4.1


Описывает проблемы и ситуации профессиональной деятельности, используя язык профессиональный язык

Лекции, семинары, самостоятельная работы, письменные самостоятельные работы, презентации и их защите, мастер-классы

Способен использовать конкретные концепции, модели, методы, способы и инструменты работы для решения комплексных задач в государственных, общественных и бизнес-организациях, административных органах, научно-исследовательских и консалтинговых организациях, а также организациях, оказывающих консультационные и психотерапевтические услуги населению.

ИК

-

М7.1_7.



7


Использует концепции, модели, методы, способы и инструменты работы для решения комплексных задач

Лекции, семинары, самостоятельная работы, письменные самостоятельные работы, презентации и их защите, мастер-классы

Способен строить профессиональную деятельность, бизнес и делать выбор, руководствуясь принципами социальной ответственности

СЛК

-

М7




Демонстрирует знания принципов ведения профессиональной деятельности и социальной ответственности

семинары, самостоятельная работы, презентации и их защите, мастер-классы, общегрупповые дискуссии


4Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к циклу дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих базовую подготовку.


Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

Теории тестирования и анализ тестовых заданий


5Тематический план учебной дисциплины




Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия




1

Проблема измерения в социальных науках

16

2

2

0

12

2

Базовые компоненты измерения – шкалы и язык статистического анализа.

20

4

4



12

3

Статистики для измерения в социальных науках.

18

2

0

4

12



Классическая теори тестов

18

4

2

0

12



Надежность измерения

18

4

2



12



Валидность измерения

20

6

2



12



Анализ заданий и теория «задание-ответ» (IRT).

20

6

0

2

12



Подсчет баллов и интерпретация тестовых показателей

15

1

2

0

12



Композитные баллы и интерпретация

13

1

2

0

10

 10

Условия проведения тестирования

11

1

0

0

10

 11

Администрирование и этика тестирования

11

1

0

0

10

 

Итого:

180

32

16

6

126

6Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры **

1

2

3

4

Текущий

(неделя)


Контрольная работа

4










письменная работа 60 минут на занятии




4







письменная работа 60 минут на занятии

Домашнее задание

8










письменная работа 3-4 стр.








8







письменная работа 3-4 стр.

Итоговый

Экзамен














Тест на 2 часа

6.1Критерии оценки знаний, навыков


Контрольная работа 4 неделя первого модуля

Умеет различать операциональные определения и конструкты; правильно использует шкалы измерения, обосновывает ответ. Владеет базовыми статистическими процедурами, интерпретирует результаты.



Домашняя работа 8 неделя первого модуля

Воспроизводит положения классической теории тестирования; применяет знания для решения задач, интерпретирует, видит связи между понятиями.



Контрольная работа 4 неделя второго модуля

Демонстрирует умение использовать профессиональные компьютерные программы для подсчета надежности и анализа тестовых заданий, интерпретирует, делает выводы о пригодности теста и задний, обосновывает вывод.



Домашняя работа 8 неделя второго модуля

Воспроизводит основные положения теории валидности. Интерпретирует результаты исследований валидности

Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.
Дистанционно осуществляется проверка домашних работ.


7Содержание дисциплины


Раздел 1 Проблема измерения в социальных науках.

4 ауд. Часа

Общий объем самостоятельной работы: 12 ч

Специфика исследований в психологии и социальных науках в отличие от исследований в точных (естественных) науках. Теоретические конструкты и операциональные определения. Формулировка эмпирических вопросов: необходимость операционализации теоретических положений. Критерии хорошей операционализации. Последствия принятия конкретного операционального определения для последующего измерения и обработки результатов.

Концептуализация – необходимый шаг для обобщения и экспликации выводов исследования. Излишне широкая и излишне ограниченные концептуализации. Ограничения и некорректность концептуализации.

Роль теории в эмпирическом исследовании. Формальные и неформальные теории. Последствия теоретического анализа для последующего эмпирического исследования.


Основная литература


  1. Поппер К. Предположения и опровержения: рост научного знания. М.: АСТ, 2008. Глава 1.

  2. Крокер Л., Алгина Дж. Введение в классическую и современную теорию тестов. Москва, Логос, 2010. Гл. 1.

Дополнительная литература

  1. Тюменева Ю.А. Психологическое измерение. М., Аспект-Пресс. 2007. Глава 1.

  2. Gregory, R.J. (2007). Psychological testing: History, principles, and applications (5th edition). New York: Pearson.


Раздел 2. Базовые компоненты измерения – шкалы и язык статистического анализа.

8 ауд. часов

Общий объем самостоятельной работы 12 ч

Непрерывные и дискретные переменные. Понятие о шкале измерения. Виды шкал: номинальная, порядковая, интервальная, шкала отношений. Графики распределения. Допустимые статистики в каждой шкале: описание среднегрупповых данных, возможность сравнения индивида с группой, измерение взаимосвязи в каждой шкале. Сравнительная характеристика шкал измерения.

Язык описательной статистики. Описательная статистика: меры центральной тенденции (мода, медиана, среднее арифметическое) и меры изменчивости (разброс, отклонение, среднее отклонение, стандартное отклонение). Общее представление о корреляции и корреляционных процедурах. Вопросы, на которые может ответить корреляционное исследование.

Оценка корреляции: графическая и математическая, коэффициент корреляции. Специфика оценки корреляционной связи в различных шкалах измерения.

Толкование корреляции. Корреляционная связь и связь причинно-следственная. Коэффициент детерминации. Регрессионный анализ. Линия регрессии. Допущения, связанные с применением и толкование регрессии.
Основная литература


  1. Крокер Л., Алгина Дж. Введение в классическую и современную теорию тестов. Москва, Логос, 2010. Гл. 2.



Дополнительная литература

  1. Тюменева Ю.А. Психологическое измерение. М., Аспект-Пресс. 2007. Глава 2-4.

Раздел 3. Статистики для измерения в социальных науках.

6 ауд. Часов

Общий объем самостоятельной работы 12 ч

Частотное распределение. Нормальная кривая. Скошенные распределения. Нормальная кривая и вероятность. Выборка, ошибки выборки. Стандартная ошибка измерения. Доверительные интервалы. Z-показатели, линейные преобразования. Процентильные нормы. Нормализация и нелинейные преобразования.


Основная литература

  1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб.: Питер, 2003. Глава 3.

  2. Крокер Л., Алгина Дж. Введение в классическую и современную теорию тестов. Москва, Логос, 2010. Гл. 2.

  3. Cronbach, L.J. (1990). Essentials of psychological testing (5th ed.). New York: Harper & Row. Ch. 4.

  4. Kline T.J.B. (2005). Psychological testing. London, UK: Sage. Ch. 4.



Дополнительная литература

  1. Тюменева Ю.А. Психологическое измерение. М., Аспект-Пресс. 2007. Глава 3.



7.1.1.1.1.1

Раздел 4. Классическая теория тестирования

6 ауд. Часов

Общий объем самостоятельной работы 12 ч

Основные положения классическая теория тестирования: истинный балл, тестовый балл, ошибка измерения. Определения интервалов для истинного балла. Конструирование и анализ тестовых заданий. Обзор тестовых заданий.

Систематически и несистематические ошибки и их источники.
Основная литература


  1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб.: Питер, 2003. Глава 7.

  2. Крокер Л., Алгина Дж. Введение в классическую и современную теорию тестов. Москва, Логос, 2010. Гл. 4.



Дополнительная литература

  1. Тюменева Ю.А. Психологическое измерение. М., Аспект-Пресс. 2007. Глава 4.

  2. Impara, J.C., Foster D. Item and test development strategies to minimize test fraud/ In: S.M. Downing & T.M. Haladyna (Ed.). Test development. N.J.: Erlbaum, 2006.



Раздел 5. Надежность измерения.

6 ауд. Часов

Общий объем самостоятельной работы 12 ч

Понятие о надежности – как одной из основных психометрических характеристик измерения. Интерпретация надежности измерения как надежности тестовых показателей. Модель истинных баллов. Индекс надежности и коэффициент надежности. Ошибка измерения – показатель точности измерения. Альтернативные определения истинного балла и ошибки измерения.

Надежность как согласованность показателей. Виды надежности. Ретестовая надежность. Надежность расщепленных половин. Надежность, установленная методом эквивалентных форм. Внутренняя согласованность тестовых показателей.

Надежность оценок наблюдателей или экспертов – как особый вид надежности, применяемый в ситуации слабоструктурированных инструментов измерения (проективные тесты, интервью, наблюдения, экспертная оценка и пр.).

Коэффициенты надежности для критериально-ориентированных тестов.

Основная литература


  1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб.: Питер, 2003. Глава 4.

  2. Крокер Л., Алгина Дж. Введение в классическую и современную теорию тестов. Москва, Логос, 2010. Гл. 6, 7.

  3. Kline T.J.B. (2005). Psychological testing. London, UK: Sage. Ch. 7-8.


Дополнительная литература

  1. Тюменева Ю.А. Психологическое измерение. М., Аспект-Пресс. 2007. Глава 5.

  2. Brennan R.L. (Eds.). (2006). Educational Measurement (4th edition). Westport, ACE/Praeger Publishers. Ch. 3.




  1. http://pareonline.net/getvn.asp?v=9&n=4 (обсуждение надежности согласия экспертов)


Раздел 6. Валидность измерения.

8 ауд. часов

Общий объем самостоятельной работы 12 ч
Понятие о валидности – как одной из основных психометрических характеристик измерения. Интерпретация валидности как целостной характеристики измерения.

Аспекты валидности: очевидная, критериальная, конструктная, содержательная. Методы оценки различных аспектов валидности.

Статистические процедуры для предсказания и классификации: частная корреляция, множественная регрессия, дискриминантный анализ.

Bias в отборе. Базовые термины. Группы меньшинств. Психометрические определения bias. Процедуры справедливого отбора. Критика моделей.

Факторный анализ. Факторы и факторные нагрузки. Ротация. Коррелирующие факторы. Число факторов. Уникальные вклады. Эксплоративный и конфирматорный факторный анализ.

Связь валидности и надежности измерения.


Основная литература

  1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб.: Питер, 2003. Глава 5-6.

  2. Крокер Л., Алгина Дж. Введение в классическую и современную теорию тестов. Москва, Логос, 2010. Гл. 10-13.

  3. Kline T.J.B. (2005). Psychological testing. London, UK: Sage. Сh. 9-10.


Дополнительная литература

  1. Тюменева Ю.А. Психологическое измерение. М., Аспект-Пресс. 2007. Глава 5.

  2. Brennan R.L. (Eds.). (2006). Educational Measurement (4th edition). Westport, ACE/Praeger Publishers. Ch. 2.

  3. Gregory, R.J. (2007). Psychological testing: History, principles, and applications (5th edition). New York: Pearson.


Раздел 7. Анализ заданий

8 ауд. часов

Общий объем самостоятельной работы 12 ч

Обзор тестовых заданий. Конструирование и анализ тестовых заданий. Трудность, дискриминативность заданий. Комплексная оценка заданий. Характеристическая кривая задания. Знакомство с программой Iteman. Анализ заданий с помощью Iteman и интерпретация.


Основная литература
  1. Hambleton, R.K., Swaminathan, H. (1991). Fundamentals of Item Response Theory. CA: Sage. Ch. 2-7.


  2. Крокер Л., Алгина Дж. Введение в классическую и современную теорию тестов. Москва, Логос, 2010.Гл. 14-16.


Дополнительная литература

  1. Brennan R.L. (Eds.). (2006). Educational Measurement (4th edition). Westport, ACE/Praeger Publishers. Ch. 4, 7.


Раздел 8. Подсчет баллов и интерпретация тестовых показателей.

4 ауд. Часа

Общий объем самостоятельной работы 12 ч

Процедуры подсчета баллов при разных форматах теста. Интерпретация тестовых показателей. Сырые, процентильные, стандартные показатели. Нормальное распределение и нормирование. Нормы. Выравнивание баллов для различных тестов. Определение выравнивания. Сбор данных для выравнивания. Выравнивание в IRT подходе. Вертикальное выравнивание.



Основная литература

  1. Cronbach, L.J. (1990). Essentials of psychological testing (5th ed.). New York: Harper & Row. Гл. 4.

  2. Крокер Л., Алгина Дж. Введение в классическую и современную теорию тестов. Москва, Логос, 2010. Гл. 19-20.

Дополнительная литература

  1. Brennan R.L. (Eds.). (2006). Educational Measurement (4th edition). Westport, ACE/Praeger Publishers. Ch. 4, 7.


Раздел 9. Композитные баллы и интерпретация

4 ауд. Часа

Общий объем самостоятельной работы 10 ч
Что такое композитные баллы? Смысл их использования и примеры из международных сравнительных исследований. Специфика подсчета композитного балла. Взвешивание компонентов. Надежность.

Основная литература


  1. Saris, W., Gallhofer I. (2007). Design, Evaluation, and Analysis of Questionnaires for Survey Research. Ch.14.


Раздел 10. Условия проведения тестирования

Ауд. Работа 1 час

Общий объем самостоятельной работы 10 ч
Источники систематических ошибок измерения. Условия проведение тестирования и диапазоны их изменчивости. Валидность тестовых баллов и условия тестирования.

Основная литература


  1. Крокер Л., Алгина Дж. Введение в классическую и современную теорию тестов. Москва, Логос, 2010. Гл. 19-20.

Дополнительная литература

  1. American Educational Research Association (AERA), American Psychological Association, & National Council on Measurement in Education. (1999). Standards for educational and psychological testing. Washington, DC: AERA.

  2. Brennan R.L. (Eds.). (2006). Educational Measurement (4th edition). Westport, ACE/Praeger Publishers. Гл. 10, 21.


Раздел 11.Администрирование и этика тестирования

Ауд. Работа 1 час

Общий объем самостоятельной работы 10 ч
Разработка Руководства к инструменту оценки. Процедуры для администрации теста. Типы администрирования. Влияние условий, в которых проводится тестирование. Стандартизация. Специальные мероприятия по обеспечению тестирования в особых группах респондентов. Обеспечение мотивации тестируемых. Тестирование как социальные отношения. Компьютер как тестирующий. Мошенничества при тестировании. Обеспечение безопасности теста и результатов тестирования. Отчет.

Этические проблемы связанные с отбором, процедурой, обработкой, итерпретацией, хранением информацией и отчетом.


Основная литература

  1. Cronbach, L.J. (1990). Essentials of psychological testing (5th ed.). New York: Harper & Row. Гл. 3.


Дополнительная литература

  1. American Educational Research Association (AERA), American Psychological Association, & National Council on Measurement in Education. (1999). Standards for educational and psychological testing. Washington, DC: AERA.

  2. Brennan R.L. (Eds.). (2006). Educational Measurement (4th edition). Westport, ACE/Praeger Publishers. Гл. 10, 21.



8Образовательные технологии



8.1Методические рекомендации преподавателю

8.2Методические указания студентам

9Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента


Для текущего контроля используются контрольные работы и домашние задания.

9.1Тематика заданий текущего контроля


Примерные вопросы контрольных работ:

  1. В чем отличие научных теорий от ненаучных?

  2. В чем отличие измерения в социальных науках от измерения в физических науках?

  3. Что такое операциональное определение и какова его роль в процедуре и качестве измерения?

  4. Как соотносятся шкалы измерения с возможностями последующего анализа данных?

  5. Какие статистические процедуры работы с допустимы данными, полученными в разных шкалах измерения?

  6. Как интерпретируется корреляция?

  7. В чем суть нормо-ориентированного и критериально-ориентированного тестирования и как эти различия отражаются на спецификации теста?

  8. Что такое линейные и нелинейные преобразования тестовых баллов и в каких случаях нецелесообразно прибегать к нелинейным преобразованиям?

  9. Что такое надежность теста и надежность тестового задания, и каковы процедуры ее установления?

  10. Что такое валидность теста и каковы процедуры ее установления?

  11. В чем принципиальные отличия классической тестовой теории от IRT?

  12. Какие основные проблемы возникают при подсчете тестовых баллов?

  13. Каковы современные тенденции в измерении способностей и достижений человека?

  14. Какие основные проблемы возникают при валидизации личностных опросников?

  15. Какие типы администрации теста существуют и при каких видах измерения обычно их используют?

  16. Какова связь смещения (bias) тестовых заданий и этических требований к процедуре измерения?

9.2Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


Задания для итоговой оценки качества освоения дисциплины представляют собой тестовые задания закрытого и полузакрытого вида. Примеры заданий представлены в п.9.3.

9.3Примеры заданий промежуточного /итогового контроля


  1. Если после проведения теста обнаруживается, что тест был слишком сложен для студентов, можно «подогнать» результаты тестирования под нормативы, добавляя, скажем, 10 баллов к каждому достигнутому баллу. Какая статистическая мера изменится после этой манипуляции?

  1. медиана

  2. корреляция баллов с другими переменными

  3. стандартное отклонение

  4. диапазон полученных баллов




  1. Каков 95% доверительный интервал для достигнутого балла 118 по тесту Векслера (среднее 100, SD = 15), если надежность теста 0,95?

  1. 109 – 127

  2. 115 – 121

  3. 111 – 125

  4. 117 – 119

  1. Какова стандартная ошибка измерения теста, если его надежность 0,00?

    1. ноль

    2. плюс-минус один балл

    3. стандартное отклонение тестовых баллов

    4. равна коэффициенту надежности, каковым бы он ни был




  1. Какая статистика дает описание величины согласованности тестовых баллов по двум эквивалентным формам или версий одного и того же теста?

A. надежность параллельных форм

B. прогностическая надежность

C. внутренняя согласованность

D. ретестовая надежность



  1. Какой вид надежности говорит об изменениях в экзаменуемых как источнике ошибки, который и снижает надежность оценки?

    1. ретестовая надежность

    2. надежность экспертов

    3. расщепленная надежность

    4. внутренняя согласованность

  1. Какое утверждение о тестовых баллах экзаменуемых будет корректно, когда мы говорим о том, что баллы остаются более или менее теми же самыми между двумя проведениями одной и той же формы теста?

    1. высокая точность

    2. надежность баллов высокая

    3. баллы валидны

    4. содержательная валидность высокая



  1. Какие из следующих утверждений являются верными в отношении коэффициентов надежности?

    1. Более короткие тесты являются более надежными, чем длинные

    2. Надежность баллов возрастает, когда баллы становятся более гомогенными

    3. Тесты средней трудности являются более надежными, чем очень трудные тесты

    4. При ошибках измерения, таких как угадывание или ошибочные задания, надежность теста будет высока. В этом и заключается надежность.

  1. Если надежность теста оценена в 0,70, какой процент дисперсии тестовых баллов объясняется различными источниками ошибок, связанными с: (1) тестом, (2) проведением теста, (3) людьми, участвующими в тестировании?

    1. 49%

    2. 70%

    3. 30%

    4. 51%

  1. Хорошо известно, что тестовые баллы не бывают полностью надежными. В связи с этим, какой способ действий из тех, что перечислены ниже, является подходящим для людей, использующих тестовые баллы (учителя, консультанты, психологи)?

    1. Интерпретировать только очень высокие или очень низкие баллы

    2. Использовать интервью и наблюдение вместо тестов, для более обоснованных решений

    3. Повторно тестировать людей, чтобы получать более согласованную информацию

    4. Использовать доверительные интервалы или учитывать ошибку измерения при интерпретации балов

10Порядок формирования оценок по дисциплине


Оценивается работа на занятиях по обязательной литературе, домашние задания и контрольные работы. На оценку влияет: правильность выполнения заданий контрольных и домашних работ (и их своевременная сдача), демонстрация и знания заданного материала, активность на занятиях.

Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских и практических занятиях: - воспроизведение прочитанного материала, демонстрация способности видеть связи между основными понятиями, задавание вопросов, отвеы на вопросы преподавателя, участие в дисскуссиях и в групповой работе. Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем - Оаудиторная.

Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов: оценивается правильность выполнения заданий домашних работ и их своевременная сдача, полнота выполнения, отвтеты на вопросы аудитории при докладах. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Осам. работа.
Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

Отекущий = n1·Ок/р + n4·Окол + n5·Одз ;

Способ округления накопленной оценки текущего контроля: арифметический (например, оценка 4,4 округляется до 4, а оценка 4,5 до 5.


Результирующая оценка за итоговый контроль в форме теста выставляется в 10бальной шкале.
Итоговая оценка складывается из суммы ткущей оценки и итогового теста и преводится в 10-бальную шкалу.
Студент не имеет возможности пересдать низкие результаты за текущий контроль или работу на занятиях, самостоятельную работу, если за любой из этих видов работы была выставлена оценка.

В случае если студент пропустил срок сдачи отчетности по текущему контролю или самостоятельной работе по уважительной причине (к уважительным причинам может быть отнесена болезнь в указанный период, подтвержденная справкой из медицинского учреждения) допускает сдача форм контроля не позднее чем через две недели с момента окончания действия справки, если другие сроки не установлены деканатом. В случае, если студент не сдает работу в указанный срок, ему выставляется оценка «0».

За каждый день просрочки сдачи домашней работы по неуважительной причине итоговая оценка за эту домашнюю работу снижается на 1 балл (по 10-бальной шкале)

Условия пересдач

На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль. Первая пересдача проводится преподавателем, отвечающим за чтение дисциплины на факультете. При выставлении результирующей оценки учитывается накопленная оценка за текущий контроль, самостоятельную и аудиторную работу
k2·Отекущий + k3·Осам. работа + k4·Оаудиторная
Вторая пересдача проводится в присутствие комиссии, включающей не менее трех преподавателей, при выставлении результирующей оценки учитывается накопленная оценка за текущий контроль, самостоятельную и аудиторную работу
k2·Отекущий + k3·Осам. работа + k4·Оаудиторная
В исключительных случаях комиссия может принять решение об отказе от учета накопленной студентом оценки. В данном случае комиссией используются следующие критерии оценки ответа студента: полнота ответа на вопрос, самостоятельность при ответе на вопрос, точность в ответе на поставленные вопросы.
В диплом выставляет результирующая оценка по учебной дисциплине, которая формируется по следующей формуле:

Одисциплина = k1·Опромежуточный + k2·Опромежуточный + k3·Оитоговый

Способ округления результирующей оценки по учебной дисциплине: арифметический (например, оценка 4,4 округляется до 4, а оценка 4,5 до 5).


11Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

11.1Базовый учебник


Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб.: Питер, 2003.

Крокер Л., Алгина Дж. Введение в классическую и современную теорию тестов. Москва,

Логос 2010.

11.2Основная литература


  1. Поппер К. Предположения и опровержения. Рост научного знания. М.: АСТ, 2008.

  2. Cronbach, L.J. (1990). Essentials of psychological testing (5th ed.). New York: Harper & Row.

  3. Kaplan, R.M., & Saccuzzo, D.P. (2008). Psychological testing: Principles, applications, and issues (7th ed.). Wadsworth, Cengage Learning.

  4. Kline T.J.B. (2005). Psychological testing. London, UK: Sage.
  5. Hambleton, R.K., Swaminathan, H. (1991). Fundamentals of Item Response Theory. CA: Sage.



11.3Дополнительная литература


Тюменева Ю.А. Психологическое измерение. М., Аспект-Пресс. 2007.

American Educational Research Association (AERA), American Psychological Association, & National Council on Measurement in Education. (1999). Standards for educational and psychological testing. Washington, DC: AERA.

Brennan R.L. (Eds.). (2006). Educational Measurement (4th edition). Westport, ACE/Praeger Publishers.

Gregory, R.J. (2007). Psychological testing: History, principles, and applications (5th edition). New York: Pearson.

Easy guide on Factor analysis.

McIntire, S.A., & Miller, L.A. (2007). Foundations of psychological testing: A practical approach. Thousand Oaks, CA: Sage Publications.



  1. Miller, M.D., Linn, R.L., & Gronlund, N.E. (2008). Measurement and assessment in teaching (10th ed.). Prentice Hall.

  2. Sax, G. (1997). Principles of educational and psychological measurement and evaluation (4th ed.). Belmont, CA: Wadsworth Publishing Co.

  3. Thorndike, R. M., Thorndike-Christ, T.M. (2009). Measurement and evaluation in psychology and education (8th ed.). Pearson Prentice Hall.

Все источники в основной и дополнительной литературе даются с полными библиографическими описаниями в соответствии с российским или западным стандартами оформления.

Для магистратуры обязательно наличие литературы на английском языке.

11.4Справочники, словари, энциклопедии

11.5Программные средства


Для успешного освоения дисциплины, студент использует следующие программные средства:

SPSS (версия не ниже 12)

ITEMAN 4.2 Classical item analysis (студенческая версия)


11.6Дистанционная поддержка дисциплины




12Материально-техническое обеспечение дисциплины



-4






Мужчины предпочитают блондинок, так как считают, что брюнетки умнее и потому опаснее. Марсель Ашар
ещё >>