Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа дисциплины «Разработка и технология производства рекламного... 5 338.54kb.
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/... 4 164.15kb.
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/... 1 283.24kb.
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/... 1 109.82kb.
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/... 4 390.6kb.
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/... 1 56.99kb.
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/... 1 192.03kb.
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/... 1 73.83kb.
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/... 1 393.88kb.
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... 1 230.86kb.
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... 8 663.57kb.
Механика Ньютона основа классического описания природы. Основная... 1 186.36kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ - страница №1/1


Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»


Программа дисциплины для направления/ специальности
подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста



Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет прикладной политологии

Программа дисциплины «Психология массовых коммуникаций»

для направления 031600.62 «Реклама и связи с общественностью» подготовки бакалавра

Автор программы:

Пронина Е.Е., к. психол. н., д. филол. Н., профессор, epronina@hse.ru

Одобрена на заседании кафедры интегрированных коммуникаций «___»____________ 2012 г.

Зав. кафедрой С.А. Зверев


Рекомендована секцией УМС Политология «___»____________ 2012 г.

Председатель М.Г. Миронюк


Утверждена УС факультета прикладной политологии «___»_____________2012 г.
Ученый секретарь М.А. Пильгун ________________________

Москва, 2013



Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 031600.62 «Реклама и связи с общественностью», изучающих дисциплину «Психология массовых коммуникаций».

Программа разработана в соответствии с:

;

Стандарт НИУ ВШЭ



Образовательной программой 031600.62 «Реклама и связи с общественностью»

Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 031600.62 «Реклама и связи с общественностью», утвержденным в 2012 г.


2Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Психология массовых коммуникаций» являются: формирование системного понимания закономерностей психологических процессов, лежащих в основе индивидуального творчества и массовой коммуникации, овладение психологическими приемами разрешения основных коммуникативных проблем и личных творческих затруднений на основе профессиональных правил техники информационно-психологической безопасности как по отношению к аудитории, так и при работе журналиста в стрессогенных условиях современных масс-медиа.

3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать: фундаментальные закономерности коэволюции высших психических функций человека и психологических механизмов массовой коммуникации, основные парадигмы мышления и связанные с ними типы тестов и стили творчества, закономерности порождения и восприятия текстов в процессе коммуницирования, принципы дифференциации потенциальной, базовой и реальной аудитории, методы построения психологического профиля аудитории, профессиональные психологические риски в деятельности журналиста и методы их профилактики, патогенные эффекты журналистского воздействия и способы их предупреждения, задачи и методы медиатерапии, принципы психологической безопасности в массовой коммуникации.

  • Уметь: на основе медиаанализа конкретной коммуникативной ситуации, знания психологических особенностей аудитории, механизма восприятия массовой информации моделировать оптимальные типы текста, организовывать интерактивное общение с аудиторией;

  • Иметь навыки (приобрести опыт): психотехнического анализа медиатекстов (включая отдельные СМИ, Интернет, мультимедиа); моделирования мифологического, убеждающего, прагматического, гедонистического, смысловыявляющего и сетевого и других типов медиа-текста при свободном интегрировании различных жанровых подходов; психологической саморегуляции и самопомощи в стрессогенных обстоятельствах массовой коммуникации, работы в творческом коллективе.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:



Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Общекультурные компетентности

ОК-6

готовность к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, уважение к человеческой личности, толерантность к другой культуре; способность руководствоваться морально-правовыми нормами в профессиональной деятельности







ОК-8

способность видеть и реализовать перспективу своего культурно-нравственного и профессионального развития, расширять кругозор, обновлять знания, готовность к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способность к саморефлексии, осмысливанию своего социального и профессионального опыта







ОК-10

способность к социальной и профессиональной адаптации, социальной и профессиональ-ной мобильности







ОК-11

готовность и способность работать в коллективе, творчес-кой команде




Профессиональные компетентности

ПК-10

способен обсуждать профессиональные проблемы, отстаивать свою точку зрения, объяснять сущность явлений, событий, процессов, делать выводы, давать аргументированные ответы







ПК-11

способен проводить исследования в конкретной предметной области, понимать результаты экспериментальных и наблюдательных способов проверки научных теорий







ПК-12

способен реализовывать знания в области рекламы и связей с общественностью как сферы профессиональной деятельности







ПК-33

способен собирать и систематизировать научно-практическую информацию по теме исследований в области связей с общественностью и рекламы







ПК-35

владеет навыками составления и оформления материалов для экспертных заключений и отчетов




4Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к циклу обще гуманитарных и социально-экономических дисциплин и блоку дисциплин по выбору, обеспечивающих гуманитарную подготовку.

Философия

Психология

Риторика


Основы журналистики
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

Креативные технологии

Копирайтинг

Интегрированные коммуникации



Современные тенденции развития СМК

5Тематический план учебной дисциплины






Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Предмет и задачи курса




2










2

Категории медиапсихологии




4







2

3

Парадигмы мышления и типы текста




14

6




8

4

Психологический профиль аудитории




4

6




6

5

Идентичность коммуникатора в современном мире: диагностика и коррекция




4

6




6

6

Техника психологической безопасности в массовой коммуникации




4

4




6

7

Психологический мониторинг массовой коммуникации




4

2




4




ВСЕГО

92

36

24




32


6Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры **

1

2

3

4

Текущий

(неделя)


Домашние задания

*

*

*







Эссе










*

Письменная работа, 3-4 тыс. слов

Итоговый

Экзамен











*





6.1Критерии оценки знаний, навыков


6.2Порядок формирования оценок по дисциплине


Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

0 – 3 балла «неудовлетворительно»

4 – 5 баллов «удовлетворительно»

6 – 7 баллов «хорошо»

8 – 10 баллов «отлично»


Итоговая оценка рассчитывается по формуле:
О итоговая =(Оработа на семинарах + Одомашнеее задание + Оэссе + Оэкзамен)/ 4

где, к – количество домашних заданий


7Содержание дисциплины





№ п/п

Наименование раздела дисциплины (модуля)

Содержание раздела

1

Предмет и задачи курса

Обострение проблем информационного загрязнения среды и гиперэксплуатации психических ресурсов человека. Новейшие технологии воздействия и суверенность личности, включенной в массовую коммуникацию. Объективация психических процессов в текстовых структурах, имиджах и паттернах журналистики, а также рекламы и PR. Глобализация мирового сообщества – национальная идентичность – идентичность личности. Техника безопасности в массовой коммуникации, медиапсихологические принципы и приемы решения коммуникативных проблем и личных творческих затруднений.


2

Категории медиапсихологии

Творчество как фактор выживания и развития от коллективного бессознательного и общинного поведения к индивидуальному сознанию и личной ответственности, а далее к индивидуации и интерактивности. Массовая коммуникация как фактор коэволюции социума и личности: парадигмы мышления - информационные технологии – стили творчества – типы текста. Объективация уровней мышления, общения и поведения в журналистском творчестве. Методика медиапсихологического анализа и моделирования журналистского текста в трех проекциях: социально-коммуникативные функции – актуализируемые психические процессы - выразительные средства, апеллирующие к ментальности аудитории.


3

Парадигмы мышления и типы текста

Исторические этапы коэволюции социума и личности. Исторически сложившиеся парадигмы мышления и характерные для них типы текста (от магического заклинания до электронного гипертекста) как открытая система.

Магическое мышление и мифологический текст: Табу как импульс психической деятельности. Мифема и трансдукция в обыденном сознании, ритуальном общении и поведении толпы. Мифология современной прессы и мультимедиа. Триединство прорицания, всеведения и заклинания в публицистике. Мифологический текст в арсенале журналиста.

Рационалистическое мышление и убеждающий текст: Эсхатологическое мировоззрение средневековья и пропаганда идеи общественного прогресса в эпоху Просвещения. Идеологическая оценка как импульс психической деятельности. Религиозная проповедь и пропагандистский памфлет – прототипы убеждающего текста. Дедукция, абдукция и бинарная логика убеждающего сообщения.

Позитивистское мышление и прагматический текст: Кризис идеологии Просвещения. Выгода как импульс психической деятельности. Массовая коммуникация и реальные проблемы социальной практики. Расследовательская деятельность журналиста. Конструкт как индуктивное обобщение. Прагматический текст: дегероизация и деритуализация, фактологичность, описательность, рецептурность.

Драйв-мышление и гедонистический текст: Бессознательное как феномен психической жизни. З. Фрейд о структуре личности. Удовольствие как импульс психической деятельности. Гедонистический риск. Гедонистический текст: устранение «цензора», отрицание табу, «разглядывание вытесненного». Регрессия, сгущение, замещение как приемы построения сообщения. Проблематика и символика шоу-программ и глянцевых изданий.

Гуманистическое мышление и смысловыявляющий текст: Неадекватность драйв-мышления в ситуации экзистенциального выбора. Метапотребности как психическая реальность. Духовные ценности как импульс психической деятельности. В. Франкл и концепция логотерапии. Смысловыявляющий текст: реальность ценностей, децентрация авторской позиции, реритуализация, нонкоформизм, ответственность, аутентичность.

Net-мышление и сетевой текст. Интернет как форма коллективного мышления: опора на алгоритмизованную интуицию, преобладание эвристики над аналитикой, публичная субъективность, интерактивность. Независимость как импульс психической деятельности. Стилевые признаки сетевого текста. «Блог», «флеш-моб», «чат», «форум», «пост» и проч. - в психодинамике мышления, общения и поведения «юзера» (персонально) и «Интернет-комьюнити» (совокупно).

Нелокальность психики и системность журналистского текста. Интеграция исторических уровней психической жизни в мышлении, поведении и творчестве современного человека. Умение свободно работать в любом стиле, осознанно, смело и ответственно переходить из одной парадигмы мышления в любую другую и обратно, создавая текст адекватный актуальной психо-исторической ситуации как прикладная медиапсихология.

4

Психологический профиль аудитории

Потенциальная, реальная и базовая аудитория. Антропоцентрированные и медиацентрированные модели массовой коммуникации в социологии и социальной психологии. Деструктивные стратегии воздействия на аудиторию: манипулятивные политтехнологии, рейтинговые прогнозы, заказные публикации, широковещательные обструкции, бесконтрольные шоу-программы. Императивы медиа-этики и ресурсы медиапсихологии. Медиапсихология против политтехнологий. Медиапсихологическая экспертиза контента СМИ. Гражданское общество и пресса. Моделирование новых изданий, каналов, программ, кампаний, форматов и жанров. Принципы нелокальности, дополнительности и аутентичности в медиапсихологическом исследовании.

5

Идентичность коммуникатора в современном мире: диагностика и коррекция

Открытый диалог журналиста и читателя. «Публичная индивидуальность» и «публичная субъективность». Трансфер и психическая асимметрия контакта реципиент – коммуникатор в массовой коммуникации. Социологические и социально-психологические типологии социальных имиджей журналиста.

Социальный имидж, редакционное амплуа и «Я-концепция» журналиста. «Типосиндром ведущего публициста» как практическое обобщение («подручные партии», «разгребатели грязи», «информационный киллер» и т.п.) и категория медиапсихологического анализа социальной роли и публичной индивидуальности журналиста. Внутренний имидж журналиста как система личностных характеристик, позволяющих претендовать на определенное профессиональное амплуа. Диагностика внутреннего имиджа журналиста.



Самораскрытие и самопознание как способ актуализации профессиональных качеств. Снятие невротических механизмов защиты для преодоления конкретных творческих затруднений.


6

Техника психологической безопасности к массовой коммуникации

Понятие информационной и психологической травмы. Посттравматические расстройства. Факторы, повышающие и понижающие стрессоустойчивость личности. Конструктивные и неконструктивные варианты освещения травматических событий. Патогенные информационные воздействия как фактор массовой психологической травматизации населения. Медиа-вирусы и ресурсы медиатерапии. Методика планирования и продвижения антиманипулятивных программ медиатерапии. Методы саморегуляции и самопомощи журналиста в чрезвычайных обстоятельствах.

7

Психологический мониторинг массовой коммуникации

Прикладные направления и практические приложения медиапсихологии: медиааналитика, медиатерапия, медиаобразование. Мониторинг психической напряженности в обществе. Экспертиза электоральных, пропагандистских, коммерческих информационых кампаний и отдельных публикаций. Коррекция и реабилитация психологических травм аудитории. Снятие внутриличностных конфликтов коммуникатора. Психологическая поддержка профессиональных акций: интервью, презентаций, кампаний, расследовательских зондажей.




8Образовательные технологии


Занятия проводятся с использованием мультимедиа-технологий и сопровождаются демонстрацией аудиовизуальных материалов, иллюстрирующих важнейшие положения курса с опорой на документальные свидетельства и примеры работы современных СМИ. Коллективно анализируются конкретные публикации и информационные кампании по методике case-study. Текущая обратная связь осуществляется в форме блиц-опросов, самодиагностики, тестирования. На основе базовых положений курса студенты готовят аналитические работы и эссе о проблемах современной журналистики и СМИ. Практические занятия результируются отчетами студентов по разработке проектов медиатерапевтических кампаний, медиапсихологическому анализу контента конкретных изданий, представлением контрольных публикаций. Желающие могут подготовить курсовые работы по тематике курса. Практические занятия проводятся в небольших группах в компьютерном классе.

9Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента



Вопросы для оценки качества освоения дисциплины





  1. Человек в массовой коммуникации. Психологическая защита от информационного давления.

  2. Мифологический текст в современной журналистике: структура и функции.

  3. Идеология и журналистика. Логика убеждения и ловушки пропаганды.

  4. Типология жанровых структур газеты в контексте позитивистской парадигмы мышления.

  5. Понятие архетипа (К.-Г. Юнг). Архетипические представления в рекламе и журналистике.

  6. Стратификация аудитории: построение психологического профиля предпочтительного читателя.

  7. Транзактный анализ типовых ситуаций профессионального общения.

  8. Психологический аспект журналистской акции (по выбору: интервью, презентация, ток-шоу, расследование и т.п.).

  9. Травмогенные факторы массовой коммуникации

  10. Гедонистический риск и современные риэлити-шоу

  11. «Типосиндром ведущего публициста» как отражение профессиональной идентичности

  12. СМИ: как предотвратить «стокгольмский синдром»

  13. Игровые формы в журналистике и массовой коммуникации

  14. Блогосфера и журналистика

  15. Техника психологической безопасности в работе журналиста

  16. Журналист в экстремальной ситуации: саморегуляция и самопомощь

  17. Информационное давление и суверенность личности в массовой коммуникации.

  18. Гедонистический текст: порождение и восприятие. Проблематика и символика шоу-программ и популярных изданий.

  19. Профилактика и реабилитация информационных травм аудитории.

  20. Медиапсихологический анализ и моделирование контента массовых коммуникаций.

  21. Медиапсихологическая экспертиза официальных сообщений, журналистских публикаций, PR-акций и рекламных кампаний.

  22. Психодиагностика и коррекция профессиональных патологий и информационных травм журналиста.


10Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

10.1Базовый учебник


Пронина Е.Е. Психология журналистского творчества. М., МГУ, КДУ, 2003, 2006.

http://istina.imec.msu.ru/publications/book/3675083/



10.2Основная литература


Вартанова Е.Л., Пронина Е.Е., Ткачева Н.В. Комплексный анализ взаимоотношений современного терроризма и средств массовой информации. //Проблемы безопасности и противодействия терроризму. М., МГУ, 2007.

Винтерхофф-Шпурк П. Медиапсихология. Основные принципы. Харьков, 2007.

Проблемы медиапсихологии-2. М., 2003.

Проблемы медиапсихологии. М., 2002.

Пронина Е.Е. Медиапсихологический подход к анализу угрозы террорзма. // Журналистика и СМИ против террора. М., МедиаМир, 2009.

Пронина Е.Е. Психологические особенности творческой работы репортера. М., 2001.

Пронина Е.Е. Психология журналистского творчества. М., 2006.

Пронина Е.Е., Пронин Е.И. Методические материалы к изучению курса «Психология журналистского творчества». М., 2001.

Пронина Е.Е., Пронин Е.И. Сборник учебно-методических материалов по курсу «Психология журналистики». М., 2006.

Рашкофф Д. Медиа-вирус. М., 2003.

Социальная практика и журналистский текст. М., 1991.

10.3Дополнительная литература

Актуальные проблемы обеспечения культурно-информационной безопасности населения московского мегаполиса. М., 2008.

Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и ренессанса. М., 1965.

Борисов И. «Гедонистический риск» в неформальных молодежных объединениях //Психологические проблемы изучения неформальных молодежных объединений. М., 1988.

Власть, Зеркало или служанка? Энциклопедия жизни современной российской журналистики. В 2 т. М., 1998.

Дмитриева Е. Фокус-группы в маркетинге и социологии. М., 1998.

Землянова Л.М. Современная американская коммуникавистика. М., 1995.

Квятковский А. Поэтический словарь. М., 1996.

Кондаков Н. Логический словарь-справочник. М., 1975.

Краткий психологический словарь. М., 1984.

Лозовский Б. Журналистика: техника безопасности. Екатеринбург, 2001.

Плэтт В. Информационная работа стратегической разведки. М., 1965.

Пронин Е.И. Текстовые факторы эффективности журналистского воздействия. М., 1981.

Пронин Е.И., Пронина Е.Е.Медиавирусы терроризма и ресурсы медиатерапии. // Вестник МГУ. Серия журналистика. 2008, № 6

Пронина Е.Е. Психологическая экспертиза рекламы. Теория и методика психотехнического анализа рекламы. М., 2003.

Пронина Е.Е. Защита детей от патогенной информации: формирование информационного иммунитета. // Журналистика для здоровья нации. М., МГУ, 2009.

Пуховский Н.Н. Психологические последствия чрезвычайных ситуаций. М., 1999.

Рэндалл Д. Универсальный журналист. СПб, 1999.

Трубицына Л.В. Процесс травмы. М., 2007.

Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

Черепанова Е.М. Саморегуляция и самопомощь в экстремальных условиях. М., 1995.

Эриксон Э. Детство и общество. СПб, 1966.



Юнг К.-Г. Архетип и символ. М., 1992.


11Материально-техническое обеспечение дисциплины




Организация занятий предполагает мультимедийное оборудование аудитории




Сильные средства — слабое утешение. Геннадий Малкин
ещё >>