Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа дисциплины «Разработка и технология производства рекламного... 5 338.54kb.
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/... 4 164.15kb.
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/... 1 283.24kb.
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/... 1 109.82kb.
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/... 4 390.6kb.
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/... 1 56.99kb.
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/... 1 192.03kb.
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/... 1 163.49kb.
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/... 1 73.83kb.
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... 1 230.86kb.
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... 8 663.57kb.
Закона «О любительском рыболовстве». Annotation 1 306.4kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ - страница №1/1


Государственный университет – Высшая школа экономики


Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста




Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет прикладной политологии


Программа дисциплины

«Информационное право»

Специальность 032401.65 Реклама


Автор программы:

Афанасьева О.В., к. полит. н., доцент. afanolga1@yandex.ru
Одобрена на заседании кафедры интегрированных коммуникаций «___»____________ 2011 г.

Зав. кафедрой проф. С.А. Зверев


Рекомендована секцией УМС «Политология» «___»____________ 2011 г

Председатель М.Г. Миронюк


Утверждена УС факультета прикладной политологии «___»_____________2011 г.

Ученый секретарь д. фил. н. М.А. Пильгун ________________________

Москва, 2011

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов специальности 032401.65 Реклама, изучающих дисциплину «Информационное право».

Программа разработана в соответствии с:

• Образовательным стандартом НИУ ВШЭ 2011 г.

• Образовательной программой 031600.62 «Реклама и связи с общественностью» подготовки бакалавра

• Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки/ специальности 032401.65 Реклама

Цели освоения дисциплины

Цель дисциплины «Информационное право» - сформировать у студентов базовые знания действующего законодательства об информации и информационных ресурсах, избирательного и рекламного законодательства, необходимые в будущей профессиональной деятельности студентов.

В соответствии с поставленной целью курс решает следующие задачи:


  1. Освоение понятийного аппарата, юридической терминологии.

  2. Ознакомление с правовыми режимами информации.

  3. Усвоение знаний о юридических возможностях и ограничениях при производстве, размещении, распространении коммерческой, политической и социальной рекламы.

  4. Ознакомление с правовым статусом рекламодателей, производителей и распространителей рекламы.

  5. Представление о правовой охране средств индивидуализации товаров, работ, услуг.

  6. Знание юридической ответственности в сфере рекламы.

  7. Рассмотрение актуальных проблем, связанных с коллизиями в избирательном и рекламном законодательстве, законодательстве о доступе к информации на примерах судебной и административной практики.

  8. Получение навыков работы с нормативными актами, способности дать экспертную оценку на материалах анализа видео, аудио и полиграфической продукции по тематике курса.


Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

• Уметь ориентироваться в вопросах, связанных с правовым регулированием коммерческой, политической и социальной рекламы, иметь представление о своих правах и обязанностях и в случае необходимости грамотно их отстаивать.

• Иметь навыки анализа/ правовой оценки официальных нормативных текстов и социальной практики.


В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Общекультурная компетенция

ОК-1

ОК=9


владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения; способностью в письменной и устной речи правильно и убедительно оформить результаты мыслительной деятельности

способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны









ОК-7

Знание своих прав и обязанностей как гражданина своей страны; применять Гражданский кодекс, другие правовые документы в своей деятельности; готовность и стремление к совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии для сохранения и развития современной цивилизации (частично)




Общенаучная компетенция

ОНК-5

Способность создавать и редактировать тексты профессионального назначения, анализировать логику рассуждений и высказываний




Профессиональная компетенция

ПК-1

Способность к участию в научных исследованиях политических процессов и отношений, владение методами анализа и интерпретации представлений о политических явлениях на различных уровнях организации мира




Профессиональная компетенция

ПК-10

Понимание основных задач и средств политического менеджмента, знание методов принятия и реализации политических решений, способность применять политические технологии и использовать навыки политического консалтинга




Профессиональная ком-петенция

ПК -16

Способность осуществлять отбор источников достоверной информации, верифицировать полученную информацию и обрабатывать ее (в аналитической деятельности)






Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится к циклу дисциплин.

Для специализаций «Политический анализ» и «Политическое управление» настоящая дисциплина является дисциплиной по выбору.
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

• Правоведение

• Введение в социальную рекламу

• Политическая реклама

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

• Знания в области социально-гуманитарных дисциплин

• Основы ИВТ

• Английский язык

• Логика и теория аргументации (в объеме университетской базовой компоненты Б.1.Б.)
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении дисциплин профессионального цикла.

Интернет-реклама

Управление интегрированными коммуникациями

Организация и планирование рекламных кампаний


Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:
Связи с общественностью в государственных структурах

Стратегии противодействия коррупции

Теория и технология общегосударственных программ в сфере связей с общественностью

Политические коммуникации



Тематический план учебной дисциплины





Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Информационная сфера как сфера правового регулирования

2

2







6

2

Российское законодательство по вопросам доступа к информации. Практика применения.

4

2

2




6

3

Реклама как разновидность информации, объект информационных правоотношений

4

2

2




6

4

Политическая реклама: правовая категория, признаки, типология, субъекты.

Предвыборная агитация и агитация по вопросам референдума как разновидность политической рекламы. Правовое регулирование предвыборных агитационных кампаний.



12

6

6




8

5

Правовое регулирование социальной рекламы: проблема общественного интереса и его экспертизы

4

2

2




10

6

Требования к рекламе отдельных товаров и услуг

4

2

2




6

7

Правовой статус рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей

4

2

2




6

8

Доступ к персональным данным и особенности его правового регулирования

2

2







6

9

Особенности правового регулирования сети Интернет

4

2

2




6

10

Защита информации, составляющей объекты интеллектуальной собственности.

4

2

2




6


Формы контроля знаний студентов

Тип контроля

Форма контроля

1 год




1

2

3

4

Параметры

Текущий

(неделя)


Контрольная работа










1

письменная работа 60 минут

Домашнее задание










1

Письменная работа, 3-4 тыс. слов

Итоговый

Экзамен











*

Устная форма. Использование средств связи, электронных устройств и письменных/печатных материалов запрещено



Критерии оценки знаний, навыков

Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.




Оценка по десятибалльной шкале

Отражение компетенции

В письменных работах

На зачете

  1. весьма неудовлетворительно

  2. очень плохо

  3. плохо

Текст несвязный, не соответствует заданной теме. Есть значительные противоречия. Не соответствует правилам оформления письменных работ, требованиям преподавателя. Большая часть задач не выполнена.

Отсутствие / неполный ответ, нетвердое знание базовых категорий курса. Грубые ошибки, отсутствие ответа при наводящих вопросах.

  1. удовлетворительно

  2. весьма удовлетворительно

Местами несвязный текст, есть внутренние противоречия. Неполное соответствие правилам оформления письменных работ, требованиям преподавателя. Часть задач не выполнена / выполнена в недостаточном объеме

Твердое знание базовых категорий курса. Конкретные ответы на поставленные вопросы, без грубых ошибок

  1. хорошо

  2. очень хорошо

Максимально цельный, хорошо проработанный, логично изложенный текст без значительных внутренних противоречий, соответствующий правилам оформления письменных работ, требованиям преподавателя. Почти все задачи выполнены в полном объеме

Достаточно полное знание материала курса. Правильные, полные и последовательные ответы. При замечаниях – способность их исправить или уточнить

  1. почти отлично

  2. отлично

  3. блестяще

Цельный, проработанный, логично изложенный текст без внутренних противоречий, соответствующий правилам оформления письменных работ, требованиям преподавателя. Поставленные задачи выполнены в полном объеме и верно

Глубокое знание материалов курса, понимание сути описываемых проблем, ясные и полные ответы на вопросы с практическими примерами



Содержание дисциплины
Тема 1. Информационная сфера как сфера правового регулирования
Понятия информации. Информация как общественный товар. Разнообразие подходов к пониманию концепта «информация». Соотношение понятий «свобода мнений», «свобода слова, печати», «право на информации», «свобода информации», «право на свободный поиск и передачу информации», «доступ к информации». Предмет, источники информационного права.

Виды информации в зависимости от категорий доступа: общедоступная информация и информация ограниченного доступа. Основные виды информации с ограниченным доступом. Информация, подлежащая обязательному распространению.


Базовая литература

  1. Афанасьева О.В., Афанасьев М.Н. Наш доступ к информации, которой владеет государство/ М.: Фонд «Либеральная миссия», 2010.

  2. Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право: Учебник / Под ред. Б.Н. Топорнина. - СПб., 2005

Литература:


  1. Афанасьева О.В. Доступ к информации как институт национального государства // Полис. Политические исследования, 2010. № № 5. C. 146—154

  2. .

  3. Даль Р. О демократии. – М.: Аспект Пресс, 2000.

  4. Маклаков В.В., Страшун Б.А. Свобода информации // Конституционное (государственное) право зарубежных стран. T.1. M., 1993.

  5. Мендел Т. Свобода информации. Сравнительное правовое исследование. ЮНЕСКО, 2003.

  6. Смолла Р.А. Право граждан на получение информации: «прозрачность» деятельности государственных органов / http://www.infousa.ru/government/dmpaper10.htm

  7. Стиглиц Дж. Прозрачность правительства //Право на свободу слова. Роль СМИ в экономическом развитии. Институт Всемирного банка Исследования по проблемам развития, ВЕСЬ МИР, М. 2005.

  8. Шевердяев С.Н. Право на информацию: к вопросу о конституционно-правовой сущности // Право и политика. 2001. № 10.

  9. Michael Supperstone, Timothy Pitt-Payne. The Freedom of Information Act 2000.

  10. Herbert, Foerstel N. Freedom of Information and the Right to Know: The Origins and Applications of the Freedom of Information Act. Hardcover, 1999


Практическая часть занятия:

1. Назовите предмет информационного права.

2. В чем заключается специфика источников информационного права?

3. Как соотносятся понятия «свобода мнений», «свобода слова, печати», «право на информации», «свобода информации», «право на свободный поиск и передачу информации», «доступ к информации».

4. Какие Вы знаете способы доступа к информации?


Тема 2. Российское законодательство по вопросам доступа к социально-значимой информации и подотчетности государственных органов. Практика применения.
Факторы актуализации вопроса о широком доступе к официальной информации (официальным документам). Конвенция Совета Европы о доступе к официальным документам 2008 г.: цель и задачи принятия. Доступ к информации как институциональное условие транспарентности и подотчетности власти. Способы осуществления доступа к официальной информации.

Доступ к информации в сфере средств массовой информации. Виды СМИ. Регистрация средства массовой информации. Лицензирование видов деятельности, связанной с функционированием СМИ.

Право граждан на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц.

Права и свободы человека и гражданина в сфере доступа к социально-значимой информации.

Формы доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Ограничения доступа. Запросы. Оплата услуг по доступу к официальной информации. Контроль и надзор.

Способы обеспечения доступа к информации о деятельности судов. Особенности размещения информации о деятельности судов в сети «Интернет». Ограничения доступа к информации о деятельности судов. Порядок предоставления информации по запросу.


Нормативные акты

  1. Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"

  2. Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 N 2124-1 с послед. изм

  3. Федеральный закон «О государственной тайне» от 21.07.1993 № 5485-1 с послед. изм.

  4. Федеральный закон «Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 № 7-ФЗ с послед. изм

  5. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ с послед. изм.

  6. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ с послед. изм.

  7. Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с ним» от 21.07.1997 № 122-ФЗ с послед. изм.

  8. Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»

  9. Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».

  10. Федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России» на 2007-2011 гг. Утв. Постановлением Правительства РФ от 21.09.2006 № 583.

Литература

  1. Афанасьева О.В., Афанасьев М.Н. Наш доступ к информации, которой владеет государство/ М.: Фонд «Либеральная миссия», 2010.

  2. Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право: Учеб. для студентов вузов. 2-е изд., с изм. и доп. СПб.: Изд-во Р. Асланова "Юрид. центр Пресс", 2005.

  3. Городов О.А. Информационное право: Учебник. М.: Проспект, 2007.

Дополнительная литература

  1. Афанасьева О.В. Право граждан на информацию и информационная открытость власти: концептуальные вопросы правового регулирования // Саратов: Научная книга, 2004.

  2. Афанасьева О.В. Доступ к информации: российское и международное законодательство// Общественные науки и современность, 2010. № № 3. C. 118—134

  3. Выпханова Г.В. Доступ к экологической информации/ Право на доступ к информации. Доступ к открытой информации/ Отв. Ред. И.Ю. Богдановская. М., 2009. С.305-332.

  4. Королев А.Н., Плешакова О.В. Комментарий к Федеральному закону "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (постатейный). М., ЗАО Юстицинформ, 2007.

  5. Обеспечение открытости органов власти для граждан и юридических лиц / Под ред. А.В. Иванченко. – М.: Фонд «Либеральная миссия», 2007.

  6. Страунинг Э.Л. Пробелы в правовом регулировании рекламной деятельности в свете нового Закона «О рекламе»// Юридический мир. 2008. N 7.

  7. Федотов М.А. Доступ к информации в сфере средств массовой информации/ Право на доступ к информации. Доступ к открытой информации/ Отв. Ред. И.Ю. Богдановская. М., 2009. С. 89-192.

  8. Федотов М.А. Право массовой информации в Российской Федерации. М.: Международные отношения, 2002.


Практическая часть занятия:


  1. Назовите основные требования к процедурам пересмотра решения об отказе в доступе к информации.

  2. Что означает принцип преобладания общественного интереса? Проиллюстрируйте примерами.

  3. Раскройте понятие доступ к официальным документам?

  4. Как вы понимаете свободу массовой информации?

  5. Перечислите объекты и субъекты отношений в сфере массовой информации.

  6. Какие ограничения в сфере массовой информации предусмотрены законодательством?

  7. Какие ограничения свободного доступа к экологической информации предусмотрены законодательством?

  8. Назовите формы доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в Российской Федерации.

  9. Как вы понимаете проактивное раскрытие информации?


Тема 3. Реклама как разновидность информации, объект информационных правоотношений
Специфика рекламного законодательства. Разграничение компетенции РФ и субъектов РФ в сфере регулирования рекламы.

Понятие рекламы. Виды рекламы. Общие и специальные требования к рекламе. Правовое регулирование рекламы для несовершеннолетних. Особенности правового регулирования рекламы в зависимости от способа ее распространения. Реклама в СМИ. Реклама в кино- и видеообслуживании. Наружная реклама.

Государственное регулирование и контроль в сфере рекламы.
Нормативные акты
1. Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".

2. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

3. Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

4. Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации"

5. Федеральный закон от 18.05.2005 N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"

6. Постановление Конституционного Суда РФ от 04.03.1997 N 4-П "По делу о проверке конституционности статьи 3 Федерального закона от 18 июля 1995 года "О рекламе".

7. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 N 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе"
Литература:
1. Богацкая С.Г. Правовое регулирование рекламной деятельности: Учебное пособие. М., 2007.

2. Свиридова Е.А. Правовое регулирование рекламы. М.:ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2009.


Дополнительная литература
1. Страунинг Э.Л. Пробелы в правовом регулировании рекламной деятельности в свете нового Закона "О рекламе"// Юридический мир. N 7. 2008.

2. Страунинг Э.Л. Пробелы в правовом регулировании рекламной деятельности в свете нового Закона "О рекламе"// СПС «КонсультантПлюс» Толкачев А.Н. Реклама и рекламная деятельность в России: Закон и практика. М., 2008.

3. Толкачев А.Н. Реклама и рекламная деятельность в России: Закон и практика. М., 2008.
Практическая часть занятия:
Для освоения раздела предусмотрено проведение деловых игр, дискуссий, решение задач или рассмотрение кейсов на семинарах.

Тема 4. Политическая реклама: правовая категория, признаки, типология, субъекты. Предвыборная агитация и агитация по вопросам референдума как разновидность политической рекламы. Правовое регулирование предвыборных агитационных кампаний
Соотношение понятий «политическая реклама», «информирование избирателей», «предвыборная агитация». Субъекты правоотношений в сфере политической рекламы. Виды политической рекламы. Законодательные требования к политической рекламе. Скрытая политическая реклама. Субъекты политической рекламы. Особенности правового регулирования политической рекламы за рубежом.

Предвыборная агитация: понятие, принципы, признаки, субъекты. Агитационный период. Информирование избирателей и предвыборная агитация: законодательные требования. Особенности правового регулирования предвыборной агитации и агитации по вопросам проведения референдума на ТВ и радио, в печатных изданиях, во время публичных мероприятий. Специальные требования к созданию, выпуску и распространению печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов. Распространение результатов социологических исследований в рамках избирательной кампании. Избирательные споры в сфере предвыборной агитации.

Доступ к информации в избирательных кампаниях и кампаниях по проведению референдума. Обязанности избирательных комиссий в сфере обеспечения доступа к информации. Сайты Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и избирательных комиссий субъектов Российской Федерации как источники информации о выборах и референдумах.

Избирательные споры в сфере предвыборной агитации: судебная практика, деятельность избирательных комиссий.

Особенности обеспечения доступа к информации в период избирательных кампаний и проведения референдума за рубежом.

Договоры в сфере политической рекламы. Содержание договоров. Правовое регулирование договоров в сфере политической рекламы. Договор подряда. Договор возмездного оказания услуг. Договор безвозмездного оказания услуг. Договоры об использовании объектов авторского права и смежных прав в политической рекламе.



Нормативные акты


  1. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 № 5-ФКЗ «О референдуме»

  2. Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".

  3. Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

  4. Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации"

  5. Федеральный закон от 18.05.2005 N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"

  6. Положение о порядке использования государственной символики города Москвы. d/ Постановлением Правительства Москвы от 7.10.2003. № 837-ПП.

  7. Письмо ФАС РФ от 19.05.2006 N АК/7654 «Об особенностях отдельных способов распространения рекламы»


Литература:

  1. Богацкая С.Г. Правовое регулирование рекламной деятельности: Учебное пособие. М., 2007.

  2. Афанасьева О.В., Ермаков А.Д., Кабышев С.В., Минх Г.В. Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Юридическое руководство по избирательному процессу. . - М. : Формула права, 2009.

  3. Афанасьева О.В., Комкова Г.Н., Колесников Е.В. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. Москва: Норма, 2011.

  4. Большаков. С.В., Головин. А.Г. Информационное обеспечение выборов и референдумов в Российской Федерации - М. : Academia, 2007

  5. Большаков, С В . Интернет и выборы. М. : 2002.

  6. Бондарь, СН. Предвыборная агитация: теория и практика. М.: Городец, 2004.

  7. Бузин А.Ю. Проблемы правового регулирования предвыборной агитации// Конституционное и муниципальное право. 2009. N 3.

  8. Лобанов О. Принципы регулирования предвыборной агитации на телевидении Европы и США. – М.: Законодательство и практика масс-медиа. – 2002. - №7.

  9. Маклаков, В.В. Сравнительное избирательное право . М. : НОРМА, 2003.

  10. Мельвиль, А. Политические ценности и ориентации и политические институты // Россия политическая под ред. Л. Шевцова. - М.: Московский центр Карнеги, 1998.

  11. Митин Г.Н. Особенности правового регулирования наименования избирательного объединения и его отображения// Конституционное и муниципальное право. 2010. № 3.

  12. Обеспечение открытости органов власти для граждан и юридических лиц / под ред. А.В. Иванченко. – М.: Фонд «Либеральная миссия», 2007.

  13. Пальцева Е.С. Допустимые ограничения свободы слова во время избирательных кампаний с целью защиты чести, достоинства кандидата// Конституционное и муниципальное право. 2009. N 12.

  14. Политический Интернет в российских избирательных кампаниях (Тенденции развития) [Текст] / Н.В. Соленикова // Общественные науки и современность. - 2007. - № 5.

  15. Федотов М.А. Право массовой информации в Российской Федерации / М.А. Фетодов. - М. : Международные отношения, 2003.

  16. Федотов М.А. Доступ к информации в сфере средств массовой информации/ В кн.: Право на доступ к информации. Доступ к открытой информации/ Отв. Ред. И.Ю. Бодановская. М., 2009.

  17. Christina Holtz-Bacha and Lynda Lee Kaid. The SAGE Handbook of Political Advertising. Hardcove.2006.

  18. Е.В. Егорова-Гантман, Плешаков К.В., Байбакова В.Б. Политическая реклама. М, 2002.

  19. Свиридова Е.А. Правовое регулирование рекламы. М.:ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2009.

  20. Дюдина П.А. Политическая реклама: цели и средства (к проблеме конституционно-правового регулирования)// Реклама и право. 2008. N 2

  21. Еременко В.И. Об изменениях в российском законодательстве о рекламе// Адвокат. N 1. 2009

  22. Мыльников В.В. Проблемы понятия "политическая реклама" и некоторые подходы к его законодательному определению// Реклама и право. 2008. N 2

  23. Малеина М.Н. Правовые аспекты политической рекламы // Государство и право. - 1994. N 10. С. 154

  24. Этический кодекс политической рекламы (проект) - Реклама: Законодательные и нормативные акты. Судебная практика и судебные прецеденты. Международные правила и обычаи делового оборота / Авт.-сост. В.А. Абрамов. 40-е изд., перераб. и доп. М.: Ось-89, 2007; Проект разработан в рамках реализации Декларации "Об этике рекламы политической деятельности", принятой на заседании Общественного совета по рекламе 22 сентября 1999 г. С текстом Декларации и проекта Кодекса можно ознакомиться на сайте Общественного совета по рекламе - http://www.a-z.ru/assoc/osr/.


Практическая часть занятия:
Для освоения раздела предусмотрено проведение деловых игр, дискуссий, решение задач или рассмотрение кейсов на семинарах.


Тема 5 . Правовое регулирование социальной рекламы: проблема общественного интереса и его экспертизы
Понятие, цели и признаки социальной рекламы. Типология социальной рекламы. Понятие благотворительной деятельности. Объекты и субъекты правоотношений в сфере социальной рекламы.

Общественный интерес в социальной рекламе: опыт зарубежных стран.

Реализации государственных интересов в сфере социальной рекламы.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти, местного самоуправления и саморегулируемыми общественными организациями по вопросам социальной рекламы.

Юридические возможности и ограничения при производстве, размещении, распространении социальной рекламы. Регулирование благотворительности в РФ.

Правовые коллизии разграничения политической и социальной рекламы.

Особенности правового регулирования социальной рекламы и за рубежом.
Нормативные акты


  1. Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".

  2. Федеральный закон от 11.08.1995 № 135 –ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»

  3. Письмо Минэкономразвития РФ от 24.10.2008 N Д05-4618 «Об установке рекламной конструкции»

  4. Письмо ФАС РФ от 19.05.2006 N АК/7654 «Об особенностях отдельных способов распространения рекламы»

  5. Постановление Правительства Москвы от 25.10. 2005 г. № 845 –ПП «О городской целевой программе развития наружной рекламы, информации и оформления города Москвы на 2005-2007 гг.»


Литература:

  1. Николайшвили Г. Г. Социальная реклама: теория и практика. М.: Аспект Пресс, 2008

  2. Богацкая С.Г. Правовое регулирование рекламной деятельности: Учебное пособие. М., 2007.

  3. Свиридова Е.А. Правовое регулирование рекламы. М.:ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2009.

  4. Рак В.В. К вопросу о понятии рекламы (юридический аспект)//еклама и право. 2005. № 1(4).


Практическая часть занятия:

Для освоения раздела предусмотрено проведение деловых игр, дискуссий, решение задач или рассмотрение кейсов на семинарах.



Тема 6. Специальные требования к рекламе отдельных товаров и услуг.

Требования к содержанию рекламы. Требования к средствам распространения рекламы. Требования к рекламным акциям.

Product placement. Юридическая ответственность в сфере рекламы. Споры в сфере коммерческой рекламы.
Нормативные акты


  1. Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".

  2. Письмо Минэкономразвития РФ от 24.10.2008 N Д05-4618 «Об установке рекламной конструкции»

  3. Письмо ФАС РФ от 19.05.2006 N АК/7654 «Об особенностях отдельных способов распространения рекламы»

Литература:


  1. Богацкая С.Г. Правовое регулирование рекламной деятельности: Учебное пособие. М., 2007.

  2. Свиридова Е.А. Правовое регулирование рекламы. М.:ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2009.

  3. Петров Д. Ненадлежащая реклама банковских услуг// Экономика и жизнь (ЮРИСТ). 2005. № 39.

  4. Ростова Н. Промо-акции и реклама: юридические аспекты// Консультант. 2005. № 15.


Практическая часть занятия:

1. К рекламе каких товаров и услуг законодательством установлены специальные требования?

2. Объясните важность установления специальных ограничений на рекламу лекарственных средств, биологически активных добавок.

3. Назовите основные к рекламе алкогольной продукции, пива, табачных изделий в СМИ.

Для освоения раздела предусмотрено проведение деловых игр, дискуссий, решение задач или рассмотрение кейсов на семинарах.
Тема 7. Правовой статус рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей
Субъекты рекламной деятельности. Права и обязанности рекламодателя.

Права и обязанности рекламопроизводителя. Права и обязанности рекламораспространителя.

Распределение ответственности между рекламодателем, рекламораспространителем, рекламопроизводителем. Контрреклама.

Потребитель. Профессиональный потребитель.


Нормативные акты


  1. Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".

  2. Письмо Минэкономразвития РФ от 24.10.2008 N Д05-4618 «Об установке рекламной конструкции»

  3. Письмо ФАС РФ от 19.05.2006 N АК/7654 «Об особенностях отдельных способов распространения рекламы»

Литература:


  1. Богацкая С.Г. Правовое регулирование рекламной деятельности: Учебное пособие. М., 2007.

  2. Свиридова Е.А. Правовое регулирование рекламы. М.:ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2009.

  3. Отческая Т. Применение административной ответственности за нарушения законодательства о рекламе//Право и экономика. 2004. № 4.


Практическая часть занятия:
1. Назовите основные обязанности рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей в соответствии с законодательством о рекламе?

2. Объясните важность установления специальных ограничений на рекламу лекарственных средств, биологически активных добавок.

3. Назовите основные к рекламе алкогольной продукции, пива, табачных изделий в СМИ.

Для освоения раздела предусмотрено проведение деловых игр, дискуссий, решение задач или рассмотрение кейсов на семинарах.


Тема 8. Доступ к персональным данным и особенности его правового регулирования

Международные стандарты правового регулирования доступа к персональным данным.

Рекомендация Совета Европы «О защите данных и свободе информации» 1987 г. Конвенция Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных 1981 г., Рекомендация NR (99) 5 о Руководящих принципов защиты неприкосновенности частной жизни в Интернете, специальные Рекомендации, касающиеся использования и защиты персональных данных в разных областях жизнедеятельности общества и государства: медицины (1981); научных исследований и статистики (1983); маркетинга (1985); социального обеспечения (1986); в секторе полиции (1987); занятости (1989); в отношениях, связанных с финансовыми выплатами и сделками (1990); в отношениях, связанных с передачей данных третьим лицам (1991); в сфере защиты персональных данных в области телесвязи, специфических телефонных услуг (1995); защиты медицинских и генетических данных (1997); защиты персональных данных при сборе и обработке в статистических целях (1997). Эти акты устанавливают стандарты сбора, хранения, использования и распространения информации персонального характера, которые рекомендуется включать в национальное законодательство в области защиты персональных данных.

Понятия «персональные данные», «субъект персональных данных», «обработка персональных данных», «информационная система персональных данных», «оператор», «распространение персональных данных», «блокирование персональных данных», «уничтожение персональных данных», «трансграничная передача персональных данных».



Контроль и надзор за обработкой персональных данных. Ответственность за нарушение требований по защите персональных данных. Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных. Зарубежный опыт охраны и защиты физических лиц от нарушений в области сбора и обработки их персональных данных.

Нормативные акты

  1. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

  2. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. Текст Конвенции: http://www.echr-base.ru/conven.jsp

  3. Конвенция Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных 1981 г. /Текст Конвенции: http://www.echr-base.ru/defence_Europ.jsp

  4. Федеральный закон N 160-ФЗ «Конвенция о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных от 28 января 1981 г.» // СЗ РФ. 2005. № 29. Ст. 3011.

  5. Рекомендация № R(2000)13 «О европейской политике в области доступа к архивам» принята Комитетом Министров 13 июля 2000 г.// Committee of Ministers. Recommendation № R(2000) 13 to Member States on European Policy on Access To Archives. Adopted on 13July 2000. http://wcd.coe.int/ViewDoc.jsp?id=366245

  6. Рекомендация Совета Европы «О защите данных и свободе информации» 1987 г.// Parliamentary Assembly. Recommendation 1037 (1986) on Data Protection and Freedom of Information. http://assembly.coe.int/Main.asp?link=/Documents/AdoptedText/ta86/EREC1037.htm

  7. Рекомендация NR (99) 5 Руководящие принципы защиты неприкосновенности частной жизни в Интернете// Recommendation NR (99) 5 of the Committee of Ministers to Member States for the Protection of Privacy on the Internet. Guidelines for the protection of individuals with regard to the collection and processing of personal data on information highways (adopted by the Committee of Ministers on 23 February 1999 at the 660th meeting of the Ministers' Deputies) http://www.coe.int/dataprotection/ http://www.coe.int/cdcj/

Литература:

  1. Афанасьева О.В. Право на неприкосновенность частной жизни. Укрепляет ли его Закон о персональных данных? // Общественные науки и современность. 2011. № 6.

  2. Афанасьева О.В., Афанасьев М.Н. Наш доступ к информации, которой владеет государство/ М.: Фонд «Либеральная миссия», 2010. С. 145-152, 182-188.

  3. Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право: Учеб. для студентов вузов. 2-е изд., с изм. и доп. СПб.: Изд-во Юрид. центр Пресс, 2005.

  4. Волчинская Е.К. Роль государства в обеспечении информационной безопасности // Информационное право. 2008. № 4.

  5. Городов О.А. Информационное право: Учебник. М.: Проспект. 2007.

  6. Материалы электронного журнала «Персональные данные»/ http://www.privacy-journal.ru/

  7. Рудинский Ф.М. Индивидуальная свобода и гражданские права. // Гражданские права человека: современные проблемы теории и практики. М. 2006. С. 20-23.

  8. Цадыкова Э.А. Гарантии охраны и защиты персональных данных человека и гражданина // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 14.

Практическая часть занятия:

  1. Какие основные требования к защите персональных данных предусматривают международные документы в сфере информации?

  2. Как осуществляется защита персональных данных?


Тема 9. Особенности правового регулирования сети Интернет
.Обязательное размещение информации в сети. Взаимодействие государства и провайдеров. Интернет-реклама.

Электронно-цифровая подпись


Литература:


  1. Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право: Учеб. для студентов вузов. 2-е изд., с изм. и доп. СПб.: Изд-во Р. Асланова "Юрид. центр Пресс", 2005. 723 с.

  2. Волчинская Е., Терещенко Л., Якушев М. Интернет и гласность. М.: Галерия, 1999

  3. Городов О.А. Информационное право: Учебник. М.: Проспект, 2007. 242 с.

  4. Наумов В.Б. Право и Интернет: очерки теории и практики. М.: Изд-во "Книжный дом "Университет", 2002.

  5. Серго А. Интернет и право. М.: Бестселлер, 2003. 269 с.

Практическая часть занятия:

Для освоения раздела предусмотрено проведение деловых игр, дискуссий, решение задач или рассмотрение кейсов на семинарах.


Тема 10. Защита информации, составляющей объекты интеллектуальной собственности
Институт интеллектуальной собственности: правовая защита информации, содержащей творческие идеи или непосредственно являющейся результатом творчества. Правовая защита объектов авторского и смежных прав (включая дизайн брендов и логотипов); защита товарных знаков и знаков обслуживания.

Проблема регистрации и защиты доменных имен;


Литература:

  1. Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право: Учеб. для студентов вузов. 2-е изд., с изм. и доп. СПб.: Изд-во Р. Асланова "Юрид. центр Пресс", 2005. 723 с.

  2. Волчинская Е., Терещенко Л., Якушев М. Интернет и гласность. М.: Галерия, 1999

  3. Городов О.А. Информационное право: Учебник. М.: Проспект, 2007. 242 с.

  4. Свиридова Е.А. Правовое регулирование рекламы. М.:ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2009.


Практическая часть занятия:

Для освоения раздела предусмотрено проведение деловых игр, дискуссий, решение задач или рассмотрение кейсов на семинарах.



Образовательные технологии

При реализации учебной работы используются активные и интерактивные формы проведения занятий - деловые и ролевые игры, разбор практических задач и кейсов.



Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

Тематика заданий текущего контроля

  1. Политическая реклама: правовая категория, признаки, типология, субъекты.

  2. Правовой статус субъектов в сфере политической рекламы

  3. Специальные требования к политической рекламы

  4. Соотношение понятий «предвыборная агитация», «пропаганда».

  5. Правовое регулирование социальной рекламы: проблема общественного интереса и его экспертизы

  6. Правовые коллизии разграничения политической и социальной рекламы

  7. Особенности правового регулирования политической рекламы за рубежом.

  8. Особенности правового регулирования социальной рекламы за рубежом.

  9. Особенности правового регулирования коммерческой рекламы за рубежом.


Вопросы для оценки качества освоения дисциплины

  1. Понятие, свойства и структура информации.

  2. Предпосылки формирования информационного права.

  3. Понятие и предмет информационного права.

  4. Правовое регулирование рекламы в СМИ

  5. Источники информационного права и его место в системе российского права.

  6. Обязательное размещение информации в сети общего пользования (Интернете)

  7. Информационные ресурсы: понятие, особенности правовой охраны.

  8. Информационные системы как объект права: понятие и признаки.

  9. Основные виды информационных систем и их характеристики.

  10. Информационные права и свободы человека и гражданина, их закрепление в Конституции РФ.

  11. Виды информации по степени её доступности.

  12. Основные виды информации с ограниченным доступом.

  13. Информация без права ограничения доступа.

  14. Электронно-цифровая подпись как институт информационного права.

  15. Персональные данные как особый институт охраны прав на неприкосновенность частной жизни.

  16. Свобода массовой информации: понятие, правовая характеристика.

  17. Средства массовой информации как объект права и юридическая фикция.

  18. Правовой статус журналиста в системе права массовой информации.

  19. Информация о частной жизни лица: правовое регулирование.

  20. . Институт интеллектуальной собственности в информационном праве.

  21. Основные виды сведений, составляющих объект государственной тайны.

  22. Понятие рекламы; предмет правового регулирования закона о рекламе; его динамика.

  23. Особенности правового регулирования отношений в Интернете.

  24. Политическая реклама как правовая категория: типология

  25. Субъекты политической рекламы

  26. Предвыборная агитация: понятие, признаки, субъекты.

  27. Информирование избирателей и предвыборная агитация: законодательные требования.

  28. Особенности правового регулирования предвыборной агитации и агитации по вопросам проведения референдума на ТВ и радио.

  29. Особенности правового регулирования предвыборной агитации и агитации по вопросам проведения референдума в печатных изданиях.

  30. Особенности правового регулирования предвыборной агитации и агитации по вопросам проведения референдума, во время публичных мероприятий.

  31. Специальные требования к созданию, выпуску и распространению печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов. Распространение результатов социологических исследований в рамках избирательной кампании.

  32. Особенности договоров на политическую рекламу

  33. Социальная реклама цели и признаки.

  34. Правовые коллизии разграничения политической и социальной рекламы

  35. Институт интеллектуальной собственности: правовая защита информации, содержащей творческие идеи или непосредственно являющейся результатом творчества.

  36. Права и обязанности рекламодателя.

  37. Права и обязанности рекламопроизводителя. Права и обязанности рекламораспространителя.



.Порядок формирования оценок по дисциплине

Результирующая оценка за промежуточный контроль в форме зачета выставляется по следующей формуле, где Озачет – оценка за работу непосредственно на зачете:



Опромежуточный = k2·Опосещаемость + k3·Оработа на семинарах

Оитоговый = k1·Озачет + k2·Опосещаемость + k3·Оработа на семинарах
Результирующая оценка за итоговый контроль в форме экзамена выставляется по следующей формуле, где Оэкзамен – оценка за работу непосредственно на экзамене:

Опромежуточный = k2·Опосещаемость + k3·Оработа на семинарах+ k4·Одомашнеее задание

Оитоговый = k1·Оэкзамен + k2·Опосещаемость + k3·Оработа на семинарах+ k4·Одомашнеее задание
k1·Озачет =0,5

k2·Опосещаемость=0,2

k3·Оработа на семинарах = 0,3

k1·Оэкзамен =0,4

k2·Опосещаемость=0,1

k3·Оработа на семинарах=0,3

k4·Одомашнеее задание= 0,2

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Рекомендуемые периодические издания:

Журнал «Конституционное и муниципальное право»

Журнал «Общественные науки и современность»

Журнал «Информационное право»

Журнал «Реклама и право»

Рекомендуемые сайты


  1. http://www.fas.gov.ru/

  2. http://www.cikrf.ru

  3. http://helections.users.ru/

  4. http://www.socreklama.ru/


Базовый учебник

  1. Афанасьева О.В., Афанасьев М.Н. Наш доступ к информации, которой владеет государство/ М.: Фонд «Либеральная миссия», 2010.

  2. Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право: Учеб. для студентов вузов. 2-е изд., с изм. и доп. СПб.: Изд-во Р. Асланова "Юрид. центр Пресс", 2005.

  3. Богацкая С.Г. Правовое регулирование рекламной деятельности: Учебное пособие. М., 2007.

Основная литература

  1. Городов О.А. Информационное право: Учебник. М.: Проспект, 2007. 242 с.



  1. Дополнительная литература

4. Волчинская Е.К. Роль государства в обеспечении информационной безопасности // Информационное право. 2008. № 4.

5. Городов О.А. Информационное право: Учебник. М.: Проспект. 2007.

6. Материалы электронного журнала «Персональные данные»/ http://www.privacy-journal.ru/

7. Рудинский Ф.М. Индивидуальная свобода и гражданские права. // Гражданские права человека: современные проблемы теории и практики. М. 2006. С. 20-23.

8. Цадыкова Э.А. Гарантии охраны и защиты персональных данных человека и гражданина // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 14.

9. Городов О.А. Информационное право: Учебник. М.: Проспект, 2007. 242 с.

10. Наумов В.Б. Право и Интернет: очерки теории и практики. М.: Изд-во "Книжный дом "Университет", 2002.

11. Серго А. Интернет и право. М.: Бестселлер, 2003. 269 с.




    1. Программные средства

Для успешного освоения дисциплины, студент использует следующие программные средства:

Текстовый редактор MS Word (рекомендуются версии 2003-2010) или любой другой из свободно распространяемого ПО (напр., Libre Office, OpenOffice.Org)

MS Powerpoint (рекомендуются версии 2003-2010) или любой другой из свободно распространяемого ПО (напр., Libre Office, OpenOffice.Org)

Пакет для создания веб-презентаций Prezi (www.prezi.com)

Справочная правовая система (Гарант, Консультант+)


    1. Дистанционная поддержка дисциплины:

Для связи с преподавателем используется система LMS Efront: http://lms.hse.ru

Информационные ресурсы и инструменты:

Сайт Библиотеки НИУ ВШЭ: http://www.library.hse.ru/

http://www.academics.google.com



Материально-техническое обеспечение дисциплины




Трезвым этого артиста видели только на экране. Виктор Ардов
ещё >>