Программа дисциплины для направления подготовки бакалавра Область применения и нормативные ссылки - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа дисциплины Макроэкономика для направления бакалавра Область... 1 173.85kb.
Область применения и нормативные ссылки 3 566.86kb.
1Область применения и нормативные ссылки 10 1703.06kb.
1Область применения и нормативные ссылки 10 1703.33kb.
Область применения и нормативные ссылки 1 217.85kb.
1. Область применения и нормативные ссылки 1 166.22kb.
1Область применения и нормативные ссылки 1 174.98kb.
Область применения и нормативные ссылки 6 430.73kb.
Область применения и нормативные ссылки 6 430.47kb.
1. Область применения и нормативные ссылки Данная программа предназначена... 6 587.29kb.
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... 1 314.05kb.
Базисный уровень знаний Специальность «Восточная медицина» 1 37.52kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа дисциплины для направления подготовки бакалавра Область применения и нормативные - страница №1/1


Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»


Программа дисциплины

для направления подготовки бакалавра




g:\программы\проверенные умо\img444.jpg

  1. Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100.62 «Социология» подготовки бакалавров, изучающих дисциплину «Экономическая социология».

Программа разработана в соответствии с:

ОС НИУ ВШЭ по направлению подготовки бакалавра 040100.62 «Социология» http://www.hse.ru/data/2012/07/26/1257346946/standart-040100-62.pdf ;

Образовательной программой НИУ ВШЭ по направлению подготовки бакалавра 040100.62 «Социология»;

Рабочим учебным планом университета по направлению 040100.62 «Социология» подготовки бакалавра для студентов 3 курса


  1. Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Экономическая социология» являются:

  • - определение области исследования экономической социологии как одной из отраслевых социологий, определение и характеристика основных направлений исследования в рамках данной социологической дисциплины

  • - формирование у студентов четких представлений о социологическом подходе к анализу экономических явлений, о генезисе, эволюции, основных особенностях существования и развития экономики.


  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:


основные направления исследований в рамках современной экономической социологии;

отличительные черты двух теоретических моделей, лежащих в основе анализа экономических процессов: человека экономического и человека социологического;

основные подходы к определению сущности экономики и ее элементов, в частности рынка;

основные особенности неформальной экономики;

характеристику четырех видов экономических отношений: производства, распределения, обмена и потребления.
Уметь:

анализировать теоретические источники, сопоставлять различные подходы к анализу экономических явлений в рамках экономической социологии;

самостоятельно сформулировать тему эмпирического исследования в рамках области исследования экономической социологии;

провести наблюдение за эмпирическим объектом (рынком и торговым центром), с целью определения особенностей хозяйственной деятельности в современном обществе;

работать с литературой и подготовить презентацию по одной из основных тем данной дисциплины;

написать аналитическое эссе.


Иметь навыки (приобрести опыт)

сбора эмпирических данных



анализа теоретических источников
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способность к восприятию, обобщению, анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения

ОК-1


Студент дает определения основным понятиям курса, воспроизводит основные положения социологических подходов к изучению экономики и хозяйственной деятельности агентов

Лекция, анализ литературы на семинарах, выполнение домашних заданий, написание эссе

Умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь

ОК-2

Студент умеет обобщить и воспроизвести прочитанный материал, оценить его, высказать/написать свою точку зрения, предлагает свою трактовку, интерпретацию.

Выступления на семинарах, выполнение домашних заданий, написание эссе

Готовность к кооперации с коллегами, к работе в коллективе

ОК-3

Студент демонстрирует умение вести диалог с одногруппниками, распределять функции и выполнять задание

Групповая работа на занятиях

Стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации

ОК-6

Студент дает определения основных понятий курса, использует новую терминологию, распознает различные теоретические подходы к пониманию денег, высказывает свою точку зрения

Лекции, чтение материалов к семинару, выполнение домашних заданий, написание эссе

Умение критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков

ОК-7

Студент исправляет свои работы, рефлексирует свой опыт

Групповая работа, работа над ошибками

Способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы

ОК-10

Студент применяет способы анализа и интерпретирует предложенные материалы о современном состоянии экономики и ее взаимодействии с обществом

Семинарские занятия, работа в группах, домашняя задания, написание эссе

Владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией

ОК-13

Студент владеет способами поиска и переработки информации, что проявляется в форме составления списка источников и материалов, презентации результатов чтения и анализа

Семинарские занятия, домашние задания, написание эссе

Способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях

ОК-14

Студент демонстрирует умение находить материалы в сети Интернет

Семинарские занятия, домашние задания, написание эссе

Владение иностранным языком на уровне, достаточном для разговорного общения, а также для поиска и анализа иностранных источников информации

ОК-15

Студент владеет английским языком, достаточным для чтения текстов к семинарским занятиям и работы с литературой на англ.языке при написании эссе

Семинарские занятия, написание эссе

Способность применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования

ПК-1

Студент применяет полученные знания о теоретических подходах к социологическому исследованию экономической сферы, экономических процессов, структур и агентов при выполнении заданий

Лекции, семинарские занятия, домашние задания, написание эссе

Способность самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий

ПК-2

Студент демонстрирует владение методами социологического исследования в ходе анализа социально-экономических явлений (например, при эмпирическом анализе выбранного рынка в г. Санкт-Петербурге)


Домашние задания, написание эссе

Умение использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп

ПК-5

Студент интерпретирует предложенные материалы для анализа (результаты наблюдений, данные интервью)

Лекции, семинарские занятия, домашние занятия

Умение обрабатывать и анализировать данные для подготовки аналитических решений, экспертных заключений и рекомендаций

ПК-8

Студент демонстриует умение работать/ с теоретическими и эмпирическими материалами .


Работа на семинарах, выполнение домашних заданий, написание эссе

Способность использовать базовые теоретические знания, практические навыки и умения для участия в научных и научно-прикладных исследованиях, аналитической и консалтинговой деятельности


ПК-10

Студент владеет материалом и применяет полученные знания основных социологических теорий для выполнения заданий

Лекции, участие в семинарских занятиях, выполнение домашних заданий, написание эссе
  1. Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к циклу общих профессиональных дисциплин.

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

Социологическая теория

Социальная структура и социальная стратификация

Социальная теория. Раздел. Введение в социологию и история социологии

Методология и методы социологии

Социология денег
Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

способность к восприятию, обобщению, анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);

умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2)

готовность к кооперации с коллегами, к работе в коллективе (ОК-3);

стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации (ОК-6);

способность использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач (ОК-9);

способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10);

владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-13);

способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-14);

владение иностранным языком на уровне, достаточном для разговорного общения, а также для поиска и анализа иностранных источников информации (ОК-15);

способность применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования (ПК-1);

способность самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий (ПК-2);

умение использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп (ПК-5);

умение обрабатывать и анализировать данные для подготовки аналитических решений, экспертных заключений и рекомендаций (ПК-8);


Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

Социология организаций


  1. Тематический план учебной дисциплины







Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Институционализация дисциплины «Экономическая социология»

39

6

3

-

30

2

Пространство экономики: институты и акторы

33

6

5

-

22

3

Экономическое поведение

34

6

6

-

22

4

Экономика и/или неэкономическое: пересечения, взаимодействие, взаимовлияние

33

6

5

-

22

5

Современное состояние экономики

41

6

5

-

30




Итого:

180

30

24

-

126
  1. Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры

1

2

3

4




Текущий


Эссе







*




10000 знаков

Контрольная работа




*







В письменной форме, 80 мин.

Итоговый

Зачет








*




Презентация написанных эссе



6.1. Критерии оценки знаний, навыков

Критерии выставления оценки за текущий контроль


В качестве основной формы текущего контроля является оценка участия студентов (их активность) в работе на семинарских занятиях и в выполнении контрольной работы.
Оценка ставится в зависимости от того, насколько студент демонстрирует:
- знание особенностей социологического подхода к исследованию экономических явлений и процессов;

- знание основных направлений исследований в рамках современной экономической социологии;

- умение различать две теоретические модели, лежащие в основе анализа экономических процессов: модель человека экономического и модель человека социологического;

- знание основных подходов к определению сущности экономики и ее элементов, в частности рынка;

- знание основных особенности неформальной экономики;

- знание четырех видов экономических отношений: производства, распределения, обмена и потребления.

- умение анализировать теоретические источники, сопоставлять различные подходы к анализу экономических явлений в рамках экономической социологии;

- умение самостоятельно сформулировать тему эмпирического исследования в рамках области исследования экономической социологии;

- умение проводить наблюдение за эмпирическим объектом (рынком и торговым центром), с целью определения особенностей хозяйственной деятельности в современном обществе.
Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

Критерии выставления оценки за итоговый контроль


Критерии оценки за участие в семинарах/дискуссиях:
1. Присутствие в классе и активное участие в обсуждении.

2. Привлечение и использование материалов, понятий, идей и теорий, обсуждаемых в курсе (опора на прочитанные тексты)

3. Высказывание собственных интерпретаций (рефлексия, критическое осмысление текстов)

4. Формулирование комментариев четко, аргументированно и доступно, следуя логике дискуссии.

5. Взаимоуважение и соблюдение этики академической дискуссии.
Критерии для оценивания ответа на зачете:
1. Ответ должен быть фактически правильным.

2. Ответ должен быть развернутым и аргументированным

3. Логически выстроенным

4. Ответ должен включать ссылки на релевантных авторов / теоретические подходы, обсуждаемые в курсе

5. Ответ должен содержать конкретные примеры, демонстрирующие понимание студента и умение применять теории к интерпретации социальной реальности

    1. Порядок формирования оценок по дисциплине


Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских и практических занятиях: . Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед итоговым контролем - Оаудиторная.

Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов: . Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед итоговым контролем – Осам. работа.


Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:
Онакопленная = 0,4· Отекущий + 0,3·Осам.р. + 0,3·Оаудиторная, где

Отекущий = 0,5·Ок.р.+ 0,5·Оэссе;
Результирующая оценка за итоговый контроль в форме зачета выставляется по следующей формуле, где Озачет – оценка за работу непосредственно на зачете:
Орезультирующая = 0,4·Озачет +0,6 Онакопленная
Способ округления оценки: арифметический
  1. Содержание дисциплины


Раздел 1. Институционализация дисциплины «Экономическая социология»

Лекция 1. Введение в дисциплину. История развития экономической социологии. Основные этапы развития дисциплины (переодизация).

Экономическая теория vs. Эконом социология. Периодизация / классификация

Классическая эконом социология. Основные теоретические подходы.

Современная экономическая социология / Новая экономическая социология. Основные теории и методологии. Примеры экономических социологий: американская, английская, французская, российская



Лекция 2. Экономическая социология: дискуссия об основаниях, предмете и дисциплинарных границах.

Модель человека экономического vs. модель человека социологического. Два подхода к анализу экономики: формалистское - субстантивистское (К.Поланьи) может салинз?

Предметное поле экономической социологии. Рамки/ракурсы анализа: экономическое действие, сети, институты, системы. Система хозяйствования. Хозяйство vs. экономика.

Экономическое действие. Хозяйственные мотивы. Типы рациональности


Практическое занятие: определение понятий «общество» и «экономика» и их соотношения, взаимодействия, взаимовлияния. Предполагается работа в группах и визуальное представление результатов обсуждения.

Семинар 1. Предмет экономической социологии.

Основная литература для обсуждения на семинаре:

Грановеттер М. «Экономическое действие и социальная структура: проблема укорененности» // Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики / Сост. и науч. ред. В.В. Радаев; пер. М.С. Добряковой и др. М.: РОССПЭН, 2004. С. 131-158. См. также: Экономическая социология. 2002. Т. 3. № 3. С. 44-58.

Смелсер Н., Сведберг Р. Социологический подход к анализу хозяйства // Экономическая социология, Т. 4, № 4 (Сентябрь 2003), С. 43-61.

Дополнительная литература к семинару:

Вайзе П. Homo economicus и homo sociologicus: монстры социальных наук // THESIS: теория и история экономических и социальных институтов и систем . 1993.  № 3. С. 115-130.

Бруннер К. Представление о человеке и концепция социума: два подхода к пониманию общества // THESIS: теория и история экономических и социальных институтов и систем . 1993. N 3. С. 51-72.

Раздел 2. Пространство экономики: институты и акторы

Лекция 1. Рынок как форма хозяйства. Социология рынков.

Понятие института. Понятие рынка. Экономический подход к исследованию рынков (новый интистуционализм, сетевой анализ (Грановеттер)), социология рынков (этнографический подход) (Аболафия)



Семинар 1. Рынок как объект социологического исследования

Основная литература для обсуждения на семинаре:

Поланьи К. Саморегулирующийся рынок и фиктивные товары: труд, земля и деньги // THESIS. 1993. Т. 1. Вып. 2. С. 10-17.

Уайт Х. Откуда берутся рынки? // Экономическая социология. 2010. Т. 11. № 5. С. 54-83.

Дополнительная литература к семинару:

Аболафия М. Рынки как культуры: этнографический подход // Экономическая социология. 2003. Т 4. № 2. с. 63-72.

Акерлоф Дж. «Рынок ‘лимонов’: неопределенность качества и рыночный механизм // THESIS. 1994. Вып. 5 С. 91-104.

Кнорр-Цетина К., Брюггер У. Рынок как объект привязанности: исследование постсоциальных отношений на финансовых рынках // Экономическая социология. 2005. Т. 6. № 2. С. 29-49.

Беккер Г. Выбор партнера на брачных рынках // ТНЕSIS. 1994. N 6. С. 12—36 

Лекция 2. Неформальная экономика как форма хозяйства.

Понятие неформальной экономики. Виды неформальной хозяйственной жизни. Неформальная и теневая экономика. Способы измерения теневой экономики. Неформальная экономика домашних хозяйств. Теневая экономика предприятий. Хозяйственные правила: формальные и неформальные. Деформализация хозяйственных правил. Издержки легализации и уход от налогов. Этническое и силовое предпринимательство.

Семинар 2. Неформальная экономика.

Основная литература для обсуждения на семинаре:

Портес А. Неформальная экономика и ее парадоксы // Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики / Сост. и науч. ред. В.В. Радаев; пер. М.С. Добряковой и др. М.: РОССПЭН, 2004. С. 303-339. См. также: Экономическая социология. 2003. Т. 4. № 5. С. 34-53.

Барсукова, С. Ю. Неформальная экономика: понятие, структура // Экономическая социология, Т. 4, № 4, сентябрь 2003, с. 15.

Дополнительная литература к семинару:

Волков В. В. Мафия в зеркале социологии // Экономическая социология. 2004. Т.5 № 3. С. 16-34.

Панеях Э.Л. Формальные правила и неформальные институты и их применение в российской экономической практике // Экономическая социология. 2001. Т. 2. № 4. С. 56-68.

Олимпиева И. Неформальная экономика лесопользования как объект исследования // Неформальная экономика в постсоветском пространстве: проблемы исследования и регулирования / Под ред. И. Олимпиевой, О. Паченкова. СПб.: ЦНСИ, 2003. С. 9-17.



Лекция 3. Социология хозяйственных организаций.

Основные подходы к определению фирмы. Понятие организации. Бюрократическая и «постмодернистская» организации. Идеальные типы хозяйственной организации (община, корпорация и ассоциация). Внутрифирменные отношения, основные модели утверждения авторитета в хозяйственной организации. Современные формы хозяйственных организаций. Сетевое предприятие (М. Кастельс).



Семинар 3. Организации и фирмы как объект социологического анализа.

Основная литература для обсуждения на семинаре:

Димаджио П., Пауэлл У. Новый взгляд на «железную клетку»: институциональный изоморфизм и коллективная рациональность в организационных полях // Экономическая социология. 2010. Т.11. № 1. С. 34–56



Дополнительная литература к семинару:

Мейер Дж., Роуэн Б. Институционализированные организации: формальная структура как миф и церемониал // Экономическая социология. 2011. Т.12. № 1. С. 43–67.

Уайт Х. Рынки и фирмы: размышления о перспективах экономической социологии (перевод М. С. Добряковой) // Экономическая социология. 2009. Т.10. № 5. 2009. С. 33–49.

Радаев В.В. Четыре стратегии утверждения авторитета внутри фирмы: некоторые результаты обследований российских предпринимателей // Социологический журнал. 1994. № 2. С. 149-157


Раздел 3. Экономическое поведение

Семинар 1. Человек в трудовых отношениях. Социология занятости.

Классические школы исследования трудовых отношений – школа научного менеджмента (Ф.Тейлор), школа человеческих отношений, социальная философия фордизма. Распространение японского опыта управления человеческими ресурсами. Контроль исполнителей над трудовым процессом, виды трудового контроля. Конфликты в трудовом процессе. Правовые аспекты трудовых отношений и их приложение в экономико-социологическом анализе.



Основная литература для обсуждения на семинаре:

Радаев В.В. Экономическая социология. М.: ГУ ВШЭ, 2005. Гл. 13-14.

Бауман З. Возвышение и упадок труда // Социологические исследования. 2004. № 5. С. 77-86.

Дополнительная литература к семинару:

Грановеттер М. Социологические и экономические подходы к анализу рынка труда: социоструктурный взгляд // Экономическая социология. 2011. Т. 12. № 2. С. 49-79.

Горц А. Знание, стоимость и капитал. К критике экономики знаний // Логос. 2007. № 4 (61). С. 5-63.

Стребков Д. О., Шевчук А. В. Фрилансеры на электронных рынках: роль социальных связей // Экономическая социология. 2009. Т. 10 № 5. С. 11–32



Лекция 1. Социология потребления

Сущность потребления. Эволюция потребления: переход от недифференцируемого потребления к дифференцируемому, от потребления предметов, к потреблению образов. Отстающее и опережающие (кредит) потребление.

Функции потребления. Современные формы потребления. Особенности потребления в обществе модерна и постмодерна. Конструирование собственной идентичности через потребление. Потребление как новая основа социально-экономической дифференциации.

Семинар 2. Социология потребления

Основная литература для обсуждения на семинаре:

Бурдье П. Различение: социальная критика суждения // Экономическая социология 2005. Т.6 № 3

Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. М.: Культурная революция, Республика, 2006. С. 105-117.

Дополнительная литература к семинару:

Бурстин Д. Сообщества потребления // THESIS: теория и история экономических и социальных институтов и систем . N 3. С. 231-254 (1993)

Харченко Ю. В., Гурова О. Ю. Спортинг: спорт, досуг и стили потребления в современной России // Экономическая социология. Т.11. № 2. 2010. С. 73–90

Featherstone M. (2007), Life Style and Consumer Culture, in: Consumer Culture and Postmodernism. Sage Publications, p.81-92.



Лекция 2. Отношения обмена в системе хозяйствования.

Сущность обменных отношений: социологический (К.Маркс, Л.Брентано, М.Вебер, Г.Зиммель, К.Поланьи) и экономический подходы (А. Смит, Д. Хоманс, Д. Норт).

Исторические формы обменных отношений: персонифицированный и деперсонифицированный обмен.Функции обмена: экономические, социальные.Социальные сети как форма организации обменных отношений. Основные характеристики и закономерности существования сетей (М. Грановеттер).

Деньги как экономическая и социологическая категория (Н.Додд). Возникновение и функции денег, укорененность денежных отношений в социальных и их взаимное влияние (Ф.Бродель). Виды денег и их социальное значение (В. Зелизер). Социология денег. Природа и сущность денег. Социальная функция денег (Г. Зиммель). Виды денег. Деньги в переходной экономике, проблема бартера. Что население делает с деньгами: финансовое поведение населения. Массовое сберегательное поведение. Проблема доверия в сберегательном и инвестиционном поведении.



Семинар 3. Социология денег и финансового поведения.

Основная литература для обсуждения на семинаре:

Зелизер, В. Создание множественных денег // Экономическая социология. 2002. Т. 3. № 4. с. 58-72.



Дополнительная литература к семинару (читается два источника по выбору студента):

Зелизер В. Человеческие ценности и рынок: страхование жизни и смерть в Америке XIX века (перевод Е. С. Бердышевой) // Экономическая социология. Т.11. № 2. 2010. С. 54–72

Александров Д., Бессуднов А., Богданова Е. Рационализация необратима // Эксперт Северо-Запад. 2005. 18 июля. #27 (232).

Мерсиянова И. В. Участие россиян в денежных пожертвованиях: факторы и уровень вовлечённости // Экономическая социология Т. 11 № 5. 2010. С. 26–53

Тимошина А. Роль денег в межличностном взаимодействии: обзор микросоциологических концепций денег // Социологическое обозрение. 2007. Том 6. № 2. С. 50-59.
Раздел 4. Экономика и/или неэкономическое: пересечения, взаимодействие, взаимовлияние

Лекция 1. Неэкономические основания хозяйственной деятельности. Экономика и культура, политика, техника.

Возможные уровни анализа экономических явлений и процессов: институциональный, групповой, личностный. На институциональном уровне: развитие институциональных регуляторов. Мораль – как старейший регулятор экономических процессов и экономического поведения (теории экономических антропологов: М.Мосса, К.Поланьи, М.Салинза). Религия как регулятор экономических явлений. Теория М. Вебера. Политические идеологии как детерминанты экономических процессов. Правовая регуляция экономики. На групповом уровне: Групповая обусловленность экономического поведения членов таких групп, как: гендерные, этнические. Этническая экономика: возможность существования. Этнические сети в экономике.



Семинар 1. Семейная/домашняя экономика

Основная литература для обсуждения на семинаре:

Поллак Р. Трансакционный подход к изучению семьи и домашнего хозяйства // THESIS. 1994. вып. 6. С. 50-76.

Барсукова С.Ю., Радаев В.В. Легенда о гендере. Принципы распределения труда между супругами в современной городской семье // Мир России. 2000. № 4. С. 65-102.

Гладникова Е. В. Обзор подходов к исследованию частных межпоколенных трансфертов // Экономическая социология. 2009. Т.10. № 5. С. 93–110

Скотт Дж. Моральная экономика крестьянства как этика выживания / Шанин Т. (ред.) Великий незнакомец: крестьяне и фермеры в современном мире. М.: Прогресс Академия, 1992. с. 202-210.

Лекция 2. Экономика интимности. Коммодификация тела и личных отношений.

Коммодификация: превращение в товар. Понятие интимности. Пересечение экономического и неэкономического, стирание границ (В.Зелизер). Тело как фиктивный товар (Поланьи).



Практическое занятие. Анализ материалов форумов по продаже органов.

Раздел 5. Современное состояние экономики

Лекция 1. Развитие хозяйственной системы

Тяжелый и легкий капитализм (З.Бауман). Фордистский/постфордистский мир. Конец организованного капитализма. Хозяйство знаков и пространства (Лэш, Урри).



Лекция 2. Экономика и глобализация

Сущность процесса глобализации. Теории глобализации. Процесс формирования единого мирового экономического пространства: международное разделение труда, международная экономическая интеграция, транснациональные корпорации. Проблемы глобализации: экономические (согласование экономических интересов), политические (роль государства в глобализирующемся мире), правовые (международное правовое регулирование), культурные аспекты (проблемы взаимодействия культур). Антиглобалистское движение и его характеристики. Сущность движения. Виды протеста: "война движений" и "война позиций" (А. Грамши), контр-движения (К. Поланьи), контр-дискурсы (Дж. Скотт). Агенты протеста: региональные объединения ("новый регионализм"), государства, социальные движения.



Финальная дискуссия: Глобальное и локальное в повседневной хозяйственной деятельности.
  1. Образовательные технологии


В учебной работе используются: лекции, семинары, практические/творческие задания, просмотр фильмов и их обсуждение.

Зачет осуществляется в форме презентации написанных эссе


  1. Оценочные средства для текущего, промежуточного и итогового контроля студента

9.1. Тематика заданий текущего контроля (контрольная работа)


Задание 1.

Студентам предлагается ситуация (например, человек ищет работу, человек пишет завещание, человек покупает квартиру). Им необходимо выбрать одну из обсужденных моделей человека, обосновать ее эврестический потенциал для данной ситуации. И сформулировать задачи исследования в соответствии с выбранной моделью.

Задание 2.

Провести наблюдение за реальным рынком, расположенном в г. Санкт-Петербурге (на выбор студента) по следующей схеме: описать основных участников рынка, товары, продаваемые на рынке, формальные/неформальные правила, организационные структуры, концепции контроля).

Задание 3.

Провести наблюдение в торговом центре. Описать особенности организации пространства ТЦ, посетителей и продавцов, выделить особенности потребления в современных торговых центрах.


    1. Примерные темы эссе

Примерные темы эссе для зачета по курсу «Экономическая социология»:




  1. Возможности и ограничения использования моделей «человека экономического» и «человека социологического» в эконом-социологических исследованиях.

  2. Отличия экономического и социологического анализа к исследованию рынков (рассмотреть на примере конкретного рынка – например, финансового, рынка труда, блошиного рынка, фри-маркета или любого другого)

  3. Сети и их роль в хозяйственной деятельности индивидов (рассмотреть на конкретном примере сетей)

  4. Социальное значение подарков в современной жизни

  5. Деньги как социальный институт

  6. Электронные деньги

  7. «Бесплатное» потребление

  8. Анализ стиля потребления сообщества / группы (группа или сообщества выбираются самостоятельно)

  9. Анализ неформальной хозяйственной деятельности домохозяйства

  10. Свободная тема (по договоренности с преподавателем)


    1. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


Качество освоения дисциплины оценивается по результатам зачета, проведенного в письменной форме.
Примерные вопросы к зачету «Экономическая социология»:


  1. Обоснуйте возможности и ограничения использования моделей «человека экономического» и «человека социологического» в эконом-социологических исследованиях.

  2. Выделите и опишите основные отличия экономического и социологического анализа к исследованию рынков (рассмотреть на примере конкретного рынка – например, финансового, рынка труда, блошиного рынка, фри-маркета или любого другого)

  3. Проанализируйте социологически сети и их роль в хозяйственной деятельности индивидов (рассмотреть на конкретном примере сетей)



  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

10.1. Базовый учебник


Радаев В.В. Экономическая социология: курс лекций. Учебное пособие. М., 1997.

Студентам также предоставляются ридеры.


    1. . Основная литература


  1. Верховин В.В. Экономическая социология. М.: МГУ, 1998.

  2. Верховин В.И., Зубов В.И. Экономическая социология. М., 2002.

  3. Веселов Ю.В. История развития экономической социологии. СПб: СПбГУ, 1993

  4. Заславская Т.И., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни. Новосибирск: Наука, 1989.

  5. Экономическая социология: Новые подходы к институциональному и сетевому анализу. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2002.

  6. Экономическая социология: Хрестоматия / Авт.-сост. Г.Н.Соколова, О.В. Кобяк. – 2е изд. – Мн.: Белорусская наука, 2001

  7. Поланьи К. Великая трансформация: политические и экономические истоки нашего времени / пер. с англ. А.А. Васильева, С.Е. Федорова и А.П. Шурбелева. Под общей редакцией С.Е. Федорова. Спб.: Алетейя, 2002. 320с.

  8. Фернам А., Аргайл М. Деньги. Секреты психологии денег и финансового поведения / пер. с анг. под общей редакцией А. Алексеева. Спб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. 478 с.

Большая часть обязательной и дополнительной литературы представлена в электронном виде в портале «Экономика. Социология. Менеджмент» http://www.ecsocman.edu.ru, в электронном журнале «Экономическая социология» http://www.ecsoc.msess.ru.


    1. Дополнительная литература


  1. Аболафия М. Рынки как культуры: этнографический подход // Экономическая социология. 2003. Т 4. № 2. с. 63-72. (10)

  2. Автономов В.С. Модель человека в экономической науке. СПб.: Экономическая школа, 1998.

  3. Бауман З. Возвышение и упадок труда // Социологические исследования. 2004. № 5. С. 77-86.

  4. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М.: «Добросвет», 2000. 387 с.

  5. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв. Т.1. Структуры повседневности: возможное и невозможное / 2-е изд.; пер. с фр. Л.Е. Куббеля; вступ. ст. Ю.Н. Афанасьева. М.: Издательство «Весь мир», 2006. 592 с.

  6. Бурдье П. Различение: социальная критика суждения // Экономическая социология 2005. Т.6 № 3

  7. Вебер М. Социологические категории хозяйствования // Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики / Сост. и науч. ред. В.В. Радаев; пер. М.С. Добряковой и др. М.: РОССПЭН, 2004. С. 59-81. См. также: Экономическая социология. 2005. Т. 6. № 1. С. 46-68.

  8. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма / пер. с нем. Ивано-Франковск: Ист-Вью, 2002. 352 с.

  9. Волков В. Силовое предпринимательство. СПб.; М.: Европейский университет в Санкт-Петербурге: Летний Сад, 2002.

  10. Грановеттер М. «Экономическое действие и социальная структура: проблема укорененности» // Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики / Сост. и науч. ред. В.В. Радаев; пер. М.С. Добряковой и др. М.: РОССПЭН, 2004. С. 131-158. См. также: Экономическая социология. 2002. Т. 3. № 3. С. 44-58. (15)

  11. Грановеттер М. Социологические и экономические подходы к анализу рынка труда: социоструктурный взгляд // Экономическая социология. 2011. Т. 12. № 2. С. 49-79. (31)

  12. Зелизер В. Социальное значение денег: деньги на булавки, чеки, пособия по бедности и другие денежные единицы / пер. с англ. А.В. Смирнова и М.С. Добряковой; под науч. ред. В.В. Радаева. М.: Дом интеллектуальной книги; Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004. 284 с.

  13. Зиммель Г. Философия денег // Теория общества: Фундаментальные проблемы: Сборник: пер. с нем., англ. / под ред. А.Ф.Филиппова; вступ. ст., сост. А.Ф.Филиппова. М.: КАНОН-пресс-Ц: Кучково поле, 1999. С. 125-154.

  14. Лэш С., Урри Дж. Хозяйства знаков и пространства (введение) // Экономическая социология. 2008. Т. 9. № 4. С. 49-55.

  15. Маркс К. Капитал (любое издание)

  16. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М., 1999.

  17. Поланьи К. Великая трансформация. Политические и экономические истоки нашего времени. Изд-во «Алетейя», Спб. 2002

  18. Поланьи К. Саморегулирующийся рынок и фиктивные товары: труд, земля и деньги // THESIS. 1993. вып.2. С. 10-17.

  19. Поланьи К. Экономика как институционально оформленный процесс // Избранные работы. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2010. С. 47-56.

  20. Портес А. Неформальная экономика и ее парадоксы // Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики / Сост. и науч. ред. В.В. Радаев; пер. М.С. Добряковой и др. М.: РОССПЭН, 2004. С. 303-339. См. также: Экономическая социология. 2003. Т. 4. № 5. С. 34-53.

  21. Радаев В.В. Возвращение толпы: анализ поведения вкладчиков финансовых пирамид. // Вопросы социологии. Тематический выпуск «Финансовое поведение населения». 1998. Вып. 8. С. 100–142.

  22. Радаев В.В. Предисловие научного редактора / Зелизер В. Социальное значение денег: деньги на булавки, чеки, пособия по бедности и другие денежные единицы / пер. с англ. А.В.Смирнова и М.С. Добряковой; под науч.ред. В.В. Радаева. М.: Дом интеллектуальной книги; Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004. С. 1–12.

  23. Радаев В.В. Уроки «финансовых пирамид», или что может сказать экономическая социология о массовом финансовом поведении. // Мир России. 2002. Т. 11. № 2. С. 39–70.

  24. Смелсер Н, Сведберг Р. Социологический подход к анализу хозяйства // Экономическая социология. 2003. Т. 4. № 4. С. 43-61. (19)

  25. Сведберг Р. Новая экономическая социология: что сделано и что впереди? // Экономическая социология. С.37-55 (19)

  26. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Наука, 1962. 572 с. / адрес доступа:

  27. Флигстин Н. Поля, власть и социальные навыки: критический анализ новых институциональных течений // Экономическая социология. 2001. Том 2. № 4. С. 28-55. (28)

  28. Callon, M. (ed.) The Law of Markets. Oxford: Blackwell, 1998. Introduction. Р. 1-57.

  29. Smelser, N., and R. Swedberg, R. (eds.) The Handbook of Economic Sociology. Princeton: Princeton University Press, 1994.
    1. Дистанционная поддержка дисциплины


Используются электронные ресурсы НИУ-ВШЭ (hse.ru) и СПб филиала (hse.spb.ru).

Система LMS.

При подготовке к занятиям, в первую очередь – к семинарам, при подготовке эссе, в режиме самостоятельного поиска студенты пользуются поисковыми системами google, yandex.

    1. Справочники, словари, энциклопедии


При подготовке и проведении занятий используются программные продукты Microsoft Office, PowerPoint.
  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины


Для практических занятий или других занятий используется видео аппаратура и проектор (для лекций или семинаров), другие вспомогательные материалы.

Материально-техническое обеспечение дисциплины включает в себя также наличие доступного для самостоятельной работы студента выхода в Интернет и в LMS в компьютерном классе, методическом кабинете факультета, а также (по возможности) по месту проживания.



Компьютерный класс.




Россия — это историческая родина инородцев. Акрам Муртазаев
ещё >>