Программа дисциплины цикла опдв по направлению подготовки бакалавров 031700. 62 «Изящные искусства» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа дисциплины цикла сд по направлению подготовки бакалавров... 1 110.46kb.
Программа дисциплины цикла сд по направлению подготовки бакалавров... 1 306.86kb.
Программа дисциплины цикла сд по направлению подготовки бакалавров... 1 221.29kb.
Рабочей программы дисциплины б. 13 – Трибология 1 26.82kb.
Рабочая программа дисциплины Информационные технологии в менеджменте... 6 572.64kb.
Рабочая программа дисциплины Организация коммерческой деятельности... 1 277.02kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы музыкального развития... 1 302.06kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «механика материалов и основы... 1 114.86kb.
Рабочая программа дисциплины Параллельные алгоритмы и системы 1 123.56kb.
Рабочая программа дисциплины этнопсихология направление подготовки... 2 623.03kb.
Рабочая программа дисциплины б. «Право социального обеспечения» 4 604.22kb.
Лекция Элементы комбинаторики 1 257.31kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа дисциплины цикла опдв по направлению подготовки бакалавров 031700. 62 «Изящные - страница №1/1

ИСТОРИЯ МУЗЫКИ. АНТИЧНОСТЬ И СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
программа дисциплины цикла ОПДВ по направлению

подготовки бакалавров 031700.62 «Изящные искусства»
Составитель доктор искусствоведения профессор Владышевская Т.Ф.
Пояснительная записка
I. Введение

Цель курса – изучение предыстории и собственно истории развития opus-musica, вплетенной в калейдоскоп взаимодействия разных типов музыкального творчества. История opus-musica рассматривается сквозь призму новаций, соответствующих своему времени, понимаемых как стержень академического искусства. В исторической перспективе прослежена цепь революционных изменений, которые закономерно привели сегодня и к кардинальному изменению норм музыкального языка.

Успешная реализация данной цели видится в выявлении глубинных связей, коренящихся в кругу внутренних проблем музыкального творчества, неразрывно связанного с общекультурными процессами, социальным сознанием общества, его идеологическими, философскими и религиозными представлениями.



Задачи курса – ознакомить студентов с периодизацией истории музыкального искусства, дать общую характеристику основных художественных направлений и стилей; дать сравнительную оценку закономерностей развития европейской и русской музыкальной культуры, рассмотреть их взаимовлияние; ознакомить с творчеством выдающихся композиторов и художественных школ; ознакомить с важнейшими памятниками музыкально-теоретической мысли, с инструментарием, историей его развития; проанализировать музыкальные шедевры разных эпох, основные формы и жанры профессионального творчества; освоить терминологию.

Требования к уровню освоения курса

Основная форма учебных занятий – практические занятия.

Текущий контроль усвоения знаний осуществляется с помощью рефератов, исследовательских и контрольных работ.

Студенты должны знать стилистические особенности музыки Античности и Средневековья, уметь сопоставить художественные ценности произведений данных эпох.



Самостоятельная работа студентов по освоению теоретического материала обеспечивается вопросами для самоконтроля по каждой теме.

Формами самостоятельной работы студентов могут быть: написание научных рефератов и докладов; выполнение контрольных работ и др.



Контроль знаний студентов. Текущий контроль усвоения знаний предполагает опрос на практических занятиях, написание контрольных работ и итоговый зачет по окончании курса.


Семестр

Практические занятия, ч

Самостоятельная работа, ч

Всего,

ч


Форма отчетности, ч

I

36

36

72

Зачет

Всего, ч

36

36

72






II. Тематический план учебной дисциплины

Наименование тем

Практические занятия, ч

Самостоятельная работа, ч

Всего,

ч


1. Введение в музыкознание. Этапы развития мировой музыкальной культуры

7

7

14

2. Музыкальное искусство Древнего мира

7

7

14

3. Музыкальное искусство Древней Греции и Рима

7

7

14

4. Музыкальный мир древних славян

7

7

14

5. Музыкальная культура европейского Средневековья. Византия. Древняя Русь

8

8

16

Всего, ч

36

36

72


Программа курса
Тема 1. Введение в музыкознание. Этапы развития мировой музыкальной культуры

Музыка и история культуры. Музыка как вид искусства. Музыкальная картина мира.

Средства музыкальной выразительности. Мелодия, монодия, ритм, метр, темп, лад, звукоряд, тональность. Интервалы, аккорды. Акустика. Виды многоголосия – монодия, полифония. Жанры и музыкальные формы. Духовная и светская, инструментальная и вокальная музыка. Виды ансамблей и оркестров. Музыкальный театр: опера и оперетта. Подражательность и изобразительность в музыке. Основные взгляды на проблему происхождения музыки.

Типы музыкального творчества: фольклорный, менестрельный, сакральный (канонический), академический (opus-musica), их художественные особенности и характеристики.



Тема 2. Музыкальное искусство Древнего мира

Синкретизм праискусства. Магия, миф, ритуал. Модус сознания древнего общества. Архаичное состояние традиционных культур, корреляция с космосом. Имитация архетипов, данных в естественном порядке вещей. Магия и ритуал – главная стратегия в упорядочении мира, страдающего от дефицита порядка. Музыка – неотъемлемая часть жизни человека. Магическая сила подражания и мифы о ней. Космогония художественного порядка. Древние музыкальные культуры Востока: египетская, шумеро-вавилонская, палестинская, индийская, китайская. Зарождение музыкальных жанров. Музыкальный инструментарий.

Музыкальная культура стран Древнего Востока. Египет. Восточные гимны, песни погребального обряда фараона, священные танцы и музыкальные инструменты.

Древнееврейская музыка. Библейские песни, псалмы Давида. Библейские музыкальные инструменты. Чтение нараспев священных текстов Библии. Свадебный обряд. Песнь песней.


Тема 3. Музыкальное искусство Древней Греции и Рима

Музыкальное искусство Древней Греции. Древнегреческое понимание музыки и гармонии. Высокая и простонародная музыка. Мусическое искусство как синтез духовного и звукового, сакрального и земного. Осмысление музыки в макро- и микрокосмическом измерении. Источники и документы. Аксиологический взгляд на музыку. Древнегреческая литература и мифология о музыке. Аполлон и музы. Музыкальные состязания Аполлона с Марсием и Паном. Музыкальные инструменты Греции. Кифара, лира, флейта Пана, авлос и др. Миф об Орфее и Эвридике. Искусство Орфея и орфизм. Дионис и дионисийское искусство, вакхические песни. Аполлоническое искусство.

Музыкально-теоретическая система древних греков. Творцы греческой музыкальной науки. Пифагор, Архит, Филолай, Платон и др. Пути математизации музыки. Эстетика пифагорейцев. Учение о числе. Теория пропорций. Мифы о Пифагоре, о кузнецах. Опыты с монохордом. Понятие гармонии. Музыкальная гармония как явление мировой гармонии. Символика мифа. Космология Платона. Музыка сфер. Древнегреческие теоретики о гармонии сфер, о катарсисе. Типы музицирования и музыкальные жанры.

Греческая наука – фундамент европейской музыкально-теоретической концепции. Учение об этосе ладов, метров. Идея равномерно-темперированного строя у Аристоксена. Монодия как принципиальный тип музыкального мышления. Инструментальное и вокальное одноголосие. Музыкально-поэтические формы. Союзы артистов. Музыкальный инструментарий.

Творцы латинской музыкальной науки. Источники и документы. Марциан Капелла о музыке. Наука о семи свободных искусствах. Греческая наука как фундамент латинской музыкально-теоретической концепции. Музыкальный инструментарий. Музыкальные жанры и типы музицирования.
Тема 4. Музыкальный мир древних славян

Славянская мифология и песня. Синкретизм искусства. Магия, миф, ритуал. Обрядовые, ритуальные и бытовые песни славян. Особенности музыкального строения славянских и русских песен. Танец, песня, игра. Музыкальный инструментарий славян.

Мифология и обрядность восточных славян. Песни весенне-летнего и зимнего обрядового циклов славянского и русского фольклора.
Тема 5. Музыкальная культура европейского Средневековья. Византия. Древняя Русь

Западноевропейская музыка эпохи Меровингов, Карла Великого.

Развитие духовной музыки. Месса. Теория средневековой музыки, система восьми тонов. Формы записи, особенности исполнения.

Светская музыка. Профессиональная культура менестрелей: эстетика творчества. Музыкально-поэтические жанры. Песни майстерзингеров, менезингеров, трубадуров, труверов. Инструментарий.

Литургическая традиция средневекового Запада и региональные практики (амвросианская, беневентанская, староримская, галликанская, мозарабская и др.). Профессионализация певчих. Григорианский хорал в певческой культуре средневекового Запада. Источники. Типы рукописей. Главные певческие книги. Musica practica и Musica speculativa. Октоих. Символика чисел. Рождение европейской музыкальной науки. Музыкальное письмо – невменная и линейная нотации. Формы и жанры латинского певческого репертуара: месса, псалмодия, гимны, тропы, секвенции и др. Музыка эпохи ars antiqua. Школа Нотр-Дам. Начало opus-musica. Путь к канонической композиции. Творчество Леонина и Перотина. Новации эпохи.

Византийская духовная культура. Отцы церкви о музыке и пении. Православная гимнография: стихиры, тропари, кондаки, каноны, песни и др. Литургия как центр богослужения, музыкальные особенности всенощного бдения. Особенности византийского Октоиха, Миней, Триоди и других певческих книг.



Византия и Древняя Русь. Влияние византийской духовной культуры. Знаменный распев и знаменная нотация. Своеобразие русской духовной певческой культуры. Антагонизм и взаимосвязь русской народной и церковной музыки. Певческие жанры и книги. Песнопения в честь русских святых. Русский эпос. Былины киевского и новгородского циклов. «Слово о полку Игореве» и его певец гусляр Боян.
Вопросы для самопроверки

  1. В чем выражается синкретизм древнего искусства?

  2. Какие музыкальные инструменты использовали восточные народы? Что характерно для славянского инструментария?

  3. Назовите особенности древнегреческой науки о музыке.

  4. Что общего между латинским григорианским хоралом и древнерусским знаменным распевом?

  5. Назовите части латинской мессы. В чем ее отличия от православной литургии?

  6. Роль Византии в формировании русской духовной культуры.


Вопросы к зачету

  1. Основы музыкознания. Музыковедение как наука.

  2. Музыкальные средства художественной выразительности.

  3. Виды и жанры музыкального искусства.

  4. Древний Египет: музицирование и музыкальные инструменты в эпоху Среднего и Нового царства.

  5. Музыкальная культура Древней Иудеи. Храмовые хоры и музыкальные инструменты древних иудеев. Псалмы и песни.

  6. Музыка и музыкальные инструменты в древнегреческой мифологии.

  7. Древнегреческий музыкальный инструментарий.

  8. Древнегреческая теория музыки и ее значение для европейской музыкальной культуры.

  9. Роль музыки в древнегреческом театре.

  10. Музыкальное искусство Древнего Рима.

  11. Особенности мифологии и обрядности древних славян.

  12. Византийская духовная музыкальная культура.

  13. Роль Византии в развитии культуры Древней Руси.

  14. Национальные особенности духовной музыкальной культуры Древней Руси.

  15. Древнерусский эпос. Былины. Обрядовые песни.

  16. Европейская музыкальная культура Средневековья.

  17. Светская музыка. Творчество менестрелей. Песни трубадуров, майстерзингеров. Музыкальные инструменты Средневековья.

  18. Месса и особенности ее строения.

  19. Школа Нотр-Дам. Начало opus-musica. Истоки музыкального творчества.


Темы рефератов

  1. Античная музыкальная эстетика.

  2. Боэций. О музыкальном установлении.

  3. Мотет и его модель: структурное подобие малого Великому.

  4. Начало opus-musica. Истоки музыкального творчества.

  5. Особенности песен майстерзингеров, менезингеров, трубадуров, труверов.

  6. Развитие средневековой духовной музыки, ее теории и практики.

  7. Греческая наука – фундамент европейской музыкально-теоретической концепции. Осмысление музыки в макро- и микрокосме.


Литература

Основная

  1. Владышевская Т.Ф. Музыкальная культура Древней Руси. М., 2006.

  2. Герцман Е.В. Античное музыкальное мышление. Л., 1986.

  3. Герцман Е.В. Византийское музыкальное мышление. Л., 1988.

  4. Герцман Е.В. Пифагорейское музыкознание. Начала древнегреческой науки о музыке. СПб., 2003.

  5. Герцман Е.В. Музыка Древней Греции и Рима. СПб., 1995.

  6. Грубер Р.И. История музыкальной культуры. Т. 1., Ч. 1. М., 1941.

  7. Ливанова Т.Н. История западноевропейской музыки до 1789 года. Т. 1. М., 1983.

  8. Сапонов М. Менестрели. Очерки музыкальной культуры западного Средневековья. М., 1996.

  9. Успенский Н.Д. Древнерусское певческое искусство. М., 1971.

  10. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства. М., 1990.

Дополнительная

  1. Античная музыкальная эстетика / Вступ. очерк и собрание текстов А.Ф. Лосева / Под общ. ред. В.П. Шестакова. М., 1960.

  2. Античные гимны / Сост. и общ. ред. А.А. Тахо-Годи. М., 1988.

  3. Аристоксен. Элементы гармоники / Пер. и публ. В.Г. Цыпина. М., 1997.

  4. Боэций. О музыкальном установлении / Публ., пер. с лат., коммент. и иссл. Е.В. Герцмана // Герцман Е.В. Музыкальная боэциана. СПб., 1995.

  5. Бражников М.В. Древнерусская теория музыки. Л., 1972.

  6. Дейрие Б., Лемери Д., Сэдлер М. История музыки в картинках. М., 2008.

  7. Закс К. Музыкально-теоретические воззрения и инструменты Древнего мира // Музыкальная культура Древнего мира / Под ред. Р. Грубера. Л., 1937.

  8. Келдыш Ю.В. Музыковедение // Музыкальная энциклопедия. Т. 3. М., 1976.

  9. Кендалл А. Хроника классической музыки. М., 2008.

  10. Ливанова Т.Н. Античное музыкознание // История европейского искусствознания. Т. 1. М., 1963.

  11. Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М., 1967

  12. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Т. 1. Ранняя классика. М., 1967.

  13. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Т. 3. Софисты. Сократ. Платон. М., 1969.

  14. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Т. 4. Аристотель и поздняя классика. М., 1975.

  15. Музыкальная энциклопедия. В 6 т. М., 1973–1982.

  16. Музыкальная эстетика западноевропейского Средневековья и Возрождения / Сост. текстов и общ. вступ. статья В.П. Шестакова. М., 1966.

  17. Музыкальная эстетика России XI–XVIII веков / Под ред. А. Рогова. М., 1973.

  18. Музыкально-теоретические системы / Ю. Холопов, Л. Кириллина, Т. Кюрегян, Г. Лыжов и др. М., 2006.

  19. Музыкальные инструменты мира. Энциклопедия. М., 2008.

  20. Музыкальный словарь Гроува. М., 2008.

  21. Музыкальный энциклопедический словарь / Под ред. Г.В. Келдыша. М., 1991.

  22. От этоса к аффекту. История музыкальной эстетики от античности до XVIII в. / Сост. текстов и общ. вступ. статья В.П. Шестакова. М., 1975.

  23. Скребков С.С. Художественные принципы музыкальных стилей. М., 1973.

  24. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства. М., 1990.

  25. Холопова В.Н. Русская музыкальная ритмика. М., 1983.

  26. Шестаков В.П. Гармония как эстетическая категория. М., 1973.





Когда малыш дома, у матери от него болит шея; а когда он на улице, у нее болит сердце.
ещё >>