Программа дисциплины «Античная литература» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
И. М. История античной литературы, 5-е изд. М.: Либроком, 2012. 1 149.34kb.
Магистерская программа: Античная литература и западноевропейская... 1 7.78kb.
Рабочая программа дисциплины б история мировой (зарубежной) 1 226.21kb.
Литература по курсу «Античная литература» 1 31.38kb.
Литература народов зарубежных стран», «Сравнительное литературоведение»... 1 85.85kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 09 Русская литература... 11 1849.24kb.
Рабочая программа дисциплины литература Японии Направление подготовки... 3 380.7kb.
Зарубежная литература и литература страны изучаемого языка учебно-методический... 4 436.88kb.
Программа учебной дисциплины «Литература» 1 362.79kb.
Программа факультативного курса «Вспомогательные исторические дисциплины» 1 109.31kb.
Рабочая программа дисциплины д 2 литература скандинавии и финляндии 1 180.78kb.
Наименование Разработчики Применение Электронное учебное издание... 1 150.06kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа дисциплины «Античная литература» - страница №1/1




Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины «Античная литература» для направления 035800.62 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» подготовки бакалавра






Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет филологии

Программа дисциплины «Античная литература»


для направления 035800.62 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» подготовки бакалавра

Авторы программы:

Шумилин М.В., к. филол. н.

Файер В.В., к. филол. н., vvfire@hse.ru

Москва, 2012



Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 035800.62 «Фундаментальная и прикладная лингвистика», изучающих дисциплину «Античная литература».

Программа разработана в соответствии с:


  • Образовательным стандартом ГОБУ ВПО НИУ ВШЭ по направлению подготовки 035800.62 «Фундаментальная и прикладная лингвистика»;

  • Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 035800.62 «Фундаментальная и прикладная лингвистика», утвержденным в 2012 г.

2Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Античная литература» являются ознакомить слушателей курса с основной проблематикой филологического исследования литературных памятников Древней Греции и Древнего Рима, обучить студентов применению навыков лингвистического анализа литературного текста на иностранном (латинском) языке к решению отдельных филологических проблем, частично сформировать общекультурный и филологический базис лингвистического образования, установить межпредметные связи с курсами латинского языка, НИС «Латинский язык в контексте современной лингвистики» и предметами литературоведческого цикла.

3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать основную периодизацию античной литературы, важнейшие сведения о писателях и поэтах Древней Греции и Рима, основные принципы и методы античной текстологии,

  • Уметь применять навыки лингвистического анализа латинского текста к решению филологических проблем,

  • Приобрести опыт комментирования текстов античной литературы, анализа фрагментов художественного перевода греческих и латинских произведений с соответствующими подстрочными переводами, лексикологической работы с отдельными элементами поэтического языка латинских авторов.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:



Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу,

восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения



ОК-1

Лекционные и семинарские занятия

умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь

ОК-2

Лекционные и семинарские занятия

знание ключевых понятий культурологии, культурных традиций, способность к культурной толерантности

ОК-3

Лекционные и семинарские занятия

владение кодифицированным русским литературным языком и его научным

стилем


ПК-4

Семинары, письменная работа

умение создавать и редактировать тексты профессионального назначения

ПК-5

Семинары, письменная работа

владение основными способами описания и формальной репрезентации

денотативной, концептуальной, коммуникативной и прагматической информации, содержащейся в тексте на естественном языке



ПК-11

Семинары, письменная работа

умение определять макроструктуру и микроструктуру дискурса с учетом

специфики его жанров и функционально-стилевых разновидностей



ПК-12

Семинары, письменная работа


4Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклу дисциплин Б.1, блоку В.00. Для специализации «Фундаментальная и прикладная лингвистика» настоящая дисциплина является дисциплиной по выбору.

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:



  • Латынь

  • История

  • История и теория культуры

  • Иностранный язык

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

  • знанием основ грамматики латинского языка и умением читать со словарем латинские тексты (ПК-3);

  • знанием ключевых понятий культурологи, знанием культурных традиций, способностью к культурной толерантности (ОК-3);

  • использованием основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-9);

  • владением навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-12);

  • способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13);

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

  • История зарубежной литературы

  • История русской литературы

5Тематический план учебной дисциплины




Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Введение

2

2










2

Греческий эпос

18

6

2




12

3

Греческая трагедия

12

2

2




8

4

Греческая проза

14




4




10

5

Греческая лирика

8




2




4

6

Римский эпос

28

8

4




16

7

Римская сатура

6

2







4

8

Римская лирика

6




2




4

9

Римская проза

14




4




10




ИТОГО:

108

20

20




68



6Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год




1

2

3

4

Текущий


Эссе










*

4-5 тыс. знаков













Итоговый

Зачет










*

Письменная работа



6.1Критерии оценки знаний, навыков


Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.


7Содержание дисциплины




  1. Раздел 1. Введение.

Тема 1. Источники античной литературы и текстология — 2 часа

Лекция: Источники античной литературы и текстология.


Литература по разделу:

Радциг С.И. История древнегреческой литературы. М., 1977. С. 24-27.




  1. Раздел 2. Греческая литература — 20 часов.

Тема 1. Греческий эпос — 6 часов.

Лекция 1. Индоевропейский поэтический язык, «Илиада», «Одиссея» и гомеровский вопрос — 2 часа

Лекция 2. Композиция «Илиады».

Лекция 3. Структура и история греческого гекзаметра.

Семинар. Анализ формульной структуры гомеровского текста.
Тема 2. Греческая трагедия — 4 часа.

Лекция. Греческий театр. Трагедии и их краткие изложения.

Семинар. Еврипид Иннокентия Анненского. Анализ фрагмента.
Тема 3. Греческая проза — 4 часа.

Семинар 1. «Историки Греции»: анализ русских переводов.

Семинар 2. Фрагменты греческих философов: работа с источником.
Тема 4. Греческая лирика — 2 часа.

Семинар. Греческая лирика.


Литература по разделу:

Дилите Д. Античная литература. М., 2003. С. 46-68, 77-141, 179-185.




  1. Раздел 3. Римская литература.

Тема 1. Римский эпос — 16 часов.

Лекции 1-2. Поэтический язык римского эпоса.

Лекция 3. Поэтика Вергилия.

Лекция 4. Фигурные стихи и центоны.

Семинар 1. Топосы римской поэзии.

Семинар 2. Анализ русских переводов.


Тема 2. Римская лирика — 2 часа.

Семинар. Поэзия Горация.


Тема 3. Римская сатура — 2 часа.

Лекция. Персий: самый сложный латинский поэт.


Тема 4. Римская проза — 4 часа.

Семинары 1-2. Фольклорные мотивы в римском романе.


Литература по разделу:

Дилите Д. Античная литература. М., 2003. С. 282-380, 438-446.




8Образовательные технологии



8.1Методические рекомендации преподавателю



8.2Методические указания студентам



9Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

9.1Тематика заданий текущего контроля


Примерные вопросы/ задания для эссе:

  1. Сравнение 3 русских переводов стихотворения Горация.

  2. Сравнение 3 русских переводов стихотворения Катулла.

  3. Сравнение фрагмента перевода трагедии Еврипида И.Ф. Анненского в первоначальном виде и в редакции Ф.Ф. Зелинского.

  4. Сравнение фрагмента перевода «Истории» Геродота в переводе И.Мартынова с переработкой М.Л. Гаспарова.

  5. Сравнение фрагмента перевода «Истории» Фукидида в переводе Ф.Мищенко с переработкой М.Л. Гаспарова.

  6. Метрический анализ русского гекзаметрического текста.



9.2Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену) по всему курсу или к каждому промежуточному и итоговому контролю для самопроверки студентов.

10Порядок формирования оценок по дисциплине


Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях: активность студентов в дискуссиях, ответы на вопросы преподавателя. Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских занятиях может быть заменена написанием письменной работы: реферата англоязычной статьи по теме курса (по выбору студента из списка предложенных преподавателем). Итоговая аудиторная оценка определяется перед промежуточным или итоговым контролем — Оаудиторная.

Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов в форме написания эссе. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Осам. работа.

Преподаватель фиксирует посещение студентами лекций и семинаров. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале – Отекцщая.

Результирующая оценка за итоговый контроль в форме зачета выставляется по следующей формуле, где Озачет – оценка за работу непосредственно на зачете:



Оитоговый = 0,4·Озачет + 0,2·Отекущий + 0,2·Осам. работа + 0,2·Оаудиторная

Способ округления накопленной оценки итогового контроля в форме зачета – арифметический.

К зачету студент может написать реферат англоязычной статьи (по выбору преподавателя), который оценивается в 1 балл. Таким образом, результирующая оценка за промежуточный (итоговый) контроль в форме зачета, получаемая на пересдаче, выставляется по формуле

Оитоговый = 0,4·Озачет + 0,2·Отекущий + 0,2·Осам. работа + 0,2·Оаудиторная + Одоп.вопрос
Способ округления накопленной оценки промежуточного (итогового) контроля в форме зачета – арифметический.

В диплом ставится оценка за итоговый контроль, которая является результирующей оценкой по учебной дисциплине.


11Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

11.1Базовый учебник


Дилите Д. Античная литература. М.: ГЛК, 2003.

11.2Основная литература


Гомер. Илиада. Пер. Н.И. Гнедича (разл. изд.).

Еврипид. Трагедии. Пер. И.Ф. Анненского (разл. изд.).

Историки Греции. Серия «Библиотека античной литературы». М.: «Художественная литература», 1976.

Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида (разл. изд.).

Римская сатира. Серия «Библиотека античной литературы». М.: «Художественная литература», 1989.

Апулей. Метаморфозы, или Золотой осел (разл. изд.).

Гигин. Мифы. СПб., «Алетейя», 1997.

11.3Дополнительная литература




11.4Справочники, словари, энциклопедии


Словарь античности. М.: «Прогресс», 1989.

Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей — http://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%9A%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/



Perseus Digital Library — http://www.perseus.tufts.edu/hopper/

11.5Программные средства



11.6Дистанционная поддержка дисциплины




12Материально-техническое обеспечение дисциплины


Используется проектор.






Женщина не перестает говорить о своем возрасте и никогда его не называет. Жюль Ренар
ещё >>