Программ а курса социология журналистики для студентов факультета журналистики - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Информационно-издательский комплекс к. В. Трубникова в условиях капитализации... 1 312.7kb.
Социология журналистики 1 173.02kb.
Методические материалы 3 510.93kb.
Примерная программа дисциплины история отечественной журналистики 3 598.79kb.
Методические материалы 1 314.56kb.
Выступления 发言题目 1 92.85kb.
Примерная программа дисциплины история зарубежной журналистики 1 236.89kb.
Контрольная работа №4 по русскому языку для студентов-заочников 2... 1 38.71kb.
Кандидат филологических наук, профессор, декан факультета журналистики... 2 398.84kb.
Для студентов факультета журналистики, обучающихся по направлению... 1 98.68kb.
Учебная программа для высших учебных заведений по специальности:... 1 208.62kb.
Инструменты целеполагания и формирования стратегии развития предприятия 1 188.58kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программ а курса социология журналистики для студентов факультета журналистики - страница №1/1

П Р О Г Р А М М А


курса
СОЦИОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ


Для студентов факультета журналистики


Москва

Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова

2001

УТВЕРЖДЕНО

кафедрой «Теория и практика периодической печати»

С о с т а в и т е л ь – канд. филол. наук, доц. Л.Г. Свитич



Программа курса «Социология журналистики». М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2001. 12 с.

Подготовлена на факультете журналистики.



Программа соответствует Государственному

образовательному стандарту

© Свитич Л.Г., 2001



ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА


Данный курс является продолжением общего курса социологии и предполагает углубление знаний студентов в области теории и методов социологии применительно к социологии журналистики, к деятельности журналиста и ре-дакции. Курс рассчитан на один семестр и состоит из лекционных, семинарских и лабораторно-практических занятий. Лабораторно-практические занятия предполагают составление проекта программы, анкеты или кода для контент-анализа журналистских текстов, проведение локального учебного анкетирования или интервью (очного или телефонного), наблюдения и контент-анализа текстов с кратким отчетом по проведенному исследованию, возможно в форме журналистской публикации. Курс завершается дифференцированным зачетом.

Лекции и практические занятия по курсу ставят задачу ознакомить студентов с историей, теорией, процедурами и методами социологических исследований в области журналистики, по возможности сформировав у будущих журналистов представление о социологическом подходе к изучению социальных явлений, познакомить студентов с результатами социологических исследований и помочь в практическом освоении основных методов эмпирических исследований, полезных в профессиональной деятельности журналиста и редакции, научить пользоваться данными социологических исследований.

П Р О Г Р А М М А




Тема 1. Социология журналистики в системе социологии
Предмет и задачи курса. Социология журналистики как предметная область социологии. Место социологии журналистики в ряду других социологических направлений.

Структура социологической науки. Общая социологическая теория и специальные теории. Основные социологические парадигмы.

Социология различных сфер жизнедеятельности общества: политики и управления, экономики, социальной жизни, труда, образования, социальной сферы, культуры, науки, средств массовой коммуникации и т.п. Социология личности.

Социология общественного мнения (ОМ). Предмет, структура, функции и формы проявления общественного мнения. Центры изучения общественного мнения. Способы исследования ОМ. Информация о результатах исследования ОМ и ее значение для СМИ и журналистов в их профессиональной деятельности.



Тема 2. Социология средств массовой информации
Место социологии журналистики в ряду других наук о журналистике: теория, история, психология, этика, экономика журналистики, коммуникавистика, медиавистика. Объект, предмет, функции и структура социологии журналистики.

История социологии журналистики. Зарождение социологии. Исследования 20–30-х годов в России (Н.Рубакин, М.Гус, А.Кузьмичев). Исследования 60–70-х гг. Проект «Массовая информация в советском промышленном городе» (под рук. Б.А.Грушина). Современные исследовательские центры в области социологии СМИ.

Социологическая теория средств массовой информации. Журналистика в процессе функционирования массовой информации в обществе. Схемы функционирования СМИ западных и российских исследователей. Основные парадигмы социологии средств массовой коммуникации. Понятия «массовая коммуникация», «массовая информация», «средства массовой коммуникации», «средства массовой информации», «массмедиа».

Социальные функции СМИ и их социологический анализ. Роли журналистики в системе социальных взаимодействий (субъект, средство, объект). Взаимодействие СМИ и общественного мнения.

Задачи, объекты, направления, типы, виды социологических исследований в области журналистики.

Современные подходы к изучению СМИ в процессах трансформации общества. Журналистика и становление демократии. Журналистика и гражданское общество. Журналистика и ценностные ориентации российского общества.



Тема 3. Социологическая информация

в арсенале редакции и журналиста
Социологическая информация в журналистской деятельности как средство более глубокого, точного и сущностного познания социальных процессов и явлений. Социологическое мышление, социологический анализ. Использование данных социологических исследований о различных сферах жизни общества в журналистских публикациях: принципы, цели, виды и формы использования и цитирования.

Оценка репрезентативности, надежности и достоверности полученных данных, точная интерпретация информации в зависимости от предмета, задач исследования, выборки и т.п. Культура представления данных социологических исследований (указание на авторство, выборку, задачи и методы исследования, способность отделять свои суждения от выводов авторов исследования и т.д.). Правовые и иные формы регулирования.

Использование социологических исследований и методов в становлении издания, программы, повышении их эффективности, расширении аудитории, улучшении экономических условий деятельности, определении своей специфики и поиске информационной «лагуны» в условиях конкуренции, в маркетинге органа информации, выявлении возможностей для рекламодателей. Исследование реальной и потенциальной аудитории и редакционной почты. Социологические методы в процессах «самопознания» журналистского коллектива: контент-анализ публикаций, изучение кадровой ситуации, профессиональных ориентаций и запросов журналистов, условий их деятельности. Социологические службы редакций.

Принципы сотрудничества редакций и журналистов с социологической организацией. Права и обязанности заказчика и исполнителя. Редакционные социологические исследования. Оперативные опросы (в том числе в формах интерактивной журналистики), репрезентативность, границы выводов.

Использование социологических методов в поиске информации журналистом. Научное программирование работы редакции и отдельного журналиста, использование эмпирических методов при выборе объектов изучения и получения информации для публикаций. Сравнение социологического и журналистского методов поиска информации. Единичный и статистический факт. Представительность, репрезентативность информации как важный принцип журналистской деятельности.

Современные способы хранения информации, банки данных, международные компьютерные сети.



Тема 4. Процедуры и этапы социологического исследования
Типы и виды исследований, этапы и процедуры. Организация социологических исследований. Социологическое и журналистское исследование.

Программа социологического исследования. Структура программы: проблема, объект и предмет исследования, цель и конкретные задачи, определение и интерпретация понятий, гипотезы, содержание и процедуры исследования, выборка, методы исследования, характер ожидаемых результатов, календарный план исследования и его организационные структуры.

Значение выборки в социологическом исследовании. Типы выборки: слу-чайная, вероятностная, районированная, гнездовая и т.п. Способы сегментации изучаемой совокупности. Единицы отбора и наблюдений. Критерии оценки выборки: репрезентативность, полнота, надёжность и обоснованность показателей.

Формирование гипотез как предположений о фактах и эмпирических связях или принципах функционирования социальных явлений. Верификация гипотез. Виды гипотез: описательные, объяснительные.

Измерение в социологическом исследовании. Обеспечение надежности информации. Социологический инструментарий. Выбор методов получения социологической информации, адекватных целям, объекту и предмету исследования. Полевые документы. Пилотаж полевых документов. Полевой этап исследо-вания.

Обработка и анализ информации. Особенности обработки, составление частотных кодов, классификация, подготовка информации для компьютерной обработки, подготовка таблиц и графиков.

Составление отчета или публикации по исследованию. Требования к итоговому документу. Журналистская публикация о результатах исследования.

Тема 5. Интервью и анкетирование в социологии и журналистике
Место опроса как метода сбора информации среди других социологических методов.

Виды социологических опросов: письменные (анкетирование) и устные (интервьюирование), очные и заочные (почтовые, телефонные, прессовые), массовые и экспертные и т.п. Панельные, повторные опросы. Информация о фактах и мнениях.

Анкетирование. Виды анкет. Требования к составлению анкет. Вступление к анкете (легенда). Типы вопросов (открытые, закрытые, полузакрытые, контрольные, проективные и т.п.). Искусство составления анкеты, последовательность вопросов, требования к формулировке вопросов. Паспортичка (социально-демографические данные опрашиваемых). Способы распространения анкет (почтовая, раздаточная, прессовая, интернет-анкета).

Применение прессовой анкеты для сбора информации и изучения аудитории. Достоинства и недостатки прессового опроса. Проблемы репрезентативности.

Сбор информации. Обработка информации, интерпретация и анализ полученных данных. Использование анкетирования для сбора информации по определенной теме публикации. Представительность информации. Уровень обобщения. Точность интерпретации полученной информации.

Интервьюирование социологическое и журналистское: сходство и различие. Виды интервью: стандартизованное, свободное, фокусированное, массовое, экспертное и т.п. Правила формулировки вопросов: ясность, точность, непротиворечивость, доступность пониманию респондента, нейтральность, соответствие нормам морали и этики. Сочетание прямых и косвенных, основных и контрольных вопросов.

Внешний вид и поведение интервьюера, учет правил психологии общения с интервьюируемым. Приемы получения объективной информации.

Социометрические методики. Современные модификации техники опросов: телефонное интервью, сумматоры мнений, использование компьютерных сетей, аудио- и видеозапись и т.п.



Тема 6. Метод контент-анализа
Документ в социологии и журналистике. Качественные и количественные методы анализа документов. Контент-анализ как количественный метод, применяемый к изучению массива однотипных документов: публикаций газет и журналов, любой литературы и любых печатных или устных текстов, передач ТВ, РВ, интернет-информации, рекламы, писем и обращений в редакцию и другие организации, редакционных и внередакционных документов, ответов на открытые вопросы анкеты, интервью и т.п.

Эмпирические категории и признаки. Смысловые единицы наблюдения и измерения. Составление кода для контент-анализа. Репрезентативность отбора изучаемых единиц. Процедуры контент-анализа. Использование специальных программ и компьютеров для счета информации и ее анализа.

Контент-анализ в практике редакций, журналистской и рекламной деятельности. Сочетание качественного и количественного изучения текстов. Контент-анализ публикаций своего издания, программы, редакционной почты, целевой и оперативный анализ деятельности редакций, информационно-организационных, пропагандистских, рекламных и ПР-кампаний. Публикация результатов контент-аналитических исследований в прессе. Требования к таким публикациям.

Тема 7. Социологическое и журналистское наблюдение
Социологическое и журналистское наблюдение: сходство и различие. Социологическое наблюдение как метод получения информации путем прямой и непосредственной регистрации событий и условий, в которых они происходят. Виды социологического наблюдения: включенное и невключенное, полевое и лабораторное. Особенности структурированного или контролируемого наблюдения. Программа и цели наблюдения.

Организация наблюдения. Полевые документы (план, протокол, дневник, инструкция и т.п.). Методы скрытого наблюдения: организация, этические и правовые стороны. Использование этого метода в журналистике: «скрытая камера», «журналист меняет профессию», использование актеров и т.п. Границы допустимости метода. Способы представления результатов в прессе.

Использование метода наблюдения при изучении поведения аудитории, восприятия ею журналистских и рекламных текстов.

Поведение наблюдателя. Обеспечение надежности информации. Проверка ее другими способами.



Тема 8. Эксперимент как метод социологии и журналистики
Социологический эксперимент как научный метод получения новых знаний в контролируемых и управляемых условиях. Виды экспериментов: натуральный (полевой, лабораторный) и мысленный (построение мысленных моделей). Методы организации эксперимента и получения информации.

Эксперимент социологический и журналистский. Эксперимент как способ получения информации и изучения процессов в социальной жизни (эксперименты «Литературной газеты»). Этические проблемы при использовании экспериментальных ситуаций.

Экспериментальные номера и выпуски как способ поиска оптимальных структур издания, программы (содержания, аудитории, объема, формата, времени выхода в эфир, оформления, периодичности, условий подписки и распространения и т.п.). Эксперимент в рекламной политике издания или рекламной службы: варьирование текстов и оформления рекламы, времени и места ее публикации и т.п.

Тема 9. Исследования аудитории и общественного мнения
Потребности в изучении аудитории и общественного мнения в современных условиях. Использование социологических данных в политической борьбе и идеологических (в частности, предвыборных) кампаниях.

Задачи, проблемы, методы изучения аудитории и общественного мнения. Основные аудиторные характеристики и ориентации читателей, слушателей, зрителей. Способность журналистов и редакций пользоваться ими для корректировки программирования, стратегии издания или повышения эффективности журналистской деятельности.

Рейтинги изданий и передач. Медиаметрические исследования аудитории как направление социологии журналистики и информационного маркетинга. Значение репрезентативной выборки для получения надёжной информации. Методы изучения аудитории: интервьюирование, анкетирование, дневник, фокус-группа, технические методы замеров аудитории. Интерпретация данных. Публикации об исследованиях аудитории.

Тенденции информационного поведения аудитории современных российских СМИ и ее отношения к ним.

Изучение общественного мнения. Его роль в демократическом обществе, в процессе функционирования СМИ. Зондажные исследования. Значение исследований для изучения и формирования общественного мнения. Публикации итогов опроса ОМ в печати, на ТВ, РВ. Типичные ошибки в представлении данных опросов, способы их предотвращения.

Изучение редакционной почты как одного из каналов выражения общественного мнения обратной связи в журналистке. Задачи и методы изучения писем, проблемы репрезентативности Использование результатов исследований, публикаций. Общественные связи в журналистике.



Тема 10. Изучение журналистской, редакционной деятельности,

журналистских кадров
Цели изучения редакционной деятельности и журналистских кадров. Направления, цели и методы изучения взаимоотношений журналистов и управляющих органов, властей, владельцев, издателей, рекламодателей, политических и прочих партий и объединений. Значение в таких исследованиях экспертного опроса.

Изучение журналистских и внутриредакционных профессиональных проблем социологическими методами. Направления, цели и методы таких исследований. Применение широкого набора методик (анкетирование, экспертный опрос, паспорта редакции, дневники самохронометража времени журналиста, контент-анализ публикаций и редакционных доку-ментов, почты, тестовые методики, фокус-группы и т.п. Помощь в процессах саморегуляции редакционного коллектива, подборе кадров, их обучении и повышении квалификации, журналистской саморефлексии. Исследование проблем журналистского образования.

Черты социологического портрета современного российского журналиста. Социально-демографические, личностные, профессиональные характеристики. Мотивы выбора профессии. Профессиональные ориентации, представления о функциях и социальных ролях, статусе журналиста, методах работы, этических и психологических проблемах, условиях труда и т.п. Взаимоотношения редакции и журналистов с аудиторией и общественным мнением.

Изучение содержания газет, программ ТВ и РВ, продукции интернет-медиа, исследование журналистских текстов. Качественный и количественный анализ текстов.

Панельное исследование как изучение изменений в процессах российской журналистики. Сравнительные международные исследования журналистов.

Тема 11. Социология средств массовой коммуникации за рубежом
Теоретические концепции и специфика зарубежных социологических школ по исследованию средств массовой коммуникации. Основные парадигмы функционирования массовой коммуникации в обществе. Европейские и американские школы социологии массовой коммуникации.

Социологические службы изучения СМИ. Направления и некоторые результаты исследования аудитории, содержания СМИ, журналистов. Медиаметрические исследования.

Международные сравнительные социологические исследования. Проект «Глобальный журналист». Российско-американские сравнительные социологические исследования. Функционирование социологической информации в системе Интернет.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ




  1. Предмет и задачи социологии журналистики.

  2. Основные социологические парадигмы.

  3. Социология и журналистика: общие и специфические характеристики.

  4. Процедуры и этапы социологических исследований.

  5. Выборка в социологии. Типы выборок.

  6. Программа исследования.

  7. Интервью и анкетирование в социологии и журналистике.

  8. Анализ документов. Метод контент-анализа.

  9. Социологическое и журналистское наблюдение.

  10. Эксперимент как метод социологии, журналистки и рекламы.

  11. Исследование аудитории и общественного мнения.

  12. Маркетинговые исследования.

  13. Изучение журналистского коллектива и личности журналиста.

  14. Социология средств массовой информации за рубежом.

  15. Социологическая информация в арсенале редакции и журналиста.

  16. Социологическая служба редакции.

  17. Черты социологического мышления.

  18. Центры изучения общественного мнения в России. Медиаметрические службы.

  19. Основные парадигмы функционирования массовых коммуникаций.

  20. Предметные области социологии и журналистика.

  21. Социологическая теория функционирования журналистики.

  22. Социологическое обоснование при определении типа издания и его программы.

  23. Исследования общественного мнения.

  24. Изучение эффективности СМИ.

  25. Исследование и расследование в журналистике.

  26. Социологические публикации в прессе.

  27. История социологии журналистики.

ЛИТЕРАТУРА




Основная


Журналистика и социология / Под ред. И.Д.Фомичевой. – М., 1995.

Журналистика и социология. Россия – 90-е годы / Ред.-сост. С.Г. Корко-носенко. – СПб., 2001.



Левада Ю.А. От мнения к пониманию. – М., 2000.

Свитич Л.Г., Ширяева А.А. Журналистское образование: взгляд социолога. – М., 1997.

Реснянская Л.Л., Фомичева И.Д. Газета для всей России. – М., 1999.

Социология журналистики. – М., 1980.

Социология журналистики. Очерки методологии и практики / Под ред. С.Г.Корконосенко. – СПб., 1998.

Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. – М., 1999.


Дополнительная


Белановский С.А. Методика и техника фокусированного интервью. – М., 1993.

Биографический метод. История. Методология. Практика. – М., 1994 .



Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. – М., 1991.

Верховская А.И. Методы анализа писем в редакционной работе. – М., 1984.

Гоуайзер Ш., Уитт Э. Путеводитель журналиста по опросам общественного мнения. – М., 1997.

Гудимов А. Тайна чужой профессии. – М., 1967.

Гус М. За газетные кадры. – М.; Л., 1930.

Дембо В. Бюджет работника печати. – М., 1927.

Дзялошинский И.М. Российский журналист в посттоталитарную эпоху. – М.,1996.

Журналист. Социологические и социопсихологические исследования / Под ред. Л.Г.Свитич и А.А.Ширяевой. – М.,1992.



Коробейников В.С. Редакция и аудитория. – М., 1993.

Журналист: российско-американские социологические исследования. – М., 1998

Журналистика и социология. – СПб., 1997.

Западно-европейская социология ХIХ века: Тексты: В 2 т. / Под ред. В.И. Добренькова. – М., 1996.



Конецкая В.П. Социология коммуникативистики. – М., 1997.

«Литературная газета» и ее аудитория. – М., 1979.

Массовая информация в советском промышленном городе / Под обш. ред Б.А.Грушина и Л.А.Оникова. – М., 1980.

Матвеева Л.В., Аникеева Т.Я., Мочалова Ю.В. Психология телевизионной коммуникации. – М., 2000.

Ноэль Э. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии. – М., 1978 .

Рабочая книга редактора районной газеты. – М., 1989. – Разд. 9.



Реснянская Л.Л., Фомичева И.Д. Газета для всей России. – М., 1999.

Российская журналистика: свобода доступа к информации. – М., 1996.

Российская провинциальная пресса. – М., 1995.

Рубинов А.З. Операции без секретов. – М., 1980.

Свитич Л.Г. Как повысить эффективность журналистской работы? (методики социологических исследований основных условий и факторов эффективности местных средств информации). – М., 1987.

Свитич Л.Г. Феномен журнализма. – М., 2000. – Разд. 2.4, 4.4.

Свитич Л.Г., Ширяева А.А. Профессиональное развитие будущего журналиста. – М., 1989.

Смелзер И. Дж. Социология. – М., 1994.

Смирнова М.Г. Социологические исследования печати, радио и телевидения в развитых капиталистических странах. – М., 1984 .

Современная западная социология: Словарь. – М.,1990.



Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. – М., 1992.

Социология и пресса. – М., 1996.

Социология в России ХIХ – начала ХХ веков: Тексты / Под ред. В.И.Доб-ренькова. – М., 1997. – Вып. 1, 2.

Социология / Под ред. Э.Тадевосяна. – М., 1995.



Уллмен Дж. Журналистское расследование: современные методы и техника. – М., 1998. – Разд 5.

Федотова Л.Н. Массовая информация: стратегия производства и тактика потребления. – М., 1996.

Фролов С.С. Социология. – М., 1994.

Шумилина Т.В. «Не могли бы Вы рассказать?». – М., 1976.

Шостак М.И. Журналист и его произведение. – М., 1998.
Программа курса составлена на основе Государственного образовательного стандарта с учетом концепции курса «Журналистика и социология», разработанного для факультетов и отделений журналистики государственных университетов И.Д.Фомичевой.




Не заставляй детей ронять слезы слишком часто, иначе им будет нечего уронить над твоей могилой. Пифагор
ещё >>