Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Профессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс... 1 118.92kb.
Профессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс... 1 84.58kb.
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс... 1 104.74kb.
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс... 1 76.6kb.
Профессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс... 1 90.06kb.
Номинация конкурса 1 102.77kb.
Номинация конкурса 1 55.48kb.
Профессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс... 1 101.83kb.
Конкурс работников народного образования Всероссийский интернет конкурс... 1 41.62kb.
Конкурс работников образования Всероссийский интернет конкурс педагогического... 1 42.53kb.
Конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического... 1 47.08kb.
Женщина-мать в годы Великой Отечественной войны 1 71.91kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического - страница №1/1

Профессиональный конкурс работников образования

ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРС ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

(2013/14 учебный год)


Министерство образования Республики Коми

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1

с углубленным изучением отдельных предметов

им. И. А. Куратова»



Урок литературы в 11 классе

по повести В.Закруткина

«Матерь человеческая»

Номинация конкурса: Педагогические идеи

и технологии: среднее образование


Автор: Бер Елена Анатольевна,

учитель русского языка

и литературы
Место выполнения работы: МАОУ «СОШ №1 им. И.А. Куратова», 167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Чернова, 12

г. Сыктывкар, 2014г.


Цели урока:

Обучающие:

  1. пробудить у учащихся интерес к чтению

  2. формировать навыки анализа художественного текста

  • научить работать с текстом

  • приводить примеры из текста

  • анализировать поступки героев

  • делать выводы

Развивающие:

  1. совершенствовать речь учащихся

Воспитывающие:

  1. подвести детей к мысли, что мать – самое святое для человека, основа счастья, добра и любви

  2. женщина создана природой для того, чтобы быть матерью, воспитывать детей, оберегать семью и очаг

  3. вызвать душевный протест против жестокости и бесчеловечности, которые несет с собой война

Материалы, используемые при проведении урока:

- оборудование ( в т.ч. компьютер, проектор);

- музыка Ф. Шуберта «Ave Maria»;

- изображения Богородицы;

- отрывок из поэмы Р. Гамзатова «Берегите матерей»;

- повесть В. Закруткина «Матерь человеческая»;

- распечатки отрывков из повести;

- листочки для рефлексии.



Оформление доски:

  • Виталий Александрович Закруткин «Матерь человеческая»

  • высказывание Н.Островского: «Есть прекраснейшее существо на свете, у которого мы всегда в неоплатном долгу. Это - мать».

  • Слова М.Горького: «Мы вечно будем прославлять ту женщину, чье имя мать».



Ход урока:

(Фаза вызова)

Звучит музыка Ф. Шуберта «Ave Maria» (1-2 минуты). На фоне звучащей музыки осуществляется демонстрация слайдов с изображением Богородицы, и ученик выразительно читает отрывок из поэмы Расула Гамзатова «Берегите матерей»:

Встаньте все и выслушайте стоя

Сохраненное во всей красе

Слово это – древнее, святое!

Распрямитесь! Встаньте!.. Встаньте все!
Слово это – зов и заклинанье,

В этом слове сущего душа.

Это – искра первая сознанья,

Первая улыбка малыша.
Слово это сроду не обманет,

В нем сокрыто жизни существо.

В нем – исток всего. Ему конца нет.

Встаньте!.. Я произношу его: «МАМА!»
- Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок?

(произведению «Матерь человеческая»; Марии, героине произведения; матери)



- Почему я начала урок с этого музыкального произведения?

(так зовут героиню повести; так зовут Богородицу – мать Иисуса)



(Фаза осмысления)

- Что вы знаете о Богородице?

(дала миру великого сына и потеряла его, распятого на кресте; к ней обращаются с мольбой о помощи и заступничестве)



- Можем ли мы провести параллель между Марией, героиней повести, и Богородицей? Это проблемный вопрос, на который мы должны ответить в конце урока.

- Какие чувства вы испытывали, когда читали произведение?

(жалость, потрясение, восхищение…)

Главное, что повесть не оставила нас равнодушными!

- Что это за автор, который так проникновенно рассказывает о судьбе женщины? (СЛАЙД с фотографией автора)

Прослушайте сообщение ученика о В. Закруткине.



(сообщение об авторе); (слайд – слова автора о том, что в основе повести лежит реальная история)

- Какие проблемы затронул автор в повести?

Работая в паре с соседом по парте, запишите, какие проблемы поднимает В.Закруткин в своем произведении. Подтверждайте свой ответ примерами текста (1-2 минуты).

Называем проблемы, записывая в тетрадь недостающие.



  • Проблема нечеловеческого лица войны

  • Проблема мужества

  • Проблема жизни и смерти

  • Проблемы семьи и любви

  • Проблема труда

  • Проблема любви к своей Родине

  • Проблема материнской любви

- Проблем много! Как вы думаете, каковы цели нашего урока?

(найти основную проблему; ответить на проблемный вопрос, поставленный в начале урока)



- Назовите ключевой эпизод повести, когда жизнь Марии словно делится надвое.

(Мария призывает смерть, она хочет умереть, потому что не может больше видеть столько зла)



- Что возвращает Марию к жизни?

(мысль о будущем ребенке, жизнь, зародившаяся в ней)



Рис.1 – Жизнь Марии


- Чем считает Мария будущего ребенка?

(ниточкой, которая связывает ее с прошлым, с мужем Иваном и сыночком Васяткой)



Эта же жизнь так или иначе связывает Марию с настоящим и будущим.

- Какой эпизод нас потрясает и поражает, хотя, казалось бы, абсолютно нелогичен во время войны?

(эпизод с Вернером Брахтом)



(зачитываем эпизод №1 из повести со слов «Сжимая в руке вилы…» до слов «мальчишеские глаза»)

- Что спасло немецкого парня?

(слово «мама»)



- Почему? Почему оно обладает для Марии такой магической силой?

(Мария прежде всего остается матерью; в этом немецком мальчике она увидела испуганного ребенка. И поэтому Мария ухаживает за ним, как мать, а затем хоронит, когда он умирает)



- Скольким живым существам Мария стала матерью?

(четырем коровам, двум собакам, голубям, лошадям, курам, овцам, Вернеру Брахту, семерым детишкам из детдома)



(попутно заполняем схему (Рис.1), рисуя ее на доске)

- Какая же основная проблема поднимается в повести?

(проблема милосердия)



(записываем понятие слова «милосердие» с доски: Милосердие (современный толковый словарь) – готовность оказать помощь, проявить сострадание и снисхождение)

- А в наше время есть место милосердию? Назовите примеры из жизни.

- Какой еще эпизод в повести не может оставить нас равнодушными?

(эпизод встречи Марии с ребятишками из детского дома)



(краткий пересказ учащимися данного эпизода повести)

Таким образом, Мария становится матерью всех живых существ! (опираемся на схему, нарисованную на доске)



- В какой момент сама героиня осознает это?

( в момент рождения сына)



(зачитываем эпизод №2 повести)

- Почему повесть называется «Матерь человеческая»?

(Мария становится матерью для всех, кто в ней нуждается, она берет на себя ответственность за чужих детей, за животных)



-Не случайно автор использует слово «матерь». «Матерь» - старославянское слово высокого стиля. А о святых вещах и говорить нужно возвышенными словами.

(Фаза рефлексии)



-Давайте подведем черту. Вернемся к вопросу, который поставили в начале урока: можем ли мы провести параллель между героиней повести и Богородицей? Почему?

(родила сына, потеряла его, стала матерью для всех, кто в ней нуждался и обращался к ней за помощью)

В.Закруткин простую русскую женщину поднимает до высоты Богородицы и подводит нас к мысли, что мать – самый милосердный человек на свете.

- Вспомните, с чего начинается повесть?

(старички приносят цветы статуе Богородицы)



- А чем заканчивается повесть?

Откиньтесь на спинку стула, закройте глаза и представьте...



(под музыку Ф.Шуберта учителем зачитывается эпизод со слов «Ее мы увидели…» до слов «жесткой руке».)

-Почему так заканчивается повесть?

(Мать – самый милосердный человек, а значит, достойна поклонения и уважения)



Заполните листок рефлексии

(что-то осталось непонятным; информация, полученная на уроке, мне не пригодится; знания, которые я почерпнул на уроке, останутся со мной и пригодятся в жизни)









Рис.2 – Листок рефлексии
-Какое домашнее задание вы можете предложить по сегодняшнему уроку?

(вспомнить, какие произведения затрагивают проблему милосердия; найти авторскую позицию по найденной проблеме и др.)



-Спасибо за урок!




Невелика радость подниматься все выше, если по-прежнему остаешься на лестнице. Кристиан Фридрих Геббель
ещё >>