Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Профессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс... 1 118.92kb.
Профессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс... 1 84.58kb.
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс... 1 76.6kb.
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс... 1 63.85kb.
Профессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс... 1 90.06kb.
Номинация конкурса 1 102.77kb.
Номинация конкурса 1 55.48kb.
Профессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс... 1 101.83kb.
Конкурс работников народного образования Всероссийский интернет конкурс... 1 41.62kb.
Конкурс работников образования Всероссийский интернет конкурс педагогического... 1 42.53kb.
Конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического... 1 47.08kb.
Русской православной церкви 31 2133.26kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического - страница №1/1

Профессиональный конкурс работников образования

ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРС

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

(2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД)


Муниципальное казенное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №4 при исправительной колонии»

Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии:

среднее образование.

Название работы: Урок-презентация : «Иммунная система. Лейкоциты»


Автор: учитель биологии Андреева Анна Владиславовна

Место выполнения работы: МКОУ «В(С)ОШ №4 при ИК»

г. Мариинска Кемеровской области


Тема: Иммунная система. Лейкоциты.

Задачи:

Образовательные:

раскрыть материал о защитных свойствах организма, познакомить учащихся с видами иммунитета, с особенностями строения и функций белых кровяных клеток-лейкоцитов.



Развивающие:

Формировать умения работать с дополнительной литературой, умения сравнивать, анализировать и делать выводы.



Воспитательные:

Воспитывать потребность соблюдать санитарно-гигиенические навыки, вести здоровый образ жизни.



Оборудование: компьютер, медиапроектор, презентация, таблица «Кровь», карточки –«светофоры» для каждого учащегося, карточки с дополнительным материалом. Таблицы для работы в группе.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы: рассказ с элементами беседы, работа в группах, самостоятельная работа с учебником, дополнительной литературой и раздаточным материалом, демонстрация презентации, сообщения учащихся.

План урока:

1.Защитные силы организма.

2. Строение лейкоцитов

3. Учение И. И. Мечникова о фагоцитозе

4. Иммунная система, органы иммунной системы

5. Открытие интерферона, его значение.

Ход урока


  1. Организационный момент

  2. Актуализация опорных знаний

Организуется устный опрос, где учащиеся поднимают карточки- «светофоры» ( с одной стороны красная, с другой-зеленая).Цвета сигнализируют о готовности к ответу.

Проводится опрос по теме прошлого урока по базовым вопросам. Учащиеся пользуются карточками: зеленый цвет сигнализирует «Знаю», красный- «Не знаю»



  1. Объясните значение формы эритроцита.

  2. Почему резкое снижение гемоглобина в крови отрицательно влияет на здоровье человека?

  3. Что такое малокровие? Каковы его причины?

  4. Назовите признаки отравления угарным газом. Как определить отравление угарным газом?

  5. Почему нужно знать каждому свои группу крови и резус-фактор?

Творческие вопросы, где ученик опять же использует карточку- «светофор», только теперь зеленый цвет говорит « я хочу ответить», красный- «я не хочу отвечать»

1.Почему кровь в легких приобретает алый цвет?

2.Какие особенности эритроцитов обеспечивают наиболее полное и быстрое насыщение гемоглобина кислородом?

3.Папа римский Иннокентий VIII, озабоченный своей старостью, приказал влить себе кровь от троих юношей – это стало причиной его смерти. Почему?



3. Изучение новой темы.

(Слайд 1-2) Оглашение темы и задач.

(Слайд 3)

Природная среда, окружающая человека, населена множеством бактерий. Достаточно паразиту любого ранга попытаться проникнуть в тело человека или животного, как в действие медленно вступают все защитные силы организма. Первыми на пути встают кожа и слизистые оболочки, которые играют роль естественных барьеров. На коже и слизистых оболочках здорового человека постоянно живут некоторые бактерии, полезные для здоровья. Они питаются выделениями кожи и слизистых, не проникая внутрь организма.

Слизистые оболочки дыхательных путей, пищеварительного тракта, органов мочеотделения и др. обладают способностью задерживать большинство микробов. Со слизью из организма удаляются различные вещества, пыль, микроорганизмы. Клетки слизистых оболочек вырабатывают различные вещества, губительные для бактерий, вредных для здоровья.

Если возбудитель преодолевает барьер кожи и слизистых оболочек, защитную функцию начинают выполнять стенки лимфатических и кровеносных сосудов.

Вопрос к классу:

- Какие элементы крови участвуют в формировании внутренних механизмов защиты организма человека? Функции каких клеток крови мы с вами еще не изучали?


(Слайд 4)

-Это лейкоциты. Они являются самыми крупными клетками крови человека. Размер колеблется от 8 до 20 мк., имеют шаровидную форму и ядро, самостоятельно передвигаются, выходя за пределы сосудов.

(Слайд 5)

В 1882 году ученый И.И. Мечников на основе своего известного опыта с прозрачными личинками морской звезды сделал вывод о том, что подобные клетки-лейкоциты, клетки селезенки, клетки мозга выполняют функции защиты организма от внешних агентов, эти клетки Мечников назвал фагоцитами, а явление фагоцитозом ( от греч. «фагос»-пожиратель, «цитос» - клетка)

Учение о фагоцитозе легло в основу учения о воспалении, которое, как впервые показал Мечников, не что иное, как активная универсальная реакция против болезнетворных микробов.

(Слайд 6)

-Что же такое воспаление?

Воспаление-это местная защитная реакция организма. Воспаление возникает тогда, когда болезнетворные бактерии смогли преодолеть внешние защитные барьеры организма при травмах, ожогах, переохлаждениях. Кровеносные сосуды расширяются, проницаемость их стенок увеличивается. Через стенку капилляров в окружающие ткани происходит усиленных выход жидкости, лейкоцитов, а также белка плазмы. Фибриноген плазмы превращается в фибрин, образует мелкие сгустки, которые закупоривают лимфатические сосуды. Это препятствует оттоку лимфы из воспаленного участка и распространению инфекции. В воспаленном участке скапливается лейкоциты-фаги. Они образуют защиту. В центре очага воспаления происходит уничтожение болезнетворных организмов.

Способность организма защищать себя от болезнетворных организмов и вирусов, а также чужеродных тел и веществ назвали иммунитетом. Воспаление относится к неспецифическим формам иммунитета. Все чужеродные вещества и организмы, способные вызвать иммунную реакцию организма, получили название антигенов.

Немецкий ученый П.Эрлих установил, что защитная реакция организма, кроме клеток –пожирателей, огромную роль играют особые вещества сыворотки клетки-антитела, вырабатываемые специальными клетками под влиянием болезнетворных микроорганизмов и их ядов. Такая форма иммунитета носит название специфический, т.к. действие одного антитела обуславливает защиту лишь от одной инфекции инее влияет на других возбудителей. Антитела, нейтрализующие яды бактерий или растений, получили название антитоксинов.

-Какие же клетки поступают в кровь и способны выработать антитела?( учащиеся предлагают свои ответы)

Конечно же, это лейкоциты. В 1 мм3 крови 4,5-10 тыс. Под этим названием объединяются несколько видов клеток: нейтрофилы, эозинофилы, базофилы, моноциты и лимфоциты.

(Слайд 7)

Работа в группах. Вам предстоит познакомиться с дополнительным материалом и заполнить до конца таблицу. Учащиеся получают карточки и таблицу, в которой незаполненными графами остаются «Место образования» и «Функция». Далее, проходит обсуждение полученного материала.



Виды лейкоцитов

МеМесто образования

Число в 1 мм3

Функция

А)Гранулоциты

Нейтрофилы



костный мозг

49 4900

ЗахЗахватывают бактерии

Эузинофилы

костный мозг

105105

Антигистаминное действие

Базофилы

костный мозг

353 35

обраазуют гистамин и гепарин

Б)Агранулоциты

Моноциты


костный мозг

28 280

Захватывают бактерии

Лимфоциты

костный мозг

165 1650

Вырабатывают антитела

Дополнительный материал для работы в группах.

1гр. Существуют две основные группы лейкоцитов-гранулоциты и агранулоциты.

Гранулоциты образуются в костном мозге из общей клетки-предшественника. Гранулоциты подразделяют на нейтрофилы, эозинофилы, базофилы.

К агранулоцитам относят одноядерные лейкоциты, имеющие овальной формы ядро и незернистую цитоплазму. 2 типа агранулоцитов: моноциты и лимфациты.

2 гр. Нейтрофилы. Диаметр 9—12 мкм. Цитоплазма нейтрофилов содержит нейтрофильные зёрна, т. е. окрашивающиеся как основными, так и кислыми красителями (отсюда название). В зависимости от степени зрелости нейтрофилов различают: миелоциты, юные Н. с несегментированным ядром, палочкоядерные — с ядром в виде изогнутой палочки и сегментоядерные нейтрофилы с сегментированным ядром. Они способны к фагоцитозу мелких инородных частиц, включая микробов. Выделяя гидролитические ферменты, они могут растворять (лизировать) омертвевшие ткани.

3 гр. Эозинофилы, содержащие в цитоплазме округлые зернистые структуры, окрашиваемые кислыми красителями (в частности, эозином). Эозинофилы крови рождаются и созревают в костном мозге. Составляют 3—4% лейкоцитов периферической крови здорового человека; этот уровень подвержен суточному ритму и регулируется системой гипофиз — кора надпочечников. Основные функции: защитная роль при аллергических реакциях, которая связана с высвобождением содержащегося в них ингибитора.

4 гр. Базофилы— очень крупные гранулоциты: они крупнее и нейтрофилов, и эозинофилов. Гранулы базофилов содержат большое количество гистамина, серотонина, простагландинов и других медиаторов аллергии и воспаления. Базофилы принимают активное участие в развитии аллергических реакций немедленного типа (реакции анафилактического шока). Благодаря базофилам яды насекомых или животных сразу блокируются в тканях и не распространяются по всему телу. Также базофилы регулируют свертываемость крови при помощи гепарина.

5гр. Моноциты образуются в костном мозге из монобластов. После выхода из костного мозга, где в отличие от гранулоцитов они не формируют костномозгового резерва, моноциты циркулируют в крови от 36 до 104 часов, а затем мигрируют в ткани. Моноциты удаляют из организма отмирающие клетки, остатки разрушенных клеток, денатурированный белок, бактерии и комплексы антиген—антитело.

6гр. Лимфоциты составляют 24 % от общегочисла лейкоцитов, образуются в тимусеи лимфоидной ткани из клеток- предшественниц, поступающихиз костного мозга.Имеют округлую форму и содержат мало цитоплазмы.

-Какие же клетки из группы лейкоцитов способны вырабатывать антитела, обеспечивающие специфичность иммунитета?

Обращаем внимание на слайд, где представлена опорная схема:
(Слайд 8) Иммунная система
Лейкоциты Тимус (вилочковая железа)

Селезенка

Неспецифическая Специфическая

Лимфоузлы

Фагоциты Лимфоциты

Т-клетки


Клеточный Т-хелперы

иммунитет Т-супрессоры(подавляют)

Т- киллеры В-клетки

Интерферон, Лизоцим Гуморальный иммунитет Клетки плазмы Клетки памяти

Антитела
Защита организма от проникающих в него чужеродных веществ, бактерий, вирусов, паразитов, а также ликвидация отмирающих и изменившихся собственных клеток тела осуществляется иммунной системой, которая существует как самостоятельная система.

-Какими же органами она образована?

Иммунная систем включает в себя совокупность всех лимфоидных органов, тканей и клеток организма: вилочковую железу (тимус, селезенку, лимфатические узлы, лимфоциты костного мозга и крови.

Уничтожение вредных факторов с помощью клеток-фагоцитов осуществляется клеточным механизмом иммунитета, а уничтожение его находящимися в крови антителами, особыми веществами, растворенными в крови относится к гуморальным механизмам иммунитета.. В организме высших позвоночных животных и человек имеются две самостоятельные системы: Т-система для осуществления клеточного иммунитета и В-система для осуществления гуморального иммунитета.

(Слайд 9, 10)

В 1957г. американские ученые Л. Айзекс и И. Линдеман открыли сложное белковое соединение - интерферон, который продуцируется клетками живых существ, пораженных вирусами. Специфичность интерферона зависит не от вида вируса, а от вида хозяина. Таким образом, интерферон оказался важнейшим фактором неспецифического противовирусного иммунитета, который вместе с секретом слизистых оболочек, веществами нормальных живых сывороток обеспечивает защиту организма от вирусов.

(Слайд 11)

4.Общие выводы.


  1. От проникновения чужеродных веществ и бактерий организм имеет внешние и внутренние защитные барьеры.

  2. К внутренним механизмам от инфекций относится иммунитет или невосприимчивость.

  3. В формировании иммунитета активное участие принимают белые клетки крови-лейкоциты.

  4. В ходе эволюции у высших позвоночных и человека возникла иммунная система, центральным звеном которой является тимус.

(Слайд 12)

  1. Закрепление изученного материала.

На слайде записаны слова. Нужно самостоятельно соотнести компоненты крови (левая колонка) с соответствующими понятиями в правой колонке при помощи линий.

(Слайд 13)



  1. Домашнее задание.

Учебник Биологии стр. 131-143

Индивидуальное задание: Подготовить доклады



Литература

  1. Википедия – свободная энциклопедия.

  2. Биологический энциклопедический словарь.

  3. Биология и анатомия. Универсальная энциклопедия школьника.

  4. Н.Ф.Реймерс. Основные биологические понятия и термины.

  5. И.Д.Зверева. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. Пособие для учащихся.

  6. А.И.Борисевич и др. Словарь терминов и понятий по анатомии человека.

  7. А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш. Биология. Человек.

  8. О.А.Пепеляева, И.В.Сунцова. Поурочные разработки.





Всякий талант в конце концов зарывают в землю. Эмиль Кроткий
ещё >>