Профессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Профессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс... 1 118.92kb.
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс... 1 104.74kb.
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс... 1 76.6kb.
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс... 1 63.85kb.
Профессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс... 1 90.06kb.
Номинация конкурса 1 102.77kb.
Номинация конкурса 1 55.48kb.
Профессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс... 1 101.83kb.
Конкурс работников народного образования Всероссийский интернет конкурс... 1 41.62kb.
Конкурс работников образования Всероссийский интернет конкурс педагогического... 1 42.53kb.
Конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического... 1 47.08kb.
А. Н. Горбатовский Основная образовательная программа 1 432.79kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Профессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс педагогического - страница №1/1

Профессиональный конкурс работников образования

Всероссийский интернет-конкурс

педагогического творчества.

(2012/13 учебный год)



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Гиагинская детская школа искусств

станицы Гиагинской, республики Адыгея.

Номинация конкурса: Дополнительное образование детей и школьников.

Методическая работа

«Маленькие прелюдии И.С. Баха №2 C-dur, №5 d-moll, №10 g-moll, как основа формирования полифонического мышления.»

Автор: Шатырко Наталья Николаевна

Преподаватель класса фортепиано

Место выполнения работы МБОУ ДОД ДШИ Республики Адыгея ст. Гиагинская ул. Красная 294

Овладение стилем Баха – первостепенная задача совершенствования начинающих музыкантов. Это труднейший раздел музыкальной педагогики. Творчество И.С. Баха – гениального немецкого композитора – неотделимо от полифонической музыки.

В наш век происходит подлинное возрождение Баха. Естественно, что характер интерпретации его произведений изменился. Детальное изучение старинной музыки и ее исполнение вызвало понятно желание интерпретировать Баха в исторически верном стиле, т.е. в стиле его эпохи.

Стилистические особенности эпохи, конечно, необходимо принимать во внимание, но само исполнение должно быть жизненным, полным эмоций – в этом основная задача. Соблюдение стилистических деталей особенно важно при исполнении музыки Баха на современных инструментах, в том числе и на фортепиано. Бесконечное разнообразие звуковых возможностей фортепиано, с его «волнистой динамикой», придающей неотразимую прелесть многим произведениям, - для Баха неприемлемо. Его клавирные сочинения следует играть, рельефно выделяя эпизоды, используя ступенчатую динамику.

Для Баха не характерны чисто динамические переходы от нежного пиано до мощного fortissimo, зато мы находим у него богатейшую красочность, воспроизводимую на современном фортепиано путем различных приемов звукоизвлечения.

«… Исполнение музыки Баха, - писал Дм. Кабалевский, - большая и сложная проблема. Самое страшное для баховской музыки это – бесстрастное прикосновение к ней, подход к ней с холодным рассудком, с сухой академичностью. Тогда от Баха остается одна оболочка и бесследно исчезает жизненность его творений. Они становятся мертвыми, рационалистическими схемами, и неискушенные люди, услышав такого Баха, в таком исполнении, говорят: это скучная, формальная музыка, в ней нет души.»

К инструктивным клавирным произведениям Баха относятся не только пьесы из «Нотной книжки Анны Магдалены Бах», маленькие прелюдии и фуги, 15 двухголосных инвенций и симфоний, но и крупнейшие клавирные сочинения композитора.

На титульном листе инвенций И.С. Бах написал следующие слова: «Добросовестное руководство, в котором любителям клавира, особенно жаждущим учится, показан ясный способ, как чисто играть не только с двумя голосами, но и при дальнейшем совершенствовании правильно и хорошо исполнять три обязательных голоса, обучаясь одновременно не только хорошему изобретению, но и правильной разработке; главное же – добиться певучей манеры игры и при этом приобрести вкус к композиции». Из этого видно, как высоко ценил Бах певучую манеру игры.

Прелюдии дают возможность познакомить ученика с характерными особенностями баховской фразировки, артикуляции, динамики, голосоведения.

В эпоху Баха и в предшествующее время прелюдии в 17-18 веках по существу являлись вольными импровизациями органиста, который играл их в качестве вступления к хоралу, фуге и сюите. У Баха прелюдия становится самостоятельным жанром. Так возникли знаменитые хоральные прелюдии для органа, а также обе части рассматриваемых «Маленьких прелюдий». Каждая из этих прелюдий резко отличается по настроению, складу, фактурному изложению и развивает только один образ. Поэтому любой из них свойственно лишь однотипное мелодическое движение.

По композиционным и фактурным признакам 12 прелюдий, составляющих 1 часть сборника. Можно разделить на три группы.

Первую составляют пьесы с типично прелюдийной фактурой, основой которой является гармоническая фигурация. Все они начинаются характерной для Баха последовательностью: T, S, D, T. Таковы прелюдии: №1 C-dur, №3 с-moll, №5 d-moll.

Ко второй группе следует причислить прелюдии №2 C-dur, №7 e-moll и №8 F-dur. В них появляется имитации, следовательно, есть оформленная, более или менее завершенная тема.

В третью группу входят прелюдии №4 D-dur, №9 F-dur, №12 a-moll – уже целиком построенные на имитации.

Среди особенностей музыкального языка композитора так называемая «скрытая полифония» - одна из существенных черт баховского тематизма. Одноголосные мелодии у Баха никогда не создают ощущения пустоты. Наоборот, каждая из них оставляет впечатление концентрированной полифонической ткани. Эта насыщенность одноголосной линии достигается присутствием в ней скрытого голоса (иногда двух, трех). Как же он возникает?

Прежде всего только в той мелодии, где есть скачки. Звук, покидаемый скачком, продолжает звучать в нашем сознании до того момента, пока в мелодии не появится соседний с ним тон, в который он разрешается.



Маленькая прелюдия №2 C-dur построена на имитации, т.е. на повторении главной музыкальной мысли произведения в другом голосе.

Имитация – основной полифонический способ развития темы, поэтому тщательное и всестороннее изучение темы является первоочередной задачей в работе над любым полифоническим произведением Баха имитационного склада.

Эта прелюдия представлена нам кратким торжественным оркестровым вступлением. Наряду со струнными в ней участвуют трубы и литавры. При исполнении на клавесине удвоения в нижнюю и верхнюю октаву придают прелюдии праздничный, торжественный характер. Не так просто получить этот характер на фортепиано. В артикуляции применяется прием «восьмушки»: восьмые legato, четверти – non legato. Оформленная и четко завершенная тема состоит из трех восходящих к своей вершине мотивов.

Для ясного выявления ее структуры полезно поучить сначала каждый мотив отдельно, играя их от разных звуков, добиваясь выразительного и ровного «пения» всех звуков мотива, более значительного интонирования его окончания.

Интонационно яркий звук – си–бемоль в начальном мотиве и решительный скачок на септиму, образующий скрытый голос, заключает в себе ту энергию, которая определят все последующее развитие прелюдии. Полезно поиграть тему с цезурами между мотивами, делая на последнем звуке мотива спокойное tenuto, а затем, опустив клавишу, переносить руку на начало следующего мотива.

Начинать работу нужно с проведения темы в обоих голосах. В тактах 4-8 необходимо обратить внимание на мелодию, сопровождающую имитацию темы в басовом голосе. Это сопровождение называется противосложением. В данном случае оно слагается из двух мотивов. Каждый из них представляет обычный затакт, т.е. мотив из двух звуков, идущий со слабого времени на сильное.

Завершается прелюдия легкой, радостно-ликующей каденцией, напоминающей о старинной традиции прелюдирования. Подобные каденции встречаются в прелюдиях №1, №2, №5, №12. Старинный исполнительский стиль требует отделения каденций цезурами от окружающих построений.

Начинается каденция легко, тихо, стремительно взлетая к последнему кульминационному звуку (соль). После него необходимо сделать значительную цезуру. Следующий за ней энергичный, торжественный заключительный каданс исполняется мужественно, решительно и широко.

В двухголосных полифонических пьесах Баха имитацию чаще всего следует подчеркивать не громкостью, а иным, отличным от другого голоса тембром. Если верхний голос играть звонко и выразительно, а нижний – легко и неизменно тихо, имитация будет слышна яснее, чем при громком ее исполнении. Именно такая манера игры выявляет наличие двух самостоятельных голосов, а это – главное в полифонии.

В прелюдии №2 C-dur в редакции Браудо последний звук мордента слиговывается с нижним соль, который играется легко и коротко. Работа над мордентом ведется особо, начиная с первого занятия. Первый звук мордента (как перечеркнутого, так и не перечеркнутого) играется громче и значительнее, второй и третий тише. Нужно вырабатывать у ученика привычку играть первый и последний звуки мордента разными пальцами.



Маленькая прелюдия №5 d-moll - пьеса с типично прелюдийной фактурой, основой которой является гармоническая фигурация.

Начинается она характерной для Баха последовательностью T, S, D, T. Характер спокойный, созерцательный, плавный. Необходимо добиться ровного звучания восьмых нот и хорошего глубокого звукоизвлечения. В этой прелюдии используется прием «восьмушки»: четвертные ноты в левой руке исполняются non legato или staccato. Мордент в левой руке следует исполнять 2-3-1 пальцами. Самый значительный звук в морденте – первый. Перед кульминацией всей прелюдии звучит легкая, подвижная каденция шестнадцатых нот, напоминающая нам импровизированный характер. Эта каденция отделяется цезурами.

Крупнейший знаток Баха Альберт Швейцер в своей книге «И.С. Бах» в ряде мест возмущается обилием cresc. и dim., которыми снабжают обычно эту музыку. «Заключительное diminuendo во всех оттенках, которое мы повсюду делаем по привычке, есть один из злейших врагов стильного исполнения Баха».

Маленькая прелюдия №10 g-moll была написана Бахом как средняя часть к менуэту Г. Штольцеля из сюиты g-moll.

Здесь дуэт верхних голосов развивается на фоне ровного движения нижнего, выполняющего роль аккомпанемента. Своим спокойным певучим характером прелюдия напоминает d-moll-ный менуэт из «Нотной тетради А.М. Бах». Сложно исполнение двух голосов одной рукой. Преодолеть эту трудность помогает простой и известный прием – учить оба голоса двумя руками. Вторая трудность - в очень плавном певучем исполнении мелодии, в которой чередуются короткие звуки с длинными. Необходимо научится извлекать длинный звук с такой глубиной, чтобы он звучал четыре-пять четвертей. Нужно мысленно услышать длинный звук до извлечения его на инструменте, а после извлечения внимательно прослушать до полного затухания, а затем – перехода в следующий. В девятом такте (начало второго предложения) на фоне звучащего ре в среднем голосе проходят четыре звука. Громкость их следует постепенно убавлять в зависимости от степени звучности ре. Кроме того, ученик должен ясно слышать образующиеся при этом интервалы: сексту, квинту, увеличенную кварту и квинту. Эти интервалы полезно поиграть двумя руками, чтобы ученик реально слышал образующиеся интервалы и плавный переход их от одного к другому. После этого следует играть двумя руками как написано в нотах: выдерживая ре, но мысленно продолжая слушать образующиеся к нему интервалы. Часто учащиеся не додерживают длинных нот: в такте 6 – звук фа, в такте 11 – соль, снимая ихв то время, когда в следующем такте в другом голосе появляется долгая нота.

Маленькие прелюдии содержат материал, который дает педагогу возможность познакомить ученика с характерными особенностями баховской мелодии, ее мотивной структуры, артикуляции, динамики, голосоведения, объяснить ему такие важнейшие понятия теории полифонии, как тема, противосложение, имитация, скрытое многоголосие и т.д.

Конечная цель педагога – научить ученика исполнять пьесы подлинному авторскому тексту (Urtekst-у), т.е. играть «Баха в стиле Баха».



Литература:

  1. И. Браудо. Артикуляция. Л. «Музыка», 1980.

  2. И. Келлер. Заметки об исполнении музыки И.С. Баха. Сов. Муз., 1969, №12

  3. А. Швейцер. Иоганн Себастьян Бах. М. Музгиз, 1965.

  4. В. Маргулис. Об исполнительских указаниях в клавирной музыке И.С. Баха. Сов. Муз., 1969, №9.





Цензура — это реклама за государственный счет. Федерико Феллини
ещё >>