Процессы институционализации молодёжного сотрудничества в баренцевом евро-арктическом регионе - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа архангельск 1 32.71kb.
М. Гайкович «Коми узнает о Баренцевом регионе»: информация через... 1 85.65kb.
Заседание российско-германского Совета в области молодёжного сотрудничества... 28 3989.86kb.
Роль центров коллективного пользования научным оборудованием в развитии... 1 77.34kb.
Тезисы к XIX чтениям 1 1 149.64kb.
Dolce Vita! Экскурсии: Вена Флоренция Рим Ватикан отдых на море Венеция 1 25.83kb.
Закон приморского края о краевой целевой программе "развитие г. 1 336.84kb.
Спортинтур 1 112.25kb.
Роль проекта noru в Баренцевом регионе. Опыт и перспективы 1 37.19kb.
Необходимость развития арктических нефтегазовых проектов вызывает... 1 42.65kb.
Отели варадеро 5 4 melia las americas 1 206.4kb.
6 февраля 2000 г на севере Европы, в Финляндии, Стране тысячи озер... 1 30.55kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Процессы институционализации молодёжного сотрудничества в баренцевом евро-арктическом - страница №1/1

ПРОЦЕССЫ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ МОЛОДЁЖНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

В БАРЕНЦЕВОМ ЕВРО-АРКТИЧЕСКОМ РЕГИОНЕ
Аверьянова Светлана Алексеевна – аспирантка САФУ им. М.В. Ломоносова.

Научный руководитель: Соколова Флера Харисовна - д.и.н., профессор, зав. кафедрой регионоведения и международных отношений САФУ им. М.В. Ломоносова.

Баренцев Евро-Арктический регион – крупнейшая арена межрегионального сотрудничества в Европе, которая объединяет территории четырех государств, примыкающие к Баренцеву морю. На протяжении двадцати лет с момента создания региона в структуре сотрудничества, как и в живом организме, происходят непрерывные изменения: создаются и обновляются рабочие документы, наблюдается процесс интеграции рабочих групп, развиваются направления сотрудничества и т.д. Данные тенденции отражаются также и в рамках системы молодежного сотрудничества, институционализация которого имеет свои особенности в структуре БЕАР.

Непосредственно само создание Баренцева Евро-Арктического региона явилось плодом, с одной стороны, реформ, начатых в Советском Союзе после прихода к власти М.С. Горбачева и заключавшихся в обеспечении безопасности страны путем международного сотрудничества, а не военного противостояния; а с другой — мощных интеграционных процессов, происходивших в Западной Европе. Благодаря совместным усилиям, 11 января 1993 г. в Киркенесе состоялась историческая конференция министров иностранных дел, на которой была подписана Киркенесская декларация, являющаяся основным документом Баренцева сотрудничества на протяжении двадцати лет сотрудничества.

Двухуровневая организация Баренцева региона представляет особую ценность для дальнейшего развития сотрудничества, именно благодаря данной структуре происходит важная региональная работа по развитию региона вне государственных границ. Решения, принимаемые центральными органами власти, часто основаны на приоритетах и выводах, сделанных на региональном уровне. «Крёстный отец» идеи БЕАР Торвальд Столтенберг указывал на принципиально важный фактор – инициативу и поддержку снизу: «Каким быть сотрудничеству стран Баренцева региона определяли люди, живущие в этом регионе. А не указания их столиц»1. Трудно не согласится с данным утверждением, которое явно подтверждается на примере регионального молодёжного сотрудничества, начало которому было положено ещё в конце ХХ века.

Приоритетные направления Баренцева сотрудничества были обозначены в Киркенесской декларации: экономика, торговля, наука и технологии, туризм, инфраструктура, образование, культурные обмены, а также проекты, связанные с улучшением положёния коренных народов Севера. Следует отметить, что направление молодёжного сотрудничества появилось гораздо позже – в 2002 году, а на момент создания Киркенесской декларации молодёжь Баренцева региона не рассматривалась как предмет для отдельного направления сотрудничества.

Практика последних десятилетий убедительно доказывает, что в быстро изменяющемся мире стратегические преимущества будут у тех государств, которые смогут эффективно развивать и продуктивно использовать инновационный потенциал, основным носителем которого является молодёжь. Именно поэтому в последние десятилетия ХХ в. страны мирового сообщества обратили внимание на молодежь как особенную группу общества, требующую новых подходов для взаимодействия.

Официально молодёжное сотрудничество на региональном уровне в Баренцевом регионе началось со встречи молодёжи БЕАР, которая состоялась в шведском городе Кируне (4 - 6 сентября 1998 г.). Впервые молодежная тематика Баренцева региона оказалась на повестке дня на шестой встрече Совета Баренцева Евро-Арктического региона в 1999 г. в норвежском городе Будо2. В мае 1999 г. по финской инициативе была создана специальная рабочая групп по молодёжной политике под началом Баренцева совета. Формальный статус молодёжное сотрудничество в рамках БЕАР получило путем организации в 2000 г. Баренцева Регионального Международного Форума, который после своего создания провел ряд конференций. Одной из таких конференций стала конференция «Лицом в будущее», состоявшаяся 15-16 мая 2001 года в норвежском городе Тромсё3. В конференции приняли участие министры, ответственные за реализацию молодёжной политики в странах Баренцева региона. По итогам работы конференции назрела необходимость принятия особой программы для молодёжи Баренцева региона. Был принят план будущих действий в сфере молодёжной политики, в рамках которого было предусмотрено создание органа, оказывающего информационную поддержку и помощь молодежным группам в регионе.

Результатом проявленного интереса к вопросам молодёжной политики стало создание в 2002 г. Рабочей Группы по Молодёжной Политике Совета Баренцева Евро-Арктического региона (Working Group on Youth Policy (WGYP), которая получила статус постоянной наряду с остальными рабочими группами4. Рабочая Группа по Молодежной Политике состоит из представителей министерств, ответственных за реализацию молодежной политики в странах Баренцева региона5.

В мае 2002 года Совет Баренцева региона принял план действий с целью повышения сотрудничества в молодёжной сфере Баренцева региона. В соответствие с определенными приоритетами и поставленными целями в рамках молодежной политики Баренцева региона было принято решение о создании в декабре 2002 г. в Мурманске Офиса содействия молодёжному сотрудничеству (Barents Youth Cooperation Office - BYCO).

Главной задачей офиса является оказание информационной поддержки, а также помощи в поиске партнёров и управления проектами молодёжным организациям, работающими с молодёжными международными инициативами в Баренцевом регионе, а также стимулирование сотрудничества между информационными структурами в молодежной сфере Баренц-региона6. Офис финансируется министерствами, ответственными за молодёжную политику в России, Финляндии, Швеции и Норвегии, как часть молодёжного сотрудничества под эгидой Совета Баренцева региона.

Необходимо отметить высокую роль расположения Офиса содействия молодёжному сотрудничеству - именно в Мурманске на территории России, в непосредственной близости к границе с Норвегией, а также Норвежским и Международным Баренцевыми Секретариатами в Киркенесе. Данное положение офиса даёт возможность для более частых контактов и решения возникающих вопросов. Примечательным также является неоспоримый факт того, что большинство молодёжных проектов, поданных в Баренцев Секретариат, инициируется именно от российских партнёров. В этом контексте результат работы Офиса содействия молодёжному сотрудничеству в Баренцевом регионе не оставляет сомнений в эффективности проделанной работы.

На региональном уровне структурный процесс закрепления молодёжной политики происходил практически параллельно с министерским уровнем. Баренцев Региональный Комитет основал Региональную Рабочую Группу по Молодёжным Вопросам (Regional Working Group on Youth Issues (RWGYI) в 2002 году. Примечательно, что с первых же дней создания отмечался временный характер Рабочей Группы по Молодежным Вопросам, основной задачей которой являлась реализация Молодёжной Программы Баренцева региона, разработка и принятие которой находится в компетенции Регионального Совета7.

С момента созданиях двух групп по молодёжной политике и вопросам молодёжи на министерском и региональном уровнях отмечается их тесное взаимодействие и сотрудничество, как между собой, так и с Региональным Советом Баренцева региона8.

Главным документом, обобщающим направления и содержание сотрудничества в регионе на ближайшее время, является Баренцева программа, которая представляет собой эффективный инструмент и прочную базу для совместных решений и осуществления проектов. В рамках Баренцевой программы Региональным Молодёжным Советом была принята первая Молодёжная программа (the Barents Regional Youth Programme) в январе 2003 г. (на данный момент реализовывается Молодежная программа Баренцева региона на 2011-2014 гг. (Приложение № 1)9.

Программа была принята в качестве меры в ответ на вызов сокращения численности населения в БЕАР. Регионы на севере России, Норвегии, Швеции и Финляндии имеют общие вызовы и проблемы, среди них к наиболее насущным относится сокращение численности населения, меры по борьбе с которым мало эффективны. Результатом является то, что молодёжь стремится покинуть Баренцев регион и выбрать более теплый и центральный регион в своей стране. По данным статистики территорию покидает наиболее образованная молодёжь. Именно поэтому Молодёжная программа Баренцева региона направлена на улучшение привлекательности жизни и профессионального развития путем улучшения жизненных условий, а также обеспечения новыми возможностями для индивидуального развития молодежи. Именно поэтому приоритетными областями сотрудничества Молодёжной программы являются: образование и предпринимательство, культура и спорт, окружающая среда, социальные вопросы и здоровье, коренное население и меньшинства.

Председатель Баренцева Регионального совета Г. Кнутсон, определяя значение принятой Молодёжной программы, указывал, что она является первым шагом в выработке здоровой региональной молодёжной политики в Баренцевом Евро-Арктическом регионе. Также он подчеркнул, что ответственность по её реализации лежит на всех регионах-членах БЕАР10. Разработка и принятие Молодёжной программы стало хорошей и крепкой основой для развития и углубления Баренцева процесса в области человеческого измерения, а также создало благоприятные предпосылки для дальнейшего взаимного сотрудничества между странами региона.

У стран Баренцева региона существует множество общих задач в сфере молодёжной политики, что является предпосылкой для взаимного сотрудничества в данной сфере. Во время международного молодёжного семинара в Мурманске в октябре 2003 года участники выразили общее желание молодёжи в более активном участии в Баренцевом сотрудничестве. Они пришли к выводу, что лучшим путём решения данного вопроса является создание новой молодёжной структуры в Баренцевом сотрудничестве – совета, состоящего из представителей молодёжи всего региона11.

Таким образом, Баренцев Региональный Молодёжный Совет – БРИК (the Barents Regional Youth Council - BRYC) был создан в 2004 году, чтобы обеспечить активное участие молодёжи в структуре Баренцева сотрудничества. Первое организованное заседание БРИКа прошло к Киркенесе во время фестиваля «Баренц Спектакль» в 2004 г.12

Совет состоит из 14 членов: одного молодёжного представителя от каждого субъекта Баренцева региона и одного представителя от коренных и малочисленных народов. Создание Молодёжного Совета БЕАР направлено на продвижение региональных молодёжных интересов и проектов.

Члены БРИКа работают совместно над усилением многостороннего молодежного сотрудничества, расширения прав и возможностей молодежи принимать активное участие в формировании и развитие Баренцева региона. Деятельность Совета финансируется странами Баренцева региона. Члены Совета выбираются администрациями субъектов Баренцева региона по следующим критериям: возраст – 18-30 лет, знание английского языка, знание молодежных вопросов региона и интерес к международному сотрудничеству13.

Основным механизмом для поиска финансирования является получение грантов на молодёжные проекты через Норвежский Баренцев Секретариат. Проекты в рамках Баренцева региона имеют свою особенность: как правило, реализация проектов основывается на двусторонних договорах между муниципалитетами, а также в рамках побратимских связей. Необходимо отметить, что сотрудничество осуществляется не только посредством взаимодействия между муниципалитетами, но также и между некоммерческими объединениями, работающими с молодёжью (Красный Крест, экологическая организация "Этас" и т.д.). Молодёжные проекты имеют разную направленность: молодежные инициативы, студенческие обмены, исследовательские проекты и т.д.

Ежегодно Министерство иностранных дел Норвегии выделяет финансирование (порядка 20-23 миллионов крон) губерниям Тромс, Нурланд и Финнмарк на сотрудничество с другими губерниями Баренцева региона14. Распределением финансовых ресурсов занимается Норвежский Баренцев Секретариат, состоящий из представителей администраций трех северных норвежских губерний, Министерства регионального развития и Министерства иностранных дел Норвегии. Таким образом, формируется финансирование молодежного сотрудничества Баренцева региона.

Баренцев Региональный Молодежный Совет ежегодно организует одно крупное мероприятие на территории Баренцева региона, место проведения которого каждый год меняется. БРИК привлекает сотни представителей активной молодёжи из регионов БЕАР для участия в проектах, которые имеют широкий охват и различные виды деятельности.

Знаковым событием в сфере молодёжной политики и молодёжного сотрудничества Баренцева региона в 2011 г. стало объединение двух рабочих групп по молодёжи: Рабочей Группы по Молодёжной политике Совета Баренцева Евро-Арктического региона (Working Group on Youth Policy) и Региональной Рабочей Группы по Молодёжным вопросам (Regional Working Group on Youth Issues). В результате на данный момент в Баренцевом регионе действует Объединенная Рабочая Группа по Молодёжным вопросам (Joint Working Group on  Youth Issues), которую возглавляет Бьёрн Хансен – старший советник Министерства по делам детей, равенства и социальной политики Норвегии15. Первое большое заседание Объединенной Рабочей Группы по Молодёжным Вопросам прошло совместно с Баренцевым Региональным Молодёжным Советом в апреле 2012 г. в норвежском городе Тромсё. Во время заседания молодёжь представила ситуацию в своём регионе, прошло обсуждение актуальных вопросов, направлений развития, а также проблем в сфере молодёжного сотрудничества Баренцева региона. Участники заседания пришли к необходимости более тесного взаимодействия и взаимопомощи в мероприятиях Баренцева региона.

Можно предположить, что поводом для объединения стало решение сделать сотрудничество на региональном и министерском уровнях более плодотворным и интенсивным, т.к. до объединения количество участников каждой группы не превышало пяти человек. Более того, у БРИК появилось больше возможностей для сотрудничества с новой объединенной группой. Также необходимо отметить, что объединение двух групп по молодёжной политике и сотрудничеству гармонично вписываются в процесс интеграции других групп в структуре Баренцева региона: Объединенная Рабочая Группа по туризму (Joint Working Group on Tourism  (JWGT)), Объединенная Рабочая Группа по культуре (Joint Working Group on Culture  (JWGC)), Объединенная Рабочая Группа по энергетике (Joint Working Group on Energy (JEWG)), Объединенная Рабочая Группа по образованию и науке (Joint Working Group on Education and Research (JWGER)),Объединенная Рабочая Группа по здравоохранению и социальным вопросам (Joint Working Group on Health and Related Social Issues (JWGHS))16.

Одной из основных проблем Баренцева молодёжного сотрудничества является то, что молодёжь на Севере, как правило, обладает ограниченными знаниями о Баренцеве регионе, а вместе с тем слабо представляет о возможностях, которые таит в себе международное сотрудничество17. Поэтому одной из задач выступает стремление распространить знания и информацию внутри Баренцева региона среди молодёжи о существующих возможностях. Следующей проблемой, влияющей на процесс формирования молодёжного сотрудничества в регионе, является депопуляция населения на севере стран БЕАР. Именно поэтому одним из приоритетов становится представление Баренцева региона как региона дружбы, сотрудничества, в котором живут открытые, добрые, толерантные, образованные и талантливые люди.

В XXI веке молодежь представляет собой важную целевую группу в рамках Баренцева региона, которая затрагивает многие стороны Баренцева сотрудничества. Именно поэтому было разработано несколько региональных программ: «Программа для детей и молодежи в зоне риска» на 2008-2012 гг.18, а также Баренцева Региональная Молодежная программа на 2011-2014 гг.19.

Важным событием стала встреча глав правительств стран-членов СБЕР в июне 2013 г. в Киркенесе, по итогам которой была подписана новая Киркенесская декларация20. В новом документе основное внимание направлено на такие вопросы как глобальное потепление, транспортное сообщение, окружающая среда и т.д. Примечательно, что в документе выделяется важная «роль Баренцева регионального молодежного совета и Баренцева бюро по вопросам сотрудничества молодежи»21.

Таким образом, процесс институционализации молодежного сотрудничества в Баренцевом регионе, начавшийся в 2002 г., является результатом проявленных инициатив, начатых в 1998 г. Молодежное сотрудничество Баренцева региона является особенным направлением и сегодня, так как затрагивает основные области взаимодействия между странами региона. Повышенное внимание к молодежному сотрудничеству уделено не случайно: именно активная молодежь формирует характер будущих отношений в рамках БЕАР благодаря созданной и функционирующей структуре молодежного участия в жизни региона. Пример институционализации молодежного сотрудничества в структуре БЕАР свидетельствует о гибкости созданной системы международного сотрудничества, способной изменяться в ответ на актуальные потребности жителей региона.



1 Голдин В.И. Международное сотрудничество в Баренцево Евро-Арктическом регионе: десять лет истории и взгляд в будущее // Баренц-журнал, №1, 2003. – С. 4-17.

2 The Barents Euro Arctic Working Group on Youth Policy (WGYP) / Barents Youth/ URL: http://www.barentsyouth.org/cppage.72315.ru.html (дата обращения: 02.05.2012)

3 Голдин В.И. Международное сотрудничество в Баренцево Евро-Арктическом регионе: десять лет истории и взгляд в будущее // Баренц-журнал, №1, 2003. – С. 4-17.

4 Офис содействия молодежному сотрудничеству / Молодежь Баренцева региона. URL: http://www. barentsyouth.org/cppage.433331-72314.html (дата обращения: 02.05.2012)

5 Харченко В.В. Состояние и перспективы международного сотрудничества в молодежной сфере в России // Вестник международных организаций, 2009. № 1 (23). – С.108-110.

6 Офис содействия молодежному сотрудничеству / Молодежь Баренцева региона. URL: http://www. barentsyouth.org/cppage.433331-72314.html (дата обращения: 02.05.2012)

7 The Regional Working Group on Youth Issues / Barents Youth. URL:http://www.barentsyouth. org/cppage.71763.ru.html (дата обращения: 02.05.2012)

8 The Regional Working Group on Youth Issues / Barents Youth. URL:http://www.barentsyouth. org/cppage.71763.ru.html (дата обращения: 02.05.2012)

9Dalhaug L. Children and youth as a priority // Barents Borders. Delimitation and internationalization. Barents Review 2012. Norwegian Barents Secretariat. – Р. 75-85

10 Голдин В.И. Международное сотрудничество в Баренцево Евро-Арктическом регионе: десять лет истории и взгляд в будущее // Баренц-журнал, 2003, №1. – С. 4-17.

11 Баренцев Региональный Молодежный Совет (БРИК) / Молодежь Баренцева региона. URL: http://www. barentsyouth.org/cppage.443803-71762.html (дата обращения: 02.05.2012)

12 Dalhaug L. Children and youth as a priority // Barents Borders. Delimitation and internationalization. Barents Review 2012. Norwegian Barents Secretariat. – Р. 75-85.

13 The Barents Regional Youth Program 2011-2014 (электронный документ). URL: http://www. barents.no/index.php?id=4619267 (дата обращения: 03.05.2012)

14 Шалев А.А. Российско-норвежское сотрудничество в Баренцевом Евро-Арктическом регионе как модель международной региональной интеграции // Свеча – 2000. Религия в гуманитарном измерении Баренцева региона. – 2001. – Вып. 1, Ч.2. – С. 154-165.

15 Working Group on Youth Policy (WGYP) / The Barents Euro-Arctic Council. URL: http://www.beac. st/?DeptID=8577 (дата обращения: 03.05.2012)

16 Barents working groups and activities / The Barents Euro-Arctic Council. URL: http://www. beac.st/in_English/Barents_Euro-Arctic_Council/Working_Groups.iw3 (дата обращения: 26.04.2012)

17 Dalhaug L. Children and youth as a priority // Barents Borders. Delimitation and internationalization. Barents Review 2012. Norwegian Barents Secretariat. – Р. 75-85

18 Working Group on Youth Policy (WGYP) / The Barents Euro-Arctic Council. URL: http://www. beac.st/?DeptID=8577 (дата обращения: 23.04.2012)

19 Barents Regional Youth Program 2011-2014 // текущий архив Норвежского Баренцева Секретариата.

20 Новая Киркенесская декларация / The Barents Observer. URL: http://barentsobserver.com/ ru/politika/2013/06/novaya-kirkenesskaya-deklaraciya-04-06

(дата обращения: 01.09.2013)



21 Декларация по итогам встречи глав правительства стран-членов СБЕР (Киркнес, 3-4 июня 22013 года). URL: http://government.ru/media/files/41d46b75c7931f08b9b7.pdf (дата обращения: 05.07.2013)







Капелька здравого смысла могла бы предотвратить много разводов и еще больше браков.
ещё >>