Проблемы социально-трудовых отношений в российской экономике - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Система социально-трудовых отношений в рыночной экономике Н. 1 137.24kb.
Кавказской районной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых... 1 30.18kb.
Кодекс Кыргызской Республики (с изменениями и дополнениями по состоянию... 14 3166.94kb.
Состав представителей органов местного самоуправления г. Абакана... 1 19.81kb.
Состав Рязанской областной трехсторонней комиссии по регулированию... 1 58.81kb.
Программа дисциплины «Актуальные проблемы регулирования трудовых... 1 252.92kb.
Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых... 1 361.18kb.
Социально-трудовых отношений 1 84.32kb.
Ха деятельность профсоюзов россии в период формирования и развития... 1 332.05kb.
Состав Отраслевой комиссии по регулированию социально-трудовых отношений 1 31.13kb.
О мордовской республиканской трехсторонней Комиссии по регулированию... 1 113.17kb.
Курсовая работа № группы 1 261.93kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Проблемы социально-трудовых отношений в российской экономике - страница №1/1

Проблемы социально-трудовых отношений в российской экономике (THEPROBLEMSOFTHESOCIALAND LABOR RELATIONS IN THE RUSSIAN ECONOMY)

Ешева Саида Каплановна (YeshevaSaidaKaplanovna)

Козырь Наталья Сергеевна(KozyrNataliaSergeevna)
В данной статье рассматриваются проблемы, характерные для российского рынка труда, и основные факторы, влияющие на формирование и развитие социально-трудовых отношений.

This article is abouttypical problems of Russian labor market and the main factors that influence the formation and development of social and labor relations.

Понятие «социально-трудовые отношения» можно рассмотретькак комплекс взаимоотношений между наемными работниками и работодателями в условиях рыночной экономики, нацеленных на обеспечение высокого уровня и качества жизни человека, коллектива и общества в целом;

Также это понятие можно охарактеризовать как совокупность экономических, социальных, психологических, административных и правовых методов и норм, направленных на включение рабочей силы в процесс труда и его воспроизведения на основе рыночных механизмов – спроса, предложения, рыночной цены.

На формирование и развитие социально-трудовых отношений в обществе оказывают влияние следующие факторы: особенности социальной политики государства; глобализацию экономики, развитие общественного труда и производства; жизненный цикл развития предприятия (организации).

Что касается социально-трудовых отношений на предприятиях, то они часто характеризуется неопределенностью институциональных рамок заемного труда; пассивностью работников в отстаивании своих трудовых прав; слабой действенностью, хаотичностью договорных отношениях между ее участниками. В результате широкая свобода работодателя ограничивает права работников и увеличивает их обязанности, работники нередко дискриминируются и лишаются социальной защиты.

Проведенный анализ социально-трудовых отношений показал, что в России существуют проблемы, связанные с высоким уровнем трудовой активности населения при низких уровне жизни и эффективности труда, с недостаточной территориально-отраслевой мобильностью кадров, не всегда соответствующим рыночным условиям системой подготовки и переподготовки кадров, неразвитостью инфраструктуры рынка труда.

Можно выделить ряд проблем, характерных для российского рынка труда и требующих своего решения. К ним относятся:


  • невысокая экономическая эффективность занятости в России, проявляющаяся в отставании от развитых стран по производительности труда, наличии значительных объемов избыточной численности работников на предприятиях (особенно вспомогательных и административных подразделений), вынужденной неполной занятости, скрытой безработицы и теневого рынка труда, производстве неконкурентоспособного продукта, который не находит сбыта на рынке;

  • уменьшение спроса рабочей силы над предложением, что связано с процессами реформирования экономики России, модернизацией убыточных производств и убыточных отраслей, участием в процессах глобализации мирового хозяйства и вступлением России в ВТО. Все вышеперечисленное активизирует высвобождение работников, которое на данном этапе не в полной мере компенсируется приростом спроса на труд;

  • изменение тенденций спроса на общероссийском рынке труда: рост спроса на инженерно-технических работников с высшим образованием и высококвалифицированных рабочих; рост спроса на сезонных, временных работников; снижение спроса на труд со стороны убыточных отраслей и регионов;

  • основными тенденциями предложения на рынке труда являются: временное увеличение численности трудовых ресурсов, рост фактической безработицы; расширение теневых форм предложения труда; переизбыток предложения экономистов, юристов, учителей; отставание рынка образовательных услуг от запросов экономики; рост предложения труда в виде совместительства, в целях подработки;

  • растущее расхождение между структурой спроса на рабочую силу и структурой ее предложения: профессиональный уровень многих работников не соответствует новым требованиям, а система образования не в полной мере учитывает запросы рынка труда;

  • усиливающаяся регионализация рынков труда, появление устойчиво критических и напряженных рынков труда, ситуация на которых значительно хуже средненациональной картины: к таким рынкам труда в большинстве случаев относятся либо преимущественно аграрные рынки труда, либо моногорода (населенные пункты, занятость в которых привязана к одному-двум крупным градообразующим предприятиям). Если эти предприятия находятся в неустойчивом финансово-экономическом положении, то рынок труда моногорода становится напряженным;

  • наличие нелегальной трудовой миграции;

  • низкая конкурентоспособность рабочей силы на мировом рынке труда, что затрудняет внешнюю трудовую миграцию.

Также было выявлено, что многие факторы, влияющие на важнейшие параметры занятости, зависят непосредственно от человека и при выборе путей формирования рынка труда надо исходить из необходимости изучения и анализа внутренних закономерностей, присущих развитию занятости и сохраняющихся в условиях рыночной экономики.

Для формирования эффективной политики занятости необходимо разработать и задействовать механизмы, регулирующие динамичное равновесие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. В связи с этим было выделено еще два блока проблем:



  • оживление экономической ситуации и инвестиционной активности в стране, создание условий для динамичного движения капитала, разработка мер по развитию системы рабочих мест и увеличение потребности предприятий и организаций в рабочей силе;

  • совершенствование системы оплаты труда, расширение возможностей получения населением дополнительных доходов, (дивидендов от ценных бумаг, процентов по вкладам) развитие системы социальных пособий, дотаций, льгот, снижающих потребность в труде отдельных социально-демографических групп населения, особенно женщин, учащейся молодежи и пенсионеров.

В реализации первого направления большое влияние оказывают методы воздействия на занятость населения в условиях структурных сдвигов в экономике и развития новых форм собственности. С позиции занятости населения намечаемое правительством ужесточение кредитно-финансовой политики и реальный ввод в действие Закона о банкротстве должны осуществляться очень осторожно. Чтобы банкротства реально повысили эффективность экономики, требуется наличие нескольких динамично развивающихся производственных секторов, куда бы перемещались ресурсы капитала и труда. Пока таких секторов недостаточно. [1]

Необходимо добавить и о непосредственном участии государства в реализации данных направлений. Поэтому государство должно стимулировать создание и преобразование рабочих мест в жизнеобеспечивающих производствах, а также в наиболее развитых в технологическом отношении отраслях экономики. Необходимо также усилить роль источников финансирования инвестиций предприятий, то есть стимулировать приток децентрализации средств. Процессы банкротства и санации несостоятельных предприятий в настоящее время весьма противоречивы. С одной стороны, в условиях существующего дефицита государственного бюджета назрела потребность в ликвидации и перепрофилировании не эффективных и убыточных производств в целях ускорения структурной перестройки экономики. С другой стороны, учитывая наличие в стране значительного количества монопольных предприятий и организаций, проведение мероприятий по ликвидации убыточных производств должно тесно увязываться с решением сложных социальных проблем, связанных с высвобождением и перераспределением работников, определением правовых условий смены собственника на том или ином убыточном предприятии, нахождением финансовых средств для обеспечения минимума социальных гарантий высвобождаемым работникам.

Касаясь второго направления достижения динамичного равновесия спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, следует отметить, что предварительное рассмотрение демографических факторов, определяющих формирование экономики активного населения и их возможности воздействия на рынок труда показывает, что при разработке и реализации мер по регулированию занятости населения в условиях существенных инвестиционных ограничений особое внимание необходимо уделять вопросам снижения спроса на рабочие места со стороны отдельных социально-демографических групп населения.

Существенное влияние на ситуацию на федеральном и региональном рынках труда оказывает современное решение проблем подготовки и переподготовки кадров. На нынешней стадии формирования рынка рабочей силы предприятия экономически не заинтересованы в совершенствовании качественного состава работающих, особенно в обучении молодых рабочих. Связано это с тем, что сейчас в деятельности предприятий усиливается тенденция к самосохранению, выживаемости, когда задачи долговременного характера временно отходят на второй план. В настоящее время возникает необходимость активизации деятельности федеральных и региональных органов по прогнозированию, постоянному учету и анализу по территориальным и отраслевым потребностям предприятий, учреждений, организаций в квалифицированных рабочих и специалистов и созданию соответствующих условий для их подготовки.

При решении вопросов регулирования рынка труда важно учитывать специфические черты российской модели рынка труда. Это более высокая степень коллективизма как традиционного способа взаимной поддержки работающих, разная скорость движения к рынку различных отраслей и секторов экономики, неравномерность перехода к рынку в отдельных регионах, городах, сельской местности.[2]

В период радикальных преобразований, связанных с разгосударствлением, приватизацией, конверсией, демонополизацией, проведением рыночных реформ в экономике, происходит ломка традиционных структур занятости. Переход к новой экономической системе требует крупномасштабных перемещений работников, высвобождаемых из распадающихся структур. Для значительных контингентов рабочих и служащих массовых профессий, вытесняемых свертыванием или технологизацией производства, недостаточно одного только изыскания новых рабочих мест. Необходима переподготовка специалистов узкого профиля, частичных работников, высвобождающихся при ликвидации устаревших хозяйственных и управленческих структур, модернизации традиционных секторов экономики на частнопредпринимательской основе. Не все они находят себе новое место работы, но общество рассматривает многих из них как потенциальный и мобильный резерв труда.[3] Он будет использован при дальнейшем расширении и совершенствовании производства и услуг, когда общество выработает материально подтвержденные, в том числе и в денежной форме, потребности, а экономика будет готова создать новые эффективные рабочие места. Поддерживать полную занятость всех, кого высвобождают высокие технологии и рыночные формы хозяйствования, кто не может эффективно работать на приватизированных предприятиях становится все труднее. Создание новых рабочих мест требует крупных капиталовложений, а спрос на дополнительных работников определяется эффективностью использования рабочей силы на производстве.

Рынок труда является фундаментом рыночной экономики. Он диктует свои непреложные законы. Эти законы достаточно просты. Они гласят, что заработная плата должна быть не ниже прожиточного минимума, что работающие по найму должны иметь нормальную продолжительность рабочего времени, что тот, кто оказался среди вынуждено безработных, должен получить трудовую и материальную помощь. Законы рынка труда действуют на уровне здравого смысла, опираясь на них человек, может добиться в жизни того, на что он действительно способен, не полагаясь особо на государство. Если законы рынка труда действуют в полной мере и трудовое законодательство отвечает их требованиям, а экономика дает материальное обеспечение рабочей силе в виде разнообразных рынков товаров и услуг, общество идет по пути к процветанию. Даже содержание нетрудоспособных и безработных не представляется ему в тягость: эффективное хозяйство, основанное на свободном и заинтересованном труде позволяет содержать освобожденных от труда, предоставлять им необходимую поддержку. Не желающий или не способный работать по объективным причинам не должен мешать трудящимся, что естественно вытекает из законов рынка труда.

Таким образом, рынок труда, занятость и безработица являются важными экономическими явлениями.Устойчивость социально-экономического развития государства определяется численностью и качеством населения, его трудового потенциала, степенью сбалансированности профессионально-квалификационной структуры кадров и потребностей в рабочей силе, уровнем ее конкурентоспособности на рынке труда. Снижение численности населения неизбежно влечет за собой сокращение трудовых ресурсов, то есть предложения рабочей силы на рынке труда.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


  1. Беляева, М.Г. Как сделать цивилизованным российский рынок труда / М.Г. Беляева // ЭКО. – 2007. - № 3. – С. 123-131

  2. http://www.eexperts.ru/ecos-1129-2.html

  3. Васильев А.В. Безработица // Человек и труд. 2001. № 5. С.18-17





Профессиональное нищенство — занятие не менее доходное, чем профессиональная филантропия. Хораций Сафрин
ещё >>