Проблемы правового регулирования прямых иностранных инвестиций на этапе вступления России в вто - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Проблемы украинского автомобилестроения в контексте вступления украины... 1 147.98kb.
«Факторы привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику регионов... 5 591.81kb.
Мотивация иностранных инвесторов в теориях прямых иностранных инвестиций... 1 167.67kb.
Ауд. Е-203 в 10. 30 Защита 4 июня 2012 г 1 254.17kb.
Наши обязательства в вто обязательства по вопросам нетарифного регулирования 1 201.67kb.
Вто в регионе: ключевые проблемы и решения. Часть 1 59.92kb.
Современные тенденции зарубежных инвестиций тнк испании 3 467.67kb.
Социально-экономическое развитие России после вступления в вто 5 1238.31kb.
1. предмет предпринимательского права методы правового регулирования 1 149.29kb.
Инновационная деятельность в россии: проблемы правового регулирования 1 160.89kb.
Ряд базовых отраслей народного хозяйства Украины серьезно пострадает... 1 11.29kb.
Мировая экономика, роль тнк в международном бизнесе 1 294.46kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Проблемы правового регулирования прямых иностранных инвестиций на этапе вступления - страница №1/1

Проблемы правового регулирования прямых иностранных инвестиций на этапе вступления России в ВТО

Комарова К.В.

Студентка гр.Ю4-1

Финансового университета при Правительстве РФ


Прямые иностранные инвестиции – форма участия иностранного капитала в реализации инвестиционных проектов на территории страны-реципиента инвестиций, которая характеризуется активным участием инвестора (или его представителей) в деятельности организации. Часто именно прямые иностранные инвестиции выделяют в качестве одного из основных источников роста во многих странах с переходной экономикой. Это связано с тем, что помимо прямого эффекта от увеличения капитала прямые иностранные инвестиции гарантируют доступ к современным технологиям, открывают новые рынки и улучшают методы управления, что положительно сказывается на общем уровне производительности в стране.

Вступление России в ВТО подразумевает снятие административных барьеров во внешней торговле, таких как снижение ставок импортных пошлин и импортных квот, сокращение экспортных пошлин. Также Россия приняла обязательство на приведение законодательства в соответствии с нормами организации, в том числе в отношении инвестиционной деятельности. Для наиболее четкого понимания благоприятности инвестиционного климата в России с правовой точки зрения, предлагается рассмотреть основные права и гарантии иностранных инвесторов, предусмотренные в различных нормативно-правовых актах и сделать вывод о том, насколько эти гарантии, права и льготы применимы в современных реалиях.1

Конституция РФ закрепляет следующие основы инвестиционной деятельности для иностранных инвесторов:


  • национальный режим для иностранных граждан и лиц без гражданства (ч. 3 ст. 62);

  • недопустимость принудительного отчуждения собственности без выплаты предварительного и равного возмещения (ч. 3 ст. 35);

  • отнесение к исключительной компетенции РФ наиболее важных аспектов правового регулирования иностранных инвестиций: финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование (п. «ж» ст. 71), внешнеэкономические отношения РФ (п. «л» ст. 71).

На данный момент одним из ключевых источников в сфере иностранных инвестиций является Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.1999 №160-ФЗ (далее – ФЗ «Об иностранных инвестициях»). Рассмотрим основные гарантии и льготы, предусмотренные вышеупомянутым законом. Итак, иностранный инвестор имеет право:

  • на правую защиту деятельности на территории Российской Федерации (ст.5);

  • компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями (ст.8);

  • гарантию от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства Российской Федерации (ст.9);

  • участия иностранного инвестора в приватизации (ст.14).

В качестве дополнительной гарантии иностранным инвесторам предоставляется право отстаивать свои права, обращаясь в международные арбитражные органы, решения которых являются обязательными для исполнения на территории России.

На первый взгляд кажется, что иностранный инвестор в нашей стране более чем защищен и права его нарушить очень сложно. Однако действительно ли все перечисленное работает? Ниже представлены лишь некоторые пробелы и противоречия в законодательном регулировании инвестиционной деятельности.

Неясен порядок предоставления компенсаций иностранным инвесторам в случае национализации. Национализация — это изъятие имущества, находящегося в частной собственности, и передача его в собственность государства. В ее результате в собственность государства переходят не отдельные объекты, а целые отрасли экономики. Вопрос о возможности выплаты, формах и размере компенсации, предоставляемой государством иностранцам за национализированную собственность, также относится к его исключительной компетенции. Конкретные условия, порядок и сроки проведения национализации в любом государстве определяются его внутренним законодательством. Так, ГК РФ содержит несколько статей, касающихся национализации. Кодекс регламентирует порядок изъятия и выкупа земельных участков для государственных и муниципальных нужд, при этом устанавливая, что собственнику выкупаемого земельного участка возмещается стоимость недвижимого имущества, находящегося на данном участке, а также убытки, связанные с досрочным прекращением обязательств. Схожие нормы содержит и Земельный кодекс РФ (ст.49, ст.55). Однако, ни одна из вышеуказанных норм не конкретизирует порядок возмещения убытков в случае национализации, к примеру, предприятия. Осуществляя прямое инвестирование, инвестор может вкладывать не только денежные средства и имущество, но также и методы управления, технические навыки, привлекает к работе профессионалов и т.д. и, теряя предприятие, он теряет и все вложенное в него. Статья 8 ФЗ «Об иностранных инвестициях», устанавливая гарантию от национализации, также не конкретизирует механизм и размеры возмещения таких убытков, отсылая к международным договорам. В основном это двусторонние международные соглашения, например соглашение стран СНГ от 24.12.1993 «О сотрудничестве в области инвестиционной деятельности». Однако это соглашение прекратило временное действие на территории нашей страны в соответствии с Распоряжением Президента РФ от 04.03.2002 N 84-рп. Поэтому, на мой взгляд, верна точка зрения Губина Е.П. о том, что на законодательном уровне должно уделяться внимание таким вопросам, как определение всех участников процесса национализации, не исключая и трудовые коллективы национализируемых предприятий, процедура принятия решения о национализации, порядок разработки и утверждения плана национализации, порядок возмещения стоимости национализируемого имущества, правовые средства обеспечения прав и законных интересов всех участников процесса национализации и т.д., т.е. сделать так, чтобы национализация стала действительно эффективным средством государственного регулирования рыночной экономики.2

Вторая серьезная проблема заключается во множественности ограничительных условий для получения таможенных льгот. В частности, чтобы получить право беспошлинного ввоза на товары, ввозимые на территорию в качестве вклада иностранного учредителя в уставный капитал, необходимо, чтобы:



  • инвестиционный проект входил в перечень приоритетных;

  • товары не являлись подакцизными;

  • товары относились к производственным фондам;

  • ввозились в сроки, предусмотренные учредительными документами для формирования уставного капитала.

В связи с вышеизложенным, интерес представляют выводы экспертов консалтинговой компании McKinsey, изучавших опыт работы ТНК четырех стран - Индии, Бразилии, Мексики и Китая. Главный итог исследований заключается в том, что льготы - далеко не главный фактор для привлечения долгосрочных капиталовложений. Инвесторам важнее наличие поставщиков, развитой инфраструктуры, а также квалифицированной рабочей силы.3 Также не следует забывать и о том, что разного рода стимулирующие программы оборачиваются для принимающих государств изрядными потерями бюджетных средств. Необходимо соблюдение баланса между льготами для иностранных инвесторов и государственными интересами, в ином случае, активная экспансия прямых иностранных инвестиций может привести к множеству негативных последствий. Рассмотрим это на примере Китая.

Предприятия, созданные иностранным капиталом, конкурируют с появляющимися и быстро развивающимися китайскими производителями, а также вытесняют их. По данным министерства торговли Китая, в 2005 году 60% китайского экспорта приходилось на компании, принадлежащие иностранцам. Прямые иностранные инвестиции зачастую предполагают использование только дешевой рабочей силы и направлены в отрасли с низкой добавленной стоимостью. Так, часто стоимость производства в Китае составляет лишь 10-15% от совокупной стоимости товаров. Особенно ярко проблемы проявляются в автомобильной отрасли. После либерализации китайские компании создали совместные предприятия с иностранными инвесторами, в которых часто контроль принадлежал иностранцам. Иностранные инвесторы не были заинтересованы в развитии китайских технологий и переориентировали компании на сборку автомобилей из готовых комплектующих, эффективно защищая собственные технологии от распространения в Китае. Например, вскоре после того, как китайская Dongfeng Motor Corp. образовала совместное предприятие с Nissan Motor Co., Ltd, масштабная программа исследований и разработок компании была приостановлена, и китайские модели автомобилей были заменены на модели, разработанные в Nissan. Это привело к уходу из компании большинства высококвалифицированных инженеров.4

Как уже было отмечено выше, важной гарантией для инвестора является обращение в международные структуры при возникновении спора. В связи с этим, на мой взгляд, необходима ратификация Россией Вашингтонской конвенции об урегулировании инвестиционных споров между государствами и национальными юридическими и физическими лицами других государств от 1965 г., в соответствии с которой успешно действует Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС - ИКСИД). Данный многосторонний договор отнес к компетенции МЦУИС широкий круг споров, не ущемляя иммунитета принимающего государства. Ратификация Россией Вашингтонской конвенции предоставит государственные гарантии иностранным инвесторам, повысит инвестиционную привлекательность страны.5

Подводя итог, следует отметить, что привлечение иностранного капитала является очень серьезным шагом для экономики любой страны. Для решения существующих проблем в России, на мой взгляд, надо идти по пути унификации форм документов, находящихся в международном обороте, а также следует избегать декларативности в отношении гарантий и льгот, предоставленных инвесторам. А для того, чтобы избежать негативных последствий привлечения иностранного капитала, необходимо опираться на опыт зарубежных стран, а также взвешивать каждое решение, принимаемое в этой сфере.




1 Последствия присоединения России к Всемирной торговой организации // Аналитический центр «ВТО-ИНФОРМ», http://wto-inform.ru/upload/brochure/brochure_wto.pdf

2 Е.П.Губин. Национализация как инструмент государственного регулирования рыночной экономики.// Российский судья 2005(2) ,С. 42-46


3 New horizons: Multinational company investment in developing economies // McKinsey Global Institute Report 2003, стр. 36. -

http://www.mckinsey.com/insights/economic_studies/new_horizons_for_multinational_company_investment,


4 ВТОрична для России? Вступление России в ВТО: аналитический обзор// Ernst&Young, РЭШ, С.20

5 В.А.Баранов, О.Н.Петюкова. Защита прав инвесторов в капитальном строительстве // Деловой двор,2012.





Слабые люди верят в удачу, сильные — в причину и следствие. Ралф Эмерсон
ещё >>