Проблемы формирования правосознания и правовой культуры студенческой молодежи - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
«Правовой нигилизм молодежи как социальная проблема российского общества... 1 60.14kb.
Становление гражданственности студенческой молодёжи как фактор формирования... 1 345.51kb.
"Основы правосознания" 1 298.22kb.
Проблемы формирования правовой культуры студентов через работу клуба... 1 35.33kb.
Политическая культура студенчества Оренбуржья 1 79.68kb.
Литература Баранов П. П. Проблемы теории правосознания и правового... 1 8.82kb.
Vii. Программа формирования культуры здорового 1 263.2kb.
3 Глава Основные направления изучения правосознания и правовой социализации 1 20.72kb.
Проблемы установления фактов, осуществляющих формирование правосознания 1 50.78kb.
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Г. 1 215.16kb.
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни 1 93.95kb.
6. Государственная политика осуществляется в тесном взаимодействии... 1 145.6kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Проблемы формирования правосознания и правовой культуры студенческой молодежи - страница №1/1

Всероссийский кадровый студенческий форум

«Юный специалист – надежное будущее России»


Научно – практическая конференция «Проблемы правовой социализации молодежи в условиях формирования гражданского общества»
Направление:

Формирование правосознания и правовой культуры студенческой молодежи


Тема:

Проблемы формирования правосознания и правовой культуры студенческой молодежи


Подготовил студент

Гончарова Ольга Николаевна

ОГБОУ СПО СПЭК

Научный руководитель – Самуйлова Елена Валерьевна, преподаватель



Введение

Формирование правовой культуры и правосознание являются одними из важных критериев для построения демократического и правового государства.

Основной проблемой российского государства является недостаточное правовое воспитание, что ведет к появлению правового нигилизма, а такой фактор пагубно влияет на развитие нашей страны и формирования гражданского общества.

Молодое поколение, отрицая право, создает барьеры для благоприятного развития своего государства. В России большая часть населения не обладает правовой грамотностью, что является отсутствием правой культуры и правосознания у населения, причем это следует отнести, как к старшему поколению, так и к молодежи. Данный фактор становится причиной затруднения стремительного развития государства, так как именно грамотное воспитание молодежи является залогом благополучия государства в будущем.

Цель исследования - выявить и проанализировать уровень сформированности правосознание и правовую культуру студенческой молодежи.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:



  1. рассмотреть понятие правосознание;

  2. проанализировать виды правосознания и выделить его особенности среди студенческой молодежи;

  3. проанализировать понятие и виды деформации правосознания;

  4. рассмотреть понятия и виды правовой культуры;

  5. проанализировать структуру правовой культуры студенческой молодежи.

Объект исследования – правосознание и правовая культура студенческой молодежи.

Предмет исследования – уровень развития правосознания и правовой культуры среди студентов 1 и 2 курса ОГБОУ СПО СПЭК.

1 Правосознание

Согласно юридическому словарю, «правосознание – это одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права. То есть это субъективное восприятие правовых явлений людьми»[2].

Так же правосознание относится к одной из форм общественного сознания. Оно позволяет проявлять и аккумулировать разные проявления духовной жизнедеятельности человека и относится к интеллектуальным выражениям их общественной и индивидуальной жизни.

Виды правосознания:



  1. по субъектам: индивидуальное, групповое;

  2. по уровню (глубине отражения правовой реальности): «обыденное правосознание - массовые представления людей, их эмоций, настроения по поводу права, возникающие под влиянием непосредственных условий жизни людей, их повседневного опыта и профессиональное правосознание – понятие представления идеи, убеждения, традиции, стереотипы, складывающиеся у юристов на основе профессиональной деятельности, а также в результате специальной подготовки (обучения, повышения квалификации и др.)» [4];

  3. в зависимости от характера отражения правовой реальности: нормальное (адекватное отражающие позитивные ценности права) и аномальное (деформированное).

«Деформация правосознания – это дефекты, искажения правосознания, которые придают ему в большей или меньшей мере негативную, асоциальную направленность.

Виды деформации правосознания:



  1. правовой инфантилизм – наиболее мягкая форма искажения правового сознания, характеризующаяся недостаточностью, несформированностью правовых знаний, установок, при личной уверенности в обладании глубокими правовыми познаниями;

  2. правовой дилетантизм – небрежное отношение к закону, иным правовым ценностям, вызванное не умыслом на достижение противоправных целей, а отсутствием глубоких, содержательных знаний права;

  3. правовой нигилизм – разновидность социального нигилизма, его сущность в общем негативно – отрицательном, неуважительном отношении к праву, законам, нормативному порядку, а с точки зрения корней, причин - в юридическом невежестве, отсталости, правовой невоспитанности основной массы населения и др.» [4].

Правосознание находит свое выражение в правовых актах, оказывает воздействие на сам процесс и результате правотворчества. Через правовое сознание и благодаря именно ему законодатель, как говорил Гегель, «улавливает дух своей эпохи»[3] и отражает его в правовых актах.

Правовые нормы, в свою очередь, оказывают воздействие на развитие правового сознания граждан, формирование правильных представлений о правовых принципах и нормах, правоотношениях, ответственности.

Для формирования правосознания необходимо преемственность многими поколениями людей.

Таким образом, правосознание играет важную роль в правотворческом процессе, совершенствовании и реализации норм права. Право активно воздействует на формирование правосознание членов общества. В связи с этим можно сказать о видимой связи между правом и правосознанием.


2 Правовая культура

Важную составляющую культуры составляет правовая культура, то есть культура в общесоциальном смысле.

  Правовая культура «в целом» есть способ организации правовой сферы жизни общества, сложившаяся социальная практика в этой области. Американский профессор Л. Фридмэн справедливо видит в правовой культуре то, «что движет правовым процессом». Он сравнивает ее с «общественной силой, которая определяет, как часто тот или иной закон применяется на практике, как его избегают или как им злоупотребляют»[3].

Правовая культура — это реализованная в повседневной жизни система знаний о праве и государстве, иначе говоря, это реализованное правосознание. Поэтому правосознание составляет как бы стержень, внутреннюю основу правовой культуры, как убеждения людей составляют сердцевину их поступков.

     Правовую культуру определяют:


  1. степень развитости правосознания населения;

  2. уровень развития правовой деятельности;

  3. степень совершенства всей системы правовых актов.

Виды правовой культуры:

  1. количественны (по субъекту): индивидуальная, групповая и общества;

  2. качественный (по уровню): обыденный, профессиональный.

Правовая культура функционирует во взаимодействии с другими областями или сферами культуры: политической, нравственной (этической), эстетической, религиозной и т.д. При этом в специфическом содержании правовой культуры обязательно проявляются черты и особенности, свойственные как господствующей культуре данного общества, так и отдельным ее областям. Обеспечение максимального взаимного соответствия между всеми элементами правовой культуры — главное направление укрепления в обществе законности и правопорядка. С. С. Алексеев отмечает «... главное в правовой культуре высокое место права в жизни общества, осуществление его верховенства и соответствующее этому положение дел во всем "юридическом хозяйстве" страны (подготовка и статус юридических кадров, роль юридических служб во всех подразделениях государственной системы, положение адвокатуры, развитость научных учреждений по вопросам права и т.д.)» [1].

Структура правовой культуры личности:

  1. Уровень развития правосознания: уровень знания права, характер правовых эмоций (уважение правовых ценностей), навыки установки и др. в сфере правового поведения;

  2. Правовое поведение, характеризующееся высокой правовой активностью личностью, т.е. соблюдением запретов, использованием прав и исполнением обязанностей.

Правовая культура личности, будучи компонентом правовой культуры общества, отражает степень и характер развития общества, так или иначе обеспечивающего социализацию личности и правомерную деятельность индивида. Эта деятельность должна соответствовать прогрессивным движениям общества и его культуры в сфере права, благодаря чему происходит постоянное правовое обогащение, как самой личности, так и общества в целом.
Правовая культура, как и любая другая культура, подвержена качественным оценкам. Можно говорить о высоком, среднем и низком уровнях правовой культуры.
3 Выявление и анализ уровня правосознания и правовой кульуры студенческой молодежи ОГБОУ СПО СПЭК

Для определения уровня сформированности правосознания и правовой культуры студенческой молодежи было проведено анкетирование (Приложение 1) .

Респондентами данного анкетирования выступили студенты ОГБОУ СПО СПЭК 1 курса специальности «Пожарная безопасность» и «Право организация социального обеспечения», а так же студенты 2 курса специальности «Право организации социального обеспечения», всего в анкетировании приняло участие 30 студентов.

По результатам исследования, можно сказать, что студенты 1 курса специальности «Пожарная безопасность» оценивают свой уровень правовой грамотности как средний, что можно отнести к обыденному восприятию права. Первоначальные знания о праве 80% опрошенных получили в школе, но уровень знания основ законодательства они расценивают 80 % как средний, 20% как низкий, не смотря на это 50% респондентов в бытовых ситуациях готовы отстаивать свои права с позиции закона, а 80% намерены сами не нарушать закон, но и отговорить своих товарищей от нарушений. Однако есть и студенты, которые проявляют правовой нигилизм и не желают воспринимать право (20%). Фактически 1/5 опрошенных студентов явно заявляют о своем неуважительном отношении к праву, что должно вызывать тревогу.

Исследуя 1 курс специальности «Право организация социального обеспечения», можно заметить тенденцию к познанию и применению правовых норм и законов в обыденной жизни (60%). 30% респондентов оценивают свои знания права как высокие, а остальные 70% как средний. Но, не смотря на это, 10% все - таки являются правовыми нигилистами.

Исследуя 2 курс специальности «Право организация социального обеспечения», нужно отметить, что студенты, выбравшие себе профессию юриста, имеют в большей степени (60%) высокий уровень знаний основ законодательства РФ, и они соблюдают законодательство РФ и готовы отстаивать свои права при ущемлении их прав (80%). Следует отметить, что студенты 2 курса получившие в достаточной степени теоритические знания в области права чувствуют себя более уверенно с позиции уровня правосознания.

Все опрошенные, не смотря на уровень знания права, однозначно отвечали на вопрос о необходимости регулирование жизни нормами права и знание закона, что позволяет сделать вывод о том, что осознание значимости права и закона имеет место среди студенческой молодежи и не вызывает отрицания.

Заключение

Таким образом, в результате исследования уровня сформированности правосознание и правовой культуры студенческой молодежи можно сделать вывод о том, что не смотря на уровень знания права все опрошенные осознают значимости права и закона. Данный тезис позволяет сделать вывод, что даже при наличии в обществе правового нигилизма (9% от числа опрошенных) молодежь готова к восприятию правовых знаний.

Причем следует отметить, что студенты, изучающие право, то есть получающие теоретические знания о праве не имеют ярко выраженных дефектов правосознания. В тоже время студенты 1 курса показывают достаточно высокий показатель правового нигилизма.

Большая часть респондентов склонна строить свое поведение в рамках закона, в том числе использовать правовые нормы для защиты нарушенных прав, что видно из предложенной диаграммы исследования (Приложение 2).

Теоретические знания о праве умение применять эти знания в жизненных ситуациях, прежде всего для защиты своих прав, позволяют преодолеть правовой нигилизм.

Проведенное исследование позволяет автору сделать следующие выводы. Современная российская молодежь осознает необходимость правового воспитания и правовой культуры. Дефекты правосознания, возможно, преодолеть посредствам правового воспитания, причем следует отметить, что первоначальные знания, о праве полученные в школе не достаточны для формирования правовой культуры и как следствие построения гражданского общества.

Автор считает необходимым в целях повышения правовой культуры студентов, прежде всего не юридических специальностей, вводить дополнительные занятия правовой направленности. Развитие правосознания и повышение правовой культуры возможно только через знания о праве.

Список литературы

1 Алексеев С.С., Архипов С.И. Теория государства и права – М.: Норма, 2005, 496с..

2 Борисов А.Б. Ботльшой юридический словарь. Второе издание, переработанное и дополненное. – М.: Книжный мир, 2012, 848 с.

3 Матузов и Малько Теория государства и права: Учебник – 2 – е изд., переработан и дополнен - М.: Юристь 2005, 512 с.

4 Теория государства и права: Учебное пособие для вузов; под ред. Смирнова Л.В. - М.: Книжный мир, 1995.

Приложение № 1.

Анкета на тему: «Выявление уровня правосознания и правовой культуры студенческой молодежи»



  1. Как Вы поступите, если в магазине Вы купили не качественный продукт?

А) Вернетесь в магазин и будете отстаивать свои права с позиции закона

Б) Решите, что ничего страшного и такой продукт подойдет, выброшу и забуду

В) Вернетесь в магазин и будете ругаться с продавцом


  1. Как Вы поступили, если Вам и вашим товарищам нужно перейти дорогу, а ближайший пешеходный переход находится от Вас в 300 метрах?

А) Перейдете не по пешеходному переходу, даже если ваши друзья не станут нарушать правила

Б) Постараетесь убедить своих товарищей и перейдете по пешеходному переходу, чтобы не нарушать правила

В) Решите какая разница, где переходить, ведь сотрудников полиции рядом нет


  1. Как Вы поступите, если при поездки в автобусе кондуктор не заметив, что Вы только зашли, не попросил у Вас оплату за проезд?

А) Сделаете вид, что уже оплатили

Б) Решите, что раз кондуктор не подошел это его проблемы

В) Позовете кондуктора и оплатите проезд


  1. Оцените свой уровень знания основ законодательства РФ

А) Низкий уровень (знаю о наличии норм права, но не имею стремления знакомиться с ними);

Б) Средний уровень (знаю нормы права, но не умею их применять);

В) Высокий уровень (знаю основы законодательства, умею применять их в жизни);


  1. Элементарные знания о праве, о законе вы получили?

А) в школе;

Б) в колледже;

В) самостоятельно, имея стремление познавать данную сферу общественных отношений.


  1. Знакомы ли Вы с понятием правовой культуры?

А) Да

Б) Нет


В) Нет, и не хочу знать, что это

  1. Насколько вы считаете необходимым регулирование жизни нормами права и знание закона

А) считаю, что это необходимо для создания комфортных и взаимоуважительных отношений в обществе

Б) считаю, что это не влияет на жизнь человека



В) считаю, что это только мешает, и без соблюдения правил жить проще

Приложение 2.

Результаты исследования.




Когда вам уже тридцать пять, с музыкой начинает твориться что-то неладное. Стив Рейс
ещё >>