Проблема рабства в США - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок по Новой истории в 8 классе по теме: США в XIX веке: модернизация... 1 87.79kb.
Авраам Линкольн 16 президент США родился в 1809г. Являлся одним из... 1 64.24kb.
Сергей Алексеев Родина Богов Арвары – 1 11 2752.3kb.
Опарин и история Церкви. Ошибка или подлог? В своей работе «История... 1 57.25kb.
Проблема символики дома в литературе США 1 288.83kb.
Книга Неемии одна из книг, которая описывает время после рабства 6 631.53kb.
Измерение поляризации протонных пучков высоких энергий 1 28.42kb.
Сша вариант I с какими из перечисленных стран США имеют сухопутную... 1 42.67kb.
Европейские художественные традиции и творчество Д. Лондона 1 267.64kb.
Fao: мировые цены на продовольствие вырастут из-за озимых Мировые... 1 10.34kb.
Магистратура и стажировка в США 1 16.89kb.
Музыка и слова Стаса Притчина 1 10.54kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Проблема рабства в США - страница №1/1




Проблема рабства в США

Министерство образования Российской Федерации Пермский государственный педагогический университет Кафедра всеобщей истории Проблема рабства в США Курсовая работа студентки 3 курса заочного отделения / интенсив исторического факультета Уразовой Е.В. Научный руководитель к.и.н., доцент Рычкова Н.М. Пермь 2004 Содержание Введение Глава 1. Предпосылки и причины развития рабства в США. Глава 2. Виды рабства. 2.1. Попытки порабощения коренного населения. 2.2. Белое рабство. 2.3. Чёрное рабство. Глава 3. Религиозный, научный, литературный и политический аспектрабовладельческой идеологии Юга. Глава 4. Отмена рабства. Заключение. Список источников литературы.Введение Рабство в той или иной форме и в то или в иное время существовало вовсех частях света. Ни одной расе не удалось избежать этой жуткой формыобщественного развития.1 Рабство и по сей день является обычной практикой. Рабство – одна изформ зависимости одного человека от другого, которая в антропологииназывается rights-in-persons. Такие отношения возможны при самых различныхобщественных укладах в любой стране и в любую историческую эпоху. Их спектрочень широк: на одном его конце - обязательства перед родными, супругами идетьми, где-то посередине - отношения между начальником и подчиненным и,наконец, на другом - право распоряжаться людьми как товаром-продавать,покупать и обменивать их. Соединённые Штаты с самого начала возникли как рабовладельческоегосударство. Рабство было неотъемлемой частью американского образа жизни. 2 Американское рабовладение не было неким подобием античного рабства.Оно формировалось в недрах капитализма и отразило особенность егостановления в аграрной экономике Северной Америки: американские плантаторыпо причине крайней узости рынка наёмного труда вынуждены были прибегнуть ктруду чёрных рабов. Но, использование рабского труда не прошло бесследнодля плантаторской буржуазии, превратившейся в особый класс, в которомстранно и в то же время закономерно переплелись черты типичных капиталистови рабовладельцев. 3 Первое в западном полушарии независимое государство, Соединенные ШтатыАмерики, образовалось в результате революционной войны североамериканскихколоний Англии за независимость 1775-1783гг. Но, несмотря напровозглашённые лозунги о том, что «все люди рождаются равными», перваяамериканская революция, война за независимость 1775-1783гг., оставила внеприкосновенности рабство негров в южных штатах. Не привела к радикальномурешению негритянской проблемы и вторая американская революция – гражданскаявойна 1861-1865гг.4 Проблема рабства в США – это сложнейший комплекс социально-экономических, общественно-политических, гражданско-правовых, расовыхвопросов, корни которых уходят в глубь американской истории. Как заметил Ф.Дуглас: « Рабство – это давно существующий, пустивший глубокие корни вэкономическую, политическую, культурную жизнь страны институт, оказавший иоказывающий большое влияние на всю историю США». Настоящая работа представляет собой попытку комплексного анализаосновных моментов проблемы рабства в США. В свете поставленной целинеобходимо решить следующие исследовательские задачи: - раскрыть причины развития рабства в США; - выявить формы и виды порабощения; - дать анализ теории рабства в США; - изучить истоки расизма; - проанализировать совокупность причин, обусловивших сохранение рабства на Юге США; - проследить пути решения проблемы рабства. _______________________________________________________________________ 1. Лайтфут К. Права человека по-американски. – М., 1981.- с.102 2. История США ред. Севосьянов М.1983 –с. 425 3. Согрин В.В. Политическая история США М. 2001 –с. 132 4. Чёрные американцы в истории США ред. Иванов Р.Ф. М. 1986 –с. 3 Проблема рабства в Северной Америке стала интересовать историков ужесо второй половины XIXвека. Именно в это время выходит в свет книга Дж. К.Ингрэм «История рабства с древнейших до новых времен»5, одна из главкоторой посвящена этой теме. Характерно нейтральное отношение автора кданной проблеме. Однако существовали и противоположные взгляды на этот вопрос. Какоднажды заметил Уинстон Черчилль, назовите мне проблему, и я предоставлю поней две диаметрально противоположные точки зрения. Любую проблему можнотрактовать по-разному, что и происходило, происходит и, будет происходить. У. Филлипс издал два тома «Истории в документах», содержащих материалыместных архивов, архивов плантаций, прессы рабовладельческого Юга, анесколькими годами позже – книгу «Жизнь и труд на Старом Юге»6. Авторкрайне положительно оценивает рабовладельческую систему Юга, она видитсяему как «патриархальная идиллия». Таких же взглядов на рабство придерживаются и некоторые другиеисторики: У.Е. Додд в книге «Королевство хлопка», К. Итон в «Развитиицивилизации на Юге. 1790-1860», А. Конрад и Дж. Мейер в совместной работе«Экономика рабства», Ю. Дженовезе в сочинении «Политическая экономиярабства». 7 Параллельно развивается и другая точка зрения: рабство рассматриваетсякак крайне негативный аспект в истории американского общества. К историкамэтого толка относятся работы Г. Аптекера 8, Р. Вивера 9, И. Бёрлини 10 ,П. Колчина 11. В своих работах эти авторы обращаются к истории афро-американского народа в Северной Америке, используют большое количествофактического материала. Питер Колчин в своем исследовании отчастизатрагивает и теории апологетов рабовладения.Тема рабства в Северной Америке стала довольно популярна в последниедесятилетия. В Интернете появилось довольно большое количество сайтов поэтой теме. 12 В России история США принадлежала к одной из наиболеефальсифицированных тем в советской литературе. На протяжении десятилетийнаши американисты создавали образ врага. 13 Круг тем был крайне ограничени, как правило, навязываем сверху. Российские авторы рассматривалиугнетение афро-американцев, начиная с колониального периода и досовременности. В книгах этих историков много информации о жизненныхусловиях негров, поданной в публицистическом стиле.5. Ингрэм Дж. К. «История рабства с древнейших до новых времён» пер. с англ. З. Журавской С-Пб. 18966. Косарев Б.М. Некоторые вопросы экономического развития США первойполовины XIXвека // Основные проблемы истории США в американскойисториографии. – М., 1971. – С. 217 - 2317. Подробнее см. Историческая наука в США во второй половине XX века. Оттеории "консенсуса" к "новой исторической науке"//8. Аптекер Г. История афро-американцев М.19759. WeaverRobertC. TheNegro as anAmerican//10. Berlin Ira Many Thousands Gone. The First Two Centuries of Slavery inNorth America// The Belknap Press of Harvard University Press. Cambridge,Massachusetts, London, England , 1988 – 497 p.11. Kolchin Peter American slavery. - New York: Penguin Books, 1995 - 304p.12. Ричард Барбрук, Энди Камерон Калифорнийская идеология/ ПеревелМ.Немцов//;WeaverRobertC. TheNegro as anAmerican//http://historicaltextarchive.com/sections.php?op=viewarticle&artid=36;American Abolitionism, from1787 to1861. а Compendium ofHistoricalFact,EmbracingLegislation inCongress and Agitation Without. ByF. G. De Fontain./New York:D. Appleton& CO. 1861// ; The HartfordBlack History Project// ;African American//13. Болховитинов Н.Н. Новый взгляд на историю США // Американскийежегодник, 1992. – М.: «Наука», 1993. – С. 7-15 Но большее внимание советские исследователи уделяли борьбе рабов засвободу. Здесь следует отметить работы М.Н. Захаровой14, Р.Ф. Иванова15,Д.О. Заславского16, П.Б. Уманского17. Эти авторы рассматривают в своихработах тему рабства, иллюстрируя приводимые ими факты жестокости поотношению к афро-американцам. С 80-х годов в отечественной американистике начинают разрабатыватьновые темы. К. Лайтфут выпускает книгу «Права человека по-американски»18,одним из аспектов которой является рассмотрение положения цветногонаселения Северной Америки.А.А. Кислова обращается к религиозной истории США. В своей книге «Религия ицерковь в общественно-политической жизни США»19 она затрагивает такуюпроблему, как влияние церкви на формирование идеологии рабовладельческогообщества.В книге «Американская нация: национальное самосознание и культура» К.С.Гаджиев рассматривает влияние рабства на менталитет американцев.20И.М. Супоницкая в книге «Анатомия американского Юга: свобода и рабство»подходит к этому вопросу с экономических позиций. Она исследует проблемурабства и взаимоотношений «хозяин - раб» с точки зрения экономическойцелесообразности.21В.В. Согрин издает ряд работ22, посвященных теме апологии расизма на ЮгеСША. В своих исследованиях он дает довольно обширный обзор автороврабовладельческих теорий первой половины XIXвека, привлекает большоеколичество цитат из различных источников.В.М. Кричевский23, в отличие от В.В. Согрина, подходит к этому вопросу скритической точки зрения. Он как бы вступает в полемику с авторамирабовладельческих концепций и пытается опровергнуть приводимые имидоказательства и факты. Таким образом, тема «Проблема рабства в США» великий историческийспор, не решённый до конца в современной Америке. А, следовательно, передамериканистами открываются широкие возможности в изучении данного аспектаистории Соединенных Штатов Америки. Данное исследование, базирующиеся на опубликованных документальныхисточниках, мемуарах и литературе для широкого круга читателей может бытьдостаточно актуально, тем более что отечественные авторы, издавшие своиработы до 1990 года, как я считаю, были в значительной мере подверженывлиянию идеологических рамок и не могли в достаточной степени непредвзятохарактеризовать политику страны из противоположного «лагеря». Данная работа не претендует на абсолютную объективность, но она можетбыть достаточна интересна, тем более что в современном обществе в настоящеевремя происходит пересмотр прежних позиций, идеологий, ценностей.___________________________________________________________________________14. Захарова М.Н. Народное движение в США против рабства. – М., 1958. –320с.15. Иванов Р.Ф. Черные пасынки Америки. – М., 1965. – 192с.; Борьба негров за землю и свободу на Юге США. – М., 1958. – 322 с.;16. Заславский Д.О. Очерки истории североамериканских штатов XVIII – XIXвв. – М., 1931. – 192с.17. Уманский П.Б. Из истории борьбы негров США за свободу./ ИздательствоКазанского университета, 1963. – 240с.18. Лайтфут К. Права человека по-американски. – М., 1981.- 278с.19. Кислова А.А. Религия и церковь в общественно-политической жизни США. –М.,1989. – 242с.20. Гаджиев К.С. Американская нация: национальное самосознание и культура.– М., 1990. – 240с.21. Супоницкая И.М. Анатомия американского Юга: свобода и рабство. – М.,1998. – 218с.22. Согрин В.В. Идеология в американской истории от отцов-основателей доконца XX века. – М.: Наука, 1995.; Мир американских рабовладельцев.//Новая и новейшая история. – 1987. - № 5. – С. 67 - 8123. Кричевский В.М. Идейно-политическая борьба в США по вопросамрабовладения: критика основных концепций плантаторов-рабовладельцев. – Л.,1982 Глава 1Предпосылки и причины развития рабства в США Соединенные Штаты на протяжении 170 лет (1607-1776гг.) своей раннейистории находились в колониальной зависимости от Англии. Освоение Нового Света являлось делом частных лиц и групп, получавшихсоответствующее разрешения от монарха Англии. Различия в социальном обликеэтих групп и лиц предопределили различие тенденций колонизации. Среди тех,кто осваивал Америку, выделились три главные группы: акционерные компаниибуржуазного типа, устремлявшиеся за океан в поисках рынков, прибылей,источников сырья; протестанты, надеявшиеся воплотить на новой родине своирелигиозные и этические принципы; аристократы, помышлявшие об обширныхфеодальных владениях. Стартовые возможности трёх групп были более или менееравными. 1 Наибольшее распространение в Северной Америке в XVII в. получили такназываемые собственнические колонии, создававшиеся английскимиаристократами на основе феодальных дарений Стюартов. 2 Америка обладала бескрайними земельными пространствами, и с самогоначала английской колонизации существовали реальные условия для развитиясельского хозяйства по свободно предпринимательскому пути. Земли НовогоСвета, в особенности на Юге и в средней полосе, были плодородными, а климатблагоприятным. 3 Появление африканских негров в британских колониях Северной Америкиобусловливалось необходимостью разрешения остро вставшей перед первымипоселенцами проблемы рабочей силы. Возможность приобретения в собственностьземельных участков и превращения колонистов в мелких землевладельцевпривела к тому, что в условиях колонизации Северной Америки установиласьабсолютная зависимость работника от работодателя «посредствомпринудительных мер», учреждения прямого рабства как единственной,естественной основы колониального богатства. 4 «Цветное» рабство в североамериканских колониях Великобританиивозникло вместе с первыми поселениями на далёком континенте. Не сразусинонимом слова «раб» стал чёрный, доставленный из Африки на судахрабовладельцев. Цвет кожи не имел особого значения, ибо до введениянегритянского рабовладения колониальные власти и самостоятельные колонистышироко практиковали рабский труд краснокожих индейцев и белых. «Пуритане и роялисты в равной мере не стеснялись порабощать себеподобных, будь они белой или какой –либо другой расы». 5 Колонии быстро набирали силу, стремясь к экономической и политическойсамостоятельности, метрополия же продолжала видеть в них только источникисырья и огромных доходов. В середине XVIII в. в Северной Америкенасчитывалось 13 не зависимых друг от друга штатов (губерний),подразделявшихся на более мелкие административные единицы. Населениеколоний превышало 1,5млн. чел. Колониями управляли губернаторы, назначаемыеанглийским королём. Британское правительство мало заботилось о нуждеколонистов в далёкой Америке и не представляло им никаких прав. ___________________________________________________________________ 1. Согрин В.В. Политическая история США - с.8 2. Там же с.13 3. История США в 4т. ред. Севостьянов – с. 84 4. Маркс к., Энгельс Ф., т23 с.655 5. Чёрные американцы в истории США в 2т. ред. Иванов Р.Ф. – с.23 Своекорыстная политика британского правительства, попытки насадитькрупное землевладение, ограничить свободу предпринимательства, произволгубернаторов и королевских чиновников, насильственное размещение вамериканских колониях возрастающих контингентов английских войск, налоги.Всё это вызывало резкое недовольство английских поселенцев. Напряжённость вотношениях между английскими властями вылилась в вооружённоестолкновение. Так началась война северо-американских колоний занезависимость. Её называют первой буржуазной американской революцией. Онаосвободила американцев от власти короля и английской аристократии,установила республиканский строй, открывший простор для буржуазногопрогресса и частной инициативы.6 Активное участие народных масс, в том числе и негритянских явилосьрешающим условием, обеспечившим победу первой американской буржуазнойреволюции.7 4 июля 1776г. Конгресс принял деклорацию независимости. Этимдокументом восставшие колонии провозглашали себя свободными и независимымигосударствами, объединившимися в Соединенные Штаты Америки. Декларациястала первым документом, в котором обосновывались права и принципыдемократического правления. Главным из них объявлялась политическая власть,исходящая от народа и призванная защищать интересы всех граждан. Автор Декларации Томас Джефферсон внёс в проект пункт,предусматривающий уничтожение рабства, но богатые плантаторы и арендаторы,представленные большинством в Конгрессе, добились исключения его изокончательного текста Декларации. 8 Таким образом, в молодом, свободном государстве, ещё только чтоотстаивающем свою независимость, сохранялось рабство. Основы общественного и государственного устройства в США были заложеныв ходе войны за независимость и закреплены впоследствии в Конституции,принятой в 1787г. Конституция провозглашала Соединенные Штаты федеральнымгосударством, республикой, в которой высшая законодательная властьпринадлежала Конгрессу, а высшая исполнительная власть – президенту. Каждыйштат был признан вполне самостоятельным государством, обладающим в пределахсвоей территории полнотой законодательной, судебной и исполнительной властии управляющимся своим выборными представителями. И в частном, и в союзномустройстве штатов строго был проведён принцип разделения властей. 9 «Принятая в 1787г. Конституция узаконивала рабство и укрепляла егоэкономические и политические позиции во вновь образованном государстве –Соединенные Штаты Америки». 10 В дальнейшем, на основании Конституции, законодательные органы страныи отдельных штатов приняли сотни актов, укрепивших в США институт рабства.11 В годы первой Американской революции рабство было запрещено на севереСША. Американские демократы, впрочем, как и многие умеренные основателиСША, уповали на достаточно скорую смерть рабства и в южных штатах, возлагаяособые надежды на фундаментальную естетсвенную причину – методичнонараставшую убыточность рабовладения. Однако экономические перипетии рубежаXVIII –XIX вв. нанесли по их надеждам сокрушительный удар. 6. Всемирная история ред. Поляк Г.Б. М. 2000. – с. 280 7. Уманский П.Б. Из истории борьбы негров США за свободу.- с.5 8. Всемирная история ред. Поляк Г.Б. – с.281 9. Там же с.284 10. Маркс К., Энгельс Ф. соч. т12 ч.1 - с.188 11 Уманский П.Б. Из истории борьбы негров США за свободу – с.9 Стремительное развитие промышленного переворота в Англии,происходившего в первую очередь в лёгкой промышленности, вызвалобеспрецедентный спрос на хлопок-сырец. Изобретение в США в конце XVIII в.хлопкоочистительной машины резко повысило производительность ирентабельность плантационной рабовладельческой системы. В первой четверти XIX в. вследствие бурного развития ткацких фабрик всамих США плантационное рабство получило ещё один стимул для своего роста.Хлопок потеснил на рабовладельческих плантациях все другие культуры и былпоименован ни много ни мало «королём». Об отмирании, а тем более ликвидации«короля-хлопка», а следовательно, плантационного рабства, в таких условияхне могло быть и речи. 12 Эксплуатация рабов становилась всё более изощрённой, а плантаторыобрастали замашками и манерами крепостников. К некапиталистическим формамэксплуатации рабочей силы на Юге необходимо прежде всего отнестиспециализацию ряда штатов на «разведении» рабов для последующей продажи исаму работорговлю. «Разведение» чернокожих рабов в южных штатах дляпоследующей продажи приобрело особенно широкий размах, превратившись внастоящую индустрию, после прекращения с 1808г., как это предусматривалосьфедеральной Конституцией, ввоза рабов в США извне. Правительство США неосмеливалось посягнуть на невольничьи рынки в самих южных штатах, болеетого, работорговля стала одной из престижных профессий по той причине, чтоприносила больше прибыли, нежели производство и экспорт хлопка. 13 В отношении рабства на Юге допускались только апологетическиевысказывания. Была выпестована целая плеяда влиятельных защитников рабства,взгляды которых широко распространялись не только на Юге, но и на СевереСША. В 1830-1840-х гг. наибольшей известностью среди идеологов рабствапользовался Д. Кэлхун. Рабовладение, доказывал Кэлхун, являетсяпервоосновой экономического развития и благополучия Юга, его социальныхотношений и политической организации: отмени его, и тут же случитсяапокалипсис, рухнет целый мир. Поэтому выступления в пользу рабствабезрассудны: плохое оно или хорошее, рабовладение должно быть сохранено. 14 Таким образом, в США сложилась особая ситуация: рабство существовало встране, которая развивалась по капиталистическому пути, не испытываяпережитков феодализма, - в стране, где торжественно провозглашались лозунгисвободы, человеческого достоинства и неотчуждаемых прав гражданина. Поэтомурабство здесь возникло в такой форме, которой прежде история не знала. ______________________________________________________________________ 12. Согрин В.В. Политическая история США – с.132 13. там же – с.134 14. там же – с. 134 ГЛАВА 2. Виды рабства Американское рабовладение не было неким подобием античного рабства.Оно формировалось в недрах капитализма и отразило особенность егостановления в аграрной экономике Северной Америки: американские плантаторыпо причине крайней узости рынка наёмного труда вынуждены были прибегнуть ктруду чёрных рабов. Но, использование рабского труда не прошло бесследнодля плантаторской буржуазии, превратившейся в особый класс, в которомстранно и в то же время закономерно переплелись черты типичных капиталистови рабовладельцев. «Цветное» рабство в североамериканских колониях Великобританиивозникло вместе с первыми поселениями на далёком континенте. Не сразусинонимом слова «раб» стал чёрный, доставленный из Африки на судахрабовладельцев. Цвет кожи не имел особого значения, ибо до введениянегритянского рабовладения колониальные власти и самостоятельные колонистышироко практиковали рабский труд краснокожих индейцев и белых. 2.1 Попытки порабощения коренного населения Для пополнения рабов из числа местного населения колониальные властипользовались различными источниками, наиболее распространёнными из которыхбыла продажа взятых в плен во время истребительных войн коренных жителейАмерики, их похищение. Практиковались так же кража детей, покупка индейцев,взятых в плен другими племенами. Колонисты не только захватывали земли, оттесняя индейцев во внутренниерайоны континента, но и пытались использовать коренное население в качестверабов. Частые войны сопровождались продажей пленников-индейцев в рабствоколонистам. В результате нападения в 1637г. отряда капитана Стоутона на племяпекотов было взято в плен 30 индейцев. Часть из них была превращена в рабови оставлена в Массачусетсе, а других продали в рабство на Бермудскиеострова. Пленных индейцев, особенно мужчин, часто продавали в рабство вВиргинию, Вест-Индию, их пробовали поставлять даже на рабский рынок вАлжир. В 70-х годах ХVII в. из одного только Плимута было отправлено накораблях около 500 пленников. В некоторых колониях рабы-индейцы состовлялизначительный процент населения, ( по сообщению губернатора Южной Каролины,в 1708г. в этой колонии на 3960 свободных белых колонистов приходилось 1400рабов из коренного населения) что ускорило юридическое закрепление рабстваколониальными законодательными собраниями. Такая система была узаконена вМассачусетсе в 1641г. В Коннетикуте рабство индейцев было закрепленоюридически в 1646г., в Виргинии в 1660г., в Род-Айленде – в 1675г.1 Более смертоносным, оказались для индейцев болезни, которые занеслипришельцы и против которых индейцы не выработали никакого иммунитета.2 Хотя рабский труд индейцев сыграл определённую роль в экономикеанглийских колоний ( особенно в первые десятилетия их существования) однакополностью удовлетворить спрос на рабочие руки он не мог. К тому жеколонисты вскоре вынуждены____________________________________________________________________________ 1. Чёрные американцы в истории США ред Иванов Р.Ф. с.23 2. Аптекер Г. Колониальная эра М. 1961 – с.34были убедиться, что на местных жителей как на рабочую силу особенно нельзярссчитывать. Попытки колонизаторов эффективно использовать индейцев вкачестве рабов были бесперспективны. Основная причина этого заключалась внежелании индейцев работать на своих поработителей. Коренное население нехотело мириться с участью рабов, которую им уготовили пришельцы, оказываявооружённое сопротивление, нагоняя своими набегами страх на рабовладельцев. Американский историк Ф. Фонер пишет по этому поводу: “В Америке былииндейцы, которых можно было захватить и продать в рабство, но к несчастью,индейцы имели обыкновение убегать к своим племенам и потом вместе со своимисоплеменниками наносить визит прежним хозяевам, снимая с них скальпы в знакпризнательности».3 Колонисты вынуждены были отказаться от такого «ненадёжного и опасного»источника рабочей силы. В начале ХVIII в. колониальные законодательныесобрания запретили ввозить индейцев-рабов. Не сумев использовать их какрабочую силу, европейцы переходят к поголовному истреблению коренногонаселения. В сообщении губернатора колонии Плимут Брэдфорда: “Страшно былоглядеть на это зрелище, видеть, как они жарятся в огне, а потоки кровигасят пламя; смрад и вонь стояли невыносимые. Но победа показаласьсладостным плодом этих жертвоприношений, и наши люди воздали за неёблагодарение богу”.4 “Индейцы научили европейцев, как жить в Новом Свете, а те отплатилиим, отобрав у них этот Свет”,- как образно заметил Герберт Аптекер. 5 Сопротивление индейцев заставило колонизаторов искать другие источникиразрешения проблемы рабочих рук 2.2 Белое рабство Особенностью развития английских колоний в Северной Америке являласьпопытка решения этой остро стоящей задачи путём введения института белогорабства, когда колониальные власти принялись за порабощение представителейбелой расы. В своём исследовании историк А.С. Самойло6 указывает на то, что двекатегории белых рабочих: закабалённые на определённый срок, так наываемыесервенты, и свободные ремесленники и батраки. Сервенты состовляли основнуюмассу белых работников. Существовало две формы закабаления – по контракту и долговоеобязательство. Как правило, контракт заключался в Англии. Подписавший еготерял свободу, а “покупатель” получал право распоряжаться им по своемуусмотрению. Такие подписчики назывались сервентами по обязательству.Долговое обязательство заключалось по прибытии в Америку, в английскиеколонии. Приезжие должны были найти себе хозяина, который согласился быоплатить капитану корабля или дельцу стоимость перевозки. За этопереселенцы обязаны были отработать её у оплатившего их проезд хозяина. Такую форму кабалы особенно практиковали судовладельцы. В обмен задорогу и питание пассажиры обязывались уплатить определённую сумму поприбытии. При неуплате владелец корабля продавал пассажиров-должников.После продажи имевшееся различие в положении кабального и долгового слугифактически стиралось. Как тот, так идругой становились собственностью купившего их владельца, имевшего правопродать своего белого раба, сдать в наём, завещать наследникам,переуступить на время в3. Фонер Ф. История рабочего движения в США от колониальных времён до 80-х гг. XIX в. М. 1949 - с.234. Чёрные американцы в истории США ред. Иванов Р.Ф. с. 255. Аптекер Г. Колониальная эра с.366. Самойло А.С. Английские колонии в Северной Америке в XVII в. М. 1963 пределах срока договора.7 Первое время в колониях широко применялся труд высланных изметрополии на различные сроки уголовных и политических преступников. Однакотруд ссыльных не решал проблемы. С возрастанием численности рабов иувеличением притока добровольных эмигрантов его значение стало заметнопадать. На протяжении XVII в. основными работниками были сервенты. Главнымобразом это были переселенцы из Великобритании, Ирландии, Шотландии,германских государств, обязывавшиеся за перевоз в Америку отработатьопределённое время, обычно от трёх до семи лет в качестве рабов на срок.8 В начале сервентами были мужчины. Но уже в 20-х годах XVIIв.Началась торговля белыми рабынями. “В 1620г. 60 молодых женщин из Англиибыли проданы саукциона по цене 120-160 фунтов табака (табак выступал своеобразнымстоимостным выражением раба), который продавался в то время по 3 шил. зафунт” 9 Практиковалась продажа в рабство и детей. “В 1619г. в Виргинию былопродано 100 детей. Плантаторы требовали ещё столько же детей в возрасте 12лет и выше” 10 Молодёжь и дети состовляли значительную часть кабальных и долговыхслуг, ввезёных в колонии, Стремление имущих слоёв населения колонийиспользовать труд молодых людей объяснялось тем, что сроки их службы былиболее продолжительными, их можно было дольше эксплуатировать, к тому жемаленькие рабы были более послушными. В колониальных газетах того времени обычными стали объявления опродаже кабальных слуг. Рыночная цена белого раба зависела от срока службы– кто дольше работал, чей срок договора был больше, тот и стоил дороже. Практиковалась торговля сервентами и в форме обмена. В Мэрилендемальчик-сервент был обменен на телёнка; взрослый мужчина – на лодку;женщина – на молодую лошадь, корову, телёнка и 700 фунтов табака. Имелисьслучаи обмена сервентов на земельные участки.11 Таким образом белому рабству были свойственны многие черты,характерные для рабства вообще. С ростом производства в городах,увеличением числа населения всё болеевозростал спрос на рабочую силу.Колонисты стали искать источники пополнениярабов в самих колониях. Разновидностью кабалы была система ученичества,обязывавшая детей и подростков служить до достижения совершеннолетия-легальное рабство. Ученичество для юношей длилось до 21 года, для девушекдо 16-18лет. Источником пополнения рабов в самих колониях являлось такжеприсуждение к принудительным работам лиц, уличённых в воровстве,преступников, несосотоятельных должников. В XVII в. белые рабы состовляли значительную часть населенияамериканской колонии Англии. В Виргинии в 70-х годах XVIIв. из 70-80тыс.населения на долю белых рабов приходилось около 15тыс. В Пенсильвании вконце XVII в. на каждые пять свободных жителей приходилось два белых раба.В течение первой половины XVIII в. в одну лишь Филадельфию за четыре годаприбыло 25тыс. белых слуг. 12___________________________________________________________________________7. Самойло А.С. Английские колонии в Северной Америке в XVII в. М. 1963 с.6- 78. Чёрные американцы в истории США ред. Иванов Р.Ф. с.279. Майере Г. История американских миллиардеров т.1 с.710. Бимба А. История американского рабочего класса с.13-1411. Чёрные американцы в истории США ред. Иванов Р.Ф. с. 2812. Там же с.29 Гражданское и уголовное законодательство того времени приравнивало ихк чёрным рабам и индейцам. Их можно было покупать и продавать с аукционов,наказывать плетьми, заставлять работать столько, сколько пожелает хозяин,Вступать в брак сервенты могли только с разрешения хозяев. За побегнаказывали продлением срока кабалы. В 1643г. в Виргинии был принят закон,предусматривавший удвоение срока работы для сервента за попытку к бегству.Если белый бежал вместе с чёрным, то при поимке он обязан был отработать иза себя и за чёрного все дни отсутствия, а также возместить издержки,которые хозяин потратил на его поиски и поимку. Бегство считалось уголовнымпреступлением и в других колониях. Были приняты меры против переманиваниясервентов другими хозяевами, против укрывательства, против оказания помощиво время побега, против вывоза сервентов за пределы колонии. В Виргинии по закону капитан корабля , вывезший белого раба изколонии, приговаривается к штрпфу в 50 ф.ст. За предоставление убежищабеглецу виновный обязан был возместить хозяину убытки, понесённые последнимв результате бегства сервента. В Мэриленде за укрывательство устанавливалсяштраф в размере 500 фунтов табака за первую ночь, 1000 фунтов – за вторую ипо1500 фунтов за каждую последующую ночь. Аналогичные законы принимались ив колониях Новой Англии. Газеты печатали сообщения о белых сервентах и о вознаграждении тому,кто задержит беглеца. На ужесточение кабалы сервенты отвечали восстаниями. Наиболее крупнымявилось движение в Виргинии в 70-годах XVII в., вождём которого сталНатаниэль Бэкон. Хотя восстания кабальных слуг кончались поражениями и кровавымирасправами колониальных властей, всё же борьба сервентов за свободуспособствовала тому, что законодательные собрания вынуждены были издаватьпостановления, в какой-то мере ограждавшие кабальных слуг от жестокогообращения со стороны их хозяев. Это делалось с целью показать прибывающимпоселенцам, что их права якобы гарантированы властями. Однако те довольнобыстро убеждались, что колониальные суды твёрдо стоят на стороне интересовимущих слоёв населения. По окончании срока кабальный слуга имел право на получение участка в50 акров. Однако, обретя свободу, сервент большей частью оказывался безсредств на обзаведение хозяйством и обработку своего участка. Поэтому, какправило, бывший сервнт вынужден был продавать своё право на земельный надели наниматься батраком к богатым колонистам. Такой рост сельскохозяйственныхрабочих, являясь следствием развития рабства, также отвечал процессупервоначального накопления капитала в Новом Свете. Вчерашние белые рабынанимались к плантаторам на должность надсмотрщиков за работой чёрных,разнорабочими в портах, агентами иностранных купцов по заготовке табака идругих колониальных товаров. Кабальная система обеспечила колонии на некоторое время необходимойрабочей силой, что явилось важным условием экономического развитиябританских колоний, особенно Виргинии, Мэриленда, Пенсильвании. В меньшейстепени это относилось к Новой Англии, где возникали отрасли производства,требовавшие квалифицированного свободного труда. Во второй половине XVII в. возникают и быстро развиваются британскиеколонии на Американском континенте: Нью-Джерси, Северная и Южная Каролина,Нью-Йорк. В них также ощущается острая нехватка рабочих рук. Уменьшениеиммиграционного потока из Европы, удорожание стоимости перевозки черезокеан приводили к повышению цен на законтрактованных работников. Осложнениебыло вызвано и тем, что у многих сервентов кончался срок службы поконтракту, а заменить их было делом нелёгким. 2.3.Чёрное рабство В поисках выхода из созавшегося положения колониальныепредприниматели обратили свои взоры к Африке. Вскоре они смогли убедиться, что африканцы в большей мере, чеминдейцы и белые рабы, удовлетворяют потребностям производства.Увеличившийся приток чёрных невольников в сравнении с уменьшившимся ввозомкабальных слуг привёл к снижению цен на чёрных рабов к концу XVIIв. Наденьги, за которые белый слуга поступал в кабалу на 10 лет, можно былокупить африканца на всю жизнь. В 1672г. белый, закабаленный сроком на пятьлет, оценивался в среднем в 10ф.ст.,в то время как чёрный приобретаемыйнавсегда, стоил 20-25ф.ст. 13 Африканцы были ввезены в Северную Америку в 1526г., когда натерритории современной Южной Каролины высадился испанец Лукас Васко деЭйлон и основал колонию, в которой стали проживать 500 испанцев и 100чёрных рабов. Первые рабы-африканцы появились в Виргинии в 1619г., однако системанегритянкого рабовладения сложилась не сразу. До конца XVIIв. потребность врабочей силе вполне восполнялась трудом белых кабальных слуг, и численностьчёрных в этот период была незначительной. В Виргинии в 1625г. имелось всего 23 африканца. К середине XVII в.уже насчитывалось 300 человек из 15300 жителей колонии, причём не все онибыли рабами. Первые афро-американцы вначале приравнивались кзаконтрактованным работникам. По истечении срока службы они становилисьсвободными и могли даже приобретать земельные участки. Большинствоафриканцев-сервентов находилось на Севере. В Бостоне к 1 октября 1708г. ихчислилось 400человек, а всего в Новой Англии к этому времени было около 550чёрных сервентов. Негритянское рабовладение развивалось до конца XVIIв.сравнительно медленно, это объясняется рядом обстоятельств: в колониях ещёне понимали, какой экономический эффект даёт применение труда африканцев;на протяжение всего XVIIв. торговля африканскими невольниками являласьмонопольным правом голландских, испанских, португальских купцов, которыеподдерживали высокие цены на свой “товар”.14 В 1713г. Великобритания вырвала у Испании право “асиенто” (право наввоз в испанские колонии невольников из Африки), английские, а вслед заними и колониальные купцы Новой Англии получили монопольное право наперевозку чёрных в Новый Свет. В начале рабы доставлялись в основном на британских судах купцамиБристоля, Ливерпуля, Лондона и других портов метрополии. Монопольное правона работоговлю с колониями находилось в руках Королевской Африканскойкомпании. Против этой монополии выступали как английские купцы, неявлявшиеся членами компании, так и торговцы, судовладельцы в колониях,требовавшие свободной торговли рабами. Плантаторы также жаловались на то,что компания продаёт по высоким ценам и нерегулярно поставляет рабов.Итогом этой борьбы явилась отмена в 1698г. монопольного права компании ипредоставление любому судну, плавающему под английским флагом, правасвободной торговли. С этого времени американские колонии Великобритании сталисамостоятельно заниматься работорговлей в широких масштабах. Это привело крезкому увеличению численности африканского населения в колониях, особенноюжных, где развившаяся плантационная экономика требовала постоянноймногочисленной,лишённой собственности рабочей армии. __________________________________________________________________13. Чёрные американцы в истории США ред Иванов Р.Ф. с.3014. Там же с.30-31 Такому требованию полностью отвечал рабский труд афро-американцев.К.Макс отмечал, что “возделываемые рабами культуры предметов южногоэкспорта – хлопок, табак, сахар и т.д. –являются доходными лишь в томслучае,если они производятся большими группами рабов в массовом масштабе ина обширных пространствах естественно плодородной почвы,требующей лишьпримитивного труда”.15 Отсутствие сельскохозяйственных машин и орудий приводили к тому, чтоих стали заменять чёрными рабами, которые в данном случае выступали каксредство производства. Работа на плантациях не требовала специальныхзнаний, навыков, умения, здесь необходима была только физическая силачеловека. Плантатора интересовали жилищные условия рабов, их питание лишь втой мере, в какой это отвечало сохранению их способности к труду. Развитие экономики приводили к дифференциации и среди рабов-африканцев. Самыми обездоленными являлись те из них, кто непосредственножил и работал на плантациях. В более привелегированном положении находиласьдомашняя прислуга. В выгодном положении оказывались и чёрные, овладевшиекакой-либо специальностью: плотника, кузнеца и др. Таких хозяева частосдавали внаём, что вызывало недовольство среди белых ремесленников инаёмных белых рабочих. Сдача чёрных внаём не означала ещё появлениянегритянских наёмных рабочих. Эти люди по-прежнему оставались рабами, у нихтолько менялся хозяин. Рабы в данном случае представляли не что иное, как“товар, который может переходить их рук одного собственника в рукидругого”. 16 Предприниматели часто прибегали к применению труда чёрных рабов,стараясь таким путём добиться возможности снижения заработной платы белымрабочим. Подобного рода “конкуренция” со стороны африканцев приводила ктому, что многие белые рабочие вынуждены были уходить в другие места,например в северные колонии. Это приводило к развитию расовой неприязнибелых по отношению к чёрным, Белым женщинам запрещалось выходить замуж заафро-американцев, а так называемые чёрные кодексы окончательно провелисоциальную грань между чёрными и белыми. Увеличение численности африканцев выдвинуло задачу выработки норм,регулирующих их правовое положение. До 60-х годов XVIIв. положение чёрныхрабов не было специально определено колониальным законодательством.Рабство, относящееся не только к ним, было узаконено в ряде колоний НовойАнглии и раньше: в Массачутсе – 1641г.; в Коннектикуте – в 1650г.; в Род-Айленде – в 1652г. В колониальной Новой Англии закон рассматривал чёрныхкак частную собственность.17 В 1661г. законодательное собрание Виргинии приняло первый вамериканских колониях акт, по которому африканцы признавались пожизненнымирабами. Таким образом было установлено различие между чёрными и белымисервентами. Затем был принят ещё ряд законов о рабах-африканцах и ихпотомстве. В 1680г. создаётся единый кодекс рабовладения в Виргинии, в неговошли отдельные законодательные постановления колонии о рабах. В последующие годы кодекс был заимствован соседними колониями. Эти“чёрные кодексы” превращали чёрных в вечную собственность плантаторов-рабовладельцев. Дети рабов принадлежали хозяину их матери. Кодексы вводилизапреты на занятие торговлей, им не разрешалось обучаться грамоте, безразрешения хозяина употреблять спиртные напитки, уходить с плантации,запрещали носить оружие, держать собак, нанимать лошадей, устраиватьсобрания, не имели права давать показания против белого, ___________________________________________________________________15. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т15, с.34416. Маркс К., Энгельс Ф., соч. т6, с.43317. Чёрные американцы в истории США ред Иванов Р.Ф. с. 34ездить группами более семи человек в отсутствии белого. За малейшуюпровинность их сурово наказывали. Если чёрный оказывал сопротивление, егоубивали. Раб, совершивший побег, считался вне закона, и любой белый могубить его без предупрждения. Хозяин, освободивший чёрного от рабства, былобязан оплатить его переезд в Африку. В кодексах подробнорегламентировались оперции по поимке и возврату беглых рабов их хозяевам.Во всех колониях были изданы кодексы о мерах наказания для негров иконтроля над ними. Законодательные собрания ставили рабов-африканцев в одинряд с “рабочим скотом, домашними животными…инвентарём, мебелью, посудой,книгами и так далее”.18 Рабовладелец рассматривал своих рабов как товар, имеющий определённуюценность. Рабство в северных колониях не могло прочно укорениться, так как этиколонии не были приспособлены к производству тех сельскохозяйственныхкультур, на которые в тот период имелся большой спрос на мировом рынке.Здесь значительное развитие получили промышленность и торговля, увеличилсяспрос на людей, владеющих различными специальностями. По этому поводу У.Фостер замечал: “Труд рабов не был нужен в промышленности и торговле.Капиталистический строй нуждался в другом виде рабства, а именно в наёмномрабстве: ему требовались “сободные” рабочие”.19 Рабский труд вытеснялся и на мелких фермах северных колоний. Здесьшире стал применяться труд в основном сезонных сельскохозяйственныхрабочих, батраков. Тем не менее во всех северных колониях имелись рабы-чернокожие, главным образом в виде домашней прислуги. В 1698г. на Севере насчитывалось 2170 африканцев, а к концуколониального периода около 50тыс. Использовались они нанеквалифицированной работе. К концу колониального периода в Новом Светенаряду со свободными рабочими появились свободные афро-американцы. Тем неменее они были ограничены в правах, не могли принимать участия в выборах,не имели права выступать в качестве свидетелей при судебном разбирательствеконфликтов между белыми, им не разрешалось жениться на белых женщинах. Запереход границы невольничьего штата, за женитьбу на рабыне свободный негрмог снова впасть в кабалу. Их часто похищали, а затем продавали в рабствона плантации. 20 Спрос на дешёвую рабочую силу вёл к усилению и распространениюторговли чёрными невольниками. В колониальных газетах тех лет частопоявлялись сообщения о работорговле. В “Бостонской газете” от 27 сентября1714 было помещено объявление о продаже одной африканки, пятерых мальчиков-чернокожих и негритянской девушки неким Джоном Ферри. Имелись случаи купли-продажи чёрных в кредит. Некий Джекоб Роиэл в “Бостонской газете” поместилобъявление о сдаче группы негритянских детей в кредит сроком на 3,6,9,12месяцев.21 Африканские народы издавно знали рабство, как форму общественныхотношений, существовавшую в различных африканских племенах. Когда одноплемя побеждало в войне другое, побеждённых заставляли работать напобедителей. Поставка чёрных невольников приняла широкие масштабы. Преступленияпротив обращённых в рабство чёрных начинались у берегов Западной Африки ипродолжались в течение всего перезда в Новый Свет.18. Фостер У. Негритянский народ в истории Америки с.5219. Фостер У. Негритянский народ в истории Америки с.4920. Чёрные американцы в истории США ред. Иванов Р.Ф. с. 3621. Там же с.37 “ Условия путешествия, продолжавшегося от нескольких недель до трёхмесяцев были ужасны. Рабов загоняли голыми на корабль и сковывыли цепямивместе, заставляя ложиться на голые доски межпалубного пространства. Рабовнабивали в трюмы столько, что они не могли там даже сидеть. В отравленнойиспарениями смрадной атмосфере загонов, где содержались рабы, многиеумирали от удушья: мужчинам и женщинам приходилось часами лежать всобственных испражнениях на полу, покрытым кровью и слизью, что вызывалонеимоверную рвоту. В таких условиях многие рабы сходили с ума, другиетеряли волю к жизни. Много рабов кончало с собой, бросаясь в воду,отказываясь от пищи и лекарств, предпочитая рабству смерть. Рабы не толькопереносили жестокие мучения во время многомесячного перезда черезАтлантику, но и тогда, когда корабли становились к причалу и ждали поканаберётся побольше рабов или прибыв в один из портов Америки, не находилипокупателей и плавали, пока не распродовали свой товар, чего бы это нестоило бы пленникам”.22 Основная причина нечеловеческих условий на этих кораблях заключалась встремлении работорговцев перевезти как можно больше рабов за один рейс,чтобы сделать его более прибыльным. «Такое варварское, но прибыльное предприятие, как торговля людьми,поддерживало систему рабовладения, при которой чернокожие мужчины, женщиныи дети были превращены в движимую собственность». 23 Жили рабы, как правило, в дощатых хижинах размером 16 на 18 футов, безокон, а часть и без дверей, иногда заменявшейся занавеской, с землянымполом, очагом для обогрева помещения и приготовления пищи, сбитыми из досоктабуретками, охапкой соломы вместо постели, на которой спало шесть, а то ибольше людей. Одежда состояла либо из грубого домотканого полотна, либо изткани «специально для негров» смеси их хлопка и конопли. Основное питаниерабов состовляли кукурузные лепёшки. Свинина, чёрная патока или селёдкаявлялись добавкой к кукурузе. Нормы потребления устанавливались взависимости от производительности труда занятых на плантации рабов – полнаянорма, три четверти или половина. Самая большая норма выдавалась тем, ктолучше работал. Счётные книги, которые вели надсмотрщики, другие первоисточникисвидетельствуют о том, что содержание взрослого раба в Южной Каролине в1795г. обходилось приблизительно 13 долларов в год. В 1835г., эта суммасоставила 35 долларов, но теперь в неё входили налоги, жалованьенадсмотрщикам, стоимость сельскохозяйственных орудий и прочие расходы.24 Трудовая неделя на плантациях Юга Соединенных Штатов состояла из шестирабочих дней, 12-13 часов осенью и зимой, 14-15 часов в остальное времягода. Иногда невольников использовали на сахарных плантациях и повоскресеньям, когда это считалось необходимым или когда они подвергалисьнаказанию. Физическая расправа, жестокое обращение с рабами в дополнение книщенскому существованию и тяжкому труду были характерным явлением длярабовладения в Соединённых Штатах. С. Невинс и Г. Коммаджер в своей книге «История США: от английскойколонии до мировой державы» описывают первоклассную хлопковую плантациюМиссисипи, где содержалось 135 невольников. 22. Лайтфут К. Права человека по-американски М. 1981 с.112 23. Чёрные американцы в истории США ред. Иванов Р.Ф. – с. 39 24. там же с. 97 «Они трудились от зари до темноты; воскресенье, а иногда и субботабыли днями отдыха. Летом рабам приходилось работать по 16 часов в сутки, содним лишь кратким обеденным перерывом, Их недельный паёк состоял из одногопека ( мера сыпучих – 1 пек = 9,09 литра) кукурузы на человека и четырёхфунтов свинины. К этому добавлялось то, что выращивали и разводили саминевольники: овощи, яйца, куры. Каждый год на Рождество им раздовали большоеколичество патоки, кофе, табака и ситца. Топливо для своих маленьких хижиннегры добывали в болотистом лесу, где по воскресеньям они могли такжерубить дрова для продажи и на вырученные деньги покупать различныенеобходимые мелочи. В полях между рядами невольников проходил погонщик-негр; он щёлкал хлыстом, изредка касавшимся спин рабов. Бегут рабы редко,так как знают, что почти наверняка будут пойманы. В случае бегстванадсмотрщик спускал с цепи собак ». Это была типичная плантация из разрядалучших. Были плантации, где с рабами обращались более жестоко.25 Рабство было мукой для мужчины, но для женщины оно было ещё страшнее,поскольку она угнеталась трижды – как рабыня, как чёрная и как женщина.Рабство, безусловно, всегда, означало тяжёлый труд, а для женщины оновлекло, как правило, ещё и сексуальную эксплуатацию. Сексуальные связи с африканками, помимо или вопреки воле последних,служили способом самоутверждения белых мужчин, подобно тому, какизносилование было типичным действием для армии завоевателей. Одна группамужчин доказывала своё превосходство над другой путём насильственногообладания женщинами. В местах большого скопления рабов при том, чтопроцент белых женщин бывал там невелик (Южная Каролина), любовные связимежду белыми мужчинами и негритянками были весьма распространённымявлением. 26 Когда в 1807г., при сохранении высокого спроса на рабочую силу,работорговле был положен конец, основным источником богатстварабовладельцев стало воспроизводство «породы». Началось принудительное«размножение» – рабовладельцы заставляли негритянок рожать максимальночасто, а иногда «спаривали» их с тем или иным рабом. 27 Юные рабыни, не были защищены от посягательств белых мужчин – семья немогла их от этого оградить. Бывшие рабы вспоминают, как, страдая отунижения и замирая от ужаса, они наблюдали акт изнасилования ( белыемужчины насиловали рабыню), и будучи не в силах его предотвратить.Большинство негритянок, а в страдную пору и прислуга работали в поле. Онисеяли, окучивали землю тяжёлыми, неудобными мотыгами, собирали урожай,находясь под палящим солнцем по 14ч. кряду. Сборщицы хлопка не выпускали изрук тяжёлых мешков, их дневная норма состовляла 150-200 фунтов; если она невыполняла, их жестоко пороли. женщины освобождались лишь от самого тяжёлоготруда; например корчевания, им не доверяли также сложного ремесла,требовавшего специальной подготовки. Беременные женщины прекращали работатьлишь за месяц до родов и возвращались в поле уже через месяц после. Повечерам и по воскресеньям женщины тратили последний остаток сил на домашнеехозяйство. 28 Таким образом система рабовладения – белого и выросшего на его основечёрного, негритянского – сыграла огромную роль в экономической историисевероамериканских колоний Англии. 25. Невинс С. Коммаджер Г. История США . От английской колонии домировой державы. С.209 26. Эванс С. Рождённая для свободы. История американских женщин М. 1993 - с.46 27. Там же с.97 28. Там же с.118 В соответствии с потребностями первоначального накопления и генезисакапитализма оказалось необходимым и целесообразным с экономической точкизрения воскрешение такого архаического института, каким явилось рабство. Распространение рабства привело к резкому разрыву в области экономикимежду северными и южными штатами. Рабство служило одним из источниковобогащения и усиления политической роли крупных плантаторов-рабовладельцев. Накануне гражданской войны 92% чёрных проживали на Юге,89% были рабами. Плантационное рабство в Соединённых Штатах былокоммерческим, доходным предприятием. Рабы производили товар для продажи намировом рынке, что приносило огромную прибыль предпринимателям-рабовладельцам.Глава 3. Религиозный, научный, литературный и политический аспект рабовладельческойидеологии Юга. На протяжении двух с половиной веков американской историикапиталистическое развитие северной Америки сочеталось с сохранениемрабства негров.Порабощение именно этой расы не было случайным. Белые для своей защитымогли прибегнуть к самым различным мерам, вплоть до обращения к своемуправительству в Европе, они могли в случае недовольства своей участьюбежать и легко смешаться с толпой. Бежать из кабалы и рабства без особоготруда могли и индейцы, отлично знавшие местность. Помимо этого, индейцы неотличались выносливостью и были подвержены различным заболеваниям. Иначеобстояло дело с неграми: за них никто не мог вступиться, а в случае побегаих без труда можно было заметить в толпе, они отличались завидным здоровьеми выносливостью, наконец, они были довольно дешевы. После того, каквыявилась экономическая непригодность белых колонистов и индейцев ктяжелому физическому труду на плантациях Юга и, напротив, стали очевиднымите оптимальные удобства, которые давало использование на тяжелых работахнегров, произошло законодательное оформление черного рабства. Именно на Юге США рабство, возродившись, тесно переплелось с расизмом.С течением времени расизм все более укоренялся в мировоззрении плантаторови стал не просто компонентом, но первоосновой рабовладельческогомировоззрения.Даже такой известный демократ как Томас Джефферсон полагал, что черные людине могут быть членами локкианского социального контракта, связывавшеговместе участников американской республики: "Права человека..., теоретическии идеально будучи правом каждого человеческого существа от рождения, напрактике применялись в Соединенных Штатах только к белым: черные рабыисключались из рассмотрения, поскольку при допущении, что они тоже являютсячеловеческими существами, они были еще и собственностью, и там, где правачеловека вступали в конфликт с правами собственности, собственностьпреобладала." 1 На идеологию рабовладельческого Юга нельзя смотреть как на анахронизм,не заслуживающий сегодня особого внимания. Выдвинутые его политиками иидеологами аргументы стали символом веры для миллионов американцев, не безуспеха распространились не только в южных, но и в северных штатах и так илииначе, пусть и в качестве пережитков, сохранились в обыденном сознании неодного поколения белых американцев даже после уничтожения рабства. Сама этаидеология не была чем-то откровенно примитивным: она появилась в стране, вкоторой на протяжении длительного периода распространялись самые передовыепо тем временам идеалы, и ее творцы искусно приспособили к ним расистскиеидеи. В первой половине XIX века развитие теоретических обоснований расизмана Юге США достигло своего апогея. Именно в это время были созданы основныеконцепции, которые легли в основу расовой дискриминации всего «небелого»населения Соединенных Штатов в последующие периоды. _____________________________________________________________________ 1. Диксон Г. Борьба рас в Америке С-Пб. – с. 380 Одним из самых известных апологетов рабовладения стал Джон КэдвеллКэлхун. Он был незаурядным теоретиком расистской идеологии. Его идеи леглив основу большинства теорий оправдания порабощения негроидной расы вАмерике. Кэлхун разработал теорию, которая не просто защищаларабовладельческий строй, а давала южанам возможность гордиться им. Этотидеолог сравнил политические системы Севера и Юга, доказав экономическое исоциальное превосходство последней. Со второй половины 30-х гг. XIXв. Кэлхун утверждает, что рабство -первооснова южного общества, оно является истинным благодеянием как длярабовладельцев, так и для самих рабов. Он клеймил аболиционистов,совершенно извративших, по его словам, картину жизни рабов. Только рабство,доказывал он, превратило чёрных варваров в человеческие существа: сравнитеамериканских негров с африканскими и вы увидите, что первые неизмеримопревосходят вторых морально, и интеллктуально, и физически. А причиной томуявляется патриархальный характер американского рабовладения, при которомбелые хозяева и чёрные рабы составляют единую большую семью. При этом белаяраса выполняет роль мудрых отцов и учителей, поднимающих своих чёрных детейи учеников до цивилизованного уровня. 2 У Кэлхуна появилось множество единомышленников и подражателей -политики, профессора, законодатели, адвокаты, писатели. Благодаря имрабовладельческое мировоззрение и пропаганда пополнялись новыми идеями иаргументами, которые распространялись в сотнях периодических изданий икниг.3.1 Теории различного происхождения рас В исследованиях советских и российских ученых говорится, что защитникирабства обосновывали неполноценность негроидной расы божественнымпредопределением. Данная концепция зародилась еще в XVII веке, однако,оставалась актуальной и во время Ку-клукс-клана.3 Святые отцы проповедовали необходимость для рабов нести свой крест ибезропотно повиноваться хозяевам. В колониальный период появляютсяразличные варианты теории так называемого божественного предопределениярабства негров. Извращая текст Библии, расисты утверждали, что негры –прямые потомки Хама, Каина и прочих отрицательных персонажей Священногописания. В своей фантазии они доходили до того, что объявляли негром дажезмея искусителя. 4 К числу наиболее ранних и упорных мифов принадлежит миф о «проклятииХама». Согласно ему, подчиненное положение афро-американского народа исистема сегрегации отвечают божьей воле, нашедшей свое выражение в Библии.Фактически в ряду обоснований угнетения негров это не первый миф: посколькусамо угнетение началось с работорговли и обращения негров в рабство ипоскольку в результате этого африканец становится предметом собственности,самое раннее обоснование этого прибыльного промысла заключалось в отрицаниисуществования у негров человеческих качеств.5 Коль скоро негр попал в собственность наравне с лошадью или коровой,было бы великолепно, если бы его можно было бы считать созданием, неотличающимся сколь либо существенным образом от этих животных._____________________________________________________________________________ 2. Согрин В.В. Политическая история США – с.134 3. Петровский В.Э. Суд Линча: очерки истории терроризма и нетерпимостив США. – М., 1967. – С. 12-13 4. Иванов Р.Ф. Черные пасынки Америки. – М., 1978. – С. 23 5. Слезкин Л.Ю. Легенда, утопия, быль в ранней американской истории.– М., 1981. – С. 54 Служители культа, особенно на Юге, в проповедях убеждали прихожан, ибелых, и цветных, что над негром тяготеет божественное проклятие. Сам цветкожи негра, по их мнению, свидетельствует о том, что если негр и человек,то человек второго сорта, созданный для повиновения белому человеку. Доходило до курьезов. Стремясь обратить в христианство большееколичество негров, церковники старались вести агитацию устами самих женегров из числа обращенных. Так, баптистская церковь в Алабаме купила за1000 долларов раба Цезаря Блэквелля, хорошего проповедника, и заставлялаего произносить проповеди. 6 Как подметил Алексис де Токвиль «В древности раба удерживали лишьоковы и смерть, южане же нашли способы сохранения своей власти, основанныена рассудке. Они, если можно так выразиться, одухотворили деспотизм инасилие. Древние лишь стремились помешать рабу освободиться от своих оков,а наши современники постарались лишить его стремления к свободе». 7 Таким образом, и рабовладельцы, и священнослужители делали ставку нетолько на вооруженное подавление выступлений негров, но стремились идуховно и морально разоружить рабов. Служители культа проповедовали срединегров фатализм, покорность судьбе. Они стремились убедить негров в том,что для них нет и не может быть выхода из рабского состояния, чтонепокорные рабы будут преданы проклятию и попадут в ад. Только покорность,только терпение, выполнение заветов церкви обеспечат рабу возможностьпопасть в рай, где нет ни бедных, ни богатых, ни рабов, ни рабовладельцев.С течением времени библейское толкование неполноценности афро-американцевстало изживать себя. Чтобы убедить белых жителей Союза в правомерностипорабощения черного народа, нужно было подвести под эту теорию научнуюоснову. Среди расистских идеологов велись оживленные дебаты о том, была личерная раса неполноценной по происхождению, в силу естественных причин, илиже она стала таковой в результате длительной эволюции. Долгое времяпреобладала точка зрения, основывающаяся на Священном писании, чточеловечество, все его расы имели общее происхождение. Ее сторонникидоказывали, что разделение на расы происходило постепенно под воздействиемв первую очередь климатических и естественно-географических условий.Обретенные белой и черной расами биологические, психологические и иныеразличия объявлялись неискоренимыми.В 40-50-е годы распространяется и становится господствующей другая точказрения, призванная обосновать разное происхождение человеческих рас. Еенаиболее известным выразителем стал Джошуа Нотт, антрополог из НовогоОрлеана. За




Я не знаю, как должно быть, но вы делаете неправильно! Армейский фольклор
ещё >>