«Природа Краснодарского края. Формы поверхности. Природные зоны края» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
«Природные зоны Краснодарского края» 1 52.43kb.
Закон краснодарского края об охране атмосферного воздуха на территории... 1 237.38kb.
Закон краснодарского края о прогнозировании, индикативном планировании 1 214.66kb.
Доклад о состоянии здоровья населения краснодарского края 22 3740.52kb.
Доклад о состоянии здоровья населения краснодарского края 22 3819.42kb.
Символика Краснодарского края Герб Краснодарского края 1 35.42kb.
Закон краснодарского края о программе приватизации государственного... 1 269.29kb.
Закон Краснодарского края «О мерах по профилактике безнадзорности... 1 17.34kb.
Доклад о выполнении программных мероприятий в рамках реализации долгосрочных... 1 166.07kb.
Доклад о выполнении программных мероприятий в рамках реализации ведомственных... 1 288.08kb.
Решение 17 сентября 2012 года №44/141 о формировании участковых избирательных... 10 962.89kb.
Нужно что-то менять 3 415.28kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

«Природа Краснодарского края. Формы поверхности. Природные зоны края» - страница №1/1

Тема урока: « Природа Краснодарского края. Формы поверхности.

Природные зоны края».



Цель урока: уточнить, обобщить и расширить знания детей по теме, развивать познавательный интерес к природе родного края, воспитывать бережное отношение к природе; работать над развитием внимания, логического мышления.

Оборудование: учебные контурные карты края, карта России, глобус, атлас

«Мир и человек» ( у детей), картины «Равнинный пейзаж»,

«Главный Кавказский хребет», справочники

Ход урока:


Ребята, сегодня мы поговорим о поверхности земли Краснодарского края, о рельефе. Кто знает, что оно обозначает? (Оно означает все неровности земли). Внимательно рассмотрите карту Краснодарского края. Посмотрите на сушу и назовите два основных цвета, которыми она обозначена (зелёный, коричневый). Что обозначено зелёным цветом (равнины), а коричневым (горы) ? Делаем вывод: поверхность Краснодарского края можно разделить на …(горы и равнины). Что является границей между ними? (река Кубань как бы делит её на две части: северную – равнинную и южную – предгорную и горную)

По карте Краснодарского края опредлите:

Низменность - (Азово-Кубанская)

Равнина - (Закубанская)

Горы - (Кавказские)

Низменность, равнина, горы – виды …(рельефа Краснодарского края)

Рассмотрим карту «Природные зоны России».

Кто знает, о каких зонах идет речь? Природа разделила нашу страну на зоны. Каждая зона характеризуется определённым количеством тепла и влаги, играющих большую роль в формировании почвы, растительности. На территории России наблюдается смена с севера на юг следующих природных зон : арктических пустынь, тундр, лесотундр, тайги, смешанных и широколиственных лесов, лесостепей, степей, полупустынь. Обратимся к карте, чтобы сделать вывод, в каких природных зонах расположен Краснодарский край. (Это смешанные и широколиственные леса, лесостепь и степь)



Степи

В недалеком прошлом Азово-Кубанская равнина представляла собой разнотравно-ковыльную степь. Современная степь вся распахана и занята посевами пшеницы, кукурузы, подсолнечника, сахарной свеклы и других культурных растений. Возделывается свыше ста различных сельскохозяйственных культур.

Лишь вдоль дорог, по склонам балок и на вершинах курганов, можно встретить дикорастущие растения: пырей ползучий, лютик дикий, полынь горькую, подорожник, лопух, осот, зверобой, ромашку и другие травы.

Отметьте на контурной карте степную зону. Какие животные обитают в данной зоне? Почему?



Лесостепь, лес

Лесостепь протянулась сравнительно неширокой полосой в левобережье Кубани. Примерно половину ее площади занимают кустарники и широколиственные леса, состоящие из дуба, граба, клена, орешника, кизила. Леса Кубани отличаются не только красотой , но и породами необычайной ценности. В крае сосредоточено около 30% дубрав, свыше 80% буковых и примерно 90% каштановых насаждений России.

Отметьте данную зону на контурной карте. Назовите животных, которые могут обитать в этой зоне. Чем они питаются?

Горы

Основная часть лесов приходится на предгорье и горные районы. Буковые леса встречаются на высоте более 700 метров над уровнем моря. За буковыми лесами начинаются хвойные, их составляет кавказская пихта, ель, сосна.

На высоте 1800-2200 метров над уровнем моря изобилие субальпийской растительности.

За субальпийскими лугами простираются альпийские луга северо-западного Кавказа. Здесь природа сурова. Лишь в августе поляны освобождаются от снега.

Как разительна перемена! Поражает яркость окраски, пестрота цветов на каменистых полянах, в окружении скал и снегов. Кругом произрастают красные мытники, синие горечавки, желтые одуванчики, красные гвоздики.

От 300 метров и выше - вечные снега и ледники.

Отметьте эту зону на контурной карте. Назовите животных, обитающих в горной зоне. Что позволяет им переносить такие условия жизни?

Черноморское побережье

От Анапы до Новороссийска склоны гор покрыты грабом и дубом , грабинником и держидеревом. От Новороссийска до Геленджика растут искривленные сильными ветрами низкорослые вяз, граб, кизил, боярышник. В районе Геленджика встречаются клен, ясен, грецкий орех, алыча, яблоня, груша, по побережью пицундская сосна.

А в районе большого Сочи растительность иная. Круглый год тут зеленеют кипарисы, пальмы, магнолии. Это происходит оттого, что Главный Кавказский хребет защищает побережье от холодных северных ветров, а море, нагретое солнечными лучами за лето, зимой обогревает побережье. Так создаются условия для формирования влажного субтропического климата.

Отметьте эту зону. Назовите животных - обитателей этой зоны.



Вопросы для закрепления: Рассмотрите карту Краснодарского края. Особенности каких природных зон можно наблюдать на территории Краснодарского края?

Что вы знаете об этих природных зонах? Каковы особенности климата степей, лесов, лесостепей, субтропиков - Черноморского побережья Кавказа, климат гор? Как на климат в крае влияют Кавказские горы (предгорье) , а

также Черное и Азовское моря? Как нужно охранять природу?

Задания на карточках:

Карточка 1.

Убери «лишнее» слово:

Дятел, сова, чайка, дрозд

Обоснуй свой ответ.

Карточка 2.

О какой зоне идет речь:

Обилие плодов и сочных трав создают благоприятные условия для обитания животных и птиц. Здесь небольшими стадами пасутся дикие свиньи, промышляют медведь, шакал, енотовидная собака.

Докажи.

Карточка 3.



Впиши названия растений и животных, обитающих в данной зоне:

Л_____________________________

Е_____________________________

С_____________________________

Карточка 4.

Впиши названия растений и животных, обитающих в данной зоне:

С____________________________

Т____________________________

Е____________________________

П____________________________

Ь

Карточка 5.



Впиши названия растений и животных, обитающих в данной зоне:

Г____________________________

О____________________________

Р____________________________

Ы

Домашнее задание: Составить рассказ – путешествие в одну из природных зон Краснодарского края .

Тема урока: «Природа Краснодарского края. Формы поверхности.

Природные зоны края».



Цели: Сформировать у учащихся представление о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа. Познакомить с географическим положением субтропической зоны России, растительным и животным миром, деятельностью людей, учить работать с географической картой, гербарием, дополнительной литературой, совершенствовать речь, умение наблюдать. Закрепить умение работать в парах, группах.

Оборудование:

Карта природных зон; картины, рисунки с изображением изучаемых объектов, видеофильм «Черноморское побережье Кавказа»; запись музыки для игры; гербарий; наборы открыток; фотографии.

Содержание урока

Добрый день, дорогие друзья!

Сегодня мы отправимся туда,

Где много солнца и теплая морская вода,

Субтропики России раскроют тайны нам,

Узнаём, что за звери обитают там,

Какие растения там растут,

Почему так природную зону зовут.



Что же друзья, в дорогу пора!

Ждут с нетерпением нас:

Чудный берег море и пляж.

Но мы отправляем не отдыхать,

А зону субтропиков России изучать.

Запись на доске и в тетрадях: «Черноморское побережье Кавказа – субтропическая зона».

Обратимся к помощнице-карте. Что она нам расскажет? (Эта

удивительная зона занимает очень маленькую территорию.

Она расположена на побережье. С одной стороны – Кавказ-

ские горы, а с другой – Чёрное море).

В расположении зоны кроется секрет её удивительного климата и природы. Давайте рассмотрим простой пример: вы на пляже. Когда вода теплее – днём или вечером? (Вечером.) Почему? Да, вода медленно нагревается и медленно остывает. В каком тепловом поясе расположена зона, которую мы сегодня изучаем? (В умеренном поясе, но ещё ближе к Северному тропику, значит, солнце посылает сюда почти прямые лучи.) Почему Солнце за лето нагревает море, а затем море отдаёт побережью зимой тёплый воздух. Кавказские горы находятся близко, прямо у самого побережья. Что вы знаете об этих горах? (Это высокие, молодые горы.) Да, это высокие молодые горы, они являются непреодолимой преградой для холодного северного ветра, поэтому на

побережье умеренно жаркое лето и тёплая зима. Выпадает много осадков. Море посылает на землю большое количество влаги, и она тоже задерживается горами.

(Показ видеосюжетов из фильма «На побережье Чёрного моря».) Что же обозначает приставка «суб»? В переводе с латинского это значит «под». Так что же такое субтропики? (Это территория под тропиками.) Точнее сказать, вблизи тропической зоны. Субтропическая зона расположена южнее нашей страны, а здесь, на Черноморском побережье, - лишь маленький кусочек. А теперь в работу включаются все научные группы нашей экспедиции.

Материалы для ботаников:


  1. Отличительная особенность растений субтропиков.

  2. Растения дикорастущие, фруктовые, завезённые из тёплых стран.

Материалы для зоологов:

  1. Обитатели суши.

  2. Обитатели суши, добывающие пищу в море.

  3. Обитатели моря.

Материал для экологов:

  1. Чем является для человека Черноморское побережье?

  2. Экологические проблемы.

  3. Растения и животные, занесённые в Красную книгу.

Методический комментарий: ученики в группах, используя энциклопедии, готовят сообщение по соответствующему плану.

Рассказ ботаников:

Благоприятные условия – тепло и влага – дают возможность расти высоким деревьям с крупными листьями, теплолюбивым деревьям. Это дуб, бук, каштан (рисунки, гербарий). Бук достигает высоты 25-40 метров, его ствол ровный, листья имеют форму продолговатого эллипса, плоды – орехи, но их нельзя есть. Бук живёт до 500 лет. Каштан– дерево-долгожитель – может жить до тысячи лет, его высота достигает 354 метров. Листья у него продолговатые с острыми зубчиками. Плоды – орехи – употребляют в пищу. Растения, привезённые из разных тёплых стран: кипарисы, магнолии, пальмы (рисунки, гербарий). На Черноморском побережье растёт много фруктовых деревьев: персики, абрикосы, инжир, грецкие орехи (рисунки, гербарий). Можно ещё добавить о растущих здесь виноградниках. А на склонах гор раскинулись плантации чая (картины). Очень ценится пробковый дуб и самшит – дерево, имеющее крепкую, плотную древесину. К сожалению, самшиты в настоящее время на грани исчезновения. А теперь послушаем наших зоологов.



В ходе рассказа на карту вывешиваются иллюстрации с изображением растений.

Рассказ зоологов:

Богат и разнообразен животный мир Черноморского побережья. Это косуля. В лесах обитают медведи, кабаны жадно поедают плоды каштанов, орехи, жёлуди; есть барсы и шакалы, цикады, питающиеся соком растений. Хищный богомол питается мелкими насекомыми. Встречаются удивительной красоты бабочки, такие как олеандровый бражник. К животным суши также относятся ящерицы и змеи

В море добывают себе пищу разные птицы – чайки, бакланы. Удивительны и неповторимы морские обитатели: медузы, крабы, морские коньки, морские иглы, дельфины. Морские коньки – это рыбки с головой, похожей на голову сказочного Конька-Горбунка. У них нет постоянной окраски: сядет морской конёк на бурую водоросль - и сам станет бурым, сядет на зелёную – позеленеет. Морская игла – это тоненькая и длинная рыбка. Хоть и «игла», а уколоть никого не может – мягкая. А дельфины – это зубастые киты, только намного меньше. Это самые умные морские животные, они замечательные пловцы, легко обгоняют быстроходные пассажирские суда. Дельфины никогда не оставляют сородича в беде: раненого или больного поддерживают на поверхности, чтобы он мог дышать, и помогают плыть. Случалось, дельфины точно так же спасали и людей. Ориентируются и общаются между собой дельфины с помощью звуковых сигналов.

В ходе рассказа карточки с животными закрепляются на карте.

Интересен животный мир Черноморского побережья. Можно много говорить о его обитателях. Если вас заинтересовали какие-то животные, вы всегда можете прочитать о них в энциклопедиях.



Рассказ экологов:

Берег Чёрного моря – это место, куда приезжают отдыхать тысячи людей из всех уголков России. Но, к сожалению, и здесь возник ли экологические проблемы: сточные воды и бытовой мусор загрязняют море. Человек бывает безжалостен к природе: бросает бытовой мусор на побережье, обламывает ветки деревьев и кустов, обрывает цветы, ловит жуков и бабочек, уничтожает медуз и крабов. А ведь в память о поездке можно приобрести сувениры и открытки или просто сфотографироваться. Из-за такого небрежного отношения к природе стали редкими жужелица кавказская, растение иглица колхидская, тис ягодный, они занесены в Красную книгу. Под особую охрану взяты самшитовые рощи, дельфин, черноморская афалина. Для сохранения уникальной природы Черноморского побережья Кавказа создан Сочинский национальный парк (просмотр иллюстративного материала).

Вопросы для закрепления:

Наше путешествие подходит к концу. Что вы расскажете друзьям о субтропиках России? (Рассказы детей.)

Какие растения и животные вас заинтересовали? Почему?

Что вы посоветуете друзьям, собирающимся на отдых на Черноморское побережье Кавказа?



Методический комментарий: уроки на эту тему можно спланировать следующим образом: первый урок посвятить формированию общих представлений о природных зонах края, а второй – изучению той зоны, на территории которой находится ваш населенный пункт.




Женщина тревожится о своем будущем до тех пор, пока она не замужем; напротив, мужчина не тревожится о своем будущим, пока он не женат. Лизелотт Пулвер
ещё >>