Примерной программы по литературе для 10 класса общеобразовательных учреждений «Литература» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Пояснительная записка литература, 5 класс рабочая учебная программа... 5 668.23kb.
Рабочая программа по литературе для 8 класса разработана на основе... 4 585.41kb.
Рабочая программа по литературе для учащихся 10-11 классов составлена... 5 710.21kb.
Пояснительная записка Статус документа 3 460.19kb.
Рабочая программа предмета «Литература» для 5 класса на 2012-2013... 1 160.72kb.
Учебные пособия: Русская литература XIX века. 10кл: Хрестоматия для... 1 185.11kb.
Программа предполагает широкое использова­ние учебно-наглядных пособий... 5 947.86kb.
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе Федерального... 4 713.59kb.
Рабочая программа по литературе 8 класс «Б» на основе программы общеобразовательных... 1 39.85kb.
Рабочая программа по литературе в 5 классе составлена на основе Программы... 8 1170.77kb.
Рабочая программа по литературе 6 класс составлена на основе «Программы... 1 265.38kb.
Рабочая программа по литературе для 10 класса на 2013-2014 учебный... 4 803.66kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Примерной программы по литературе для 10 класса общеобразовательных учреждений «Литература» - страница №1/7

Пояснительная записка

Данная рабочая программа по литературе для 10 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования 2004 года и примерной программы по литературе для 10 класса общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я.Коровиной, 6-е издание, М.Просвещение 2011 (базовый уровень).

Выбор программы обусловлен следующими мотивами:



  • рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов;

  • соответствует стандарту основного общего образования по литературе 2004 года;

  •  социальным заказом родителей;

  • построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности;

  •  включает базовые знания и умения, которыми должны владеть все учащиеся общеобразовательной школы;

  • обеспечивает условия для реализации практической направленности;

  • учитывает возрастную психологию учащихся.


Уровень реализуемой рабочей программы по литературе в 10 классе соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования в полном объёме

Программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю)

Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета – важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

Изучение литературы на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих ЦЕЛЕЙ:



  • Воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • Развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

  • Освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

  • Совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

В процессе обучения используются репродуктивный и продуктивный методы обучения, информационные технологии; учебно-наглядные пособия, экранные и звуковые средства обучения, репродукции картин, иллюстрации к произведениям, справочная литература.

Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

Программа предусматривает прочное усвоение материала.

Программа включает базовые знания и умения, которыми должны овладеть все обучающиеся.

Программа предусматривает различные формы контроля знаний обучающихся: тестирование, ответы (как письменные, так и устные) на вопросы, сочинения.

Программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Изучение литературы как искусства слова предполагает систематическое чтение художественных произведений. Потребность в общении с книгой может сложиться лишь при широком и умело направленном знакомстве с литературой и другими видами искусства родной страны и мира, постоянном внимании к эмоциональному восприятию учениками текста, к их раздумью над поставленными автором проблемами.

Этим целям подчинены структура и содержание программы курса литературы 10 класса.

Цель литературного образования – становление духовного мира человека,


создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей. При этом ученик овладевает мастерством читателя, свободной и яркой собственной речью.

Содержание курса литературы 10 класса составляет прежде всего чтение и изучение художественных произведений. Характер организации материала способствует осознанию историко-литературного процесса. Соотнесённость общечеловеческого и конкретно-исторического подхода даёт возможность учителю обратиться к «вечным темам». Это позволяет усилить их нравственно-эстетическое воздействие на учащихся.

Курс литературы 10 класса включает в себя обзорные и монографические темы, сочетание которых позволяет не только познакомить учащихся с выдающимися художественными произведениями, но и показать их место в историко-литературном процессе.

Монографические темы дают достаточно полную картину жизни и творчества писателя. Одни из них позволяют раскрыть жизнь и творчество писателя более подробно, другие – более кратко, однако все они включают текстуальное изучение художественных произведений.

Обзорные темы знакомят с особенностями той или иной эпохи, литературными направлениями и различными творческими группами писателей.

В программе обновлены списки произведений литературы XIX века, в том числе произведений для самостоятельного чтения.

Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы. Такая последовательность определяется универсальным для многих действующих программ принципом: преподавание курса в каждом из классов основной школы строится чаще всего по хронологическому принципу. Таким образом, разделы программы соответствуют основным этапам развития русской литературы, что соотносится с задачей формирования у учащихся представления о логике развития литературного процесса.

Теоретико-литературные понятия предложены в программе, как и в образовательном стандарте, в виде самостоятельной рубрики, в отдельных случаях они включены в аннотации к предлагаемым для изучения произведениям и рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений.



В авторскую программу внесены следующие изменения:

  1. Из авторской программы исключена часть учебного материала (9 часов), который был пройден в полном объеме на второй ступени (5-9 классах) общего образования (темы: А.С. Пушкин – 4 часа; М.Ю.Лермонтов – 2 часа; Н.В. Гоголя – 1 час; 2 часа развития речи по данным темам)

  2. Увеличено количество часов на изучение творчества И.С. Тургенева (9/10); Н.С. Лескова (2/3); Н.А. Некрасова (9/10); Ф.М. Достоевского (11/12); Л.Н. Толстого (13/19).

Конкретные требования к уровню подготовки выпускников определены для каждого урока и включены в поурочное планирование.


следующая страница >>



Нет ничего бесполезнее вчерашних газет и вчерашних ценников.
ещё >>