Примерный материал для подготовки к финальной игре «Умники и умницы» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Материал для подготовки к игре «Умники и умницы» на 14. 03. 1 82.3kb.
Урок по теме «Отечественная война 1812 г в форме игры «Умники и умницы». 1 36.89kb.
Игра по физике «Умники и умницы» 1 52.82kb.
«Умники и умницы» 1 110.58kb.
Занятие «Умники и умницы» 1 30.91kb.
Семейный праздник в 3 классе День рождения класса. Знаки Зодиака. 1 159.54kb.
Добрый день, мои дорогие умники и умницы! Я приветствую вас в нашем... 1 50.22kb.
Методическая разработка интеллектуальной игры «Умники и умницы» по... 1 89.44kb.
«умники и умницы» 1 69.2kb.
Конкурс исследовательских и проектных работ «умники и умницы» 1 28.34kb.
Цели: Углубить понимание идейно-художественного богатства романа 1 73.93kb.
«Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне, парными... 1 53.69kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Примерный материал для подготовки к финальной игре «Умники и умницы» - страница №1/1

Примерный материал для подготовки к финальной игре «Умники и умницы»

Новокрестьянские поэты – литературный ярлык, похож на современный ярлык – почвенники. Эти названия дали литературоведы и критики. По их понятиям, старые крестьянские поэты - творчество которых началось в 19 веке: А.В.Кольцов, И.С.Никитин, И.З.Суриков и др., а новые крестьянские поэты - это Сергей Есенин, Сергей Клычков, Николай Клюев, Александр Ширяевец, Василий Наседкин, Иван Приблудный, Алексей Ганин, Павел Радимов и другие.
Сами Поэты - ни старые крестьянские, ни новые крестьянские, ни современные почвенники - не применяли к себе это название и тем более не оформляли его как литературное направление, наподобие акмеизма, футуризма, имажинизма и прочих направлений. Более того, некоторые считают такое навешивание ярлыка литературной дискриминацией по географическому месту рождения и паспортной прописке.

Чем интересно серебряное окружение Есенина? Это сильные имена, это талантливые своим творчеством Поэты, в основном выходцы из деревень, пытавшиеся по своим взглядам и убеждениям держаться вместе, быть друзьями в литературе и в жизни. Значимость этой литературной дружбе придает Сергей Есенин, как придает он значимость некоторым имажинистам: едва ли бы кто так часто вспоминал Мариенгофа, если бы не был рядом с ними Есенин.

Обратив внимание на их одежду (вышитые косоворотки и зипуны), не надо этих поэтов свысока называть сермяжными и лапотными, бродящими за сохой. Это всё не так. Кстати, за сохой ходил лишь граф Лев Толстой. Если посмотреть на фото Сергея Есенина и его провинциальных друзей Пылаева и Наумова в 1914 – они одеты, словно денди. А на фотографиях 1918 года Сергей Есенин и Сергей Клычков в зипуне. Это своего рода предтеча хиппи - нарочито одеваться вызывающе в обществе, лишь суть и цели иные. Футуристы тоже использовали женские блузы для подобного эффекта.

Не надо подходить к творчеству поэтов Серебряного века через одежду и насильно ограничивать их мировоззрение лишь географическим местом рождения – это ложно (да, они из таких-то деревень, от которых никто из них не отречется, но они еще и из России!), а надо прежде всего исходить из их стихов и, учитывая индивидуальные особенности языка каждого (которые тоже важны!), подниматься пониманием магии Поэзии до силы эмоционального воздействия этой Поэзии каждого Поэта - на читателя. Исходить из невидимой силы их Поэзии. И каждый читатель это может сделать самостоятельно, через свои собственные чувства и свое душевное пространство, через события собственной жизни.

Но что же воистину объединяет всех этих Поэтов серебряного века, которых принято называть новокрестьянскими? Трагичность творческой судьбы и жизни каждого. Многие просто не успели раскрыть свой природный талант в полную силу. Их, выходцев из деревень, Поэзия которых проникнута живой болью за Россию, за русские деревни и сёла (посмотрите, что теперь с ними стало!), просто физически уничтожили, как "певцов кулацкой деревни", как певцов упадничества... Что ж они тут душу всем надрывают какой-то болью и тоской, когда надо весело бить в барабаны и маршировать к светлому будущему - по жертвам, по всему, чему придется!
И это окровавленное - расстрелян! - до сих пор кровит сквозь биографии и Поэзию новокрестьянских, серебряных...

Николай Алексеевич Клюев (1884-1937)

Родился в деревне Коштуги, Олонецкой губернии. Отец — урядник, сиделец в винной лавке. Мать была сказательницей и плачеёй. Среди предков Клюева были староверы, хотя его родители и он сам (вопреки многим его рассказам) не исповедовали старообрядчества. Участвовал в революционных событиях 1905—1907 годов, неоднократно арестовывался за агитацию крестьян и за отказ от армейской присяги по убеждениям. Отбывал наказание сначала в Вытегорской, затем в Петрозаводской тюрьме.

Впервые стихи Клюева появились в печати в 1904 году. На рубеже 1900-х и 1910-х годов Клюев выступает в литературе, причём не продолжает стандартную для «поэтов из народа» традицию описательной минорной поэзии в духе И. З. Сурикова, а смело использует приёмы символизма, насыщает стихи религиозной образностью и диалектной лексикой. Первый сборник — «Сосен перезвон» — вышел в 1911 году. Творчество Клюева было с большим интересом воспринято русскими модернистами, о нём как о «провозвестнике народной культуры» высказывались Александр Блок (в переписке с ним с 1907 году; оказал большое личное и творческое влияние на Клюева), Валерий Брюсов и Николай Гумилёв.

Стихи Клюева рубежа 1910-х и 1920-х годов отражают «мужицкое» и «религиозное» приятие революционных событий, он посылал свои стихи Ленину (хотя несколькими годами раньше, вместе с Есениным, выступал перед императрицей), сблизился с левоэсеровской литературной группировкой «Скифы».

После нескольких лет голодных странствий около 1922 года Клюев снова появился в Петрограде и Москве, его новые книги были подвергнуты резкой критике и изъяты из обращения. Катастрофическое положение Клюева, в том числе и материальное, не улучшилось после выхода в свет его сборника стихов о Ленине (1924).

Вскоре Николай Клюев, дистанцировался от советской действительности, разрушавшей традиционный крестьянский мир; в свою очередь, советская критика громила его как «идеолога кулачества». После самоубийства Есенина он написал «Плач о Есенине» (1926), который был вскоре изъят. В 1928 году выходит последний сборник «Изба и поле». Сам Клюев в письмах поэту Сергею Клычкову и В. Я. Шишкову называл главной причиной ссылки свою поэму «Погорельщина», в которой усмотрели памфлет на коллективизацию и негативное отношение к политике компартии и Советской власти.

Аналогичные обвинения (в «антисоветской агитации» и «составлении и распространении контрреволюционных литературных произведений») были предъявлены Клюеву и в связи с другими его произведениями — «Песня Гамаюна» и «Если демоны чумы, проказы и холеры…», входящими в неоконченный цикл «Разруха».

2 февраля 1934 года Клюев был арестован по обвинению в «составлении и распространении контрреволюционных литературных произведений».

5 июня 1937 года он был снова арестован и в конце октября расстрелян на Каштачной горе.

Николай Клюев был реабилитирован в 1957 году, однако первая посмертная книга в СССР вышла только в 1977 году



Ознакомьтесь со стихотворением поэта.:


Я был прекрасен и крылат

В богоотеческом жилище,

И райских кринов аромат

Мне был усладою и пищей.

 

Блаженной родины лишен



И человеком ставший ныне,

Люблю я сосен перезвон

Молитвословящий пустыне.

 

Лишь одного недостает



Душе в подветренной юдоли,-

Чтоб нив просторы, лоно вод

Не оглашались стоном боли,

Чтоб не стремил на брата брат

Враждою вспыхнувшие взгляды,

И ширь полей, как вертоград,

Цвела для мира и отрады.

 

И чтоб похитить человек



Венец Создателя не тщился,

За то, отверженный навек,

Я песнокрылия лишился.

Николай Клюев, 1911 год



Сергей Антонович Клычков (1889-1937)
Родился в деревне Дубровки Тверской губернии в семье сапожника-старообрядца. Участвовал в революции 1905 года, в 1906 году написал ряд стихов на революционные темы. Ранние стихи Клычкова были одобрены С. А. Городецким. В 1908 году с помощью М. И. Чайковского выехал в Италию, где познакомился с Максимом Горьким. Поэт учился на историко-филологическом факультете Московского университета (а после — на юридическом; исключён в 1913 году), затем, во время Первой мировой войны, отправился на фронт; войну окончил в звании прапорщика. В 1919—1921 годах жил в Крыму, где едва не был расстрелян (махновцами, затем белогвардейцами). В 1921 году переехал в Москву, где сотрудничал в основном в журнале «Красная новь».

Ранние клычковские темы были углублены и развиты в последующих сборниках «Дубравна» (1918), «Домашние песни» (1923), «Гость чудесный» (1923), «В гостях у журавлей» (1930), в стихах которых отразились впечатления Первой мировой войны, разрушение деревни; одним из основных образов становится образ одинокого, бездомного странника. В поэзии Клычкова появились ноты отчаяния, безысходности, вызванные гибелью под натиском «машинной» цивилизации сошедшей с пути Природы старой Руси.

Клычков — один из трёх авторов кантаты, посвящённой «павшим в борьбе за мир и братство народов» (1918).

Клычковым написаны три романа. Выступал Клычков и с критическими статьями («Лысая гора», 1923; «Утверждение простоты», 1929), переводами (в 1930-х; переводил эпосы народов СССР, народные песни и сказания; переводил произведения многих грузинских поэтов.

В 1937 году Сергей Клычков был арестован по ложному обвинению, 8 октября 1937 года приговорён к смертной казни и в тот же день расстрелян. В 1956 году реабилитирован.
Ознакомьтесь со стихотворением поэта.:


Среди людей мне страшно жить,
Мне, как ребенку среди ночи,
Так хочется порой смежить
Души наплаканные очи.

Как на покойницу убор,


Легла на землю тень от плахи.
- Ты слышишь, что бормочет бор?
- Скажи, о чем щебечут птахи?

На всех, на всем я чую кровь,


В крови уста, цветы, ресницы.
О, где ты, мать людей, - Любовь?
Иль детям о тебе лишь снится?

Спаси, помилуй, пожалей,


И не для казни и расплаты
Сойди и свет среди полей
Пролей на пажити и хаты.

Родимый край угрюм и пуст,


Не видно рыбаря над брегом.
И лишь улыбка чистых уст
Плывет спасительным

ковчегом.



1922 год



Пётр Васильевич Орешин (1887-1937)

Родился в городе Аткарск Саратовской губернии. Отец, Василий Егорович, вывезенный из деревни на 13-м году жизни, был отдан в мануфактурную лавку. Всю свою жизнь он проработал приказчиком. Мать, Агафья Петровна, шила на продажу ситцевые рубашки, сидела дни и ночи за швейной машинкой. На 16-м году попал в школу бухгалтерии, но почувствовал себя не на месте. Рисовал. Работал в конторе.

Первые творческие успехи пришли в 1911 году, когда он начал печататься в «Саратовском Листке» и «Саратовском вестнике».

В 1913 году Орешин переезжает в Петербург, служит в конторе, печатается в журналах «Вестник Европы», «Заветы».

В 1914 году Орешина призывают в армию. Рядовым маршевой роты он участвовал в боях Первой мировой войны, был отмечен за храбрость двумя Георгиевскими крестами.

В 1918 году Орешин издаёт две книги стихов. Первая называлась «Зарево». На неё откликнулся рецензией С. Есенин.

Ёмко и образно он определил круг тем поэзии Орешина, сравнив «Зарево» с озером, «где отражаются и месяц, и церковь, и хаты». Отражается то же, что в стихах Есенина, Клычкова, Клюева. Но мир орешинской поэзии не похож на поэтические картины его собратьев по «крестьянской купнице». Если у них почти неразличимы социальные мотивы, то Орешин с болью пишет о далеко не поэтических сторонах жизни крестьянина.

В 1920-е годы поэт активно сотрудничает со столичными и саратовскими издательствами. Ведёт активную пропагандистскую работу, пишет очень много. Печатается в газетах и журналах, одна за другой выходят книги его стихов. По инициативе Орешина при Московском Пролеткульте была создана секция крестьянских писателей. В 1924 году в Москве был издан сборник «Творчество народов СССР». Орешин был не только составителем этой книги, но и автором многих переводов фольклорных произведений различных народов страны.

В 1937 г. Петр Орешин был арестован, в начале 1938 — расстрелян.
Ознакомьтесь со стихотворением поэта.:



СОН БЕРЁЗ

Сон берёз, задумчивый и тихий,

Синева, улыбка и покой.

Я иду по розовой гречихе,

Трогая глазами и рукой.

Я себе как будто бы не верю,

Что живу в приснившемся раю.

Но струятся облачные перья

На шальную голову мою.

За деревней яблони и груши

Падают румяным лепестком.

И поёт мне ветер прямо в уши

Полевым заливчатым стихом.

Я ищу той песенки начало,

Но его и не было и нет.

Не пытай, что сказкой прозвучало,

Что не может вылиться в ответ!

Разве эти рощи и селенья

Сами за себя не говорят?

Над лесами алое кипенье,

Золотой тоскующий закат.

Разве мало говорят без слова

Эти нивы, пашни и плетни?

Лучше в душу края голубого

В тихий час поглубже загляни.

Там просторы солнца и гречихи,

Звон косы и песня за рекой.

Сон берёз, задумчивый и тихий,

Марево, улыбка и покой!

1927





Александр Ширяевец (Александр Васильевич Абрамов)
(1887-1924)

Родился в волжском селе Ширяево Симбирской губернии (ныне территория Самарской области) в семье бывшего дворового-крепостного. В автобиографии позднее писал: «…Читал книги, заносимые в село торговцами-лубочниками. Первым прочитанным поэтом был Кольцов, потом — Лермонтов. Иногда отец выписывал „Родину“ или „Ниву“». В 1898 году закончил с Похвальным листом церковно-приходскую школу в с.Ширяеве , поступил в Самарское второе городское училище, однако в 1902 году из-за тяжелого материального положения после смерти отца был вынужден оставить учёбу и начать работать. Работал на самарской бумаго-красильной фабрике. В 1903-1904 гг. года жил и работал в Ставрополе(с 1964 г. [Тольятти ) в канцелярии казенного лесничества.

В 1905 году после безуспешных поисков работы в Самаре вместе с матерью по совету ее сестры переезжает в Среднюю Азию, где до 1922 года работает чиновником почтово-телеграфного ведомства в Ташкенте, Бухаре и Ашхабаде. В 1922 году переезжает в Москву. Однако творчество Александра Ширяевца оказывается не во всем соответствующим "веяниям времени". Цензура долго не пропускала в печать поэму «Мужикослов», его исключают из группы пролетарских поэтов «Кузница» за несоответствие декларациям группы и поэзии её членов. В 1923 году все же выходят две книги стихов Ширяевца, а в начале 1924 года его принимают в члены Союза писателей. В это же время был опубликован лучший сборник поэта "Раздолье", получивший высокую оценку критиков и читателей.

Начиная с самых ранних стихотворений поэт склоняется к народно-песенному творчеству. «Волжские» произведения, посвящённые родному Ширяеву и Волге выполнены в плясовом стиле, в них ярко выражен безудержный темперамент поэта, лихость, «разинщина». Восточные темы («Пески», «Голодная степь») выдержаны в сдержанном тоне, этим произведениям свойственная «созерцательная отстранённость».

В 1912 году начинается переписка Ширяевца с Н. Клюевым, которая оказала существенное влияние на творчество начинающего поэта.

В № 1 журнала «Друг народа» в 1915 году одновременно были напечатаны стихотворения: «Узоры» Сергея Есенина и «Хоровод» Александра Ширяевца. После публикации Есенин шлет последнему в Ташкент письмо: «Извините за откровенность, но я вас полюбил с первого же мной прочитанного стихотворения… Вы там вдалеке так сказочны и прекрасны…». Таким образом, ещё не будучи лично знакомым с другими «новокрестьянскими поэтами», Ширяевец уже становится заметным членом их группировки.

После издания в 1915—1917 годах четырёх сборников поэзии литературный критик В. Ходасевич, упрекнул поэта в том, что тот воспевает народ, которого «скоро не будет».

В 1924 году появляется одно из последних стихотворений поэта, в которой он очередной раз подчёркивает своё несогласие с современностью, свою любовь не к фабричной «считающейся с Карлом Марксом, Руси»

5 мая 1924 года Александр Ширяевец неожиданно умирает, предположительно от менингита в возрасте 37 лет.
Ознакомьтесь со стихотворением поэта
Одному-то сужено - ряса да скиты,
   А другому - бархаты, Жигули да нож.
   Путь - моя дороженька, и куда же ты,
   Да в какую сторону парня поведешь?..

   Где-то: в дыме ль ладана, о грехах стеня,


   В келье я последнюю перейду межу,
   Аль на площадь Красную поведут меня
   И на плахе голову буйную сложу?..   
1917   






Какие основания были у него покончить с собой? А ведь для того, чтобы жить, нужны более веские основания, чем для того, чтобы умереть. Антуан де Ривароль
ещё >>