Примерная программа учебной дисциплины "Этика и психология" по специальности 0201 "Правоведение" - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Примерная программа учебной дисциплины "Гражданский процесс" по специальности... 1 112.12kb.
Программа дисциплины Право социального обеспечения 0201 Правоведение 1 79.46kb.
Примерная программа учебной дисциплины "Уголовный процесс" по специальности... 1 131.7kb.
Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050703 «Дошкольная... 1 139.27kb.
Рабочая программа учебной дисциплины психология и педагогика для... 1 132.56kb.
Учебная программа (рабочий вариант) для специальности 1-24 01 02... 1 327.15kb.
Рабочая программа учебной дисциплины психология и педагогика для... 1 123.88kb.
Программа учебной дисциплины по специальности 050706. 65 Педагогика... 1 157.68kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «биомедицинская этика» 2 369.5kb.
Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины 20 1 Самостоятельная... 3 534.7kb.
Учебная программа для специальности: 124 01 02 «Правоведение» 7 1630.59kb.
В книге содержатся сведения об основных понятиях и категориях юридической... 1 49.52kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Примерная программа учебной дисциплины "Этика и психология" по специальности 0201 - страница №1/1



26-


Примерная программа учебной дисциплины

“Этика и психология”

по специальности 0201 “Правоведение”

Составлена в соответствии с

государственными требованиями

к минимуму содержания и уровню

подготовки выпускников для

специальности 030503 (0201)
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИНЫ

Целью преподаваемой дисциплины является ознакомление обучаемых с основами психологии и этики профессиональной деятельности, их месте в системе профессионального образования юриста-практика и роли в жизни общества.


ЗАДАЧИ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Полученные знания и умения в области “Этики и психологии профессиональной деятельности” обеспечат возможность рационально распределять свои силы и способности, получать оптимальные результаты деятельности.

Знания и умения в области мотиваций и потребностей позволят юристу решить проблемы криминализации личности, выявить психологию индивидуального и преступного группового поведения.

Знания и представления о разнообразных психических свойствах личности дадут возможность юристам найти решение проблем предварительного следствия и судебного разбирательства, психологии взаимодействия следователя с лицами, оказывающими противодействие следствию.

Знания этики и психологии профессиональной деятельности помогут решить проблемы наказания, кары, раскаяния, исправления лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы.

Подготовка юристов, владеющих основами этики и психологии профессиональной деятельности, - актуальное требование времени. Такого специалиста должна отличать высокая правовая культура, четкая морально-нравственная позиция, способность принимать решения, руководствуясь профессиональной этикой и знанием психологии человека.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебной дисциплины “Этика и психология профессиональной деятельности” предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0201 “Правоведение” и рассчитана на 68 часов.

Учебная дисциплина “Этика и психология профессиональной деятельности” является общепрофессиональной в структуре основной профессиональной программы. Современное состояние психологической науки оценивается как период значительного подъема в ее развитии. Психология непрерывно обогащается новыми данными, формируются новые гипотезы и концепции, относящиеся ко всем основным областям ее проблематики. Психология все более активно включается в решение различных задач, возникающих в общественной практике. Психология в настоящее время представляет собой сложную, разветвленную систему дисциплин. Кроме общей психологии, изучающей общие закономерности психологической деятельности людей, существуют и развиваются частные, прикладные отрасли психологии. Сюда и относится юридическая психология, которая должна внести значительный вклад в решение сложных, многопрофильных задач укрепления правовой основы Российского государства, усиление борьбы с правонарушителями и преступлениями. Юридическая психология включает в себя различные области научных знаний, принадлежащих как психологии, так и юриспруденции.

Без знания общих закономерностей и механизмов психической деятельности человека изучение юридических дисциплин невозможно, т.к. юристы решают судьбы людей и государства. Психологические и этические знания необходимы юристу не только для решения отдельных частных юридических проблем. Такие базовые условно-правовые понятия, как: вина, личность преступника, преступное поведение имеют комплексную психолого-юридическую сущность. Психологические и этические знания являются частью юридического образования.

Современная правовая идеология базируется на основе сущностных особенностей человеческой жизнедеятельности. Все отрасли права все более ориентируются на общие закономерности человеческого поведения.



ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Раздел I. Введение в юридическую психологию
Тема 1. Юридическая психология в системе научного знания.

Ее предмет и задачи

Обучаемый должен

Иметь представление:



  • о этике и психологии профессиональной деятельности как науки;

  • ее месте в системе научного знания;

знать:

  • историю развития юридической психологии в России;

уметь:

  • аргументировать актуальность изучения данного курса, как отрасли знаний в системе гуманитарных дисциплин;

Юридическая психология как прикладная отрасль психологии. Ее специфика, предмет и задачи курса. История развития юридической психологии в России: разработка проблем судебной психологии в работах русского просветителя В.Н. Татищева, изучение социальных корней преступности в работе А.Н. Радищева “О законоположении”, Ф.В. Ушаков и его тракт “О праве и цели наказания”, роль судебной реформы 1864 г. Появление юридической психологии в системе юридического образования XIX в. Особенности развития юридической психологии в XX в.: развитие судебной психологии, роль и значение Государственного института по изучению преступности и личности преступника (организован в 1925 г.), лаборатории экспериментальной психологии Московского государственного института экспериментальной психологии. Развитие юридической психологии на рубеже 40-х г. Значение постановления ЦК КПСС 1964 г. “О дальнейшем развитии юридический науки и улучшении юридического образования в стране”. Вторая Всесоюзная конференция по юридической психологии (1986 г.).


Тема 2. Развитие сознания и личности
Обучаемый должен

Иметь представление:



  • о роли труда в развитии сознания и личности;

знать:

  • формы, состояния сознания;

Понятие о сознании и личности. Роль труда в развитии сознания и личности. Формы сознания – общественное, коллективное. Сознание и бессознательное. Разработка проблематики личностного бессознательного в работах З. Фрейда. Состояние сознания.


Раздел II. Психологические процессы и состояния
Тема 1. Система психических процессов
Обучаемый должен

Иметь представление:



  • о системе психических процессов;

знать:

  • роль познавательных процессов в деятельности юриста-практика;

уметь:

- применять на практике методики по исследованию психических процессов и их коррекцию;

Понятие о психических процессах, их виды: познавательные, эмоциональные, волевые. Процессы познавательной деятельности: сенсорные, перцентивные, интеллектуальные. Понятие об ощущениях. Восприятие, его виды и свойства. Внимание, определение внимания, его характеристика, развитие внимания. Психологические состояния.
Раздел III. Психологическая подготовка к юридической деятельности
Тема 1. Память, мышление, интуиция в юридической деятельности
Обучаемый должен

Знать:


  • роль и типы памяти, мышления в юридической деятельности;

  • роль интуиции в решении поставленных задач;

уметь:

- применять на практике методики исследования мышления памяти и методы их тренировки;


Память, типы памяти: наглядно-образная, словесно-логическая, двигательная, эмоциональная. Виды памяти: зрительная, слуховая, двигательная, смешанная. Роль памяти в деятельности юриста–практика, развитие памяти.

Мышление: анализ, синтез и обобщение в процессе мышления. Виды мышления.

Интуиция и воображение в решении поставленных задач.
Тема 2. Речь в юридической работе

Обучаемый должен

Иметь представление:


  • о закономерностях общения и роли речи в деятельности юриста-практика;

знать:

  • определение предмета, задач, функций общения и видовую классификацию речи;

уметь:

  • применять на практике технику коммуникаций и эффективность технологий общения в системе «человек-человек»

Классификация речи: устная, письменная, внутренняя, внешняя, обыденная, профессиональная. Речь юриста–практика.

Тема 3. Эмоции и чувства в юридической работе
Обучаемый должен

Иметь представление:



  • о эмоциях и чувствах как психических явлениях;

знать:

  • понятия эмоции и чувства и их роль в практической деятельности юриста;

уметь:

  • управлять эмоциональным состоянием в практической деятельности;

Эмоции и чувства как психическое явление. Положительные и отрицательные эмоции. Настроение как эмоциональное состояние. Страсть. Аффект. Чувства, группа чувств: нравственные, эстетические, познавательные. Эмоции и чувства в практической деятельности юриста.


Тема 4. Воля и эмоционально-волевая устойчивость

Обучаемый должен

знать:


  • волевые качества юриста-практика и их роли в практической деятельности;

уметь:

  • вырабатывать на практике способность к эмоционально-волевой устойчивостью;

Волевые качества юриста-практика: целеустремленность, решительность, выдержка, самообладание, исполнительность, смелость, храбрость, дисциплина, стойкость, мужество.


Раздел IV. Личность и юридическая деятельность
Тема 1. Социально-психологическая характеристика личности
Обучаемый должен

Иметь представление:



  • о социально-психологических приемах исследования личности;

знать:

  • социально-психологические характеристики личности;

уметь:

  • на практике адаптироваться в любом обществе;

Человек, индивид, личность. Психологический склад личности. Адаптация личности в обществе. Понятия толерантности, фрустрации. Ролевые разновидности. Классификация отношений. Самосознание как отношение человека к самому себе.


Тема 2. Направленность личности, мотивация деятельности

и поведения личности

обучаемый должен

Иметь представление:



  • о направленности, мотиве лежащих в основе деятельности юриста-практика;

знать:

  • понятия направленность, мотив;

  • классификацию интересов работников юридического труда;

уметь:

  • анализировать интересы, мотивы юридической деятельности и использовать их на практике;

Направленность как свойство личности. Классификация направленности: морально-политическая, профессиональная, бытовая. Структура направленности личности. Понятие потребностей, иерархия потребностей – мотивация деятельности. Понятие мотивации. Виды мотиваций. Классификация интересов работников юридического труда: склонности, идеал, установки, цели, перспективы как необходимые элементы направленности личности.


Тема 3 . Темперамент, характер, способности

Обучаемый должен

Иметь представление:


  • о темпераменте, как качестве высшей нервной деятельности;

знать;

  • виды темперамента;

  • понятие и типологию характеров;

  • понятие способностей и их структуру;

уметь:

  • на практике по тестовым методикам выявлять тип темперамента, его свойства, доминантные способности юриста;

Виды темперамента как проявление высшей нервной деятельности, свойства темперамента. Общие представления о характере. Типология характеров. Акцентуированные типы характеров по К. Леонгарду. Экстраверсия и интроверсия как черты характера. Типология социальных характеров по Э. Фромму. Понятие способностей. Структура способностей. Доминантные способности юриста.


Раздел V. Социально-психологические основы юридической деятельности
Тема 1. Деловое общение как социально-психологический феномен
Обучаемый должен

Иметь представление:



  • о закономерностях общения и взаимодействия;

знать:

  • определение предмета, средств, функций общения, стили общения;

уметь:

  • применять на практике технику коммуникаций и эффективность технологии общения в системе «человек-человек»;

Понятие делового общения. Тактика установления и развития психологических контактов в общении. Невербальные компоненты общения. Варианты использования невербального канала общения в юридической практике. Основные жесты и позы, используемые в юридической практике. Толкование жестов по теории А. Пиза.


Тема 2. Методы юридической психологии при изучении личности
Обучаемый должен

Иметь представление:



  • об основных методах изучения личности в юридической психологии;

знать:

  • характеристика основных методов оценки личности и психологические аспекты ведения переговоров с преступниками;

уметь:

  • использовать методы практической деятельности юриста-практика;

Система методов изучения личности в юридической психологии. Схема изучения личности. Причины ошибок восприятия и оценки личности. Методы оценки личности: наблюдение, беседа, биографический метод, метод тестов, оценка данных о личности. Психологические аспекты ведения переговоров с преступниками.


Тема 3. Коллектив, психологический климат коллектива
Обучаемый должен

Иметь представление:



  • о понятии и видах коллектива;

  • о конфликте как социальном феномене;

знать:

  • характеристику коллектива как социально-психологического феномена;

  • природу и динамику конфликта и решение конфликтных ситуаций;

уметь:

  • на практике использовать способы управления конфликтами;

Понятие коллектива, его отличительные признаки. Психологический климат в коллективе. Понятие конфликта. Виды, формы, способы и методы разрешения конфликтов.


Раздел VI. Психологический анализ преступной деятельности
Тема 1. Социально-психологические причины преступления

Обучаемый должен

Иметь представление:


  • о социально-психологических причинах преступления;

знать:

  • различия в понятиях деятельность, поступок, преступление;

уметь:

  • на практике выявлять социальные причины и условия приводящие к преступлению;

Деятельность, поступок, преступление. Социальные причины и условия, приводящие к преступлению. Структура элементов преступного деяния, мотивация преступной деятельности, преступный умысел.


Тема 2. Психологический анализ личности преступника

и организованной преступности

Обучаемый должен

Иметь представление:



  • о психологической структуре личности преступника и понятие «организованная преступность»;

знать:

  • типологию личности преступника;

  • характеристики преступного общества, ее мотивации;

Понятие “личность преступника”. Причины десоциализации. Типология личности преступника, программа изучения личности преступника и ее структура. Психология организованной преступности: характеристика преступного сообщества, причины активизации преступной деятельности. Признаки, характеризующие организационную преступность. Ее мотивация.


Раздел VII. Профессиональная этика юриста
Тема 1. Этика – учение о морали
Обучаемый должен

Иметь представление:



  • о этике, как науке о морали и ее месте в процессе подготовки юриста-практика;

знать:

  • определение структуру и функции морали, ее категории;

уметь:

  • аргументировать роль этических категорий в деятельности юриста – практика;

Мораль, ее функции и структура. Мораль и право. Категории этики: добро, зло, долг, справедливость, совесть, достоинство и честь.

Тема 2. Юридическая этика – вид профессиональной этики

Обучаемый должен

Иметь представление:


  • о юридической этике, как отраслевой этической науки;

знать:

  • понятие и виды профессиональной этики;

уметь:

  • вырабатывать нравственные качества, необходимые для деятельности юриста-практика;

Понятие и виды профессиональной этики. Особенности профессии юриста и её нравственное значение. Судебная этика, ее содержание и значение.


Тема 3. Нравственные качества юриста

Обучаемый должен

Иметь представление:


  • о системе морально-нравственных качествах юриста;

знать:

  • систему морально-нравственных качествах юриста, кодекс чести судью РФ,

  • служебный этикет юриста;

уметь:

  • реализовывать на практике приобретенные знания;

Система морально-нравственных качеств юриста. Нравственно-психологические качества судьи, следователя, прокурора. Кодекс чести судьи Российской Федерации и правила поведения юристов в профессиональной и внеслужебной деятельности. Служебный этикет юриста.



ЛИТЕРАТУРА
НОРМАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ
1. Конституция РФ 1993 года.
2. Декларация прав и свобод человека и гражданина / Принята Верховным Советом РСФСР 22.11.91. // Ведомости РСФСР. 1991. № 52.
3. Закон РФ от 02.07.92 “О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании” в ред. Федерального закона от 21.07.98 // СЗ РФ. 1998. № 30.
4. Постановление Пленума Верховного Суда СССР и Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.90 № 5 “О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних и о вовлечении их в преступную и иную антиобщественную деятельность”, с изменениями.
5. Постановление от 19.10.71 № 9 “О судебной практике условно-досрочного освобождения осужденных от наказания и замены неотбытой части наказания более мягким”, с изменениями.

Основная


  1. Гуревич П.С. Психология. М.: Знание, 1999.

  2. Курс практической психологии, или как научиться работать и добиваться успеха. Составитель: Кашапов Р.Р. Иж.: Изд. Удм. Ун-та, 1999.

  3. Немов Р.С. Практическая психология. Познай себя. Влияние на людей. М.: Владос, 1998.

  4. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Сто экзаменационных ответов по психологии. Р-н-Д.: Изд. центр “Март”, 1999.

  5. Абрамов Г.С. Практическая психология. Екатеринбург, “Деловая книга”, 1999.

  6. Годжруа Ж. Что такое психология. М.: “Мир”, 1992.

  7. Краткий психологический словарь. Сост. Л.А. Карпенко. М.: “Политиздат”, 1985.

  8. Немов Р.С. Психология в 3-х книгах. М.: “Владос”, 1999.

  9. Платонов Н.К., Голубев Г.Г. Психология. М.: “Высшая школа”, 1977.

  10. Соколов Е.Е 13 диалогов о психологии. М.: “Наука”, 1994.

  11. Ярошевский М.Г. Психология в 20 столетии. М.: “Политиздат”, 1974.

  12. Юнг К.Г. Воспоминания, сновидения, размышления. М.: “Инициатива”, 1998.

  13. Китаев – Смык Л.А. Психология стресса. М.: “Наука”, 1983.

  14. Лапп Д. Улучшить память в любом возрасте. М.: “Мир”, 1993.

  15. Никифоров А.С. Эмоции в нашей жизни. М.: “Сов. Россия”, 1974.

  16. Психология. Педагогика. Этика. Под. ред. Наумкина Ю.В. М.: Юнити”, 1999.

  17. Шадриков В.Д. Деятельность и способность. М.: “Логос”, 1994.

  18. Андреева Г.Н. Социальная психология. М.: “Наука”, 1994.

  19. Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей. М.: “Прогресс”, 1990.

  20. Куличевский В.И. Психологические проблемы управления коллективом. Киев: “Книга”, 1985.

  21. Сборник тестов для оценки деловых и психологических качеств специалистов и руководителей. М.: 1991.

  22. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание конфликт. Новосибирск: “Наука”, 1983.

  23. Андрееев О.А., Хромов Л.Н. Тренируйте память. М.: “Просвещение”, 1994.


Дополнительная


  1. Васильев В.Л. Юридическая психология. Л.: Лениздат, 1974.

  2. Губин А.В., Чуфаровский Ю.В. Общение в нашей жизни. М.: Новый юрист, 1992.

  3. Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М.: Знание, 1970.

  4. Оксамытный В.В. Правомерное поведение личности. Киев: “Высшая школа”, 1985.

  5. Чуфаровский Ю.В. Основы юридической психологии. М.: Новый юрист, 1998.

  6. Социальная психология и этика делового общения под ред. В.А. Лавриенко М.: “Юнити”, 1995.

  7. Гиппенрейоер Ю.Б. Введение в психологию. М.: ЧеРО, 1997.

  8. Кобликов А.С. Юридическая этика. М.: “Норма-инфа”, 1999.

  9. Леонгард Е. Акцентуированные личности. К.: “Высшая школа”, 1989.

  10. Бенни М. Как развить навыки делового общения. “Урал LTD” 1999.

  11. Делакур Ж.В. Большой словарь характеров. М.: Зевс, 1997.

  12. Фрейд З. Введение в психологию. М.: Наука, 1989.

  13. Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. – М.: Юристъ, 1996.

  14. Пиз А. Язык телодвижений. Нижний Новгород: “Ай Кью”, 1992.


Тематический план


№№


Наименование разделов и тем

Кол-во часов при очной форме обучения

лекции

практические




Раздел I. Введение в юридическую психологию

4 часа




1.

Тема 1.1. Юридическая психология в системе научного знания. Ее предмет и задачи.

2




2.

Тема 1.2. История развития юридической психологии

2







Раздел II. Психические процессы, явления и состояния.

4 часа




3.

Тема 2.1. Система психологических процессов.

2

2



Раздел III. Психологическая подготовка к юридической деятельности

8 часов




4.

Тема 3.1. Память, мышление, интуиция, речь в юридической деятельности.

2

2

5.

Тема 3.2. Чувства и эмоционально-волевая устойчивость в юридической работе.

2

2




Раздел IV. Личность и юридическая деятельность.

8 часов




6.

Тема 4.1. Социально-психологическая характеристика личности

2




7.

Тема 4.2. Направленность личности, мотивация деятельности и поведения личности.

2




8.

Тема 4.3. Темперамент, характер, способности.

2

2




Раздел V. Социально-психологические основы юридической деятельности

12 часов




9.

Тема 5.1. Деловое общение как социально-психологический феномен.

2




10.

Тема 5.2. Методы юридической психологии при изучении личности.

2




11.

Тема 5.3. Психология юридического труда.

2




12.

Тема 5.4. Коллектив, психологический климат коллектива

2




13.

Тема 5.5. Конфликт в коллективе

2

2




Раздел VI. Психологический анализ преступной деятельности

6 часов




14.

Тема 6.1. Социально-психологические причины преступления.

2




15.

Тема 6.2. Психологический анализ личности преступника и организованной преступности.

2

2




Раздел VII. Профессиональная этика юриста.

6 часов




16.

Тема 7.1. Этика – учение о морали.

2




17.

Тема 7.2. Юридическая этика вид профессиональной этики.

2




18.

Тема 7.3. Этикет юриста.

2







ИТОГО: 48 часов











Журналисты пишут, потому что им нечего сказать; и им есть что сказать, потому что они пишут. Карл Краус
ещё >>