Примерная программа история и философия науки Рекомендуется для направления подготовки 111100 - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Примерная программа наименование дисциплины «философия» Рекомендуется... 1 366.64kb.
Программа дисциплины Философия  для направления 030600. 62 6 710.4kb.
Программа дисциплины Западная философия до середины ХХ века для направления 7 400.41kb.
Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) 4 615.01kb.
Программа дисциплины Введение в историю и философию научного эксперимента... 1 360.12kb.
Рабочая программа Наименование дисциплины: «Современная история» 3 472.36kb.
Примерная программа рекомендуется для направления подготовки (специальности) 3 348.83kb.
Программа дисциплины Логика для направления 030100. 62 Философия... 11 818.37kb.
Программа дисциплины Всеобщая история для направления 030100. 7 522.25kb.
Программа дисциплины Всеобщая история для направления 030100. 7 525.91kb.
Программа дисциплины Всеобщая история для направления 030100. 7 526.01kb.
Проблема сложности в современной зарубежной философии 1 209.56kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Примерная программа история и философия науки Рекомендуется для направления подготовки - страница №1/1



Министерство образования и науки Российской Федерации









ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА
История и философия науки


Рекомендуется для направления подготовки –
111100 «ЗООТЕХНИЯ»

Квалификация (степень) выпускника



Магистр
Звание «магистр-инженер»

Москва 2011





  1. Цели и задачи освоения дисциплины «История и философия науки»


Цель изучения дисциплины – формирование у студентов (магистров) представлений о тенденциях исторического развития науки и об ее основных мировоззренческих и методологических проблемах.
Задачи дисциплины:

  • дать представление об основных научных проблемах и дискуссионных вопросах в изучении науки;

  • выработка у студентов способности к рациональному критическому восприятию идей, ценностей, установок, относящихся к миру науки.

  • освоение студентами общие закономерности и конкретное многообразие форм функционирования истории и философии науки;

  • понимание динамики взаимоотношений «наука-власть-общество»;

  • подготовить студентов к применению полученных знаний при осуществлении конкретных социальных исследований




  1. Место дисциплины «История и философия науки» в структуре ООП:

Учебная дисциплина «История и философия науки» базируется на дисциплинах «Философия», «Философские проблемы в биологии», «Социология», «История», «Культурология», «Психология и педагогика».


Приступая к изучению дисциплины «История и философия науки» студент должен иметь достаточные знания в области философии, истории, социологии, культурологии.

Приступая к изучению дисциплины «История и философия науки» студент должен продемонстрировать следующие знания и умения:



  • владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

  • уметь логически верно, аргументировано и ясно, строить устную и письменную речь;

  • уметь использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области гуманитарных наук;

  • использовать основные технические средства в профессиональной деятельности: работать на компьютере и в компьютерных сетях, использовать универсальные пакеты прикладных компьютерных программ;

  • проявлять творческие качества;

  • заботится о качестве выполняемой работы;

  • уметь работать самостоятельно и в команде.


3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины «История и философия науки»:

Выпускник по направлению подготовки «Зоотехния» с квалификацией (степенью) «магистр» в соответствии с задачами профессиональной деятельности и целями основной образовательной программы должен обладать следующими компетенциями:


а) общекультурные (ОК)

  • способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень;

  • способность проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, брать на себя всю полноту ответственности;

  • способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности.


б) профессиональные (ПК):

производственно-технологическая деятельность;

  • способность формировать и решать задачи в производственной и педагогической деятельности, требующие углубленных профессиональных знаний;

организационно-управленческая деятельность:

  • способность к разработке проектов и управлению ими;

  • способность к организации научно-исследовательской деятельности;

научно–исследовательская деятельность:

  • способность формировать решения, основанные на исследованиях проблем, путем интеграции знаний из новых или междисциплинарных областей;

педагогическая деятельность:

  • способность и готовность использовать современные психолого-педагогические теории и методы в профессиональной и социальной деятельности;

  • способность к изучению и решению проблем на основе неполной или ограниченной информации;

проектная деятельность:

  • способность к разработке научно-обоснованных систем ведения и технологий отрасли;

  • изучение философии науки как вузовской учебной дисциплины способствует формированию у студентов представления о науке как о сложном, многомерном и во многом противоречивом процессе, который развивается в современном мире и радикально изменяющем наше общество.


В результате освоения дисциплины «История и философия науки» обучающийся должен:
знать:

  • место истории и философии наук (науковедения) в системе гуманитарных дисциплин;

  • проблемы возникновения науки, структуру, динамику, уровни и формы научного знания;

  • специфику объекта, предмета и метода, структуру науковедения как науки, историю её становления и развития;

  • об основных концепциях современной философии науки;

  • основные средства и методы научного познания;

  • основные проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук;

  • общие закономерности научной деятельности по производству научных знаний;

  • историко-философские и социокультурные традиции в формировании науковедения.

  • роль ветеринарии (биологии, зоотехнии, сельского хозяйства, товароведения) в процессе накопления и осмысления научных знаний.


уметь:

  • использовать полученные сведения и навыки по истории и философии науки в научной, профессиональной и общественной деятельности.

  • оценивать и давать обоснованный критический анализ различным научным теориям, гипотезам и пр.

  • выделять основные доминанты развития той или иной науки, глубинную взаимосвязь её положений с выводами других наук, философскими идеями и вненаучными факторами.

  • показать взаимосвязь различных сфер жизни людей, их влияние на науку.


владеть:

  • навыками анализа достижений науки;

  • навыками рассуждений по науковедческой проблематике;

  • набором наиболее распространённой научной и философской терминологии и навыками её точного и эффективного использования в устной и письменной речи.

  • техникой работы с научными текстами.

  • навыками применение научной методологии в изучении медико-биологических явлений.



4. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы.




Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

1 семестр

Аудиторные занятия (всего)

32

32

В том числе:

Лекции

8

8

Практические занятия (ПЗ)







Семинары (С)

24

24

Лабораторные работы (ЛР)







Самостоятельная работа (Всего)

112

112

В том числе







Курсовой проект (работа)







Расчётно-графические работы.







Реферат



1


Вид промежуточной аттестации

экзамен

экзамен

Общая трудоемкость дисциплины

часы
зачётные единицы

\


144
4

144
4





5. Содержание дисциплины «История и философия науки».

5.1. Содержание разделов дисциплины «История и философия науки»
Раздел 1. Наука как способ познания мира.

1.1. Философия науки, ее предмет и основные проблемы.

Понятие «наука». Предмет философии науки. Наука как форма духового производства. Важнейшие аспекты бытия науки: наука как система знаний, как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры. Критерии научности и основные особенности научного познания.

Главные отличительные признаки науки. Основания науки и их структура. Идеалы и нормы научного познания.

Структура научного познания. Научная картина мира. Уровни научного познания. Общие закономерности развития науки. Научная картина мира и ее функции. Структура научной картины мира. Исторические формы научной картины мира. Научное и ненаучное познание. Наука и общество. Личность и наука. Наука и паранаука.


1.2. Философско-методологический анализ науки.

Эволюция философских подходов к анализу науки. Общенаучные подходы в исследовании: структурный, системный, функциональный, информационный, алгоритмический, вероятностный. Позитивистская традиция в философии науки. Концепции К. Поппера, И. Лакатоса, Т. Куна, П. Фейерабенда.

Социологический и культурологический подходы к исследованию развития науки.

Объект и предмет исследования. Цель и задачи в структуре научного исследования. Виды эмпирического и теоретического исследования. Методы эмпирического исследования. Методы теоретического исследования. Роль науки в жизни современного общества и в формировании личности. Формы организации науки. Отношение науки с обществом, властью и бизнесом.

Предвидение и прогноз в науке. Язык науки. Обоснование результатов исследования. Виды обоснования. Методы систематизации научных знаний (классификация и типологизация и т.д.)
Раздел 2. История становления и развития науки.

2.1. Преднаука и наука. Рецептурное знание цивилизаций Древнего Востока.

Истоки научных знаний. Периодизация развития науки. Преднаука древневосточной культуры. От мифа к логосу. От логоса к преднауке. Основные черты древневосточной науки. Влияние мифологии на формирование науки и философии.

Отделение умственного труда от физического как предпосылка формирования науки. Ремесленная и учёная традиция и их взаимодействие в ходе эволюции научного и технического знания. Роль жречества и чиновников (писцов) в науке стран Древнего Востока. Наука Древнего Египта и Междуречья.

Влияние религии на становление науки в Египте и Междуречье. Астрономические, математические, биологические и медицинские знания жителей Древнего Египта и Междуречья. Развитие техники в Египте и Междуречье. Развитие науки в древней и средневековой Индии. Брахманы как носители знаний. Наука в древнем и средневековом Китае. Особенности мировоззрения жителей Китая и их влияние на развитие науки.

Развитие медицинских знаний и методов лечения в Китае. Астрономические и географические знания в древнем и средневековом Китае. Становление исторической науки в Китае. Сыма Цянь. Развитие ветеринарии в странах Древнего Востока.
2.2. Становление первых форм теоретического знания в античной культуре.

Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Аспекты проявления начала теоретической мысли в античной культуре. Социальные условия античной цивилизации, которые определяли объективность знания. Научные программы (школы) в античной культуре. Понятие «техне» в античной культуре. Соотношение науки и «техне».

Развитие геометрических знаний. Евклид и его труд «Начала». Фалес и его теория о равенстве углов. Математическая программа Пифагора. Корпускулярная теория Левкипа и Демокрита. Проблемы человеческого познания в философии софистов и элеатов. Теория доказательств у софистов и элеатов. Ионийская физика. Зенон и его принцип «от противного». Апории Зенона как логико-математический парадокс. Атомизм как научная программа античности и его влияние на все последующее развитие науки. Гиппократ и зарождение античной медицины.

Основатели атомизма - Левкипп и Демокрит. Мир идей Платона. Научная программа Аристотеля. «Наука доказывающая». Физика Аристотеля. Классификация наук Аристотелем. Гилеморфизм и телеологизм в научных воззрениях Аристотеля.

Значение античного этапа развития науки. Развитие научных знаний в области математики, механики (физики), медицины, астрономии, космогонии. Архимед, его деятельность как математика и инженера. Александрийская математическая школа. Натурфилософские наследия К. Птолемея. Геоцентрическая система мира.
2.3. Особенности развития средневековой науки и эпохи Возрождения.

Особенности развития средневековой науки. Теоцентризм как духовная доминанта средневековья. Онтологическое измерение теоцентризма. Гносеологическое измерение теоцентризма. Антропология и аксиология (учение о человеке, теория ценностей). Особенности эпистемологии (научное знание). Становление полумистического экспериментального метода познания природы. Качественный характер знания. Отрицание объективных законов природы. Универсализм мировоззрения. Комментаторский характер знаний. Амбивалентность средневековой науки. Образования европейских университетов. «Сумма теологии» Фомы Аквинского как образец схоластической науки и философии.

Р.Гроссет, Р.Бэкон, Ж.Буридан, У.Оккам и др. Средневековая наука на Востоке - прогресс в области математических, физических, астрономических, медицинских знаний. Научные центры арабского Востока: «Дом мудрости» в Багдаде. Деятельность аль-Фараби. Ибн-Сина как медик и философ. Математика в странах арабского Востока: аль-Хорезми, Омар Хайям.

Преодоление антично-средневековой космософии (теоретическая модель космоса). Синтез теории и опытно-экспериментальной методологии. Построение гелиоцентрической модели мира. Николай Коперник («Об обращении небесных сфер»). Учение Тихо Браге об эллиптическом движении комет. Джордано Бруно как натурфилософ.

Учение о бесконечности, вечности, одушевленности, способности к саморазвитию, населенности иными цивилизациями. Иоганн Кеплер и его законы о движении небесных тел. Биологические и медицинские достижения эпохи Возрождения. Г. Галилей как учёный-естествоиспытатель. Галилео Галилей против схоластики и догм, связанных в Аристотелем. Гипотетико-дедуктивный метод познания. Опровержение телеологизма Аристотеля. Астрономические открытия Галилея.
2.4. Формирование классической науки в Новоевропейской культуре.

Классический идеал научного знания. Основные черты классической науки. Наука и религия в новое время. Деизм и его роль в развитии науки. Механицизм как преобладающий тип представлений о природе. Новые формы организации научных сообществ. Изобретение новых научных приборов как фактор развития науки. Методологическая программа эмпиризма и рационализма, их философские основания. Обоснование индукционистского эмпиризма в философии Ф. Бэкона. Развитие методологии эмпиризма в воззрениях Т. Гоббса и Дж. Локка. Рационалистический метод Р. Декарта. Методологические идеи Б. Спинозы, Б. Паскаля и Г. Лейбница. Дискуссии между нативизмом и иннативизмом. «Математические начала натуральной философии» И. Ньютона. Метод принципов И. Ньютона. Отделение физику от метафизики. Оформление новой (гелиоцентрической) картины мира. Р. Бойль как основоположник научной химии. Опыты Б. Паскаля и Э. Торричелли. О. Рёмер и измерение скорости света.

Развитие математики: система координат Декарта, счётная машина Паскаля, открытие И. Ньютоном и Г. Лейбницем дифференциального и интегрального исчисления.

Развитие биологии: открытие У. Гарвеем кругов кровообращения. У. Гарвей как основоположник эмбриологии. Применение микроскопов Р. Гуком и А. Левенгуком.


2.5. Становление неклассического этапа развития науки на рубеже XIX-XX вв. Наука ХХ века.

Кризис механистической картины мира. Кризис понятия материи. Новое определение материи В. И. Лениным. Открытия Максвелла (теория поля), Беркеля, Рентгена, Кладовской-Кюри и др. Открытие корпускулярно-волнового дуализма (Гейзенберг). Формирование принципа дополнительности Нильса-Бора.

Атрибутивная трактовка соотношения материи, времени и пространства в общей и специальной теории относительности Эйнштейна. Новые эпистемологические модели, противоположные механицизму. Эмпириокритицизм Маха.

Возникновение новых культурологических и философских концепций. Основные особенности неклассической науки. Теория поля Максвелла. Деятельность А. Беккереля и супругов Кюри. Открытие корпускулярно-волнового дуализма (Гейзенберг).

Принцип дополнительности Нильса-Бора. Квантовая теория М. Планка. Открытие электрона Д. Томсоном. Специальная теория относительности Эйнштейна. Значение теории относительности для дальнейшего развития науки. Эмпириокритицизм Маха.

Проблема клонирования и других биотехнологий. Генная инженерия. Научно-техническая революция и её влияние на характер развития науки в 20 веке. Развитие биологии и медицины в 20 в.


Раздел 3. Философия и наука на рубеже ХХ-ХХI вв.

3.1. Основные характеристики современной постнеклассической науки.

Предпосылки появления постнеклассической науки. Общенаучные предпосылки. Культурологические и эпистемологические новации как причины возникновения постнеклассической науки. Особенности постнеклассической науки.

Широкое распространение идей и методов синергетики. Стремление построить общенаучную картину мира на основе принципов универсального (глобального) эволюционизма. Философия постмодернизма: духовно теоретические истоки и основные этапы становления. Ценности и цели философии в эпоху постмодерна. Формирование основных школ философии науки в постклассической философии.

Связь проблематики философии науки с различными школами постклассической философии (позитивизм, неокантианство, прагматизм, философия жизни, феноменология и пр.). Сциентистские течения в постклассической философии (позитивизм, прагматизм). Антисциентистские течения в постклассической философии (Философия жизни, экзистенциализм). Основные исследовательские стратегии в постклассической западноевропейской философии. Основные теории постнеклассической науки (теория систем, теория самоорганизации (синергетика), теория управления, теория информации). Критика идеологии рационализма эпохи Просвещения – основа постмодернизма. Формирование целостного подхода. Оформление идеи коэволюции. Появление междисциплинарной науки. Ориентация науки на нормы и ценности общества. Современная наука этически не нейтральна (бомбы, ядерное оружие). Развитие в современной науке идеи глобального эволюционизма. Возникновение концепции о позитивной роли хаоса и его принципиальной неустранимости.
3.2. Научно-технический прогресс и антропологический кризис современности.

Научно-технический прогресс - этапы приращения научной и технологической мощности общества. Технические революции. Компьютерная революция. Информационное общество. Положительные и негативные тенденции в информационном обществе. НТП и глобальные проблемы. Виды глобальных проблем.

Антропологический кризис, как глобальная проблема. Концепция одномерного человека Маркуза. Угроза генетическому и психическому здоровью человека. Фрагментация человека. Угроза клонирования и неизвестных его последствий, генетически модифицированных продуктов. Аспекты проблемы клонирования. Императивы (требования), способствующие преодолению антропологического кризиса. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.
Раздел 4. Наука как социальный институт. Этос науки.

4.1. Наука как социальный институт.

Различные подходы к определению социального института науки. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. Наука как система фундаментальных и прикладных исследований. Наука и образование. Школы в науке. Проблема преемственности и смены поколений в научном сообществе.

Профессиональная ответственность ученого. Ученый, исследовательский коллектив, научное сообщество. Научные сообщества и их исторические типы (республика ученых 17в.; научные сообщества эпохи дисциплинарного организованной науки; формирование междисциплинарных сообществ науки 20 столетия). Автономия научного сообщества. Позитивные и негативные функции научного сообщества.

Способы трансляции научных знаний. Компьютеризация науки и ее социальное последствие. Основные этапы институализации науки. Формы организации науки. Основные формы организации науки. Отношения науки с обществом, властью и бизнесом. Наука как социокультурный феномен. Отношения науки с мифологией, религией и искусством. Наука и экономика. Государственное регулирование и стимулирование научной деятельности.

Общество и наука. Политические институты и их влияние на функционирование науки. Современная наука и особенности ее развития в России. Конкуренция и конфликты в науке. Наука и власть. Наука и политика. Наука и идеология.
4.2. Этос науки

Проблемы научной ответственности. Концепция “нормативного этоса” науки Р.Мертона. Критический анализ концепции Мертона: академическая и "большая наука", соотношение норм и контрнорм. Становление современного (новоевропейского) научного этоса. Компоненты этоса современной науки. Снижение «качества знания» при нарушении этики науки.

Наука в системе социальных ценностей. Наука как ценность в современной культуре. Инструментальная и мировоззренческая ценность науки. Сциентизм и антисциентизм в оценке настоящего и будущего науки.

Социальные ценности и нормы научного этоса. Амбивалентность научного сознания. Проблемы мотивации и признания в науке. Возможности и границы науки. Творческая свобода и социальная ответственность

ученого.

Этика науки и ее роль в становлении современного типа научной рациональности. Социальный контрольнад наукой. Перспективы развития и новые ценностные ориентиры современной науки.


5.2 РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ С ОБЕСПЕЧИВАЕМЫМИ (ПОСЛЕДУЮЩИМИ) ДИСЦИПЛИНАМИ




Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№№ разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

1

История

+

+

+

+

2

Философия

+

+

+

+

3

Философские вопросы биологии (курс по выбору)

+

+

+

+

4

Политология, социология

+

+

+

+


5.3. РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИН И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ

Наименование

раздела дисциплин


Лекции

Сем.

занятия

СРС

Всего

1. Наука как способ познания мира.

2

4

28

34

2. История становления и развития науки.

2

12

26

40

3. Философия и наука на рубеже ХХ-ХХI вв.

2

4

30

36

4. Наука как социальный институт. Этос науки.

2

4

28

34

Всего

8

24

112

144


6. Лабораторный практикум. Не предусмотрен

7. Практические занятия (семинары)




п/п

Тема семинарского занятия

Кол-во часов

Учебно-методическое обеспечение учебного модуля

Тема №1. Наука как способ познания мира.

1.

Философия науки, ее предмет и основные проблемы.

2

Учебные пособия, конспекты лекций, схемы и таблицы, тесты.

2.

Философско-методологический анализ науки.

2

Учебные пособия, конспекты лекций, схемы и таблицы, тесты

Тема №2. История становления и развития науки

1.

Преднаука и наука. Рецептурное знание цивилизаций Древнего Востока.

2

Учебные пособия, конспекты лекций, схемы и таблицы, тесты

2.

Становление первых форм теоретического знания в античной культуре.

2

Учебные пособия, конспекты лекций, схемы и таблицы, тесты

3.

Особенности развития средневековой науки и эпохи Возрождения.

2

Учебные пособия, конспекты лекций, схемы и таблицы, тесты

4.

Формирование классической науки в Новоевропейской культуре.

2

Учебные пособия, конспекты лекций, схемы и таблицы, тесты

5.

Становление неклассического этапа развития науки на рубеже XIX-XX вв. Наука ХХ века.

4

Учебные пособия, конспекты лекций, схемы и таблицы, тесты

Тема №3. Философия и наука на рубеже ХХ-ХХI вв.

1.

Основные характеристики современной постнеклассической науки

2

Учебные пособия, конспекты лекций, схемы и таблицы, тесты

2.

Научно-технический прогресс и антропологический кризис современности.

2

Учебные пособия, конспекты лекций, схемы и таблицы, тесты

Тема №4. Наука как социальный институт. Этос науки.

1.

Наука как социальный институт.

2

Учебные пособия, конспекты лекций, схемы и таблицы, тесты

2.

Этос науки

2

Учебные пособия, конспекты лекций, схемы и таблицы, тесты

Итого:24 ч.


8. Примерная тематика курсовых проектов.

Курсовые проекты не предусмотрены.



9. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

А) Основная литература


  1. Гайденко П. П. История греческой философии в ее связи с наукой. Издательство: Либроком, 2009. - 264с.

  2. История и философия науки: учеб. пособие / Н.Ф. Бучило, И.А. Исаев ; Министерство образования РФ. - М.: Проспект, 2010. - 427 с.

  3. Рузавин Г.И. Философия науки: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М., 2005.

  4. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы: учебник для системы послевузовского профессионального образования / В.С. Степин. - М.: Гардарики, 2007. - 382 с.

  5. Философия науки / под ред. С.А. Лебедева: Учебное пособие для вузов. Изд. 5-е, перераб. и доп. - М.: Академический Проект; Альма Матер, 2007. - 731 с.


Б) Дополнительная литература

  1. Зеленов Л.А., Владимиров А.А., Щуров В.А. История и философия науки: учеб. пособие / - М.: Флинта, 2008. - 471 с.

  2. Богатов В. В. Этика в научной деятельности // Вестник ДВО РАН, 2008, № 1, С. 144-157

  3. Ивин А. А. Современная философия науки. М. Высшая школа. 2005. -592 с.

  4. Канке В.А. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. - М.: Логос, 2002. - 368 с.

  5. Котенко В.П. История и философия классической науки : учеб. пособие для вузов / В.П. Котенко. - М.: Академический Проект, 2005. - 473 с.: ил.

  6. Кун Т. С. Структура научных революций: [сборник] / Томас Самюэль Кун. - М.: АСТ, 2004. - 605 с.

  7. Лебедев С.А. Взаимосвязь естествознания и философии // Философия современного естествознания. М.: Фаир-Пресс, 2004.

  8. Майоров Г. Г. Теоретическая философия Г. Лейбница. 2006

  9. Меркулов И. П. Эпистемология (когнитивно-эволюционный подход). Т. 1. - СПб.: РХГИ, 2003. - С. 472.

  10. Лебедев С. А., Ильин В. В., Лазарев Ф. В., Лесков Л. В. Введение в историю и философию науки. - 2-е издание. - М.: Академический проект, 2007.

  11. Микешина Л. А. Философия науки: учеб. пособие для гуманитарных и негуманитарных направлений и специальностей вузов России / Л. А. Микешина. - [2-е изд., перераб. и доп.]. - Москва: Международный университет в Москве, 2006. - 439 с.

  12. Разин А.В. Этика. М., 2005.

  13. Томпсон М. Философия науки. - М.; Фаир-Пресс, 2003. - 304 С.

  14. Философия экологического образования /Отв. ред. И.К. Лисеев. - М., 2001.

  15. Эйнштейн А. Эйнштейн о религии. - М.: Альпина нон-фикшн, 2010. - 144 с.

  16. Этика: Учебник / Под общей редакцией А.А. Гусейнова и Е.Л. Дубко. М., 2004.

  17. Яковлева Е.Ю. Научное и вненаучное знание. Спб., 2000.


В) Программное обеспечение и Интернет-ресурсы

  1. http://www.filosofium.ru/

  2. http://kfisgn.ucoz.ru/

  3. http://www.hispolit-academy.narod.ru/

  4. http://dshesterin.narod.ru/articles/Kohanovsky.htm/

  5. http://zyckova-m.narod.ru/stati/ekz_po_fil_kan_min/

  6. Любые поисковые системы Яндекс, Гугл и др.


10. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

«История и философия науки»

Подготовленные преподавателями кафедры мультимедиа-слайды, аудиозаписи лекций по религиоведению, схемы, таблицы, рисунки, презентации и др. наглядные пособия, демонстрируемые в аудитории на экран с помощью современных технических средств обучения. Тексты религиозных и религиоведческих сочинений на СD-rom. Мультимедиа-тесты. Материалы сети Интернет («Википедия» и пр.).

Компьютерный класс с выходом в сеть Интернет; проектор для показа мультимедиа-слайдов; DVD-проигрыватель для демонстрации учебных фильмов.
11. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «История и философия науки»
Рекомендуется разбить курс на модули, в целом совпадающие с дидактическими единицами. Главным оценочным средством контроля успеваемости является тестирование.

Ниже приводится примерные тестовые задания по дисциплине «История и философия науки».




  1. Как называется метод познания того, что открывается нашему пониманию лишь в процессе его разыгрывания в воображении (в частности, познания исторических явлений)?

а) аналитический метод;

б) аналогический метод;

в) герменевтический метод;

г) логический метод.



  1. Какое из перечисленных познавательных действий специфично для познания социально-исторических явлений?

а) математическая обработка эмпирических данных;

б) объективная констатация фактов;

в) понимание смысла и оценка явлений;

г) причинное объяснение явлений;



  1. Какой из перечисленных методов, применяемых в историко-философских исследованиях, является формальным, а не содержательным?

а) исторический метод;

б) компаративный метод;

в) логический метод;

г) энциклопедический метод.



  1. Как называются авторы, которые излагают различные философские учения без усмотрения логических и исторических связей между ними?

а) биографы;

б) доксографы;

в) историографы;

г) этнографы.



  1. В какой философской школе впервые сложилась традиция излагать мнения других философов, предваряя изложение собственного учения?

а) в милетской школе;

б) в перипатетической школе;

в) в платоновской школе;

г) в стоической школе.



  1. Кто автор первого собственно доксографического труда «Мнения физиков»?

а) Аристотель;

б) Платон;

в) Теофраст;

г) Эпикур.



  1. Кто написал сочинение «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов», являющееся одним из важнейших источников сведений о древнегреческих философах?

а) Диоген Лаэртский;

б) Диоген Синопский;

в) Протагор;

г) Фалес.



  1. Кто предпринял первую попытку превращения истории философии в научную дисциплину?

а) Аристотель;

б) Виндельбанд;

в) Гегель;

г) Энгельс.



  1. По определению Гегеля, «История философии есть история открытия мыслей об …, составляющем её предмет». Какое слово должно быть на месте многоточия?

а) абсолютном;

б) изменчивом;

в) историческом;

г) относительном.



  1. По Гегелю, развитие духа заключается в его переходе из состояния «в себе» к состоянию… — Какому состоянию?

а) «для других»;

б) «для себя»;

в) «не в себе»;

г) «от себя»;



  1. Что значит «конкретное», по Гегелю?

а) единичная вещь;

б) единство различного;

в) нечто обособленное;

г) нечто ощутимое.


Правильные ответы на тесты указанные тесты


задания

1

2

3

4

5

6

№ ответа

в

в

г

б

в

б

задания

7

8

9

10

11

12

№ ответа

в

а

г

а

б

б

Разработчики:


ФГОУ ВПО МГАВМиБ имени К. И. Скрябина

зав. кафедры философии и социально-гуманитарных наук,

доктор философских наук, профессор

И.С.Ларионова



ФГОУ ВПО МГАВМиБ имени К. И. Скрябина

доцент кафедры философии и социально-гуманитарных наук,

кандидат исторических наук


Г.Г.Нагиев




Эксперты


Председатель УМС по направлению подготовки 111100 «Зоотехния», зав.кафедрой интенсивных технологий в животноводстве ФГБОУ ВПО РГАУ-МСХА м.К.А.Тимирязева, доктор сельскохозяйственных наук, профессор





Г.Д.Афанасьев


Заместитель председателя УМС по направлению подготовки 111100 «Зоотехния», декан факультета зоотехнологии и агробизнеса ФГБОУ ВПО МГАВМиБ, доктор сельскохозяйственных наук, профессор




А.В.Бакай






Доктор философских наук профессор, зав. кафедрой политологии Российского государственного социального университета (РГСУ), заслуженный работник Высшей школы

Г.И. Овчинова



Доктор философских наук, профессор кафедры социальной философии Российского государственного социального университета (РГСУ).

Отюцкий Г.П.








Ни один женатый мужчина не может считаться счастливым, если он вынужден пить джин худшего сорта, чем до женитьбы. Генри Луис Менкен
ещё >>