Примерная программа для специальности 070109 музыкальное искусство эстрады повышенный уровень - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Примерная программа для специальности 070109 музыкальное искусство... 1 144.19kb.
Примерная программа для специальности 070109 музыкальное искусство... 1 134.86kb.
Примерная программа для специальности 070109 «Музыкальное искусство... 1 137.02kb.
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлениям... 1 109.38kb.
Рабочая программа для специальности 070109 «Музыкальное искусство... 1 80.9kb.
Рабочая программа для специальности 070109 «Музыкальное искусство... 1 216.96kb.
Программа вступительных испытаний творческой направленности по специальности... 1 44.66kb.
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлениям... 1 75.92kb.
Программа подготовительных курсов для абитуриентов специальности... 1 116.98kb.
Программа для поступающих в магистратуру по специальности 1-16 80... 1 114.05kb.
Учебная программа для специальности 1-01 01 02-03 «Начальное образование. 1 211.62kb.
Е. В. Невзглядова Мелодика русского лирического стиха 1 292.28kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Примерная программа для специальности 070109 музыкальное искусство эстрады повышенный - страница №1/1



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО КУЛЬТУРЕ И КИНЕМАТОГРАФИИ

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПО ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

ГАРМОНИЯ

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА


для специальности 070109

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО ЭСТРАДЫ


ПОВЫШЕННЫЙ УРОВЕНЬ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Москва 2005



ОДОБРЕНА

Учебно-методическим советом

по группе специальностей 0500

среднего профессионального

образования


Составлена в соответствии с

государственными требованиями к

минимуму содержания и уровню

подготовки выпускников

по специальности 070109

Музыкальное искусство эстрады





















Председатель: Г.В.Маяровская

Федеральное агентство по культуре и кинематографии

















Составитель: А.А.Тихомиров

преподаватель Государственного

музыкального училища

эстрадно-джазового искусства

(колледжа)





















Рецензенты: Ю.Н.Чугунов

профессор Московского государственного университета культуры и искусств, композитор







П.А.Плотников

преподаватель Государственного

музыкального училища

эстрадно-джазового искусства

(колледжа)





















Редактор: С.Ф.Максимова

















1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс гармонии призван дать студентам знания как об основных стилевых (исторически сложившихся) закономерностях классической гармонии, так и о гармонии в джазовой музыке. В связи с этим, содержание курса включает в себя два раздела.



В первом разделе курса изучается гармония европейских композиторов – классиков, романтиков, композиторов ХХ века - и композиторов русской школы. Данный раздел является базовым. Он посвящен изучению основных закономерностей акустической аранжировки аккорда, функциональных связей, логики движения функциональных сфер в музыкальной форме (предложении, периоде), кадансовых оборотов, проходящих и вспомогательных аккордов, гармонических оборотов, сложившихся в практике композиторов европейских школ.

Курс европейской гармонии является основой, на которой будет базироваться изучение гармонии джаза как яркого и самобытного стилевого направления афро-американской музыки. Музыка джаза – молодой вид искусства, рожденный в начале ХХ столетия, впитавший европейскую музыкальную культуру и культуру негров Америки.



Второй раздел – изучение гармонии в джазовой музыке, важнейшей компоненте, наравне с мелодией и ритмом необходимой для создания музыкального образа и несущей формообразующее начало. Гармония в джазовой музыке выполняет роль фундамента, без которого не может возникнуть и развиваться музыкальная мысль, а также джазовая импровизация. Нередко гармония в джазе берет на себя ведущую роль в ритмико-гармоническом развитии.

Студентам, изучающим гармонию, даются знания основных принципов следования гармонических оборотов (приемы развития гармонии во времени и в музыкальной форме, приемы аранжировки аккордов, ритмических и ладовых особенностей ее применения) и умения реализовать свои знания на практике ( игра на инструменте упражнений, гармонизации музыкальных тем; умение гармонизовать тему письменно, снабдив ее правильной гармонией в различных фактурных решениях), умение проанализировать нотный текст.

Межпредметные связи курса «Гармония» в первую очередь проявляются на занятиях по предмету «Сольфеджио», где знания гармонии подкрепляются слуховым компонентом, что, в свою очередь, дает возможность заниматься аранжировкой как для инструментов, так и для вокального ансамбля, заниматься оркестровкой или создавать свои собственные композиции. Кроме того, гармонический анализ с точки зрения стилевых особенностей использования гармонических средств, помогает в изучении предмета «История стилей музыкальной эстрады».
КОНТРОЛЬ И УЧЕТ ЗНАНИЙ
Весь курс гармонии распределяется на шесть семестров. В конце третьего, пятого и седьмого семестров поводится контрольный урок, в конце четвертого и шестого – зачеты, в конце восьмого семестра – экзамен. В III и IV семестрах проводятся контрольные письменные работы, выполняемые в классе.

Контрольные уроки проводятся в виде устного опроса и игры на инструменте упражнений по темам, пройденным в данном семестре. На контрольном занятии проверяется наличие всех выполненных и исправленных письменных работ. Оценка выводится по результатам устного ответа, игры на инструменте и оценок за выполнение контрольных письменных работ.

Зачеты проводятся в конце учебного года по всем темам курса, пройденным в течение этого года.. Первый зачет – за III и IV семестры, второй зачет – за V и VI семестры.

Требования к зачету:

- сдача теоретического материала с использованием музыкальных примеров;

- игра упражнений на инструменте, полученных в течение учебного года;

- сдача исправленных письменных работ;

- гармонический анализ музыкальных произведений или фрагмента

музыкального произведения (не менее периода).

Экзаменационные требования. VIII семестр

На экзамене по курсу гармонии студенты должны:

- осветить один из теоретических вопросов по курсу джазовой гармонии;

- сыграть на фортепиано джазовые темы с применением всего арсенала средств,

усвоенных при прохождении курса;

- сыграть гармонические секвенции;

- исполнить аккомпанемент блюза с подвижным басом;



- проанализировать предложенный нотный материал, определив жанр, стиль, тональность, музыкальную форму, гармонию, тональный план, фактуру, приемы голосоведения. усвоенных при прохождении курса.
Требования к минимуму содержания по дисциплине

(основные дидактические единицы)
Гармония как средство координации музыкальной ткани по вертикали и горизонтали; выразительные и формообразующие возможности гармонии; последовательное изучение гармонических средств; формирование навыков гармонизации мелодии, анализа нотного текста; воспитание ладо-гармонического мышления в целях свободного владения языком джаза; умение находить оптимальные гармонические решения при гармонизации незнакомой мелодии; гармонизация мелодии по заданным буквенно-цифровым обозначениям; основы джазовой полигармонии.


2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



Наименование разделов и тем


Количество аудиторных часов при очной форме обучения,

Раздел 1

179

III семестр

36

1.1. Введение. Аккорд




1.2. Функция и функциональность




1.3. Соединение трезвучий главных ступеней. Перемещение аккорда




1.4. Гармонизация мелодии и баса трезвучиями главных ступеней




1.5. Каденции, их виды. Кадансовый квартсекстаккорд




1.6. Секстаккорды главных трезвучий. Диатонические секвенции




1.7. Секстаккорд и трезвучие второй ступени




1.8. Квартсекстаккорды главных трезвучий




Контрольная письменная работа




1.9.Септаккорды. Доминантсептаккорд, его обращения и разрешения. Прерванная каденция.




1.10. Септаккорд второй ступени, его обращения и разрешения




Повторение. Контрольная письменная работа




IV семестр

36

1.11. Септаккорд седьмой ступени, его обращения и разрешения




1.12. Нонаккорды пятой и второй ступени




1.13. Трезвучие и секстаккорд III ст. Трезвучие и секстаккорд VII ст. Доминанта с секстой.




1.14.Септаккорды I; III; IV; VI ступеней. (Секвенцаккорды).




1.15. Натуральный минор во фригийских оборотах




Контрольная письменная работа




1.16. Типы тональных соотношений. Тональности первой степени родства. Отклонения. (ДД).




1.17. Хроматизм и альтерация. Альтерация аккордов субдоминантовой и доминантовой группы.




1.18. Модуляция в тональности первой степени родства.




1.19. Хроматические прерванные обороты. (Эллипсис).




Контрольная письменная работа.




Зачет




Раздел 2. V семестр

36

2.1. Введение. Краткий обзор.




2.2. Буквенные и цифровые обозначения аккордов




2.3. Функциональная система аккордов Т; S; Д в джазе




2.4. Гармонические обороты в джазе.




2.5. Роль басовой линии в джазе. Лады.




2.6. Основные джазовые формы. Простейшие каденции.




2.7. Ритмическое оформление гармонии аккомпанемента.




2.8. Блюз, блюзовый лад, форма, гармония




Повторение




Контрольный урок




VI семестр

36

2.9. Гармонические замены.




2.10. Фактурные приемы. Тесное расположение.




2.11. Фактурные приемы. Широкое расположение.




2.12. Фактурные приемы. Смешанное расположение.




2.13. Трехголосие




2.14. Аккорды с задержанием. Аккорды нетерцового строения.




2.15. Полиаккорды.




Повторение




Зачет




VII семестр

(Индивидуальная форма занятий, по выбору)

18

2.16. Модулирующие секвенции.




2.17. Усложненная блюзовая гармония.




2.18. Мелодическая связь аккордов.




2.19. Различные фактурные решения при гармонизации мелодии




Контрольный урок




VIII семестр

(Индивидуальная форма занятий, по выбору).

17

2.20. Подробная гармонизация




Повторение




Экзамен



3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ПЕРВЫЙ РАЗДЕЛ



1.1. Введение. Аккорд.

Гармония как научный музыкальный предмет, изучающий аккорды, их аранжировку, связь между ними, развитие гармонии во времени и в музыкальной форме. Исторический экскурс.

Аккорд, структуры аккордов. Основная аккордовая структура – терцовая. Все аккорды терцовой структуры. Четырехголосный склад, название голосов.

1.2. Функция и функциональность.

Лад, взаимоотношение ступеней лада, аккордов. Степени диссонирования аккордов с тональным центром и распределение трезвучий по функциям. Взаимозависимость функций и трезвучий внутри функции. Классические обороты функционального движения: Т–S–Д–Т; Т–Д–Т; Т–S–Т. Переменность функций. Терцовые ряды в мажоре и миноре.



1.3. Соединение трезвучий главных ступеней.

Тесное, широкое и смешанное расположение аккорда; мелодическое положение аккорда. Голосоведение. Удвоение в трезвучиях главных ступеней. Различные принципы соединения аккордов.

Перемещение аккорда, значение перемещения аккорда, приемы перемещения. Скачки терцовых тонов.

1.4. Гармонизация мелодии и баса трезвучиями главных ступеней.

Гармонизация мелодии. Метод гармонизации. Анализ формы мелодии, ее мелодической линии для подбора гармоний и перемещения. Проставить обозначения функций. Выбор расположения, запись баса, правила записи басового голоса, запись средних голосов.

Гармонизация баса. Анализ басового голоса. Проставить обозначения функций. Приемы и правила написания сопранового голоса, запись альтового и тенорового голосов.

1.5. Каденции, их виды. Кадансовый квартсекстаккорд.

Каденция, ее роль и место в музыкальной форме. Виды каденций. Простейший период. Понятие о расширении и дополнении периода.

Кадансовый квартсекстаккорд, его природа, удвоение звуков, перемещение, метрическое положение. Аккорды, окружающие кадансовый квартсекстаккорд.

1.6. Секстаккорды главных трезвучий. Диатонические секвенции.

Секстаккорд, варианты его аранжировки. Смешанное расположение. Соединение секстаккорда с трезвучием, соединение двух секстаккордов, скачки при соединении секстаккорда с трезвучием. Скрытые квинты и октавы.

Диатонические секвенции. Звенья секвенции, восходящее и нисходящее движение. Мелодическая связь между звеньями. Однотипность голосоведения внутри звена. Знакомство посредством секвенции с иными аккордами данного лада. Простейшие обороты звеньев V–I; V6–I.
1.7. Секстаккорд и трезвучие второй ступени.

Секстаккорд второй ступени как субдоминанта с секстой в мажоре и миноре. Наиболее частое применение среди секстаккордов побочных ступеней. Удвоение звуков, разрешение и соединение его с аккордами доминанты, с аккордами своей функции и с кадансовым квартсекстаккордом.

Основное трезвучие второй ступени в мажоре и миноре, удвоение звуков, его соединение с другими аккордами. Гармоническое и мелодическое соединения трезвучий терцового соотношения (IV–II).

1.8. Квартсекстаккорды главных трезвучий.

Квартсекстаккорды главных ступеней, применяемые в качестве проходящих или вспомогательных аккордов, между аккордами одной функции. Помещение их на слабых долях такта. Поступенность движения баса в применении проходящих квартсекстаккордов и выдержанный бас в оборотах со вспомогательными квартсекстаккордами.



1.9. Септаккорды. Доминантсептаккорд, его обращение и разрешение. Прерванная каденция.

Экскурс по видам септаккордов в ладу. Их применение. Доминантсептаккорд, применяемый большей частью в заключительных каденциях, нередко после К64. Доминантсептаккорд полный и без квинтового тона. Разрешение Д7. Д43 в качестве проходящего. Соединение с аккордами субдоминанты. Роль септаккордов в эстрадно-джазовой музыке.



1.10. Септаккорд второй ступени, его обращения и разрешения.

Септаккорд второй ступени – основной септаккорд субдоминантовой группы, как в европейской музыке, так и в джазе. Его разрешение, соединение с аккордами доминанты. Обращение II7. Септаккорд второй ступени и его обращения в расширении субдоминантовой функции, соединение с Д7 и с его обращениями. II2 – в качестве вспомогательного аккорда на басу тоники. Плагальные обороты с участием II65. Гармонический мажор. Обороты: II7 –V43; II43–V7; II2–V65 как звенья диатонической секвенции.


1.11. Септаккорд седьмой ступени, его обращения и разрешения.

Вводный септаккорд в натуральных и гармонических мажоре и миноре, правила разрешения. Обращения аккорда. Субдоминантовые свойства VII43, участие обращений вводного септаккорда в проходящих и вспомогательных оборотах с Д7 и его обращениями (терцовое соотношение септаккордов). Трактовка его септимы (VI ст.) как задержание к V ступени. Применение уменьшенного септаккорда в эстрадно-джазовой музыке, его взаимообращаемость (прием энгармонической замены).



1.12. Нонаккорды пятой и второй ступеней.

Большой и малый доминантнонаккорд. Специфика применения нонаккордов V и II ступеней, их разрешения, подготовка и переход в другие аккорды. Четырехголосное изложение. Частое применение II9 и V9 в эстрадно-джазовой музыке.



1.13 Трезвучие и септаккорд III ступени, трезвучие и секстаккорд VII ступени. Доминанта с секстой.

Использование трезвучия III ступени для гармонизации VII ступени нисходящей гаммы, применение его в русской классической музыке. Секстаккорд III ступени – доминанта с секстой (Д­6). Условия применения III6. Замена К64 секстаккордом III ступени. Разрешение III66) в тонику. Доминантсептаккорд с секстой вместо квинты, а также обращения Д7 (кроме V43). Помещение секстового тона в верхний голос (сопрано).

Трезвучие VII ступени в натуральном миноре. Ладовая переменность в обороте VII–III в натуральном миноре. Применение VI6 в качестве проходящего аккорда в мажоре и миноре.

1.14 Септаккорды I; III; IV; VI ступеней. (Секвенцаккорды).

Преимущественное применение септаккордов I; III; IV; VI ступеней в диатонических секвенциях. Преобладание кварто-квинтовых соотношений. Терцовые и секундовые соотношения септаккордов. Особенности голосования. Применение данных септаккордов в эстрадно-джазовой музыке.



1.15 Натуральный минор во фригийских оборотах.

Особенность нисходящей натуральной минорной гаммы. Натуральный минор в аккордах доминантовой группы. Важнейшие гармонические последовательности с использованием фригийского оборота в верхнем голосе (сопрано) и в басу. Гармонизация фригийского оборота трезвучиями, секстаккордами, квартсекстаккордами и септаккордами. Широкое применение натурального минора в русской музыке и народном музыкальном творчестве. Фригийский оборот в эстрадно-джазовой музыке.



1.16 Типы тональных соотношений. Тональности первой степени родства. Отклонения. Двойная доминанта.

Типы тональных соотношений: отклонение, модуляция и сопоставление. Отклонение – временный уход в другую тональность без закрепления в ней. Тональности первой степени родства. Побочные доминанты - как одно из средств отклонения. Двойная доминанта (VV). Хроматическая система. Хроматическая восходящая секвенция с применением побочной доминанты типа: V7–I–V7II–V7III–V7IV–V7V–V7VI + каденция в основной тональности. Роль и специфика отклонений в эстрадно-джазовой музыке.



1.17 Хроматизм и альтерация. Альтерация аккордов субдоминантовой и доминантовой группы.

Ладовый хроматизм, образованный путем альтерации неустойчивых ступеней лада, обостряющий ладовые тяготения. Образование альтерированных аккордов. Аккорды с увеличенной секстой. Применение альтерированных аккордов, соединения с окружающими их аккордами.



1.18. Модуляция в тональности первой степени родства.

Модуляция – переход в другую тональность с каденционным закреплением в ней. Функциональная связь тональностей. Понятие о степенях родства тональностей. Техника модулирования. Посредствующие и модулирующие аккорды. Модуляции в тональности доминантовой и субдоминантовой группы. Модулирующие секвенции (нисходящие по тонам и полутонам) в мажоре и миноре. Роль модулирующих секвенций в эстрадно-джазовой музыке. Понятие о модуляции в джазовой музыке.



1.19 Хроматические прерванные обороты. (Эллипсис).

Эллипсис как нарушение функциональной логики (подчинение логике голосоведения). Эллиптические обороты и их место в музыкальной форме. Принципы эллиптических замен. Внутритональный и модулирующий эллипсис. Модулирующие эллиптические секвенции в виде доминантовых цепочек: Д7 –Д7; Д7–Д9; Д9–Д9 и т.д.

Эллипсис как один из основных приемов развития гармонии в джазовой музыке.
Второй раздел

2.1. Введение. Краткий исторический обзор.

Краткая история возникновения и развития джаза, постепенное становление гармонического языка джаза. Заимствование в раннем джазе гармонических идиом европейской профессиональной музыки. Гармония – основа импровизации. Отличительные особенности джазовой гармонии: в раннем джазе - блюзовый лад, тяга к диссонирующим созвучиям, возникающим от использования «блюзовых нот»; постепенный отказ от обращений, в связи с этим – стремление к аккордовому параллелизму и т.д.).

Формирование зрелого гармонического языка джаза в 40-х годах. Обилие гармонических секвенций, роль квинтового круга, гармонических замен (эллипсиса), возрастание роли хроматизма, полиаккорды, политональные приемы и т.д.

2.2. Буквенные и цифровые обозначения аккордов.

Буквенно-цифровые и ступеневые обозначения аккордов. Необходимость таких обозначений в связи с наличием импровизации в джазе. Специфика, сходство и различие в обозначениях аккордов в сравнении со сложившимися обозначениями в европейской классической гармонии.



2.3. Функциональная система аккордов T; S; Д в джазе.

Основные функции – тоника, доминанта, субдоминанта. Функциональные контрасты. Аккорды тонической, доминантовой и субдоминантовой функций. Основные септаккорды в джазе – I ступени (большой мажорный септаккорд) – тоника, II ступени (малый минорный септаккорд) – субдоминанта, V и VII ступеней (малый мажорный или доминантсептаккорд и уменьшенный септаккорд) – доминанта. Септаккорды джазового минора (на ступенях дорийской гаммы).



2.4. Гармонические обороты в джазе.

Гармонический оборот или последовательность аккордов. Стандартные гармонические модели, наиболее удобные для импровизации. Названия аккордов по интервальному расстоянию между основными тонами аккордов.

Виды гармонических оборотов:

а) Гармонический риф – повторяющийся неоднократно двухтактовый гармонический оборот.

б) То же самое, только в «растянутом виде», например, в шесть тактов.

в) Оборот в различных точках гармонической схемы в соединении с более необычными гармоническими построениями.

г) Секвенцирование гармонического оборота с отклонением в далекие тональности. Обогащение гармонических оборотов за счет использования альтераций и замен.

2.5. Роль басовой линии в джазе. Лады.

Натуральные и альтерированные лады. Лады, соответствующие основным септаккордам.

Понятие «подвижного баса» в джазе, как основного контрапункта к мелодии. Различные способы построения линии баса: использование аккордовых тонов на сильные доли такта, проходящих тонов, вводных тонов – на слабые, нахождение натуральных и альтерированных ладов ко всем видам септаккордов.

2.6. Основные джазовые формы. Простейшие каденции.

Понятие "квадрата» – построения кратного четырем тактам, не изменяющего своих размеров (количества тактов) при повторных появлениях в форме произведения. Квадрат импровизации совпадает по форме с темой.

Основные джазовые формы:

а) Блюз (блюзовый период).

б) Сложный период.

в) Простая двухчастная форма (двухчастная репризная форма - наиболее типичный вариант в джазе).

Каденция в блюзе занимает два последних такта двенадцатитактового предложения, в сложном периоде – два последних такта шестнадцатитактового предложения, в двухчастной форме – два последних такта восьмитактового предложения части «А». Варианты гармонических оборотов в каденциях. Каденции половинные, заключительные, прерванные.

2.7. Ритмическое оформление гармонии аккомпанемента.

Необходимость овладения навыками ритмизованного джазового аккомпанемента. Использование синкопирования, акцентирования, паузирования в аккордовом аккомпанементе на фортепиано. Овладение принципом триольности, свойственным джазовому мэйстриму. Воспитание чувства свинга.



2.8. Блюз, блюзовый лад, форма, гармония.

Блюз – один из основных жанров и форм джаза всех периодов и течений. Блюзовый лад. Универсальность блюзового лада. Блюзовые ноты. Проникновение минора в мажор, возникновение минорной пентатоники на мажорных аккордах в аккомпанементе. Влияние блюзовых нот на джазовую аккордику. Гармония блюза. Двенадцатитактовый блюз в соотношении и противопоставлении трех-четырех тактов со сменой гармонии. Мелодии блюзов, совпадающие со структурой поэтического текста. Повтор первой строки и резюме в третьей строфе. Особенности блюзовой гармонии – плагальный тип. Блюзы непрерывного мелодического развития. Гармоническое, мелодическое и ритмическое обогащение блюза. Другие разновидности блюза: шестнадцатитактовый блюз; минорный блюз.



2.9. Гармонические замены.

Роль гармонических замен в джазе. Принципы замен. Замены аккордов тонической и доминантовой функций: терцовые и тритоновые замены. Гармонические обороты с приемом замен, отклонения.



2.10. Фактурные приемы. Тесное расположение.

Соединение мелодии с гармонией в тесном расположении (закрытая позиция). Четырех–, пяти–, шестиголосное изложение. Аранжированные аккорды. Наиболее часто встречающиеся интервалы в левой руке. Блокаккордовое изложение. Гармонизация неаккордовых тонов.



2.11. Фактурные приемы. Широкое расположение.

Соединение мелодии с гармонией при широком расположении (открытая позиция). Сходство и отличие применения широкого расположения с классической музыкой. Приемы голосоведения. Самостоятельность голосов. Возможность движения в средних голосах, имитации в средних голосах. Приемы аранжировки в многозвучных аккордах. Аккорды с ведущей септимой.



2.12. Фактурные приемы. Смешанное расположение.

Принципы аранжировки аккордов в смешанном расположении. Различные возможности движения средних голосов. Колорит гармонии при смешанном расположении. Применение обращений аккордов. Аккорды с ведущей терцией.



2.13. Трехголосие.

Трехголосие как эффективное средство для создания мелодически интересных контрапунктов. Основные правила трехголосия. Приемы написания среднего голоса.



2.14. Аккорды с задержанием. Аккорды нетерцового строения.

Задержание в аккордах, их обозначение. Задержания двойные или тройные. Аккорды с задержанной квартой. Аккорды квартовой структуры. Переаранжировка аккордов терцовой структуры в квартовую. Аккорды с добавленными тонами. Роль аккордов нетерцового строения в джазе.



2. 15. Полиаккорды.

Понятие полиаккорда и политональности. Аранжировка полиаккордов, их обозначения. Различные сочетания ладов в образовании полиаккордов. Некоторые варианты сочетаний двух разнотональных аккордов. Распределение полиаккордов по функциям с ориентации на ступеневое положение в ладу аккорда, находящегося в основании.

Особенности использования политональности в джазе. Политональные эффекты при импровизации солиста, а также в клавирном или оркестровом изложении темы.

2.16. Модулирующие секвенции.

Модулирующие секвенции в закрытой и открытой позициях с различным количеством голосов (от трех до шести). Опевание тонов аккорда при исполнении секвенций (мелодико-гармоническая секвенция). Замкнутые и незамкнутые секвенции. Секвенции восходящие и нисходящие по интервалам большой и малой секунды.



2.17 Усложненная блюзовая гармония.

Усвоение более сложных гармонических сеток блюза, включающих альтерированные нонаккорды, ундецимаккорды, терцдецимаккорды. Аккордовые секвенции с использованием тритоновых замен, с более частой сменой гармоний. Усложненные гармонические схемы блюза с подвижным басом в левой руке, или соединение аккордового аккомпанемента в левой руке и импровизации – в правой.



2. 18. Мелодическая связь аккордов.

Двухсторонняя связь аккордов: гармонико-функциональная и мелодическая. Возможность преобладания одной из них. Самостоятельность мелодических связей в джазе. Последования аккордов, не соответствующих их функциональной направленности. Понятие «свободная гармонизация». Появление мелодических связей – тенденция к параллелизму в джазовой гармонии. Примеры гармонизации одного звука. Выбор аккордов и принцип гармонизации. Сочетание мелодической связи с функциональной гармонизацией, возникающей в основном в каденциях, где показывается основная тональность.



2.19. Различные фактурные решения при гармонизации мелодии.1

Свободная фактура - изложение гармонии в левой руке при солирующей правой – одноголосно, интервалами, аккордами.

Насыщенная аккордовая фактура («хоральная») - наличие подголосков в средних голосах, местонахождение мелодии в разных голосах.

Блокаккордовая фактура - сочетание открытой и закрытой позиций, применение фигураций в левой и правой руке, использование пассажей и т.д.

Требования:

а) Сохранить особенности жанра и стиля данной мелодии.

б) Добиваться художественной выразительности.

2.20. Подробная гармонизация (см. сноску 1).

Большинство джазовых тем и эстрадных композиций требуют подробной гармонизации. Средства для подробной гармонизации: использование побочных доминант, гармонические замены, альтерация и хроматизмы, параллелизм, проходящие ступени, задержания и предъемы, сложные аккорды с добавленными ступенями и т.д.

Этапы гармонизации:

а) выбор темы (в медленном или умеренном темпе), располагающей к подробной гармонизации, при которой смена аккордов происходит зачастую на каждую четверть, а иногда и на восьмые;

б) выписать тему и проставить простейшие аккорды, пользуясь буквенно-цифровыми символами;

в) найти возможности применения тех средств, которые были упомянуты выше:



г) сделать соответствующие дополнительные «украшающие» приемы: задержания, предъемы, проходящие ступени, органный пункт, имитации т.д.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА





  1. Абызова Е. Гармония. - М., 1994.

  2. Аренский А. Сборник задач /1000/ для практического изучения гармонии. - М., 1960.

  3. Берков В. Пособие по гармоническому анализу. - М., 1966.

  4. Бриль И. Практический курс джазовой импровизации. - М., 1979, последующие издания.

  5. Горват И., Вассербергер Н. Основы джазовой интерпретации. Киев, 1980.

  6. Дубовский И., Евсеев С., Способин И., Соколов В. Учебник гармонии. - М., 1969, последующие издания.

  7. Лов В. Учебник гармонии. - М., 1969, последующие издания.

  8. Конен В. Пути американской музыки. - М., 1961.

  9. Конен В. Блюзы и двадцатый век. - М., 1980.

  10. Конен В. Рождение джаза. - М., 1984.

  11. Максимов С. Упражнения по гармонии на фортепиано I и II чч. - М., 1959.

  12. Манилов В., Молотков В. Техника джазового аккомпанемента на шестиструнной гитаре. Киев, 1979.

  13. Мутли А. Сборник задач по гармонии. - М., 1954.

  14. Мясоедов А. Сборник задач по гармонии. - М., 1974.

  15. Мясоедов А. Учебник гармонии. - М., 1980.

  16. Мясоедов А. Пособие по игре на фортепиано в курсе гармонии. - М., 1986.

  17. Римский-Корсаков Н. Учебник гармонии. - М., 1949.

  18. Рогачев А. Системный курс гармонии джаза. Теория и практика. - М., 2000.

  19. Симоненко В. Мелодии джаза. Киев, 1972, последующие издания.

  20. Скребкова О., Скребков С. Хрестоматия по гармоническому анализу. - М., 1967.

  21. Тюлин Ю., Привако Н. Учебник гармонии. - М., 1964, последующие издания.

  22. Холопов Ю. Задания по гармонии. - М., 1983.

  23. Чугунов Ю. Гармония в джазе. - М., 1980, последующие издания.

  24. Чугунов Ю. Эволюция гармонического языка джаза. - М., 1997.

  25. Чугунов Ю. Учитесь подбирать на слух. 10 уроков по гармонизации эстрадных и джазовых мелодий. - М., 1999.

 В VII и VIII семестрах занятия у вокалистов групповые, но для желающих глубже изучить предмет, разрешается индивидуальная форма обучения, если это оказывается возможным.


1 Данная тема рассматривается в практике гармонизации джазовых тем и анализа.







Едва ли случайно, что электрическая лампочка и таблетки от бессонницы были изобретены одним и тем же поколением. Хоймар фон Дитфурт
ещё >>