Пример ученической работы. Группа№4. Искуствоведы №3. На какие вопросы мы хотели ответить в своем исследовании? - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Пример ученической работы 1 100.29kb.
Для того чтобы ответить на поставленные нами вопросы, мы изучили... 1 127.19kb.
П. 39, 41 Ответить в тетради на вопросы к параграфу 1 32.4kb.
1. личность психолога как инструмент работы, развитие личности психолога 1 56.64kb.
Ч. 1, гл. 2 (жизнь семьи Мармеладовых). Ответить на вопросы: в чём... 1 9.9kb.
Первый раз – в первый класс 1 104.44kb.
Пролив чисел. Каждый класс должен ответить на вопросы с числами. 1 45.29kb.
Какие сюжеты и вопросы вы хотели бы обсудить после фильма? 1 122.11kb.
Определение длительного периода производства. На какие вопросы может... 1 27.09kb.
Разбор случая из практики №3 Вопросы, на которые следует ответить... 1 22.9kb.
Как всегда, если есть какие-то темы и вопросы, я готов на них сразу... 1 279.81kb.
Участницам: Регистрация до 1 июля 2013 1 102.6kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Пример ученической работы. Группа№4. Искуствоведы №3. На какие вопросы мы хотели - страница №1/1

Автор: Столярова Ольга Петровна,

учитель народоведения МОУ СОШ №59 г.Челябинска



Идентификатор автора: 101-651-240
ПРИМЕР УЧЕНИЧЕСКОЙ РАБОТЫ.
ГРУППА№4. ИСКУСТВОВЕДЫ №3.
На какие вопросы мы хотели ответить в своем исследовании?
1. Каковы традиционные сюжетные мотивы русской вышивки и связанные с ними легенды?

Гипотеза нашего исследования

Сюжетные мотивы русской вышивки – отражение мифологического представления славян об устройстве мира. С изменением мировоззрения человечества происходит трансформация системы образов.


Пути нашего исследования

Поиск необходимой теоретической информации в литературе, Интернете. Анализ, систематизация информации, поиск интересных фактов, теорий.


Что нам потребовалось для исследования:

Доступ в Интернет, дополнительная литература, цифровой фотоаппарат, музейные экспонаты с узорами традиционной вышивки.


1. Теоретическая часть исследования – поиск и анализ информации

2. Практическая часть исследования – описание и предположительное датирование музейных полотенец

3. Общий вывод

РЕЗУЛЬТАТЫ ПОИСКА ИНФОРМАЦИИ:
1. Каково происхождение ромбо-меандрового узора и его смысловая нагрузка?
Стоит обратить внимание на наиболее часто встречающийся ромбовый узор и параллельно изображенные зигзаговые линии, разорванные зигзаги. Исходная форма для подражания и воспроизведения – природный образец – облик мамонтовой кости, её природный ковровый узор. Сходство меандрового орнамента с узорами на срезе бивня мамонта установила В.И. Бибикова. Она «осмыслила данный орнамент как выражение «представлений о мощи, силе, благоденствии», связанный с мамонтом, как главным источником пищи, а следовательно, и благоденствия». [5, стр.88]. Её идею проанализировал и развил Б.А.Рыбаков. И мы склонны придерживаться его точки зрения, так как она кажется нам достаточно обоснованной. Б.А. Рыбаков считает, что ромбо-меандровый узор пережил определенную эволюцию от простого копирования рисунка до символа плодородия. Он «пережил породившую его эпоху на мамонтов и сохранился вплоть до перехода к производящему земледельческому хозяйству. Недаром этот узор от неолита до бронзового века покрывал женские глиняные статуэтки, а от энеолита до гальштата помещался на жертвенниках и ритуальной посуде. (Для поздних стадий бытования ромбо-меандрового и зигзагового орнамента перевод его в пластику мог объясняться не только татуеровкой на теле, но и наличием женской одежды с подобным орнаментом. В женской народной одежде ромбический орнамент сохраняется вплоть до XX века. Таковы, например, свадебные панёвы южных великороссов»). [5, стр.92].

В земледельческих культах ромбо-мендровый орнамент применялся и как магический общий фон на ритуальных предметах, и как отдельный знак, обособленный символ плодородия. Ромб оброс отростками, в чём сказалась его новая, аграрная сущность. [5, стр.92].

Древний ромбический символ известен и у древних охотников и скотоводов. Здесь он превратился не в ромб с отростками, а в некоторое подобие мальтийского креста: ромб или поставленный косо квадрат, к углам которого извне примыкают своими вершинами четыре треугольника. Ромб становится благожелательным символом размножения приплода в тех областях, «где охота и скотоводство дольше сохраняли свою важную роль в хозяйстве». [5, стр.93-94].
РОЖАНИЦЫ И ОЛЕНИ

Очень важно отметить, что эволюция религиозных представлений шла не путём полной смены старых верований новыми, а путём наслаивания нового к уцелевшему старому». [5, стр.95]. И тут следует обратиться к ещё одному образу русской вышивки.

Особое внимание следует уделить полотенцам, в вышивке которых есть смешные фигурки, напоминающие человека и узор, который мы вообще не смогли первоначально объяснить.
<Рисунок33 >

<Рисунок34 >
Оказывается, в том и другом случае, это, действительно, изображение человека – женщины, дающей жизнь. Женщина показана в позе роженицы с раскинутыми руками и согнутыми и тоже раскинутыми в стороны ногами. Существует много вариантов этого не очень пристойного сюжета. Натуралистичность ситуации старались скрыть то множеством дополнительных деталей, то упрощением образа, стилизацией. Но ценно то, что, не взирая на ухищрения вышивальщиц, во многих случаях мы можем разглядеть основу древнего образа. Такие полотенца, скорее всего, вышивались к свадьбе как пожелание любви, красоты в отношениях, счастья, плодовитости. И нас не должно удивлять, что во втором случае на голове женщины (в виде ромба) вышиты рога. Дело в том, что свое начало образ рождающей женщины берет от образа небесных лосих или оленей, по представлениям древних охотников - Небесных Хозяек мира.

При дальнейшей попытке рассмотреть полотенца, хранящиеся в музее, мы заметили, в большинстве своем наши полотенца имеют узоры, указывающие на принадлежность их к свадебной обрядности. Вместе с вышивкой в качестве украшения полотенец используются кружева.


Культ оленей
Почитание оленей и лосих, представление в виде этих животных самого небо, звезд, солнца появилось в период таяния ледников (мезолит) и связано с их практической пользой:

- с одной стороны, олени - объекты охоты, источник пищи;

- с другой – существа, породившие потребность в ориентировке по звездам. Перемещаясь на освобожденные от ледника новые земли, они увлекали за собой охотников, которым необходимо было ориентироваться в неизвестном пространстве. Легче всего было ориентироваться по звездам. По этим двум причинам появился культ лосей и оленей, и произошло перенесение этого культа на небо, на главнейшие созвездия северного неба (созвездия Большой и Малой Медведицы) [5, стр. 72].

То особое внимание, которое в фольклоре и народных знаниях уделялось этим созвездиям, вполне объяснимо их астрономической важностью. Полярная звезда (альфа Малой Медведицы) – ось звездного неба, единственная неподвижная звезда нашего полушария, по которой всегда можно определить направление на север. [5, стр. 54]

Не случайно первоначально Важнейшее созвездие нашего северного полушария – Большая Медведица – на русском Севере называлось «Лосем», «Сохатым». В XV в.

Афанасий Никитин, находясь в Индии отмечал: «Лось стоит головой на восток».

У поляков Полярная звезда называется «Лосиной звездой». У эвенков созвездие Большой

Медведицы называется «Лосихой Хэглэн», а Малой Медведицы – «Теленком Хэглэн»



[5, стр. 54]
Легенды о лосихах были свойственны многим охотничьим народам.
1. Согласно представлениям эвенков, видимое голубое небо – не что иное, как тайга верхнего мира. В ней живет космический лось Хэглэн. На день лось уходит в чащу небесной тайги, и потому его не видно с земли людям; к ночи лось выходит на вершины хребтов, и его, наиболее мощного среди остальных небожителей-звезд, люди видят с земли. Судя по тому, что созвездие Малой Медведицы фигурирует в этих представлениях как теленок Хэглэн, можно заключить, что космический образ лося Хэглэн принимается при этом как образ матери-лосихи [5, стр.59-60.]
(Древние мировоззрение человека (эвенкийская (тунгусская) космогония) делило мир на 3 части: верхний мир – мир с солнечным лосем и небесной охотой, зрительно закрепленной в созвездиях; небо представлено двумя женщинами-лосихами, морды которых образуют небосвод

средний мир – мир людей на земле; нижний мир – мир мертвых предков, злых духов и диковенных ископаемых животных вроде мамонта-«сэли» и змея-«дябдара». Подземно-водный мир, олицетворенный ящером, глотающим солнце (в виде головы солнечного лося Хэглэн)

Все три яруса Вселенной объединены единой космической рекой, истоки которой идут из верхнего, небесного мира, затем она протекает по среднему, «земельному» миру, а устье ее впадает в нижний мир, в царство мертвых). [4, стр. 60]
­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ Общеизвестно, что у многих охотничьих народов древний культ лося или оленя позже был дополнен и вытеснен медвежьим культом; в космологических мифах олень нередко выступает наряду с медведем в сказаниях о небесной охоте. Поэтому нас не

должна удивлять прослеживаемая на славянском материале замена двух звездных лосей двумя звездными медведицами.


2. На огромном компактном пространстве от Лены до Северного Приуралья у эвенков, нганасан, долган, а за пределами этого пространства у сахалинских нивхов существовали более или менее однородные мифы о двух небесных владычицах мира - наполовину женщинах, наполовину лосихах (или важенках). Богини эти отождествлялись с двумя северными созвездиями – Большой Медведицей и Малой [5, стр. 475]

В умах первобытных охотников весь круговорот природы сводился к тому, что где-то на небе, в непосредственном соседстве с солнцем (солнце – очаг богинь), две рогатые богини полузвериного облика рождали источник благосостояния людей. От этих Небесных хозяек мира зависело все благополучие охотничьих племен – приплод оленей и других полезных животных. [5, стр.61]


а) Драгоценным связующим звеном между неолитическим мифом и позднейшей вышивкой является рассказ ладожан и посадника Павла летописцу в 1114 г. О туче в полунощных странах, из которой появляются «оленцы малые».
«И суть и еще мужи у нас старии ходили за Югру и за Самоядь, яко видевъше сами на полунощных странах: съпадеть туча велика и в той тучи съпадеть веверица млада, акы топьрво рожена и възрастъши – расходиться по земли. И пакы бываеть другая туча и съпадають оленьци мали в ней и възрастають и расходяться по земли».
Эту легенду новгородцы принесли в XI в. из далеких северо-восточных земель, лежащих где-то за Мезенью и Печорой (западные поселения Югры), поблизости от Ледовитого океана. В этих местах дикие олени летом доходили по тундре до самого моря, а с осенними снегами («туча велика») отходили на юг, что и позволило сложиться такой легенде у северных народов. Там верили, что обогащение земли звериным приплодом

происходит при помощи каких-то небесных сил, насыщающих новорожденными белками и оленятами большие тучи. Другими словами, легенда об оленцах вела к каким-то

небесным оленям: рождение оленнего приплода на небесах, там, где были созвездия оленей-лосей [5, стр. 56].
б) Наиболее полно рассказ о правящих миром двух женщинах-важенках сохранился у нганасан: Шаман для получения особой силы должен обойти все три яруса Вселенной; он побывал в подземно-водном нижнем мире, оказался у древа жизни и полетел к его вершине, т.е. в верхний, небесный мир, где он нашел чум владычиц Вселенной.
«Войдя, шаман увидел на левой (женской) стороне чума двух нагих женщин, подобных оленям: покрытых шерстью, с ветвистыми оленьими рогами на голове. Шаман подошел к огню, но то, что шаман принял за огонь, оказалось светом солнечных лучей.

Одна женщина была беременна. Она родила двух оленят… Вторая женщина тоже родила двух оленят…». Эти оленята должны были стать родоначальниками диких и домашних оленей [5, стр. 61].


Связь образа Лосих–важенок

с образом Матери-Сырой Земли и образом женщины-рожаницы
Если естественной функцией богинь Лосих было рождение полезной живности, то не их ли называли древнерусские современники летописца и посадника Павла «рожаницами?» [5, стр. 475]

Разумеется, что русские земледельцы, благосостояние которых зависело от выращенного ими урожая, связывали понятие «рожаниц» с землей. Матери – Сырой Земле приносили пахари бескровную жертву - «рожаничную трапезу»: мед, каша, хлеб.

Но наряду с этим у русского народа существуют легенды и о том, что именно в дни празднования рожаниц 8 (21) сентября к людям из леса прибегали две важенки, мать и дочь (точ-в-точь как в охотничьем мифе нганасан) специально для того, чтобы одну из них принесли в жертву. Поздние рассказы отразили период смены ритуала жертвоприношения оленей к принесению в жертву домашней скотины: но однажды люди пожадничали, обманули и убили обоих священных животных, и те перестали добровольно прибегать к сроку жертвоприношений, а крестьяне стали приносить в жертву домашний рогатый скот.

Все эти совпадения и приурочения ведут к тому, что древнейший облик рожаниц должен быть близок к богиням-важенкам, занятых рождением оленцов малых [5, стр. 75].


Рогатые женские фигуры в вышивке встречаются довольно часто, как в сочетании с оленями, так и без них. Следует отметить, что вышитые изображения женщин с рогами на голове находят соответствие в реальных русских головных уборах. Широкое географическое распространение вышивок с олене-лосями заставляет нас рассмотреть их в одном ряду с разобранными выше мифами охотничьих племен, в которых хорошо отразились представления об оленеобразных рогатых хозяйках Вселенной или безрогих лосихах вроде Хэглэн и ее дочери. Дело не во внешней аналогии и в случайном

совпадении сюжетов. Орнаментика тверских карел показывает, что композиции с двумя оленями и рогатой женщиной помещались в «небесном ярусе» женского наряда – на самом верху головного убора. Изображения небесных оленей и рогатых владычиц достаточно широко представлены у финно-угорского населения Севера, у русского крестьянства северо-востока Европы и фрагментарно уцелели в консервативном быту карпатских горцев (гуцулов) [5, стр. 80-81].


Многочисленные схемы русской вышивки,

передающие образ рождающей женщины или женщины-лосихи
а) СХЕМА 1: рожающая женщину или телящаяся лосиха. В большинстве случаев почти всегда у рожениц обозначены рога, то небольшие, то ветвистые, иногда тяжелые, явно лосиные. У женской фигуры нередко обозначены не две груди, а четыре сосца вымени важенки. Смешение звериного и человеческого начала иногда приводит к тому, что распластанная фигура «рождающей» держит в руках двух птиц, как это обычно для бесспорно женских фигур в стандартной трехчастной композиции (женщина и два всадника) [5, стр. 477-478]




Роженица с лосиными рогами


Женская фигура с обозначенными четырьмя сосцами вымени важенки.

Фигура «рождающей» держит в руках двух птиц


<Рисунок35 >
б) СХЕМА 2: иногда «рождающая» показана в виде распластанной лягушки. Лягушкообразная фигура изображалась над двумя оленями со сросшимися туловищами. Любопытна трехчастная композиция, в центре которой поставлена сильно видоизмененная «лягушка», а по сторонам олени. Под брюхом каждого оленя виднеются головки рождающихся оленцов [5, стр. 478]


Лягушкообразная фигура «рождающей» в трехчастной композиции




Лягушкообразная фигура женщины с птицами


<Рисунок36 > <Рисунок37 >
в) СХЕМА 3: близость этих «рождающих» к двум полуженщинам-полулосихам постоянно подчеркнута в вышивках обилием птиц, окружающих основные фигуры.

Птицы на одном уровне с «рождающими», птицы над ними или между ними, ряд птиц под большими фигурами – все это отражало идею неба. «Рождающие» («рожаницы»)

мыслились когда-то небесными существами, что и должно было подчеркиваться обилием птиц [5, стр. 480]




Обилие птиц в вышивках подчеркивает небесность происхождения «рождающих» (рожаниц)


<Рисунок38 >

Композиция с рожаницами и оленями часто вышивалась на свадебных девичьих кокошниках; здесь птицы присутствуют не всегда, но «небесность» ситуации подчеркнута тем, что изображения помещены в самой верхней части девичьего убора, где песни и сказки размещают «месяц ясный» и «частые звезды» [5, стр. 480]



Некоторые варианты композиций с рожаницами и оленями, помещаемых в самой верхней части девичьего свадебного головного убора.
<Рисунок39 >
г) СХЕМА 4: по мере забвения первичного смысла изображения, фигура рожаницы превращалась у русских крестьянок то в подобие дерева, то в неясную замысловатую фигуру, приближенную к дереву – символа Матери-земли. Богиня Земли часто замещалась близким по значению образом цветущего или плодоносящего дерева, называемого рукодельницами березкой, яблоней или рябинкой [5, стр. 481-482]




Фигура рожаницы в виде образа

цветущего или плодоносящего дерева – символа Матери-земли –

называемого рукодельницами березкой, яблоней или рябинкой.

<Рисунок40 >


Иногда искажение первичной схемы дополнительными завитками доходит до того, что вся фигура рожаницы превращается в подобие скифской змееногой богини.
Количество вариантов «женщины-дерева» или «женщины-вазона» в вышивках необычно велико. Основными признаками являются следующие: вписываемость всей вензелеобразной фигуры в квадрат, вертикальный стержень посередине, изогнутые в разных направлениях руки и руки-завитки, опускающиеся книзу, сильно стилизованная

голова, нередко украшенная рогами или возвышающаяся над рогами, как бы закинутыми за спину. Очень часто изображается выпуклое чрево (обычно в виде ромба). Груди или вымя изображаются двумя-четырьмя отростками или черточками. Для всех видов рожаниц характерна распластвнность, широкаяраскинутость конечностей, которых может быть 4 (женщина), но может быть и 6, если прообразом была жено-лосиха или важенка

[5, стр.482]
К основным элементам фигуры рожаницы часто добавляются растительные узоры

- ветки, «елочки», что позволяло говорить о дереве, но наряду с ветками часто вышивались и колосья. Нередко изображения рожаниц дополнены символами плодородия – ромбом с точками, квадратами с семенами [5, стр. 484]



Некоторые варианты «женщины-дерева» или «женщины-вазона» в вышивках с добавлением колосьев и символов плодородия – ромбов с точками, квадратов с семенами


<Рисунок41 >
д) СХЕМА 5: забвение древних представлений о рожаницах привело к тому, что эту сложную распластанную фигуру с большим количеством разных отростков и завитков стали заменять изображением царского («кабацкого») двуглавого орла, своей распластанностью действительно напоминающего фигуру вышитой рожаницы. Рожаницы и двуглавый орел взаимозаменяемы в вышивках [5, стр.484]
Образ вышитых изображений рожаниц был бы очень обеднен, если бы мы ограничились только главными, крупными фигурами вышивок на полотенцах, ширинках, подзорах, свадебных покрышках и т.п.

Миниатюрные рожаницы, сильно схематизированные, изображались целыми строчками в 10-20 фигур на орнаментальных полосах, окаймляющих основную центральную композицию. Иногда они перемежаются с птичками, а иногда образуют сплошную полосу, несущую, не только орнаментальную, но и смысловую нагрузку, насыщая всю композицию идеей плодовитости и плодородия, рождения новой жизни [5, стр.484]


Интереснейшей композицией, находящейся как бы на грани двух эпох, двух стадий человеческого мышления, является вышивка на подоле женской рубахи, введенная в науку еще Городцовым В.А. («Дако-сарматские религиозные элементы…, рис.8).


[



Новое здесь представлено стандартной трехчастной композицией: женщина держит поводья двух коней, на которых сидят всадники. Но это новое едва заметно на фоне космически громадных элементов древней архаики: женская фигура не самостоятельна. Она оказывается лишь верхней частью огромной рожаницы с раскинутыми в стороны ногами, под которыми изображены две звезды.
<Рисунок42 >

В верхнем, тоже небесном, ярусе по сторонам женщины рожаницы с больштими рогами помещены две крупные лосиные головы с массивными рогами. Соотношение нового и старого таково, что новое – всадники – совершенно затерялось рядом с грандиозной рожаницей, в восемь раз превышающих рост маленьких лошадок. Старое, идущее из глубины охотничьей первобытности, подавило новое своей мифологической монументальностью.


Подводя итог рассмотрению многочисленных схем русской ритуальной (полотенца) и бытовой вышивке, передающих образ рождающей женщины или женщины-лосихи, можно утверждать, во—первых, что этот образ вполне соответствует литературному понятию «рожаниц», божеств, покровительствующих рождению всего, плодовитости и плодородию, а во-вторых, что образ этот в вышивке несравненно архаичнее, чем уцелевшие до нас литературные и этнографические (применительно к XVII-XVIII вв.) сведения о рожаницах, и прямо сближает рожаниц с Небесными Хозяйками охотничьих мифов.




Чудо — это когда Бог побивает собственные рекорды. Жан Жироду
ещё >>