Приложение Открытое письмо А. Д. Сахарова Президиуму Верховного Совета ссср, Председателю Президиума Верховного Совета СССР л. И. Бр - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
3 Школьная газета 1 334.55kb.
Указ Президиума вс СССР от 2 февраля 1988 г. N 8422-xi "О внесении... 1 13.38kb.
Муниципальное право россии 20 5629.8kb.
Муниципальное право россии 20 5724.67kb.
Ярославская хроника Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. 1 190.85kb.
Ульяновская область 1 28.2kb.
Календарь событий 2006 г. (июль – декабрь) 1 165.19kb.
Орган верховного совета СССР 1 50.15kb.
Краткий очерк истории создания и деятельности поисково-спасательной... 1 115.17kb.
Орган верховного совета СССР 1 28.38kb.
День космонавтики 4 488.44kb.
Моу «сош с. Елшанка Новобурасского района Саратовской области» Что... 1 59.93kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Приложение Открытое письмо А. Д. Сахарова Президиуму Верховного Совета ссср, Председателю - страница №1/1

Приложение 1.

Открытое письмо А.Д. Сахарова Президиуму Верховного Совета СССР, Председателю Президиума Верховного Совета СССР Л.И. Брежневу о военных действиях в Афганистане

.. Военные действия в Афганистане продолжаются уже семь месяцев. Погибли и искалечены тысячи советских людей и десятки тысяч афганцев - не только партизан, но, главным образом, мирных жителей - стариков, женщин, детей, крестьян и горожан. Более миллиона афганцев стали беженцами. Особенно зловещи сообщения о бомбежках деревень, оказывающих помощь партизанам, о минировании горных дорог, что создает угрозу голода для целых районов.

   Также не подлежит сомнению, что афганские события кардинально изменили политическое положение в мире. Они поставили под удар разрядку, создали прямую угрозу миру не только в этом районе, но и везде. Они затруднили (а может, сделали вообще невозможной) ратификацию договора ОСВ-2, жизненно важного для всего мира, в особенности как предпосылки дальнейших этапов процесса разоружения. Советские действия способствовали (и не могли не способствовать!) увеличению военных бюджетов и принятию новых военно-технических программ во всех крупнейших странах, что будет сказываться еще долгие годы, усиливая опасность гонки вооружений. На Генеральной Ассамблее ООН советские действия в Афганистане осудили 104 государства, в том числе многие, ранее безоговорочно поддерживавшие любые действия СССР.

   Внутри СССР усиливается разорительная сверхмилитаризация страны (особенно губительная в условиях экономических трудностей), не осуществляются жизненно важные реформы в хозяйственно-экономических и социальных областях, усиливается опасная роль репрессивных органов, которые могут выйти из-под контроля. <...>


  По моему убеждению, необходимо политическое урегулирование, включающее следующие действия:

  1. СССР и партизаны прекращают военные действия - заключается.перемирие.

  2. СССР заявляет, что готов полностью вывести свои войска по мере замены их войсками ООН. Это будет важнейшим действием ООН, соответствующим ее целям, провозглашенным при ее создании, и резолюции 104 ее членов.

  3. Нейтралитет, мир и независимость Афганистана гарантируются Советом Безопасности ООН в лице ее постоянных членов, а также, возможно, соседних с Афганистаном стран.

  4. Страны - члены ООН, в том числе СССР, предоставляют политическое убежище всем гражданам Афганистана, желающим покинуть страну. Свобода выезда всем желающим - одно из условий урегулирования.

  5. Афганистану предоставляется экономическая помощь на международной основе, исключающей его зависимость от какой-либо страны; СССР принимает на себя определенную долю этой помощи.

  6. Правительство Бабрака Кармаля до проведения выборов передает свои полномочия Временному совету, сформированному на нейтральной основе с участием представителей партизан и представителей правительства Кармаля.

  7. Проводятся выборы под международным контролем; члены правительства Кармаля и партизаны принимают участие в них на общих основаниях. <...>

Сахаров А.Д. Тревога и надежда. М„ 1990. С. 199-201

Приложение 2.

А.Д. Сахаров о неизбежности перестройки

Наше общество оказалось … глубоко больным. Симптомы болезни – последняя стадия которой получила название «эпоха застоя» – известны.

В первую очередь это отсутствие плюрализма в структуре власти, в экономике (за исключением периода нэпа), в идеологии. С этим тесно связана бюрократизация всей жизни страны. Все нити управления концентрируются в руках людей, обладающих властью в силу должности в государственно-хозяйственном или партийном аппарате и образующих особый социальный «бюрократический» слой…

Социальный портрет эпохи застоя будет неполным, если не отметить колоссального развития различных форм коррупции; возникают чисто мафиозные группы, сращенные с местным партийным и государственным аппаратом…

Такова общая картина тупика, застоя, как она вырисовалась к середине 80-х годов. К счастью, в СССР нашлись здоровые силы, осознавшие, что дальше так продолжаться не может. Лозунги перестройки, ее идеология известны. Это экономическая реформа, гласность, демократизация, в особенности новые принципы выдвижения руководителей, социальная справедливость, новое политическое мышление, провозглашающее приоритет общечеловеческих целей выживания и общемирового развития над всеми государственными, классовыми, национальными, ведомственными и частными интересами.

Иного не дано/Под общ.ред. Ю.Н. Афанасьева. - М., 1988. С.125-126.



А.Д. Сахаров о неизбежности перестройки

О чем же я думаю, что жду от перестройки?

Прежде всего – о гласности. Именно гласность должна создать в стране новый нравственный климат! Общепризнанно, что в этой сфере мы шагнули дальше всего. Все меньше запретных тем, мы начинаем видеть свое общество таким, какое оно было в прошлом и есть в настоящем. Люди должны знать правду и должны иметь возможность беспрепятственно выражать свои мысли. Развращающая ложь, умолчание и лицемерие должны уйти навсегда и бесповоротно из нашей жизни. Только внутренне свободный человек может быть инициативным, как это необходимо обществу.

Перестройка должна способствовать «открытости общества» как одного из основных условий нравственного и экономического здоровья страны, международного доверия и безопасности. Понятие открытости включает в себя контроль общественности за принятием ключевых решений (повторение ошибки вторжения в Афганистан должно быть невозможным), свободу убеждений, свободу получения и распространения информации, свободу выбора страны проживания и места проживания внутри страны.



Иного не дано/Под общ.ред. Ю.Н. Афанасьева. - М., 1988. С.127.




Мы добьемся мира, даже если для этого нам придется воевать. Дуайт Эйзенхауэр
ещё >>