Приказ от 24 августа 2000 г. №2488 Об учете библиотечного фонда библиотек образовательных учреждений - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Инструкция об учете библиотечного фонда в государственных массовых... 1 243.58kb.
Приказ №620 от «19»августа2012 г. Положение о рейтинге образовательных... 1 101.87kb.
Полезные ресурсы 1 35.94kb.
Гбоу средняя образовательная школа №257 1 253.82kb.
Приказ 30. 09. 2011 №695 о формировании стимулирующей части фонда... 1 66.47kb.
Закон орловской области о библиотечном деле в орловской области (в... 1 186.22kb.
Российские общеобразовательные порталы и сайты 1 24.35kb.
Российские общеобразовательные порталы и сайты 1 40.27kb.
Инструкция по учету библиотечного фонда москва, 2007 Содержание Определение... 14 830.89kb.
Закон Ярославской области от 30 июня 2003 г. N 34-з "О библиотечном... 1 184.9kb.
Приказ №09-од от 30. 01. 2012 г. Положение о порядке распределении... 1 152.22kb.
Отчет о неделе шведского кино 1 76.43kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Приказ от 24 августа 2000 г. №2488 Об учете библиотечного фонда библиотек образовательных - страница №5/6


О материальной ответственности школьного библиотекаря

Библиотекарь несет материальную ответственность лишь в том случае, если ущерб, причиненный библиотеке недостачей, вызван его противоправным действием (или бездействием) при одновременном наличии следующих обязательных условий: а) прямого действенного ущерба; б) противоправности поведения работника; в) причинной связи между действиями (или бездействием) работника и ущербом; г) вины работника в причинении ущерба своими действиями (или бездействием).

Материальная ответственность библиотечных работников ограничена суммой среднего месячного заработка.

По общему правилу, обязанность доказать факт причинения предприятию прямого действительного ущерба, а также наличие и других указанных условий, возлагается на администрацию образовательного учреждения. Работник признается виновным, если противоправное действие совершено им умышленно или по неосторожности. Для возложения ответственности на него за ущерб правовое значение имеет любая форма вины. Однако установление умысла или неосторожности в поведении работника имеет большое значение при определении размера возмещенного ущерба. Суд может с учетом степени вины, конкретных обстоятельств и материального положения работника уменьшить размер возмещения ущерба.

Распоряжение администрации библиотеки или вышестоящего в порядке подчиненности органа должно быть сделано не позднее двух недель со дня обнаружения причиненного работником ущерба и обращено к исполнению не ранее семи дней со дня сообщения об этом работнику. Если работник не согласен с вычетом или его размером, трудовой спор по его заявлению рассматривается в порядке, предусмотренном законодательством.

В остальных случаях возмещение ущерба производится путем предъявления иска в районный (городской) суд.

Виновные возмещают ущерб по розничным ценам. Библиотекарь возмещает ущерб, независимо от физического износа утерянных книг, по их первоначальной стоимости (т.е. той, которая проходит через документацию с переоценкой согласно коэффициентам). Взимание с библиотекарей десятикратной стоимости недопустимо в любом случае.

В целях ликвидации разночтений цитируем первоисточник – “Инструкцию об учете фонда”:

“10.5. В случае превышения утвержденного норматива утраты документов по не установленным причинам (п.5.1.2. настоящей Инструкции) принимаются меры к возмещению ущерба, при разногласиях акт передается учредителю.

Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи списываются на уменьшение финансирования” (см.: Библиотека и закон. – Вып.5. – С.251).

Последняя рекомендация ЦБИК касается делопроизводства в организации учета фонда:

В соответствии с правилами организации государственного архивного дела устанавливаются следующие сроки хранения документов, обеспечивающих учет и сохранность фондов:



Сопроводительные документы
(накладные, счета, описи, списки на поступающую литературу)


3 года

Приходные акты на литературу, полученную бесплатно
или без сопроводительных документов


3 года

Книги (тетради) учета литературы,
утерянной читателями и принятой взамен


3 года

Акты на списание книг и периодических изданий;
учетные карточки; книжные формуляры списанных изданий


10 лет

Существенное отличие от Минкультуровской инструкции в значительном снижении сроков хранения организационной документации (с 5 до 3 лет) и отсутствие рекомендации что-либо хранить “постоянно, до ликвидации библиотеки”, а ограничиться 10 годами. Это достаточно реалистично и практично, учитывая дефицит площадей библиотек образовательных учреждений.

В разделе “Приложения” ЦБИК поместил ряд форм, необходимых для заполнения в школьной библиотеке:



Приложение 8. Форма акта об исключении из библиотечного фонда документов длительного хранения.

Сама форма акта принимается целиком, как и в инструкции Министерства культуры РФ, но:

Рекомендуется следующая форма списков выбывающих изданий:

а) для изданий, занесенных в инвентарные книги.


Инвент. Номер

Автор
и заглавие


Цена
руб. коп.


Коэффициент переоценки

Стоимость
руб. коп.


(Разница лишь в ликвидации ненужной графы “Количество экземпляров”, несколько странной при наличии графы “Инвентарный номер”.)

Допускается замена списка документов, подлежащих исключению, книжными формулярами



б) для многоэкземплярных изданий, учтенных безынвентарным методом.

Регистрац. номер учетной карточки

Автор
и заглавие


Цена
руб.
коп.


Коэфф.
переоценки


Количество экземпляров

Стоимость
руб. коп.


Приложение 10. Форма акта об исключении из фонда утерянных читателями документов и прием в фонд документов, признанных равноценными.

Списки изданий, исключаемых из библиотечного фонда по причине утери читателями, составляются по форме, рекомендуемой к Приложению 8 “Форма акта об исключении из библиотечного фонда документов длительного хранения”.

Список изданий, принятых от читателей взамен утерянных, не составляется. В “Тетради учета книг и других документов, принятых от читателей взамен утерянных”, делается запись: книги, принятые взамен утерянных, занесены в инвентарную книгу с № по №, учетные карточки многоэкземплярной литературы №№__, запись акта о приеме изданий в фонд в книге суммарного учета №”.

Таким образом, подводя итог всему сказанному, констатируем:

новая инструкция по учету фонда впервые сформулировала права и обязанности библиотекаря относительно работы с фондом;

1) позволила более раскованно действовать при списании фонда;

2) включила в себя и закрепила нововведения, связанные с техническим оснащением библиотек;

3) методические рекомендации ЦБИК в полной мере отразили специфику библиотек образовательных учреждений в работе с фондом.

4) методические рекомендации ЦБИК в полной мере отразили специфику библиотек образовательных учреждений в работе с фондом.

Обзор положений новой инструкции и методические рекомендации Центральной

библиотечно-информационной комиссии Минобразования

Козлова О.В., зав. научно-методическим отделом ГНПБ им. К.Д. Ушинского

Усилиями Российской государственной библиотеки и отчасти Российской национальной библиотеки за пять лет была подготовлена и рекомендована к применению приказом Министерства культуры от 02 .12 1998 г. № 590 «Инструкция об учете библиотечного фонда» (Библиотека и закон, вып.5, с. 240- 265)

Основным достижением следует считать распространение действия Инструкции на все виды библиотек. Но для сотрудников образования она стала документом только после выхода приказа № 2488 от 24.08 2000 г. «Об учете библиотечных фондов библиотек образовательных учреждений». Инструкция рекомендована к применению в библиотеках Минобразования.

В преамбуле значится: «Настоящая инструкция обязательна для применения в государственных и муниципальных библиотеках Российской Федерации. Она определяет общие правила учета документов, составляющих библиотечный фонд, независимо от статуса библиотеки, структуры ее фонда, организационно-технологических особенностей».

Объективно говоря, большинство положений инструкции рассчитаны на крупные, самостоятельные библиотеки или централизованные библиотечные системы, а для «маленьких библиотек», каковыми являются школьные, требуются адаптационные пояснения, а местами и принятие вполне конкретных решений по отдельным положениям учета.

Цель данной статьи проинформировать библиотечную общественность общеобразовательных учреждений о новой «Инструкции…», прокомментировать методические рекомендации ЦБИК по ее применению, донести и разъяснить дополнения и изменения, которые были привнесены научно-методическим отделом

Вышеприведенное пожелание об «индивидуализации» для нашего типа библиотек остается чисто декларативным. «Индивидуализация» у библиотек образовательных учреждений общая и она сформулирована в методических рекомендациях ЦБИК Минобразования.

Бесспорно, что предлагаемая инструкция является представителем документов нового поколения так называемого «демократического толка», что выражается, в наличии, как и в законе «О библиотечном деле», понятийного аппарата, предшествующего инструкции (1.Основные понятия), чего раньше никогда не было в



Вопросом номер один после знакомства с инструкцией для школьных библиотекарей явился вопрос о единицах учета. В разделе «Объекты и единицы учета библиотечного фонда» читаем:

«Основные единицы учета поступлений и выбытия в библиотечном фонде:



название - каждое новое или повторное издание, другой документ, отличающиеся от остальных заглавием, выходными данными или другими элементами оформления;

экземпляр - каждая отдельная единица документа, включаемая в фонд или выбывающая из него».

Еще в 60-70-е годы проводились дискуссии об унификации форм и методов учета. Обсуждался вопрос о создании стандарта учетных единиц и форм. Стандарт вышел в 1980 году: ГОСТ 7.20-80 «Единицы учета фондов библиотек и органов научно-технической информации». Согласно ему основными единицами учета поступлений и выбытия в библиотечном фонде являются ЭКЗЕМПЛЯР и НАЗВАНИЕ. И если с понятием экземпляр все понятно: «Каждая отдельная единица издания из тиража», то понятие «название» даже в стандарте звучит недостаточно отчетливо и требует наличия немалых навыков по определению нужно или нет считать документ по названию:

«1.2.2 Название - условное обозначение одного издания, образующего единое целое и выпущенного в одном или нескольких томах»

К слову сказать, учет поступлений в названиях в ЦБС ведется только Центральной библиотекой на основе данных первичного учета общего библиотечного фонда системы, либо путем подсчета карточек на полученные издания. ( Руководящие материалы по библиотечному делу.— М.,1988, с. 143).

Кроме того, в настоящее время понятие стандарт, носит не как раньше, законодательный характер, а скорее ориентировочный, о чем было заявлено на семинаре по стандартизации в Российской государственной библиотеке.

На наш взгляд, учет по названиям и экземплярам был оправдан и даже необходим в условиях возможности управления комплектованием фондов.

Специфика работы школьных библиотек (высокая текучесть кадров, низкий процент специалистов с библиотечным образованием, отсутствие должного контроля со стороны методических служб и т. д.) явочным массовым порядком сделала учет документов в школьных библиотеках только в экземплярах. Эта практика была зафиксирована и как бы узаконена в «Технологии работы школьной библиотеки», выпущенной научно-методическим отделом ГНПБ им. К.Д. Ушинского в 1993 году.

В целях плавного решения этого щепетильного вопроса при подготовке рекомендаций ЦБИК не был отдельно вынесен пункт об отсутствии в нашем учете единицы «название», поскольку значительная часть фонда (учебники) учитываются безынвентарным способом, по сути, учитываются по названиям.

В методических рекомендациях ЦБИК Минобразования России имеется пункт:

«Для библиотек образовательных учреждений рекомендуются специально разработанные формы «Книги суммарного учета библиотечного фонда» дифференцированно: для библиотек высших учебных заведений (Приложение 1), для библиотек средних специальных учебных заведений (Приложение 2), для библиотек общеобразовательных учреждений (Приложение 3)»

Листы книги суммарного учета для библиотек общеобразовательных учреждений не содержат графы «название».

В школьных библиотеках единицей измерения документов художественного и познавательного фонда является ЭКЗЕМПЛЯР, при безинвентарном учете учебников - НАЗВАНИЕ и ЭКЗЕМПЛЯР.

В новой инструкции имеются необычные для такого вида документов права и обязанности библиотек по части учета фонда

Здесь находим ответ на вопрос некоторых неопытных коллег: нужна ли библиотечная документация?:

«5.1.1 Библиотека обязана

- осуществлять суммарный и индивидуальный учет поступающих в библиотечный фонд и выбывающих из него документов в установленных единицах учета»;

И еще один важный момент:

«- соблюдать преемственность организации учета в целях сопоставимости учетной информации». Этот пункт подтверждает практическую необходимость ведения учета художественной и познавательной части фонда в школьных библиотеках в экземплярах.

Интересным, современным и прогрессивным представляется введение в инструкцию прав библиотек по части учета, хотя отдельные пункты этого раздела к школьным библиотекам имеют отдаленное отношение и являются декларативными:



  • «устанавливать свой порядок учета, учитывающий статус, особенности организации и структуры фонда, и обеспечивающий достоверные результаты учета фонда, не противоречащие требованиям настоящей Инструкции;

  • вести записи в инвентарных книгах (листах, журналах), книгах суммарного учета фонда (книгах учета библиотечного фонда), на отдельных листах, в карточной форме, в виде распечаток, полученных на компьютере, а также в машинохранимых файлах, записанных на диске, дискете и других носителях, обеспечивающих долговечное хранение и воспроизведение учетной документации;

  • вводить в учетные документы, наряду с обязательным, факультативный набор показателей с учетом специфики конкретной библиотеки;

  • устанавливать сроки содержания и состав документов фонда временного хранения;

  • производить оценку стоимости документов, используя переоценочные коэффициенты, установленные Правительством Российской Федерации, и рыночные цены;

  • вводить количественные и стоимостные нормативы списания документов, утраченные по неустановленным причинам (недостача), как в отдельной библиотеке, так и в Централизованной библиотечной системе (ЦБС),
    величина и порядок исчисления нормативов утверждается учредителем в соответствии с Уставом или Положением о библиотеке;

  • распоряжаться списанными из фонда библиотеки документами кроме случаев, предусмотренных законодательством;

  • в соответствии с действующим законодательством определять способы и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями фондов библиотеки.

Во всем этом тщательно отработанном списке прав наибольшее количество вопросов у школьных библиотекарей, конечно, вызвали два пункта: « устанавливать сроки содержания и состав документов фонда временного хранения» и «вводить количественные и стоимостные нормативы списания документов, утраченные по неустановленным причинам (недостача) ...».

Даже самый опытный школьный библиотекарь без оглядки на методиста по фонду учебной литературы не возьмется самостоятельно определять сроки и состав фонда временного хранения.

В инструкции мы имеем : «Учету для временного хранения (без инвентарных номеров) подлежат документы, содержащие информацию краткосрочного значения, в связи с чем исключаются из фонда библиотеки через непродолжительный период времени». Библиотекарям- практикам, естественно, хотелось бы уяснить для себя отчетливо: документы временного хранения - это какие? и непродолжительный период - это сколько?

Здесь мы сталкиваемся с проблемой восприятия инструкции как максимально конкретного документа, которым именно эта инструкция и не является. Поэтому в «Методических рекомендациях ЦБИК Минобразования России» внесена некоторая конкретика:



«При учете поступления документов в фонд они не делятся на документы постоянного и длительного

хранения. (Библиотеки образовательных учреждений не получают обязательный экземпляр документов и, следовательно, по определению не имеют документов постоянного хранения, а только длительного - O.K.).

Выделению подлежат только документы временного хранения отдельных видов изданий по объему и по характеру информации (ГОСТ 7.60-90),которые не ставятся на баланс. К ним относятся: брошюры

( объем-до 48 стр.); листовки (объем до 4 стр.); календари; плакаты; методические разработки; программы; материалы, подлежащие после списания раздаче учащимся и педагогам (конкретный перечень библиотеки определяют самостоятельно)».

Этой рекомендацией появляется узаконенная возможность методистам и библиотекарям устанавливать перечень изданий временного хранения. Методистам по учебным фондам принадлежит право выработки сроков хранения документов временного значения, исходя из специфики региона и документов.

В старой инструкции по списанию очень подробно расписывались сроки хранения периодических изданий, а также брошюры, буклеты, листовки и другие материалы временного хранения исключаются по истечении пяти лет после их выхода, в новой этого, конечно, нет, и сроки хранения каждого вида документа определяются методистами по согласованию с библиотекарями самостоятельно.

Относительно права «вводить количественные и стоимостные нормативы списания документов, утраченные по неустановленным причинам (недостача)…» можно сказать следующее.

Предварительные консультации с методистами по применению инструкции показали, что необходим единый, вполне конкретный научно обоснованный показатель списания, хотя бы по одной какой-либо причине. Именно поэтому научно-методический отдел ГНПБ им. К.Д. Ушинского настоял на включение в методические рекомендации ЦБИК положения:

«Норматив списания документов из фондов открытого доступа по неустановленным причинам (недостача) должен составлять не более 0,1% от объема книговыдачи». (Разъяснения см. далее "Списание, проверка фонда, материальная ответственность")

Как и ранее в библиотеках ведется суммарный и индивидуальный учет документов. Суммарный учет производится партиями по одному сопроводительному документу. Формой суммарного учета является книга (журнал, листы суммарного учета библиотечного фонда) в традиционном или машиночитаемом виде. Сведения о движении фонда фиксируются, как и раньше, в трех частях «Книги суммарного учета библиотечного фонда: часть 1- Поступление в фонд, часть 2 - Выбытие из фонда, часть 3 Итоги движения фонда.



Итоги движения фонда подводятся в обязательном порядке за год. Спецификой работы школьных библиотек может быть подведение итогов за год, но не за календарный год, а учебный, в зависимости от потребности в отчетности. (См. приложение: листы «Книги суммарного учета библиотеки общеобразовательного учреждения»)

Особо оговорено в инструкции, что «все периодические издания независимо от материальной основы носителя информации подлежат суммарному учету». Суммарный учет газет, сказано в примечании,

ведется в соответствии с возможностями и реальной необходимостью такого учета.

Индивидуальный учет документов, как и раньше, ведется в инвентарной книге или при автоматизированной технологии создаются файлы, содержащие всю необходимую информацию.

К разделу об индивидуальном учете документов ЦБИК сделал уточняющие дополнения:



«Многоэкземплярные документы (учебники, учебные пособия, справочники, словари) предназначенные для использования студентами и учащимися в учебном процессе, учитываются в инвентаре безинвентарным способом. При безинвентарном методе учета предусматривается суммарная запись документов в названиях, стоимость их относится на баланс библиотеки.

Многоэкземплярными документами считаются документы, поступающие в количестве свыше 10 экз. 2-3 экземпляра издания записываются в инвентарные книги на общих основаниях. Конкретное количество документов, подлежащих записи в инвентарные книги и учету безинвентарным методом, определяются библиотекой.

При безинвентарном методе учета оформляются следующие документы: учетная карточка документа, регистрационная книга учетных карточек.

  • Учетная карточка составляется на каждое впервые поступившее в библиотеку название в количестве свыше 10 экз.

  • Учетная карточка содержит сведения: автор, заглавие, выходные данные, цена, дата записи, номер записи в книге суммарного учета, количество экземпляров - поступивших, выбывших, состоящих на учете.

  • Учетная карточка отражает движение каждого отдельного названия документа, прошедшего безинвентарный учет. В карточке отражаются все последующие поступления данного названия, независимо от цены.

  • Учетные карточки записываются в регистрационной книге, для которой может быть использована инвентарная книга.

В регистрационной книге заполняются все графы, как при индивидуальном учете, каждое название записывается на отдельной строке. Регистрационный номер переносится на учетную карточку. На документе, учтенном безинвентарным методом, номер регистрационной карточки не проставляется».

Эти дополнения, сделанные сотрудниками вузовских библиотек для фиксации и отчасти распространения наработок в учете, почти не отличаются от рекомендаций «Технологии работы школьной библиотеки». Разница лишь в том, что в «Технологиию» рекомендуется «на переизданные книги заполняется новая учетная карточка», а вузовские коллеги призывают в одной учетной карточке отражать все последующие поступления данного названия, независимо от цены. Выбор исполнения, как всегда за практиками.



Учет выбытия документов

Существенным для практиков является расширение перечня причин исключения литературы из библиотечных фондов:

«9.1 . Выбытие документов из фонда оформляется актом об исключении (см. Приложение 8 -10) и отражается в « Книге суммарного учета» и в формах индивидуального учета фонда. В каждом акте фиксируются сведения о документах, исключаемых по одной причине:

ветхость (физический износ), дефектность, устарелость по содержанию;

дублетность, непрофильность,

утрата (с указанием конкретных обстоятельств утраты: пропажа из фондов открытого доступа или по МБА, утеря читателями, хищение, в результате бедствий стихийного и техногенного характера, по неустановленным причинам (недостача).*



"Понятия «ветхость», «дефектность», «устарелость», «дублетность», «непрофильность», « утрата» определяются в соответствии с терминологическими словарными нормами и стандартами СИБИД» (Подробнее в статье «Списание, проверка фонда, материальная ответственность).

В «Методических рекомендациях ЦБИК» имеются дополнения и изменения:

  • «п.9.5. Допускается замена списка всех исключаемых из фонда документов книжными формулярами (как состоящих на бухгалтерском учете, так и не состоящих);

  • п.9.8.Акты на списание документов в библиотеках образовательных учреждений утверждаются ректором (проректором), директором учебного заведения....

Исключение документов из фондов библиотек общеобразовательных учреждений по причине устарелости производится не реже 1 раза в два года ».

В старой инструкции по списанию, была директива о списании устаревшей и ветхой литературы не реже одного раза в год. В новой инструкции Министерства культуры о сроках списания ничего не сказано, однако рекомендовать систематически и планомерно проводить эту работу ЦБИК обязан. Рекомендация вызвана отчасти большой пассивностью школьных библиотекарей при работе с фондом по освобождению от устарелой литературы познавательного и особенно учебного фонда.

Очевидно, что конкретика по списанию нарушает «демократическую» окраску предлагаемой инструкции, однако в интересах библиотечной работы школьных библиотек, на наш взгляд, это необходимо.



<< предыдущая страница   следующая страница >>



Отмена принудительного энтузиазма была встречена с энтузиазмом. Стефан Гарчиньский
ещё >>