Превентивные технологии в школьной медицине 14. 00. 09 Педиатрия 14. 00. 07 Гигиена - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Популяционная оценка и пути оптимизации здоровья детей на крайнем... 3 705.84kb.
Отчет об участии во Всероссийском конгрессе по школьной и университетской... 1 66.42kb.
Рабочая программа учебной дисциплины биология направление подготовки... 4 608.23kb.
Программа научно-практической конференции «новые технологии в экспериментальной... 1 101.1kb.
Гигиена питания 1 490.39kb.
Реферат Фракталы в медицине и биологии Учащаяся: Сизых Ю. А. 3 454.53kb.
Информационные технологии в медицине. 2011-2012., М.: «Радиотехника»... 1 170kb.
А. А. Яковлева Учитель технологии Т. Б. Румянцева 1 167.06kb.
Занятие № Тема: Свойства вмс 1 78.92kb.
Мир запахов на службе человеку 1 33.5kb.
Программа фундаментальных исследований Президиума ран фундаментальные... 23 3916.24kb.
Участники заседания 1 41.8kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Превентивные технологии в школьной медицине 14. 00. 09 Педиатрия 14. 00. 07 Гигиена - страница №1/3



На правах рукописи
Тарасова Ольга Владимировна
ПРЕВЕНТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЬНОЙ МЕДИЦИНЕ

14.00.09 – ПЕДИАТРИЯ

14.00.07 – ГИГИЕНА

АВТОРЕФЕРАТ

ДИССЕРТАЦИИ НА СОИСКАНИЕ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ

ДОКТОРА МЕДИЦИНСКИХ НАУК


Архангельск

2008 г.

Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Северный государственный медицинский университет (г.Архангельск) Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации» на кафедре пропедевтики детских болезней и поликлинической педиатрии





Научные консультанты:

доктор медицинских наук,

профессор




Валерия Ивановна Макарова

доктор медицинских наук,

профессор





Галина Николаевна Дегтева

Официальные оппоненты:

доктор медицинских наук,

профессор



Виктория Афанасьевна Терновская

доктор медицинских наук






Валерий Григорьевич Черноземов

доктор медицинских наук,

профессор




Владислав Ремирович Кучма

Ведущая организация: ГОУ ВПО Омская государственная медицинская академия

Защита диссертации состоится «_______»_________________2008 г. в ___________часов

на заседании диссертационного совета Д 208.004.02 при ГОУ ВПО «Северный государственный медицинский университет Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации» (163061, г. Архангельск, Троицкий пр. 51.)
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ГОУ ВПО «Северный государственный медицинский университет Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации» (163061, г. Архангельск, Троицкий пр. 51.)

Автореферат разослан «______»_____________2008 г.


Ученый секретарь диссертационного совета

доктор медицинских наук, профессор Л.В. Титова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года декларирует приоритет сохранения здоровья учащихся в процессе обучения. Проблема создания оптимальных условий обучения в настоящее время приобрела особое значение в связи с негативными тенденциями в состоянии здоровья учащихся общеобразовательных школ, а также в связи с изменениями, которые произошли в школьном образовании за последнее десятилетие (Баранов А.А. и соавт., 2003, Безруких М. Н. и соавт., 2004, Кучма В.Р., 2005, Сухарева Л.М. и соавт., 2006). Статистика показателей соматического и психического здоровья учащихся общеобразовательных школ РФ свидетельствует, что произошло увеличение показателей заболеваемости школьников по всем классам болезней (Малявская С.И., 2001, Корсунский А.А., 2003, Макарова В.И., 2003, Авота М.А. и соавт., 2006, Запоркина Н.А. и соавт., 2006). Изучение и анализ причин заболеваемости, разработка профилактических и лечебно-диагностических мероприятий важны не только для улучшения показателей здоровья школьников, но и с точки зрения прогнозируемого здоровья населения страны в будущем (Безруких М. Н. и соавт., 2002, Баранов А.А. и соавт., 2006,).


В соответствии с требованиями современного санитарного законодательства педагогические инновации, связанные с изменением содержания и объема программ, режима и технологий обучения должны иметь заключение об их соответствии возрастным морфо-функциональным и психологическим особенностям растущего организма (Степанова М.И., 2001, Дегтева Г.Н. и соавт., 2001, 2005, Бузинов Р.В., 2006, Новикова И.И., 2006).

Существующие проблемы по сохранению и укреплению здоровья современных школьников могут и должны решаться непосредственно в образовательном учреждении (Хрущев С.В. и соавт., 2001, Касаткин В.Н., 2003, Кучма В.Р., 2005). К сожалению, до сих пор не найдены достаточно эффективные формы организации учебного процесса по физической культуре, не решена проблема дифференцировок величины и содержательной направленности физических нагрузок и обучающих воздействий, остается открытым для обсуждения вопрос обоснованности жесткого государственного стандарта физической подготовленности (Лях В.И., Казин Э.М., 2000, Leonard W.R., 2001, Timperio A., 2004). Недостаточное внимание уделяется вопросу физического воспитания школьников с различным уровнем здоровья, рациональному сочетанию базового и вариативного компонентов учебной программы по физической культуре, включению в содержание уроков физической культуры средств с оздоровительно-реабилитационной направленностью (Хрущев С.В. и соавт., 2001, Парфенов И.Г., 2004, 2005).

Реформирование школьного здравоохранения охватывает широкий круг проблем, среди которых наиважнейшая – оптимизация питания учащихся средней общеобразовательной школы (Ладодо К.С. 2003, Непомилуева О.П. и соавт., 2003, Баранов А.А. и соавт., 2006). Стоит задача разработки научно-обоснованных рецептур и технологий продуктов питания, предназначенных для детей школьного возраста (Спиричев В.Б. и соавт., 2002, 2003, Абрамова Л.С. и соавт., 2005, Корзун В.Н. и соавт., 2005). Успехи нутрициологии позволяют сегодня правильно организовать питание школьников, что в прогностическом плане обеспечивает снижение риска возникновения многих заболеваний (Агбалян Е.В. и соавт., 2000, Тутельян В.А., 2003, Дегтева Г.Н. и соавт., 2004, Schoenthaler S.J. et al., 2002, Prochaska J.J. et al., 2004).

В связи с тем, что в настоящее время наблюдается снижение исходного психического здоровья учащихся, начинающих систематическое обучение в общеобразовательной школе, рост пограничных нервно-психических расстройств, особо актуален поиск методик ранней диагностики и профилактики психологической дезадаптации детей и подростков, поступающих и обучающихся в общеобразовательной школе (Иванов А.А. и соавт., 2001, Дзятковская Н.Е., 2002, Шевченко Ю.С. и соавт., 2003, Шарапова О.В. и соавт., 2004, Барсукова Н.К. и соавт., 2006).

Обеспечить профилактику проблем, связанных со здоровьем в условиях общеобразовательного учреждения призвана школьная медицинская служба, совершенствование которой представляет важную задачу (Кучма В.Р. и соавт., 2004, Панков Д.Д. и соавт., 2006). Качественное медицинское обслуживание, включая школьную психологическую службу, является одним из компонентов модели школы, содействующей здоровью, призванной обеспечить здоровье и благополучие всех участников педагогического процесса (Сухарев А.Г., 2000, Сенников С.А., 2002).

В инновационных школах различного вида и типа медицинские мероприятия сегодня используются как способ снижения отрицательных влияний нетрадиционно организованного учебного процесса, при этом акцент переносится на диагностику и лечебные мероприятия. Такое положение дел не соответствует концепции интегрированной профилактики, заявленной ВОЗ, и не является эффективной стратегией предупреждения высокой распространенности патологических отклонений в состоянии здоровья учащихся (Безруких М.М. и соавт., 2004, Кучма В.Р. и соавт., 2004, Полесский В.А. и соавт., 2006). Школьная медицина сегодня должна сместить свои приоритеты в сторону здоровых детей, оценивая резервы их здоровья по адаптированности основных систем к воздействию факторов внешней среды и определяя группы риска (Урбазаева Л.Б., 2001, Ботникова Е.А., 2002, Хуснутдинова З.А. и соавт., 2003, Баранов А.А. и соавт., 2006). Задачей медицинской службы является прежде всего профилактика и раннее вмешательство, включая оказание неотложной медицинской помощи, а также организация взаимодействия с медицинскими учреждениями и работа с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья (Сидоров П.И., 2005, Бедрина Е.А. и соавт., 2006, Потехина Н.Н. и соавт, 2006,).

В качестве одного из основных направлений деятельности школы рассматривается приобретение учащимися основ здорового образа жизни (Кузнецова И.В., 1999, Касаткин В.Н. и соавт., 2003). Общеобразовательная школа как часть системы образования России сегодня призвана готовить молодое поколение к жизни в рамках объединенной Европы (Fabiani G., 2002). Единое устремление – совершенствование школьного обучения, создание наиболее благоприятных условий для развития школьников и формирования их здоровья сближает сегодня профессиональные интересы педагогов и врачей (Шувалова В.С. и соавт, 2000, Смирнов И.К., 2003).

Актуальным является поиск новых путей и решений, направленных на сохранение и укрепление здоровья школьников.


ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: изучить резервы сохранения и укрепления здоровья детей и подростков с позиций анализа и гигиенической оценки закономерностей формирования здоровья учащихся средних общеобразовательных школ и факторов его определяющих, доказать эффективность превентивных медицинских технологий, интегрированных в учебно-воспитательный процесс.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

  1. Изучить уровень и динамику состояния здоровья современных школьников за период обучения в средней общеобразовательной школе.

  2. Провести анализ и дать гигиеническую оценку условий внутришкольной среды обитания с позиций здоровьеформирующего влияния.

  3. Разработать вариативный компонент учебной программы по физической культуре с оздоровительно-реабилитационной направленностью для учащихся с разным уровнем здоровья и внедрить в учебно-воспитательный процесс.

  4. Обосновать целесообразность и показать эффективность использования в составе рациона школьного питания пищевых продуктов повышенной биологической ценности.

  5. Оценить возможность влияния на психологические процессы и состояние учащихся через оптимизацию питания и физической активности.

  6. Обосновать приоритетность превентивных технологий в системе ценностных ориентиров медицинского обеспечения образовательного процесса в общеобразовательной школе.


ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ:

1. Уровень здоровья современных школьников, его негативная динамика за период получения общего среднего образования являются основанием для разработки мер по укреплению здоровья учащихся и поиска новых эффективных путей предупреждения возникновения патологических состояний и заболеваний.

2. Совокупность неблагоприятных факторов внутришкольной среды, нерациональная организация педагогического процесса и его медицинского обеспечения, климатические условия северных широт, несут в себе потенциальную опасность негативного воздействия на здоровье учащихся.

3. Учебная программа по физической культуре приобретает оздоровительно-реабилитационную направленность при условии соответствия её содержания уровню здоровья учащихся. Индивидуально-дифференцированный подход при организации физического воспитания позитивно сказывается на физическом развитии, физической подготовленности, функциональном состоянии внутренних органов, психофизиологических показателях и психоэмоциональной сфере учащихся.

4. Сбалансированное по основным нутриентам питание является важнейшим здоровьеформирующим фактором. Организация системы питания в общеобразовательных школах должна осуществляться на основе современных представлений о полноценном рационе с использованием новых технологий производства пищевых продуктов и приготовления блюд.

5. Компетентность семьи школьника в вопросах здорового образа жизни и высокая медицинская активность родителей составляют резерв здоровьесбережения, который может быть востребован через активизацию гигиенического и медицинского образования с привлечением как традиционных, так и инновационных информационных средств.

6. Организация лечебно – профилактических мероприятий в условиях общеобразовательной школы позволяет приблизить медицинскую помощь к нуждающимся в ней детям, предупредить возникновение острых заболеваний и хронизацию патологического процесса. Современная концепция системы охраны и укрепления здоровья школьников в качестве приоритетной предполагает модель, использующую превентивные медицинские технологии, интегрированные в учебно-воспитательный процесс.
КОНЦЕПЦИЯ РАБОТЫ. Общеобразовательная школа как часть макросоциума является наиболее благоприятным местом для воздействия на процесс формирования соматического и психического здоровья детей и подростков.

Организация учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных школах и его медицинское обеспечение, регулируются соответствующими гигиеническими требованиями, не надлежащее соблюдение которых негативно сказывается на состоянии здоровья учащихся.

Оптимальное содержание и эффективность учебной программы по физической культуре определяются, прежде всего, уровнем здоровья учащихся, оздоровительно-реабилитационной направленностью физических упражнений, индивидуально-дифференцированной системой обучения при систематическом врачебно-педагогическом контроле.

Рациональная организация питания учащихся средней общеобразовательной школы отвечает принципам, обеспечивающим правильный рост и развитие. Важная особенность рационального питания заключается в использовании в рационе наряду с натуральными пищевых продуктов обогащенного состава, обладающих при регулярном употреблении помимо общей пищевой ценности способностью специфически поддерживать и регулировать конкретные физиологические функции в организме человека и снижать риск развития заболеваний.

Успешность обучения в общеобразовательной школе связана с состоянием нервно-психического здоровья учащихся. При этом, личностное развитие школьника, его умственная работоспособность в значительной мере определяются условиями и организацией учебной деятельности.

Приоритетное направление в деятельности медицинских работников средних общеобразовательных школ – профилактическое, что предполагает систему интегрированных в учебно-воспитательный процесс превентивных мер, способов, технологий по предупреждению заболеваний и укреплению здоровья учащихся.



НАУЧНАЯ НОВИЗНА. Впервые проведен комплексный анализ состояния образовательной среды с позиций ее влияния на здоровье современных школьников г. Архангельска и Архангельской области. Дана гигиеническая оценка школьных факторов, условий обучения, питания, медицинского обеспечения, что позволило установить резервы сохранения и укрепления здоровья учащихся.

Разработан и внедрен в практику преподавания в общеобразовательной школе вариативный компонент учебной программы по физической культуре с оздоровительно-реабилитационной направленностью. Проанализировано влияние дозированных физических нагрузок на физическое развитие, физическую подготовленность, показатели внешнего дыхания и психофизиологические параметры учащихся, занимавшихся физической культурой раздельно по учебной программе при рациональном сочетании базового и вариативного компонентов. Установлена эффективность дифференцированного физического воспитания детей и подростков с учетом состояния здоровья на уроках физической культуры в основной, подготовительной и реабилитационной (подгруппа специальной группы) медицинских группах.

Проведена апробация рациона школьного питания с использованием пищевых продуктов новой рецептуры, состав которых в одном случае был обогащен органическим йодом за счет включения морской бурой водоросли - ламинарии, в другом исследовании – обогащен витаминно – минеральным комплексом. Изучено влияние продуктов питания фортифицированного состава на показатели гемограммы, морфофункциональные параметры щитовидной железы и психологический статус школьников.

Доказана целесообразность применения с профилактической целью ультразвуковых фитоингаляций у школьников с хронической патологией ЛОР – органов и часто болеющих детей в условиях школьного медицинского кабинета.

На основании результатов исследований представлена авторская концепция развития медицинского обеспечения образовательного процесса в средней общеобразовательной школе. Обоснована ведущая роль превентивных технологий, интегрированных в учебный процесс, в укреплении здоровья и предупреждении заболеваний учащихся за счет контроля факторов риска и детерминант здоровья.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ. Учебная программа по физической культуре, содержащая вариативный компонент оздоровительно-реабилитационной направленности, используется в учебно-воспитательном процессе на уроках физической культуры в средних общеобразовательных школах г. Архангельска. Преподавание физической культуры осуществляется в соответствии с состоянием здоровья в основной, подготовительной группах и, с учетом выработанных критериев, в подгруппе реабилитации специальной медицинской группы.

Проведенные исследования позволили включить в соответствии с выработанными рекомендациями в рацион школьного питания в средних общеобразовательных школах г. Архангельска продукты новой рецептуры: котлеты на основе ламинарии и молоко обогащенного состава.

Разработаны профилактические мероприятия – курсы ингаляционной фитотерапии, осуществляемые на базе общеобразовательной школы и способствующие снижению частоты острых респираторных заболеваний и обострений хронической оториноларингологической патологии.

Результаты анализа гигиенической экспертизы внутришкольной среды обитания учащихся средних общеобразовательных школ дополняют представления об этиопатогенезе «школьных» болезней. Результаты клинических исследований расширяют возможности оздоровления детей и подростков в условиях образовательного учреждения. Для практического здравоохранения обосновывается необходимость развивать превентивное направление в деятельности медицинских работников отделений организации медицинской помощи детям в образовательных учреждениях территориальных детских поликлиник.



По результатам проведенного исследования подготовлено методическое пособие «Организационно-методические основы урока физической культуры с оздоровительно-реабилитационной направленностью в начальных классах общеобразовательной школы», предназначенное для муниципальных образовательных учреждений органов управления образования и здравоохранения, директоров средних общеобразовательных школ, учителей физкультуры и медицинских работников общеобразовательных школ. Подготовлено пособие для родителей «Хорошая осанка с раннего детства до глубокой старости», методические рекомендации для работников детских образовательных учреждений «Основы здорового питания школьников в вопросах и ответах». Издана монография «Медицинские технологии профилактической и оздоровительной работы в общеобразовательной школе на Севере», адресованная работникам муниципальных учреждений органов управления образования и здравоохранения, директорам школ, медицинским работникам, обслуживающим образовательные учреждения, специалистам в области школьной медицины, научным сотрудникам.
ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ В ПРАКТИКУ. Материалы исследования используются на кафедрах Северного государственного медицинского университета (акт внедрения от 06.12.2006 г.), в работе лечебно-профилактических учреждений г. Архангельска (акт внедрения от 09.01.2007 г.).
АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ. Результаты работы доложены и обсуждены на Всероссийской конференции с международным участием «Здоровая образовательная среда – здоровый ребенок» 8-11 октября 2003 г., Архангельск; международной научно-практической конференции «Здоровье и образование» 19-25 мая 2003 г., Турция; Всероссийских научно-практических конференциях, Тула, 2003-2006 годы; Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Здоровье и физическое воспитание детей и подростков» 11-12 ноября 2003 г., Москва; региональной научно-практической конференции «Современные проблемы и развитие физической культуры и спорта» Архангельск, 2003 г.; Ломоносовских чтениях (Архангельск, 2003-2004); II симпозиуме с международным участием «Проблемы адаптации человека к экологическим и социальным условиям Севера» 1-3 июля 2004 г., Сыктывкар, республика Коми; международной научной конференции «Физиология развития человека» Москва,2004 г.; 2-й международной научно-практической конференции «Морские прибрежные экосистемы: водоросли, беспозвоночные и продукты их переработки» Архангельск, 2005 г.; Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Профессиональное гигиеническое обучение. Формирование здорового образа жизни детей, подростков и молодежи» 2006 г., Москва; IV межрегиональной научно-практической конференции «Актуальные вопросы здоровья населения Сибири: гигиенические и эпидемиологические аспекты» 16 февраля 2006 г., Омск; конференции «Человек и здоровье: применение биокорректоров» в рамках 16-й международной специализированной выставки «Здравоохранение – 2006» 5-6 декабря 2006г., Москва; Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Актуальные аспекты жизнедеятельности человека на Севре» 16-17 ноября 2006 г., Архангельск; Всероссийской конференции (Казань, 2006); Всероссийской научно-практической конференции «Эколого-гигиенические аспекты охраны окружающей среды и здоровья человека» 2007 г., Санкт-Петербург; Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Здоровье северян - итоги и перспективы в свете реализации национальных проектов» 15 ноября 2007 г., Архангельск; Областных научно-практических конференциях педиатров и акушеров-гинекологов Архангельской области (Архангельск, 2004, 2005 гг.), ежегодных итоговых научных сессиях Северного государственного медицинского университета (Архангельск, 2003-2007).

По материалам диссертации опубликованы 33 печатные работы, из них 6 публикаций в журналах, рекомендованных ВАК, изданы 2 методических пособия, методические рекомендации, монография ««Медицинские технологии профилактической и оздоровительной работы в общеобразовательной школе на Севере».



СТРУКТУРА И ОБЪЕМ ДИССЕРТАЦИИ. Диссертация изложена на 246 страницах машинописного текста и cостоит из введения, обзора литературы, 5 глав собственных исследований и обсуждения результатов, заключения, выводов и практических рекомендаций. Работа иллюстрирована 12 таблицами, 56 рисунками. Библиография включает 404 источника, из них 289 отечественных и 115 зарубежных публикаций.
ОБЪЕКТ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Источники информации, период наблюдения и дизайн исследования. Работа представляет многоплановое комплексное исследование, основу которого в соответствие с поставленными задачами составили два этапа.

На первом этапе для изучения закономерностей формирования здоровья детей и подростков в период обучения в общеобразовательной школе нами проведен в течение 5 лет (2001-2005 гг.) мониторинг с оценкой соматического и психического состояния здоровья учащихся 1-11 классов муниципальных образовательных учреждений средних общеобразовательных школ (МОУ СОШ) г.Архангельска. Медико-физиологический и психологический мониторинг, предпринятый нами, предполагал использование клинических, лабораторных, инструментальных методов и сочетал в себе индивидуальный подход к мониторингу конкретного ученика с последующей обработкой накопленных данных и отслеживанием воздействия на здоровье учащихся факторов внутри школьной среды. В зависимости от решения конкретных задач применялась лонгитудинальная, либо локальная модель мониторинга. Для оценки показателей здоровья нами использовались стандартные методики, утвержденные Министерством здравоохранения и социального развития и Министерством образования РФ, применены преимущественно неинвазивные методы, обеспечивающие возможность повторного изучения соматических и физиологических параметров. Результаты предпринятых исследований сопоставлялись с общепринятыми среднестатистическими нормативами, при этом в ходе самих экспериментов учитывались индивидуально-типологические особенности. Интерпретация результатов проводилась с привлечением консультантов – узких специалистов: психолог, ортопед, эндокринолог, методист ЛФК, физиолог, гигиенист.

Изучение биологического, генеалогического, социального анамнеза проведено на основании сведений установленной Министерство здравоохранения и социального развития РФ медицинской документации, прежде всего, путем анализа данных медицинской карты школьника (ф. 026/у), историй развития ребенка (ф. 112/у). Диагнозы заболеваний верифицированы согласно Международной классификации болезней X пересмотра (МКБ - 10). Использовались методы: выкопировка данных из первичной медицинской документации, непосредственное наблюдение, интервьюирование (очный опрос), анкетирование (заочный опрос) и комбинации этих методов.

В мониторинге показателей здоровья приняли участие 6401 школьник, в том числе 2752 ученика начальной школы(1-4 классы), 2434 ученика основной школы (5-9 классы) и 855 учеников полной средней школы(10-11классы). Число обследованных мальчиков и девочек во всех возрастных группах было приблизительно одинаково. Все обследования проводились с согласия родителей и самих детей.

На основании данных государственной статистической отчетности и собственных исследований дана санитарно-гигиеническая характеристика средних общеобразовательных школ г. Архангельска и Архангельской области, проведен анализ структуры и динамики острой и хронической заболеваемости школьников г. Архангельска. Источниками сведений для гигиенической оценки явились материалы территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области, результаты собственного исследования. Для медико-статистического анализа использовались данные департамента здравоохранения и социальной политики, департамента образования мэрии г. Архангельска, областного комитета государственной статистики, лечебно-профилактических учреждений и собственных исследований.


следующая страница >>



Я никогда не путешествую без своего дневника, ведь нужно иметь под рукой что-нибудь сенсационное для чтения в поезде. Оскар Уайльд
ещё >>