Преподавания исторических и культурных основ мировых религий - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа дисциплины История мировых религий 3 403.09kb.
Программа дисциплины Священные книги мировых религий  для направления... 1 264.35kb.
История мировых религий 1 105.82kb.
Краткий путеводитель по системе защиты прав человека в рамках ООН 4 588.83kb.
Вопросы к зачету по курсу «История мировых религий» 1 15.08kb.
«методика преподавания истории и обществознания в высшей и средней... 1 68.14kb.
На перекрестье мировых религий 1 285.32kb.
Церемонии и ритуалы 1 51.82kb.
Программа книгоиздания России 36 7654.13kb.
Субрегионы зарубежной азии 1 36.39kb.
Уроку «География мировых религий» 1 26.68kb.
Почему я болен? Олег Сивачев, пастор г. Ессентуки 5 752.27kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Преподавания исторических и культурных основ мировых религий - страница №1/1

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ И КУЛЬТУРНЫХ

ОСНОВ МИРОВЫХ РЕЛИГИЙ
А.Г. Новиков, доктор философских наук, засл. деятель науки РФ, профессор

Якутский государственный университет им. М.К. Аммосова, Россия

Прежде всего, по заданной теме можно поставить вопрос: «Каковы исторические и культурные основы мировых религий?».

В начале о культурных, а точнее духовных основах. Духовные основы – это поиски смысла жизни, стремление к свободе, равенству и братству всех людей, к авторитетному обоснованию норм морали.

Исторической основой буддизма стал протест против жесткой кастовой системы, которая отрицала единую мораль для всех людей. В брахманизме, как известно, главная обязанность человека – исполнение обязанностей своей касты. Например, кшатрии и палачи просто обязаны убивать людей, мясники просто обязаны убивать животных. По учению Будды каст быть не должно. Все люди равны независимо от их социального положения. Мораль для всех людей едина. И потому буддизм не нравился в Индии, а был эксплицирован в другие страны – Китай, Японию и т.д. В Якутии не было почвы (нет каст) для проникновения буддизма [1, с. 28 – 29]. Исторической основой христианства является протест прежде всего против рабовладения, социального неравенства распущенности нравов, жесткого правления римских императоров и их ставленников – царей иудейских. Римская империя представляла собой не только политическую, но и экономическую и до некоторой степени культурную общность. Была необходимость в единой религии. Такой религией не могла быть римская, тем более иудейская. Последняя только евреев считает народом любимым Богом. Христос проповедовал равенство всех людей, независимо от их этнического происхождения и социального положения. Он призывал к ненасильственной борьбе против зла [2, с.220 – 231]. У якутов до Октябрьской революции было двоеверие – христианство и язычество (часть его шаманство). Часть якутов искренне верила в христианство [3, с. 40].

Исторической основой ислама была необходимость сплочения многочисленных арабских племен в единый народ. Более того, первые мусульмане мечтали о братском единении всех людей. Мусульманство среди якутов не имеет места [4, с. 274 – 275].

Следовательно, мировые религии зародились тогда, когда возникла общественная потребность в них.

Вполне естественно встает вопрос: Нужно ли преподавать в школах мировые религии? На наш взгляд, в государственных учебных заведениях можно, а может быть даже и нужно преподавать религиоведение [5, с.235]. Однако, Закон божий определенных конфессий может изучаться учащимися только факультативно, по желанию.

Вполне допустимы негосударственные школы с обязательным преподаванием Закона Божьего.

Не менее смущал вопрос взаимоотношения политики и религии. Государственная школа должна оказывать уважение ко всем религиям, но не псевдорелигиозным тоталитарным сектам. Государство должно не препятствовать религиозному образованию. Вместе с тем оно не должно навязывать кому то ни было определенное вероисповедание.

Возможен ли диалог между верующими и неверующими, и какой характер он должен носить [6]? Очевидно, что верующие и неверующие должны придерживаться общечеловеческой системы ценностей. Другой вопрос – происхождение этих ценностей. Верующие и неверующие – прежде всего люди, затем граждане страны. Никому не должно быть запрещено проповедовать свои религиозные и атеистические взгляды. Дискуссии о вере желательны, но должна соблюдаться культура дискуссии.

И, наконец, каковы перспективы преподавания мировых религий? Кроме специального предмета религиоведения желательно в курсе всеобщей истории уделялось внимание истории религии [7, с. 9]. На уроках литературы желательно чтобы преподаватели объясняли учащимся, какими были религиозные взгляды писателей. На уроках мировой художественной культуры желательно изучение религиозной культуры [8, с. .19].

Литература


1. Брайшер М. Мифология (Пер. с англ. Л. Калашниковой). – М., 2002.

2. Новейший философский словарь. Ростов-на-Дону, 2005. С.275-275.

3. Новиков А. Иннокентий /Вениаминов/ как выдающийся просветитель. Якутск: Вестник Академии духовности Республики Саха (Якутия), 1997. № 2 (4). С.18-20.

4. Новиков А.Г. О менталитете саха. Якутск, 1996

5. Рассе Бертран. Почему я не христианин. Изб. Атеистические произведения.М., 1987

6. Тойнби А. Христианское понимание истории //Философия истории: Антология: Учеб. пособие для студентов гуманит. вузов. М., 1995.



7. Философия в вопросах и ответах: учеб пособие /Е.В.Зорина, Н.Ф.Рахманкулова и др. М., 2004.

8. Шульев Л.Н. Новые тенденции в преподавании литературы Серебряного века в школе //100 лет Серебряному веку //Материалы Междунар. научн. конф.23-25 мая 2001 г. Нерюнгри, 2001.




Если высказывание журналиста называют «неэтичным», можно быть почти уверенным, что оно правдиво. Екатерина Деготь
ещё >>