Представление юбилейного проекта Государственного Исторического музея. Взаимодействие музея и школы. Создание единой информационно-о - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Кураторы: Дарья Воробьева, Нина Дьячкова 1 19.32kb.
Характеристика музея муниципального общеобразовательного учреждения... 1 75.93kb.
11 ноября, вторник, 17: 00 к 80-летию Музея-квартиры Ф. М. Достоевского... 1 26.84kb.
Электронный музей и взаимодействие посетитель компьютер 1 65.13kb.
Презентация выставки новых поступлений. Представление 1 29.18kb.
Кунсткамера: кругосветное путешествие 1 21.12kb.
Мбоу комсомольская сош №1 Историко – краеведческий музей 1 120.24kb.
Магазин путешествий 1 61.83kb.
Создание и совершенствование образовательной среды школы 1 66.98kb.
Наименование музея, дата основания. Наименование образовательного... 1 138.61kb.
Тихонов Игорь Львович директор Музея истории спбГУ, доцент исторического... 1 62.98kb.
Встреча Бори с Рюмшиным. Рюмшин влетел в комнату, всю увешаннаю схемами... 3 394.94kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Представление юбилейного проекта Государственного Исторического музея. Взаимодействие - страница №1/1

Тема урока. Представление юбилейного проекта Государственного Исторического музея. Взаимодействие музея и школы. Создание единой информационно-образовательной среды.

Учитель истории и обществознания

МОУ Одинцовский лицей №10

Годына Галина Васильевна,

г. Одинцово Московской области
Цели урока:
- представить проект ГИМа выпускникам школы, показать, как можно работать с проектом при повторении и обобщении курса « История России с древнейших времен до настоящего времени» и подготовки к ЕГЭ на экспозициях музея;

- научить соотносить события и имена исторических деятелей российской истории, определять последовательность событий;

- развивать у учащихся умение критически мыслить, анализировать исторические события, использовать различные исторические источники;

- воспитывать чувства уважения к истории , его историческому наследию, бережного отношения к памятникам материальной и духовной культуры своего народа


Оборудование урока:


  1. Распечатка: словарь урока.

  2. Эпиграф на доске.

  3. Мультимедийный проект «Государственный Исторический музей. 125 лет».

«Не будь наук и искусства, не было

бы и человека и человеческой жизни».

Л.Н. Толстой.

План урока.


  1. Вступительная беседа:

- представление музея;

- постановка задач урока.

2. Виртуальная экскурсия по Государственному Историческому музею:

- Парадные сени.

- Княжеская Русь.

3. Практическая часть: работа с тестовыми заданиями.



1 вопрос.
Сегодня необычный урок. Урок - экскурсия в Государственный Исторический музей, которому в этом мае исполняется 125 лет со дня основания. История нашей страны в контексте с мировой историей представлена на его экспозициях. Музей – один из главных помощников на пути изучения прошлого своего народа. Он нам не только показывает, он рассказывает о прошлом через вещи, книги, рисунки.

Назовите источники наших знаний о древней истории.

Что такое музей? (Обращаемся к словарю урока).

Когда в России был открыт первый музей и как он назывался?

Государственный Исторический музей – самый большой и старый музей в нашей стране, посвященный ее истории. Все 125 лет, что он существует, комплектовался его фонд и сегодня насчитывает более 4,5 миллионов вещественных источников и 12 миллионов рукописных. Представлены здесь реликвии и раритеты, у музея есть свой архив, несколько филиалов, в нем работает целая армия ученых-историков.

Начало Историческому музею положил указ императора Александра II от 1872 г.

Инициатива исходила от российских ученых-историков и общественных деятелей, которые были убеждены, что интерес к прошлому должен опираться на подлинные документы – письменные и вещественные памятники, собранные в специальном хранилище. «Это музей, куда явился бы историк за справкой, романист, директор театра, артист – за нужными ему красками, куда могли бы привести детей, чтобы навеки запечатлеть историческое событие и историческую обстановку. Куда мог бы прийти и необразованный человек и вынести желание узнать, что не со вчерашнего дня началась разумная жизнь в стране» - так написано в ходатайстве инициативной группы на имя цесаревича Александра Александровича – будущего императора Александра III.

Мы с вами не раз приезжали в музей и проводили занятия на его экспозиции и сегодня я еще раз приглашаю вас на экскурсия, которую мы проведем сидя за партой в своем кабинете. Перед нами стоит задача: при помощи вещественных источников, выставленных здесь, повторить историю России, обратить внимание на ее особенности, вспомнить основные события

и выдающихся исторических деятелей страны, чтобы достойно сдать выпускные экзамены и быть просто культурными людьми, помнить свои корни.



Проект «Государственный Исторический музей. 125 лет» - альбом; рассказ об основании музея и его первых руководителях.


2 вопрос.
Парадные сени.

Проект.

Мы с вами в Парадных сенях.



Что это такое?

Этот зал похож на византийскую базилику. В переводе с греческого – «царский дом». По своей форме это большой прямоугольный зал, разделенный нефами. Стены сеней расписаны в средневековом русском стиле. Роспись сеней была закончена в 1883 г. артелью художника Ф.Г. Торопова. Орнамент выполнен по образцу царского места Ивана Грозного в Новгородском Софийском соборе. Центральный свод занимает композиция «Родословное древо государей российских». Часть композиции – голубой фон и древо, написаны маслом по штукатурному грунту. Ростовые портреты изготовлены на холсте и наклеены на грунт. Шестьдесят восемь фигур князей, царей и императоров размещены на ветвях символического генеалогического древа. Портреты князей X – XVI веков исполнены в условной обобщенной манере. Изображения царей, начиная с Михаила Федоровича, индивидуальны и опираются на известные в русском искусстве образцы. По центральной оси композиции размещены главные лица русских правящих домов – Рюриковичей и Романовых: Ярослав Мудрый, Александр Невский, Иван Калита, Дмитрий Донской, Иван Грозный, царь Михаил Федорович, Петр Великий, Александр III. В «Родословном древе» нет изображений венчанных русских царей, не принадлежавшим к основным династиям – Бориса Годунова и Василия Шуйского. Из святых князей на своде можно увидеть Владимира, Ольгу, Бориса и Глеба, царевича Дмитрия…

Роспись интерьера сеней просуществовала без изменений более полувека. В 1936 – 1937 гг. при проведении реконструкции живопись исчезла под толстым слоем побелки. Часть портретов была снята со стен и десять из них утрачены. Шестьдесят лет роспись свода скрывала свой первоначальный вид. В ходе реставрации недостающие портреты были восстановлены и в своем первозданном облике Парадные сени предстали для посетителей в сентябре 1997 г.

Кого из первых князей мы здесь не найдем?

Древо поливают княгиня Ольга и Владимир.



Почему именно они?

Борис и Глеб тоже здесь, хотя не были великими князьями. Почему?

Центральный ствол начинается с Ярослава Мудрого. Что у него в руке?
По основному стволу дальше размещена фигура Александра Невского. Что он сделал для укрепления российской государственности? Какой выбор стоял перед ним?

Какие события связаны с именем Ивана Калиты? Дмитрия Донского? Ивана Грозного?

Обратите внимание на одежду князей, она не особо меняется на протяжении сотен лет: платно (или нижняя рубашка) с вышивкой и длинный плащ – корзно, подбитый мехом, мехом же отороченная шапочка и красные сапожки на ногах.


Обращаю ваше внимание, что в Историческом музее вещественные источники расположены в соответствии с периодизацией истории России, она хорошо просматривается и при изучении «Родословного древа»:

- Русь;


- Россия;

- Российская империя.

Про каждого правителя дана в проекте четкая и емкая информация.
Княжеская Русь.
Задача сегодняшнего занятия состоит в том, чтобы при помощи проекта ГИМ повторить историю Древнерусского государства.

Назовите хронологические рамки существования Древнерусского государства.

Что является главным письменным источником наших знаний по этому периоду?

С каких событий начинает изучение истории славян Нестор-летописец?

Какие главные вопросы ставит перед собой как историком?

Какие еще существуют источники по славянской истории? (Записи арабских путешественников, греческих авторов).
Сегодня мы с вами побываем на экспозициях 8 – 14 залов музея, что позволит вам лучше подготовиться к единому государственному экзамену.

Символической датой считается 882 г., когда князь Олег объединил два центра и сделал Киев «матерью городов русских».

Основу государства составили 14 восточно - славянских союзов племен. Судить о территории занимаемой каждым союзом можно лишь по материалам погребальных памятников IX – XIII вв., представленных в
музейной экспозиции. У каждого союза племен существовали свои особенности при изготовлении женских украшений и височных колец.

Основа хозяйства славян – земледелие (пашенное) с подсечно – огневой и переложной системами. Ассортимент культур разнообразный: рожь, овес, пшеница, ячмень, бобовые, лен, конопля.

Животноводство.

Промыслы.

Все эти продукты поступали на внешний и внутренний рынок.

Внешняя торговля осуществлялась через два торговые пути.



Какие? С какими странами велась торговля? Что являлось предметом ввоза и вывоза?

Внешнеполитические и внутриполитические функции государство выполняло при помощи дружины.



Что это такое? (обращение к словарю).

Дружина состояла из славян, варягов, тюрок, балтов, венгров.

Цели первых князей:

- расширение границ, подчинение отдельных славянских племен и финно-угорских народов;

- дальние походы на Каспий, Дунай, Волжскую Булгарию, Византию. С целью обогащения и безопасности торговых путей.

Назовите князей, которые оставили заметный след в этом направлении.

IX –XII вв. – дружинник не только воин, но и купец, осуществляющий торговлю через Хазарию с Арабским халифатом и Византией. Вывозили воск, мед, пушнину.

Привозили: дирхемы, редкие ткани, пряности, драгоценности.

Из Византии привозили новые знания, новую религию – христианство и распространяли среди дружинников.



Кто из русских князей первым принял христианство?

При каком князе христианство стало государственной религией.

Оживление торговли привело к появлению первых городских центров и активного денежного обращения на Руси. До X в. использовали арабские дирхемы, а со времен Владимира Первого стали чеканить свою серебряную монету.

Что собой представлял древнерусский город. Нам рассказывает экспозиция зала музея.
Древнерусский город.
Истоки городской жизни приходятся на начало I тыс. лет н.э.
Какие города, по мнению историков, появились раньше всего на Руси? Что нам говорят легенды?

Что собой представляли русские города?

Это экономические, культурные, административные и духовные центры.

В IX в. насчитывалось 24 города.

Как варяги называли нашу страну?

Создавались города на торговых путях. К середине XII в. сформировались основные типы городских укреплений – столичный город, окруженный «младшими» - пригородами и крепостями. Города – это центры

ремесла, к XII в. насчитывалось более 100 ремесленных специальностей. Городское население более активно, более грамотно, среди него распространяется письменность, о чем свидетельствуют берестяные грамоты Новгорода и Пскова.

При каких князьях государство достигло своего наивысшего этапа в развитии? Почему начались усобицы? Что это такое (словарь)?

Вспомните соседей славян. Как это соседство влияло на внутреннее положение страны?

Какой год условно считается началом феодальной раздробленности на Руси?
Внутренняя и внешняя политика Древнерусского государства в период феодальной раздробленности.
1132 г. – летописец пишет «Раздрася земля Русская…». Распалась на самостоятельные уделы (словарь).

Владимир Мономах и его сын Мстислав Великий еще сдерживали единство государства, но разросшемуся роду Рюрика становилось тесно в рамках существующего государства. Усиливается процесс дробления и перераспределения земель между отдельными князьями.

С 40-х годов усиливается борьба между князьями. Предметом спора был Киев. Усобицы князей приводят к разгрому сильных и богатых городов своими же князьями. И тут вмешиваются соседи-половцы, которые 200 лет вносят диссонанс в политическую жизнь Руси. Походы против них предпринимались регулярно и при Мономахе носили успешный характер. Но поход Игоря Северского в 1185 г. оказался поистине трагическим и повлек за собой новые разорения, что находит отражение в «Слово о полку Игореве», где автор настойчиво призывает: «Загородите полю ворота».

Культура Древней Руси.

Культура Руси всегда отличалась своей самобытностью, богатством красок. Влияние на нее оказало необычное географическое положение между Европой и Азией, язычество, но особый толчок ее развитию дало христианство. Вместе с новой религией на Русь пришла книжность, здесь в музее хранятся древние рукописные книги. Такие как «Изборник Святослава», «Повесть временных лет», первый письменный закон «Русская правда».

Появляются каменные церкви и соборы.



Вспомните их названия.

Эти постройки отличает простота, благородство форм, гармония с природой, богатство внутренней отделки (мозаичный пол, фрески, церковная утварь).

Разрушения.

Монголы.
Известия о них стали доходить до Руси в начале XIII в.

Родина монголов – Центральная Азия.

1206 г. – курултай, избрание Тэмучина Чингисханом.

1211 – 1223 гг. – завоевания Китая, Средней Азии, Закавказья, половецких степей и приближение к границам Руси.

«Явился народ незнаемый, пришла неслыханная рать, безбожные татары, о которых никто хорошо не знает, кто они и откуда пришли, и что у них за язык, и какого они племени, и какая у них вера…»- писал древнерусский летописец.



Чем закончилась и когда первая встреча русских с половцами?

Учли ли свои ошибки князья к 1237 г., когда монголы пошли в большой поход «до последнего моря»?

2 похода понадобилось монголам, чтобы покорить Русь и сделать ее своим вассалом. Соседом Удельной Руси стала Золотая Орда, созданная ханом Батыем. Иго: баскаки, ярлык, пайцза, «ордынский выход».

Но уже с конца XIII в. начинается процесс объединения и образования централизованного государства, который завершится к концу XV в. В борьбу за первенство вступят Тверь, Москва и Суздальско-Нижегородское княжество. Но это уже тема второго занятия по данному проекту.

Практическая часть: работа с тестовыми заданиями.
Спасибо за внимание. Музей ждет вас для новой встречи! Следующее занятие будет посвящено истории России.

Государственный Исторический музей. 125 лет



Словарь урока.

Музей – (греч. храм муз) научно-исследовательское или научно-просветительское учреждение, осуществляющее комплектование, хранение, изучение и популяризацию памятников естественной истории. Материальной и духовной культуры.

Музей – др. вьетнамский термин «бао та» - «хранилище реликвий».

Профили музеев: исторические (в том числе археологические, этнографические);

художественные;

литературные;

естественно - научные (ботанические, геологические);

технические

Архив – с лат. «письмохранилище», то есть, место хранения документов, начиная с древних и заканчивая современными.

Раритет – от лат. «редкость» - редкая, ценная вещь, диковина.

Реликвия – от лат. «остатки» - предметы особо чтимые и хранимые как память о прошлом.

Периодизация истории России:

Русь Древняя (середина IX –начало XII в.)

Русь Удельная (середина XII – середина XV в.)

Россия XV – XVII вв. (объединение русских княжеств в единое государство, расширение русских земель)

Россия имперская (XVIII – начало XX в.)

Советская Россия (конец 10-х гг. – конец 80-х гг. XX в.



Современная Россия (с начала 90-х гг. до настоящего времени).

Сени – прихожая в древнерусском доме.

Удел – доля члена княжеского рода в родовом владении Рюриковичей.

Дружина – вооруженный отряд при князе в Древней Руси. Участвующий в войнах и управлении княжеством и личным хозяйством князя. Делилась на старшую – «княжии мужи» и младшую – «гриди».

Усобицы – войны между князьями за великокняжеский престол.

Феодальный иммунитет – право феодала осуществлять в своих владениях некоторые государственные функции (например, суд, сбор налогов, полицейский надзор).

Бояре – высший слой общества в России (в X – XVII вв. занимали ведущее место после великого князя в государственном управлении).

Канонизация – от греч. «узаконяю», причисление к лику святых в христианской церкви.

Улус – в переводе с монгольского «владение». Русь была улусом ханов Золотой Орды. А русские князья – его вассалами.

Пайцза – знак полномочий. Выдаваемый ханами Золотой Орды своим должностным лицам. Владелец пайцзы имел право бесплатно брать лошадей для проезда, пользоваться кровом и пищей.




Собак любят за то, что они не хотят стать хозяевами. Геннадий Малкин
ещё >>