Предмет: литература. Класс: 10 класс Тема урока: «Человек на войне в цикле «Севастопольские рассказы» Л. Н. Толстого» (2 часа) - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Предмет литература и информатика Класс 10 класс Тема Музы Некрасова. 1 133.88kb.
Методическая разработка Предмет: История Класс: 9 класс Урок №63... 1 155.07kb.
Предмет татарская литература Тема урока Тукай великий поэт татарского... 1 16.31kb.
Методическая разработка предмет: биология, литература, психология... 1 234.67kb.
Русский язык и литература Класс : 5 класс Тема урока : Джанни Родари... 1 110.66kb.
Предмет: литература Класс: 6 Время: 2 урока (90 минут) Вид кейса... 1 56.34kb.
Конспект урока Предмет: физическая культура 1 класс Тема урока: Гимнастика. 1 88.09kb.
Урока: Северный Кавказ. 9 класс Тема урока: Северокавказский экономический... 1 102.47kb.
Рабочая программа предмет: литература Класс: 5А 1 295.74kb.
Литература 10-11 класс 2 тур фио петров Виктор Павлович Предмет,... 1 57.38kb.
Литература Ставрополья 9 класс № урока Тема урока 3 431.33kb.
«Рассмотрено» Руководитель мо с. И. Фролова 1 194.14kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Предмет: литература. Класс: 10 класс Тема урока: «Человек на войне в цикле «Севастопольские - страница №1/1

Фамилия, имя, отчество; школа; город: Рудакова Наталья Николаевна; Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя образовательная школа №21»; город Северодвинск.

Предмет: литература.

Класс: 10 класс

Тема урока: «Человек на войне в цикле «Севастопольские рассказы» Л.Н. Толстого» (2 часа).

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

- образовательная (определить исторические события, которые легли в основу произведения, проанализировать «Севастопольские рассказы» Л.Н. Толстого, сформулировать тематику и проблематику рассказов, определить авторскую позицию);



- развивающая (развитие умения доказательно обосновывать свою точку зрения);

- воспитывающая (формирование умения взаимодействовать в коллективе).

Оборудование: «Севастопольские рассказы» Л.Н. Толстого, исторический документ «Письмо Н.И. Пирогова жене А.А. Пироговой», фрагменты из документального фильма Л. Парфенова «Война в Крыму – все в дыму», презентация «Панорама «Оборона Севастополя», раздаточный материал (карточки для работы в парах).
Технология открытого образования: «Развитие критического мышления через чтение и письмо».
Этапы технологии:

- стадия вызова – создание «информационной пустоты»;

- стадия осмысления – работа с информацией, сопоставление изученного с новым материалом;

- стадия рефлексии – «выстраивание» нового опыта в систему личностных смыслов.

Стратегия ЗХУ (знаю, хочу знать, узнал).
Формы работы – индивидуальная, парная.

Ход урока

1. Стадия вызова.

Тема нашего урока «Человек на войне в цикле «Севастопольские рассказы» Л.Н. Толстого».



а) Познакомьтесь с эпиграфом к уроку:

Тот ошибся бы, кто захотел бы определять содержание его севастопольских рассказов по первому из этих очерков, только в двух следующих вполне раскрылась идея, которая в первом являлась лишь одною своею стороною (Н.Г.Чернышевский).

- Как вы понимаете это высказывание?

Не случайно Л.Н.Толстой писал: « Напишу Севастополь в различных фазах…»

б) Посмотрите фрагмент из документального фильма Л. Парфенова «Война в Крыму – все в дыму» и ответьте на следующие вопросы:

- Какую оценку дал праправнук Л.Н.Толстого циклу «Севастопольские рассказы»?

- Как сам объяснил такое отношение?

- Что испытали вы при чтении рассказов? Что узнали о героях и мыслях автора?

в) Проверка домашнего задания №1.

Ответьте на вопросы после прочтения цикла «Севастопольские рассказы» Л.Н. Толстого»:

- Какие темы рассматривает автор? Какие мысли автора вас особенно взволновали?

- Приведите самый яркий, на ваш взгляд, эпизод из рассказов.

Я знаю…(ответы учащихся).

Заслушайте ответы учащихся и запишите представленные ответы в таблицу. Прочитайте записанные темы и соотнесите записи с ответами на доске (открывается обратная сторона доски):



- героическая борьба простых солдат и матросов;

- осуждение войны, трагизм событий, противоестественность войны;

- жизнь и смерть;

- ничтожность мыслей и чувств, тщеславие и легкомыслие офицеров-аристократов, ложный патриотизм;

- единение солдат, матросов и пехотных офицеров;

- гармония природы и разрушение красоты в мире людей.

- Какие темы представлены в ваших работах? Какие не были рассмотрены? О чем это свидетельствует? ( О глубине авторского замысла, сложности восприятия образов, беглом, невдумчивом чтении).



Актуализация знаний (учащиеся формулируют вопросы).

Я хочу знать…

Проверка домашнего задания №2 (индивидуальное задание для 3- 4 учащихся).

Умение задавать вопросы – важный способ понимания замысла писателя. Какие вопросы поставили вы, читая текст? Примерные вопросы учащихся:



- Если рассказы посвящены боевым действиям, то почему автор такое особое внимание уделяет описанию природы?

- Если повествование о войне, то почему автор обращается к эпизодам, рассказывающим о прогулках аристократов?

Вопросы, составленные на уроке:

- Какие исторические события предшествовали легендарному противостоянию города Севастополя?

- Как в рассказах представлена тема «тщеславия аристократов и самоотверженность простых солдат и офицеров?

- Какова роль пейзажа в раскрытии авторского замысла?

- Почему, по мнению автора и критика Чернышевского, необходимо показать Севастополь в разных фазах?

- Как исторические события представлены в других источниках?

2. Стадия осмысления.

а) Историческая справка. Просмотр фрагмента из документального фильма. Причины Крымской войны.

- Какие исторические и политические условия послужили началом Крымской войны?

б) Работа с текстами (обсуждение в паре предложенных вопросов на карточке и заполнение таблицы «Герои рассказов и авторская позиция»).



Карточка №1. Рассказ «Севастополь в декабре»

Особенность рассказа заключается в его построении. Повествование ведётся от лица рассказчика, свидетеля боевых действий. Он знакомит человека, попавшего в Севастополь впервые, с тем, как живут в осажденном городе. Рассмотрите эпизод «В госпитале».



  • На каких художественных деталях автор акцентирует внимание, характеризуя персонажей?

  • Какие черты русского характера ярко представлены в эпизоде?

  • Приведите примеры из текста, выражающие чувства рассказчика в момент встречи с ранеными.

Карточка №2. Рассказ «Севастополь в декабре»

Проанализируйте эпизод «Четвертый бастион».



  • Какие черты характера русского человека проявляются в боевых действиях, происходящих на четвертом бастионе?

  • Что поражает рассказчика, а затем и читателя в движениях и словах раненого солдата?

Карточка №3. Рассказ «Севастополь в декабре»

  • Если «Севастопольские рассказы» повествуют о войне русской армии против союзников Турции, то почему автор начинает и заканчивает рассказ описанием природы?

  • Сформулируйте авторскую позицию и идею текста, обратившись к послесловию.

Карточка № 4. Рассказ «Севастополь в мае»

Охарактеризуйте штабс-капитана Михайлова (социальное положение, внешность, речь, поступки). Определите отношение автора к герою. Сформулируйте свою точку зрения (главы 2, 3, 4, 13).



Карточка № 5. Рассказ «Севастополь в мае»

Охарактеризуйте адъютанта Калугина (социальное положение, внешность, речь, поступки). Определите отношение автора к герою. Сформулируйте свою точку зрения (главы 3, 5, 9, 12).



Карточка № 6. Рассказ «Севастополь в мае»

Охарактеризуйте подполковника Нефердова и ротмистра Праскухина. Рассмотрите эпизоды смерти героев? Определите роль эпизодов в раскрытии авторского замысла. Сформулируйте свою точку зрения (главы 3, 8, 10, 12, конец 15).



Карточка № 7. Рассказ «Севастополь в мае»

  • Охарактеризуйте графа Гальцина (главы 3, 7, 16) и юнкера барона Песта (главы 11, конец 15 и 16). Определите их роль в тексте отношение автора к героям.

  • Подумайте, почему автор дважды рассказывает о прогулках офицеров в городе?

Карточка № 8. Рассказ «Севастополь в мае»

Сформулируйте авторскую позицию и идею текста, обратившись к следующим эпизодам: «Перемирие 12 мая» (глава 16), «Восход и закат солнца» (главы 2, 4, конец 16).



Карточка № 9. Рассказ «Севастополь в августе»

Какие важные вопросы рассматривает Л.Н. Толстой, рассказывая в первых главах о том, как добираются Козельцовы и другие офицеры к месту службы (главы 1-5).



Карточка № 10. Рассказ «Севастополь в августе»

  • Охарактеризуйте Михаила Козельцова (внешность, речь – глава 1; отношение к брату – глава 7; к солдатам девятой роты – глава 16). Обратите внимание на эпизод, в котором рассказывается о смерти героя (глава 25).

  • В чем вы видите отличие М. Козельцова от офицеров, представленных в рассказе «Севастополь в мае».

Карточка №11. Рассказ «Севастополь в августе»

  • Охарактеризуйте Владимира Козельцова (внешность, речь – глава 6; мысли героя – главы 8, 10). Обратите внимание на эпизод общения героя с солдатами (глава 22).

  • Расскажите, как погибает герой (глава 26)?

  • Как через смерть героя автор сумел выразить своё отношение к происходящим событиям?

  • Сформулируйте позицию автора, используя материал главы 27.

Заполните таблицу на основании ответов учащихся

Севастополь в декабре

Севастополь в мае

Севастополь в августе

Темы:



Темы:



Темы:



Идея



Идея



Идея



Герои



Герои



Герои



Авторская позиция


Авторская позиция


Авторская позиция


Ответы учащихся. Итоги обсуждения.

Карточки 1-3.

Идея: описать героизм русских солдат, матросов и близких к ним строевых офицеров, которые боролись с врагами и выносили на своих плечах тяжесть войны.

Герои: простые солдаты, обладающие скромностью, душевностью, стойкостью, искренностью, отвагой.

Авторская позиция: «…убеждение в невозможности взять Севастополь, и не только взять Севастополь, но и поколебать где бы то ни было силу русского народа…». «То, что они делают, делают они так просто, так малонапряженно и усиленно, что, вы убедитесь, они еще могут сделать во сто раз больше, они все могут сделать». «Из-за креста, из-за названия, из угрозы не могут принять люди эти ужасные условия: должна быть другая, высокая побудительная причина. И эта причина есть чувство, редко проявляющееся, стыдливое в русском, но лежащее в глубине души каждого, - любовь к родине». «Надолго оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя, которой героем был народ русский».

По приказу Александра II «Севастополь в декабре» был переведен на французский язык и напечатан в правительственной газете, выходившей в Брюсселе. Европа узнала имя русского писателя Л.Н.Толстого.

Карточки 4-8.

Идея: Не высокий патриотический долг, а корыстные интересы и мелочное тщеславие заставило аристократов принять участие в войне. Во всех своих поступках они руководствовались мелочным самолюбием и нелепыми сословными предрассудками.

Герои: «Герой же моей повести, которого я люблю всеми силами души…, - правда».

Авторская позиция: Толстой противопоставляет офицерам-аристократам подлинных героев: солдат, матросов, строевых солдат.

26 июня Толстой закончил рассказ «Севастополь в мае». Автор считал его несравненно лучше первого, но опасался, что его не пропустит цензура. Из рассказа были выброшены рассуждения о бессмысленности войны; эпизоды, описывающие взаимоотношения офицеров-аристократов и не аристократов; сцена приема пехотного офицера; картина рукопашного боя и «подвига» юнкера Песта; внутренний монолог Праскухина в момент ожидания бомбы и рассуждения Михайлова о том, зачем он пошел на войну; прекрасные строки о герое рассказа – правде.

- Объясните, почему данные эпизоды были изъяты цензурой?



Карточки 9-11.

Идея: Обреченные на гибель люди продолжают отстаивать город; показаны пороки в организации армии.

Герои: Михаил Козельцов – «недюжинный офицер». Михаил кинулся в гущу боя и был смертельно ранен. Умирая, он думал о том, что хорошо исполнил свой долг и ни в чем не может себя упрекнуть. Володя Козельцов – мечтательный юноша, верящий в светлые идеалы. Он был убит в первом бою во время взятия кургана.

Авторская позиция: «Почти каждый солдат, взглянув с Северной стороны на оставленный Севастополь, с невыразимой горечью в сердце вздыхал и грозился врагам».

- На какие вопросы не получили полных ответов?



(Как история обороны Севастополя представлена в других источниках).

в) Работа с документом и эпизодом из текста.

Сопоставьте документ «Письмо Н.И. Пирогова жене А.А. Пироговой (Извлечение)» от 7 апреля 1855 года Севастополь и эпизод рассказа «Севастополь в мае» («Мальчик с цветами») Л.Н. Толстого. Что объединяет эти два эпизода? Чем они отличаются друг от друга? Ответ запишите в тетрадь.

Эпизод рассказа «Севастополь в мае»

Посмотрите лучше на этого десятилетнего мальчишку, который в старом, должно быть, отцовском, картузе, в башмаках на босу ногу и нанковых штанишках, поддерживаемых одною помочью, с самого начала перемирия вышел за вал и все ходил по лощине, с тупым любопытством глядя на французов и на трупы, лежащие на земле, и набирал полевые голубые цветы, которыми усыпана эта роковая долина. Возвращаясь домой с большим букетом, он, закрыв нос от запаха, который наносило на него ветром, остановился около кучки снесенных тел и долго смотрел на один страшный, безголовый труп, бывший ближе к нему. Постояв довольно долго, он подвинулся ближе и дотронулся ногой до вытянутой окоченевшей руки трупа. Рука покачнулась немного. Он тронул ее еще раз и крепче. Рука покачнулась и опять стала на свое место. Мальчик вдруг вскрикнул, спрятал лицо в цветы и во весь дух побежал прочь к крепости.

Да, на бастионе и на траншее выставлены белые флаги, цветущая долина наполнена смрадными телами, прекрасное солнце спускается к синему морю, и синее море, колыхаясь, блестит на золотых лучах солнца. Тысячи людей толпятся, смотрят, говорят и улыбаются друг другу. И эти люди - христиане, исповедующие один великий закон любви и самоотвержения, глядя на то, что они сделали, с раскаянием не упадут вдруг на колени перед тем, кто, дав им жизнь, вложил в душу каждого, вместе со страхом смерти, любовь к добру и прекрасному, и со слезами радости и счастья не обнимутся, как братья? Нет!

Документ «Письмо Н.И. Пирогова жене А.А. Пироговой (Извлечение)»

7 апреля 1855 года Севастополь

Пишу тебе с перевязочного пункта, куда на время, а может быть, и до окончания моего срока пребывания в Севастополе переехал на другой день Светлого Воскресенья В Светлое Воскресенье был у заутрени в соборе, и во время служения уже раздавались издали сильные выстрелы; бомбы летали в город; потом опять все замолкло. Но в понедельник на Святой, 29 марта, в 5 часов утра мы были разбужены сильной канонадой, окна комнат дрожали, по стенам дома как будто сотни кузнецов стучали молотами, мы вскочили, наскоро оделись и узнали, что неприятель открыл сильную бомбардировку со всех бастионов; завязалась сильная канонада из 1500 осадных орудий, полетели бомбы и ракеты, мы побежали стремглав на перевязочный пункт, и вскоре вся огромная зала начала наполняться ранеными с ужасными ранами: оторванные руки, ноги по колена и по пояс приносились вместе с ранеными на носилках; с лишком 400 раненых нанесли нам в сутки, с лишком 30 ампутаций. С этого дня бомбардирование продолжалось днем и ночью до 6 апреля и даже сегодня еще не совсем окончилось, хотя сделалось несравненно тише. В первый день неприятель выпустил с лишком 30 000 снарядов; считают, что по сей день выпущено до 400 000. Бомбы падают где ни попало, но вообще вреда изломам бастионов сделали немного. На бастионах считают до 100 подбитых пушек из тысячи; разрушенные амбразуры исправляются ночью, но это стоит людей, и у нас считают в течение этого времени (от 28 марта до 7 апреля) до 6000 выбывших из строя. На наш перевязочный (главный) пункт, куда являются раненые с самых главных бастионов (4, 5 и 6), является до 200 - 400 в день. …На перевязочный пункт, кроме солдат, приносят и женщин и детей с оторванными членами от бомб, которые падают в Корабельную слободку, часть города, где еще, несмотря на видимую опасность, продолжают жить матросские жены и дети. Мы заняты и ночь и день, и ночью, как нарочно, еще больше, чем днем, потому что все работы, вылазки, нападения на ложементы и т. п. производятся ночью. Странно будет, если после этой усиленной бомбардировки неприятель опять смолкнет, и дела пойдут по-прежнему; но все его усилия теперь обращены, очевидно, на четвертый бастион; через этот пункт он хочет проникнуть в Севастополь. Наши все желают штурма…

Погода здесь хороша, но еще не слишком. Стоят туманы; перед нашими окнами расцвела акация, но деревья распускаются несравненно медленнее, чем в С.-Петербурге: я замечаю это, смотря на их свежие листки всякий день... Еще 5 недель, и я, если угодно будет Всевышнему, выеду из Севастополя. Надеюсь, что к тому времени что-нибудь да будет сделано либо с нашей, либо с неприятельской стороны. Теперь я живу в трех разных местах. Вещи мои лежат в сохранности в Николаевской батарее, где для меня приготовлен также и один каземат, если на перевязочном пункте будет слишком опасно долее оставаться; на прежнюю мою квартиру езжу обливаться холодной морской водой и обедать, а сплю и провожу целый день и ночь на перевязочном пункте - в Дворянском собрании, паркет которого покрыт корой засохшей крови; в танцевальной зале лежат сотни ампутированных, а на хорах и биллиарде помещены корпия и бинты. Десять врачей при мне и восемь сестер трудятся неусыпно, попеременно, день и ночь, оперируя и перевязывая раненых. Вместо танцевальной музыки раздаются в огромной зале Собрания стоны раненых...



Ответы учащихся (общее):

- писатель и хирург – очевидцы страшных событий;

- изображены ужасы войны (смерть людей);

- эмоциональность изложения;

- показана противоестественность войны (трупы французов и русских, обезглавленный француз, трупный запах – ребенок с цветами; Дворянское собрание, танцевальный зал – стоны раненых, паркет «покрыт коркой засохшей крови»);

- использование приема контраста;

- красота и гармония природы – дисгармония в мире людей;

отличия:

- хирург изображает события с 28 марта по 7 апреля, пишет о том, что происходит с ним;

- писатель выхватывает из военной жизни самые яркие моменты, делает обобщение о разрушительной силе войны, используя образ-символ (ребенок с цветами – символ жизни).

г) Показ презентации «Панорама Рубо «Оборона Севастополя» (подготовлена учащимися ).

3. Стадия рефлексии.

Я узнал…

Обратимся к вопросам, поставленным в начале урока.

Какой этап урока был самым интересным? Какие источники информации наиболее значимы для вас?

Темы, поднятые в цикле «Севастопольские рассказы», найдут свое продолжение в романе-эпопее «Война и мир», к изучению которого приступим на следующем уроке.



Домашнее задание: выписать из учебника историю создания романа-эпопеи «Война и мир», особенности жанра и композиции романа, смысл заглавия.






Газета — первый черновик истории. Филип Грэм
ещё >>