Предмет литература и информатика Класс 10 класс Тема Музы Некрасова. Системы счисления и кодирование информации - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урока: Разработала: учитель информатики и икт петечел Е. И. 1 81.29kb.
Подробный конспект урока. Организационная информация Тема урока Арифметические... 1 97.38kb.
Предмет: литература. Класс: 10 класс Тема урока: «Человек на войне... 1 140.49kb.
Основные понятия 1 96.31kb.
Класс: 8 класс Предмет: информатика «Информационные процессы в обществе... 1 81.76kb.
Урок объяснения нового материала по теме: тема любви в лирике Некрасова... 1 70.13kb.
Литература для обучающихся: Л. Л. Босова «Рабочая тетрадь. Информатика... 1 30.01kb.
Конспект открытого урока «Представление вещественных чисел в памяти... 1 107.02kb.
Рабочая программа предмет: литература Класс: 5А 1 295.74kb.
Кодирование чисел. Системы счисления 1 50.79kb.
Литература 10-11 класс 2 тур фио петров Виктор Павлович Предмет,... 1 57.38kb.
Конспект урока по любовной лирике Н. А. Некрасова «Поэзия сердца» 1 106.52kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Предмет литература и информатика Класс 10 класс Тема Музы Некрасова. Системы счисления - страница №1/1

Авторы: Сурсина Наталья Анатольевна (учитель русского языка и литературы) и Веснина Ольга Владимировна (учитель информатики).
Образовательное учреждение: Муниципальное общеобразовательное учреждение Коломиногривская средняя общеобразовательная школа, Чаинского района, Томской области
Предмет литература и информатика
Класс - 10 класс
Тема - Музы Некрасова. Системы счисления и кодирование информации
Учебно-методическое обеспечение (литература – Ю.В.Лебедев учебник литературы 10 класс. – М. Просвещение, информатика – А.Г.Гейн и др. Информатика. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.Просвещение. 2003
Время реализации занятия 45 минут
Авторский медиапродукт: презентация 40 слайдов (среда Power Point, Paint, Word), выставка: Н.А.Некрасов. Жизнь и творчество.
I. Среда: программа для создания презентаций Microsoft PowerPoint, графический редактор Paint, текстовый редактор Microsoft Word.

II. Структура презентации:



  1. Титульный лист по информатике

  2. Задание №1

  3. Титульный лист по литературе

  4. Мать поэта

  5. Отец поэта

  6. Воспоминание крестьянки о матери

  7. Родословная поэта

  8. Родные поэта

  9. Иллюстрация дети

  10. Стихи о матери

  11. Задание №2

  12. Стихи о матери ответы на задание

  13. Мать

  14. Мечта

  15. А.Я.Панаева

  16. Встреча с Белинским

  17. А.Я.Панаева и Некрасов

  18. Муж Панаевой

  19. Стих

  20. Задание №3

  21. Ответы

  22. Вместе 18 лет

  23. Разрыв

  24. Из воспоминаний Панаевой

  25. Воспоминания Панаевой

  26. Задание №4

  27. Ответы

  28. Последняя муза

  29. Задание №5

  30. Ответы

  31. Зинаида Николаевна Некрасова

  32. Задание №6

  33. Ответы

  34. З. Некрасова 1872г.

  35. З.Некрасова и А.А.Некрасова

  36. Болезнь Некрасов

  37. Н.А.Некрасов в период «Последних песен»

  38. Похороны Некрасова

  39. Некрасов и его музы

  40. Сегодня на уроке


Целесообразность использования медиапродукта на занятии:

  1. недостаточное количество информационного материала в существующих учебно-методических пособиях (в учебниках нет определенных иллюстраций, схем, текстов и т.д.)

  2. эффективность индивидуального подхода к работе учащихся на данном этапе урока (продуктивная самостоятельная творческая деятельность, развитие способностей, индивидуальная траектория освоения материала, индивидуальное время освоения, уровневая дифференциация при подготовке контрольных заданий)

  3. интенсификация учебно-воспитательного процесса (автоматизация процесса контроля, увеличение количества предлагаемой информации, уменьшение времени подачи материала)

  4. повышение эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного изложения учителем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов

  5. формирование информационной культуры и компетентности школьников (поиск, отбор, переработка, упорядочивание информации)

  6. развитие наглядно-образного мышления за счет повышения уровня наглядности (виртуальное преобразование предметов в пространстве и на плоскости, виртуальный эксперимент- визуализация процессов, которые трудно или невозможно рассмотреть в реальных условиях и др.)


Задачи занятия:

  • Образовательные:

    • по литературе:

1.Расширить представление о творчестве Н.А.Некрасова.

2.Познакомиться со стихотворениями Некрасова о любви.

3.Увидеть особенности его стихотворений о любви.

4.Узнать, кому он посвящал стихотворения о любви.



    • по информатике:

        1. повторить и закрепить знания о системах счисления

        2. закрепить знания о кодировании информации.

  • Развивающие: 

    • продолжить формирование умений:

      • переносить знания в новую ситуацию;

      • устанавливать причинно-следственные связи;

      • преобразовывать имеющуюся  информацию.

  • Воспитательные:

    • способствовать формированию

      • научного мировоззрения на основе познаваемости и общности законов живой природы;

      • способности самостоятельно выполнять задания и нести ответственность за результаты своего труда.



Необходимое оборудование и материалы для занятия.
План занятия (целенаправленная, методически выстроенная последовательность педагогических приемов, методов, технологий для достижения педагогических целей).

Подготовка к занятию: раздать учащимся слова, стихи, повторить системы счисления и кодирование информации.



Этапы занятия

Временная реализация

Организационный момент

2минуты

Разминка

2 минуты

Сообщение материала с заданиями

30минут

Итог урока

11минут


Ход занятия.
Учитель литературы 131 год прошел с тех пор, как перестало биться «раненое сердце» великого русского поэта Н.А.Некрасова, но мы не забываем о нем и его творчестве. И сегодня мы будем говорить о людях, которые вдохновляли Н.А.Некрасова на создание стихотворений. А источником вдохновения для него были и рано умершая мать, и А.Я.Панаева, и З.Н.Некрасова, и другие русские женщины.

Учитель информатики: Урок у нас сегодня не обычный, на нем мы вспомним не только основные моменты в жизни и творчестве этого поэта, но и, выполнив предложенные задания, вы вспомните системы счисления и способы кодирования информации. Мы привыкли, что Некрасов – поэт – гражданин, демократ, защитник униженных и обездоленных. Какое направление его творчества мы будем разбирать сегодня? На этот вопрос мы сможем ответить с помощью этого задания (слайд 2)

(слайд 3 название темы «Музы Некрасова»)

Ученик 1. Сам Некрасов вспоминал: «Писать стихи начал с семи лет, помню, я что-то посвятил матери в день её именин»

Ученик 2. (слайд №4 ) Мать поэта - Елена Андреевна Некрасова была дочерью украинского помещика А.С. Закревского. (слайд № 5). Брак с А. С. Некрасовым был для Елены Андреевны подлинной трагедией. Муж не баловал ее своим вниманием и не вникал в то, как она жила, чем интересовалась, что волновало молодую женщину. У него были свои заботы: охота, кутежи с приятелями-помещиками, тяжбы, которые он постоянно вел.

Ученик 3 Женщина, удивительно мягкая, добрая, прекрасно образованная, Елена Андреевна была полной противоположностью своему грубому и ограниченному мужу. (слайд №6). Одна из крестьянок, помнившая Елену Андреевну, рассказывала о ней: «Небольшого роста, беленькая, слабенькая, добрая, хорошая была барыня... Все женщины, когда не было дома барина, шли за советами, лекарством к барыне, и она с каждой поговорит, расспросит, как живет, о детях, о муже, помогала советом и давала, что могла».

Ученик 4. Всю свою нерастраченную любовь и нежность Елена Андреевна отдавала детям. (слайд №7). А семья была огромная (у Некрасова было 13 братьев и сестер [в живых осталось лишь трое, двое братьев и сестра]) (слайд № 8 «Родные Некрасова»), Она серьезно занималась их воспитанием, много читала им, играла для них на фортепьяно и пела. По словам поэта, она была «певица с удивительным голосом».

Ученик 5 (Слайд № 9) Маленький Николай был горячо привязан к своей матери, с ней проводил он долгие часы, ее посвящал в свои сокровенные мечты. Елена Андреевна была и первой ценительницей ранних стихотворных опытов сына и всячески поощряла его занятия литературой. Она мечтала, чтобы Николай Алексеевич стал образованным человеком, и подала ему мысль о необходимости поступить в университет.

Ученик 6 (слайд №10). На всю жизнь сохранил Некрасов в душе светлый облик матери. В своих стихах он не раз вспоминал и «печальный взор», и «тихий шаг» матери, и «бледную руку», ласкавшую его. О ней писал поэт в глубоко проникновенных стихотворениях «Баюшки-баю», и в незаконченной поэме «Мать».

Учитель информатики: Сейчас вы должны будете назвать еще стихотворения, посвященные матери. В закодированном виде они есть у вас на столах: «Родина», «Рыцарь на час», «Затворница». Напишите ответы на табличках и вывесите их на доску (слайды 11).

Учитель информатики: Проверим (На экран проецируется (слайд № 12) «Стихи о матери».)



Ученик 7 : (слайд № 13)

И если я легко стряхнул с годами


С души моей тлетворные следы
Поправшей все разумное ногами,
Гордившейся невежеством среды,
И если я наполнил жизнь борьбою
За идеал добра и красоты,
И носит песнь, слагаемая мною,
Живой любви глубокие черты —
О мать моя, подвигнут я тобою!
Во мне спасла живую душу ты!
(Из поэмы «Мать»)

Ученик 8 (слайд №14). Из тьмы детских переживаний Некрасову всю жизнь светили добрые и внимательные глаза матери.

Чтец читает под музыку:

Русокудрая, голубоокая,
С тихой грустью на бледных устах,
Под грозой величаво-безгласная –
Молода умерла ты, прекрасная,
И такой же явилась ты мне
При волшебно светящей луне…

(«Рыцарь на час»)

(На экран проецируется слайд № 15 «Авдотья Яковлевна Панаева».)

Ученик 9 В течение восемнадцати лет жизнь поэта была связана с Авдотьей Яковлевной Панаевой. О своем отношении к ней Н.А. Некрасов поведал в целом ряде стихотворений, условно объединенных в так называемый «Панаевский цикл».

Чтец:


Все, чем мы в жизни дорожили,
Что было лучшего у нас, -
Мы на один алтарь сложили -
И этот пламень не угас!

Ученик 10 (Слайд №16). Познакомился Некрасов с Панаевой в 1843 году, когда был еще почти никому не известным литератором, делавшим первые шаги в литературе. Вот как произошла их первая встреча: «…Однажды студеным зимним вечером в блистающий огнями дом известного литератора и издателя Ивана Панаева Белинский привел странного гостя. Это был обитатель трущоб; по свидетельству очевидцев, был он «очень бледен, плохо одет, все как-то дрожал и пожимался. Руки у него были голые, красные, белья не было видно, но шею обертывал он красным вязаным шарфом, очень изорванным.… Еще он слагал стихи, которые никто не печатал и которыми он пытался как-то расплатиться в трактире. Тщетно! Буфетчик менять суп на стихи категорически отказался…». (Слайд №17) Они прониклись доверием друг к другу. Панаева рассказала Некрасову о своей жизни. И, как оказалось, в ней было мало радостного. Позднее в одном из писем она с горечью писала: «Что за детство варварское, что за унизительная юность, что за тревожная и одинокая молодость!»

(Слайд №18). Что же касается главы семьи, то он ходил по ресторанам, волочился за хорошенькими женщинами и, веселый человек, сквозь пальцы смотрел, как ухаживает за его женой энергичный квартирант.

(слайд №19). А сама жена? Сама жена держалась стойко. Священны были для нее супружеские узы, хоть поклонник и умолял:

Постыдных, ненавистных уз


Отринь насильственное бремя

И заключи — пока есть время —

Свободный, по сердцу союз!

В конце концов, она не смогла больше противиться своим чувствам и в середине 1840-х годов Панаева стала гражданской женой Некрасова. Это был с ее стороны несомненный акт мужества. Она не побоялась людской молвы, нелепых слухов, насмешек и презрения. Даже многие близкие люди отвернулись от нее. Но она прошла и через это. Авдотья Яковлевна любила Некрасова и была ему благодарна за годы счастья.

Учитель информатики: Слайд № 20. А сейчас давайте определим некоторые факты из истории ее жизни. (31.7.1820, Н.Станицкий, «Семейство Тальниковых»)

Ответы: Слайд №21



Ученик 11. (Слайд №22). Союз с Панаевой, по словам Чернышевского, оказал на Некрасова «благотворное влияние». Он обрел, наконец, дом, и семью, и верного друга. Их союз был еще и творческим союзом, союзом двух литераторов-тружеников. Авдотья Яковлевна помогала Некрасову в его редакторских делах по изданию «Современника». Она была талантливой писательницей. Ее перу принадлежат многие романы, повести и рассказы.

Ученик 12. И в то же время их совместная жизнь не была безоблачной и часто омрачалась взаимными обидами, ревностью, ссорами, которые можно объяснить не только сложными, с детства изломанными характерами двух любящих людей, но и некоторыми обстоятельствами их жизни - болезнь Некрасова, смерть детей.

Ученик 13. А вот как в одном из стихотворений Некрасов охарактеризовал свои отношения с Панаевой.

Чтец:


Мы с тобой бестолковые люди:
Что минута, то вспышка готова!
Облегченье взволнованной груди,
Неразумное, резкое слово.

Говори же, когда ты сердита,


Все, что душу волнует и мучит!
Будем, друг мой, сердиться открыто:
Легче мир — и скорее наскучит.

Если проза в любви неизбежна,


Так возьмем и с нее долю счастья:
После ссоры так полно, так нежно
Возвращенье любви и участья...

Ученик 14. Некрасов любил Панаеву трудной, ревнивой любовью. В его отношениях к Авдотье Яковлевне были подъемы, когда он буквально сгорал от любви. Но были и периоды охлаждения, когда Некрасов всерьез намеревался её оставить. Но проходило время, и все оставалось по-прежнему.

Чтец:


Оставь ее отжившим и не жившим,
А нам с тобой, так горячо любившим,
Еще остаток чувства сохранившим,—
Нам рано предаваться ей!

Пока еще застенчиво и нежно


Свидание продлить желаешь ты,
Пока еще кипят во мне мятежно
Ревнивые тревоги и мечты —
Не торопи развязки неизбежной!

И без того она не далека:


Кипим сильней, последней жаждой полны,
Но в сердце тайный холод и тоска...
Так осенью бурливее река,
Но холодней бушующие волны...

Ученик 1. (Слайд № 23). И наконец, в 1860 году, когда стало совершенно очевидно, что разлука неминуема, поэт писал Добролюбову: «Сколько у меня было души, страсти, характера и нравственной силы - все этой женщине я отдал, вce она взяла, не поняв (в ту пору, по крайней мере), что таких вещей даром не берут,— вот теперь и черт знает, к чему все пришло...»

В середине 1863 года Некрасов расстался с Панаевой.

(Слайд № 24)

Чтец:


Мы разошлись на полпути,
Мы разлучились до разлуки
И думали: не будет муки
В последнем роковом «прости»,
Но даже плакать нету силы.
Пиши – прошу я одного…
Мне эти письма будут милы
И святы, как цветы с могилы, -
С могилы сердца моего!

Ученик 2. Расставшись с Некрасовым, Авдотья Яковлевна вышла замуж за публициста

А.Ф. Головачева, сотрудничавшего в «Современнике», но вскоре овдовела и осталась с маленькой дочкой почти без средств к существованию, так что вынуждена была обратиться за помощью к Литературному фонду.



Ученик 3 (Слайд №25). Литературная судьба Панаевой также сложилась не очень удачно. Хотя она и продолжала печататься, но, как она жаловалась в письме к Чернышевскому, к ней относились довольно бесцеремонно, как к «позабытому автору прошлой литературной эпохи». В конце жизни Панаева написала получившие широкую известность «Воспоминания», где в живой и увлекательной форме рассказала о многих событиях литературной жизни 1840—1860-х годов.

Учитель информатики: Предвидя, что цензоры могут удалить значительные фрагменты текста, Панаева заранее многие имена скрыла за своеобразными псевдонимами: в воспоминаниях были «Графиня N.», «Поэт В», «литератор N». Какие имена скрываются за этими псевдонимами? (Слайд 26, 27)

(Слайд № 28)

Учитель информатики: Не менее ярким в лирическом плане стал сборник стихов «Последние песни», посвященный своей последней любви Зинаиде Николаевне Некрасовой, но это имя придумано Некрасовым. Сейчас вам предстоит узнать, кем была Зина при первой встрече с Некрасовым, а именно: имя, отчество, фамилия. (Слайд №29)



Ученик 4. (Слайд № 30). Последний роман в жизни Некрасова начался в июле 1870 года. Он был недолог, всего 7 лет. Между ними большая разница в возрасте: ей – 19 лет, ему – 49 лет. Он учил ее музыке и французскому языку, старался расширить ее кругозор, так как сколько-нибудь серьезного и систематического образования она не получила. (Слайд №31). Вместе они посещали театры, выставки, концерты. Он посвятил ей поэму, подарил собрание своих стихотворений. Сын одного из известных поэтов вспоминал, что она «была красавицей, располагавшей к себе и нежным взглядом, и всегда приветливой улыбкой. Волосы у нее были светлые, профиль на редкость правильный, римский. Душа русской добрейшей женщины чувствовалась в ней с первого знакомства»

Учитель информатики: (Слайд № 32).А сейчас вернемся к кодированию информации. Определите, пожалуйста: 1. сословие Зины; 2. поэму, которую посвятил ей Некрасов; 3. фамилию известного поэта, воспоминая сына которого были зачитаны.

(Слайд № 33)

Ученик 5 (Слайд № 34). Зинаида Николаевна помогла Некрасову обрести душевное равновесие и покой, умела найти нужные слова, чтобы успокоить, когда он узнавал о злобных выпадах врагов или когда редактируемые им «Oтeчественные записки» подвергались цензурным преследованиям. Со временем она стала незаменимой помощницей Некрасова.

Ученик 6. Друзья и близкие знакомые Некрасова относились к Зинаиде Николаевне с уважением и почтением. Их привлекали в Зинаиде Николаевне ее открытый и ровный характер, неизменная приветливость, доброжелательность и гостеприимство. Особой симпатией пользовалась она среди простых людей, с которыми ей приходилось общаться.

Ученик 7 (Слайд №35). Только родные поэта относились к Зинаиде Николаевне недоброжелательно и с явным предубеждением. Сестра Некрасова Анна Алексеевна даже и не скрывала свою к ней неприязнь. Зинаида Николаевна искренне стремилась наладить хорошие отношения с родными мужа, и в первую очередь с его сестрой, но та не шла ей навстречу.

Ученик 8 Зинаида Николаевна была человеком предельно бескорыстным, и она любила мужа преданно и искренне. С особой силой это проявилось во время предсмертной болезни Некрасова.

Ученик 9 (Слайд № 36). В дни болезни Некрасов написал несколько стихотворений, посвященных жене. Первое из них «3ине» является своеобразной исповедью поэта, обращенной не просто к любимой женщине, которую он нежно называет «дитя», а к другу-единомышленнику, человеку, который разделяет его убеждения.

(Чтец читает стихотворение «Ты еще на жизнь имеешь право…»)



Ученик 10. В одну из бессонных ночей Некрасов написал еще стихотворение, обращенное к Зинаиде Николаевне.

(Чтец читает стихотворение «Двести уж дней…»)



Ученик 11. (Слайд №37). Терпя невыносимые муки, Некрасов не прекращал творческой работы. Едва отступала боль, он просил бумагу и записывал новые стихи. Но чаще всего Некрасов диктовал вновь сочиненные произведения Зинаиде Николаевне.

Ученик 1. Некрасов поистине героически боролся с недугом, поразившим его, но когда понял, что жить ему осталось недолго, то решил узаконить свои отношения с Зиной церковным браком. Так как Некрасов не мог поехать в церковь, то венчание состоялось в квартире поэта.

Ученик 2 Зинаиде Николаевне он завещал все вещи, находящиеся в его квартире на Литейном, а также половину имения «близ села Чудова, в усадьбе Лука».

Ученик 3. До последних минут Зинаида Николаевна не отходила от постели мужа.

Стихотворение «О Муза! Я у двери гроба!», по свидетельству сестры поэта, А.А. Буткевич, было последним, которое написал Н.А. Некрасов.

Чтец:

О Муза! я у двери гроба!


Пускай я много виноват,
Пусть увеличит во сто крат
Мои вины людская злоба –
Не плачь! завиден жребий наш,
Не надругаются над нами:
Меж мной и честными сердцами
Порваться долго ты не дашь
Живому, кровному союзу!
Не русский – взглянет без любви
На эту бледную, в крови,
Кнутом иссеченную Музу…

Ученик 4. (Слайд №38). Похоронив мужа, Зинаида Николаевна уехала из Петербурга и жила в разных городах. В конце жизни ей пришлось пережить глубокую драму: саратовские баптисты, воспользовавшись её непрактичностью, выманили у неё деньги. О бесчестном поступке саратовских баптистов было напечатано в газете. Со всех концов России стали поступать письма, телеграммы, деньги. Пожертвованные деньги для вдовы поэта поступили в Литературный фонд, который выплачивал ей пенсию – 50 рублей в месяц, что при ее скромном образе жизни было вполне достаточно.

Ученик 5 (Слайд № 39). Вот и подошёл к концу наш необычный урок. Стихи Н.А. Некрасова, прозвучавшие сегодня в исполнении учащихся, знают и любят, они посвящены женщинам, которые своим умом, красотой, благородством натуры вдохновляли замечательного поэта. Им мы обязаны появлением некрасовских шедевров лирической поэзии.

Учитель информатики: Следующее задание для групп: закодируйте стихотворение Н.А.Некрасова любым способом и передайте по кругу другой группе для декодирования.

Учитель литературы: Подведем итог урока (слайд № 40)


  • Меня удивило

  • Произвело впечатление

  • Мне понравилось

  • Меня восхищает

  • Я любуюсь

  • Мне пришлось по душе

  • Мне запомнилось

  • Я считаю, что


Список литературы

Ю.В.Лебедев. Учебник литературы 10 класс – М. Просвещение. 2002

Н.А.Некрасов. избранные произведения. Лениздат 1969

Кожинов В.В. Книга о русской лирической поэзии 19в., - 1978.

Корман Б.О. Лирика Н.А.Некрасова. – Воронеж, 1964г.

Луговая И.В. Некрасов: лирика – М., 2000г

Мемуары Н.А.Некрасов в воспоминаниях современников, - М., 1971г.

Электронные учебники «Энциклопедия Кирилла и Мефодия»



Интернет: сайт газеты 1 сентября урок, Пюкке Любовь Михайловна., http://school.edu.ru






Семьи, в которых муж получает зарплату раз в неделю, ссорятся чаще, чем семьи, в которых муж получает зарплату раз в месяц. «Пшекруй»
ещё >>