Праздник, посвященный Дню славянской письменности - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок «Праздник Славянской письменности и культуры» 1 62.55kb.
Урок «Праздник славянской письменности и культуры» 1 91.49kb.
Конспект урока русского языка, посвященный Дню славянской письменности... 1 44.45kb.
Урок, посвященный Дню славянской письменности и культуры Цель 1 68.92kb.
Сценарий праздника, посвящённый Дню славянской письменности и культуры. 1 101.08kb.
Праздник, посвященный Дню славянской письменности и культуре 1 75.37kb.
2013 год 1150 лет Дню славянской письменности и культуры 1 97.5kb.
Урок в 8 классе по Истории православной культуры земли Смоленской... 1 73.53kb.
«Церковнославянский язык и церковнославянская азбука», посвященный... 1 84.93kb.
Сценарий, посвященный Дню Защитника Отечества «Есть такая профессия... 1 37.9kb.
Классный час День славянской письменности (1- 4 класс) Учитель начальных... 1 84.66kb.
УМ, глупость где ум, там и толк 1 64.93kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Праздник, посвященный Дню славянской письменности - страница №1/1

Праздник, посвященный Дню славянской письменности

(сценарий праздника и вопросы викторины подготовили учитель русского языка и литературы Евстифеева Т.М. и учащаяся 11 класса Калашникова Кристина. она же подготовила презентацию для показа).

Цель:

Способствовать воспитанию чувства гордости за свою культуру, уважения к предкам, оставившим великое духовное наследие.
Учитель

Былое быльем поросло. Трава забвенья покрыла старые пепелища. Желание же увидеть собственными глазами то, что было, - неодолимо. В глубине души каждый сознает желание распахнуть окно в исчезнувший мир – подобно магнитному притяжению. Позавчерашнее и вчерашнее живут в сегодняшнем. И увидеть прошлое можно. Да и прошло ли прошлое? Разве оно не с нами? Не в нас? Язык, подобно человеку, изменяясь, все–таки остается самим собой.

Что ведала Русь изначальная о младенчестве своем, о своей колыбели? Что досталось ей от культур, расцветавших и растоптанных потом натиском кочевников? И как - об этом вопрошали еще первые наши летописцы – Русская земля утвердилась?

И мы сегодня не можем быть Иванами, не помнящими родства. Не имеем права забывать о том, что складывалось и развивалось веками, а именно – письменность и культура. Сегодня мы еще раз обратимся к своим истокам, воздадим дань прошлому. А помогут нам в этом странички, посвященные Празднику славянской письменности.



II. Основная часть

Ведущий.

Будьте внимательны, мы будем задавать вам вопросы, учитывать ответы и подводить итоги в конце нашей совместной работы.



Страница первая: “Дорога к письменности”.

Ведущий.

Итак, открываем нашу первую страницу.

Как вы думаете: можно ли представить жизнь без телевизора?

Ведущий

Трудно, но можно, - наверное, скажете вы. У наших бабушек и дедушек в детстве не было телевизора; к ним домой не приходили кино, театр, спортивные соревнования.

А можно ли представить себе жизнь без электричества?

Очень трудно. Но ведь известно, что раньше люди читали и писали при свечах или при лучине



Ведущий

А теперь попробуйте себе представить жизнь без письменности.

Не исключено, что кто-то подумает про себя: ну и что же, вот было бы здорово, если бы исчезла письменность: не надо писать диктанты, сочинения. Но ведь тогда должны исчезнуть все книги, библиотеки, афиши и тому подобное.

Ведущий


Вот и решайте, как лучше: с письменностью или без?

Учитель.

С этим вопросом мы обратились к учащимся нашей школы и вот что услышали:

без письменности мы не смогли бы общаться с дальними родственниками;

не узнали бы много интересного из истории; и т. п.

Русский писатель и историограф Н. М. Карамзин говорил:

«История ума представляет две главные эпохи: изобретение букв и типографии; все другие были их следствием. Чтение и письмо открывают человеку новый мир, - особенно в наше время, при нынешних успехах разума”.

- Как вы думаете, сохраняют ли свое значение последние слова писателя в наше время?
Ведущий.
Всем известна поговорка: “Слово не воробей, вылетит - не поймаешь”.

Ведущий

- А можно ли поймать слово и передать другим? Как вы думаете?

Сейчас мы поиграем в старинную русскую игру “Баранья голова”.
Играющие становятся друг за другом, каждый последующий игрок должен повторить слова, названные предыдущими участниками, а затем добавить свое, например:
- дом
дом, улица, – дом, улица, полотенце и т. д.

Тот, кто забывает предыдущие слова или затрудняется быстро назвать свое, выходит из игры с прозвищем “баранья голова”.



Ведущий

Но передать слово другому, конечно же, можно иначе, если его записать. Для этого нужно было изобрести письменность. Все началось, как думают некоторые ученые, с медведей. Было это очень давно. В те далекие времена люди жили в пещерах, ведь домов еще не было. Но в некоторых пещерах жили медведи. Однажды люди вытеснили медведей из какой-то пещеры, огляделись по сторонам и увидели на стенах своих новых жилищ какие-то таинственные знаки. Это были царапины, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Тогда люди поняли, что на ровной поверхности можно нацарапать какое-то изображение. Так возникла дорога к письменности.



Ведущий

Когда люди открыли рисуночное письмо, они уже прошли большой путь по дороге к письменности. Но впереди их ждало еще много трудностей. Ведь далеко не все можно выразить с помощью рисунков.

Около пяти тысяч лет назад в Египте были созданы первые письменные знаки – иероглифы. Слово иероглиф означает “священные знаки”. Каждый иероглиф означает слово или его часть. В наше время иероглифами пишут народы Китая и Японии.

Ведущий

- Кто из вас знает еще какую-нибудь оригинальную систему письма?

Есть, вернее, была узелковая письменность, придуманная славянами.

Знаки этой “письменности” не записывались, а передавались с помощью узелков, завязанных на нитях, которые заматывались в клубки – книги. Память о древнем узелковом письме осталась в языке, в фольклоре: “завязать узелок на память”, “связать мысль”, “нить повествования”, “узел проблем”, “завязка”, “развязка”. Сохранилась и пословица: “Что знала, то сказала, на нитку навязала”.



Ведущий.

Наше письмо выглядит иначе. Первый в мире алфавит был создан две тысячи лет назад финикийцами, и состоял он из 22 согласных звуков. В их языке можно было этим обойтись. А мы с такой азбукой не смогли бы работать. Почему? Греки на основе финикийской письменности стали разрабатывать свой алфавит. Греческий ученый Пеламед сумел создать 16 букв. В течение многих лет ученые следующих поколений прибавляли кто две, кто три буквы, стараясь усовершенствовать письмо. Впоследствии греческий алфавит завоевал почти весь мир: он помог многим народам создать свою письменность.



Ведущий - Сейчас попробуйте отгадать, что лежит в этом черном ящике?
Для этого отгадайте загадку: слово, в котором всего 7 звуков, но 33 буквы (алфавит). В нашем ящике есть и другое слово – азбука. Как и когда она появилась?

Страница вторая: “Бессмертный след Кирилла и Мефодия”.

Ведущий.

Принято считать, что славяне до миссионерской деятельности Кирилла и Мефодия не знали письменности. Но есть основание полагать, что до Кирилла и Мефодия славяне уже имели некий прообраз письменности. Известно также, что кроме греческой славяне имели и свою оригинальную систему письма.

Более 1110 лет назад братья Кирилл и Мефодий принесли на земли славян свет письменности и знаний. Произошло это в 863 году.

Братья родились в многодетной семье военачальника, служившего в Солуни, в городке на границе Болгарии и Греции. Мефодий был старше брата на 6 лет. Мальчики с детства знали два языка: родной греческий и славянский, т. к. население городка состояло наполовину из греков, наполовину из славян.

Константин, благодаря живому и быстрому уму, страсти к учению и прилежанию, получил блестящее образование при императорском дворе. Оба брата жили духовной жизнью, не придавали особого значения богатству, славе, карьере. Младший брат переводил, писал, создав азбуку, по-славянски. Старший – издавал книги, руководил школой, писал гимны и поэтические проповеди.
Ведущий.

Ну, а как же была придумана азбука для славян?



Ведущий

Сначала Константин изобразил звуки, общие у славян и греков. Каждый неизвестный звук он пробовал записывать по-разному. Если знаки казались ему неуклюжими, он их заменял. Каждая буква должна быть простой и четкой – легкой для письма. Ведь книг славянам потребуется множество. И чем проще будут буквы, тем скорее можно переписать книгу. Ведь писать станут люди неумелые, с непривычными к письму руками. Буквы должны быть и красивыми, чтобы человек, едва увидевший их, сразу захотел овладеть письмом.


Ведущий.

В связи с появлением славянской письменности, стали пустеть храмы, где проповедовали немецкие священники, и полны были церкви, где звучала славянская речь. Не могли с этим мириться немцы и объявили братьев и их книги вне закона. Вот тогда и пришлось братьям вместе с учениками отправиться в Рим. В Риме сам папа вышел к братьям, принял славянские книги, освятил их.

Константину не суждено было вернуться на родину. Тяжело заболев, он принял постриг, получил имя Кирилл и через несколько часов скончался. С этим именем он и остался жить в светлой памяти потомков. Умирая, Кирилл сказал брату: “Вот, брат, были мы с тобой парой в одной упряжке и пахали одну борозду. И я на поле падаю, окончив день свой. Не смей оставлять учительство свое…”

Мефодий, похоронив брата, вернулся к славянам, но по ложному доносу был заключен в темницу. На два с половиной года померк свет для того, кто сам нес свет людям. С огромным трудом ученикам удалось добиться освобождения Мефодия. Его просветительская и учительская деятельность продолжалась до самых последних дней.


Ведущий.

Вы узнали сейчас о том, когда и кем была создана наша азбука. Сегодня мы пользуемся с вами алфавитом, который нам кажется простым и удобным, но не всегда наша азбука была такой и выучить ее было гораздо труднее.


Страница третья: “Из жизни русского алфавита”.
Ведущий.

Следующая страничка поможет нам осуществить переход от славянской азбуки к русскому алфавиту.

Сейчас мы вам покажем некоторые буквицы, а вы постарайтесь догадаться, что они обозначали, какие стороны мира отражали.

(Учащиеся выходят с написанными на альбомных листах буквицами).

- Можете ли вы назвать самую дорогую букву русского алфавита?



Ведущий

По наблюдению Соболевского буква “ъ” хранит молчание примерно с 13 века. До 13 века ей было, что сказать, а с 13 века она замолчала. Однако она регулярно посещала собрания букв… жилъ – былъ котъ, онъ елъ бутербродъ… Но занимала место где-нибудь в самом конце и – помалкивала. О. И. Сенковский очень сердился на букву “ъ”: “Пагубнее всех и всего этот тунеядец “ъ”… на хвосте русских слов: он пожирает более восьми процентов времени и бумаги, стоит России ежегодно более 4000.000 рублей. Теперь понятно, почему буква “ъ” с 13 века молчит: для нее молчание – чистое золото”.

Не замечая и не задумываясь, мы произносим слова, которым более сотен лет. Эти слова пришли из общеславянского в древнерусский, а потом в наш современный русский язык. Это знакомые всем нам слова: мать, отец, сын, брат, весна, зима и т. д. А сколько в нашем языке древних пословиц и поговорок, фразеологизмов, которые мы так часто употребляем.

И разве это не доказывает еще раз, что действительно язык – самый надежный хранитель наших истоков и корней.

- Можете назвать такие пословицы?(начать с азов, знать на ять, сперва аз да буки, а потом и науки и т.д)

Страница четвертая: “День славянской письменности и культуры”.
Ведущий.

-Что такое праздник?

- День торжества, установленный в честь или память кого-либо или чего-либо.

Отдавая дань памяти великим просветителям, болгарский народ издавна празднует 24 мая День славянской письменности”. В 1885 году такой праздник отмечался и в России. Он был посвящен 1000-летию со дня смерти Мефодия. В этот день в Москве, Киеве, Казани и других городах России шли торжественные молебны. В Петербурге на торжественном молебне, который проходил в Исаакиевском соборе, присутствовала императорская семья. П. И. Чайковский создал “Гимн в честь Кирилла и Мефодия”. Во всех городах Российской империи прошли крестные ходы. В Казани был заложен каменный храм в честь славянских апостолов.

С мая 1986 года в Мурманске по инициативе писателей Кольского полуострова чествуют письменную историю славян. В эти дни вспоминается бессмертное деяние святых братьев, подвижничество русских книжников, заново открываются поэтические страницы “Слова о полку Игореве”.

Ведущий.( читает стихотворение В.Сидорова «Кириллица»)

В. Сидоров

Кириллица

Так вот они – наши истоки,

Плывут, в полумраке светясь,

Торжественно-строгие строки,

Литая славянская вязь.

Так вот где, так вот где впервые

Обрел у подножия гор

Под огненным знаком Софии

Алмазную твердость глагол.

Великое таинство звука,

Презревшее тленье и смерть,

На синих днепровских излуках

Качнуло недвижную твердь.

И Русь над водой многопенной,

Открытая вольным ветрам,

“Я есмь!” - заявила Вселенной,



“Я есмь!” - заявила векам.

Учитель. мы в школе ежегодно проводим открытый урок, посвященный Дню славянской письменности. Сегодня , ребята, это очередной урок. Мне хотелось бы закончить его викториной. Посмотреть, что же вы запомнили с сегодняшнего урока. Но вначале давайте посмотрим презентацию «Откуда пошла славянская письменность». Презентацию подготовила библиотекарь Гермизеева Марина Юрьевна.




Рассказывать анекдоты Господу Богу так, чтобы он не угадывал конца, — вот чем стоило бы гордиться. Станислав Ежи Лец
ещё >>