Правовое регулирование образовательных отношений: теоретико-правовое исследование - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Межвузовская студенческая научно-практическая конференция правовое... 1 56.25kb.
Российская академия наук 14 2851.11kb.
Научно-практическая конференция студентов и молодых ученых «правовое... 1 16.65kb.
Кафедра : Гражданского права 5 874.51kb.
Семинар «Введение в специальность» 1 161.24kb.
Семинар «Введение в специальность» 1 47.67kb.
Правовое регулирование отношений по обязательному социальному страхованию... 1 285.24kb.
Семинар «Правовое регулирование и саморегулирование в мультимедийных... 1 124.68kb.
Высшая экзаменационная комиссия по приему квалификационного экзамена... 1 161.9kb.
Тема Правовое регулирование экономических отношений 1 64.15kb.
Программа «Правовое регулирование в области использования атомной... 1 28.06kb.
Право на образование Школьное образование в законодательстве называется 1 29.22kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Правовое регулирование образовательных отношений: теоретико-правовое исследование - страница №3/4


В третьей главе - «Образовательное правоотношение – необходимый элемент механизма правового регулирования отношений в сфере образования» - осуществляется структурно-функциональный анализ образовательного правоотношения и определяются его виды (§1), исследуются основные элементы и принципы построения правового статуса лиц, участвующих в образовательных правоотношениях (§2), рассматриваются взаимосвязи и соотношение образовательных правоотношений с иными правоотношениями в сфере образования (§3).

Диссертант исходил из того, что субъективное право на образование может быть реализовано лицом, как самостоятельно – в форме самообразования, так и во взаимодействии с другими субъектами права, то есть посредством образовательного правоотношения, которое в этом смысле выступает как механизм (средство), при помощи которого субъективное право осуществляется в интересах правообладателя. В этом разделе диссертации образовательное правоотношение рассматривается как система, основными элементами которой являются субъекты, субъективное право и юридическая обязанность, а также объект.

Состав участников образовательных отношений разнообразен. Сторонами или участниками образовательного правоотношения являются физические и юридические лица, за которыми государство признает способность быть носителями субъективных прав и юридических обязанностей, наделяя их правоспособностью и дееспособностью в сфере образования. Принадлежность субъективного права и юридической обязанности лицу делает субъекта правоотношения либо управомоченным, либо правообязанным и, таким образом, индивидуализирует его в правоотношении. В диссертации выявлены разнообразие и специфика субъектного состава в различных образовательных правоотношениях, рассмотрены особенности правоспособности и дееспособности участников образовательного правоотношения, доказана необходимость законодательного закрепления специальной образовательной правосубъектности.

Потенциальным объектом образовательного правоотношения в самом общем виде является образование, которое в предлагаемом исследовании понимается в широком смысле, то есть и как вид деятельности, и как нематериальное, духовное благо. В исследовании сформулирован тезис о том, что образование-благо в современной образовательной парадигме представляет собой не только традиционную совокупность знаний, умений, навыков, но и «ключевые компетенции», от которых зависит способность человека к саморазвитию и самоопределению, социализации и эффективной деятельности в современном обществе.

В фактических общественных отношениях указанные нематериальные блага всегда предстают в конкретной форме. В современной системе образования формой закрепления (фиксации) внешних характеристик этих благ как объекта образовательного отношения является образовательная программа, основной элемент которой – это требования к уровню подготовки выпускников, то есть планируемый результат ее освоения. Соответственно образовательное правоотношение устанавливается по поводу знаний, умений, навыков и «ключевых компетенций», представленных в образовательной программе как планируемый результат ее освоения. Эта «идеальная» форма объекта конкретного образовательного правоотношения, тот образец (эталон), ориентируясь на который, обучающийся в ходе образовательного процесса при активном взаимодействии с педагогом приобретает его индивидуализированную разновидность. Достижение обучающимся индивидуального образовательного результата, параметры которого соответствуют планируемому результату освоения образовательной программы, означает приобретение управомоченным субъектом той совокупности нематериальных, духовных благ, по поводу которых было установлено образовательное правоотношение

На основе проведенного анализа сделан вывод о том, что объект образовательного правоотношения обладает ярко выраженными специфическими свойствами, которые определяют особенности процесса его передачи и присвоения. Они проявляются в том, что объект: 1) не отчуждается правообязанной стороной в пользу управомоченной стороны (он неотделим от личности педагога и соответственно не отчуждается от него и не исчерпывается по завершении образовательного отношения); 2) трансформируется (фактически создается в новом качестве) в процессе активного взаимодействия всех участников правоотношения; 3) по мере развития правоотношения приобретает характеристики, указывающие на его принадлежность управомоченному субъекту, не становясь при этом его интеллектуальной собственностью; 4) неотделим от человека, получившего образование, и проявляется, как совокупность его личных свойств и качеств.

Установлено, что особенности объекта образовательного отношения, выражающиеся в способах создания и использования его полезных свойств (т.е. деятельности участников), а также в особенностях его правового режима, оказывают существенное влияние на структуру и способы реализации прав и обязанностей всех участников образовательного правоотношения, и соответственно на содержание (материальное и юридическое) образовательного правоотношения.

Сущность субъективного права на образование в отличие от большинства иных субъективных прав, по мнению диссертанта, невозможно определить только через обязанность другого лица. Субъективное право на образование состоит из четырех правомочий (право-требование исполнения юридической обязанности, право-притязание, право-поведение (право на свои собственные положительные действия), а также право-пользование), которые представляют собой правовые возможности. Кроме того, оно дополняется долженствованием, которое связано с объективной необходимостью совершения управомоченным субъектом собственных положительных действий, а также воздержания от негативных действий в течение всего процесса освоения образовательной программы. То есть, управомоченный субъект обязан самой принадлежностью ему субъективного права, осуществление которого возможно только надлежащим образом.

Ведущей в структуре элементов юридической обязанности образовательного учреждения (организации), как и любого правообязанного лица, выступает необходимость совершения активных положительных действий в пользу управомоченных лиц и воздержания от действий, запрещенных законом. Как показывает проведенное исследование, специфика юридической обязанности образовательного учреждения (организации) проявляется в том, что ее выполнение не представляется возможным без наделения его дополнительным правовым свойством, каковым является право требования в отношении управомоченной стороны. Это правомочие призвано обеспечить исполнение правомочной стороной ее долженствования. То есть, в образовательном правоотношении право требования может принадлежать не только управомоченной, но и правообязанной стороне и быть направлено соответственно не на юридическую обязанность, а на долженствование обучающегося.

В исследовании обоснован вывод о том, что специфическая конструкция и состав субъективного права и юридической обязанности, предусматривающие наличие у обеих сторон образовательного правоотношения одновременно правомочий и обязательств (долженствований), позволяют учесть особенности образовательной деятельности как интерактивного процесса и обеспечить ее надлежащее правовое регулирование.

Изучение указанных элементов, процесса их взаимодействия, исследование устойчивых структурных связей позволили диссертанту не только подтвердить вывод В.М.Сырых о специфичности образовательного правоотношения, но также дополнить и уточнить уже выявленные его особенности. Результаты проведенного исследования дают возможность с полным основанием утверждать, что образовательное правоотношение по своей правовой природе не относится ни к административным, ни к гражданско-правовым правоотношениям, но представляет собой отдельный вид общественных отношений, урегулированных правом.

Выявленная на основе структурно-функционального анализа специфика природы и содержания образовательного правоотношения позволила сформулировать в диссертации тезис, имеющий важное общеметодологическое значение с точки зрения типологизации правоотношений. Характерные черты образовательного правоотношения (свойства объекта, особенности субъективного права и юридической обязанности субъектов, их специфическая взаимосвязь и взаимодействие) свидетельствуют о том, что данная система представляет собой юридическую конструкцию принципиально нового типа. По юридическому содержанию данное правоотношение можно определить как интерактивное. Представляется, что традиционные методы других отраслей права и их возможные сочетания не могут в полной мере обеспечить оптимального правового регулирования образовательных правоотношений. Специфический характер совместной (интерактивной) деятельности всех участников образовательного правоотношения свидетельствует о необходимости поиска принципиально новых подходов для обеспечения адекватного механизма ее правового регулирования.

В силу многообразия образовательных интересов и потребностей субъектов права на образование образовательные правоотношения, возникающие на практике, довольно заметно различаются между собой. По мнению диссертанта, их характеристики в первую очередь зависят от правовых режимов и возможностей, существующих в системе образования (вид получаемого образования (обязательное/необязательное); тип образовательной программы (основная, дополнительная; стандартизированная, нестандартизированная); форма получения образования (очная, очно-заочная, заочная, экстернат, семейное образование); тип образовательного учреждения (школа, высшее учебное заведение и др.) и т.д. Дополнительным, но не определяющим условием являются финансовые основания осуществления образовательного процесса. Рассмотренные показатели, как правило, действуют по совокупности, формируя существующее на практике разнообразие образовательных правоотношений.

С учетом этого в диссертации в качестве основания классификации приняты образовательные условия, под которыми понимается совокупность факторов образовательного процесса, необходимых и достаточных для достижения обучающимся планируемого образовательного результата. Выделенные на их основе виды образовательных правоотношений в юридическом смысле различаются по субъектному составу, соотношению императивного и диспозитивного методов правового регулирования, по объему и содержанию прав и обязанностей сторон. Таким образом, обоснован вывод о том, что данная классификация дает основания для выработки механизма правового регулирования образовательных правоотношений с учетом специфики их видов.

В исследовании обосновано, что образовательное правоотношение является оптимальной правовой формой реализации права на образование, позволяя удовлетворять законные образовательные интересы и потребности обучающихся. Данное обстоятельство дало основания предположить, что иные разнообразные правоотношения, в которые вступают субъекты образовательного правоотношения в связи с ним, призваны оказывать содействие реализации целей данного образовательного правоотношения.

К числу смежных, но не входящих в образовательные правоотношения, автор относит виды правовых связей, которые возникают в процессе регулирования объектов в сфере образования средствами различных отраслей законодательства (административные, гражданские, трудовые, финансовые и иные). Так, правоотношения, в которые вступают образовательное учреждение (организация) и обучающийся, например, по вопросу финансирования деятельности по организации образовательного процесса (за счет средств бюджета, за счет средств обучающихся или третьих лиц), являются смежными по отношению к образовательным правоотношениям. Реализация права лица на образование в форме обучения на бюджетной основе не означает вступления его в административно-правовое отношение, так же, как и получение образования на возмездной основе не превращает образовательное правоотношение в гражданско-правовое. В последнем случае, по мнению диссертанта, речь должна идти о создании комплексного правового института, позволяющего учитывать своеобразие данного вида образовательного правоотношения.

На основе проведенного исследования сделан вывод о том, что совокупность указанных правоотношений представляет собой органичную целостную систему, общей целью которой является содействие реализации права на образование. Их системная взаимосвязь, как показано в диссертации, может быть установлена посредством анализа правовых статусов участников образовательных правоотношений, которые, осуществляя свою деятельность, направленную на достижение цели образовательного правоотношения, вступают в правоотношения других видов. При этом в процессе участия в правоотношениях других видов, субъекты не утрачивают своего специфического правового статуса, как участники образовательного правоотношения, а их целью по-прежнему является реализация (или содействие реализации) права на образование.

Образовательно-правовой статус каждого субъекта образовательного правоотношения многослоен, представляет собой совокупность прав, обязанностей и ответственности в сфере образования в целом и может различаться в зависимости от типа и вида образовательного учреждения, формы обучения, условий конкретного образовательного правоотношения.

Результаты анализа законодательства свидетельствуют о том, что образовательно-правовой статус обучающихся, педагогов и образовательных учреждений (организаций) на законодательном уровне сформирован не полностью, не отражает в должной мере специфику их роли и места в образовательных отношениях и нуждается в более детальной регламентации. В законодательных актах права, а особенно, обязанности, определяются в самом общем виде; ответственность и виды санкций за неисполнение обязанностей практически не определены. Механизмы реализации прав частично раскрываются в подзаконных актах, а также в уставах и правилах внутреннего распорядка образовательных учреждений (организаций). Это далеко не всегда позволяет субъекту права реализовать свои законные интересы и потребности, ради удовлетворения которых он вступает в образовательное правоотношение.

Адекватное законодательное оформление правовых статусов участников образовательных отношений может быть достигнуто в случае реализации в законодательных нормах общих принципов их построения. В диссертации сформулированы правовые принципы, на которых должны основываться указанные статусы участников образовательного правоотношения в целом, а также их отдельных групп (обучающихся, их родителей, образовательных учреждений (организаций) и педагогов). Они вытекают из норм международного права и Конституции Российской Федерации и представляют собой правовую основу для построения правового статуса каждого участника образовательных правоотношений с учетом его роли в образовательном процессе. По мнению диссертанта, в процессе совершенствования законодательства об образовании (что, в том числе предполагает завершение процесса формирования образовательно-правовых статусов), необходимо, чтобы содержание прав, обязанностей и ответственности каждого субъекта определялось, исходя из данных положений.



Четвертая глава - «Методологические подходы к совершенствованию и обеспечению эффективности правового регулирования образовательных и смежных с ними отношений» - имеет важное значение для теоретического осмысления проблем и определения стратегии и направлений совершенствования правового регулирования отношений в сфере образования.

В §1 анализируются подходы к формированию и состояние системы законодательства об образовании, ее структура, виды и внутренние связи составляющих ее нормативных правовых актов. Тот факт, что предназначением данной системы является создание правовых условий реализации и защиты на территории Российской Федерации права каждого человека на образование, определяет, по мнению диссертанта, ее значение как важного фактора обеспечения эффективности правового регулирования отношений в сфере образования.

В настоящее время федеральная система законодательства об образовании включает в себя только два законодательных акта, предметом регулирования которых являются непосредственно отношения в сфере образования – Закон РФ «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Они объединяют вокруг себя огромный массив подзаконных, главным образом, ведомственных актов, регулирующих важнейшие аспекты отношений, возникающих в сфере образования, в том числе образовательных. В исследовании показано, что нередко их отличает противоречивость, непоследовательность, невысокий уровень юридической техники. Аналогичным образом выглядит образовательное законодательство субъектов Российской Федерации. Проведенный анализ системы законодательства об образовании подтверждает тезис о том, что эта система нуждается в существенной модернизации.

Рамочный характер законодательных актов, преобладание подзаконных, прежде всего, ведомственных актов красноречиво свидетельствуют о низком удельном весе законодательных норм в совокупности общих правил и предписаний по вопросам образования, необеспеченности на законодательном уровне ряда базовых прав граждан в образовании. По мнению диссертанта, наиболее важные аспекты образовательных правоотношений, связанные с реализацией субъективного права на образование и регулируемые в настоящее время преимущественно посредством ведомственных актов, должны получить законодательное закрепление. Это приводит к методологически важному с точки зрения правового регулирования образовательных отношений выводу о необходимости изменения соотношения законодательного и подзаконного уровней нормотворчества, пересмотра структуры и назначения подзаконных актов.

В §2 анализируются современные проблемы правового регулирования отношений в сфере образования, возникновение которых обусловлено рядом факторов объективного характера, а также «ситуационной логикой» формирования законодательства об образовании.

К числу существенных изъянов образовательного законодательства следует отнести неполное соответствие его норм основным положениям международно-правовых актов, а также нормам Конституции РФ. Кроме того, в нем не определены предмет регулирования законодательства об образовании, его действие во времени, в пространстве и по кругу лиц. Общей проблемой законодательства об образовании является неразвитость и противоречивость понятийного аппарата. Это относится, в частности, к определению понятий «образование», «дополнительное образование», «образовательные услуги», «государственный образовательный стандарт», «образовательная программа» и т.д.

Попытка законодателя урегулировать все правоотношения сферы образования в рамках одного законодательного акта привела к тому, что он перегружен нормами других отраслей права, а «отношения по обучению и воспитанию» – собственно образовательные отношения – не получили в нем исчерпывающей регламентации. В законодательных актах отсутствует определение этих отношений, не закреплены механизмы реализации права граждан на образование, прежде всего, в части обеспечения равного доступа к образованию, объективной оценки учебных достижений по результатам освоения образовательной программы, выбора образовательного учреждения (организации) и формы обучения, возмещения ущерба за предоставление некачественного образования. В действующей редакции Закона РФ «Об образовании» также не установлен порядок завершения обучения в образовательных учреждениях (организациях), в частности, законодательно не закреплено право обучающихся на государственную итоговую аттестацию, выбор ее формы, перечня экзаменов, а также на получение документа об образовании и/или квалификации.

О наличии существенного пробела в законодательстве свидетельствует, по мнению диссертанта, недостаточная правовая регламентация, как общего, так и специального (образовательного) правового статуса субъектов образовательных правоотношений. На их правовом положении сказывается также отсутствие полноценного правового регулирования правоотношений, возникающих в подсистемах российского образования. Обосновано, что ключевые с точки зрения реализации права на образование аспекты образовательных отношений на законодательном уровне урегулированы неудовлетворительно, и подтвержден тезис о необходимости модернизации законодательства в этой сфере. Применяемый в последние годы законодателем метод устранения коллизий норм законодательства об образовании с нормами других законодательных актов и предполагающий не столько их согласование, сколько исключение образовательной специфики, оценивается диссертантом, как неэффективный, поскольку ведет к ограничению прав всех субъектов образовательных правоотношений.

В §3 по материалам правоприменительной и судебной практики выявлены наиболее типичные нарушения прав лиц, участвующих в образовательных правоотношениях, и рассмотрены судебные споры, связанные с их восстановлением. Как показывает проведенный анализ, нарушение законодательства об образовании является распространенной практикой. Наиболее часто фиксируются нарушения принципов общедоступности и бесплатности образования, дискриминационные условия приема в образовательные учреждения, низкое качество реализации образовательных программ, ведение образовательной деятельности без лицензии, выдача неаккредитованными образовательными учреждениями документов об образовании государственного образца и т.д. Известны случаи, когда граждане видят причину нарушения своих прав в несовершенстве законодательства об образовании и обращаются в суды по вопросам конституционности законодательных норм, а также отмены норм подзаконных актов. Предотвращение и устранение выявленных нарушений не всегда возможно ввиду несовершенства правового регулирования отношений в сфере образования.

Исследование материалов судебной практики подтверждает оценку состояния законодательства об образовании, данную в двух предыдущих параграфах. В законодательстве отсутствуют нормы, устанавливающие формы ответственности различных субъектов образовательной деятельности и санкции за его несоблюдение; прослеживается пробельность регламентации процессуального и дисциплинарного аспектов в правовом регулировании образовательных отношений, а также недостаточность работающих правовых механизмов; сохраняется коллизионность с нормами иных отраслей законодательства. Все это на практике приводит не только к нарушению прав лиц в сфере образования, но в ряде случаев затрудняет принятие адекватных мер реагирования надзорными органами, а также и судебную защиту этих прав. Таким образом, правоприменительная практика свидетельствует о невысокой эффективности образовательного законодательства и является важным фактором активизации усилий по совершенствованию правового регулирования образовательных и смежных с ними отношений.

В §4 по результатам проведенного исследования формулируются и обосновываются методологические подходы к направлениям и формам совершенствования правового регулирования отношений в сфере образования и федерального законодательства об образовании, а также конкретные рекомендации по регламентации образовательных правоотношений. Проведенный анализ законодательства об образовании свидетельствует о том, что практика внесения дальнейших изменений в существующие законодательные акты об образовании с учетом объема и характера уже внесенных поправок перестала оправдывать себя. В связи с этим обоснован вывод о том, что необходима новая стратегия развития образовательного законодательства, обеспечивающая создание стройной и эффективной системы правового регулирования образовательных и смежных с ними отношений.

Совершенствование федерального законодательства является необходимым условием для правильного развития и функционирования системы законодательства об образовании в целом. Ориентирами при этом могут служить предложенные диссертантом обобщенные требования, которым должно соответствовать «идеальное» законодательство об образовании, то есть законодательство, обеспечивающее эффективное правовое регулирование всей совокупности отношений данной сферы. Решение основных проблем действующего федерального законодательства об образовании, как показывает проведенное исследование, может быть достигнуто путем его совершенствования по двум тесно взаимосвязанным направлениям – формально-юридическому и содержательному. При осуществлении этой работы целесообразно опираться на обоснованные в данном разделе диссертации выводы о предмете правового регулирования законодательства об образовании, а также о порядке действия его норм по кругу лиц, в пространстве и во времени.

По мнению диссертанта, повышению эффективности законодательства будут способствовать: четкое определение его места в российской правовой системе; использование предлагаемых в диссертации подходов к регламентации образовательных и смежных правоотношений как единой системы отношений в сфере образования, установлению соотношения норм законодательства об образовании с нормами других отраслей, выявлению и предметному наполнению комплексных правовых институтов как основных способов органичной межотраслевой взаимосвязи и учета специфики правовых режимов в образовании; а также разграничение предметов законодательного и подзаконного уровней нормотворчества, направленное на увеличение удельного веса законодательных норм и обеспечение механизмов реализации и защиты прав субъектов образовательных правоотношений в нормативных правовых актах надлежащей юридической силы.

Сделан вывод о том, что решение поставленных задач, с точки зрения законодательной техники требует проведения большого объема работ по систематизации действующего законодательства об образовании в его основных формах - консолидации и кодификации - и принятия соответствующего законодательного акта. По мнению диссертанта, объективные предпосылки для принятия единого законодательного акта в форме кодекса – закона, имеющего сводный характер и практически полностью охватывающего массив норм данной сферы, еще не оформились. Его разработку и принятие следует рассматривать как важную перспективную задачу. Вместе с тем, значительным шагом в данном направлении могла бы стать разработка нового законодательного акта, интегрирующего законодательство по всем уровням образования. В диссертации сформулированы рекомендации по его содержанию, согласно которым новый Федеральный закон об образовании должен закрепить принципы, в соответствии с которыми будет осуществляться правовое регулирование всей совокупности правоотношений данной сферы, общие положения и правовые режимы, действующие на каждом уровне системы образования, правовые механизмы, позволяющие эффективно применять соответствующие нормы на практике. Одновременно в него надлежит поместить и некоторые специальные нормы, непосредственно связанные с действием общих норм и обеспечивающие их реализацию в соответствующих подсистемах образования. Законодательное оформление должны получить такие важные аспекты, как принципы правового регулирования образовательных отношений, их специфика, специальный правовой статус субъектов образовательных правоотношений, институт ответственности и формы санкций за неисполнение законодательства об образовании, правовые механизмы обеспечения доступности и качества современного образования и др.

В этом случае, по мнению диссертанта, новый законодательный акт об образовании позволит преодолеть основные недостатки действующего законодательства об образовании, как в содержательном, так и в формально-юридическом отношении. Осуществление правового регулирования отношений в сфере образования на основе научно обоснованных и проверенных практикой подходов будет способствовать развитию законодательства об образовании в целом, обеспечению его полноты, непротиворечивости и эффективного правоприменения, и создания тем самым надлежащих правовых гарантий реализации и защиты права на образование.


<< предыдущая страница   следующая страница >>



В Лас-Вегасе есть абсолютно все, что нужно для азартных игр: кости, рулетка, игральные автоматы и церкви для немедленного венчания.
ещё >>