Правовая культура и
Правосознание
Правовая культура—это разновидность общей культуры, качественное состояние правовой жизни общества,выраженное в совершенстве правовых актов ,
Правовой деятельности, правосознании и правовом развитии личности, степени ее свободы и взаимной ответственности государства и личности. ее основные элементы-а)идеальные,б)овеществленные
1право(система норм)
2правоотношения(система прав+обязанностей)
3правосознание(система духовного отражения прав. действительности)
4правовые учреждения(система гос.органов,общ.орг-ий)
5правовое поведение(деятельность) лиц
Культура: (духовная,материальная),имеет кроме правовой иные разновидности – политическая,нравственная,эстетическая..
Правосознание-это элемент(идеальный)правовой культуры, результат ее трансформации,сфера(область)
сознания,отражающая правовую действительность в форме:
-юр.знаний,-оценочных отношений к праву,юрид.практике
-соц.-правовых установок и ценностных ориентаций.
Правосознание регулирует повед.-е людей в значимых ситуациях.
Функции правосознания:
-познавательная,-оценочная,-регулятивная.
Центральный элемент правосознания- ценностное отношение к закону.
4 вида оценочных отн-ий:
1к праву и законадательству
2к правовому поведен.окружающ-
3к правохранит. органам
4к своему поведению
Структура правосознания:
(внутренние элементы)
1правовая идеология
2правовая психология
Виды правосознания(внешние элементы) зависят от:
-общества,-социальной группы,-
индивида.
1.по субъектам:-индивидуальное,-
-групповое,-общественное(эфимерное)
2. По глубине отражения:
-обыденное(эмпирическое),
-научное(теоритическое)
-прфессиональное(юристов)
Правовой нигилизм – это антипод правовой культуры, волевое или теоритическое отрицание правовыз норм, имеет моменты:
Волевой,интеллектуальный.
правовое регулирование
право-это статистика правовой действительности(система норм)
правовое регулирование-это
динамика, действие юр-х. норм. эторегламентация действий людей
2-мя основными способами:
-установлением прав и обязано-ей
-закреплением сложившихся отно
шений.
право-«орудие»механизма правово
го регулирования.
этапы правового регулирова-ия
1-разработка и принятие правовых
норм, либо санкциони-ие имеемых
2.издание,доведение до сведения
3.фактическая реализация норм
права в формах: - соблюдения,
-исполнения, - пользования,
- применения.
механизм правового регул-ия :
имеет 2 аспекта:
1.юридический(а) развитая систем
а законадательства,б)совокупность
органов государства(з ветви власт
и),в)формы и способы реализации
норм права,г)совокупность правоп
рименительных актов государства.
2. социальный: а)участие общества
в формировании системы права и
системы законадательства, б) соци
ально –экономические гарантии
реализации права, в)развитая прав
овая культура населения.
Если оба эти аспекта есть-механизм действует.
юридическая норма-субъективное право-юр.обязан-ти-
-реализация прав и обязанностей.
критерии правового регулир-я:
1 предмет право-го регулирования
- обществ. отношения (непосредст
-действия и деятельность участник
ов отношений).
2. метод пр. рег-ия –совокупность юр. способов пр-го регулирования
основные методы правового регулирования:
1диспозитивный(равенства,автономии участников) применяется в
частном праве.
2.Императивный(власти и подчине
ния, авторитарный) применяется в
публичном праве.
ИХ формы:
1.в диспозитивном – дозволение,
-поощрение,-рекомендация.
2.в императивном –обязывание,-
-запрещение.
ИЗ НИХ:
а) основные (обязывание,дозволен
ие,запрещение)
б)дополнительные(поощрение,
рекомендация)
|
Правоотношения.
Это один из элементов првовой культуры,разновидность общ.
отношений как социальных
связей между людьми
этоюридическая связь между
субъектами общества.
Структура правоотношения:
1Объект(на что напавлено, это
Факт. отношения людей
Предмет=блага+повед.люд.
2.Субъекты(лица)
3.Содержание(права и обязан.+действия субъектов)
Субъекты правоотношений-
лица а)физические(граждане,
иостранцы,апатриды), б)юрид.
(организации),обладающие
правосубъектностью=
правоспособностью+деесп-ью
правоспособность-это способность лица иметь права и обязанности(возникает у физ.лиц с момента рождения и исчезают со тсмертью и у юр. лиц – смомента гос.регистрац
и исчезает при ликвидации по
уст. процедуре.
Дееспособность – способность лица своими действиями приобретать права
И обязанности и нести установленную ответствен-ть
(деликтоспособность)
Зависит у физ. лиц от состояния здоровья(психики)
От возраста:до 6л,6-14, 14-16,
18-21,21-25,25-35,35-40,40-65,
Дееспособнасть бывает а)общ.
Б)специальная.
Содержание правоотнош-ия
-фактическое(действия)
-юридическое(пр+обязанност)
Права(субъективное)-возможная мера поведения.
Обязанность-мера должного
поведения.
Виды правоотношений:
1.по отраслевому признаку-
гос.правовые,адм.пр-е и др.
2.по источнику:-общие(из закона),-конкретнае(из договора) 3. по степени определенности объектов:
-абсолютные(один из субъектов не определен)
-относительные(обе стороны
правоотношения известны,имеют права и обязанности)
юридические факты-основания правоотношений,это конкретные жизненные обстоятельства,с которыми нормы права связывают возникновение,изменение.прекращение правоотношений.
их классификация: 1.по хар.
последствий(правообразующие,правоизменяющие,правопрекращающие)2.по волевому признаку:события,действия(правомерные и неправомерные
3.по дейст-ти:реальные,призумпции,
применение права
применение права-это 1-а из
форм реализации права на 3м
этапе правового регулированя
это осуществляемая в прцедур
но-процессуальных формах
государственно-властная,
организующая деятельность
специально уполномоченных
государством :а)лиц, б) органо
в по обеспечению реализации
правовых норм их адресатами
= перевод норм права в право
мерное поведение субъектов.
стадии применения права:
1.установление фактических
обстоятельств дела(цель-
установление истины)
2. установление юр. основы
дела (выбор нормы):
-нахождение, -проверка текста
-проверка ее подлинности,-
-уяснение содержания.
3. толкование нормы.
4.решение дела формировании
е правоприменительного акта.
толкование нормы- уяснение
для себя+разъяснение окружа
ющим нормы права.
Его значение выходит за рам
Ки применения(и реализации)
права,т е толкование имеет
самостоятельное значение.
толкования норм права:
1.по субъекту:
а)официальное:аутентичное(за
конадатель); по поручению
законадателя
б)неофициальное(доктрина-е)
2.по степени обобществления
а)нормативное(абстрактное)
б)казуальное(конкретное)
3.по объему(в специально-юри
дическом смысле):
а)ограничительное
б)расширительное
способы толкования:
1грамматический, 2.системати
ческий, 3.историко-политичес
4.телеологический(целевой)
5.специально-юридический
применение права:
(и его реализация вообще)
имеет пределы:
а)по предмету правового регу
лирования(круг общ.отношен)
б)по времени действия акта(
нормы)-вступление акта в сил
у,утрата юр.силы,опубликова
ние,применение обратной силы закона - это действие норм права во времени.
в)по территории-на всех или
экстерриториально-действие
норм права в пространстве
г)по адресатам- на граждан,
иностранцев, лиц без гражд.
действие норм права по
кругу лиц.
законадательство может иметь
пробелы при применен. права
должны устр. правотвор-ом.
в Конт пр семьесуды не имеют
на это права=могут восполн.
пробел 2 сп.а)аналогией закон
а,(закон из др.отрасли права,
рег=общ.отнош-я) б)аналогией
права(при невозм.ан.зак.-общ
начала=принц.данн пр систем
|
Законность и правопорядок
Законность-(элемент правовой культуры)-принцип,
метод, режим неуклонного,
строгого исп-ния норм права:
-государством,коллективами и
организациями,- должностн.
лицами, - гражданами, - всеми
участниками правоотношений
ее стороны: - предметная(что должно соблюдаться),-
-субъектная(на кого распостраняется),- нормативная(какие предписания исполнять)
Законность –основное условие правопорядка-состояния упорядоченности
общественных отношений на основе права и закона.
Правопорядок-конечный результат реализации
законности, ее :- требований, -
предписаний.Это воплащенна
в жизнь законность!
Общие требования зак-ти:
1.наличае хорошо прдуманной системы демократических правовых законов и подзаконных актов.
2точное и полное закрепление статуса (прав и обязанностей)
участников общ. отношений
3точное и неуклонное исполнение законов должностными лицами, гражданами.
Они: 1. вытекают из принципов (основных идей=начал)законности:
-верховенства закона,
-единства закона(всеобщности
т е единая направленность,
\распостранение на всех,
-целесообразности(выбор наиболее оптимальных вариантов деят-ти органов-
правотворческих,правоохранительных,
-реальность(достижение факт.
исполнения, неотвратимость ответственности за неисполн.
2конкретизируются в правовых предписаниях(нор-х
юридические гарантии
законности:
1.по субъектам: президентские
парламентские,судебные
2по виду норм права:конституционные,процессуальные,материальные.
3 по характеру юридической деятельности:правотворческие,правоисполнительные
4международно-правовые.
дисциплина – строгое и точн
ое соблюдение порядка и правил, установленных законами, уставами и правилами внутреннего трудового распорядка.Это один из элементов правопорядка и важное условие его обеспечения.
ЕЕ виды:трудовая,служебная,учебная, воинская.
международное право -------
международн. публичное пр
и межд. частное право.
соотношение международного права и внутригосударственного законадательстваю
а-б-в (а-внутр. пр. система,
б-междунар. частн право мчп
в- межд право(публичное)мпп
МП-это самостоятельная правовая система(это право
международных договоров, а
не надноциональное зак-во.
МП : на 2 основных инстит-а:
МПП –это собственно междун
-ое право, как право междунар
ых договоров, оно носит меж-
государственный характер,
его основные субъекты
а)государства
б)межгосударстве-е организац
ии созданные государствами.
Основной источник-междуна
родный договор.
это ненаднациональное зак-во
2.МЧП-международное право
(его нормы), трансформирован
ное в национальное законада
тельство, т е это элемент
национальных правов. систем.
(в больш-ве национальных пр.
систем закреплено положение,
что при коллизии (противоре
чае) норм международного
права и внутренних правовых
норм действует норма межд.
права – это указывается в кол
лизионных нормах внутренн
актов.
суверинитет государства-
это верховенство власти внут
ри страны и ее независимость за пределами.это его юр.сущ-
ность.В реальной жизни ,с уче
том того что роль межд.пр.
возрастает суверинитет гос-ва
всегда ограничен:
1.суверинитетом народа(
в демокр. гос-ах)
2.международным правом
Проблема суверинитета в условиях действий норм МПП
в том, что МПП может
государством :
1.признаваться и включаться
во внутреннее законадатель-о
2.только признаваться, но не
вкл. во внутреннюю правовую
систему.
3. может не признаваться и
не включаться во внутреннюю
правовую систему(но большинство стран входят в какие либо международные организации и прежде всего вООН
поэтому ограничение сувери-
нитета может быть принудительным и добровольным.
|
проавонарушения и юридическая ответствен-ть
правонарушение- противоправное (неправомерное)поведение,
отказ от исполнения юр. обязанности. Это основание
юридической ответствен-ти.
Его основная черта-вредност
ь для общества.Это антипод
правомерного поведения.
Его виды: -проступки:
админисчтративные,гр.-прав
овые(деликты), дисциплин-е
- преступления.
Состав правонарушения:
1Объект-общ. отношения, на
которые осуществляется пося
гательство. 2 Субъект –прав
онарушитель,лицо:дееспособное,деликтоспособное
3Объективная сторона проти
воправное деяние+связь с
последствием. 4 Субъективна
я сторона=вина в форме уысла (прямой,косвенный),
неосторожности(самонадеянности, небрежности).
юридическая ответственно
сть- в юр. смысле(спец.)смыс
ле – реакция государства на
совершенное правонарушен
ие, это обязанность претерпе
вать неблагоприятные послед
ствия за правонарушение.
Виды юридической ответственности:
-гражданско-правовая(имущ)
административная(+констит)
-дисциплинарная
-материальная, как вид тр.отв
-уголовная
основания юр. ответствен-и
1 состав правонарушения
2деликтоспособность субъек
та(подсудность,дееспособн-ь
3наличае законадательства
цели юридической отв-ти:
1защита правопорядка(восста
новление ситуации)-общая
2воспитание граждан в духе
законопослушания:средства-
карательные(штрафные), -
предупредительные(превенции)-спец.средства, -0бщая
превенция(всех),-частная пре
венция –(конкретно прав-ля).
принципы юр. ответств-ти:
1только за деяние(действие,
бездействие), указанное в зак
оне. 2. Справедливости-
(мера ответств. должна соотв
етствовать тяжести вины)
3 Целесообразности(соответ
ствие меры наказания целям)
4 законности(по закону, по
процедуре, обоснованно)
5неотвратимости(ни одно
преступление не должно быть незамеченным)
развитие отечественной науки о праве.
проблемы ТГиП
основные памятники права России:
1русская правда 11 век-Ярослав мудрый
2.Судебник Ивана111 1497
(великокняжеский)
3.судебник Ивана4 1550
(царский)
4.соборное уложение1642
(царь Алексей Михайлович)
5.указ Александра 1 1803
«о вольных хлебопашцах»
6.манифест Александра11
1861об отмене крепостного
права
7манифест Николая11 1905
об усовершенствовании гос.
порядка.
8. основные гоударственные законы от апреля 1906 – 1ая
российская конституция в ней главы о вере, о законах.
9.конституции 1918,1924,
1937,1978,1993 годов
выдающиеся теоретики права России:
1.Десницкий 1740-89-основатель исторической школы права в России.
2. Куницин 1786-1840- последователь теории естественного права.
3Коркунов 1853-1904-основатель отечественной теории права.
4.Чичерин 1828-1904 –основатель государственной школы в русской историографии.
5.Энциклопидисты права:
-Неволин
-Шершневич
-Тарановский
-Рененкампф
6.Петражицкий 1867-1931-разработчик психологической теории права.
7.Кистяковский-разработчик вопросов правового государства.
8.Ленин основоположник Российской и мировой социалистической ТГиП
1882-1954
С принятием конституции
РФ 1993 в России утверждается плюралистический подход к
анализу конкретных государственно-правовых явлений в условиях перехода к государству правовому и
социальному.
проблемы этого перехода в ТГиП:1.создание правовых
основ рыночной экономики
2.совершенствование структу
ры власти, отвечающей треб.
федеративного демокр-го устройства России. 3. Совершенствование методов борьбы с правонарушениями, укрепление законности и правопорядка.
|