Православная религиозная организация учреждение высшего профессионального религиозного образования «Оренбургская Духовная Семинария - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Православная религиозная организация учреждение высшего профессионального... 7 889.78kb.
Медногорское благочиние Оренбургской и Бузулукской епархии Русской... 1 17.18kb.
Централизованная православная религиозная организация русской православной... 14 2882.11kb.
Учреждение профессионального религиозного образования 1 62.76kb.
Воронежская Православная Духовная Семинария Сравнительное богословие 1 45.5kb.
Местная религиозная организация православный Приход храма в честь... 1 21.79kb.
График предоставления сведений о начисленных и уплаченных страховых... 26 3247.2kb.
График предоставления сведений о начисленных и уплаченных страховых... 25 3176.51kb.
Новокузнецкая Православная Духовная семинария материалы I межрегиональной... 9 1951.26kb.
Секция «Современная воскресная школа» 1 47.35kb.
Решением Священного Синода Русской Православной Церкви 2012 г. 1 176.25kb.
Основная образовательная программа магистратуры 7 687.58kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Православная религиозная организация учреждение высшего профессионального религиозного - страница №1/3

Православная религиозная организация - учреждение высшего профессионального религиозного образования «Оренбургская Духовная Семинария Оренбургской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»

«Утверждаю»

и.о. Ректора ОренДС

игумен Никодим (Шушмарченко)

«____» _____________ 2012 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ «ЛИТУРГИКА»










по направлению

подготовки







«подготовка служителей и религиозного персонала православного вероисповедания»

(название направления)
Разработчик иерей Вадим Татусь «25» августа 2012 г.

Рабочая программа обсуждена и одобрена

на заседании ученого совета

«30» августа 2012г., протокол № 1.



Оренбург 2012

1. Цели  освоения учебной дисциплины  

Литургика – дисциплина, изучающая церковное богослужение Православной Церкви. Под термином «богослужение» в широком смысле понимается внешнее выражение богопочитания, богопоклонения и богообщения во всех его проявлениях. В более узком (конкретном, частном) смысле под богослужением понимаем культ, установленный Православной Церковью и совершаемый законной благодатной иерархией, имеющей апостольское преемство.

Литургика – это систематическое изложение и правильное объяснение христианского богослужения, его происхождения и развития, его сущности, смысла и значения. Она также объясняет, как правильно выполнять богослужебные чинопоследования, изучает храм Божий с его внешним и внутренним устройством, священными предметами, одеждами, богослужебными книгами, уставным порядком отправления как отдельных элементов богослужения (чтение Священного Писания, Псалтири, пение стихир, канонов), так и чинопоследований в целом (суточный круг богослужения).

Предметом литургики является христианское богослужение в полном его охвате и во всех его проявлениях: происхождение, развитие, сущность, объект и субъект богослужения; его составные части, формы, качества; различные чинопоследования, богослужебные лица, предметы, место, священные времена, символы, таинства, требы и обряды и все, что относится к богослужению.
2. Место учебной дисциплины в системе изучаемых дисциплин
Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, сформированные в средней (полной) общеобразовательной школе, и формируемые у обучающихся в вузе в процессе освоения исторических, богословских (религиоведческих) и лингвистических дисциплин.

Данная дисциплина теснейшим образом связана с целым рядом дисциплин изучаемых в семинарии: вероучением Церкви, библейской историей, церковнославянским языком, историей Древней Церкви, догматическим богословием, религиоведением, церковным правом, церковным искусством и иконографией.

В результате освоения дисциплины обучающиеся приобретают как теоретические знания в области церковно-практических дисциплин, так и практические навыки применения этих знаний (работа с богослужебными книгами, совершение уставного и частного богослужения, совершение пономарского служения в алтаре храма и вне его и т.п.).
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:



Владеть: литургической терминологией и основополагающими понятиями Литургического Богословия;

Знать: историю появления и развития богослужения, содержание православного богослужения, причины и обстоятельства появления отдельных чинопоследований, праздников, утвари, обрядов и символов; осознавать динамическую суть и композицию церковно- и священнослужения (внешний и внутренний вид храмов, облачения служителей Церкви, литургическая и внелитургическая деятельность, благотворительность и т.д.); иметь практические навыки совершения Богослужения;

Уметь: использовать необходимые знания языков сакральных текстов, уметь самостоятельно составить и практически отправить Православное Богослужение в рамках действующего Устава и осмысленно участвовать в этом богослужении, благоговейно относиться к храму Божию и святыне;

Демонстрировать способность и готовность: к практическому применению полученных знаний при решении профессиональных задач; к применению полученных знаний в исследовательской деятельности.
4.  Структура и содержание учебной дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 357 аудиторных часов, обучение проводится в течение 5 семестров.

 

Краткое содержание

1 КУРС

1. Христианское Богослужение.

Понятие о богослужебном уставе. Предмет изучения, задача и значение богослужебного устава. Методы исследования. Источники. Происхождение богослужения. Сущность, содержание и формы Ветхозаветного и Новозаветного богослужения.



2. Христианский храм.

Происхождение христианского храма: скиния, ветхозаветный храм; Сионская горница; места богослужения первых христиан. Основные типы храмов. Архитектурные формы храма. Устройство храма: алтарь, иконостас, средняя часть храма, притвор; колокольня.

Колокольный звон. Краткая история. Духовный смысл и виды звона.

Светильники: лампады, свечи. Духовное значение церковных светильников.



3. Священнослужители и церковнослужители.

Иерархические степени клира: епископ, пресвитер, диакон; их права и обязанности.

Церковнослужители: чтец, алтарник-пономарь, звонарь, просфорник и др.; их права и обязанности.

4. Священные одежды и облачения.

Облачение епископа, пресвитера и диакона. Священные одежды низших клириков. Одежды священнослужителей и монашествующих.

5. Священнодействия.

Крестное знамение. Благословение. Возложение и воздевание рук. Умовение рук. Обращение к востоку во время молитвы. Поклоны и другие внешние знаки молитвенного благоговения. Каждение. Возжигание свечей. Кропление святой водой и др.



6. Церковные праздники и посты.

Общие понятия о христианских праздниках. Понятие о христианском посте. Постные дни в Православной Церкви



7. Гимнография

Библейский песенный материал. Псалмы. Библейские песни. Церковная Гимнография (Тропарь, кондак, стихира, канон и т.д.)



8. История церковного песнотворчества и песнописцев

Первый период подготовительный (I – IV вв.). Второй период – расцвет поэзии (V - VII вв.).Период третий – преобладание канонов (с VIII в.) Гимнографические школы. Основные представители и их творчество.



следующая страница >>



В цирке все стоят на руках, даже велосипеды. Рамон Гомес де ла Серна
ещё >>