Право и религия - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программы учебной дисциплины «Религия и право» 1 27.3kb.
«Полис». 2010.№2. С. 7-21. Религия, право и политика. Политическая... 1 276.08kb.
К уроку: Римская семья, нравы и религия (таблица) Религия 1 24.6kb.
Реферат: Религия в философии Фейербаха 1 167.85kb.
Религия, её роль в жизни современного общества Религия 1 25.79kb.
История мировой религии. Религия 1 62.66kb.
Вопросы к экзамену по дисциплине «Международное право» 1 58.1kb.
О программе «Юриспруденция» 1 21.6kb.
Психоанализ и религия (фрагменты) 1 207.1kb.
Гражданско-правовая презумпция по российскому законодательству: содержание... 1 295.13kb.
Религия и искусство. 2 ч 1 158.41kb.
Основы социальной концепции Русской Православной Церкви 1 226.83kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Право и религия - страница №1/1

ПРАВО И РЕЛИГИЯ

Сумцова Римма Борисовна
«Ты, конечно, уверен в том, что без Христианской нравственности, которой основание есть смирение, не можешь ты достигнуть высокой цели Христианства». Эта цитата из вступления к «Ручной нравственной книжке для христианина» очень важна, на мой взгляд, для понимания и cоотношения права и религии в современном мире, и путей развития российской государственности – в целях создания общества гуманности, справедливости. Будущий правовед не может не мечтать о том, что труд его, пусть небольшой, песчинкой ляжет в фундамент Великой России.

Без высоких идеалов, без веры, надежды и любви, без профессионализма, наконец, этой цели не достичь. Человек должен понять, что борьба с природой ли, с инакомыслящими не приносит счастья. Мир создан столь разнообразным, что всегда можно найти в нем именно твое, для этого не надо ничего разрушать ни в материальном окружающем мире, ни в себе и себе подобных. Гражданственность должна воспитываться с детства, с осознанием человеком своих исторических корней, понятия Родины. Православное учение имеет целью нравственное воспитание христианина, а право – законопослушного гражданина. Здесь нет противоречия.

История российского государства и права не раз подвергалась фальсификации в угоду власть имущим как одна из важнейших общественных наук. На разных этапах развития российского общества история отечественного законодательства пересматривалась, исходя из политических интересов. В Российской Империи государственность должна была выражать как единственно приемлемую для России правовую идею нерушимости православия, самодержавия и народности. После октября 1917 года правовой идеей фактической империи, провозглашенной Союзом Советских Социалистических Республик, стали атеизм, безраздельная власть верхушки единственной партии, интернационализм. Сегодня теория российского государства и права переосмысливает пути развития России в далеком и недавнем прошлом и выдвигает новую концепцию построения России как правового государства, в котором главенствуют свобода совести, демократия, сохранение неповторимого облика нации.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ДУХОВНЫЕ ОСНОВЫ ПРАВА И РЕЛИГИИ

«Государство и церковь на протяжении столетий, выполняя фактически одну миссию - организовать жизнь общества, в лице своих иерархов вели непримиримую борьбу за верховную власть» [1]. В истории этой борьбы стремление государства к выходу из-под влияния и контроля церкви в основном увенчалось успехом. Содержание религии составляют и представления об идеальном, и установленные обряды, запреты-табу, и кодекс морали и права, составной частью входящий в семейный и общественный быт. Религию невозможно представить без материальных предметов, начиная с фетиша и кончая храмом и монастырем. Она вторгается в судопроизводство и в международные отношения. Религия представлена огромной массой людей, посвятивших ей себя целиком, она имеет клерикальные организации, политические партии. Учитывая это, можно сказать, что в современном мире религия это не только отношение частного человека к Богу, но и отношения людей по поводу представлений о Боге.

Более всего религия сильна именно большим числом лиц и влиятельных общественных групп, связавших с ней самые различные свои интересы, от материальных до высоко духовных.

Историко-правовая наука в начале своего развития исходила из естественно-правовой концепции, предполагавшей наличие откровенных и естественных законов, так называемых божественных и человеческих – положительных или принятых по взаимным согласиям правительств. Недостатком естественно-правовой школы является отсутствие признания таких решающих факторов влияния на развитие права, как социально-экономические реалии и политическая борьба, но гуманность и провозглашение непреходящих ценностей – ее несомненная заслуга.

Существование двух концепций права – естественного и позитивного отражает борьбу идеологических и политических интересов в развитии важнейшей общественно-политической науки – правоведения. Если естественное право признает естественными, неотчуждаемыми права личности на жизнь, свободу, счастье, равенство, собственность, охраняемую законами, на право участия в управлении делами общества в силу общественного договора, то позитивизм в праве – это трактовка права только как системы правил поведения, при котором признание законов правовыми происходит независимо от их содержания, разумеется, не предполагая и исторически сложившихся оценок морально-нравственного характера. Cоответственно, школа позитивного права была взята на вооружение, в основном, теоретиками-идеологами тоталитарного строя.

Идеи должного, сущего и справедливости в праве и религии должны совпадать.

Самые ранние стадии развития религии известны из археологического материала. У доисторического человека, древнейшего нашего предка, примитивность общественного бытия не давала сознанию возможности создания абстракции, в том числе религиозной. С эпохой неолита связаны археологические находки, свидетельствующие о появлении религиозных верований. Это, прежде всего, погребальный культ, почитание женского божества. Судя по обнаруженным захоронениям, можно сделать вывод об имущественном неравенстве членов рода.

Этой ступени развития человека присущи «мононормы» – социальные регуляторы в присваивающей экономике первобытного общества. Наряду с регулятивной ролью «мононорм» развиваются религиозные обряды и ритуалы.

Этнография дает значительный материал для представления о религиозности отсталых племен Австралии. Тотемизм, табуация, магические обряды и ведовство составляют ранние формы религии общин, связанных кровным родством.

В эпоху раннего металла погребальный культ становится еще более сложным, над могилами вождей насыпали большие курганы. В это время ориентировка захоронений связана с космическими представлениями. К этому времени относится культ Солнца – солярный культ, свидетельствовавший, с одной стороны, о росте земледельческого хозяйства, с другой – о выделении родоплеменной аристократии, отождествлявшей свое происхождение с божеством.

К этому же времени осуществляется переход от «мононорм» присваивающей экономики к правовым и моральным нормам производящей экономики.

С развитием земледелия и ремесленничества, основанного на использовании металлических орудий, первобытно-общинный родовой строй использует как регулятор социальной среды – обычай, он становится основной нормой взаимоотношений. Обычай, или прочно установившееся в той или иной общественной среде правило поведения, регулирующее взаимоотношения людей в определенной области общественной жизни, определял положение членов общины, помогал бескровно решать конфликты. Община уже является социально оформленным коллективом, основанным на совместном владении всеми или основными средствами производства, характерным для всех народов в период первобытно-общинного строя. От родовой, основанной на кровно-родственных отношениях, община развивается к большесемейной, когда патриархальная семья становится основной производительной силой. Переходной от общества, основанного на общей собственности, к обществу частной собственности является территориальная, или соседская община.

Обычай как единичное явление, относящееся к решению каждого конкретного практического вопроса, развивается по мере экономического и социального укрепления общины в Обычное право.

К этому времени относится выделение особых групп людей, специализирующихся на выполнении магических и культовых обрядов, хранителей, знатоков и созидателей религиозных верований. Условия возникновения верований в каждой определенной среде были более или менее одинаковыми, но осознавались и осмыслялись они вначале единицами, от них передавались из поколения в поколение, видоизменяясь и усложняясь, впитывая опыт живущих, их надежды и чаяния.

Если социальные нормы первобытного общества, состоящие из обычаев, моральных норм, норм религии, соблюдались, как правило, добровольно, поскольку отвечали интересам коллектива, то с дальнейшим имущественным расслоением общины, вызванным вторым крупным общественным разделением труда, появляется необходимость в новом регулировании отношений.

Обычное право является уже системой норм, вырабатывающихся на протяжении длительного времени в определенной среде и закрепляется государственной властью. Ярким примером обычного права являются Законы Двенадцати таблиц.

Первым государством с разделением общества на классы стало рабовладельческое. C точки зрения развития права и религии особенно интересно развитие античных рабовладельческих государств: древней Греции и древнего Рима.

В отличие от рабовладельческого общества в странах древнего Востока в античном обществе разложение первобытно-общинного строя, развитие частной собственности, расширение эксплуатации рабов осуществлялись значительно более быстрыми темпами. Наиболее высокого уровня достигло римское право. Разделение права на публичное право (jus publicum) и частное право (jus privaum) имело далеко идущие перспективы. Римское частное право легло в основу гражданского законодательства западноевропейских государств. Содержание римского частного права носит ярко выраженный классовый характер. Только римский гражданин (civis romanus) является правоспособным лицом, всякий же чужеземец не пользуется защитой закона. Позже, с развитием торговли, чужеземец, проживавший на римской территории, стал пользоваться определенными правами – в отношении его правового положения была выработана специальная система норм. Еще позже сложилась система «права народов», положившая начало формальному равенству всех свободных людей. Равенство свободных частных лиц послужило толчком к получению наиболее полной свободы хозяйствования. Особенностью правообразования в Риме было правовое регулирование складывающихся производственных отношений путем юридических толкований и деятельности магистратов при решении споров между частными лицами. Римское право менялось без ломки его формы.

Огромное значение в развитии римского частного права имело Преторское право – система римского частного права, при которой претор (высшее должностное лицо), не меняя формально цивильные нормы, имел возможность или не применять их как устарелые, либо давал судебную защиту новым отношениям, по существу создавая новые нормы. Дуализм цивильного права и Преторского права просуществовал до объединения в кодексе Юстиниана.

При римском императоре Юстиниане I была проведена кодификация Римского права, составившая три сборника: Институции, Дигесты и Кодекс, которым была придана сила закона. Впоследствии к ним был присоединен четвертый сборник – Новеллы. В ХII веке кодификации были объединены в Сorpus juris civilis.

Историческое развитие римской религии представляет значительный интерес, так как в ней, с ростом Римского государства от небольшой городской общины до огромной империи, происходили значительные изменения с сохранением архаических черт. У римлян сохранялся культ семейно-родовых покровителей. Некоторые родовые боги превращались в объекты общегосударственного культа. Так, культ Геркулеса принадлежал вначале родам Потициев и Пинариев. Cледом тотемизма можно считать почитание капитолийской волчицы, вскормившей Ромула и Рема. Погребальный культ был связан с верованиями о влиянии умерших на живущих. Cуществовали аграрные культы, и важнейшие из богов римского пантеона были связаны с земледельческо-скотоводческими культами – обряды сатурналий в декабре, февральские луперкалии – в честь Фавна и т.п.

Культ богов был строго формален. Система гаданий в римской религии также отличалась крайним формализмом. Строго официальный характер римской религии сказался и на ее служителях – жрецы были государственными должностными лицами. Жрецы и их объединения не были обособлены от общественной жизни. Отражение классовых противоречий в римском обществе сказалось и на религии. Рабы и свободная беднота имели особенные, различные мораль и религиозные верования. В связи с ростом империи и включением в нее все новых земель, религия Рима испытывала влияние греческой религии, восточных культов. Другое направление изменения римской религии связано с переходом от республики к принципату и позже к доминату. Обожествление императоров привело к введению официального культа «гения императора». Образование Римской империи стало и важнейшим условием происхождения христианства. Именно христианство послужило объединению религиозных верований угнетенных широких масс разноплеменного и разноязычного населения Римской империи.

Постепенно наряду с рабами в христианские общины стали входить и представители господствующих классов. C превращением христианства в государственную религию состав общин весьма вырос, а церковная организация, подавив ереси II–IV вв., значительно окрепла. Раннее христианство несомненно несло идеи гуманности и равенства, в отношении развития общественной морали она пошла дальше предшествовавших ей религий.

Сделавшись государственной религией Римской империи, христианство в эпоху ее распада проникает к германцам и славянам. К Х веку Европа становится христианской. В результате слияния христианства с местными религиями, обрядовыми традициями устанавливается религиозный синкретизм. Местные боги сливались с христианскими святыми, народные обряды приурочивались к дням церковного календаря.

Христианство к этому времени являло собой составляющую из многовековой традиции сложившихся норм поведения, ритуалов, обрядов и мощной организованной силы церковной иерархии.

Следующим историческим типом организации власти господствующим классом является феодальное государство. Совокупность норм права в нем определялось интересами феодалов в закреплении собственности на землю и политическом господстве над трудящимися – крестьянством и ремесленничеством.

Обычаи, соглашения феодалов, грамоты монархов главенствуют в системе права практически до периода абсолютизма. Cистемой норм в этот период закрепляется строгая иерархия отношений феодалов во главе с монархом. Наблюдается ярко выраженный сословный характер общества, где наследственная принадлежность к сословию определяла наличие или отсутствие прав и привилегий. Феодальная собственность расчленялась на «верховную собственность» и владение.

Если римское право рассматривать как развивающуюся составную эволюции правовой традиции, то стоит учесть, что публичное право Европы, обращаясь к римскому праву, не исключило принципы и нормы канонического права римской католической церкви.

После распада Римской империи и обращения в христианство варваров римское право содействовало рационализации народного права и укреплению официального права но, в то же время, именно христианская религия оказала решающее влияние на развитие общеевропейской правовой культуры. «Именно религия внесла определенный вклад в упрочение политического единства, усилив позиции германского императора и других монархов как глав церкви в их владениях» [2].

В конце II–ХII вв. в Европе появляется комплекс права – система канонического права Римской католической церкви. Дополненное решениями епископских и архиепископских судов, нормотворчеством пап и созданных им советов, оно включало конституционное и литургическое право церкви, семейное и наследственное право, системы уголовного и гражданского права, нормы уголовного и гражданского процесса.

Единственно вне этого процесса оставалась Восточная – византийская христианская церковь. Интересна была в свое время провозглашенная в дореволюционной России правовая идея византийского права, содержащего, среди прочего, догматы православной веры.

Церковные уставы представляли собой акты древнерусского права, регулирующие отношения церкви с государством, компетенцию церковного суда и содержащие нормы права по делам, подлежащим церковной юрисдикции. Устав князя Владимира – один из основных памятников права Древнерусского государства впервые ввел особый налог –десятину в пользу церкви, возлагал на церковь надзор за соблюдением мер и весов.

C развитием городов возникает специфическая форма организации их ремесленного населения – цехи. В Западной Европе их появление относится к Х–ХII вв. Цеховые уставы строго регламентировали жизнь своих членов и даже имели свои особые суды.

Начиная с ХII в. феодальное право не может отвечать интересам новых экономических отношений, и происходит рецепция римского права. Но римское частное право не соответствует интересам зарождавшейся в ХV–ХVI вв. буржуазии, и к римским источникам был применен формально-юридический метод толкования. Создание Пандектного (современного римского) права, обслуживавшего сперва интересы дворян, а затем буржуазии, отвечало интересам развития общества. Общая теория гражданского права Европы рождалась на основе Пандектного права в результате применения того же формально-юридического метода.

Христианская мораль оказывала благотворное влияние на развитие человечества. В исламе Иисус Христос – Исса Идус – почитается за пророка, предшествовавшего Магомету. Несмотря на мрачные времена средневековой церкви, вера в светлую искупительную жертву, почитание праведников позволяли частному человеку проводить грань между церковниками мракобесами и истинной верой. Солью нагорной проповеди Иисуса являются слова: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки» [3].

Вобрав в себя духовный и нравственный опыт тысячелетий, основные мировые религии в свою очередь послужили фундаментом для развития философских идей гуманизма, стали основой высочайших шедевров мировой культуры.

Теории происхождения государства, власти, права и влияния на эти институты религии: марксистская, теологическая, патриархальная, договорная, насилия, психологическая, ирригационная, диффузная и др. – сегодня не могут восприниматься однозначно. Виднейшие ученые и философы внесли определенный вклад в осознание истоков этих институтов на каждом из этапов развития человеческого познания. В каждой из этих теорий есть рациональное зерно, и можно сделать вывод, что развитие права и религии как продукта жизнедеятельности и духовных исканий, обустройства на земле человека, в то же время становились все более совершенным инструментом поиска человечеством гармонии с окружающим очень не простым миром.

СООТНОШЕНИЕ ПРАВОВЫХ И РЕЛИГИОЗНЫХ НОРМ

Как уже упоминалось выше, на всех этапах развития человека его жизнь зависела от устойчивой связи с себе подобными, нуждалась в создании устойчивого сообщества. Неравенство, заложенное самой природой, требовало выработки определенных ценностей, ставших впоследствии нормами морали, нормами общежития, религиозные учения закрепляли эти нормы, известные десять заповедей начинались с провозглашения «не убий», а с появлением института государства большинство этих норм совпало и с нормами права.

Нормы права и религиозные нормы содержат дозволение, запрет, обязывание – как способы регулирования общественных отношений.

Нормы религиозной жизни могут рассматриваться как установки для исповедующих одну и ту же разновидность религии и правила, регулирующие отношения внутри церкви – основы религиозной организации. В церкви всегда существовала строгая иерархия служителей культа, имевших определенные властные полномочия в регулировании конфессиональной деятельности, поведение их строго регламентировалось, и нарушение норм религиозной жизни могло повлечь отлучение от церкви.

С понятием нормы права мы связываем такие ее признаки, как общий характер, формальная определенность, общеобязательность, системность, неоднократность действия, неперсонифицированность адресата.

Теократия – политическое господство церкви, при котором служители религиозного культа помимо духовной власти обладают и светской властью, имела широкое распространение в древности и отчасти в средние века. С победой буржуазных революций теократические принципы власти были отвергнуты. В собственном смысле элементы теократии существуют в исламских государствах, и теократическим государством является Ватикан.

Cоответственно при обладании светской властью церковь возводила религиозную норму в общеобязательное правило поведения, охраняемое мерами государственного принуждения.

Церковное право от Древнерусского государства до октября 1917 года регулировало внутреннюю организацию православной христианской церкви и других христианских церквей. Область взаимоотношения между церковью и государственной властью и осуществления административных мер и суда в области гражданских и семейных правоотношений государство возлагало на церковную организацию. Она осуществляла регистрацию рождений и смертей, заключения и прекращения брака, разрешение имущественных споров среди духовенства и духовенства со светскими лицами, судопроизводство по религиозным преступлениям и др.

При отделении церкви от государства религиозная норма становится отличной от правовой в корне.

Традиционно к мировым, наднациональным религиям относят буддизм, христианство и ислам. Влияние их не совпадает с государственными границами, и верующие соблюдают религиозные нормы по внутреннему убеждению. Буддизм – самая ранняя из них по времени появления, ислам – поздняя. Соответственно и развитие правил и установок – поведенческих норм для верующих и пастырей в этих религиях неоднородно. Но есть и общее, объединяющее – обязательность веры в высшее обожествляемое существо (cущества – в буддизме) и его посланника, учение о рае для соблюдающих религиозные установления и аде для несоблюдающих, неверующих. Обязательными считаются молитва (медитация) и материальная поддержка Церкви.

Сегодня подходить к понятию «религиозная норма» стоит из представления о ней как наполненной, с одной стороны, религиозными чувствами верующих, с другой – как выражающей общечеловеческие ценности и достижения мировой культуры и, наконец, регулирующей отношения в области жизни Церкви – как о посреднике между высшей силой и человеком.

Буддизм представляет собой скорее философское учение о смысле бытия, нравственном самоусовершенствовании, содержит множество мистических обрядов, в значительной мере неоднороден в различных регионах и поэтому значительно отличается от позже возникших религий.

Это религиозное учение на протяжении веков менялось, на втором буддистском соборе споры об уставе привели к расколу, и постепенно появилось около 30 сект. C четвертым собором связан раскол буддизма на сторонников строгого соблюдения устава, придерживающихся догматов первоначального буддизма – «узкого пути» спасения (ханаяну) и обновленного – «широкого пути» спасения (махаяну). Сторонники махаяну одержали победу буддизма в Тибете и фактически на сегодня именно Тибет стал цитаделью буддизма-ламаизма. Если говорить об основе буддийского вероучения для любой из его сект, то основоопределяющим для верующих является соблюдение пяти заповедей: не убивать ни одного живого существа, не брать чужой собственности, не касаться чужой жены, не говорить неправды, не пить вина.

Христианство и ислам содержат достаточно устойчивые нормы не только нравственного характера, но и организующие стройную систему отношений внутри религиозной организации, а ислама (в исламских государствах) еще и во внутригосударственной жизни.

Пять главных обязанностей мусульманина: 1) вера в то, что Аллах – единственное божество, а Магомет его посланник, 2) молитва (салят), 3) пост (саум), 4) паломничество (хаджж), 5) обязательный налог на имущество и доходы (закят) и добровольные пожертвования (садака) в общине.

Обязанности христианина – быть твердым в вере, творить молитву, соблюдать пост и тому подобное – совпадают с вышеперечисленными обязанностями мусульманина. Кроме того, как мусульманину предписывается полная отдача своих сил и возможностей, самой жизни для торжества ислама (джихад), так и христиане почитают святыми отдавших жизнь за веру.

Христианин обязан руководствоваться в своей духовной жизни Библией – Священным Писанием, состоящим из Ветхого Завета и Нового Завета. Ветхий Завет содержит «Пятикнижие» – законы, данные Моисею Богом. Основу Нового Завета составляют четыре Евангелия.

Семь Вселенских церковных соборов, соборы Поместных Церквей дают правила и определения, обязательные для христианина, также важны для верующего и писания апологетов – Святых Отцов. Церковь нетерпимо относится к ереси - искажению истинного учения. Считается, что она вносят раздор в жизнь церкви и христианской общины.

Правилом, нормой церковной жизни православных является канон. Церковное каноническое право включает в себя канонические правила Вселенских и Поместных соборов и правила отдельных Отцов Церкви. Церковные каноны разделяются на вероучительные (догматические) и практические (в области церковной организации и дисциплины). Одни из церковных канонов могут меняться, другие же неизменяемы. Относящиеся к догматическим канонам определения Соборов о вере могут приобретать лишь новые формы с развитием церковной традиции, но смысл их остается неизменным. Неизменны каноны, связанные с моральной стороной жизни христиан. Например, правило, запрещающее торговлю Таинствами Церкви. Каноны, имеющие практическое значение, с течением времени могут изменяться. Правило о возрасте кандидата в священники при рукоположении не изменено, но в практике церкви наблюдается отход от него.

Значительной работой Церкви является толкование канонов и вопросов их применения. Церковное учение состоит в определении канонов как принадлежащих самой Церкви, а значит не распространяющихся на мирян подобно юридическим нормам. Церковное право не охватывает все стороны жизни и веры, так как его нормы появлялись в ответ на определенные догматические или нравственные вопросы церковной жизни. Соответственно, на канонах лежит отпечаток конкретных исторических условий и часто взятые отдельно они теряют смысл. Отмены же канонов церковь не приемлет. Церковное право существует не само по себе, но в единстве с богословием, духовностью и историей церкви. Церковь признает церковное право истинным. Определение Символа Веры как истинного признано по определению Собора в городе Никее в 325 году, дополнение его произошло в 381 году на Втором Вселенском Соборе. Быть православным – значит принимать в основу своего верования именно Символ Веры.

Поскольку появление ислама совпадает с достаточно развитыми общественными отношениями, религиозные нормы ислама достаточно разработаны, а в современных так называемых исламских государствах религиозные нормы в отличие от норм, принятых у христиан, часто совпадают с юридическими. В исламских государствах ведется разработка теории мусульманского права (фикх), развивающая принципы использования Корана и сунны, интерпретирующая их для практической разработки норм жизни мусульманского общества.

Так, шариат, включая религиозную догматику, исламскую этику и принципы и правила поведения мусульманина, содержит практические нормы и на сегодня в исламских государствах является уже и комплексом юридических норм, становясь основой законотворчества государств. Реально шариат воплощается и в практике мусульманских (шариатских) судов.

Если догматические постулаты и нравственные требования в исламе с течением веков практически не менялись и, как у христиан, считаются вечными, то в исламских государствах правила поведения подвержены влиянию местных условий и ряд таких правил распространяется на немусульман, а нередко даже обязателен для них.

Рассматривая шариат как нормативную систему, можно придти к выводу, что здесь имеет место тесное переплетение религиозно-нравственного и правового начал. Любая исламская норма нацелена на поддержание и защиту одной из пяти ценностей шариата: религии, жизни, разума, продолжения рода и собственности.

Если религиозные нормы признаются соблюдающими их истинными, то правовые нормы имеют в этом отношении особенность. Правоведы используют в теории права понятие «истинность норм права».

Признавая нормы права частью социально-правовой практики, объективной реальностью, следует исходить из того, что нормативно-правовое предписание – плод мыслительной деятельности человека, направленный на управление социально-правовыми процессами, на создание порядков, обеспечивающих стабильность и безопасное существование общества.

Cоздание правовых норм осуществляется путем опредмечивания в них знаний, а истинность этих знаний проверяется путем использования совокупности правовых норм.

Следует различать знание обыденное, научное, профессиональное. В данном случае приоритет остается за профессиональным знанием.

Поскольку нормы права представляют собой результаты производства научно-практических знаний в процессе правотворческой деятельности, профессиональное правоведение в лице юристов-правоведов осуществляет правотворческую, правоприменительную деятельность, разъясняет законодательство. В правотворчестве можно различать две стадии: познание объективных закономерностей и подготовку проекта нормативного правового акта.

Новизна акта правотворческого органа не выходит за пределы профессиональных, практических знаний, новый закон закрепляет определенное поведение субъектов с целью установления новых порядков либо запрета общественных отношений, мешающих, с точки зрения законодателя, нормальному развитию, существованию общества и государства.

Таким образом, можно утверждать, что норма права, будучи субъективной по своему источнику и происхождению, реальна для граждан и иных лиц по формам существования и действия.

Соответственно, категорией оценки нормы права могут быть понятия: «cовершенство-несовершенство», или «современно-устарело», или «эффективно-неэффективно», и об «истинности нормы права» говорит мера ее пригодности отражать прогрессивную человеческую деятельность.

Норма права регламентирует поведение личности, но не ее духовную жизнь в отличие от религиозной нормы. Мера государственного принуждения как гарант обязательности правового поведения отлична от кары за несоблюдение религиозных норм, предполагающей муки ада.

ГОСУДАРСТВО, ПРАВО И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Статья 1 Конституции России провозглашает наше государство правовым, однако на сегодня это лишь перспективная задача. Понятие «правовое государство» более точно можно определить как «государство, основанное на праве», имея в виду господство права, когда закон как единый масштаб становится главным регулятором общественных отношений. И цель такого государства, смысл его построения – в том, чтобы в центре внимания находился человек, а его права и свободы воспринимались как высшая ценность.

Приобщение к мировой цивилизации для России требует, чтобы государство, переставая быть инструментом насилия в руках тоталитарного режима, демократизировалось, превратившись из политического в правовое.

В правовом государстве обеспечивается незыблемость основных прав и свобод человека, охрана законных интересов личности, взаимная ответственность государства и граждан, защита общества от произвола власти. В нем действует полноценная система сдержек и противовесов, где правосудие, способное сглаживать конфликты и примирять законность с целесообразностью в каждом конкретном случае, олицетворяет справедливость. Достигнутое реальное разделение властей, децентрализация властных полномочий создает подлинный демократизм, затрудняющий ущемление суверенных прав народа.

Правовое государство раскрепощает человека, освобождает его от роли «винтика», превращает в сознательную действующую личность.

«Независимый, свободный от корыстных интересов и политических симпатий суд в таком государстве выступает гарантом законности и справедливости» [4]. Для достижения этой цели необходима судебная реформа – преобразование суда и процесса. Судебная реформа – это существенное преобразование, касающееся не только судов, но практически и всех правоохранительных органов, действующих до суда, для суда и после суда, во исполнение судебных решений и приговоров. Особенно значимы преобразования в уголовном правосудии в связи с необходимостью защиты коренных прав и интересов гражданина в экстремальной ситуации.

Важнейшим признаком правового государства является налаженный законодательный процесс. Он должен отвечать таким требованиям, выработанным мировой практикой, как гуманность и внутренняя согласованность законодательных актов, иметь механизм реализации и высокую законодательную технику.

Наиболее актуально сегодня развитие законодательства в социальной сфере.

Российское право находится в движении, отличном от стран, где правовая система уже устоялась. Россия находится на этапе, когда многие задачи переходного периода еще не решены. Особенно это видно в сфере экономики с продолжающейся приватизацией, неурегулированными земельными отношениями.

В связи с этим право текущего дня нацелено не столько на закрепление сложившегося положения, сколько на обеспечение производимых преобразований. Соответственно это выражается в частой смене одного правового регулирования другим.

До последнего времени российское право находилось сперва как бы в подчинении политическим интересам, затем государственные интересы требовали правового регулирования прежде всего экономики, и право использовалось для механического оформления принятых экономических решений (приватизация). Соответственно праву отводилась пассивная роль. Однако практика показала, что необходимо пересмотреть представления о возможности оставаться сильным государством и в то же время допускать бесконечную либерализацию общественных отношений, не регулировать экономику и социальную сферу. Демократически настроенная власть должна осознавать, что переход от тоталитарного государства к демократическому нуждается в сильном руководстве и серьезной правовой базе.

Еще в 1995 году Указом Президента Российской Федерации «О разработке концепции правовой реформы в Российской Федерации» установлено, что в качестве основных элементов концепции правовой реформы должны стоять вопросы правового обеспечения ряда важнейших направлений формирования и функционирования российской государственности и развития полноценного гражданского общества. Поныне не устарели требования того, что с этой целью необходимо «законодательное обеспечение системы прав человека в обществе, прежде всего реальных гарантий прав и законных интересов личности; упрочение основ государственности и защита конституционного строя; реформирование государственного управления, в том числе совершенствование системы государственной регистрации общественных объединений и других юридических лиц, контроля за их деятельностью; создание целостной правовой базы организации и деятельности судебной системы, повышение роли органов юстиции, усиление контроля правоохранительных органов; обеспечение координации нормотворческой деятельности федеральных органов государственной власти и управления, а также федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации; формирование целостной правовой базы с целью усиления борьбы с преступностью; конкретизация основ федерализма в Российской Федерации; выработка принципиальных направлений и форм осуществления реформы местного самоуправления; системное правовое обеспечение развития экономики; углубление правового воспитания, с задачей повышения уровня юридического образования и юридической науки; организация правовой экспертизы в нормотворческой и правоприменительной практике; формирование широкодоступной полной базы нормативных актов, в том числе в электронном виде» [5].

Деятельность государства по формированию, использованию и распространению правовой информации является одним из важнейших направлений в реализации задачи правового реформирования общества. Привлечение достижений научного прогресса, современных информационно-коммуникационных технологий переводит на качественно иной уровень возможности законодательной и исполнительной власти, укрепления государственности, правовой пропаганды.

В программах и концепциях правовой информатизации России предусматриваются разработка и реализация проектов и мероприятий по информатизации правотворческой деятельности органов государственной власти и управления Российской Федерации, создание единого информационно-правового пространства Российской Федерации, повышение оперативности, обоснованности и корректности принимаемых решений по регулированию различных сфер общественной жизни, создание организационных и технических возможностей обмена правовой информацией федеральных органов с органами субъектов Российской Федерации и зарубежными странами, наконец, «установление гарантий полной, достоверной и своевременной правовой информированности общества в целом и его граждан».

Правовая информатизация, таким образом, пронизывает все области и направления деятельности органов государственной власти Российской Федерации, а также внедряется в работу всех государственных органов, организаций, предприятий и учреждений независимо от формы собственности и отдельных граждан, связанную с получением и применением права в их повседневной деятельности. Таким же образом обеспечивается систематизация законодательства, устранение множественности и противоречивости нормативных актов.

В европейских государствах, имеющих развитые правовые институты, органы юстиции занимают главенствующее положение. На «сломе эпох» Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 1991 года N 261 в целях обеспечения прав и свобод граждан, совершенствования условий работы судов на Министерство юстиции РСФСР было возложено осуществление таких функций, как: «обеспечение и координация работы по практической реализации судебной реформы; государственная регистрация нормативных актов министерств и ведомств РСФСР, затрагивающих права и законные интересы граждан или носящих межведомственный характер; заключение в пределах своей компетенции с соответствующими органами других государств, а также международными юридическими организациями договоров и соглашений о правовой помощи; регистрация и выдача лицензий гражданам и юридическим лицам на право занятия деятельностью по оказанию правовых услуг; организационное обеспечение деятельности судов»... [6].

ПРАВО, ИДЕАЛЫ, ПРИНЦИПЫ

Правовая реформа должна соотнести правовое развитие и юридическую практику с избранными идеалами и принципами. Главный интерес общества – благо человека. Правовая реформа носит комплексный характер, т.к затрагивает разные стороны жизни государства и общества. Ее цель обеспечить гарантированность прав и свобод, высокий уровень культуры науки и образования, материальную обеспеченность, мир и безопасность.

Для успешного строительства правового государства необходимо серьезно пересмотреть вопросы воспитания личности с высоким правосознанием. Раньше эти задачи решались, во многом небезуспешно, с позиции коммунистических идеалов и усвоения норм действующего законодательства, носящего, правда, в основном, карательный характер.

Для выработки подходов к задачам воспитания гражданского общества с целью утверждения нового представления о системе ценностей в правовом государстве необходимо обратиться к понятию правовой социализации личности. Под социализацией здесь подразумевается усвоение личностью культурной системы того общества, в котором он живет. Стоит различать в ней два момента: целенаправленное воздействие социальных условий и различных социальных институтов на человека с целью приобщения его к системе понятий и оценок, представлений и социальных норм, ценностей культуры, принятых в обществе – и социальную деятельность самого человека в процессе становления личности. Правовая социализация личности происходит по мере углубления воспринятых ею знаний, получения жизненного опыта, политического и правового воспитания и, наконец, самовоспитания, повышения общего уровня культуры. Она порождает определенное правовое поведение. К признакам правового поведения относятся: социальная значимость, подконтрольность сознания и воли, четкая законодательная регламентированность, подконтрольность государству (правоприменительные и правоохранительные органы), способность учесть юридические последствия.

Разумеется, отрицательно на правовую социализацию человека влияет противоречивость законов, неустойчивость общественного мнения и т.п. Просчеты в каждом из звеньев воспитания могут привести к деформации правосознания, и тогда потребности и интересы личности, мотивы поведения, выбор цели и средств ее достижения вступают в конфликт с общественными интересами.

Криминологические исследования показывают, что состояние, структура и динамика преступности зависят от происходящих в обществе процессов урбанизации, миграции, социальной дифференциации, демографических явлений, словом, от экономических и социальных условий жизни населения.

Воспитание личности с высокими нравственными качествами государством осуществляется опосредованно, через создание благоприятных условий для семьи, несущей за это скорее моральную ответственность, выработку соответствующих общественных оценок, развитие культуры и всех отраслей знания. Государство не в силах, да и не вправе контролировать и направлять духовную жизнь своих граждан.

Свобода совести – первейшее условие свободы человека от любых форм угнетения, в том числе, идеологического господства любых учений.

В этом случае опорой в нравственном воспитании гражданина для государства может и должна стать церковь. Именно влияние на духовное становление личности является ее предназначением в современном мире.

Свобода совести гарантирует от превосходства религии любой конфессии и, соответственно, государство светское не подвергается угрозам межрегиональной борьбы на религиозной основе. Равноправие мужчины и женщины также базируется на свободе совести. Российское государство исторически признавало господствующей религией православие, и в наше время многие считают, что сильная русская православная церковь может оказать существенное влияние на укрепление Российской государственности. Но все же церковные иерархи считают разделение государства и Церкви благом. Именно сотрудничество всех конфессий с государством на благо народов, населяющих Российскую Федерацию, обеспечивают стабильность в обществе.

В настоящее время граждане России имеют право исповедовать любую религию и право совершать религиозные обряды, могут изменить религию и не исповедовать никакой религии. Не запрещена пропаганда как религиозная, так и атеистическая. Любой может получить религиозное образование. Культурно-просветительская религиозная деятельность сейчас не находится под запретом, и государство признает равенство граждан независимо от их отношения к религии.

Переворот в восприятии и оценке христианства, в том числе православия, ислама в духовной и культурной жизни России дает основание надеяться на весомый вклад нравственно-духовного и интеллектуального опыта столетий в изменение образа жизни человека во имя его блага.

В последнее время влияние религиозных норм и ценностей в российском обществе значительно увеличилось. Это прежде всего относится к православию, и государство может черпать именно в исконно русской церкви основу духовно-нравственного возрождения россиян. Сотрудничество государства с традиционными конфессиями в современных условиях непросто целесообразно, но и крайне необходимо. В связи с вакуумом, вызванным отходом общества от идеологии тоталитарной системы, и недостаточно окрепшим влиянием идей общечеловеческих ценностей наше общество испытывает значительные трудности, связанные с агрессией религиозных деструктивных организаций.

Так, в относительно недавнем прошлом при преступной поддержке высокопоставленных лиц государства было осуществлено внедрение в российское общество секты «Аум Синрике», осуществлявшей террористическую антигуманную деятельность. В настоящее время миссионеры и лжепророки, деструктивные религиозные организации представляют угрозу моральному, физическому и психическому состоянию членов общества. Центры так называемой дианетики «Cайентологической церкви», по свидетельству правоохранительных зарубежных служб, являются «криминальными коммерческими организациями с элементами психотеррора» и представляют собой прямую угрозу безопасности и обороноспособности государства. В некоторых российских школах занимались по учебникам «Мой мир и я», изданных фондом, принадлежащим к корейской «церкви объединения Муна». Под влиянием некоторых сект люди совершают уголовные преступления.

Правовая культура и законопослушание предполагают либо свободную сильную личность, обладающую высокими нравственными качествами, по убеждению поддерживающую правозащитную деятельность, либо человека, нуждающегося в духовном руководстве и сообразующего свое поведение с верой, относящего себя к традиционной Церкви, в основе которой заложены гуманистические идеи.

Правозащитная деятельность ставит своей целью содействие становлению и полноценному функционированию гражданского общества и налаживанию конструктивного взаимодействия между общественными и государственными институтами для обеспечения более эффективного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, она осуществляет развитие идеи человеческого достоинства, уважает инстинктивное стремление личности к справедливости, свободе выражения чувств. Традиционные конфессии строго регламентируют духовную жизнь паствы с целью дать опору на жизненном пути, уберечь от греха, они призывают к смирению и признанию светской власти как данной свыше.

Однако и во влиянии традиционных конфессий на умонастроения в обществе может быть усмотрена тенденция, опасная для развития государственности. Например, так называемый исламский фундаментализм, представляющий прежде всего политическое явление и не имеющий прямого отношения к идейным истокам ислама, может при недостаточном внимании к развитию религиозной жизни мусульман привести к угрозе территориальной целостности России.

Понятие «исламское государство» в настоящее время включает в себя не только понятие стран, где большинство населения исповедуют эту религию, но и государства, провозгласившие ислам основой государственного законодательства (Пакистан, Иран), так как он является очень широкой по охвату системой социального регулирования.

Среди мусульман существует стойкое представление о принадлежности к единой общности людей, объединенных верой, традициями, начальной историей, интересами в современном мире. В субъектах Российской Федерации, где влияние ислама весьма значительно, например, на Северном Кавказе, необходимо проводить гибкую политику с целью устранения возможности проникновения идеологии панисламизма.

В настоящее время в России связи светской власти с церковной крепнут, церковь играет посредническую роль в разрешении вооруженных конфликтов, совместном восстановлении культурно-исторических памятников, а главное – принимает активное участие в повышении нравственности современного общества.
ЛИТЕРАТУРА

1. Морозова Л.А.. Государство и церковь: особенности взаимоотношений // «Государство и право», 1995, N 3.

2. Берман Г. Дж., Рейд Ч. Дж. Римское право и общее право Европы // «Государство и право», 1994, N 12.

3. Евангелие от Матфея, гл. 7.

4. Концепция судебной реформы в РСФСР от 24 октября 1991 г.

5. Указ Президента Российской Федерации «О разработке концепции правовой реформы в Российской Федерации» от 06.07.95 N 673.

6. Указ Президента Российской Федерации от 5 апреля 1991 года N 261.

7. Теория государства и права / под ред. проф. М.Н. Марченко. – М. : Изд-во Московского университета, 1987.

8. История государства и права зарубежных стран / под ред. проф.О.А.Жидкова, проф. Н.А.Крашенинниковой. – М. : Изд-во «Норма», 1996.

9. История отечественного государства и права / под ред. проф.О.И.Чистякова. – М. : Изд-во Московского университета, 1992.

10. Прот. Фома Хопко. Основы православия. – Минск : «Полифак», 1991.

11. Ислам (краткий справочник) – М. : Изд-во «Наука», 1986.

12. Ручная нравственная книжка для христианина – М. : «Раритет», 1992.

13. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. – М. : Изд-во политической литературы, 1986.

14. Сюкияйнен Л.Р. Шариат: религия, нравственность, право // «Государство и право», 1996, N 8.

15. Морозова Л.А. Государство и церковь: особенности взаимоотношений // «Государство и право», 1995, N 3.

16. Мартышин О.В. Несколько тезисов о перспективах правового государства в России // «Государство и право», 1996, N 5.

17. Кудрявцев В.Н., Казимирчук В.П. Современная социология права. – М. : «Юрист», 1995.

18. Пиголкин А.С. Правовая норма, как регулятор общественных отношений. – Москва : «Остожье», 1996.

19. Рудинский Ф.М., Шапиро М.А. Свобода совести и религий: международно-правовые пакты и национальное законодательство // «Государство и право», 1992, N 5.



20. А.И.Экимов. Политические интересы и юридическая наука // «Государство и право», 1996, N 12.

21. В.В. Лапаева. Социология права: в поисках новой парадигмы // «Государство и право», 1992, N 7.




Если вы хотите завоевать человека, позвольте ему победить себя в споре. Бенджамин Дизраэли
ещё >>