Правила и способы вынужденного покидания самолета (планера). Факторы, влияющие на выполнение вынужденного покидания самолета в возду - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Штопор самолета штопором самолета 1 133.58kb.
Итоговый тест. I. Правила поведения в условиях вынужденного автономного... 1 35.47kb.
Информация, предусмотренная Административным регламентом Федеральной... 1 228.94kb.
Планирование самолета 1 123.32kb.
Взлет самолета 1 213.5kb.
Методические указания по проведению практических занятий на тему... 1 159.65kb.
Подъем самолета 1 126.13kb.
Подъем самолета 1 126.42kb.
Руководство по летной эксплуатации самолета як-18т с двигателем м-14П 5 1186.63kb.
Методические указания по проведению практических занятий на тему... 1 230.79kb.
Харитонова Л. Н 1 10.7kb.
Пикирование предельных профилей давления плазмы при комбинации сильной... 1 18.06kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Правила и способы вынужденного покидания самолета (планера). Факторы, влияющие на - страница №1/1




ПАРАШЮТНО-СПАСАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

ПРАВИЛА И СПОСОБЫ ВЫНУЖДЕННОГО ПОКИДАНИЯ САМОЛЕТА (ПЛАНЕРА).


8.1. Факторы, влияющие на выполнение вынужденного покидания самолета в воздухе.

8.2. Характеристика способов вынужденного покидания самолета.

8.3. Вынужденное покидание самолета Як-52.

8.4. Вынужденное покидание планера Л-13 "Бланик".

8.1. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ВЫЕУЖДЕННОГОПОКИДАНИЯ САМОЛЕТА В ВОЗДУХЕ.


Скорость и высота полета оказывают влияние как на способ оставления кабины и пролет парашютиста мимо оперения, так и на раскрытие парашюта.

Наиболее активным и безопасным способом покидания самолета является прыжок через борт кабины (или через дверь). В этих случаях прыгающий по возможности не должен предварительно высовываться за габариты козырька кабины (или двери): давление воздуха на выступающие части тела затруднит выполнение прыжка. Сопротивление воздуха уже на скорости 200 км/ч не позволяет вылезать на крыло, а заставляет прыгать непосредственно из кабины. При скорости полета 300 км/ч для покидания кабины необходимо преодолеть сопротивление воздуха не менее 140 кгс, для этого необходима значительная затрата сил. Если учесть, что сопротивление возрастает пропорционально квадрату скорости, то при скорости 360 км/ч сопротивление на человека, в зависимости от положения и размера тела, составит 320 - 400 кгс. В этом случае покидание самолета наиболее безопасно производить методом самовыбрасывания, если нет препятствий для применения этого метода.

Существенное влияние при прыжке имеет положение тела по отношению к направлению полета - прыжок лучше выполнять боком к направлению полета (меньшее сопротивление воздуха придется преодолевать при покидании кабины).

Чем больше скорость полета, тем сильнее должен быть толчок. При слабом толчке воздух может настолько сильно прижать тело к задней части кабины, что летчик не сможет покинуть самолет.

Траектория полета и скорость самолета в момент вынужденного прыжка влияет на безопасность покидания самолета (столкновение с горизонтальным оперением) и высоту, которая теряется с момента покидания самолета до раскрытия парашюта, т.е на минимальную безопасную высоту покидания.

Наиболее опасными траекториями полета при вынужденном покидании является полет самолета с углами тангажа более 60° (пикирование и набор высоты). Чем больше скорость полета, на которой предстоит покидать самолет, тем компактнее д.б. группировка всего тела и тем сильнее надо делать толчок, чтобы не оказаться прижатым потоком воздуха к кабине и обеспечить более безопасное прохождение под горизонтальным оперением (траекторию полета, более удаленную от хвостового оперения).

С увеличением скорости полета возрастает и время, затрачиваемое на подготовку и покидание самолета. Так, например, если при скорости полета 200 км\ч оно составляет 2-3 с, то при скорости 300 км\ч уже 5-8 с.

Горизонтальная скорость тела при свободном падении.

При прыжке с самолета летчик падает вниз и одновременно некоторое время летит по инерции в направлении полета. Горизонтальная скорость покинувшего кабину, несмотря на большую начальную величину, быстро убывает до нуля. В начале падения тела горизонтальная скорость значительно влияет на суммарную скорость падения тела и может вызвать большие динамические нагрузки при раскрытии парашюта. Для того, чтобы перегрузка была наименьшей необходимо сделать задержку в раскрытии парашюта до достижения минимальной скорости. При прыжке на скорости полета 200 км\ч наивыгоднейшая задержка раскрытия парашюта - 3 с.


8.2. ХАРАКТЕРИСТИКА СПОСОБОВ ВЫНУЖДЕННОГО ПОКИДАНИЯ САМОЛЕТА.


Опыт выполнения вынужденных прыжков позволил установить единые и наиболее эффективные способы вынужденного покидания самолетов, которые зависят от типа л.а. и сложившейся ситуации в полете.

Основными способами вынужденного покидания самолета являются:

- покидание через борт;

- самовыбрасывание из кабины самолета;

- покидание самолета в перевернутом полете;

- покидание самолета методом срыва;

- покидание самолета при пожаре.


8.3. ВЫНУЖДЕННОЕ ПОКИДАНИЕ САМОЛЕТА ЯК-52.

ХАРАКТЕРИСТИКА СПОСОБОВ ВЫНУЖДЕННОГО ПОКИДАНИЯ САМОЛЕТА ЯК-52 С ПАРАШЮТОМ С-4У.


СПОСОБ

ПОКИДАНИЯ

Условия покидания самолета


(траектория полета)

Наивыгоднейшая скорость, обеспечивающая безопасное покидание

(км/час)

Минимальная безопасная высота покидания

(метров)

РЕКОМЕНДАЦИИ


Покидание самолета через борт

Горизонтальный полет, кабрирование

менее 200

> 120
>220



Высота отделения
120

70
60

при немедленном введении в действие парашюта

Покидать самолет в сторону вращения винта




Глубокая спираль, штопор




350¸500
высота принятия решения

Покидать в сторону вращения самолета




пикирование с углом 60° при скорости
360 км/ч




550¸750
высота принятия решения

Покидать самолет в сторону вращения винта

Покидание самолета методом срыва

Только в полете без вращения, без пожара, когда высота покидания не обеспечивает полное наполнение купола и безопасное приземление при покидании другими способами

150¸200


< 60

(в равнинной местности)



Покидание производить только через левый борт. (Ввиду левого вращения винта) .

Самовыбрасывание

из кабины самолета



При наличии продольной управляемости и тяги двигателя в горизонтальном полете и с пологого пикирования

150¸180

более 200




150¸200

Парашют вводить в действие только после пролета над килем самолета.
При наличии запаса высоты сделать задержку для уменьшения перегрузки при раскрытии.

Покидание в перевернутом полете

В случаях, когда самолет оказался в таком положении в процессе аварии непроизвольно

130¸150




Лучше выполнять при угле пикирования
3¸5°.
К моменту открытия замка привязной системы ноги должны быть подтянуты к чашке сиденья

Покидание при пожаре










При отсутствии вращения самолета вначале освободиться от привязных ремней и затем открыть фонарь кабины!

Покидать самолет в сторону, где меньше пламени (дыма).

По возможности сделать задержку в раскрытии парашюта до 3 сек.

ПОТЕРЯ ВЫСОТЫ ОТ МОМЕНТА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ НА ПОКИДАНИЕ САМОЛЕТА ЧЕРЕЗ БОРТ ДО ПОЛНОГО РАСКРЫТИЯ ПАРАШЮТА


Характер движения самолета

Время подготовки к отделению и отделения

Время раскрытия парашюта кольцом или прибором

Время наполнения купола и торможения поступательной скорости

Пикирование с углом 60° на скорости 360 км/час.

4¸5 сек.

350¸450 м.



1¸3 сек.

100¸200 м.



100 м.

Всего: 550¸750 метров

Штопор (прямой и обратный)

150¸300 м.

3 сек.

150 м.


50 м.

Всего: 350¸500 метров

ПОКИДАНИЕ САМОЛЕТА ЧЕРЕЗ БОРТ.


Рекомендуется выполнять при скорости полета до 200 км/ч. и наличия высоты: не менее 120 м (высота отделения от самолета, летящего без снижения).

При немедленном введении в действие парашюта - 60 метров при V полета > 220 км/ч

- 70 метров при V полета > 120 км/ч

Горизонтальный полет, пикирование, кабрирование, глубокая спираль, штопор.

При работающем двигателе на винтомоторном самолете выполнять прыжок в сторону вращения винта. При глубокой спирали или штопоре - в сторону вращения самолета, чтобы при отделении использовать силу инерции самолета. Если произошло разрушение самолета, покидать самолет в сторону, обеспечивающую безопасное отделение.

Для покидания самолета необходимо принять изготовочную позу, для чего:

- открыть двумя руками фонарь;

- подтянуть ноги к чашке кресла;

- расстегнуть замок привязной системы;

- (при покидании влево) левой рукой взявшись за борт кабины, а правой за козырек фонаря приподняться с сиденья, прячась от набегающего потока за козырьком фонаря кабины;

- развернуться, сгруппировавшись в левую сторону и поставить левую ногу коленом в угол, образованный задней частью фонаря и бортом кабины, правой ногой встать в чашку кресла;

- правой рукой взяться за вытяжное кольцо парашюта; (в зависимости от ситуации)

- резко оттолкнуться от самолета вниз головой в направлении задней кромки крыла. Чем больше скорость полета, тем сильнее должен быть толчок. Наиболее опасным для вынужденного покидания режимом полета является полет с углом тангажа > ± 60°(опасность столкновения с горизонтальным оперением).

При такой изготовке давление потока воздуха и собственная масса обеспечат летчику наивыгоднейшую траекторию прохождения под хвостовым оперением самолета.

При наличии высоты сделать задержку в раскрытии парашюта до 3-х секунд для погашения скорости (уменьшения перегрузки при раскрытии), предотвращения столкновения с частями самолета при его разрушении, удаления на достаточное расстояние от горящего самолета.

Рекомендуется при покидании самолета на высоте ниже 500 метров раскрывать парашют немедленно после покидания самолета.

САМОВЫБРАСЫВАНИЕ ИЗ КАБИНЫ САМОЛЕТА


Применяется на скоростях полета более 200 км/ч. при наличии продольной управляемости и тяги двигателя в горизонтальном полете и с пологого пикирования (без вращения). Минимальная безопасная высота покидания 150-200 м.

- открыть фонарь;

- открыть замок привязных ремней;

- подтянуть ноги к чашке кресла;

- взяться за вытяжное кольцо парашюта;

- резко перемещая ручку управления от себя, создать достаточную перегрузку, чтобы самолет круто пошел вниз;

В этом случае кабина уходит из-под пилота, который по инерции сохраняет свое движение вперед, значительно отставая от самолета. Происходит самовыбрасывание.

Парашют вводить в действие только после пролета над килем самолета. При наличии достаточной высоты, сделать задержку в раскрытии парашюта.

Преимущества метода: малое время, затрачиваемое на покидание, минимальная потеря высоты при свободном падении, приложение небольших физических усилий, возможность применения на больших скоростях полета.

ПОКИДАНИЕ САМОЛЕТА МЕТОДОМ СРЫВА.


Производится в крайних случаях, т.к. не всегда обеспечивает безопасное прохождение хвостового оперения и нет возможности погасить скорость для уменьшения динамического удара при раскрытии парашюта. Только в горизонтальном полете при отсутствия вращения, пожара, когда высота покидания не обеспечивает полное наполнение купола и безопасное приземление при покидании другими способами.

Производится на высоте < 60 метров.

- открыть фонарь

- снять ноги с педалей

- взяться руками за козырек фонаря и, укрываясь от воздушного потока за козырьком фонаря привстать с сиденья и выставить парашют в поток, за борт кабины. Ввиду левого вращения винта, парашют следует выносить за левый борт

- выдернуть вытяжное кольцо парашюта.

Наполнившийся купол вытащит летчика из кабины.

ПОКИДАНИЕ САМОЛЕТА ИЗ ПЕРЕВЕРНУТОГО ПОЛЕТА.


Производится в случае, когда самолет оказался в таком положении в процессе аварии непроизвольно. Специально переводить самолет в перевернутый полет перед его покиданием не следует.

- открыть фонарь;

- подтянуть ноги к чашке сиденья;

- открыть замок привязной системы и оттолкнуться от пола кабины.



К моменту открытия замка привязной системы ноги должны быть подтянуты к чашке сиденья.

ПОКИДАНИЕ САМОЛЕТА ПРИ ПОЖАРЕ


Если возникший пожар ликвидировать не удалось, следует покинуть самолет с парашютом.

- если самолет летит без вращения, вначале отстегнуть привязные ремни, затем открыть фонарь и покинуть самолет в сторону, где меньше огня (дыма). При наличии высоты (более 500 метров) сделать задержку в раскрытии парашюта.


8.4. ВЫНУЖДЕННОЕ ПОКИДАНИЕ ПЛАНЕРОВ.


Во всех случаях, когда невозможно произвести управляемую посадку, пилот обязан покинуть планер и использовать для спасения жизни парашют.

Потеря управляемости

Разрушение в воздухе.

Невыход из штопора.

Во всех случаях, когда нет уверенности в благоприятном исходе вынужденной посадки.

Основные действия пилота при покидании планера такие же, как и при покидании поршневых самолетов


ВЫНУЖДЕННОЕ ПОКИДАНИЕ ПЛАНЕРА Л-13 "БЛАНИК"

ПОКИДАНИЕ ПЛАНЕРА ЧЕРЕЗ БОРТ.


Открыть замок аварийного сброса фонаря правой рукой. Если замок аварийного сброса фонаря не открывается или фонарь не сбрасывается, открыть фонарь штатно и отбросить его в правую сторону.

Оттолкнуть фонарь кабины двумя руками вверх в поток. (Набегающий воздушный поток прижимает фонарь).

Подтянуть ноги к чашке сиденья и открыть замок привязных ремней.

Опираясь правой рукой о козырек кабины, а левой о борт кабины, привстать, развернуться влево, поставить колено левой ноги на борт кабины и резко оттолкнуться руками и ногами вниз (под крыло).



Если не удается покинуть планер через борт, то в зависимости от сложившейся аварийной обстановки, применить самовыбрасывание или метод срыва/




Человек сотворил Бога лучше, чем Бог человека. Ян Чарный
ещё >>