Практикум «Стилистические тропы и фигуры в текстах художественного стиля» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Стилистические фигуры и тропы 1 123.7kb.
Тропы. Стилистические фигуры 1 21.74kb.
7 Особенности публицистического стиля 1 150.18kb.
Средства выразительности Тропы 1 69.02kb.
Комплексный анализ текста публицистического стиля 1 113.23kb.
Антонова Е. Средства реализации эстетической функции речи в текстах... 1 83.78kb.
«Стилистические фигуры» 1 148.69kb.
Занятие Тема: «Введение. Понятие художественной литературы как письменной... 1 51.53kb.
Артикль в текстах газетно-публицистического стиля 1 264.76kb.
Тропы и фигуры в рассказе михаила михайловича зощенко «обезьяний... 1 47.75kb.
Учебник Т. Ф курдюмовой (М., Просвещение, Дрофа 2005) Учитель: Бородихина А. 1 95.55kb.
Формы залегания горных пород. Тектонические дислокации 1 131.95kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Практикум «Стилистические тропы и фигуры в текстах художественного стиля» - страница №1/1

Тема самообразования « Развитие речевой компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы»

 

11а класс. Русский язык. Урок-практикум «Стилистические тропы и фигуры в текстах художественного стиля»

 

Цели: 1.Обобщить и углубить знания по теме «Художественный стиль речи»;



2.Показать роль тропов и фигур речи в текстах художественного стиля;

3.Сформировать навыки культуры речи;

Ход урока

1.Повторение и обобщение знаний по теме «Художественный стиль»:

-сфера применения

-задачи речи

-стилевые черты

-языковые средства

-использование изобразительно-выразительных средств



2.Анализ текста художественного стиля

Упр. №505(«Касьян с Красивой Мечи») по учебнику Власенкова, Рыбченкова



3.Углубление знаний о тропах и фигурах речи

(на каждом столе перед учащимися лежат памятки «Выразительные средства»)

Основные средства художественной выразительности.

Эпитет - образное, художественное определение (золотые колосья).

Сравнение - слово или выражение (обычно со сравнительным союзом), содержащее уподобление одного предмета, явления другому (ветер свистит, как разбойник лихой).

Метафора (греч. "перенос") - употребление слова, называющего некий предмет, явление, для обозначения иного, но чем-то сходного явления, предмета, поэтому это способ создания переносного значения слова (закат солнца – закат жизни) -, это скрытое образное сравнение (ветер-разбойник).

Олицетворение (вид метафоры) - образное представление неживого или абстрактного как живого, способного говорить, чувствовать (вьюга злится).

Метонимия (греч."переименование") - перенос смысла одного слова на другое по смежности, какой-либо связи предметов, явлений (вкусное блюдо; лес поёт - т.е. птицы в нём).

Синекдоха (вид метонимии) - название части, частного вместо целого, общего и наоборот (напр.,у Пушкина: Все флаги будут в гости к нам; Мы все глядим в Наполеоны).

Гипербола - чрезмерное преувеличение каких-то свойств изображаемого предмета, явления (живот с пивной бочонок).

Литота - обратное гиперболе, преуменьшение (мальчик с пальчик).

Оксюморон (греч."остроумно-глупое") - сочетание противоположных по значению слов, понятий, в результате чего возникает новый смысл (живой труп, грустная радость...).

Антитеза - резкое противопоставление понятий, явлений (напр. у Некрасова: Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная...).

Градация - расположение слов, выражений в порядке возрастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости (он недоволен, сердит, обозлён...).

Риторический вопрос - фигура речи, когда утверждение высказывается в форме вопроса, не требующего ответа (Доколе мы будем это терпеть? - подразумевается, что терпеть это уже невозможно).

Риторическое восклицание, обращение - эмоциональное, торжественное; обращение носит условно-обобщённый характер (У Лермонтова: А вы, надменные потомки...).

Экспрессивный повтор (А вы, надменные потомки... вы, жадною толпой стоящие у трона... таитесь вы под сению закона...).

Аллитерация - повтор согласных звуков;

Ассонанс - повторение гласных.

Анафора (единоначатие) - повторение слов, словосочетаний, синтаксических явлений в начале предложений, их частей, стихотворных строк (напр., у Пушкина: Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид...).

Синтаксический параллелизм - сходное построение смежных предложений, их частей (красна девица идёт - лебедь белая плывёт).

Инверсия - обратный порядок слов для смыслового выделения каких-то из них: Меч взял он булатный...- вместо Он взял булатный меч (прямой порядок слов: подлежащее - сказуемое - дополнение, определение до определяемого слова).

Парцелляция (членение) - деление предложения интонационно и точками на отрезки, оформленные как самостоятельные предложения (Я ждал тебя. Долго. С нетерпением. Переходящим в отчаяние).

Ирония (притворство, насмешка)- употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки, осмеяния: Отколе, умная, бредёшь ты, голова? (в обращении к ослу)

Эллипсис - стилистическая фигура, заключавшаяся в пропуске какого-либо подразумеваемого члена предложения: Мы сёла-в пепел, грады-в прах, в мечи-серпы и плуги.(Жуковский)

 

4.Прверка знаний. Отработка умений и навыков.

 

Карточка №1

1.     Шелковые кудри.

2.     Он бежал быстрее ветра.

3.     Я вас не видел тысячу лет.

4.     Мальчик с пальчик.

5.     Шелкова ниточка к стене льнет. Дунечка матушке челом бьет.

6.     Где стол был яств, там гроб стоит.

7.     Вошли в свои темные, душные, скучные комнаты.

8.     Аня в кино пошла.

9.     Цветы, любовь, деревья, праздность, поля! Я предан вам душой.

10.     Знаете ли вы украинскую ночь?

11.     Убогая роскошь наряда.

 

1.     Сравнение.



2.     Гипербола.

3.     Параллелизм.

4.     Антитеза.

5.     Риторическое обращение.

6.     Инверсия.

7.     Оксюморон.

8.     Градация.

9.     Риторический вопрос.

10.           Литота.

11.           Эпитет.



Карточка № 2

1.     Синий плат небес.

2.     Село коптит.

3.     Скажите: скоро ль нам Варшава (т.е. Польша) предпишет гордый свой закон?

4.     Плывут, как мысли, облака.

5.     Воздух робеет.

6.     Редкая птица долетит до середины Днепра.

7.     На сытой лоснящейся физиономии милостивого государя была написана смертельнейшая скука.

8.     Видали вы литовские цветные пояса?

9.     А погодушка свищет, гудит, свищет, гудит, заливается.

10.                       Шумит тишина.

11.                       А лес шумит. Тихо, проникновенно.

 

1. Оксюморон.



2. Метафора.

3. Градация.

4. Риторический вопрос.

5. Метонимия.

6. Синекдоха.

7. Гипербола.

8. Олицетворение.

9. Сравнение.

10. Ирония.

11. Парцелляция.

Ответы: К-1 1-11, 2-1, 3-2, 4-10, 5-3, 6-4, 7-8, 8-6, 9-5, 10-9, 11-7.

К-2 1-2, 2-5, 3-6, 4-9, 5-8, 6-7, 7-10, 8-4, 9-3, 10-1, 11-11.



5.Домашнее задание. Подобрать примеры выразительных средств из художественной литературы, изученной в 11 классе




Светская женщина: женщина, которая никогда не испытывает ни чувства жары, ни чувства холода, и никогда не бывает голодной или усталой. Герцогиня де Сабан
ещё >>