Практикум по истории изобразительного искусства: Учебно-методическое пособие / Н. А. Яковлева, Т. П. Чаговец - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методическое пособие для студентов дневного и заочного отделений... 2 414.15kb.
Учебно-методическое пособие Ижевск 2012 резьбовые соединения учебно-методическое... 3 420.6kb.
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов... 5 1007.47kb.
Учебно-методическое пособие для студентов исторического факультета... 3 484.15kb.
Учебно-методическое пособие 4-е издание Москва 2011 Учебно-научная... 5 515.45kb.
Практикум учебно-методическое пособие для студентов факультетов психологии... 18 3406.21kb.
Учебно-методическое пособие по неорганической химии Барнаул 1999 3 526.62kb.
Учебно-методическое пособие по предмету «Математика» 1 143.54kb.
Учебно-методическое пособие Нижний Новгород 2006 ббк 81. 2 Англ. 6 550.99kb.
Учебно-методическое пособие А. В. Христофоров И. С. Абросимова Казань... 1 209.11kb.
Учебно-методическое пособие для лабораторной работы по дисциплине... 1 231.57kb.
Михаил туманишвили режиссер уходит из театра 23 3266.23kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Практикум по истории изобразительного искусства: Учебно-методическое пособие / Н. - страница №18/19

XVIII в.

  • Академии художеств XVIII в. и их роль в искусстве стран
    (Франция, Англия, Германия, Италия).

    31. Инвенция и имитация с произведений старых мастеров в
    творческом процессе французских художников XVIII в.

    284


    1. Искусство Италии XVIII в. Стили и направления (позднее
      барокко, реализм). Эволюция. Ведущие мастера. (Вантвителли,
      Никколо Сальви, Джованни Баттиста Тьеполо, Антонио Канале,
      Бернардо Беллотто, Пьетро Лонги, Франческо Гварди, Джован-
      ни Баттиста Пиранези).

    2. Джованни Баттиста Тьеполо — выдающийся мастер вене-
      цианской школы живописи XVIII в. Ранний период — воздей-
      ствие Себастьяно Риччи и Пьяцетты, зрелый этап — монумен-
      тальные росписи во дворцах и культовых постройках Италии,
      Германии, Испании, поздний период — росписи, станковые кар-
      тины, портреты и офорты («Пир Антония и Клеопатры» — фрес-
      ки палаццо Лабиа в Венеции; «Бракосочетание Фридриха Бар-
      бароссы и Беатрисы Бургундской», «Свадебный поезд Беатрисы
      Бургундской» — архиепископский дворец в Вюрцбурге; «Апофе-
      оз Энея» — королевский дворец в Мадриде; «Непорочная дева и
      шестеро святых» — алтарная композиция, сейчас в картинной
      галерее в Будапеште; станковые светские картины «Триумф Ам-
      фитриты» (Дрезден), «Пир Клеопатры», «Ринальдо в садах Ар-
      миды» (Чикаго) и другие произведения).

    3. Мастера ведуты в искусстве Италии в XVIII в. Специфи-
      ческие черты этого жанра и значение его для стран Европы. Веду-
      щие мастера, основные произведения. Антонио Канале: «Площадь
      Св. Марка», «Санти Джованни Паоло», «Санта Мария делла Са-
      луте», «Большой канал в Венеции», «Прием французского посоль-
      ства в Венеции», «Отъезд дожа на обручение с Адриатическим
      морем», «Праздник Св. Рокка», «Площадь Св. Марка с Дворцом
      дожей», «Лондон и Темза из окон Ричмондского дворца», «Итонс-
      кая часовня» и др. Бернардо Белотто: «Мост Риальто в Венеции»,
      «Площадь Синьории во Флоренции», «Дрезденский Цвингер», «Пир-
      на. Базарная площадь», «Венский университет», «Мюнхен», «Вид
      на Варшаву из предместья», «Каприччо с лестницей». Франческо
      Гварди и его мастерская: «Вид площади с дворцом», «Городской
      вид», «Венецианская лагуна», «Венеция. Площадь Св. Марка»,
      «Бал в театре Сан Бенедетто», «Торжественный концерт», «Подъем
      воздушных шаров в Венеции», «Каприччо с пульчинеллами», «Ар-
      хитектурные каприччо», «Мост у Доло». Рисунки Ф.Гварди «Пло-
      щадь Св. Марка с базиликой и кампанилой». Микеле Мариески
      «Площадь дожей в Венеции», «Уголок Венеции». Джованни Бат-
      тиста Пиранези — архитектор, рисовальщик, археолог; серия «Тем-
      ницы», «Виды Рима», офорты с видами древнегреческого храма
      Посейдона в Пестуме и архитектурные «каприччо».

    285

    1. Театр и маскарады в творчестве итальянских художников
      XVIII в. (Примеры по выбору студента).

    2. Развитие портрета и бытового жанра в искусстве Италии
      XVIII в. Виторе Гисланди «Граф Виалетти», «Портрет кавалера
      в треуголке», «Портрет мальчика»; Пьетро Лонги «Сцена у апте-
      ки», «Носорог в цирке», «Урок танца», «За туалетом»; Розальба
      Карьера «Танцовщица Барбарина Кампанья». Портреты Пьетро
      Ротари, произведения Джакомо Черути.

    3. Творчество Уильяма Хогарта и его значение для развития
      английского искусства XVIII в. Эволюция его художественной
      системы в произведениях. Графические серии «Карьера прости-
      тутки», «Карьера мота», «Жизнь подмастерья» (или «Прилежа-
      ние и леность»), «Четыре времени суток», «Переулок Джина»,
      «Улица Пива», «Выборы в парламент». Живописные произведе-
      ния: «Опера нищих», «Спящие прихожане». Серия «Модный брак»
      из шести картин, портреты актрис Лавинии Фентон и Пег Уоф-
      фингтон, моряка Корема, актера Гаррика с женой, «Автопорт-
      рет с собакой», портретная композиция «Слуги», «Продавщица
      креветок».

    4. Трактат У.Хогарта «Анализ красоты» и его роль в разви-
      тии реалистического искусства XVIII в.




    1. Идеи Просвещения и искусство Англии XVIII в. Эво-
      люция, этапные произведения. Архитектура, живопись, гра-
      фика.

    2. Мастера английской архитектуры. Джон Ванбро (дворцы
      Бленим и Хоуард); Джеймс Гиббс (здание библиотеки Редклифо-
      ра в Оксфорде); Уильям Кент (замок Холкэм в графстве Нор-
      фолк); Роберт Адам (дворец Кедлстон в графстве Дербшир, Со-
      тон-Хаус в Миддлсексе, альбомы гравюр с его проектов); Уильям
      Чемберс (корпус королевского дворца Сомерсет в Лондоне); со-
      здание английских садов.

    3. Видные живописцы Англии XVIII в.: У. Хогарт, Д. Рей-
      нольде, Т. Гейнсборо, Дж. Ромни, Дж. Морленд и др.

    4. Декоративно-прикладное искусство Англии XVIII в. Его
      значение для стран Европы XVIII—XIX вв. Фарфор и мебель.
      Джозайн Уэджвуд; мебельные мастера Томас Чиппедейл, Георг
      Эплуайт, Томас Шератон.

    5. Джошуа Рейнольде — крупнейший английский мастер
      живописи, теоретик, президент Академии художеств. Этапы твор-
      чества и основные произведения. (Портрет герцогини Девоншир-
      ской, «Архитектор Джон Хунтер с сыном», «Портрет актера Гар-

    286

    рика», «Изгнанный лорд», «Портреты Ричарда Бэрка и графа


    Фредерико Бесборо», «Портрет Нелли О'Брайен», «Мисс Бау-
    элс», «Портрет Пенелопы Бубси» («Чепчик»), «Портрет адмира-
    ла Кеппеля», «Сарра Сиддонс в образе Музы трагедии», «Порт-
    рет адмирала Хитфилда», «Амур, развязывающий пояс Венеры»,
    «Воздержанность Сципиона»).

    1. Томас Гейнсборо — живописные и графические произве-
      дения, реалистические и сентиментальные тенденции в его твор-
      честве. Образ природы в его картинах и рисунках: «Корнарский
      лес», «Вид на Дедем», «Повозка», «Водопой», «Портрет Джона-
      тана Батолла» (мальчик в голубом), «Портрет миссис Грехем»,
      «Миссис Шеридан», портреты актрисы Сиддонс, короля Георга
      III и королевы Шарлотты, миссис Робинсон, герцогини де Бо-
      фор и др.

    2. Портрет в творчестве английских и немецких мастеров
      XVIII в. Сопоставительный анализ. (Произведения по выбору
      студентов.)

    3. Программные документы художественной жизни Англии
      XVIII в. «Речи» Д. Рейнолдса и «Анализ красоты» У. Хогарта —
      сравнение двух творческих концепций.

    4. Искусство Германии XVIII в. Специфика развития художе-
      ственного процесса. Основные мастера и произведения. М.Д. Пе-
      пельман, Георг Бер, Гаэтано Кьявери, Б. Нейман, Франсуа Ку-
      вельс, А. Шлютер, Г.В. фон Кнобельсдорф, А.Р. Менгс, Я.А. Кар-
      стенс, Д.Н. Ходовецкий, А. Граф, Анжелика Кауфман, И. Кендлер,
      И. Келлер.

    5. Иоганн Иоахим Винкельман — его теоретическое насле-
      дие «История искусства древности» и значение в искусстве Гер-
      мании XVIII — начала XIX в.

    6. Антон Рафаэль Менгс — живописное и теоретическое на-
      следие и развитие классицизма в Германии. Трактат «Мысли о
      прекрасном и вкусе в живописи». Роспись плафона «Парнас»
      виллы Альбани в Риме, картины «Суд Париса», «Персей и Анд-
      ромеда», «Автопортрет».

    7. Трактат Г.Э. Лессинга «Лаокоон, или О границах живопи-
      си и поэзии» и его роль в художественной жизни Германии в
      XVIII — начале XIX в.

    8. Воображаемая архитектура в живописи и графике XVIII в.
      (Д.Б. Пиранези, Ф. Гварди, Гюбер Робер, Менгоцци Колонна).

    9. Портрет эпохи Просвещения. Специфические черты, свое-
      образие национальных школ. (Англия, Франция, Германия).

    287

    X. РУССКОЕ ИСКУССТВО XVIII в.



    1. XVIII в. — век Просвещения в России, ее интеграция в
      европейский культурный процесс и изменения в системе художе-
      ственного мироосвоения. Секуляризация и европеизация русско-
      го искусства, его обретения и потери на этом пути.

    2. Периодизация русского искусства XVIII в. Различные мо-
      дели: по этапам развития идей Просвещения; по стилям; по цар-
      ствованиям и пр.

    3. Искусство Петровской эпохи. Общая характеристика.

    4. Барокко в архитектуре России. Общая характеристика, эта-
      пы развития, основные памятники и мастера.

    5. Основание Санкт-Петербурга и его архитектура в первой
      трети XVIII в.




    1. Д. Трезини — главный архитектор петровского Петер-
      бурга.

    2. «Аннинское» и «Елизаветинское» барокко в России.

    3. Петербургские постройки Ф.-Б. Растрелли.

    4. Дворцово-парковый ансамбль Петергофа в XVIII в.

    10. Дворцово-парковый ансамбль Царского Села в XVIII в.
    И. Живопись петровского времени (И. Никитин, А. Матвеев).

    1. Скульптор Б.-К- Растрелли.

    2. Живописцы середины XVIII в. (И.Я. Вишняков, А.П. Ант-
      ропов, И.П. Аргунов).

    3. Классицизм в искусстве России. Общая характеристика.

    4. Классицизм в русской архитектуре. Общая характеристи-
      ка, этапы развития, основные памятники и мастера.

    5. Петербургская Академия художеств и ее роль в развитии
      русского классицизма.

    6. Система жанров русской живописи во второй половине
      XVIII в. (академические ориентации, теория и реальность худо-
      жественного процесса). Национальные корни портретоцентризма.

    7. Русская историческая живопись второй половины XVIII в.
      (А.П. Лосенко, Г.И. Угрюмов).

    8. Русская портретная живопись второй половины XVIII в.
      (Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский).

    9. Мемориальная и станковая скульптура второй полови-
      ны XVIII в. (Ф.С. Гордеев, М.И. Козловский, И.П. Прокофьев,
      Ф.Ф. Щедрин).

    10. Творчество Ф.И. Шубина.

    11. Барокко, классицизм, реализм, романтизм как категории
      анализа русской скульптуры последней трети XVIII в. (Э.-М. Фаль-
      коне, Ф.И. Шубин, И.П. Прокофьев).

    288

    1. Ранний классицизм в архитектуре Петербурга.

    2. Творчество А.Ф. Кокоринова и Ж-Б. Валлен Деламота.

    3. Творчество Ю.М. Фельтена и А. Ринальди.

    4. Строгий классицизм в архитектуре Петербурга.

    5. Творчество Д. Кваренги и Н.А. Львова.

    6. Творчество И.Е. Старова и Ч. Камерона.

    7. Творчество В.И. Баженова и М.Ф. Казакова.

    8. Дворцово-парковый ансамбль Павловска.

    9. Романтическое направление в русской архитектуре конца
      XVIII — начала XIX в.

    XI. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЕ ИСКУССТВО XIX в.

    1. Искусство Европы XIX в. Основные стили и направления
      (романтизм, классицизм, академизм, салонная живопись, реализм,
      импрессионизм и постимпрессионизм). Художественные центры
      (Франция, Германия, Англия, Испания).

    2. Романтизм в европейском искусстве XIX в. Образная систе-
      ма, истоки, эволюция. Основные произведения и мастера (Т. Же-
      рико, Э. Делакруа, Ф.О. Рунге, К.Д. Фридрих и др.).

    3. Классицизм в искусстве Европы XIX в., его специфические
      черты в сравнении с предшествующими этапами в XVII—XVIII вв.

    4. Творчество Жака-Луи Давида. Основные этапы творческого
      пути и произведения, их характеризующие: «Клятва Горациев», «Клят-
      ва в зале для игры в мяч», «Ликторы приносят Бруту тела его сыно-
      вей», «Смерть Марата», «Сабинянки», «Бонапарт при переходе через
      Сен-Бернар», «Коронация Наполеона I», «Раздача знамен», портре-
      ты Ж.-Л. Давида: «Зеленщица», «Мадам Серезиа с ребенком», «Три
      гентские дамы», «Мадам Рекамье», «Автопортреты» и др.

    5. Сравнительный анализ картин Ж.-Л. Давида «Клятва Го-
      рациев» и «Смерть Марата».

    6. Творчество Теодоро Жерико. Эволюция мастера, основные
      произведения. (Этюды натурщиков, автопортрет, «Офицер кон-
      ных егерей, идущий в атаку», «Раненый кирасир», «Портрет двад-
      цатилетнего Делакруа», «Молодой художник в мастерской», «Бег
      свободных лошадей», «Плот Медузы», «Скачки в Эпсоме», серия
      портретов в доме умалишенных, графические произведения ху-
      дожника «Фламандский кузнец», «Отступление из России», «Из-
      вестковая печь» и др.).

    7. Картина Т. Жерико «Плот Медузы» — программное произ-
      ведение романтизма. История создания, серия этюдов и эскизов.
      Анализ композиционной структуры произведения. Значение этой
      работы для французского искусства XIX в.

    19 — 4015

    289


    1. Развитие гравюры в европейском искусстве XIX века: ли-
      тография, офорт и ксилография.

    2. Графические произведения французских живописцев XIX в.
      (П. Герен, Ж- Дюпре, Э. Делакруа, Т. Жерико, Ж-О. Энгр, Ж--
      Ф. Милле, В. Ван Гог и др.).

    10. Романтический идеал и развитие портрета в творчестве Т. Же-
    рико и Э. Делакруа.

    1. Творчество Эжена Делакруа. Живописное, графическое
      и теоретическое наследие. Эволюция мастера в основных произ-
      ведениях («Данте и Вергилий», «Резня на Хиосе», «Автопорт-
      рет», «Тассо в доме умалишенных», «Смерть Сарданапала», «Сво-
      бода, ведущая народ на баррикады», «Алжирские женщины»,
      «Женщина с попугаем», «Еврейская свадьба в Марокко», «Бит-
      ва при Пуатье», «Битва при Нанси», «Битва при Тайсбурге»,
      «Взятие крестоносцами Константинополя», портреты: Ф. Шопе-
      на, Ж- Санд, Н. Паганини, монументально-декоративные роспи-
      си в Палате Депутатов% зале Старой Ратуши, церкви Сен-Сюль-
      пис в Париже и др.).

    2. Исторический жанр в искусстве Франции XIX в. Основ-
      ные черты, эволюция, ведущие мастера.

    3. Автопортрет в европейском искусстве XIX в. (от Т. Жери-
      ко до Ван Гога).

    4. Теоретическое наследие И.И. Винкельмана, и развитие клас-
      сицизма в XIX в. (от принципа к доктрине).

    5. Жан-Огюст Доминик Энгр. Живописец и теоретик. Основ-
      ные этапы, его творчества, исторические и портретные работы:
      «Зевс и Фетида», «Апофеоз Гомера», «Апофеоз Наполеона», «Обет
      Людовика XIII», «Людовик XIV и Мольер», «Паоло и Франчес-
      ка», «Руджиеро, освобождающий Анжелику», «Рафаэль и Фор-
      нарина», «Восточные Бани», «Большая купальщица», «Источник»,
      «Портрет мадмуазель Ривьер», «Портрет Мадлен Шапель», мо-
      нументальные живописные работы: «Золотой век», «Железный
      век» и др.




    1. Школа Ж--Л. Давида — принципы и развитие, ведущие
      мастера. (Ж.-О. Энгр, Поль Нарсис Герен, Антуан Гро, Анн Луи
      Жироде, Франсуа Жерар, Эжен Изабе и др.).

    2. Салонное искусство в XIX в. Истоки, эволюция, характер-
      ные примеры. (Шарль Каролюс Дюран, Поль Деларош, Леон
      Жером, Поль Бодри, Леон Бонна, Винтергальтер, Александр
      Кабанель и др.).

    3. Литературные персонажи в произведениях романтиков и
      классицистов. Сравнительный анализ.

    290

    1. Образ купальщицы в живописных произведениях XIX в.
      Метаморфозы Венеры (Ж-О. Энгр, Э. Делакруа, Г. Курбе, Э. Манэ,
      П. Гоген).

    2. Античная история в картинах французских художников
      XIX в. (классицисты — академисты — салонные художники).

    3. Реализм в европейском искусстве XIX в. Концепция наци-
      ональных школ. Ведущие мастера (Г. Курбе, Менцель, Мункачи,
      И.Е. Репин, В.И. Суриков и др.).

    4. Барбизонская школа живописи — «урок» реализма для
      пейзажистов Франции и России. История школы, ведущие масте-
      ра. (Теодор Руссо, Жюль Дюпре, Нарсис диаз дела Пенья, Шарль
      Добиньи, Констан Тройон).

    5. Творчество Гюстава Курбе — декларация реализма в
      живописи, в манифестах и школе. Основные произведения худож-
      ника (автопортрет, «Послеобеденный отдых в Орнане», «Дробиль-
      щики камней», «Похороны в Орнане», «Мастерская художника»,
      «Купальщицы», «Веяльщицы», «Девушки на берегу Сены», пей-
      зажи и натюрморты 1950—1960-х годов).

    6. Картина Г. Курбе «Мастерская художника» — «реальная
      аллегория» — одна из ключевых картин эпохи. История созда-
      ния, анализ произведения, оценка его современниками.

    7. Оноре Домье — график, живописец и скульптор. Разви-
      тие творческого метода, основные произведения. (Литографии:
      «Гаргантюа», «Законодательное чрево», «Все мы честные люди
      обнимемся», «Улица Транснонен», «Свобода печати», «После-
      дний совет экс-министров» (1848), «Потрясенная наследством»
      (1871), «Свобода и Марс», «Бедная Франция; ствол сломлен,
      но корни еще крепки»; графические серии: «Люди юстиции»,
      «Современная филантропия», «Синие чулки», «Супружеские
      нравы», «Парижские флибустьеры», «Похождения Робера Ма-
      кэра», «Древняя история» и др.; иллюстрации к произведени-
      ям Лафонтена, Сервантеса, живописные работы: «Прачки»,
      «Бурлаки», «Ноша», «Вагон третьего класса», «Любители жи-
      вописи» и др.).




    1. Творчество Жана-Франсуа Милле. Образы крестьян в
      живописных и графических произведениях. («Веятель», «Сеятель»,
      «Собирательницы колосьев», «Крестьяне, убирающие сено», «Че-
      ловек с мотыгой», «Анжелюс», «Крестьянка, кормящая своих де-
      тей» («Кормление птенцов»), «Женщина у печи», «Женщина, сби-
      вающая масло», «Первые шаги» и др.).

    2. Образ природы в произведениях Франсуа Милле и Ками-
      ля Коро.

    291

    1. Образ художника в живописных и графических произведе-
      ниях мастеров второй половины XIX в. (О. Домье, Э. Манэ, Поль
      Гоген и др.).

    2. Картина Жана Франсуа Милле «Собирательницы колось-
      ев» — программное произведение художника-реалиста, оценка
      картины в художественной критике XIX—XX вв.




    1. Импрессионизм. Характеристика художественного мето-
      да. История и значение импрессионизма. Основные произведения
      и представители (Клод Монэ, Пьер Огюст Ренуар, Альфред Сис-
      лей, Камиль Писсарро, Эдгар Дега, Берта Моризо, Фредерик
      Базиль и др.).

    2. Живописные система Эдуарда Манэ и импрессионисты.
      Основные произведения художника: «Музыка в Тюильри», «Завт-
      рак на траве», «Олимпия», «Флейтист», «Завтрак в мастерской»,
      «Бар в Фоли-Бержер», пейзажи и натюрморты 1960—1970-х годов.

    3. Живописные открытия Клода Оскара Моне и Камиля
      Писсарро. Развитие метода импрессионизма. Оценка этого явле-
      ния современниками.

    4. Пространственная концепция в произведениях импрессио-
      нистов и постимпрессионистов.

    5. Шарль Бодлер как художественный критик.

    6. Скульптура Франции XIX в. Общие тенденции (Ф. Рюд,
      Ж- Далу, О. Роден, К. Менье, А.Л. Бари, Давид д'Анжер).

    7. Творчество Огюста Родена и его влияние на искусство XX в.
      Основные этапы и произведения. («Бронзовый век», «Врата ада» —
      эскизы и этюды к ним; «Ева», «Мыслитель», «Старуха», «Вечная
      весна», «Граждане города Кале», «Памятник О. Бальзаку», «По-
      целуй», «Памятник В. Гюго» и др.).

    8. Иоганн Вольфганг Гете как художественный критик: «Шек-
      спир и несть ему конца», «Античное и современное».




    1. Искусство Германии XIX в. Основные тенденции в жи-
      вописи. (Назарейцы: Ф. Овербек, П. Корнелиус, Вильгельм Ша-
      дов; романтики: Ф.О. Рунге, К.Д. Фридрих и др.; представите-
      ли бидермейера: Христиан Фогель Крюгер, Мориц фон Швинд
      и др.).

    2. Произведения французских живописцев XIX в. в собрании
      Эрмитажа.




    1. Скульптура французских мастеров XIX в. в собрании
      Эрмитажа.

    2. Стендаль «Прогулки по Риму» и художественная жизнь в
      Риме в XIX в.

    292

    1. И.В. Гете и Ф. Шиллер — теоретическое наследие и влия-
      ние их идей на развитие национального искусства (Ф. Шиллер
      «Письма об эстетическом воспитании человека», «О необходимых
      пределах применения художественных форм», «О нравственной
      пользе эстетических нравов» и Гете «О правде и правдоподобии в
      искусстве», «Введение в «Пропилеи», «Коллекционер и его близ-
      кие» и др.).

    2. Творчество Франсиско Гойи и значение его для искусства
      Испании XIX в. Этапы творчества и основные произведения. (Кар-
      тоны для королевской шпалерной мануфактуры, «Портрет коро-
      левской семьи», «Суд инквизиции», «Дом умалишенных», «Про-
      цессия флагеллантов», офортная серия «Капричос», «Расстрел
      повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года», графическая серия «Бед-
      ствия, ужасы войны», «Точильщик», «Девушка с кувшином», «Бор-
      досская молочница», «Маха одетая», «Маха обнаженная», «Махи
      на балконе», «Портрет Леандро Моратино» и др.).

    3. Искусство Англии. Основные тенденции, ведущие масте-
      ра. (Генри Реберн, Томас Лауренс, Джон Констебл, Уильям Тер-
      нер, «Братство» прерафаэлитов — Д.Г. Россети, Д.Э. Миллес,
      У. Холмен Хант, Э. Берн Джонс, Уильям Моррис).

    4. Архитектура Франции XIX столетия. Главные стилевые
      тенденции, этапы развития. Перепланировка Парижа в 1950-х при
      префекте Османе, строительство павильона Ришелье в Лувре (Ле-
      фуэль), парижской оперы (Шарль Гарнье), библиотеки Св.Жене-
      вьевы (Анри Лабруст), всемирная выставка в Лондоне (Оро), цен-
      тральный рынок в Париже (Оро и Фланш) — проект, дворец в
      Лоншан в Марселе (Г.Ж- Эсперандье), церковь Сакре Кер в Пари-
      же (П. Адади), здание Пти Пале в Париже (Шарль Жиро), уни-
      версальный магазин «Бон Марше» (Гюстав Эйфель, арх.Буало) и
      Эйфелева башня, здание шоколадной фабрики в Нюазель сюр Мари
      (Жюль Сольнье), галерея машин для Всемирной выставки (Фер-
      нанд Дютер при участии инженера Контамена).

    XII. РУССКОЕ ИСКУССТВО XIX в.

    1. Периодизация русского искусства XIX в. (различные моде-
      ли: по социально-историческим эпохам; по этапам развития худо-
      жественного образа мира и жанрового процесса; по господствую-
      щим стилям и т. д.).

    2. Русское искусство и архитектура на рубеже XVIII—XIX вв.

    3. Проторомантический характер русской живописи Павлов-
      ской эпохи.

    293

    1. Ансамблевый характер творчества А.Н. Воронихина, А.Д. За-
      харова, Тома де Томона.

    2. Синтез искусств в русском классицизме первой трети XIX в.

    3. Русская монументальная скульптура первой половины XIX в.

    4. Петербургские ансамбли К.-И. Росси.

    5. Архитектурные ансамбли послепожарной Москвы.

    6. Творчество О.И. Бове и Д. Жилярди.




    1. Творчество В.П. Стасова.

    2. Творчество О. Монферрана.

    3. Ансамбль Дворцовой площади в Санкт-Петербурге.

    4. Категории «классицизм», «романтизм», «сентиментализм»,
      «натурализм», «реализм» в применении к анализу русской живо-
      писи первой половины XIX в.

    5. Творчество О.А. Кипренского.

    6. Творческая и педагогическая деятельность А.Г. Венеци-
      анова.

    7. Творчество В.А. Тропинина.

    8. Творчество П.А. Федотова.

    9. Русская пейзажная живопись первой трети XIX в. (Сильв.
      Щедрин, М.И. Лебедев, М.Н. Воробьев).

    10. Творчество К.П. Брюллова и А.А. Иванова.

    11. Развитие системы жанров романтизма в русской живопи-
      си XIX в.

    12. Скрытый процесс формирования основ реализма в рус-
      ской живописи первой половины XIX в.

    13. Академическая живопись в XIX в. ( функции, особенности,
      эволюция).

    14. «Натуральная школа» в литературе и натурализм в рус-
      ском искусстве первой половины и середины XIX в.




    1. Социально-обличительный характер русской графики и
      живописи середины XIX в.

    2. Творчество В.Г. Перова как освоение и развитие живопис-
      ной системы П.А. Федотова.

    3. В.Г. Шварц и основы реалистической исторической жи-
      вописи.

    4. ТПХВ и его роль в развитии русского искусства. ТПХВ и
      русский реализм. Понятие «позднее передвижничество» и его не-
      тождественность понятию «русский реализм».

    5. Становление и развитие реалистической системы жанров в
      1870-е годы. «Портретное видение мира». Творчество И.Н. Крамского.

    6. Развитие реалистической системы жанров в 1880-е годы.
      Основные проблемы русской живописи этого периода.

    294

    1. Народный портрет-тип в русской живописи второй поло-
      вине XIX в.

    2. Творчество В.В. Верещагина.

    3. Взаимоотношения личности и масс в исторической живо-
      писи 1870—1880-х годов.

    4. Основные этапы творчества И.Е. Репина.

    5. Работы И.Е. Репина в ГРМ.

    6. Творчество В.Д. Поленова.

    7. Творчество В.М. Васнецова.

    36. Социально-бытовая и бытовая картина в русской живопи-
    си второй половины XIX в.

    1. Жанры исторической живописи во второй половине XIX в.

    2. Жанры портретной живописи во второй половине XIX в.

    3. Основные направления развития русского пейзажа второй
      половины XIX в.

    4. Творчество И.И. Левитана.

    5. Духовно-нравственные проблемы в живописи второй поло-
      вины XIX в.

    43. Религиозная живопись второй половины XIX в. «Визан-
    тийский стиль» в живописи и архитектуре.

    1. Русская скульптура второй половины XIX в. М. Антокольский.

    2. Русский реализм 1890-х годов. «Пейзажное видение мира»
      (понятие и реальность).

    XIII. ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО РУБЕЖА XIX—XX вв.

    1. Импрессионизм. Программа течения, метод. Основные


    мастера.

    1. Творчество О. Родена или К. Моне (по выбору).

    2. Стиль модерн в архитектуре и искусстве Европы. Ведущие
      мастера — представители национальных школ Англии, Фран-
      ции, Бельгии, Финляндии, Испании и др.: Ч. Макинтош, В. Орта,
      И. Хофман, Ольбрих, Гауди и т. д. Основные произведения.

    3. Постимпрессионизм. Основные принципы. Творчество П. Се-
      занна, В. Ван Гога, П. Гогена, А. Тулуз-Лотрека (по выбору).

    4. Творчество Поля Сезанна, основные особенности, главные
      произведения. («Девушка у фортепьяно. Увертюра к Тангейзе-
      ру», «Портрет Виктора Шоке», «Маленький мост», «Мост через
      Марну», «Берега Марны», «Автопортреты», «Большая сосна близ
      Экса», «Гора Сент-Виктуар», «Натюрморт с драпировкой», «Ку-
      пальщицы» и др.).

    5. Живописная система П.Сезанна и искусство конца XIX —
      первой трети XX в.

    295

    1. Творчество В. Ван Гога и его значение для искусства XX в.
      Основные произведения («Едоки картофеля», «Натюрморт с гипсо-
      вой статуэткой», «Автопортреты», «Цветущий абрикосовый сад»,
      «Сеятель», «Подсолнухи», «Кафе в Арле», «Куст сирени», «В Овере
      после дождя», «Кипарисы» и др.).

    2. Поль Гоген, принципы творческой системы, основные про-
      изведения («Борьба Иакова с Ангелом», «Женщина под деревом
      Манго», «Жена короля», «Женщина, держащая плод», «Таитянс-
      кие пасторали», «Авто-портреты», «Откуда мы приходим? Кто
      мы? Куда идем?», «Идол», «Подсолнухи», «Кафе в Арле», «Дух
      мертвых бодрствует» и др.).

    3. Художники о себе и своем творчестве. Письма Ван Гога,
      книги Поля Гогена «Ноа-Ноа», «Прежде и потом» и его эписто-
      лярное наследие, Жорж Сера о теории цвета.

    XIV. РУССКОЕ ИСКУССТВО КОНЦА XIX — НАЧАЛА XX в.

    1. Изменения в характере культурно-исторического процесса
      и их воздействие на процесс художественный, его противоречи-
      вый характер.

    2. Традиции передвижнического реализма в живописи конца
      XIX — начала XX в. (Н.А. Касаткин, СВ. Иванов, С.А. Коровин,
      А.Е. Архипов).

    3. Творчество М.В. Нестерова.

    4. Творчество Н.К. Рериха.

    5. Творчество К.А. Коровина.

    6. Духовно-нравственные искания в русской живописи конца
      XIX — начала XX в.

    7. Русский импрессионизм.

    8. Символизм в русской живописи.

    9. Творчество М.А. Врубеля — предтечи символизма.




    1. Русская художественная школа на рубеже веков.

    2. Портретное творчество В.А. Серова.

    3. Основные этапы творчества В.А. Серова.

    4. Художники группы «Мир искусства» и деятельность этого
      объединения.

    5. Творчество мастеров станковой и книжной графики начала XX в.
      (А.Н. Бенуа, А.П. Остроумова-Лебедева, М.В. Добужинский и др.).




    1. Творчество П.П. Трубецкого.

    2. Творчество СТ. Коненкова.

    3. Основные течения, мастера и периодизация русской архи-
      тектуры 1890—1910-х годов.

    296

    1. Стиль модерн в русской архитектуре 1890—1910-х годов.

    2. Историзм как метод в русской архитектуре второй полови-
      ны XIX в. А.И. Штакеншнейдер, М.Е. Месмахер и другие масте-
      ра и направления.

    20. Стиль модерн в русском искусстве рубежа веков (на при-
    мере архитектуры: Ф. Шехтель, Ф. Лидваль и другие мастера,
    памятники).

    1. Основные мастера русской скульптуры рубежа веков.

    2. Проблемы развития декоративно-прикладного искусства
      на рубеже веков. Мастерские Абрамцево и Талашкино.




    1. Книжная графика или театрально-декорационное искус-
      ство (по выбору) художников «Мира искусства».

    2. Неоклассицистические тенденции в русской живописи ру-
      бежа веков.

    24. Неоклассицистические тенденции в русской скульптуре
    рубежа веков.

    25. Обращение к традициям русской иконы в живописи рубе-


    жа XIX—XX вв.

    XV. ИСКУССТВО XX в.

    1. Художественная культура и искусство XX в. Основные тен-
    денции развития, особенности.


    1. Советское искусство и его периодизация. Сущность и прин-
      ципы социалистического реализма.

    2. Художественные объединения начала XX в. в России и Ев-
      ропе: «Бубновый валет», «Голубая роза», «Наби», «Синий всад-
      ник», «Дикие» и др. (по выбору). Программа, принципы мастера.

    4. План монументальной пропаганды. Революционное искус-
    ство. Агитационный фарфор.

    5. Конструктивизм в советской архитектуре (К.Мельников,


    братья Веснины и др.).

    6. Русские народные промыслы. Виды. Центры. Мастера. Осо-


    бенности народного искусства: традиционность, коллективность,
    декоративность.

    7. Группа ОСТ. Творчество А. Дейнеки и других мастеров.

    8. Портрет в советском искусстве 1917—1930-х годов. Много-
    образие направлений. Поиски образа-типа нового человека.

    9. Супрематизм. Теория и практика. «Черный квадрат» К. Ма-


    левича.

    10. Художники русского авангарда (К. Малевич, В. Кандинс-


    кий, П. Филонов, М. Ларионов, В. Матюшин, В. Татлин и др.).

    297
    Своеобразие путей в беспредметное. Теория прибавочного эле-


    мента русского авангарда.

    1. Волна русской художественной эмиграции (М. Ларионов и
      Н. Гончарова, М. Шагал, В. Кандинский, А. Экстер, Э. Лисицкий,
      Б. Григорьев и др.). Их деятельность и творчество вне России.

    2. Советское изобразительное искусство 1920-х — начала 1930-х го-
      дов. Авангард и традиции реализма.

    3. Художественные объединения в СССР 1920—1930-х годов
      (ОСТ, АХРР, «4 искусства», ОСА, «Круг» и др.).




    1. Советские художники-графики — иллюстраторы детской
      книги.

    2. Советская архитектура 1930—1950-х годов. Генеральные
      планы Москвы и Ленинграда, их осуществление. «Сталинский ам-
      пир».

    3. Советское изобразительное искусство 1930—1950-х годов.
      Творчество С. Герасимова, А. Пластова, М. Нестерова, В. Мухи-
      ной, М. Манизера, М. Сарьяна, А. Дейнеки, П. Корина и др.

    1. В. Фаворский. Его творчество, учение и школа.

    2. Творчество А. Пластова.

    3. Творчество П. Корина.

    20. Художники «сурового стиля» в советской живописи
    1960—1970-х годов.

    1. Советское изобразительное искусство 1960—1980-х годов.
      «Суровый стиль» в живописи. Творчество Г. Коржева, В. Поп-
      кова, Т. Салахова, Т. Яблонской, А. Мыльникова, Е. Моисеен-
      ко, М. Аникушина и др.

    2. Творчество современного художника (по выбору — 3. Ар-
      шакуни, В. Зверков, В. Попков, А. Мыльников, Е. Моисеенко,
      М. Аникушин, Д.Каминкер и др.).

    3. Современные направления аналитического искусства (в
      Санкт-Петербурге: группа В.Стерлигова, группа «Эрмитаж» и
      др. — по выбору).

    4. Советская архитектура 60—80-х годов. Индустриализация
      массового строительства, крупнейшие общественные сооружения
      в Москве, Ленинграде, союзных республиках.




    1. Понятие и представители советского андеграунда. Вто-
      рая волна русской художественной эмиграции (Э. Неизвестный,
      М. Шемякин и др.). Основные мастера и значительные произве-
      дения, созданные в СССР и в эмиграции.

    2. Мастера скульптуры советского периода. Этапы развития
      скульптуры, тенденции. Выдающиеся памятники и произведения
      станковой скульптуры.

    298

    1. Архитектура рубежа XIX и XX вв. в Америке. Чикагская
      школа и творчество Ф. Райта.

    2. Архитектура начала XX в. в странах Западной Европы.
      Стиль модерн и другие архитектурные направления.

    3. Фовизм. Творчество Матисса.

    4. Кубизм. Творчество Пикассо.

    5. Экспрессионизм в искусстве Германии.

    6. Творчество П. Боннара и художники группы «Наби».

    7. А. Матисс. Творческий путь.

    8. П.Пикассо. Творческий путь.

    9. Кубизм. Программа, метод, эволюция, мастера.

    10. Дадаизм и сюрреализм. Объединение «Мост», «Синий всад-
      ник». Работы Ф. Марка, В. Кандинского, М. Дюшана.

    11. Мастера так называемой Парижской школы. Лирический
      экспрессионизм (А. Модильяни, М. Утрилло, М. Шагал и др. —
      по выбору).

    12. «Герника» Пикассо. Анализ формы и содержания.

    13. Сюрреализм. Творчество С. Дали, Ж. Арпа, И. Танги, Х.Миро,
      Р. Магритта.

    14. Функционализм в западноевропейской архитектуре. Лиде-
      ры «современной архитектуры» первой половины XX в.: Ле Кор-
      бюзье, Ф.-Л. Райт, Мис ван дер Роэ, В. Гропиус, Э. Сааринен.
      Основные произведения.

    41. Крупнейшие национальные школы архитектуры XX в.:
    Бразилия, Финляндия, Япония и др. — по выбору.

    1. Функционализм в архитектуре Европы. Творчество В. Гро-
      пиуса, Ле Корбюзье, Мис ван дер Роэ.

    2. Постмодернизм в архитектуре второй половины XX в. Прин-
      ципы, методы, мастера, программные произведения.

    3. Скульптура XX в. в собрании Эрмитажа. Творчество одно-
      го из крупнейших скульпторов XX в. — по выбору: Д. Манцу,
      Г. Мура, А. Бурделя, А. Майоля, Э. Барлаха, К. Бранкузи и др.

    4. Абстракционизм. История направления и ведущие мастера.

    5. Поп-арт, оп-арт, гиперреализм и другие течения в художе-
      ственном авангарде последних десятилетий.

    6. Творчество одного из зарубежных художников XX в. (по
      выбору): Р. Кент, Р. Гуттузо, А. Сикейрос, Ф. Леже, Р. Деллоне,
      П. Мондриан, П. Клее, Р. Дюфи, Э. Уайт, Дж. Джое, С. Дали,
      Р. Магритт и др.

    48. Основные направления в развитии архитектуры Запада
    послевоенных десятилетий. Интернациональный стиль, нацио-
    нальные школы, постмодернизм.

    299


    5. Вариант контрольного теста

    по истории искусства

    XVIII — первой половины XIX в.


    1. Назовите произведения Жана Батиста Симеона Шардена из
      собрания Эрмитажа с указанием даты создания.

    2. Назовите скульптурные произведения Бартоломео-Карло
      Растрелли с указанием местонахождения ( не менее пяти).

    3. Какие архитектурные проекты и воплощенные творения
    (Санкт-Петербург) принадлежат Василию Петровичу Стасову?

    1. Назовите имена архитекторов и обозначьте время создания их
      сооружений: отель Субиз в Париже и Малый Трианон в Версале.

    2. О творчестве какого художника размышляет знаменитый
      критик Франции эпохи Просвещения: «... Что говорить, ... — мой
      художник (...) уже сам жанр мне по душе — это поучительная
      живопись. И так уже предостаточно и слишком долго в живописи
      смаковались сцены распутства и порока! Не должны ли мы те-
      перь порадоваться, увидев, что живопись наконец-то соревнуется
      с драматической поэзией, трогая, просвещая и тем самым ис-
      правляя нас и призывая к добродетели? ... друг мой, смелее про-
      славляй в живописи мораль и не изменяй этому вовек...» (А как
      бы вы сформулировали направление, в котором работал данный
      художник?).

    3. Охарактеризуйте стиль барокко в русской архитектуре XVIII в.,
      назовите наиболее характерные образцы этого стиля.

    4. Сопоставьте два портрета А.С. Пушкина кисти О.А. Кип-
      ренского и В.А. Тропинина.




    1. Охарактеризуйте цветовой строй картины А. Ватто «За-
      труднительное предложение».

    2. Поставьте во временной последовательности следующие про-
      изведения: А.П. Лосенко «Владимир перед Рогнедою», А.П. Лосен-
      ко «Портрет Ф.Г. Волкова», Ф.С. Рокотов «Портрет В.И. Майко-
      ва», Д.Г. Левицкий «Портрет Екатерины II».

    10. Назовите не менее 10 исследователей (культурологов, фило-
    софов, искусствоведов), занимающихся искусством XVIII—XIX вв.

    6. Зачетный семинар


    по истории искусства Древнего мира

    СПЕЦИФИКА ИТОГОВОГО СЕМИНАРА

    Используя опыт учебной работы семинаров в музее и ознако-
    мительной музейно-педагогической практики, студенты I курса
    развивают приобретенные навыки в анализе и истолковании про-

    300


    изведения искусства при подготовке к участию в зачетном семи-
    наре. Итоговое занятие по искусству Древнего мира проводится
    на основе выполненных домашних заданий по разделам, изучае-
    мым студентами в течение семестра. Выступления первокурсни-
    ков перед аудиторией должны включать элементы театрализо-
    ванного действия с применением атрибутов и аудиовизуального
    ряда, характеризующих тип или вид искусства, представляемый
    зрителям.

    "

    ЦЕЛЬ СЕМИНАРА


    С ЭЛЕМЕНТАМИ ТЕАТРАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ

    • совершенствование навыков работы с разными источника-
      ми (искусствоведческими, историческими, литературно-философ-
      ским творчеством) для интерпретации духовного контекста опре-
      деленного типа или этапа искусства Древнего мира;

    • побуждение к сотворчеству, импровизации, основанной на
      глубоком понимании представляемого зрителям явления искусства;

    • развитие умения вести диалог об искусстве Древнего мира
      в игровой форме;

    • формирование навыков педагогической адаптации изуча-
      емого материала по истории искусства с включением игровых
      элементов;

    — приобретение организационных навыков в коллектив-
    ной творческой работе: подготовке и представлении творчес-
    кого задания.

    ТЕМЫ ВЫСТУПЛЕНИЙ

    1. Путешествие по Древнему Египту:


    • озвучить фильм;

    • оригинальный сценарий (+ текст и визуальный ряд).




    1. Тайны искусства Древнего Египта.

    2. Эгейское искусство. Сокровища островов Крита и Микен.

    3. В мастерской греческого керамиста VI—IV в. до н. э.:




    • уроки мастерства: гончар и вазописец;

    • посещение мастерской знаменитых гончаров и живописцев:
      Экзекия, Эфрония, Брига, так называемого берлинского мастера,
      Докимасия, мастеров Пана и Ниобид и многих других художников;

    • диалог покупателя и продавца на (воображаемом) рынке
      греческой керамики.

    5. Симпосий древних греков. Тема диспута на пиру: доблесть
    и красота, любовь и гармония (V в. до н. э.). (Возможны и другие
    темы, но обязательно с включением памятников искусства V в.)

    301


    Золотой век Эллады. Великое Панафинейское шествие на
    Акрополе в Афинах V в. до н. э.

    6. Античный экскурсовод в воображаемом музее скульптуры


    и живописи:

    • шедевры Древней Греции VI—IV в. до н. э. (примерные
      темы экскурсии: равновесие и динамика в произведениях Миро-
      на, Поликлета и Фидия; образы прекрасно-доблестных героев, бо-
      гов, атлетов в скульптуре VI—IV в. до н. э.; творения Скопаса,
      Лисиппа, Праксителя и Леохара: идеал и индивидуальность ху-
      дожника);

    • шедевры эпохи эллинизма III—I в. до н. э.;

    • шедевры искусства этруссков и Древнего Рима.




    1. Фантастическое интервью с археологами и искусствоведа-
      ми будущего, которые нашли известные лишь по описаниям в
      литературе произведения Праксителя, Скопаса, Лисиппа (и дру-
      гих). Слайды известных работ помогут сопоставить их с «вновь
      открытыми».

    2. Путешествия к чудесам света (эпоха эллинизма) — напри-
      мер, колоссу Родосскому, в Александрию.

    3. Музей для одного шедевра: Афродита Книдская Праксите-
      ля и Венера Милосская (возможны и другие памятники). Органи-
      зация встречи с этими шедеврами античных зрителей:




    • экскурсия;

    • литературно-философская беседа;

    • поэтический вечер.




    1. «Портрет» римского искусства как мозаичное панно.

    2. Дискуссия (диспут или диалог) греческого и римского ар-
      хитекторов о достижениях в зодчестве.

    3. Выступления римских императоров о достижениях в обла-
      сти искусства во время правления Октавиана Августа, Адриана,
      Траяна, Нерона, Клавдия, Каракаллы, Марка Аврелия, Диокле-
      тиана и других — по выбору студента.

    4. Прогулки по античному Риму (возможна локализация темы,
      например: зрелищные сооружения, триумфальные или культовые
      постройки).

    5. Создание проспекта или проекта книги «Римский скульп-
      турный портрет» с краткими аннотациями (не более 15 воспроиз-
      ведений):




    • эволюция римского скульптурного портрета;

    • римский гражданин как он есть;

    • Рим и Греция — культурные взаимодействия;

    • Римские императоры. Портреты и биографии.

    302

    подготовительный этап

    Одну тему готовят 3—5 студентов, составляя план-сценарий
    выступления. В каждой группе должны быть представлены три
    или четыре темы из разных разделов, например: I, III, и V или II,
    III, VI, т. е. Древний Египет, Греция, эллинизм и пр. Возможны и
    другие сочетания тем, но без повторов их в группах. Обязательно
    включение темы, в которой наиболее органично могут быть при-
    менены элементы игры, театрального действия.

    ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ФОРМА СЕМИНАРА

    Студенты выступают, представляя одну тему на протяжении
    20—25 минут перед аудиторией зрителей — сокурсников и жюри
    («ареопагом») в составе преподавателей и аспирантов кафедры.
    Работа студентов оценивается на основании зрительской реак-
    ции и следующих критериев:


    1. — хорошее знание представляемого явления искусства;

    2. — выступление в рамках временного регламента;

    3. — воплощение темы в образной форме с элементами теат-
      рального действия;

    4. — применение атрибутов и аудиовизуального ряда;

    5. — наличие сценария или проекта выступления.

    РЕКОМЕНДУЕМАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

    (основной список см.:

    в соответствующем разделе Семинария

    СПб.: Изд-во РГТУ им. А.И. Герцена, 1999.)



    1. Аверинцев С.С. Плутарх и античная биография. М., 1973.

    2. Боннар А. Греческая цивилизация: В 3 т. М., 1959.

    3. Бродский Б. Романтические ведуты. М., 1966.

    4. Вальдгауэр О.Ф. Этюды по истории античного портрета.
      М.; Л., 1928.

    5. Всеобщая история архитектуры. В 12 т. М., 1980.

    6. Гораций. Оды, эподы, сатиры, послания. М., 1970.

    7. Древний Рим / Под ред. Д.П. Каллистова и С.Л. Утченко.
      М., 1969.

    8. Керам К. Боги, гробницы, ученые. М., 1960.

    9. Лессинг Г. Лаокоон. М., 1957.




    1. Лосев А.Ф. Эллинистическая римская эстетика I и II вв.
      н. э. М., 1979.

    2. Михайловский К. Акрополь. Варшава, 1983.

    303

    1. Можейко И. 7 из 37 чудес. М., 1986.

    2. Осталось только на фотографии. М., 1986.

    3. Памятники мирового искусства. Искусство Эгейского мира
      и Древней Греции. М., 1970.

    4. Плутарх. Избранные жизнеописания. М., 1987.

    5. Ривкин Б. Античное искусство. Малая история искусства.
      М., 1972.

    6. Филострат. Картины. Л., 1935.

    7. Шифман И.И. Александр Македонский. Л., 1988.

    8. Шлиман. Г. Петербург — Троя: Каталог выставки в Госу-
      дарственном Эрмитаже. СПб., 1998.

    7. Итоговый семинар

    «Храм в культуре Средневековья.

    Христианский мир»

    ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    Средневековый храм воспринимается нами как монументаль-
    ный символ своей эпохи, как предельно наглядное воплощение един-
    ства всех ее мировоззренческих и культурных установок и утверж-
    даемых эпохой ценностей. В пространстве храма отражена соот-
    ветствующая средневековым представлениям целостная картина
    мироздания. Храм для средневекового человека есть «подража-
    ние вселенной» (Иоанн Геометр), в нем есть Земля и Небо, Свет и
    Тьма, Запад и Восток, Начало и Конец. «Это особый образ все-
    ленной, близкий к математическому подобию».

    Фрески, иконы, скульптурные изображения, размещенные в


    храмах, наглядно являли средневековому человеку весь путь все-
    ленской истории — от «Сотворения мира», от Адама и Евы до
    «последних времен» и «Страшного суда». В литургическом дей-
    стве воспроизводилось главное событие христианской истории —
    явление очеловеченного Бога на Земле. Богослужение, ритуалы,
    таинства, совершающиеся в храмах, закрепляли христианскую
    картину мира, христианскую систему ценностей и «символ веры» в
    четких, отлаженных веками канонических формах.

    Одновременно с формированием основных догматов христиан-


    ства складывалось представление о храме как о «земном небе»,
    «доме Бога». Архитектурная гармония, внутреннее убранство, ук-
    рашение церквей и соборов призваны были показать вечный и не-
    изменный порядок на небесах, совершенство Творца и постоянное
    присутствие божественного замысла в земной жизни. В храме под-
    черкивалось соборное начало, начало объединения всего человече-
    ства. Это — «мирообъемлющий храм» (Е. Трубецкой). Он «выра-

    304


    жает собою не действительность, а идеал и «олицетворяет собою
    иную действительность, то небесное будущее, которое манит к себе».

    Соборное целое средневекового храма обладает многосостав-


    ным и многослойным символическим смыслом. Каждый архитек-
    турный элемент имеет свое символическое значение: алтарь есть
    область невидимого, пространство Горнего мира, трон Господа
    Бога, «рай в раю»; апсида указывает на место рождения Христа;
    купол есть воплощение небесной сферы и т. д.

    Размышления о символике храма характерны для средневе-


    ковых христианских богословов — Псевдо-Дионисия Ареопагита,
    Иоанна Дамаскина, Германа Константинопольского, Максима
    Исповедника и др. Вот один из ярких образцов такого символи-
    ческого толкования: «Церковь есть храм божий, место священное,
    дом молитвы, собрание народа, тело Христово, имя его, невеста
    Христова, призывающая людей к покаянию и молитве, очищен-
    ная водой святого крещения, окрашенная его кровью, облеченная
    в брачную одежду и запечатленная миром святого духа.

    Иначе: церковь есть земное небо, в котором живет и пребыва-


    ет пренебесный Бог. Она служит напоминанием распятия, и по-
    гребения, и воскрешения Христова... Она преображена в патри-
    архах, основана на апостолах, в ней то истинное очищение и свя-
    тое святых. Она предвозвещена пророками, благоукрашена
    иерархами, освящена мучениками и утверждается престолом своим
    на их святых останках.

    Иначе: церковь есть божественный дом, где совершается та-


    инственное животворящее жертвоприношение, где есть и внут-
    реннее святилище, и священный вертеп, и гробница, и душепита-
    тельная животворящая трапеза» (Герман Константинопольский).

    При изучении храма как явления средневековой художествен-


    ной культуры следует очертить общий круг проблем: храм и его
    роль в жизни средневекового человека, храм как отражение кос-
    мологических и эсхатологических представлений, синтез искусст-
    ва в храме, средневековый храм как проблема современной меди-
    евистики. Эти основные вопросы ставятся перед участниками ито-
    гового занятия по средневековой художественной культуре, служат
    ориентиром для самостоятельной работы студентов.

    В течение семестра на лекциях и семинарах студенты получа-


    ют представление о типологических качествах художественной
    культуры Средних веков и изучают основные памятники искусст-
    ва и литературы, раскрывающие логику сосуществования и взаи-
    модействия разных слоев средневековой культуры: богословской,
    рыцарской, крестьянской, бюргерской.

    Обращаясь к библейским текстам, к сочинениям «отцов церк-


    ви» и анализируя произведения древнерусской живописи в музеях и

    20-4015

    305


    соборах, студенты должны осваивать средневековую культуру, преж-
    де всего в ее непосредственных реалиях и в «первоисточниках».

    Итоговый семинар строится по принципу наибольшей «репре-


    зентативности»: здесь важно отобрать из множества «живых реа-
    лий» самые яркие явления, характеризующие средневековый тип
    культуры.

    Этот вид семинарских занятий требует тщательной подго-


    товки. В начале семестра (после одной-двух типологических лек-
    ций) преподаватель проводит установочное занятие (2 часа) и
    объясняет цель итогового семинара. Он формулирует основные
    вопросы (см. соответствующий раздел) и дает полную класси-
    фикацию по разделам библиографии, указывая наиболее важ-
    ные источники.

    Педагог также рекомендует студентам вести работу по ос-


    воению терминологического и понятийного аппарата. Он выде-
    ляет важнейшие понятия и категории, необходимые для осмыс-
    ления культуры средних веков, и предлагает общий список тер-
    минов, с которыми студенты должны быть знакомы (список
    прилагается).

    Тема итогового семинара «Средневековый христианский храм.


    (Византия, Русь, Западная Европа)». Задача студентов — само-
    стоятельно выбрать конкретные памятники и быть готовыми дать
    грамотную искусствоведческую и культурологическую характе-
    ристику воплощенных в этих памятниках архитектурных и худо-
    жественных идей — тех, в которых наиболее явственно будут вид-
    ны черты «христианской космографии» и средневековой культу-
    ры в целом.

    ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ И ВОЗМОЖНЫЙ «СЦЕНАРИЙ»


    ИТОГОВОГО СЕМИНАРА

    Студенты заблаговременно и по своему желанию выбирают любой


    из основных регионов средневекового христианского мира — Ви-
    зантию, Русь, Западную Европу с ее романским и готическим
    стилями. Образовав четыре группы участников диалога, соответ-
    ствующие названным регионам, студенты распределяются по этим
    группам. «Сценарий» занятия разрабатывается заранее самими
    студентами.

    Можно предложить следующий вариант.

    Первыми берут слово «византийцы». Рассуждая об особенностях
    «модели» своего храма, они обращают особое внимание на генезис и
    эволюцию крестово-купольной конструкции, на ее связь с культовы-

    306


    ми сооружениями древнего Востока и Античности. Они также харак-
    теризуют каноническую систему убранства собора и своеобразие син-
    теза искусств в восточно-православном храме. Именно первая груп-
    па студентов начинает разговор о литургии, раскрывает разные уровни
    ее символического смысла в сочетании с художественными особенно-
    стями византийского храма и в контексте византийской культуры (ли-
    тургии Василия Великого, Иоанна Златоуста).

    «Западники», говоря о специфике структурно-планировочных


    решений соборов Западной Европы, должны обосновать разли-
    чия мировоззренческих установок Восточной и Западной Европы.
    Кроме того, важно, чтобы студенты определили характерные чер-
    ты и взаимосвязи декора, экстерьера и интерьера, присущие за-
    падноевропейскому храму и сориентированные на систему религи-
    озной философии католицизма. Отдельная тема — католическая
    месса и использование в католическом соборе органной музыки с
    ее особым «трансцендентальным» звуковым миром и глубоким
    психологическим воздействием на слушателя.

    Обращаясь к «модели» готического собора, студенты могут


    продемонстрировать опыт сравнительной характеристики архи-
    тектурной иконографии романских и готических соборов. Можно
    показать связь хронологически сменяющих друг друга разных
    конструктивных принципов со становлением новых направлений
    мысли в западноевропейской культуре: готика как «взлет в небе-
    са»; готика и схоластическая философия, «взрыв» эмоционально-
    го начала, особенно в поздней, так называемой «пламенеющей»
    готике; готика и предренессансные веяния.

    Последними вступают в диалог студенты, изучавшие древнерус-


    ское зодчество. Они, прежде всего, анализируют крестово-купольную
    систему храмовых построек на Руси, раскрывая ее уникальность. Для
    осмысления своеобразия древнерусских соборов необходимо также
    рассмотреть проблему движения византийского канона в русской
    культуре, акцентируя, в частности, внимание на соотношении «кано-
    нической интенции», с одной стороны, и собственно русской специфи-
    ки в убранстве храма — другой. Особое внимание нужно уделить
    роли иконостаса и церковного пения в древнерусских соборах.

    В заключение студенты подводят итоги. Они обнаруживают


    устойчивые общие законы средневекового храмового зодчества,
    раскрытие которых поможет им яснее увидеть неповторимое и
    особенное в облике соборов Византии и Руси, в храмах романс-
    кой и готической архитектуры.

    Многосторонний диалог позволит студентам целостно предста-


    вить себе эстетическую систему и символику средневекового хра-

    20*

    307


    ма, их органичную связь с культурным содержанием всей эпохи
    Средневековья. Существенно, чтобы разговор строился на основе
    принципа равноправия культур, без каких бы то ни было попыток
    обосновать «превосходство» одного культурного типа над другим.

    Разработку самостоятельных вариантов «сценария» можно


    предложить в качестве специальной учебной задачи для наибо-
    лее подготовленных студентов. Итоговый зачетный семинар дол-
    жен быть рассчитан не менее чем на четыре часа.

    Одним из рекомендуемых условий проведения итогового заня-


    тия «Храм в культуре Средневековья» является образная форма
    воплощения темы с элементами театрализованного действия. Для
    этого необходим сценарий, в котором не только будут «расписа-
    ны» роли, например «византийцев или «русичей», но и обозначе-
    на «сценическая среда»: освещение, музыкальный и визуальный
    ряд, атрибуты или костюмы участников зачета.

    Умение не только глубоко, содержательно, но и эмоционально,


    образно раскрывать смысл явления искусства с применением
    интерактивной формы обучения будет весьма полезно в профес-
    сиональной педагогической деятельности.

    Организационный опыт, приобретенный при подготовке и защи-


    те вашего проекта, поможет вам в реализации игровых способов
    подачи материала в процессе обучения ваших будущих учеников.

    ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ


    СТУДЕНТОВ

    Для осознания и истолкования типологических черт средневе-


    кового храма необходимо проделать многоаспектную учебную
    работу, в частности обратиться к трактатам религиозных фило-
    софов и богословов, чтобы понять, как главнейшие идеи средневе-
    ковой эпохи воплотились в «модели мироздания» — в храме. Вам
    предлагаются опорные вопросы, расположенные в определенном
    порядке, по принципу изучения материала «от общего к частно-
    му и от конкретного к целостному пониманию явления».

    ОПОРНЫЕ ВОПРОСЫ



    << предыдущая страница   следующая страница >>



  • Ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах. Евангелие от Матфея, 22, 30
    ещё >>