Практическая работа по сопровождению детей раннего возраста строится в двух направлениях: Профилактическое предупреждение трудностей - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
«Воспитание навыков самообслуживания у детей раннего возраста» Консультация... 1 112.29kb.
«Консультационно-методический центр «Развитие» Развитие познавательной... 1 59kb.
Дошкольного возраста 1 169.31kb.
«Воспитательная роль малых форм устного народного творчества в развитии... 6 1355.1kb.
Развитие физических качеств учащихся на учебных и тренировочных занятиях... 1 177.53kb.
Первые шаги к творчеству детей 2 3 лет посредством пластилинографии 1 55.42kb.
Проблемы социализации детей раннего возраста с ограниченными возможностями... 1 125.68kb.
Хирургическое лечение и реабилитация детей раннего возраста с секвенцией... 1 289.57kb.
Список детей группа раннего возраста на 1-е сентября 2013г 6 825.96kb.
Взаимодействие с родителями детей раннего возраста 1 58.11kb.
Список детей с 1 до 2-х лет группа раннего возраста на 1-е августа... 1 121.21kb.
Клинические и психологические особенности учащихся специальных (коррекционных) 1 114.32kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Практическая работа по сопровождению детей раннего возраста строится в двух направлениях - страница №1/1

И.А.Шевцова, педагог-психолог МОУ компенс. вида №19

Психолого - педагогическое сопровождение детей раннего возраста с проблемами в развитии.


С апреля 2005 года в Муниципальном образовательном учреждении детском саду комбинированного вида №19 функционирует группа «Раннее стимулирующее развитие» для детей раннего возраста с отставанием в развитии и риском отставания.

Мы считаем, что эффективность ранних коррекционно-воспитательных мероприятий связано с тем, что именно в первые годы жизни мозг ребёнка развивается наиболее интенсивно. Сущность коррекционного воспитания состоит в формировании у ребёнка психических функций и обогащении его практического опыта наряду с преодолением имеющихся у него отклонений.

Практическая работа по сопровождению детей раннего возраста строится в двух направлениях:


  • Профилактическое - предупреждение трудностей в обучении, воспитании и адаптации ребёнка раннего возраста с проблемами в развитии;

  • Актуальное - конкретная медицинская, коррекционно-развивающая и социальная помощь в преодолении трудностей.

Основными принципами сопровождения детей раннего возраста с проблемами в развитии мы считаем:

- рекомендательный характер советов сопровождающего;

- приоритет интересов сопровождаемого («на стороне ребёнка»);

-непрерывность сопровождения;

-мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения;

-стремление к автономизации.

Для выявления детей раннего возраста с отставанием в развитии и риском отставания нами разработаны мероприятия: заключение соглашений с детскими поликлиниками, органами соц.защиты, общественными организациями о сотрудничестве в целях беспрепятственной передаче информации о деятельности службы «Раннее стимулирующее развитие»,предоставление информации о конкретных возможностях службы, заключение соглашений с родителями.

Первым этапом деятельности по сопровождению развития ребёнка является сбор информации о развитии ребёнка и его семье. Это анализ анамнестических данных, первичная диагностика соматического, неврологического, психического и социального здоровья ребёнка. Данные мероприятия проводятся как в условиях семьи, так и в дошкольном учреждении.

Важное значение имеет координированная деятельность всех специалистов, которые решают следующие блоки задач: диагностические, воспитательные, коррекционно-развивающие и образовательные.

Каждый специалист сопровождения проводит динамическое наблюдение, обследование с целью уточнения диагноза, разработки индивидуальной программы развития ребёнка.

Блок воспитательных задач направлен не решение вопросов социализации, повышения самостоятельности и автономии ребёнка и его семьи, становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении ребёнка раннего возраста.

Организация коррекционной работы, направлена, во-первых, на развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемного ребёнка, во-вторых, на преодоление и предупреждение у детей вторичных отклонений, в развитии их познавательной сферы, поведения и личности в целом. Организация работы специалистов в этом блоке предполагает обучение родителей отдельным психолого-педагогическим приёмам, повышающим эффективность взаимодействия с ребёнком, стимулирующим его активность в повседневной жизни, укрепляющим его веру в собственные возможности.

Блок образовательных задач направлен на обучение детей способам усвоения общественного опыта, развитие познавательной активности, формирование всех видов детской деятельности, характерных для периода раннего детства.

Для оказания ранней комплексной помощи родителям и детям раннего возраста группы риска нами используются разнообразные формы работы:



  • Организация и проведение совместных коррекционных занятий детей с родителями разными специалистами;

  • Организация работы лекотеки (игротерапия);

  • Организация работы библиотеки;

  • Проведение массажа, ЛФК ;

  • Домашнее визитирование;

  • Консультирование родителей и других членов семьи;

  • Организация праздников и развлечений для детей.

В начале взаимодействия ребёнка и родителей в рамках психолого-педагогического сопровождения мы делаем акцент на формирование оптимальных способов взаимодействия родителей с ребёнком, что помогает избежать психической депревации у малыша и способствует нормальному ходу его дальнейшего развития. Присутствие на занятии близкого человека повышает безопасность ребёнка и снижает его тревожность, повышает активность малыша, создаёт комфортные условия. Эффективность такого взаимодействия способствует установлению тесного контакта с ребёнком, специалистом, родителями.

В ходе дальнейшего взаимодействия основное внимание уделяем созданию развивающей среды для ребёнка в семье и знакомству родителей с методикой его обучения и воспитания, разработанной с учётом сензитивных этапов и особенностей индивидуального развития малыша. Во время таких занятий обращается внимание родителей на то, как и чем заниматься с ребёнком, происходит знакомство с возрастными нормами развития малыша, с особенностями подхода и правильными способами взаимодействия с ним.

Раннее начало помощи семье, учёт особенностей взаимодействия, одновременное воздействие на диаду «мать-ребёнок», помогает заложить фундамент адекватных детско-родительских отношений.

В группе «Раннее стимулирующее развитие» работают следующие специалисты:

Социальный педагог осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности ребёнка; изучает психолого-медико-педагогические особенности ребёнка, условия его жизни; принимает участие в разработке и эффективности индивидуальных программ развития; выявляет отклонения в поведении ребёнка раннего возраста и своевременно оказывает социальную помощь и поддержку; выступает посредником между ребёнком и учреждением, семьёй, средой, специалистами сопровождения. Осуществляет домашнее визитирование.

Учитель-логопед определяет уровень коммуникации и речевого развития детей от 1-3 лет; также разрабатывает индивидуальные программы для детей, находящихся на разных уровнях развития; координирует индивидуальные программы реабилитации; осуществляет контроль за эффективностью проводимых мероприятий, вносит необходимые коррективы; осуществляет организацию индивидуальных коррекционных занятий с детьми, сеансов игротерапии; принимает участие в организации праздников и развлечений.

Учитель-дефектолог определяет уровень когнитивного развития детей, оценивает изменения в познавательном развитии ребёнка; использует обучающие программы для детей; принимает участие в проведении междисциплинарного анализа и проектировании индивидуальных программ коррекции и развития; осуществляет контроль за эффективностью проводимых мероприятий. Проводит индивидуальные занятия с детьми вместе с родителями, сеансы игротерапии. Осуществляет домашнее визитирование, комплексную помощь семье в создании стимулирующей и развивающей домашней среды.

Воспитатель проводит комплексные мероприятия по укреплению здоровья с учётом психофизического развития ребёнка; принимает участие в организации и проведении праздников и развлечений для детей раннего возраста; организует индивидуальные занятия по развитию культурно-гигиенических навыков, ознакомлению с окружающим, развитию изобразительных и конструктивных навыков; осуществляет домашнее визитирование; разрабатывает программу работы с семьёй, ведёт работу с родителями по вопросам воспитания ребёнка в семье, привлекает их к активному сотрудничеству.



Деятельность педагога-психолога в рамках сопровождения ребёнка раннего возраста заключается в анализе истории развития ребёнка, с целью выявления позитивных и негативных факторов, влияющих на развитие ребёнка, систему отношений ребёнок-родители, особенности среды, в которой растёт ребёнок; разрабатывает программы работы с семьёй, вносит изменения в программу для конкретной семьи; организует индивидуальные занятия по развитию внимания, памяти, мышления, предметно-манипулятивной деятельности, формированию личности; осуществляет домашнее визитирование, психологическую помощь семьям, находящимся в кризисной ситуации; проводит психологическую экспертизу; психолого-педагогическую коррекцию, направленную на раннее выявление детей с проблемами в развитии.

С 2002 года через консультационный пункт «Доброе начало» и группу «Раннее стимулирующее развитие» прошло 24 ребёнка. Из них 10 детей закончили занятия в группе, так как достигли трёхлетнего возраста. Шесть детей группы биологического риска начали посещать массовые дошкольные учреждения. Двое детей продолжают получать необходимую коррекционную помощь в МОУ д/с компенсирующего вида №19, двое детей переведены на индивидуальное обучение в домашних условиях, в связи со сложной структурой выявленных у них дефектов.



Мы считаем, что своевременно организованная ранняя коррекция для значительной части детей открыла возможности включения их в общий поток на более раннем этапе возрастного развития, что исключило для этих детей дорогостоящее специальное образование. Работа консультационного пункта «Доброе начало» позволила организовать апробацию различных моделей скрининг-контроля и углубленного дифференцированного обследования детей раннего возраста для выявления малышей с подозрением на отклонения в развитии и оказание разнообразных форм медико-психолого-педагогической и социальной помощи их семьям, оптимизировать родительское поведение в общении с детьми.




Искусство не изображает видимое, но делает его видимым. Пауль Клее
ещё >>