Практическая работа по истории, обществознанию 11 класс по теме «Научно-техническая революция» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
2. Международное разделение труда, научно-техническая революция (нтр) 1 138.91kb.
2. Международное разделение труда, научно-техническая революция (нтр) 1 137.35kb.
Практическая работа по обществознанию По теме: «На страже закона» 1 15.72kb.
Исследовательская работа по истории и обществознанию Феномен популярности... 2 452.82kb.
Научно техническая революция 1 17.27kb.
Практическая работа по курсу «География России. Природа. 8 класс» 1 22.05kb.
Школьная научно-практическая конференция «Первые шаги в науке» 1 224.72kb.
Технологическая карта темы «мировое хозяйство и научно-техническая... 1 29.14kb.
Практическая работа по теме "Сложноподчиненное предложение" (9, 11... 1 81.72kb.
Урок истории в 8 классе по теме: «Аграрная реформа П. А. Столыпина... 1 129.1kb.
Урок по теме «Нидерландская революция» 1 123.45kb.
Влияние достижений научно-технического прогресса на здоровье человека... 1 57.05kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Практическая работа по истории, обществознанию 11 класс по теме «Научно-техническая - страница №1/1

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

МОУ «Гришенская общеобразовательная средняя школа»

Мамонтовского района Алтайского края


Интегрированный урок – практическая работа

по истории, обществознанию 11 класс

по теме «Научно-техническая революция»
Выполнил:

Болотина Ольга Александровна

учитель истории и обществознания МОУ «Гришенская общеобразовательная средняя школа» Мамонтовского района Алтайского края

Гришенское 2010 г.



Тема: Научно- техническая революция.
Интегрированный урок – практическая работа

по истории, обществознанию 11 класс с элементами исследования
Эпиграф:

Когда придёт в Россию человек,

Который бы не обманул России?

В правительстве такого чина нет,

Но, может быть... когда-нибудь впервые»

Е.Евтушенко.



Цель урока:

1. Познакомить учащихся с изменениями, происшедшими в России с середины 20 в. по начало 21 в.

2. Сформировать у учащихся представление о взаимосвязи событий, явлений в экономике, в России и в селе Гришенское.

3. Способствовать развитию навыков работы с источниками информации, умений обобщать и систематизировать материал.



Оборудование урока: карта, учебник «Обществознание», история 11 класс, раздаточный материал, документы, местный краеведческий материал.
Ход урока
1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

На уроках истории мы узнаём о жизни людей, к чему-то стремившихся, о чём-то мечтавших, что-то бурно переживавших. Пришло другое время - и их жизнь стала историей. Нам выпало жить на данном историческом рубеже. Наши желания, чувства, эмоции необычайно важны для нас самих. Но наступит час - и наша жизнь тоже станет прошлым. Будем ли мы понятны нашим потомкам. Возможно, об этом стоит задуматься сегодня... Прошлое неизбежно определяет будущее, но делает оно через настоящее, которое в свою очередь, зависит от ныне живущих, в том числе и от каждого из нас. Будущее станет лучше, если всё больше людей будут понимать это. « Мир может спасти только один человек, и этот человек – ты». (А.Адамович)


План урока

  1. Роль технологических революций в истории.

  2. Характеристика постиндустриального общества.

  3. Этапы и направления НТР.

  4. НТР и религия.


Формулирование цели занятия

Учитель: Чтобы выяснить какие изменения произошли в технологии производства сельскохозяйственной продукции, рассмотрим с. Гришенское Вы приготовили сообщения на эту тему. Для этого вы провели исследование.
1. Роль технологических революций в истории

1 Выступление.

В период создания села преобладал ручной труд. Вручную сеяли. С помощью серпа жали. Завязывали снопы. Возили на быках, лошадях, коровах снопы на гумно. Затем снопы молотили. Зерно провеивали и засыпали в мешки, нагружали на заскирдованные возы и в город везли. До Великой Отечественной войны возили в г. Камень, а во время ВОВ в с. Шелаболиху.



2 Выступление.

Первые трактора в селе Гришенское стали использовать с 1934 года (со слов местного поэта Михаила Петровича Шимолина). Во время Великой Отечественной войны новую сельскохозяйственную технику (трактора, машины) отправили на фронт. Поэтому работали в основном на старой технике, которая часто ломалась. Хлеб сеяли наполовину вручную, пришлось осваивать дело, забытое отцами.

На шею вешали мешок с зерном. Ноги вязли в пахоте. Зерно разбрасывали, затем боронили. И так до темна. Пололи пшеницу руками. Ученики школы помогали полоть после занятий. Осенью они собирали колоски, собирали чёрный, цветной металлолом, собирали шиповник, другие лекарственные растения, которые использовали для приготовления лекарств для раненых бойцов, семьям фронтовиков помогали утеплять помещения, распиливали дрова, штопали, вязали носки и отправляли на фронт, делали игрушки для детей фронтовиков: самолёты, танки, машины, куклы, матрёшки, мишки. Писали письма фронтовикам, посылали посылки. Участвовали во Всесоюзном социалистическом соревновании, за выработку наибольшего количества трудодней (норма - дней), при отличном качестве работы, за высокую организованность школьных отрядов, строгую трудовую дисциплину, за активную работу на селе в политико-массовой, культурной и военно-физкультурной работе.

3 Выступление.

Пахали на лошадях и быках, не только трактором. Сеяли пшеницу на тракторе с прицепом. Косили и молотили пшеницу с помощью комбайна «Коммунар». Он своим ходом не шёл. Его прицепляли к трактору. Если погода была хорошая, то не только косили пшеницу, но и сразу молотили. Два человека стояли на полке, бросали в ящик, засыпали зерно в мешки, грузили на подводы.

Лобогрейка не зря так называлась, потому что трудно работать на ней было, ни один раз лоб нагреет. На ней косили пшеницу. Кечер был 3 метра, запрягали 3 лошади, впереди на сиденье сидел человек и управлял лошадьми, а второй на полке сидел с граблями и сбрасывал скошенную пшеницу на поле. Следом шли женщины и вязали пшеницу в снопы, ставили их в суслоны. Хлеб из-за сильной увлажнённости приходилось часто сбрасывать. Дневная норма была 5 га скосить. Рядом с селом находился ток. В центре тока разровняли площадку, подмели и туда сыпали зерно. Его сушили на солнце. Мальчишки ногами мешали зерно, чтобы быстрее сохло. Затем веяли.

Веялку крутили двумя руками. Один человек сыпал зерно, другой отгребал


чистое зерно. Ссыпали в мешки и таскали в рыгу (под крышку).

4 Выступление.

Молотили пшеницу на молотилке. Сейчас мало кто представляет, что это такое. По ночам возили снопы с полос в клади. Поздней осенью и в начале зимы - молотьба днём и ночью. Молодёжь посылали после разных дневных работ в ночную смену. Что значит молотить? Трёхметровой рогатиной (подавалкой) забрасывали на высокий полок молотилки полусложки - снопы. Молотилка работала от привода трактора ХТЗ. Работа тяжёлая, надо было разрезать ножами снопы пшеницы и бросать в бункер, отбрасывать вручную солому, выгружать пшеницу. Работало одновременно 20 человек. Бросать надо было не останавливаясь, машина-то работает.

А ещё хуже, когда молотили комбайном «Коммунар», подавать снопы надо руками, прямо в приёмную камеру, а оттуда бьёт невообразимая пыль. Косили сено на тракторах, сенокоской конной и литовкой. Подростки в 15 лет в ряду с молодыми сильными женщинами. Сгребали конными граблями на быках, затем накладывали на волокуши.

Возили сено 2 раза в день в любую погоду. Утром в 8 часов ехали первый раз. Приезжали в село, обедали и снова отправлялись за сеном. Один стог раскладывали на 3 воза. После возили сено на ферму. Ферма представляла собой саманный двор, крыша из соломы, пол был. Доили вручную. Поить гоняли скот к озеру Кривому. Раздача кормов вручную.



5 Выступление.

Среди молодёжи 15-17 лет разговоры шли в основном о том, когда призовут в армию, как докормить до весны лошадей, как убирали осенью хлеб, как ездили с обозами.

Одеты были в военных шинелях, полушубках, в старых стёганых куртках (фуфайках), в родительских шубах, подшитых пимах, с обмороженными лицами.

Рано утром засыпали зерно в мешки, взвешивали, загружали на телегах, ехали по тяжёлой, грязной дороге, в снег, в дождь, в слякоть. Лошади не знали перерыва в работе, уставали. Останавливались покормить их, скармливали иногда и картофельные лепёшки - «драники» из своего пайка. Приехав, мешки с телег переносили на весы, потом высыпали в закрома. Мешки были разные, некоторые пошитые из половиков, весом до 100 и больше кг. Возвращались в полночь домой, промокшие и промёрзшие. Скорее бы выпрячь лошадей, да быстрее бежать в тепло. Но надо было ещё смазать телеги, иначе к утру колёса примёрзнут к осям, и их не сдвинешь. А часа через 4 их будили. Возничие с трудом подымались и шли запрягать лошадей. Всё начиналось снова. Были и ясные дни, когда можно было вздремнуть. На возу весёлый смех, лихие песни. Они были молоды, здоровы, твёрдо верили в победу, в лучшее будущее. Жизнь шла.



6 Выступление.

О трудностях жизни, о тяжких потерях, которые война уже нанесла чуть не каждой семье, не говорили: горе на людях забывалось: да и были ещё молоды,

чтобы подолгу печалиться. На мужчин 16 - 65лет приходилась лишь 5 часть всех работающих, выработанных трудодней. Нужда, юношеский задор, заставляли подростков браться за тяжёлую работу.

7 Выступление.

Современная технология производства сельскохозяйственной продукции в с. Гришенское.

Трактора старые, денег нет для покупки техники и на запчасти. Комбайнов 15 (из них 8 используется), гусеничных тракторов - 11, колёсных - 21, машин - 12. Поэтому разбирают старые и из 2 делают 1. Пашут поле - культивируют. Но сейчас чаще всего культивируют и сразу сеют. Во время посевной работают трактора: МТЗ, Т-4, К-700, К-701. К тракторам прицепляют культиваторы и бороны обрабатывают поле, а затем к Т-4 цепляют зерновые сеялки. На сеялках работает сеяльщик. Который следит за агрегатом. Перед уборкой урожая проходит обход полей. Сначала убирают обкосы, т.е. обмолачивают зерно комбайном по краям поля, а затем начинается уборка зерна со всего поля. Идут комбайны валят пшеницу, а другие комбайны подбирают подсохшие валки пшеницы. Если у комбайна бункер полный зерна, то загорается маяк на комбайне и подъезжает автомобиль и зерно из бункера по шнеку высыпается в кузов машины. Зерно везут на мехток. На току происходит очистка зерна, затем часть зерна завозится в склады на хранение, часть вывозится на элеватор в с. Корчино или в Мамонтово, а часть выдаётся рабочим СПК.

Во время уборки работают 2 новых комбайна «Енисей» и шесть старых «Енисей». Приходят на помощь комбайны из других хозяйств, если не укладываются в сроки уборки приезжают комбайны «Дон-1500», «Нива», «Топлайнер». Работают автомобили на полях «Газ-53», « ЗИЛ-130».

Выращивают в СПК: горох, овёс, ячмень, сахарную свёклу, подсолнечник, кормовые травы, люцерну, донник, костёр, пшеницу «Омская-31», «Алтайская-24».

Учитель:

1. Произошла ли технологическая революция в с. Гришенское?

2. Произошло сближение технологий производства сельскохозяйственной продукции в селе с положением в стране?


  1. Что является сдерживающим фактором дальнейшей модернизации процесса производства?





2. Характеристика постиндустриального общества.
Учитель: Американский социолог Д. Белл считает, что в развитии промышленных технологий было 3 революционных изменения.

  1. 18 в - изобретение парового двигателя.

  2. Конец 19 в - электричество, химия.

  3. Вторая половина 20 в изобретение телекоммуникаций, компьютеров.

1. Каким этапам модернизации (перехода от традиционного, аграрного к индустриальному) соответствовала жизнь в с. Гришенское?



Опережающее задание: Что характерно Гришенску?


№ пп




Традиционное (аграрное)

Индустриальное

Постиндустриальное

1

Основной фактор производства

Земля

Капитал

Знания (информация)

2

Основной продукт производства

Продукты питания

Промышленные изделия

Услуги

3

Технологическое оснащение труда

Ручной труд

Машинный труд

Автоматизация, компьютеризация

4

Воздействие человека на природу

Локально, неконтролируемое

Глобальное, неконтролируемое

Глобальное, контролируемое

5

Политика в области образования

Передача навыков, обучение грамоте

Подготовка квалифицированных специалистов

Непрерывное образование

6

Государства - представители

Афганистан, Бангладеш, Африканские страны

Большая часть бывших республик СССР

Япония, США, Европейские страны в переходной стадии

Ученики определили:

Работа в огороде, разведение скота с целью получения продуктов питания, преобладание ручного труда, охота, рыболовство. Шитье одежды, вязание, народные промыслы. Воздействие человека на природу локальное.

Это характерно традиционному обществу.

Характерно индустриальному обществу:

Наличие капитала у некоторых сельчан. Использование тракторов, грузовых машин, комбайнов для обработки земли для личного подсобного хозяйства. Наличие частных магазинов, автомастерских, автобусов осуществляющих пассажироперевозки в с. Мамонтово, г. Барнаул. Забойный пункт и транспортировка мяса в г. Барнаул. Вырубка ленточного бора лесхозом, с целью продажи древесины, крупными партиями привела к исчезновению многих видов животных, растений. Меньше стало ягод, грибов. Разрешение заготовки дров крупным заготовителям и перепродажа населению. Наличие частных пилорам.

Многие выпускники Гришенской СОШ поступают в ВУЗы, колледжи, становятся квалифицированными специалистами.

Характерно постиндустриальному обществу:

Компьютеризация учебного процесса в школе. Работа администрации сельсовета основана на компьютерной технологии. Наличие компьютеров во многих семьях, использование Интернет.


Появилась еще с 90 г. ХХ в. категория сельчан оказывающая разные услуги за деньги, продукты питания. Воздействие человека на природу контролируемое. После того как лесные угодья стали частные, меньше стало сельчан заниматься вырубкой леса нелегальным способом.

Учителя и другие категории жителей с. Гришенское, которые хотят перестроить свою жизнь занимаются непрерывным образованием.


3. Этапы и направления НТР

Учитель:

  1. Какие направления НТР представляются вам наиболее значительными для человечества?

  2. В какой сфере хотели бы вы проявить себя, применив свои способности и знания?

  3. Какие нравственные проблемы, по вашему мнению, порождают бурное развитие науки и техники?

Достижения НТР

Опережающее задание: Как развивалось НТР? Какие достижения НТР используются в селе Гришенское.

Развитие НТР

Основные направления развития науки

Выдающиеся достижения и открытия

50-60 г

Ядерная физика, кибернетика, генетика, молекулярная биология, химия полимеров, исследование океана и космоса

1946 г. - первый компьютер;

1947 г.- изобретение транзистора;

1953 г. - открытие структуры ДНК;

1954 г.- Обнинск, первая АЭС;

1957 г. - создание микросхем;

1957 г. - первый спутник земли;

1961 г. - полет человека в космос;

1969 г. - высадка на Луну;

1969 г. - создание интернета;


80-90 г

«Компьютерная революция» (в школе когда появился интернет?) Генная инженерия и биотехнологии, научные исследования на «стыке наук» - биофизика, биохимия, наука о материалах.

Телевизор когда появился (у нас цветной)? Развитие телекоммуникаций, новые виды оргтехники.

Создание термоядерных реакторов. Открытие сверхпроводимости. Продолжительные полёты пилотируемых станций, исследование планет (Марс, Венера). Клонирование. Создание качественно новых технологий: безмашинных, малолюдных, ресурсосберегающих, экологически чистых.






Социальные последствия

Сотовый телефон. Использование во всех отраслях, всех сферах жизни общества новейших достижений науки. Развитие третичной области хозяйственной деятельности, аккумулирующих большинство занятых в национальном хозяйстве. Изменение в связи с этим социальной структуры общества. Урбанизация. Новая система образования (предпрофильное образование у нас в школе) информационные технологии. Рост потребностей людей и возможностей их удовлетворения (предметы обихода, жильё, бытовая техника, многоканальные спутниковые антенны) одежда, обувь.

Развитие техногенной среды, возможности НТР ставят перед человечеством угрозу самоуничтожения.



Вывод: В селе используют цветные телевизоры, многоканальные спутниковые антенны, новые виды оргтехники, сотовые телефоны, изменение связи, новая система образования, информационные технологии, машины, жильё, одежду, обувь современную.
4. НТР и религия.
Учитель: необходимо дать анализ таблицы «Верующие»

Верующие


Христиане (1,4 млрд.)

Мусульмане

Буддисты

Индуисты

Приверженцы

Православные (0,15 -0,2 млрд.)

(0,8 млрд.)

(0,3 – 0,5 млрд.)

(0,6 млрд.)

Конфуцианство (0,3 млрд.)

Католики

(0,8 млрд)



Протестанты

(0,4 млрд)




Ученики: В эпоху возникновения империй появляются мировые религии. Они оказывают большое влияние на развитие современного общества. Несмотря на многообразие и различие мировых религий у них много общего. Представители мусульман, буддистов, христиан участвуют в диалоге, выражая терпимость к чужой вере, религии, признании её права на существование. Каждый человек имеет право на свободу совести и вероисповедания – право каждого человека исповедовать любую религию или быть атеистом (не исповедовать никакой религии). Принадлежность к религии не должна быть преградой на пути к сотрудничеству, взаимодействию людей.
Учитель: Ребята, вы проводили исследование по 4 вопросу. Какие результаты?

Ученики: В результате исследования религиозной принадлежности сельчан к конфессиям выявили, что основная часть верующих православные, часть атеисты.

Учитель: Какие проблемы взаимоотношений науки и религии возникают?

Ученики: В наше время благодаря НТР, человек летает в космос, имеет разнообразные виды оружия, современную технику, технологию производства. Врачи делают невероятные операции. Улучшили люди свой образ жизни в материальном и интеллектуальном плане с помощью автоматизации, робототехники, использование материалов с заранее задами свойствами. Проникли в макромир, микромир. Мир стал сложнее, появилось больше проблем. Темп жизни интенсивный. Человек устает от стрессов. Окружающие люди стали более прагматичны, закрыты, меньше стали оказывать помощь друг другу. Поэтому часть современных людей видит утешительную функцию в религии. Религия помогает человеку остаться человеком в этот техногенный век. Она опирается на нравственные принципы, которые исповедовали в прошлом. Советские годы оторвали людей от своих корней. Поэтому у некоторых есть интерес к постижению духовных ценностей, основанных на религии.

Учитель: Объясните парадокс: Наука разрушает религиозные взгляды, освобождает отдельные сферы деятельности от религии. Но: углубление научных знаний, фундаментальные научные исследования представляют новые возможности для развития религиозного сознания?

Ученики: Решив многие проблемы познания мира и овладения силами природы, наука отодвинула границу познания к ещё более сложным по своей философской глубине проблемам, чем ранее. В новых областях познания утратили значение многие привычные понятия. Потому что наука вышла далеко за пределы чувственного и наглядного доступного человеку. Возникающие «ножницы» между обыденным и научным виденьем мира, ощущение соприкосновения с глубинами непознанного и остающегося для человечества разума «тайной» - это создает новое поле для религиозного мироощущения.

Гигантски выросшая благодаря науке и технике мощь человеческого деяния ставит нас теперь перед проблемой последствий научно-технического прогресса и его нравственной состоятельности.

В завершении урока учитель напоминает о возможности, которые открывают перед человеком НТР, и ответственность за последствия, которые может иметь использование её достижений.

Вывод: НТР несёт человечеству прогресс. Но техногенные процессы наносят вред природе, разрушают привычный мир человека. Ни одна из опасностей прогресса науки не содержится в самом знании. Опасность возникает от неумелого, недоброжелательного использования знаний и возможностей техники. С этих позиций должны рассматриваться любые реализуемые результаты НТР.
В конце урока ученики заполняют карту самоконтроля.

Карта самоконтроля даёт возможность понять ученика, проанализировать урок с его позиции, определить уровень притязаний ученика.



Тема урока

Момент урока , вызвавший интерес

Что не понравилось

Моя активность

Самооценка в баллах

Мои предложения




















Д/з: Написать мини-эссе на тему «Роль НТР в современном мире для жителей с. Гришенское»




Беды обычно приходят парами — пара за парой, пара за парой, пара за парой... «Следствие Кона из закона Ме
ещё >>