Практическая работа №1 Определение по картам географических координат точек и обозначение на контурной карте местоположения своего н - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Понятие о географии как системе географических наук 2 592.98kb.
Странапурги … какаяон а? 1 81.09kb.
Практический тур доог-2012 Определение географических координат с... 1 183.28kb.
Определение направлений и расстояний, географических координат на... 1 95.44kb.
Урок по теме: «Сравнение чисел. Координаты» Учитель математики моу... 1 62.48kb.
Сальникова Ирина Николаевна, учитель географии. Итоговая практическая... 1 29.86kb.
Практическая работа по курсу «География России. Природа. 8 класс» 1 22.05kb.
Урок по математике "Координатная плоскость" 1 98.47kb.
Рельеф и полезные ископаемые Африки 1 242.99kb.
Программа вступительных испытаний, проводимых вузом самостоятельно... 1 55.04kb.
Географическое положение Северной Америки. История открытия и исследования 1 83.17kb.
Изображение высот и глубин на физических картах 1 102.23kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Практическая работа №1 Определение по картам географических координат точек и обозначение - страница №1/1

Приложение.

Практические работы:


Практическая работа № 1

Определение по картам географических координат точек и обозначение на контурной карте местоположения своего населенного пункта по географическим координатам

Цели работы: 1. Проверить и оценить свое умение определять географические координаты. Научиться находить на географи­ческой карте местоположение своего населенного пункта по географическим координатам и обозначать его на контурной карте.

2. Учиться правильно оформлять контурную карту.



Последовательность выполнения работы

1. Определите географические координаты точек. Результаты ра­боты оформите в виде таблицы.



Название географического объекта


Географические координаты

Широта

Долгота

Карта полушарий:

Вашингтон

о. Огненная Земля

Каир

Токио

Кейптаун





Карта России:

Москва

Красноярск

Владивосток

Воркута

Хабаровск





2. По географическим координатам обозначьте на контурной карте местоположение своего населенного пункта. Подпишите его. Географические координаты - это широта и долгота точки.


Практическая работа № 2

Чтение плана местности: определение направлений, расстояний, абсолютной и относительной высоты точек

Цели работы: 1. Закрепить и проверить свои знания приемов изображения направлений, расстояний, рельефа на плане местно­сти, изображения предметов условными знаками.

2. Научиться читать план местности.



Последовательность выполнения работы

1. Изучите перечень знаний и умений, которыми вы должны овладеть в процессе изучения темы «План местности». Эти знания и умения вы будете приобретать постепенно из урока в урок.



Для того чтобы читать план местности, необходимо

• знать:

1) основные топографические знаки;

Условные знаки — это азбука карты. Без знания их нельзя по­нять изображение местности на плане, как без знания букв нельзя прочитать книгу.

2) что такое масштаб;

3) основные и промежуточные стороны горизонта;

4) что такое абсолютная и относительная высота;

5) что такое горизонтали, бергштрихи, отметки отдельных высот;

• уметь:

1) определять объекты, пользуясь условными знаками;

2) определять расстояния;

3) определять направления по плану местности;

4) определять абсолютную и относительную высоту точек;

5) определять направление повышения (понижения) местности;

6) сравнивать склоны по крутизне.

2. По плану местности в атласе выполните в тетради следующие задания.

1) Перечислите природные объекты и объекты, созданные человеком.

2) Расстояние на плане уменьшено в 500 раз, запишите масш­таб численный, именованный, изобразите линейный.

3) Расстояние на плане уменьшено в 3000 раз, запишите масш­таб численный, именованный, изобразите линейный.

4) В каком направлении и на каком расстоянии от мельницы на вершине холма находятся паромная переправа? Домик лесника? Железнодорожная станция? Родник?

5) Определите расстояние от родника до домика лесника по прямой.

6) Составьте схематичный план участка местности способом полярной съемки. Масштаб: в 1 см 100 м.

Ю-В 350 м кустарник

С-3 400 м лиственное дерево

С-В 250 м редкий лес

Ю 500м родник

3 550 м колодец

7) Определите абсолютную высоту холма, на котором распо­ложена ветряная мельница. Какой склон холма более по­логий: северо-западный или юго-восточный?

8) Чему равна абсолютная высота местности, на которой на­ходится родник? Колодец к югу от села Добрынина

9) Изобразите холм: северный склон крутой, южный пологий.

10) Изобразите впадину: северо-западный склон крутой, юго-восточный пологий.

11) Абсолютная высота холма 14 м, северо-восточный склон крутой, юго-западный пологий. Изобразите этот холм горизонталями, горизонтали проведите через 3 м.

12) Будет ли видна от села Ладогино плотина через реку Мечота? Ответ объясните.
Практическая работа № 3

Определение на местности направлений, азимутов, расстояний

Цели работы: 1. Научиться ориентироваться на местности определять стороны горизонта, азимуты объектов и находить объекты по заданным азимутам.

2. Научиться определять расстояние измерительными приборами шагами и на глаз



Последовательность выполнения работы

1. Изучите предложенные способы ориентирования. Какие из предложенных способов вы сможете применить сейчас для опре­деления сторон горизонта?

2. Определите стороны горизонта. В полевом дневнике опиши­те применяемые вами способы ориентирования.

Ориентирование на местности. Сориентироваться на местнос­ти — это значит определить стороны горизонта. Существуют разные способы ориентирования на местности: по Солнцу, по гномону, по часам, по звездам, по местным признакам. Для применения этих способов есть общее действие: сначала определяют, где север. Зная направление на север, узнают все остальные: если встать лицом к северу и развести руки в стороны, то по направлению правой руки будет восток, по направлению левой — запад, а сзади — юг.



Ориентирование по Солнцу В наших (средних) широтах Солнце:

• в 7 ч утра приблизительно бывает на востоке,

• в 10 ч — на юго-востоке,

• в 13 ч — на юге,

• в 16 ч — на юго-западе,

• в 19 ч — на западе.



Ориентирование с помощью гномона

В полдень тень гномона направлена на север.



Ориентирование по часам Положить часы на вытянутую ладонь. Часовую стрелку направить на Солнце. Угол между часовой стрелкой и направлением на цифру 1 на циферблате разделить пополам.

Линия, разделяющая этот угол пополам, покажет направле­ние на юг.



Ориентирование по звездам

Найти ковш Большой Медведицы из семи ярких звезд. Мысленно отложить на продолжении линии между крайни­ми звездами ковша еще 5 таких отрезков. Здесь находится По­лярная звезда.

Полярная звезда всегда находится над северной стороной го­ризонта.

Ориентирование по местным признакам Кора большинства деревьев грубее на северной стороне; тонь­ше, эластичнее, а у березы светлее - на южной. У сосны вторичная бурая, потрескавшаяся кора на северной стороне поднимается выше по стволу.

С северной стороны деревья, камни, деревянные, черепич­ные и шиферные кровли обильнее покрыты лишайниками, грибками.

На деревьях хвойных пород смола обильнее накапливается с южной стороны.

У отдельно растущего дерева крона гуще с южной стороны. Толщина годичных колец пня спиленного дерева, росшего от­дельно, больше с южной стороны.

Муравейники располагаются с южной стороны деревьев, пней, кустов; кроме того, южный скат муравейника пологий, а северный - крутой.

Весной травяной покров более развит на северных окраинах полян, прогреваемых солнечными лучами, в жаркий период лета - на южных, затененных.

Ягоды и фрукты раньше краснеют с южной стороны. Летом почва около больших камней, строений, деревьев и кустов более сухая с южной стороны, что можно определить на ощупь. Снег быстрее подтаивает на южных склонах; в результате подтаивания на снегу образуются зазубрины — «шипы», направ­ленные на юг.

Алтари православных церквей, часовен обращены на восток, а главные входы расположены с западной стороны. Приподнятые концы нижних перекладин крестов церквей об­ращены на север.

В реальной действительности бывает много отклонений от пе­речисленных правил, при ориентировании нужно учитывать не один, а несколько признаков. Самым надежным способом ориен­тирования является ориентирование с помощью компаса.

Ориентирование с помощью компаса

• Положить компас на ровную поверхность и отпустить фик­сатор.

• Дать стрелке успокоиться.

• Намагниченный конец стрелки покажет направление на север.

• Вращая коробочку компаса, подвести под темный конец стрелки букву С (север).

• Компас сориентирован.

3. Точное направление на предмет узнают по шкале компаса, вычисляя азимут.

Азимут это угол между направлением на север и на какой-нибудь предмет местности. Величину азимута выражают в градусах и отсчитывают от направления на север вправо по ходу часовой стрелки. Азимут на север соответствует 0°, на восток - 90°, на юг - 180°, на запад - 270°.

Чтобы определить азимут на предмет, надо:

• сориентировать компас. Для этого корпус компаса повернуть так, чтобы буква С совпала с темным концом магнитной стрелки.

• На стекло компаса положить тонкую палочку или спичку по направлению от центра к предмету.

• По шкале компаса отсчитать величину дуги от 0° до линии направления на предмет.

Определите азимут на предметы, указанные учителем. Резуль­таты запишите в полевом дневнике.

4. Определите расстояния между этими предметами. Результа­ты работы запишите в полевом дневнике.



Измерение расстояний на местности. Расстояния на местности можно измерить мерной лентой, шагами, землемерным циркулем.

Чтобы определить расстояние шагами, надо: отмерить рулеткой линию длиной 100 или 50 м. Это расстояние пройти обычным шагом, считая число сде­ланных шагов. Например, 100 м пройдено за 96 пар шагов:

100 : 96 = 1 м 4 см; можно округлить это число и считать, что одна пара шагов равна 1 м.

При измерении расстояний шагами считают количество прой­денных пар шагов, а потом умножают полученную величину на длину одной пары шагов.
Практическая работа № 4

Определение по карте географического положения, высоты гор и равнин, высоты и географических координат отдельных вершин, нанесение на контурную карту объектов литосферы

Цели работы: 1. Научиться определять по карте географическое положение, высоту гор и равнин, высоту и географические коор­динаты отдельных вершин.

2. Научиться обозначать на контурной карте объекты литосфе­ры (горы, равнины, их отдельные высоты, вулканы).



Последовательность выполнения работы

1. Определите географическое положение гор (равнин), назван­ных учителем.



План определения географического положения гор

1. Найти горы, назвать и показать их на карте.

2. Определить, к каким горам по высоте они относятся.

3. На каком материке и в какой его части расположены горы.

4. Между какими меридианами и параллелями они находятся.

5. В каком направлении и на сколько километров протянулись (приблизительно).

6. Положение гор относительно других объектов (соседние рав­нины, океаны, моря, реки и т. д.).

План определения географического положения равнин

1. Найти равнину, назвать и показать на карте.

2. Определить, к какому типу равнин по высоте относится.

3. На каком материке и в какой его части расположена.

4. Между какими меридианами и параллелями она находится.

5. В каком направлении вытянута равнина, на сколько кило­метров в длину и ширину (приблизительно).

6. Как расположена относительно других объектов (соседние горы, моря, реки и др.).

Прием определения высоты гор и равнин

\. Показать горы (равнины); установить, каким цветом они изо­бражены.

2. Найти цвет (цвета) на шкале высот и прочитать соответ­ствующую ему высоту.

3. Найти самую высокую вершину, прочитать ее высоту.

4. Сделать вывод, к какому типу по высоте относятся горы (рав­нины).

2. Нанесите на контурную карту полушарий горы: Кордильеры, Анды, Альпы, Кавказ, Уральские, Алтай, Тянь-Шань, Гималаи. Из предложенного списка выберите те объекты, которые можно на­нести на карту России, и сделайте это.

Обозначение гор на контурной карте

1. Определив географическое положение гор на физической карте, найти это место на контурной карте, ориентируясь по линиям градусной сетки, береговой линии, речной сети.

2. Обозначить горы коричневой линией, показывающей направление главного хребта, обратив внимание на точность нанесения этой линии относительно основных ориентиров.

3. Надписать название гор вдоль обозначенной линии.

4. В условных знаках к карте пояснить, как обозначены горы.

3. Нанесите на контурную карту полушарий равнины: Амазон­скую, Восточно-Европейскую, Среднерусскую, Валдайскую, Прикаспий­скую, Западно-Сибирскую, Среднесибирское плоскогорье. Аравийское плоскогорье. Из предложенного списка выберите те объекты, кото­рые можно нанести на контурную карту России, и сделайте это.



Обозначение равнин на контурной карте

1. Определив географическое положение равнины на физичес­кой карте, найти это место на контурной карте, ориентиру­ясь по линиям градусной сетки, береговой линии, речной сети.

2. Надписать название равнины на контурной карте так, как это сделано на карте физической.

4. Определите название, высоту и географические координаты высочайших вершин каждого материка. Обозначьте эти объекты на контурной карте.

5. Определите название и географические координаты крупней­ших вулканов каждого материка. Обозначьте их на карте.

Обозначение на контурной карте других объектов литосферы (вулканы, отдельные вершины)

1. Определив географическое положение объекта на физичес­кой карте, найти это место на контурной карте, ориентиру­ясь по линиям градусной сетки, береговой линии, речной сети.

2. Обозначить объект на контурной карте таким же условным знаком, как это сделано на карте физической, обратив вни­мание на точность нанесения объекта относительно основ­ных ориентиров.

3. Надписать название объекта так, как это сделано на карте физической.

4. В условных знаках к карте пояснить, как обозначен объект.
Практическая работа № 5

Определение горных пород по образцам (в том числе пород своей местности)

Цели работы: 1. Получить представление о горных породах, их происхождении и использовании.

2. Научиться различать осадочные и магматические горные по­роды по внешним признакам.



Последовательность выполнения работы

1. Определите горные породы по предложенным образцам.

2. Названия горных пород запишите в таблицу соответственно их происхождению.

Магматические

Осадочные

Глубинные

Излившиеся

Неорганические

Органические


Обломочные

Химические
















3. Опишите предложенную учителем горную породу по плану.


План

Описание горной породы

1. Название.

2. Плотная, рыхлая или сыпучая.

3. Масса (легкая или тяжелая).

4. Цвет.


5. Блеск.

6. Твердость.

7. Если обломочная:

а) размер обломков: крупнообломочная — более 2 мм; среднеобломочная — 2-0,05 мм; мелкообломочная (пылеватая) — 0,05-0,01;

б) форма обломков: окатанные (например, валун, галька) или нет (глыба, щебень);

в) сцементированные или нет (например, песок или песчаник).

8. Если органическая: можно ли рассмо­треть следы органического происхождения.






Практическая работа № 6

Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека (на примере своей местности)

Цели работы: 1. Выявить и объяснить изменение земной коре под воздействием хозяйственной деятельности человека на приме­ре своей местности.

2. Научиться объяснять наблюдаемые процессы и явления.



Последовательность выполнения работы

Дайте краткие ответы на вопросы.

1. Частью какой равнины является местность, на которой мы живем?

2. Какова ее абсолютная высота и к какому типу равнин по вы­соте она относится?

3. Плоская она или холмистая?

4. Какие горные породы ее слагают и как они залегают?

5. Удобна ли местность для жизни и хозяйственной деятельно­сти человека? Как она им изменена? Выявленные изменения объяс­ните.
Практическая работа № 7

Установление особенностей суточного хода температуры воздуха на основе построения графика (по материалам календаря погоды)

Цели работы: 1. Установить особенности суточного хода темпе­ратуры воздуха.

2. Научиться строить графики температуры по материалам ка­лендаря погоды. /*., л;(.



Последовательность выполнения работы

1. По материалам календаря погоды начертите график измене­ния температуры воздуха за сутки. Предварительно подсчитайте, сколько клеточек займет вертикальная ось. если одна клеточка со­ответствует Г С, и сколько — горизонтальная ось (2 клеточки — один срок наблюдений). Рядом с температурой в утренние, полу­денные и вечерние часы отмечайте высоту Солнца над горизон­том.

2. По графику определите:

• когда температура воздуха была самой низкой?

• Когда температура воздуха была самой высокой?

• Чему равна суточная амплитуда температуры?

• Чему равна средняя суточная температура?

3. Сделайте вывод о зависимости между высотой Солнца над горизонтом и температурой воздуха. Краткий вывод запишите.

4. Сравните результаты своей работы с результатами работы дру­гих групп. Всегда ли в определенные часы при одинаковой высоте

«Солнца над горизонтом температура воздуха была одинаковой? Сравните суточную амплитуду температур и среднюю суточную температуру.

5. Сделайте вывод, какие еще причины, помимо высоты Солн­ца над горизонтом, оказывают влияние на суточный ход темпера­туры.
Практическая работа № 8

Описание путешествия капельки по большому круговороту из своего населенного пункта

Цели работы: I. Получить представление о мировом круговоро­те воды.

2. На примере мирового круговорота проследить связь гидро­сферы с другими оболочками Земли.



Последовательность выполнения работы

1. Изобразите в тетради схему мирового круговорота.

2. Напишите небольшое сочинение на тему «Путеше­ствие капельки воды», в котором опишите, какой путь по большо­му круговороту пройдет капелька воды, выпавшая на поверхность земли в нашем населенном пункте. •

Подсказка

Сочинение может начинаться примерно так:



«Упала дождинка на землю, просочилась в почву. Ее всосали корни пшеницы. По стеблю она поднялась до листа, утолила его жажду, но сама оказалась во власти солнца, превратилась в пар и растворилась в воздухе. Ветер подхватил ее, закружил...». Далее капелька вместе с подружками опять могла пролиться на землю дождем, а могла попасть в царство вечного холода, в ледники Кавказа. Может быть, ты изучишь карту Ставропольского края и сможешь описать, с водой каких рек она стечет с Кавказских гор и попадет Мировой океан? А может быть, проделает совершенно иной путь? Подумай, путешествие может быть очень удивительным!
Практическая работа № 9

Нанесение на контурную карту объектов гидросферы

Цели работы: 1. Проверить и закрепить свои знания местопо­ложения объектов гидросферы (океаны, моря, заливы, проливы, острова, полуострова, реки, водопады, озера).

2. Научить обозначать на контурной карте объекты гидро­сферы.



Последовательность выполнения работы

\. Изучите текст § 24.

2. Нанесите на контурную карту полушарий океаны, моря, за­ливы, проливы, острова, полуострова, встречающиеся в тексте па­раграфа.

3. Какие из этих объектов можно нанести на контурную карту России? Сделайте это.

4. Нанесите на контурную карту полушарий следующие объекты: реки — Волга с притоками Ока, Москва, Кама, Енисей с при­током Ангару, Обь с притоками Бия, Катунь, Иртыш, Амазонку, Нил, Конго, Терек, Амударью;



водопады — Анхель, Ниагарский. Какие из этих объектов мож­но нанести на контурную карту России? Сделайте это.

5. Нанесите на контурную карту полушарий озера: Каспийское, Байкал, Аральское, Сарезское, Мертвое, Ладожское, Онежское. Какие из этих озер можно нанести на контурную карту России? Сделайте это.











Когда расшифровывать Нострадамуса берется американец, то наиболее интересные события у него происходят в Америке, у англичанина — в Англии, у русского — в России, и т.д. Дмитрий и Надежда Зима
ещё >>