Пояснительная записка Урок познания мира по теме «Национальные парки. Ботанический сад» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Мбоу гимназия №9 Заповедные зоны и национальные парки – место сохранения... 1 247.39kb.
Урок по курсу «Человек и мир». Заповедники и национальные парки Республики... 1 104.24kb.
Национальные парки и заповедники мира Африка 1 37.23kb.
Тур Цена По субботам 29. 06 «Островной ботанический сад Ликандер» 1 60.42kb.
Пояснительная записка Данный урок является первым в теме «Решение... 1 54.39kb.
Ботанический сад другое измерение 1 228.73kb.
Влияние человека на природу Африки. Заповедники и национальные парки. 1 184.59kb.
Пояснительная записка к годовому календарному учебному графику мадоу... 1 114.08kb.
Бренд с ароматом флоры После длительного периода застоя Ботанический... 1 40.12kb.
Пояснительная записка к разработке урока по теме 1 213.05kb.
1 Пояснительная записка Основная общеобразовательная программа муниципального... 17 2694.53kb.
Основная образовательная программа начального общего образования г. 4 775.74kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Пояснительная записка Урок познания мира по теме «Национальные парки. Ботанический - страница №1/1

Номинация «Предметные разработки»

Учитель: Петухова Ольга Юрьевна, учитель начальных классов КГУ «Женская гимназия города Темиртау» акимата города Темиртау


Методическая разработка урока познания мира в 4 классе

Пояснительная записка

Урок познания мира по теме «Национальные парки. Ботанический сад».

Цель урока – продолжить знакомство с мерами по охране природных сообществ.

Задачи урока:

расширять представления учащихся о заповедниках как особо охраняемых природных территориях, дать представление о национальных парках, заказниках, памятниках природы, ботанических садах, памятниках Всемирного наследия;

формировать научное представление о единстве мира, о том, что особоохраняемые природные территории – достояние всего человечества;

развивать аналитические умения;

воспитывать экологическую культуру, чувство патриотизма и ответственности за судьбу природы.

В течение урока чередуются учебный диалог учителя и учащихся, просмотр презентаций, работа в тетради. В заключение урока учащиеся приходят к выводу о необходимости сохранения эталонов природы для контроля за изменениями, происходящими в результате деятельности человека.


Тема урока: «Национальные парки. Ботанический сад»

Цель урока - продолжить знакомство с мерами по охране природных сообществ.

Задачи урока:

- расширять представления учащихся о заповедниках как особо охраняемых природных территориях, дать представление о национальных парках, заказниках, памятниках природы, ботанических садах, памятниках Всемирного наследия;

- формировать научное представление о единстве мира, о том, что особоохраняемые природные территории – достояние всего человечества;

- развивать аналитические умения;

- воспитывать экологическую культуру, чувство патриотизма и ответственности за судьбу природы.

Оборудование: презентации «Заповедники Казахстана», «Охраняемые природные территории», фотоальбом «Животные Казахстана», книга «Растения Красной книги», карточки для домашней работы, дополнительный информационный материал для учителя

I. Организация учащихся к уроку. Целеполагание: знать об особоохраняемых природных территориях

II. Проверка домашнего задания:

- сколько заповедников в Казахстане?

- назвать заповедник Казахстана и охраняемых в нем животных и растения (с помощью слайдов презентации «Заповедники Казахстана»)

- с какой целью создаются заповедники?

III. Рассказ учителя.

В 1997 году была провозглашена Стратегия развития Республики Казахстан до 2030 года, объявившая, что Казахстан до 2030 года должен стать чистой и зеленой страной, со свежим воздухом и прозрачной водой. Чтобы выполнить эту задачу недостаточно десяти заповедников, созданных на территории нашей страны. Нужна целая система работы по охране природы Казахстана. Поэтому был принят Закон Республики Казахстан «Об особо охраняемых природных территориях».

Главная задача формирования оптимальной системы особоохраняемых природных территорий заключается в обеспечении их неразрывности, когда заповедные ядра (заповедники и национальные парки) соединяются между собой территориями с менее строгой охраной (заказники, заповедные зоны), а также с элементами экологической сети — экологическими коридорами, лесными массивами, водоохранными зонами и полосами и другими охраняемыми природными территориями.

IV. Просмотр презентации: название охраняемой природной территории, учебный диалог (с какой целью создается, насколько строго охраняется, где находится в Казахстане)

Запись в тетрадь:

Заповедники – 10

Национальные парки – 12

Природные резерванты – 5

Заказники – 50

Заповедные зоны – 5

Памятники природы – 26 республиканского и 53 областного значения

Ботанические сады – 5

Зоопарки -3

V. Вывод: Природа – великое чудо нашей планеты. Она бесконечно разнообразна и прекрасна, но и уязвима под натиском стремительного развивающегося технического прогресса. Для контроля за степенью изменений в природе и их последствиями необходимо сохранять образцы нетронутых территорий.

Проведенные научные исследования и накопленный мировой опыт использования особоохраняемых природных территорий свидетельствуют о необходимости значительного увеличения их площади.

VI. Итог урока.

- Что такое особоохраняемые природные территории?

- Зачем они создаются?

- Какие из ООПТ охраняются особо строго?

VII. Домашнее задание: дописать предложения на карточке.


  1. Особо охраняемое пространство, пребывание в пределах которого строго запрещено, называется…  ________________________________

  2. Какие охраняемые природные территории передаются в бессрочное пользование научно-исследовательским или образовательным учреждениям __________________________________

  3. Какие особо охраняемые территории создаются на определенный срок и закрываются после восстановления численности популяции животных или растений? _____________________________

  4. Охраняемые территории, где не разрешена хозяйственная деятельность, но допускается организованный отдых, туризм, экскурсии называются _______________________________________

  5.  Как называется организация утвердившая список объектов (памятников) Всемирного наследия? _____________________________

  6. Какой статус имеют уникальные природные территории представляющие огромный интерес для всего населения планеты? _______________________________________

  7. К какой категории охраняемых природных территорий можно отнести гейзеры, водопады, пещеры? _________________________________________

Ответы:

  1. заповедником

  2. Ботанические сады

  3. Заказник

  4. национальными парками

  5.  ЮНЕСКО

  6. Объекты (памятники ) Всемирного наследия.

  7. памятники природы

Приложение

Особо охраняемые природные территории Казахстана

Территория Казахстана обладает уникальным набором ландшафтных комплексов: от пустынь до высокогорий и экосистем внутренних морей. В условиях нарастающих темпов экономического развития страны и усиления использования природных ресурсов актуальным становится вопрос дальнейшего совершенствования системы территориальной охраны природы. Те же условия определяют необходимость дальнейшего развития особо охраняемых природных территорий Республики Казахстан (далее — ООПТ), как действенной системы сохранения биологического разнообразия государства.

Казахстан, как сторона Конвенции по сохранению биологического разнообразия (постановление Кабинета Министров Республики Казахстан от 19 августа 1994 года N 918), имеет свои обязательства по сохранению биологического разнообразия. Законодательство в сфере ООПТ основывается на Конституции Республики Казахстан, Законе Республики Казахстан «Об особо охраняемых природных территориях», Концепции развития и размещения особо охраняемых природных территорий до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 10 ноября 2000 года N 1692.

Большое значение для развития заповедного дела имеет проведение в марте 2004 года парламентских слушаний «Проблемы и перспективы развития государственного природно-заповедного фонда», на которых были обсуждены проблемы развития системы территориальной охраны природы в Казахстане и определены пути их решения.

В 1997 году была провозглашена Стратегия развития Республики Казахстан до 2030 года, объявившая, что Казахстан до 2030 года должен стать чистой и зеленой страной, со свежим воздухом и прозрачной водой. Одним из инструментов достижения этих целей является создание системы ООПТ. Главная задача формирования оптимальной системы ООПТ заключается в обеспечении их неразрывности, когда заповедные ядра (заповедники и национальные парки) соединяются между собой территориями с менее строгой охраной (заказники, заповедные зоны), а также с элементами экологической сети — экологическими коридорами, лесными массивами, водоохранными зонами и полосами и другими охраняемыми природными территориями.

На современном этапе размещение ООПТ на территории Республики Казахстан трудно квалифицировать как «экологическую сеть» в ее глобальном понимании. Вместе с тем, сейчас идет формирование региональных внутригосударственных экологических сетей в Заилийском Алатау, Жонгарском Алатау и в Алтайском регионе. Формируются элементы экологических сетей и на межгосударственном уровне — это Западно-Тянь-Шаньский и Алтай-Саянский экологические регионы. Начатые работы и разрабатываемые подходы должны быть продолжены по всем природным комплексам (лес, степь, лесостепь, пустыни, полупустыни, прибрежные и водные экосистемы), для которых организация экологической сети также актуальна, как и для горных областей.

Под активной охраной находится: 10 заповедников, 12 национальных парков и 5 природных резерватов.
Заповедники

Государственный природный заповедник — особо охраняемая природная территория со статусом природоохранного и научного учреждения, целью деятельности которого являются сохранение и изучение на его территории естественного хода природных процессов и явлений, объектов растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем и их восстановление.

Заповедники существуют в Казахстане с 1926 года

Аксу-Жабаглинский

Алакольский

Алматинский

Барсакельмесский

Западно-Алтайский

Каратауский

Коргалжынский — объект Всемирного наследия

Маркакольский

Наурзумский — объект Всемирного наследия

Устюртский

Национальные парки

Государственный национальный природный парк — особо охраняемая природная территория со статусом природоохранного и научного учреждения, предназначенная для сохранения биологического и ландшафтного разнообразия, использования в природоохранных, эколого — просветительных, научных, туристских и рекреационных целях уникальных природных комплексов и объектов государственного природно-заповедного фонда, имеющих особую экологическую, научную, историко-культурную и рекреационную ценность.

Первый национальный парк (Баянаульский) в Казахстане был основан в 1985[1][2] году. Основная идея создания национальных парков — сохранение уникальных уголков дикой природы при обеспечении для людей возможности доступа к ним.

«Алтын-Эмель»

Баянаульский

«Буйратау»

«Бурабай»

Жонгар-Алатауский

Иле-Алатауский

Каркаралинский

Катон-Карагайский

«Кокшетау»

«Кольсайские озёра»

Сайрам-Угамский

Чарынский

В планах : Тарбагатайский«Мерке»Туркестанский.


Резерваты

Государственный природный резерват — особо охраняемая природная территория со статусом природоохранного и научного учреждения, включающая наземные и водные экологические системы, предназначенная для охраны, защиты, восстановления и поддержания биологического разнообразия природных комплексов и связанных с ними природных и историко-культурных объектов.

«Акжайык»

«Алтын Дала»

«Ертисорманы»

Иргиз-Тургайский

«Семей орманы»
Заказники

Государственный природный заказник — особо охраняемая природная территория с заказным режимом или регулируемым режимом хозяйственной деятельности, предназначенная для сохранения и воспроизводства одного или нескольких объектов государственного природно-заповедного фонда.

Заказники — территории создаются для охраны популяций и ландшафтов без изъятия земель из производственного оборота лишь с регламентацией хозяйственной деятельности на них. Всего в Казахстане 50 заказников. Они делятся на три типа:

зоологические заказники — 32

ботанические заказники — 11

комплексные заказники — 7


Заповедные зоны

Государственная заповедная зона — особо охраняемая природная территория с дифференцированными видами режима охраны, предназначенная для сохранения и восстановления объектов государственного природно-заповедного фонда и биологического разнообразия на земельных участках и акваториях, зарезервированных под государственные природные заповедники, государственные национальные природные парки, государственные природные резерваты.

Заповедные зоны существуют с 1976 года.

«Северный Каспий»

Жусандалинская

Кендерли-Каясанская

Арысская и Карактауская

Южно-Казахстанская


Памятники природы

Государственный памятник природы — особо охраняемая природная территория, включающая отдельные уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношении природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения, отнесенные к объектам государственного природно-заповедного фонда.

В Казахстане на сегодняшний день имеется 26 памятников природы республиканского значения и 53 памятника природы областного значения.
Ботанические сады

Главный ботанический сад (город Алматы)

Алтайский ботанический сад (город Риддер)

Жезказганский ботанический сад (город Жезказган)

Илийский ботанический сад (Алматинская область)

Мангышлакский ботанический сад (город Актау)

Потерявшие статус ООПТ:

Карагандинский ботанический сад (город Караганда)

Темиртауский ботанический сад (город Темиртау)
Зоопарки

В Казахстане существуют 3 зоопарка:

Алматинский зоопарк

Карагандинский зоопарк



Шымкентский зоопарк




Гордящиеся своим смирением горды тем, что они не горды. Роберт Бартон
ещё >>