Пояснительная записка. Общая характеристика учебного предмета - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Пояснительная записка Общая характеристика учебного предмета (курса) 16 1794.81kb.
Программа по учебному предмету по. 01. Уп. 01. Специальность москва... 1 368.97kb.
Пояснительная записка Общая характеристика учебного предмета (курса) 7 1929.6kb.
Примерная программа по учебному предмету по. 01. Уп. 01. Специальность... 4 539.35kb.
Пояснительная записка общая характеристика учебного предмета 1 363.78kb.
Пояснительная записка Общая характеристика учебного предмета 37 7021.51kb.
Общая характеристика учебного предмета «Английский язык» 2 373.91kb.
Пояснительная записка Общая характеристика программы 7 1168.31kb.
Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Физика»... 2 374.64kb.
Пояснительная записка Статус документа 1 323.81kb.
Общая характеристика учебного предмета 1 351.67kb.
Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Литературное чтение»... 1 107.92kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Пояснительная записка. Общая характеристика учебного предмета - страница №1/1

I.Пояснительная записка.

Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы УМК «Перспективная начальная школа» Н.А. Чураковой. «Литературное чтение», утверждённой МО РФ (М., 2007 г.) в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта второго поколения , Москва, «Просвещение», 2011г.



Цели:

  • Овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением у школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

  • Развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами.

Задачи:

  • Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге;

  • Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой;

  • Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе;

  • Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.


Структура курса.

«Литературное чтение» является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника. Это прежде всего воспитание сознания, чутко и интеллигентно воспринимающего мир (не только произведения литературы и художественной культуры, но и весь окружающий мир — мир людей и природы). Только такое специально воспитанное сознание, способное обнаруживать смысл и красоту в окружающем мире, имеет возможность в процессе взросления не скучать и не растрачивать себя попусту. Такое сознание всегда ощущает себя укорененным: в произведениях художественной культуры, в красоте природы, в ценности человеческих чувств и отношений.

Национально-региональный компонент прослеживается на уроке литературного чтения во время изучение тем - устного народного творчества ( сказки, стихи, пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, народные приметы).
Место предмета в базисном учебном плане

Программа рассчитана на 16 учебных часов, 2 часа в неделю в 4-й четверти




Примерное распределение часов по темам курса




Наименование раздела программы

Количество часов

1

2

3



4

5

6



7

На огородах Бабы Яги .

Пещера эхо.

На пути в волшебный лес.

Клумба с колокольчиками.

В лесной школе.

Музей Бабы Яги. Тайна особого зрения.

На выставке рисунков Юрия Васнецова.


4

3

1



2

3

2



1




Итого:

16



Содержание программного материала.


Конкретные задачи, помогающие реализации всех идей курса «Литературное чтение», сформулированы в программных требованиях к каждому году обучения.

Программные требования 1-го класса определяются:

а) необходимостью формирования потребности и мотива чтения (апробированные в многочисленной детской аудитории

тексты должны очень нравиться и запоминаться, вызывать все возрастающее желание читать дальше и дальше, преодолевать технические трудности чтения ради получения удовольствия и удовлетворения познавательного интереса);

б) начальными умениями и навыками чтения детей шести и семи лет (предпочтение отдается стихотворной форме, которая близка детям по разным основаниям: короткая строка сообщает ребенку при чтении большую уверенность в своих силах; рифма помогает «угадывать» слово, прибавляя уверенности в процессе чтения; ритм органически близок маленьким детям,

действуя на них жизнеутверждающе);

в) логикой развития литературного процесса от устного народного творчества к письменным формам (первоклассники знакомятся с доступными возрасту малыми жанрами фольклора, с кумулятивной сказкой цепочкой, с разнообразной авторской детской поэзией, с коротким авторским рассказом);

г) актуальным уровнем эстетического и нравственного развития детей шести лет (многие фольклорные и литературные сюжеты рассматриваемых текстов носят игровой характер;

бoльшая часть текстов ориентирована на формирование у младшего школьника чувства юмора — наиболее доступной в этом возрасте формы эстетического чувства; тексты лишены прямой назидательности и содержат только те нравственные проблемы, которые актуальны для ребенка шести семи лет).

Программа 1-го класса предполагает плавный переход от «Азбуки» к учебному предмету «Литературное чтение». Младшие школьники совершенствуют начальные умения и навыки осознанного чтения; знакомятся с малыми жанрами фольклора и учатся осваивать их практически; получают представление о сюжетно-композиционных особенностях докучной и кумулятивной сказки. Кроме того, они знакомятся с образцами авторской литературы, читая небольшие прозаические и поэтические тексты. На материале фольклорной и авторской поэзии первоклассники получают начальные представления о рифме как о созвучных словах, находящихся в конце строк; учатся обнаруживать повтор и звукопись как средства художественной выразительности. Сравнивая короткие тексты, представляющие собой малые жанры фольклора, с классическими иллюстрациями к этим текстам, младшие школьники на практике убеждаются в том, что художественный образ может быть создан разными средствами, языком разных видов искусства.

Итогом первого года обучения является формирование мотива и начальных умений и навыков осознанного чтения и короткого устного высказывания (в рамках ответа на конкретный вопрос учебника). Дети получают общее представление о малых жанрах фольклора, о различиях прозы и поэзии, знакомятся с понятиями «автор» и «название» произведения; называют персонажей произведения, выражают свое отношение к происходящему в тексте, находят повторы и рифмы.


Программа знакомит с основными подходами в работе с литературным произведением, оставляя учителю простор для творчества.

Стихи и проза. Общее представление о стихотворном и прозаическом произведении. Название произведения (заголовок), автор (поэт, писатель) в литературном произведении; отсутствие автора в народном произведении.

Устное народное творчество и литература. Общее представление о фольклоре. Отсутствие автора, устная передача, практически игровой характер малых жанров фольклора. Малые фольклорные жанры: прибаутка, колыбельная песенка, считалка, загадка, скороговорка, закличка. Знакомство с жанрами докучной сказки и кумулятивной сказки (сказки цепочки).

Практическое освоение (сочинение) таких жанров фольклора, как загадка, докучная сказка.

Средства выражения авторского отношения к изображаемому (название произведения, характеристика героев, другие способы авторской оценки).

Эмоциональный тон произведения. Определение серьезного и шуточного (юмористического) характера произведения. Эмоциональная передача характера произведения при чтении вслух, наизусть: использование голоса (нужных интонаций, тона, силы и темпа речи, смысловых пауз, логических ударений) и несловесных средств (мимики, движений, жестов).

Средства художественной выразительности. Обнаружение приемов выразительности в процессе анализа текстов. Первичные представления об олицетворении, разный смысл повторов, выразительность звукописи; понятие рифмы, выразительность рифмы.

Жанры литературы. Общее представление о жанрах: рассказ, стихотворение. Практическое их различение. Рассказ. Смысл заглавия. Сравнительный анализ двух образов. Выражение собственного отношения к каждому из героев. Стихотворение. Первое знакомство с особенностями поэтического взгляда на мир: поэт помогает обнаружить красоту и смысл в обыденном. Знакомство с рифмой, поиск и обнаружение рифмы.

Библиографическая культура. Формирование умения находить в книге страницу «Содержание» или «Оглавление»,умения ориентироваться в них, находя нужное произведение

Навыки чтения. Формирование навыков чтения на основе аналитико -синтетического звукобуквенного метода, учитывающего позиционные мены звуков. Работа над чтением с соблюдением орфоэпических норм, в случае необходимости с предварительным разбором случаев расхождения произношения и написания слов. Создание мотивации перечитывания: с разной целью, разными интонациями, в разном темпе и настроении, с различной громкостью.

Круг чтения первого года обучения

Малые жанры фольклора: считалки, скороговорки, загадки, заклички.

Русские народные сказкиДокучные сказки: «Сказка про белого бычка», «Сказка про сороку и рака». Кумулятивные сказки (сказки цепочки): «Репка», «Теремок»*, «Три медведя»*, «Маша и медведь»*.

Русские писатели и поэты

Л. Толстой «Косточка»*, М. Горький «Воробьишко».



Современная русская и зарубежная литература

Поэзия: А. Барто, Д. Хармс, Тим. Собакин, Э. Успенский, Б. Заходер, И. Пивоварова, В. Лунин, И. Токмакова, С. Козлов,А. Дмитриев, А. Усачев, Е. Благинина, М. Бородицкая, А. Кушнер, С. Черный, С. Маршак*, Дж. Ривз.

Проза: Н. Носов «Приключения Незнайки» (отрывок); Г. Остер «Эхо»; С. Воронин «Необыкновенная ромашка»; Ю. Коваль

Примечание. Произведения, помеченные звездочкой, входят не в учебник, а в хрестоматию.

II .Требования к уровню подготовки учащихся к концу первого года обучения Иметь общее представление:

  • о различиях таких малых жанров фольклора, как загадка, считалка, закличка, скороговорка, докучная сказка, сказка цепочка (кумулятивная сказка);

  • об отличии фольклорного текста от литературного;

  • об отличии поэтического текста от прозаического;

  • о таких особенностях стихотворных фольклорных текстов, как наличие рифмы и повторов;

  • о том, что такое рифма.

  • Знать:

  • наизусть 3—4 стихотворения разных авторов;

  • содержание произведений, прочитанных в классе.

  • Уметь:

  • читать плавно, безотрывно по слогам и целыми словами вслух и «про себя»; темп чтения 30—35 слов в минуту вслух; 40—45 слов в минуту «про себя»;

  • понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста;

находить средства художественной выразительности в тексте (заголовок, повтор, уменьшительно-ласкательная форма слов, восклицательный и вопросительный знаки; звукопись; рифмы);

  • отличать монолог от диалога;

  • задавать вопросы и отвечать на вопросы по тексту произведения

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:

  • самостоятельного ориентирования внутри книги: умения работать со страничкой «Содержание» или «Оглавление».

Методическое обеспечение: 1. Чуракова Н.А. Литературное чтение. 1 класс. Учебник. — М.:Академкнига/Учебник, 2011 2. Чуракова Н.А. Литературное чтение. 1 класс. Хрестоматия. —М.: Академкнига/Учебник, 2011 3. Малаховская О.В. Литературное чтение. 1 класс. Тетрадь для самостоятельной работы. — М.: Академкнига/Учебник, 2011

Литературное чтение – 4 четверть, 16 часов.



Тема урока

Кол-во ча -сов

Тип

урока


Требования к уровню подготовкиобучающихся

Вид контроля

Дата

проведения



Приме-чание

план

факт


На огородах Бабы Яги-4 часа

1

Волшебные предметы и помощники.

1

Введение новых знаний

Знать смысл слова «докучать».

Уметь работать с книгой, находить в книге страницу «Содержание» или «Оглавление»



Текущий










2

Законы докучной сказки. «Сказка про белого бычка», «Сказка про сороку и рака»

1

Ведение новых знаний

Знать законы построения докучной сказки. Уметь выразительно читать, сочинять докучные сказки.

Выразитель-ное

чтение











3

Секреты считалок. Древние считалки.

1

Комбиниров

Знать особенности построения считалок.

Уметь рассказывать считалки.



Чтение в парах










4

Тайна загадок. Как устроена загадка.

1

Урок-путешествие в мир загадок

Знать понятие «олицетворение».Уметь разгадывать загадки.

Выразитель-ное чтение.










Пещера Эхо-3 часа

5

Созвучные хвосты слов.

Г.Остер «Эхо»



1

Введение новых знаний

Знать содержание произведения. Уметь определять приёмы выразительности в процессе анализа текстов.

Пересказ










6

Рифма и смысл. Н.Носов «Приключения Незнайки»

1

Введение новых знаний

Знать содержание произведения. Уметь отличать прозаическое произведение от стихотворного

Ответы на вопросы










7

Шуточные стихи. И.Пивоварова. А.Дмитриев. Джеймс Ривз

1

Комбинирован

Знать наизусть одно из стихотворений. Уметь рифмовать слова

Чтение наизусть











На пути в волшебный лес-1час

8

Русская народная сказка «Репка»

1

Урок-сказка

Знать особенности сказки. Уметь читать по цепочке

Выразитель-ное чтение











Клумба с колокольчиками -2 часа

9

Звучащие стихи. Е.Благинина. А.Усачёв. Джеймс Ривз

1

Введение новых знаний

Знать наизусть одно из стихотворений. Уметь высказываться о своём отношении к содержанию произведений.

Чтение наизусть










10

Звукозапись в поэзии и прозе. М, Горький «Воробьишко»

1

Введение новых знаний

Знать содержание прочитанного. Уметь обнаруживать приём звукозаписи в прозаическом тексте.

Пересказ










В лесной школе-3 часа

11

Считалка, скороговорка или дразнилка?

1

Введение новых знаний

Знать малые фольклорные жанры: считалка, скороговорка.

Чтение в парах










12

Чувство юмора в поэзии. Тим Собакин. Борис Заходер

1

Введение новых знаний

Уметь находить средства художественной выразительности в тексте, выразительно читать юмористические произведения.

Выразитель-ное чтение










13

Стихи про мальчиков и девочек. В, Лунин. Э. Успенский

1

Комбиниро-ванный

Знать наизусть одно из стихотворений. Уметь читать по ролям; определять приёмы выразительности в процессе чтения по ролям и анализа текста.

Чтение наизусть











Музей Бабы Яги. Тайна особого зрения -2 часа.

14

Особый взгляд на мир.И.Токмакова.

С. Козлов.



1

Введение новых знаний

Знать наизусть одно из стихотворений. Уметь читать по ролям .Иметь представление о стихотворном и прозаическом произведениях.

Чтение наизусть










15

Что видит и слышит поэт. С. Воронин «Необыкновенная ромашка»

1

Введение новых знаний

Уметь выразительно читать текст, задавать вопросы и отвечать на них. Иметь представление о жанрах

Ответы на вопросы









На выставке рисунков Юрия Васнецова - 1 час

16

Искусство иллюстрации. Что видит художник

1

Урок-путешествие в мастерскую художника




















Уж лучше буква закона, чем его цифры. Веслав Брудзиньский
ещё >>