Пояснительная записка Общая характеристика учебного предмета (курса) Место предмета в учебном плане - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Пояснительная записка Общая характеристика учебного предмета (курса) 7 1929.6kb.
Пояснительная записка. Общая характеристика учебного предмета 1 148.92kb.
Примерная программа по учебному предмету по. 01. Уп. 01. Специальность... 4 539.35kb.
Программа по учебному предмету по. 01. Уп. 01. Специальность москва... 1 368.97kb.
Рабочая программа по предмету «Музыка» для основной школы предназначена... 3 493.17kb.
Рабочая программа по предмету «Музыка» для основной школы предназначена... 3 396.66kb.
Рабочая программа по предмету «Музыка» для основной школы предназначена... 5 695.86kb.
Пояснительная записка общая характеристика учебного предмета 1 363.78kb.
Пояснительная записка Общая характеристика учебного предмета 37 7021.51kb.
Рабочая программа по географии для основной школы предназначена для... 6 1764.77kb.
Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Физика»... 2 374.64kb.
Отжиг деформированного нейзильбера, содержащего свинец. Челябинск... 2 713.46kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Пояснительная записка Общая характеристика учебного предмета (курса) Место предмета - страница №1/16

f:\21-a‡p-2013\100504.jpg

Оглавление



Поясняющая часть:

1. Пояснительная записка

2. Общая характеристика учебного предмета (курса)

3. Место предмета в учебном плане



Предметная часть:

  1. Личностные, метапредметные и предметные цели (результаты) освоении учебного предмета

2. Содержание учебного предмета (курса)

3. Тематическое планирование с определением основных видов учебной

деятельности и формируемых УУД

4. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения

5. Система оценки достижения планируемых результатов

Поясняющая часть:

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по химии для основной школы составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, примерной программы по химии. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования с учётом формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Данная рабочая программа составлена на основе рабочей программы Журина А.А. для предметной линии учебников «Сферы» 8-9 класса.



Вклад учебного предмета в достижение целей

основного общего образования.

Основное общее образование — вторая ступень общего образования. Одной из важнейших задач этого этапа является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса. В основной школе учащиеся овладевают элементами научного знания и учебной деятельностью, лежащими в основе формирования познавательной, коммуникативной, ценностно-ориентационной, эстетической, технико-технологической, физической культуры, формируемой в процессе изучения совокупности учебных предметов. При этом универсальные учебные действия формируются в результате взаимодействия всех учебных предметов и их циклов, в каждом из которых преобладают определенные виды деятельности и соответственно определенные учебные действия.

Таким образом, главные цели основного общего образования состоят в:


  • формировании целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях и способах деятельности;

  • приобретении опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания;

  • подготовке к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

В предметах естественно-математического цикла ведущую роль играет познавательная деятельность и соответствующие ей познавательные учебные действия. В связи с этим основном основными целями обучения химии в основной школе являются:

  • формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, значимость химического знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности; умения различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;

  • формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественнонаучной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности — природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого химические знания;

  • приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности: решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества

  • развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;

  • выработку понимания общественной потребности в развитии химии, а также формирование отношения к химии как к возможной области будущей практической деятельности;

  • формирование умений безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни.

2. Общую характеристика учебного предмета (курса).

Особенности содержания обучения химии в основной школе обусловлены спецификой химии как науки и поставленными задачами. Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, получение веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических реакций и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии.

Поэтому в программе нашли отражение основные содержательные линии:


  • вещество — знания о составе и строении веществ, их важнейших физических и химических свойствах, биологическом действии;

  • химическая реакция — знания об условиях, в которых проявляются химические свойства веществ, способах управления химическими процессами;

  • применение веществ — знания и опыт практической деятельности с веществами, которые наиболее часто употребляются в повседневной жизни, широко используются в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте;

  • язык химии — система важнейших понятий химии и терминов, в которых они описываются, номенклатура неорганических веществ, т. е. их названия (в том числе и тривиальные), химические формулы и уравнения, а также правила перевода информации с естественного языка на язык химии и обратно.

При отборе содержания, конкретизирующего программу, учитывалось, что перед общим образованием не стоит задача профессиональной подготовки обучающихся. Это определило построение курса как общекультурного, направленного, прежде всего на формирование и развитие интереса к изучению химии. Учтена основная особенность подросткового возраста — начало перехода от детства к взрослости, который характеризуется развитием познавательной сферы.

На этапе основного общего среднего образования происходит включение обучающихся в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие универсальные учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям. Сюда же относятся приёмы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение. Формирование этих универсальных учебных действий начинается ещё в начальной школе, а в курсе химии основной школы происходит их развитие и совершенствование. В связи с этим резервные часы планируется использовать на формирование и развитие умений проектной и исследовательской деятельности, умение видеть проблемы, делать выводы и умозаключения.



  1. Место предмета (курса) в учебном плане

Особенностью содержания курса «Химия» являются то, что в базисном учебном (образовательном) плане этот предмет появляется последним в ряду изучения естественнонаучных дисциплин. Данная необходимость освоения объясняется тем, что школьники должны обладать не только определенным запасом предварительных естественнонаучных знаний, но и достаточно хорошо развитым абстрактным мышлением. Учащимися уже накоплены знания по смежным дисциплинам цикла: биологии, физики, математики, географии, сформировались умения анализировать, вести наблюдения, сравнивать объекты наблюдения.

Поскольку основные содержательные линии школьного курса химии тесно переплетены, в рабочей программе содержание представлено не по линиям, а по темам:

8 класс


  • Введение в химию (16 ч);

  • Важнейшие классы неорганических веществ (21 ч);

  • Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома (12 ч);

  • Количественные отношения в химии (8 ч);

9 класс

  • Строение вещества (5 ч);

  • Многообразие химических реакций (11 ч);

  • Многообразие веществ. Неметаллы и их соединения (26 ч);

  • Многообразие веществ. Металлы и их соединения (15 ч).

Программа рассчитана на 136 часов, т. е. два часа в неделю .Следовательно, 68 часов в 8 и 68 ч в 9 классе. 11 часов резервного времени в 8 классе распределяется следующим образом :2 часа итоговое повторение, 5 ч дополнительного времени для изучения темы «Количественные отношения в химии».В частности «Количество вещества-1 час

. Расчёты по химическим уравнениям-1 час

Объёмные отношения газов при химических реакциях. -1час

Решение расчётных задач.-2 час.

Как показывает практика , одна из самых трудных для понимания тема 8 класса. Объясняется несколькими причинами: первое –часто встречающийся у учащихся низкий уровень математических знаний и логического мышления не позволяет им в течении одного часа усвоить тему урока, второе –необходимость согласно требованиям ФГОС второго поколения необходимо больше уделять внимание практико –ориентированным задачам в том числе и расчётного характера.

Оставшиеся 4 часа используются для развития навыков исследовательской деятельности ,так как в рамках химии это одна из ведущих деятельностей. В частности,:



  • Определение проблемы-1час

  • Постановка цели-1час

  • Определение задач-1 час

  • Планирование деятельности-1час

Для закрепления и развития исследовательских умений и навыков 11 часов резервного времени в 9 классе.будет распределено таким образом:

  • Проблематика исследовательской работы 1час

  • Постановка цели и задачи 1час

  • Методы исследования 1час

  • Выполнение работы-3 час

  • Сбор и обработка результатов исследования 1час

  • Форма и оформление отчёт -1 час

  • Защита исследовательских работ-3 час

Работы могут носить как личный так и групповой характер.

Темы исследования приближены к изучаемы темам 9 класса, носят практика- ориентированный характер.



Предметная часть:

Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.



Личностные результаты обучения в основной школе включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы.

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Деятельность в обучении химии направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

  • в ценностно-ориентационной сфере — чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность;

  • в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;

  • в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью.

Основные личностные результаты обучения химии:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

  • формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.

Метапредметные результаты обучения в основной школе состоят из освоенных обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к проектированию и построению индивидуальной образовательной траектории.

Основные метапредметные результаты обучения химии:



  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соот
    ветствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств,
    мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятель
    ности; владение устной и письменной речью, монологической кон
    текстной речью;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

  • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по химии являются:

  • формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии;

  • осознание объективной значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений неорганических и органических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве мира;

  • овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды;

  • формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств;

  • приобретение опыта использования различных методов изучения веществ: наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;

  • формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф.

Содержание учебного предмета (курса)

Тема 1. Введение в химию

Предмет химии. Химия и другие естественные науки. Научное наблюдение как один из методов химии. Химический эксперимент — основной метод изучения свойств веществ. Химическая лаборатория. Оборудование химической лаборатории. Правила безопасного поведения в химической лаборатории. Ознакомление с простейшими манипуляциями с лабораторным оборудованием: штативом, нагревательным прибором. Чистые вещества. Смеси веществ. Гетерогенные и гомогенные смеси. Приёмы разделения смесей.

Физические и химические явления. Признаки химических реакций: изменение окраски, образование газа, выделение света и тепла, появление запаха, выпадение осадка, растворение осадка. Химический элемент. Знаки химических элементов. Состав веществ. Качественный и количественный состав. Химическая формула. Индекс. Чтение химических формул. Простые вещества. Сложные вещества. Бинарные соединения. Номенклатура бинарных соединений. Составление названий бинарных соединений по известной формуле вещества. Эталон. Относительность изменений. Масса, относительная атомная масса и относительная

молекулярная масса. Массовая доля химического элемента в сложном веществе. Валентность. Определение валентности по формуле вещества. Уточнение правил составления названий бинарных соединений. Составление формул бинарных соединений по их названиям. Закон постоянства состава веществ. Границы применимости закона. Химические уравнения. Коэффициенты. Атомно-молекулярное учение. Зарождение и возрождение атомистики. Роль М.В. Ломоносова в разработке атомно-молекулярного учения.



Демонстрации

  • Чистые вещества и смеси.

  • Сохранение свойств веществ в смесях.

  • Разделение гетерогенных смесей фильтрованием.

  • Разделение гомогенных смесей перегонкой.

  • Физические явления и химические явления.

  • Признаки химических реакций.

Опыты, иллюстрирующие закон сохранения массы веществ при химических реакциях.

Лабораторные опыты

  • Описание внешнего вида веществ и составление их формул по известному составу.

  • Описание внешнего вида простых и сложных веществ.

  • Составление моделей молекул бинарных соединений.

  • Прокаливание медной проволоки в пламени спиртовки.

Практические занятия

  • Ознакомление с простейшими манипуляциями с лабораторным оборудованием: штативом, нагревательным прибором.

  • Разделение гетерогенной смеси.

  • Признаки химических реакций.

Расчётные задачи

  • Массовая доля химического элемента в сложном веществе

Тема 2. Важнейшие классы неорганических веществ

Классификация. Основания классификации. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Металлы и неметаллы. Первоначальное представление об аллотропии на примере простых веществ, образованных кислородом и углеродом.

Химический элемент кислород. Кислород в природе. Простое вещество кислород: химическая формула, относительная молекулярная масса. Физические свойства кислорода. Взаимодействие кислорода с металлами (на примере кальция, магния, меди), с неметаллами (на примере серы, углерода, фосфора сложными веществами (на примере метана). Горение. Первоначальное представление о реакциях окисления. Кислород как окислитель. Оксиды. Оксиды как бинарные соединения. Физические свойства оксидов.Химический элемент водород. Водород в природе. Простое вещество водород: химическая формула, относительная молекулярная масса. Получение водорода в лаборатории. Принципы действия аппарата Киппа и прибора Д.М. Кирюшкина. Собирание водорода методом вытеснения воды.Меры безопасности при работе с водородом. Взаимодействие водорода с кислородом, серой, хлором, азотом, натрием, кальцием, оксидом железа(Ш), оксидом меди(П). Первоначальные представления о восстановлении. Водород как восстановитель.Вода. Состав воды. Физические свойства воды. Растворимость веществ. Таблица растворимости. Массовая доля растворённого вещества в растворе. Ненасыщенные, насыщенные и пересыщенные растворы. Получение чистой воды.Взаимодействие воды с металлами. Первоначальное представление о ряде активности металлов.Взаимодействие воды с оксидами металлов. Индикаторы. Окраска метилоранжа, лакмуса и фенолфталеина в нейтральной и щелочной среде. Первоначальное представление об основаниях. Прогнозирование возможности взаимодействия воды с оксидами металлов с помощью таблицы растворимости.

Гидроксиды. Гидроксиды металлов и неметаллов. Взаимодействие воды с оксидами углерода, фосфора(У), серы(У1). Изменение окраски метилоранжа, лакмуса, фенолфталеина в кислой среде. Номенклатура гидроксидов металлов и неметаллов.Кислоты. Гидроксиды неметаллов как представители кислородсодержащих кислот. Бескислородные кислоты. Состав кислот. Кислотный остаток. Номенклатура кислотных остатков. Основность кислот и валентность кислотного остатка.

Общие свойства кислот: изменение окраски индикаторов, взаимодействие с металлами, оксидами металлов, гидроксидами металлов.

Особые свойства концентрированной серной кислоты: растворение в воде; взаимодействие с медью, обугливание органических веществ.

Особые свойства концентрированной азотной кислоты и её раствора: взаимодействие с медью.

Классификации оснований: однокислотые и двухкислотные, нерастворимые и растворимые (щёлочи). Общие свойства оснований: взаимодействие с кислотами. Реакция нейтрализации. Взаимодействие щелочей с кислотными оксидами. Разложение нерастворимых оснований при нагревании.

Амфотерность. Свойства амфотерных гидроксилов на примерах гидроксила цинка и гидроксила алюминия (без записи уравнений химических реакций).

Соли. Номенклатура солей.

Генетический ряд. Генетический ряд типичного металла на примерах кальция и свинца. Получение соединений типичных металлов.

Генетический ряд типичного неметалла на примерах углерода и кремния. Возможности получения соединений неметаллов из веществ других классов.



Генетический ряд металла, образующего амфотерный гидроксил.

Демонстрации

  • Вещества молекулярного и немолекулярного строения.

  • Металлы.

  • Неметаллы.

  • Графит как пример простого вещества, имеющего название, которое отличается от названия химического элементе-

  • Получение кислорода из перманганата калия и собирание методом вытеснения воды.

  • Горение в кислороде магния, серы, фосфора.

  • Работа аппарата Киппа.

  • Наполнение мыльных пузырей смесью водорода с воздухом и их поджигание.

  • Проверка водорода на чистоту.

  • Горение водорода на воздухе и в кислороде.

  • Взаимодействие водорода с серой.

  • Горение водорода в хлоре.

  • Восстановление водородом оксида меди(И).

  • Неустойчивость пересыщенного раствора тиосульфата натрия.

  • Автоматический дистиллятор.

  • Отношение воды к натрию, магнию, меди.

  • Отношение воды к оксидам бария и железа.

  • Испытание растворов щелочей метилоранжем, лакмусом, фенолфталеином.

  • Взаимодействие оксидов углерода(ГУ) и фосфора(У) с йодом и испытание полученных растворов метилоранжем, лакмусом, фенолфталеином.

  • Отсутствие химической реакции воды с оксидом кремния.

  • Серная, азотная, фосфорная кислоты как представители кислородсодержащих кислот.

  • Соляная кислота как представитель безкислородных кислот.

  • Образцы солей.

  • Отношение металлов к раствору соляной кислоте-

  • Взаимодействие оксида меди(П) с раствором серной кислоты.

  • Взаимодействие гидроксила меди(П) с раствором соляной кислоты.

  • Взаимодействие концентрированной серной кислоты с куриным белком (сахаром).

  • Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью.

  • Ксантопротеиновая реакция.

  • Взаимодействие твёрдого гидроксила натрия с оксидом углерода

Лабораторные опыты

  • Ознакомление с образцами металлов и неметаллов

  • Получение кислорода из пероксида водорода.

  • Описание внешнего вида природных оксидов и составлении формул.

  • Получение водорода в приборе Д.М. Кирюшкина. Собирание водорода методом вытеснения воздуха. Проверка водорода на чистоту.

  • Изучение растворимости медного купороса при разных температурах.

  • Взаимодействие оксида кальция с водой.

  • Изменение окраски индикаторов в растворах кислот и щелочей.

  • Сравнение окраски индикаторов в соляной и серной кислотах.

  • Описание внешнего вида и растворимости разных солей.

  • Реакция нейтрализации.

  • Разложение гидроксида меди(И) при нагревании.

  • Амфотерность.

  • Получение соединений магния.

  • Получение соединений углерода.

Практические занятия

  • Химические свойства кислорода.

  • Химические свойства водорода.

  • Химические свойства кислот.


следующая страница >>



Я знаю людей, которых Господь, вероятно, высосал из пальца. Мечислав Шарган
ещё >>