Пояснительная записка к рабочей программе по истории для 10-12 классов вечерней школы - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Пояснительная записка Новейшая история и История России 20 -21 века 1 304.08kb.
Пояснительная записка История России XIX век и Новая история 1800-1900 гг 1 281.3kb.
Рабочая программа по истории 11 класс Пояснительная записка к рабочей... 1 222.78kb.
Рабочая программа По истории 7 класс Учителя Волковицкой Галины Иосифовны... 4 524.91kb.
Пояснительная записка по введению содержания олимпийского образования... 1 187.11kb.
Программа по английскому языку 9 класс Пояснительная записка к рабочей... 4 427.24kb.
Пояснительная записка к рабочей программе по истории Древнего мира... 2 547.74kb.
Приказ № от «29» августа 2011 г. Рабочая программа учебного курса 1 256.94kb.
Программа «От рождения до школы» 6 634.46kb.
Программа «От рождения до школы» 5 506.36kb.
Программа «От рождения до школы» 1 284.32kb.
A! межд ах! о! (восклицание удивления или восхищения); ну и ну! 1 242.2kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Пояснительная записка к рабочей программе по истории для 10-12 классов вечерней школы - страница №1/12

Пояснительная записка

к рабочей программе по истории

для 10-12 классов вечерней школы.
Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования, Примерной программы среднего (полного) общего образования по истории (2005 год).

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса.

Обучение в вечерней школе на старшей ступени школьного образования составляет три года, поэтому происходит деление учебного материала, изучение которого предусмотрено программой, на три года:

В 10 классе изучается курс истории с древнейших времен до конца XVIII века (1-е полугодие – с древнейших времен по XVI век, 2-е полугодие – XVII – XVIII века);

В 11 классе изучается курс истории с XIX века по конец 30-х годов XX века (1-е полугодие - XIX век, 2-е полугодие – с начала XX века по начало 2-й мировой войны);

В 12 классе изучается курс истории с событий 2-й мировой войны по настоящее время (1-е полугодие – 2-я мировая война и послевоенное развитие до середины 60-х годов XX века, 2-е полугодие – со 2-й половины 60-х годов по настоящее время).

Согласно Базисному учебному плану для вечерней школы на изучение курса истории отводится по 2 часа в неделю (по 72 часа в год, исходя из 36 учебных недель), всего на курс истории в старшей школе отводится 216 часов.

Рабочая программа для 10 класса вечерней школы включает в себя интегрированный курс Всеобщей истории с древнейших времен до конца XVIII века (1-е полугодие – с древнейших времен по XVI век, 2-е полугодие – XVII – XVIII века) и истории России с древности до конца XVIII века (1-е полугодие – с древнейших времен по XVI век, 2-е полугодие – XVII – XVIII века).

Рабочая программа для 11 класса вечерней школы включает в себя интегрированный курс Всеобщей истории XIX века – 1-й половины XX века (до начала 2-й мировой войны) и истории России XIX века – 1-й половины XX века (до начала 2-й мировой войны).

Рабочая программа для 12 класса вечерней школы включает в себя интегрированный курс Всеобщей истории с событий 2-й мировой войны по настоящее время и истории России с событий 2-й мировой войны по настоящее время.

На изучение Всеобщей истории отводится не менее 24 часов в год, на изучение истории России отводится не менее 36 часов в год.

Рабочая программа содержит регионально-национальный компонент государственного образовательного стандарта: вопросы по истории края включены в базовый курс Истории России.



Используемый учебно-методический комплект:

- Волобуев О.В. Россия и мир с древнейших времен до конца 19 века. 10 класс. – М. «Дрофа», 2006

- Волобуев О.В. Россия и мир. 11 класс. - М. «Дрофа», 2008

- Атласы по истории. – М. «Дрофа», 2008



Интернет-ресурсы:

- edu.ru


- http://social.narod/index.ru.htm

- http://www.history.ru/histr.htm

- http://www.history.ru/histwh.htm

- http://www.history.ru/histsng.htm

- http://www.history.machaon.ru/

- http://hronos.km.ru/

- http://www.hist.msu.ru/ER/
Реализация рабочей программы способствует:

- созданию у обучающихся полноценных знаний и представлений об основных этапах развития человечества в целом и нашей страны в частности, о многообразии форм экономической, политической, социальной, духовной, культурной жизни общества, о единстве мировой истории, формированию представлений об многоаспективности и неоднолинейности исторического процесса;

- созданию у обучающихся полноценных знаний и представлений о социокультурном опыте человечества, исторически сложившихся мировоззренческих системах, роли России во всемирно-историческом процессе;

- формированию способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности;

- воспитанию гражданственности, национальной идентичности, развитию мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок идеологических доктрин;

- овладению учащимися умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации.
Требования к уровню подготовки:

В результате изучения истории ученик должен:


Знать и понимать:

- знать основные события истории изучаемого периода, воспроизводить основные факты, события;

- знать основные понятия, даты, персоналии изучаемого периода;

- понимать характерные причинно-следственные связи исторических событий;

- понимать функциональные связи и отношения между частями целого, между отдельными периодами истории и всего исторического процесса в целом;

Уметь:

- рассказывать об основных исторических событиях, фактах, объяснять их цели, причины, итоги, значение;

- разделять процессы на этапы (звенья), сравнивать, сопоставлять, классификации, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям и критериям;

- передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловой анализ текста, создавать письменные высказывания адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы, опорный конспект;

- вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными» словами), формулировать выводы;

- работать с исторической картой;

- использовать при подготовке к выполнению заданий различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;

- самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности;



Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

- использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности;

- толерантного отношения к людям другой культуры, национальной и религиозной принадлежности;

- осознания себя как гражданина России

«Мир и Россия с древнейших времен до конца XVIII века»

(10 класс вечерней школы)

№ п/п



Тема урока


Кол-во ча-

сов



Тип урока


Элементы содержания


Требование к уровню подготовки

обучающихся




Вид контроля, измерители


Элементы дополнительного содержания


Домашнее задание


Дата проведения

История как наука – 2 часа

1-2

История в системе гуманитарных наук
Основные концепции исторического развития человечества: историко-культурологические (цивилизационные) теории, формационная теория, теория модернизации

2

Лекция с элементами беседы

Актуализация знаний

Практическая работа с учебником


- Этапы развития исторического знания.

- Концепции исторического развития.

- Критерии оценки истории: человек и общество в истории, общественные идеалы, критерии прогресса

- Принципы периодизации истории и основные этапы развития человечества.

- Основные концепции исторического развития человечества: историко-культурологические (цивилизационные) теории, формационная теория, теория модернизации

- Понятия: концепции исторического развития, методы познания, конкретно-исторический анализ, движущие силы в истории, формация, цивилизация, стадии мирового цивилизационного развития, периодизация всемирной истории, пространство, время, движение, эпоха, этнос, дикость-варварство-цивилизация



- Характеризовать этапы развития исторического знания, называть имена выдающихся историков античности, Средневековья, Нового и Новейшего времени.

- Характеризовать методы исторического исследования.

- Сравнивать цивилизационный, культурологический и формационный подходы к изучению истории.

- Характеризовать основные подходы к периодизации всемирной истории.

- Называть и сравнивать основные этапы развития человечества.

- Характеризовать основные концепции исторического развития человечества: историко-культурологические (цивилизационные) теории, формационная теория, теория модернизации

- Аргументировать свое отношение к современным взглядам на этапы развития человечества.

- Объяснять смысл, значение важнейших понятий теоретической истории: пространство, время, движение и др.



- Составление опорного конспекта.

- Составление сравнительной таблицы «Этапы развития исторических знаний»

- Составление таблицы «Этапы развития человечества» (1) Основные периоды, 2) Краткое содержание периода, 3) Ценностные ориентации)


- История воззрений на общество. Цивилизация и общество.

(Общ.)


- Источники сведений о прошлом жителей Кольского Севера. Соотнесение этапов древней истории края с историей России и мира. (НРК)

Опорный конспект





Всеобщая история

Древнейшая история человечества – 2 часа

3-4

Современные научные концепции о происхождении человека и общества.

Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи.


Расселение древнейшего человечества.

Формирование рас и языковых семей

Неолитическая революция. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Родоплеменные отношения


2

Лекция с элементами беседы
Практическая работа с учебником

- Современные научные концепции о происхождении человека и общества

- Предыстория человечества и её хронологические рамки.

- Природное и социальное в человеке в первобытную эпоху

- Эволюция человечества.

- Расселение человечества.

- Формирование рас и языковых семей

- Неолитическая революция.

- Понятия: ранний палеолит, мезолит, австралопитек, питекантроп, неандерталец, кроманьонец, неолит, энеолит, неолитическая революция, присваивающий и производящий тип хозяйства, племенные союзы, расы людей



- Называть хронологические рамки предыстории человечества.

- Называть факторы, способствовавшие выделению человечества из мира природы.

- Высказывать суждения о гипотезах происхождения человека.

- Называть и показывать на карте регионы, являющиеся прародиной человечества, рассказывать о расселении человечества

- Раскрывать сущность неолитической революции

- Показывать последовательность перехода от присваивающего к производящему типу хозяйства.

- Называть факторы, способствующие зарождению имущественного неравенства и появлению частной собственности

- Характеризовать изменения в укладе жизни и формах социальных связей



- Работа с фрагментами исторических источников, картой, атласами

- Составление опорного конспекта

- Составление схемы «От первобытности к ранней государственности»


- География расселения первобытного человека. Влияние природно-климатических условий на занятия и образ жизни первобытных людей (География)

- Гипотезы происхождения человека и этапы его становления (Биология)

- Описание жизни первобытных людей в произведениях зарубежной и отечественной литературы (Литература)

- Первобытная эпоха на территории нашей страны и нашего края

(НРК)


Опорный конспект





Цивилизации Древнего мира и Средневековья – 12 часов

5-6

Архаичные цивилизации. Особенности материальной культуры. Развитие государственности и форм социальной организации. Мифологическая картина мира. Возникновение письменности и накопление знаний.
Цивилизации Древнего Востока. Формирование индо-буддийской и китайско-конфуцианской цивилизации. Социальные нормы и духовные ценности в древнеиндийском и древнекитайском обществе. Возникновение религиозной картины мира. Философское наследие Древнего Востока

2

Проблемная беседа. Практическая работа с учебником и историческими источниками

- Хронологические рамки истории Древнего мира.

- Архаичные цивилизации.

- Предпосылки возникновения государства

- Государства Древнего мира: типы и формы.

- Новый этап духовной жизни цивилизации.

- Цивилизации Древнего Востока. Формирование индо-буддийской и китайско-конфуцианской цивилизации

- Понятия: государство, деспотия, монархия, «речные» цивилизации, сельская община, патриархальная семья, рабовладение, ирригационное земледелие, религии спасения, мировые религии


- Называть и показывать на карте первые государственные образования Древнего Востока

- Называть хронологические рамки существования цивилизация Древнего мира

- Определять предпосылки возникновения государств Древнего мира, называть основные признаки государства.

- Устанавливать отличительные особенности цивилизаций Востока

- Характеризовать деспотии, сложившиеся в начале железного века, излагать суждения о причинах слабости деспотических государств древности.

- Излагать суждения о системе ценностей в цивилизациях Древнего Востока, об их социальных нормах и духовных ценностях

- Называть культурные достижения народов Древнего Востока, характеризовать их вклад в мировую культуру, рассказывать о философском наследии Древнего Востока


- Работа с фрагментами исторических источников, картой, атласами

- Составление опорного конспекта

- Составление сравнительной таблицы «Цивилизации Древнего мира»


- Влияние природной среды на хозяйственную деятельность человека (География)

- Особенности правовых основ деспотий Древнего Востока. Право личности в древнейших законодательствах стран Востока (Право)

- Вклад культуры Востока в мировую культуры (МХК)


Опорный конспект

Составление таблицы «Основные идеи религий спасения»

Сообщение на тему «Исторический портрет Александра Македонс-кого»





7

Античные цивилизации Средиземноморья

Полисная политико-правовая организация и социальная структура. Демократия и тирания.

Философское наследие Древней Греции


1

Практическая работа с учебником

- Города-государства Греции

- Становление демократии в Афинах.

- Общественно-политический строй Спарты

- Полисная политико-правовая организация и социальная структура.

- Демократия и тирания

- Борьба за господство над Средиземноморьем

- Империя Александра Македонского

- Культурное наследие античных цивилизаций Средиземноморья.

- Понятия: античность, античные цивилизации, «морские» цивилизации, демократия, республика, статус личности, рабство, город-государство, полис, гражданская община, аристократия, олигархия, тирания, синтез культур, колонии.


- Называть древнейшие цивилизации Греции и Рима, указывать хронологические рамки их расцвета и упадка

- Характеризовать систему ценностей Греции и Рима, выделять общее и различия

- Проводить сравнительный анализ исторического развития древних городов-государств – Афин, Спарты и Рима (географическое положение, социальная структура полиса, хозяйственная деятельность, органы управления, роль народного собрания, особенности рабовладения

- Называть причины и результаты греко-персидских войн

- Характеризовать результаты и значение Пелопонесской войны

- Излагать суждения о причинная создания и распада империи Александра Македонского

- Определять роль древнегреческой цивилизации для развития цивилизации Западной Европы

- Рассказывать об особенностях становления иудео-христианской духовной традиции, её религиозно-мировоззренческой особенности



- Работа с фрагментами исторических источников, картой, атласами

- Составление сравнительной таблицы «Анализ развития городов-государств Афин, Спарты и Рима»

- Сообщение «Исторический портрет Александра Македонского»


- Влияние природной среды на хозяйственную деятельность человека (География)

- Особенности правовых отношений в античной Греции и Риме

(Право)

- Культурные достижения Древней Греции, её вклад в мировую культуру (МХК)




Опорный конспект





8

Римская республика и империя. Римское право. Мифологическая картина мира и формирование научной формы мышления в античном обществе. Философское наследие Древнего Рима

Становление иудео-христианской духовной традиции, её религиозно-мировоззренческие особенности. Ранняя христианская церковь



1

Лекция с элементами беседы

- Города-государства Италии. Основание Рима.

- Возвышение Рима и утверждение республиканского строя

- Установление господства Рима над Италией.

- Пунические войны и их итоги.

- Кризис Римской республики и основные этапы становления империи

- Кризис и падение Западной Римской Империи

- Становление иудео-христианской духовной традиции, её религиозно-мировоззренческие особенности. Ранняя христианская церковь

- Культурные достижения римской культуры и её вклад в мировую культуру

- Понятия: республика, мировая держава, империя, легион, манипула, всадники, плебеи, патриции, трибуны, колоны, рабство, триумвират, гражданские войны.


- Читать историческую карту с опорой на легенду.

- Рассказывать о подчинении Римом Италии

- Рассказывать об этапах римской государственности

- Определять роль древнеримской цивилизации в истории развития западной цивилизации

- Рассказывать об особенностях становления иудео-христианской духовной традиции, её религиозно-мировоззренческой особенности


- Работа с фрагментами исторических источников, картой, атласами

- Составление таблицы «Пунические войны» (даты, причины, последствия)



- Влияние природной среды на хозяйственную деятельность человека (География)

- Особенности правовых отношений в античной Греции и Риме

(Право)

- Культурные достижения Древнего Рима, его вклад в мировую культуру (МХК)




Опорный конспект





9-10

Христианская средневековая цивилизация в Европе.

Складывание западноевропейского региона цивилизационного развития.


Особенности социальной этики, отношения к труду и собственности, правовой культуры, духовных ценностей в католической традиции


2


Лекция с элементами беседы и дискуссии
Проблемное изложение

- Средневековье, его хронологические рамки и периодизация.

- Западная Европа в раннее Средневековье.

- Варварские королевства. Империя Карла Великого и её распад.

- Особенности феодальных отношений в средневековой Европе.

- Религиозное единство Европы.

- Нормандские завоевания и создание Священной Римской империи.

- Понятия: Средние века, традиционное общество, раннефеодальная империя, варварские королевства, феодальная иерархия, феод, вассал, барщина, оброк, рента, феодальная раздробленность, католическая церковь, крестовые походы, религиозное сознание.


- Называть и характеризовать основные периоды средневековой цивилизации.

- Рассказывать об особенностях социально-экономических и политических отношений, складывающихся в Европе в раннее Средневековье.

- Сравнивать управление империей Карла Великого и варварскими королевствами, определять различия, объяснять, чем они обусловлены.

- Называть основные черты феодализма и причины феодальной раздробленности.

- Характеризовать положение средневековых сословий, их привилегии и обязанности

- Называть и характеризовать черты средневекового массового сознания, ценностей средневековой эпохи.

- Рассказывать о роли христианской церкви и папства в средневековой Европе, об отношениях между церковью и светской властью.


- Работа с фрагментами исторических источников, картой, атласами

- Составление опорного конспекта

- Дискуссия «Единство или многообразие Европы»


- Влияние природной среды на хозяйственную деятельность человека (География)

- Особенности правовых отношений в средневековой Европе

(Право)

- Культурные достижения средневековой Европы. Влияние христианства на средневековую культуру



(МХК)

- Проблемы веры и разума. Роль античного наследия в развитии теологии. (Философия)




Опорный конспект

Подготовка реферата по теме: «Рыцарство как особое военное сословие»








11

Складывание восточноевропейского региона цивилизационного развития

Социокультурное и политическое влияние Византии. Особенности социальной этики, отношения к труду и собственности, правовой культуры, духовных ценностей в православной традиции



1

Проблемное изложение

- Особенности социально-экономического, общественно-политического и культурного развития Византийской империи

- Государственная власть и церковь.

- Византия и её отношения с Европой, мусульманским и славянским миром

- Понятия: православие, иконоборчество, кириллица, политическая теория «симфонии государства и церкви», автокефальная церковь, патриарх, система ценностей



- Показывать на карте границы Византийской империи

- Называть хронологические рамки существования Византийской империи

- Рассказывать об особенностях социально-экономического, общественно-политического и культурного развития Византийской империи.

- Характеризовать внешнюю политику Юстиниана, называть причины неудач попытки восстановления Римской империи

- Высказывать суждения о роли и особенностях императорской власти и православной церкви в жизни византийцев

- Сравнивать восточный и западный христианский мир, определять общее и различия

- Показывать истоки и причины возникновения конфликта между двумя центрами христианской церкви

- Характеризовать отношения Византии с ближайшими соседями



- Работа с фрагментами исторических источников, картой, атласами

- Составление плана-конспекта «Особенности социально-экономического, общественно-политического и культурного развития Византийской империи»



Взаимоотношения Византии с Русью (История России)

- Роль правовых норм в укреплении государственной власти и церкви в Византии

(Право)

- Христианская культура, её влияние на духовную жизнь (МХК)



Опорный конспект

Подготовка реферата по теме: «Соотношение светской и церковной власти в католичес-кой и православ-ной церкви»






12.

Возникновение исламской цивилизации.

Социальные нормы и мотивы поведения человека в исламском обществе. Социокультурные особенности арабского и тюркского общества. Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху Средневековья



1

Практическая работа с учебником

- Возникновение исламской религии.

- Создание Арабского халифата и его распад.

- Общественно-политическое устройство исламских государств

- Социальные нормы и мотивы поведения человека в исламском обществе

- Мусульманская культура и философская мысль в эпоху Средневековья

- Понятия: Ислам, мусульмане, меджлис, Коран, сунна, шариат, халифат, джихад, хадж, берберы, духовные ценности ислама



- Показывать на карте границы Арабского халифата, использовать данные карты при характеристике политического и экономического развития халифата

- Характеризовать влияние природных условий Аравийского полуострова на хозяйственную деятельность арабских племен

- Высказывать суждения о причинах возникновения ислама, характеризовать основные положения мусульманского вероучения.

- Сравнивать ислам с другими мировыми религиями, выделять их общее и различия

- Называть факторы кризиса Арабского халифата

- Называть основные черты исламской цивилизации



- Работа с фрагментами исторических источников, картой, атласами

- Составление плана-конспекта «Особенности социально-экономического, общественно-политического и культурного развития Арабского халифата»



- Цивилизация и общество. Духовная сфера жизни общества (Общ.)

- Влияние природной среды на хозяйственную деятельность человека (География)

- Особенности шариата как источника мусульманского права

(Право)


- Проблемы личности и общества в произведениях исламской литературы (Литература)

Опорный конспект





13-14

Становление и развитие сословно-корпоративного строя в европейском средневековом обществе. Феодализм как система социальной организации и властных отношений.
Образование централизованных государств. Роль церкви в европейском обществе.

2

Лекция с элементами беседы

Работа с источниками



- Экономическое и политическое развитие Европы в 11-15 в.в.. Рост городов и развитие светской культуры.

- Становление и развитие сословно-корпоративного строя

- Образование централизованных государств в Западной Европе

- Международные отношения и социальные движения в Европе в 12-15 веках.

- Культура Средневекового Запада, её роль в жизни общества

- Понятия: органы городского самоуправления, светский университет, корпорации, централизованное государство, королевский домен, сословно-представительные учреждения, внутренняя колонизация Европы, Столетняя война, Жакерия, «новые дворяне», картина мира в Средние века, богословие, философия, дуализм, рационализм и мистика.



- Характеризовать экономические и политические изменения в жизни европейцев в 11-15 веках, определять причины этих изменений.

- Характеризовать процессы создания централизованных государств в Западной Европе

- Характеризовать причины кризиса европейского традиционного общества в 14-15 веках

- Называть предпосылки модернизации

- Характеризовать сословно-представительные учреждения, их структуру и правовой статус

- Излагать суждения о причинах сохранения феодальной раздробленности в Центральной Европе

- Анализировать исторические источники, раскрывать сущность событий, используя материалы исторических источников.


- Работа с фрагментами исторических источников, картой, атласами

- Составление таблицы «Причины образования централизован-ных государств в Западной Европе»



- Особенности формирования правовых основ государств Западной Европы. (Право)

- Особенности средневекового искусства в творчестве зарубежных деятелей культуры

(МХК)


Опорный конспект





15.

Культурное и философское наследие европейского Средневековья

1

Лекция с элементами беседы

- Картина мира средневекового европейца. Система ценностей.

- Типы средневековой культуры (церковная, рыцарская, крестьянская, городская)

- Значение культуры Средневековья для развития западноевропейской цивилизации

- Понятия: христианский мир, аскетизм, теократия, богословие, философия, дуализм, церковная культура, крестьянская культура, рыцарская культура, городская культура, ереси, рационализм, светское образование, университеты.



- Характеризовать картину мира и систему ценностей средневекового человека

- Характеризовать особенности разных типов культуры

- Анализировать исторические источники, характеризующие особенности развития культуры Средневекового Запада


- Работа с фрагментами исторических источников, картой, атласами

- Составление опорного конспекта



- Представления средневекового человека о мире (Общ.)

- Особенности светской и религиозной литературы в формировании мировоззрения человека средневековой Европы (Литература)



Опорный конспект





следующая страница >>



Есть такие лестные для человека грехи, что исповедоваться в них значило бы впасть в грех тщеславия. Александр Арну
ещё >>