Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе 3 521.36kb.
Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе 3 423.48kb.
Мартинкенайте Кристина Витаутовна, учитель начальных классов Краснокамск... 1 234.65kb.
Патрахина Елена Александровна 2013 г. Тобольск пояснительная записка... 7 901.39kb.
Пояснительная записка Данная рабочая программа написана на основе... 9 1356.32kb.
Рабочая программа по литературе 6 класс разработана на основе Примерной... 1 192.98kb.
Пояснительная записка Рабочая программа по курсу «Права человека» 1 142.9kb.
Викторова Светлана Георгиевна. Педстаж: 32 года. Категория: первая. 4 616.06kb.
Костина Наталья Вячеславовна, учитель музыки пояснительная записка... 4 745.47kb.
Пояснительная записка данная программа разработана на основе Федерального... 5 405.83kb.
Пояснительная записка к тематическому планированию по геометрии в... 1 22.63kb.
Тематическое планирование Учитель: Ракипова Р. Р. Количество часов... 1 31.73kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе - страница №1/1

история средних веков (6 класс)
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе:

  1. БУП -2004, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004 г.;

  2. Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;

  3. Федеральной примерной программы основного общего образования по истории, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

Программа курса охватывает период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс отражает роль Средневековья в складывании основ современного мира, уделяет внимание феноменам истории которые вошли в современную цивилизацию.



Цели курса:

  1. сформировать у учащихся целостное представление об истории средних веков как закономерном и необходимом периоде всемирной истории;

  2. осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы и мира, показать их общие черты и различия;

  3. охарактеризовать наиболее яркие личности Средневековья, их роль в истории и различия;

  4. показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, номы морали); уделить при этом особое внимание истории мировых религий – христианства и ислама;

  5. сформировать умения:

- связно пересказывать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;

- анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических событий и явлений;

- сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходства и различия;

- давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям;

- полемизировать и отстаивать свои взгляды;

- самостоятельно анализировать исторические источники, как письменные, так и вещественные и изобразительные;

- работать с исторической картой;

- оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений.


Задачи курса – показать самобытные черты Средневековья, его особенности, с целью понимания его учащимися и уважительного отношения к традициям своим и чужим.

Курс построен по проблемно-хронологическому принципу, что позволяет уделить необходимое внимание и наиболее важным сквозным проблемам Средневековья, и особенностям развития каждого региона, а также проследит динамику исторического развития и выделить в рамках Средневековья его основные этапы. Курс включает историю Европы, Азии, Африки, Америки при этом основное внимание уделяется Европе, при возможности акцентируется связь истории зарубежных стран с историей России.


Содержание курса

История Средних веков

Великое переселение народов. Варварские королевства. Христианизация Европы и образование двух ветвей христианства.

Империя Карла Великого. Политическая раздробленность. Феодализм. Сословный строй в Западной Европе. Власть духовная и светская. Католическая церковь. Вассалитет. Крестьянская община. Средневековый город. Экономическое развитие Западной Европы. Образование централизованных государств. Сословно-представительные монархии.

Кризис европейского средневекового общества в XIV-XV вв. Столетняя война. Крестьянские восстания. Ереси. Гуситское движение.

Византийская империя.

Племена Аравийского полуострова. Возникновение ислама. Мухаммед. Арабские завоевания. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Османская империя.

Средневековое общество в Индии, Китае, Японии. «Доколумбова Америка».

Духовный мир европейского средневекового человека. Романское искусство. Готика. Культурное наследие Средневековья.

На изучение курса истории в 6 классе отводится 70 часов, (2 урока в неделю) из них не менее 30 на изучение курса истории России (с древности до XV в.) – 33ч.+37ч.



Классы

Объем учебного времени (федеральный

Разделы примерной программы

Резерв учебного времени




компонент)

История России

Всеобщая история










Что изучает история – не менее 10 ч




V-VI классы

140 ч

История России (с древности до XV в.) – не менее 30 ч.

История Древнего мира и Средних веков – не менее 75 ч

25 ч

При изучении данного курса используется учебник: Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.–272 с.

Данное издание учебника переработано доктором исторических наук А.А. Сванидзе: сокращен текст, усовершенствован методический аппарат, обновлены исторические карты и иллюстративный ряд. Учебник соответствует требованиям программы. Помимо описания основных событий средневековой истории, значительное внимание уделено культуре, быту и нравам средневекового общества.


Основные умения и навыки учащихся
Достаточно полно воспроизводить исторические сюжеты по учебным пособиям, историческим документам, рассказам учителя.
Определять значение изученных в курсе понятий.
Выстраивать события истории в хронологическом порядке. Соотносить исторические события отечественной и зарубежной истории.
Составлять план, заполнять таблицу по материалам учебника, фрагментов исторических источников под руководством учителя.
Оценивать исторические факты, явления, деятельность исторических личностей.
Самостоятельно и под руководством учителя анализировать текст учебника, исторического документа. Использовать текст учебника, исторического документа для доказательства своих суждений.
По материалам исторических источников готовить сообщение и выступать с ним.
Оценивать полноту и правильность ответа одноклассников. Участвовать в обсуждении проблемы.
Использовать карту при изложении исторических сюжетов.
Планирование составлено на основе Федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2004 года по предмету «История», а также Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г (Сборник нормативных документов. История/сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – 2-у изд. – М.: Дрофа, 2008. – 150 с.)

Тематическое планирование 6 класс

История Средних веков 33 часа,

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Д/з

Дата




Раздел 1. «Введение» (1 ч.)

1







1.

Введение. Что изучает история Средних веков.

1










Раздел 2. «Раннее средневековье» (8 ч.)

8







2.

Древние германцы и Римская империя.

1

§1




3.

Королевство франков и Христианская церковь в раннее Средневековье.

1

§2




4.

Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность.

1


§3




5.

Западная Европа в 9-11 веках.

1

§4




6.

Культура раннего Средневековья.

1

§5




7.

Византийская империя. Культура Византии.

1

§6-7




8.

Образование славянских государств

1

§8




9.

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Культура стран Халифата.

1

§9-10







Раздел 3. «Расцвет средневековья» (9 ч.)

9







10.

Средневековый замок и рыцари.

1

§11




11.

Средневековая деревня и ее обитатели.

1

§12




12.

Формирование средневековых городов.

1

§13




13.

Горожане и их образ жизни.

1

§14




14.

Католическая церковь и духовенство. Церковь и ересь.

1

§15




15.

Крестовые походы.

1

§16




16.

Обобщающий урок.

1







17.

Объединение Франции.

1

§17




18.

Англия в XI-XII вв.

1

§18







Раздел 4 «Позднее Средневековье» (9 ч.)


9







19.

Столетняя война.

1

§19




20.

Крестьянские восстания во Франции и в Англии.

1

§20




21.

Усиление королевской власти в к. XV века во Франции и в Англии.

1


§21




22.

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.

1

§22




23.

Феодальная раздробленность в Германии и Италии в XI-XV вв.

1

§23-24




24.

Гуситское движение в Чехии.

1

§25




25.

Завоевание турками-османами Балканского полуострова.

1

§26




26.

Образование и философия. Средневековая литература и искусство.

1

§27-28




27.

Культура раннего Возрождения. Научные открытия и изобретения.

1

§29-30







Раздел 5. «Народы Азии, Америки и Африки в средние века» (4 ч.)

4








28.

Средневековый Китай.

1

§31




29.

Индия. Государства и культура.

1

§32




30.

Государства и народы доколумбовой Америки.

1

§33




31.

Африка.

1

§34







Раздел 6. «Итоговое повторение» (2 ч.)

2







32.

Значение Средних веков в истории человечества.

1

Повт.




33.

Обобщающий урок.

1








Пояснительная записка

к рабочей программе по Истории России с древнейших времен до конца XVI в. (6 класс)

Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования МО РФ 2004 г. и авторской программы «История России 6-9 кл.» под редакцией А. А. Данилова и Л. Г. Косулиной. - М.: Просвещение, 2009.

Опирается на стандарт основного общего образования по истории.

Программа включает материал по истории России с древнейших времен до конца XVI в. и рассчитана на 34 часа. Стандарт 2004 г. устанавливает хронологические рамки курса истории в 6 классе по XV в. Учебники 6 класса включают материал по XVI в. и для удобства учителя и учеников тематическое планирование составлено по XVI в.

Программа реализуется с помощью УМК:



Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. - М.: Просвещение, 2007.

А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История России с древнейших времен до конца XVI века. Данилов А. А., Косулина Л. Г .Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2007

Е.В. Симонова. Поурочные разработки по истории России. 6 класс – М.: «Экзамен», 2006.

- Настенные исторические карты

- Атласы по истории России с древнейших времен до конца XVI века.

В качестве цифровых образовательных ресурсов предполагается использование:

1. Электронный учебник: Всеобщая история, 6 класс.

2. БЭНП «История Древнего мира и средних веков»

3. Презентации по курсу истории России с древнейших времен до конца XVI века.



Основные цели курса:

• выработки у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом;

• развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);

• формирование ценностных ориентации и убеждений школьника на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, восприятие идей гуманизма, уважения прав человека, патриотизма;

• развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной культуры, воспитание уважения к истории, культуре своего народа, стремление сохранять и приумножать культурные достижения своей страны;

• изучая историю родного края, вызвать у учащихся любовь к своей малой Родине, чувство сопричастности со всем происходящим в городе, крае, стране.



Основные умения учащихся, которыми они должны овладеть после изучения курса:

• работать с исторической картой, читать ее, использовать как источник знаний;

• определять хронологию событий, соотносить событие с веком, эпохой;

• изучать исторические источники, извлекать из них новые знания, в том числе путем сопоставления информации;

• анализировать исторические факты, раскрывая причинно-следственные связи, сравнивая явления и события, определяя их основные характеристики;

• давать оценку отдельным явлениям культуры;

• составлять связный и четкий рассказ по тексту учебника и другим источникам знаний (на основе простого плана);

• составлять характеристику исторических деятелей;

• участвовать в обсуждении, формировать собственное мнение, давать отзыв на ответы других учащихся.

Содержание программы:

Народы и государства на территории нашей страны
в древности

Заселение территории нашей страны. Народы, проживавшие на территории России до середины I тысячелетия до н.э. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Восточные славяне: расселение, соседи, занятия, общественный строй. Кочевые народы Степи. Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма.



Русь в IX - начале XII в.

Соседская община. Город. Новгород и Киев - центры древнерусской государственности. Образование Древнерусского государства. Рюриковичи. Князь и дружина. Владимир I. Крещение Руси. Ярослав Мудрый. «Русская Правда». Категории населения. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси.



Русские земли и княжества в XII - середине XV в.

Политическая раздробленность Руси. Владимиро-Суздальское княжество. Галицко-Волынское княжество. Новгородская боярская республика. Удельные князья. Бояре. Свободное и зависимое население. Борьба против внешней агрессии в XIII в. Монгольское завоевание. Золотая Орда. Экспансия с Запада. Александр Невский. Русь и Орда. Русь и Великое княжество Литовское. Восстановление хозяйства. Формы землевладения. Начало объединения русских земель. Иван Калита. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни Руси. Сергий Радонежский.



Российское государство во второй половине XV - XVII в.

Борьба против Орды. Свержение золотоордынского ига. Иван III. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы. Становление органов власти Российского государства. Судебник 1497 г. Местничество.



Иван IV Грозный. Установление царской власти. Реформы середины XVI в. Земские соборы. Расширение Русского государства (присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири). Казачество. Ливонская война. Опричнина.
Основные умения и навыки учащихся
Достаточно полно воспроизводить исторические сюжеты по учебным пособиям, историческим документам, рассказам учителя.
Определять значение изученных в курсе понятий.
Выстраивать события истории в хронологическом порядке. Соотносить исторические события отечественной и зарубежной истории.
Составлять план, заполнять таблицу по материалам учебника, фрагментов исторических источников под руководством учителя.
Оценивать исторические факты, явления, деятельность исторических личностей.
Самостоятельно и под руководством учителя анализировать текст учебника, исторического документа. Использовать текст учебника, исторического документа для доказательства своих суждений.
По материалам исторических источников готовить сообщение и выступать с ним.
Оценивать полноту и правильность ответа одноклассников. Участвовать в обсуждении проблемы.
Использовать карту при изложении исторических сюжетов.
На изучение курса истории в 6 классе отводится 70 часов, (2 урока в неделю) из них не менее 30 на изучение курса истории России (с древности до XV в.)

Классы

Объем учебного времени (федеральный

Разделы примерной программы

Резерв учебного времени




компонент)

История России

Всеобщая история










Что изучает история – не менее 10 ч




V-VI классы

140 ч

История России (с древности до XV в.) – не менее 30 ч.

История Древнего мира и Средних веков – не менее 75 ч

25 ч



Тематическое планирование 6 класс


История России 37 часов




Тема 1. Русь Древняя.

10







34.

Введение. Восточные славяне.

1

§1




35.

Восточные славяне.

1

§1




36.

Соседи восточных славян.

1

§2




37.

Формирование Древнерусского государства.

1

§3




38.

Первые киевские князья.

1

§4




39.

Владимир Святославич. Принятие христианства.

1

§5




40.

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром.

1

§6




41.

Культура Древней Руси.

1

§7




42.

Быт и нравы Древней Руси.

1

§8




43.

Урок обобщения по теме «Русь Древняя»

1










Тема 2. Политическая раздробленность на Руси.

9







44.

Начало раздробления Древнерусского государства.

1

§9




45-46.

Главные политические центры Руси.

2

§10-11




47.

Нашествие с Востока.

1

§12




48.

Борьба Руси с западными завоевателями.

1

§13




49.

Русь и Золотая Орда.

1

§14




50.

Русь и Литва.

1

§15




51.

Культура русских земель в XII-XIIIвв.

1

§16




52.

Урок обобщения по теме «Политическая раздробленность на Руси»

1










Тема 3. Русь Московская.

14







53.

Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества.

1

§17




54.

Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва.

1

§18




55.

Московское княжество и его соседи в конце XIV - середине XV века.

1

1§9




56.

Создание единого русского государства и конец ордынского владычества.

1

2§0




57.

Московское государство в конце XV – начале XVI в.

1

§21




58.

Церковь и государство в конце XV – начале XVI в.

1

§22




59.

Реформы Избранной рады.

1

§23




60.

Внешняя политика Ивана IV.

1

§24




61.

Опричнина.

1

§25




62.

Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV - XVI вв.

1


§26




63.

Архитектура и живопись в XIV - XVI вв.

1

§27




64.

Быт в XV - XVI вв.

1

§28




65.

Урок обобщения по теме «Русь Московская».

1

Повт.




66.

Урок обобщения по курсу истории России с древнейших времен до конца XVI века.

1

Повт.




67-70.

резерв

4








Рекомендуемая литература по истории средних веков

  1. Арасланова О.В., Соловьев К.А. История средних веков. 6 класс: поурочные разработки к учебникам Е.В.Агибаловой, В.А.Ведюшкина.–М.:ВАКО, 2004.– 416 с.

  2. Девятайкина Н.И. Тесты по истории средних веков.– Саратов:лицей, 2002.–96 с.

  3. Степанько С.Н. Всеобщая история. Средние века. 6 класс: тесты, контрольные вопросы и задания. – Волгоград: Учитель, 2009. – 153 с.

  4. Крючкова Е.А. История Средних веков. Рабочая тетрадь. 6 класс: пособие для учащихся общеобразов. учреждений.- М.: Просвещение, 2009. – 112 с.

  5. Блок М. Короли-чудотворцы. — М., 1998.




  1. Буданова В. П. Варварский мир эпохи Великого переселения народов. — М., 2000.




  1. Город в средневековой цивилизации Западной Европы/Под ред. А. А. Сванидзе. В 4 т. — М., 1999—2000. — Т. 1—4.




  1. Гуревич А. Я. Избранные труды. В 4 т. — М.; СПб., 1999.— Т. 1—2.




  1. Дюби Ж. Средние века. От Гуго Капета до Жанны д’Арк (987 — 1460) — М., 2000.




  1. Дюби Ж. Трехчастная модель, или Представления средневекового общества о себе самом. — М., 2000.




  1. История Крестовых походов/Под ред. Д. Райли-Смита. — М., 1998.




  1. История Востока. В 6 т. — М., 1995. — Т. 2. Восток в Средние века.




  1. Кин М. Рыцарство. — М., 2000.




  1. Ле Гофф Ж. Другое Средневековье: Время, труд и культура Запада. — Екатеринбург, 2000.




  1. Мельникова Е. А. Образ мира: Географические представления в Западной и Северной Европе. V—ХIV века. — М., 1998.




  1. Право в средневековом мире. Вып. 2—3/Под ред. О. И. Варьяш. — СПб., 2001.




  1. Поньон Э. Повседневная жизнь Европы в 1000 году. — М., 1999.




  1. Рис А., Рис Б. Наследие кельтов. Древняя традиция в Ирландии и Уэльсе. — М., 1999.




  1. Флори Ж. Идеология меча: Предыстория рыцарства. — СПб., 1999.




  1. Человек в кругу семьи: Очерки по истории частной жизни в Европе до начала Нового времени/Под ред. Ю. Л. Бессмертного. — М., 1996.




  1. Человек в мире чувств: Очерки по истории частной жизни в Европе и некоторых странах Азии до начала Нового времени/Под ред. Ю. Л. Бессмертного. — М., 2000


Рекомендуемая литература по истории России

Альшиц Д. Н. Начало самодержавия в России. — М., 1988.


Белякова Г. С. Славянская мифология. — М., 1995.
Борисов Н. С. Иван III. — М., 2000.
Борисов Н. С. Иван Калита. — М., 1997.
Борисов Н. С. Сергий Радонежский. — М., 2001.
Будовниц И. У. Общественно-политическая мысль Древней Руси: XI—XIV вв. — М., 1960.
Великие пастыри России. — М., 1999.
Великие русские люди. — М., 1995.
Веселовский С. Б. Исследования по истории опричнины. — М., 1963.
Введение христианства на Руси. — М., 1987.
Горский А. А. Древнерусская дружина. — М., 1989.
Гриля И. Иван Михайлович Висковатый: Карьера государственного деятеля России XVI в. — М., 1994.
Греков И. Б., Якубовский А. Ю. Золотая Орда и ее падение. — М., 1998.
Данилевский Н. И. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX—XII вв.). — М., 1999.
Данилевский Н. И. Русские земли глазами современников и потомков (XII—XIV вв.) — М., 2000.
Егоров В. Л. Историческая география Золотой Орды в XIII—XIV вв. — М., 1985.
Забылин М. Русский народ: обычаи, обряды, предания, суеверия, поэзия. — М., 1997.
Зимин А. А. В канун грозных потрясений. Предпосылки Первой крестьянской войны в России. — М., 1986.
Зимин А. А. Витязь на распутье: феодальная война в России XV в. — М., 1991.
Зимин А. А. Опричнина Ивана Грозного. — М., 2001.
Зимин А. А. Реформы Ивана Грозного. — М., 1960.
Зимин А. А. Россия на рубеже XV—XVI столетий. — М., 1982.
Зимин А. А., Хорошкевич А. Л. Россия времен Ивана Грозного. — М., 1982.
История Москвы с древнейших времен до наших дней. — М., 1997. — Т. 1.
Каргалов В. В. Монголо-татарское нашествие на Русь. XIII в. — М., 1966.
Каргалов В. В. Конец ордынского ига. — М., 1980.
Каргалов В. В., Сахаров А. Н. Полководцы Древней Руси. — М., 1985.
Карпов А. Ю. Владимир Святой. — М., 1997.
Карпов А. Ю. Ярослав Мудрый. — М., 2001.
Клюг Э. Княжество Тверское: 1247—1485 гг. — Тверь, 1994.
Князький И. О. Русь и степь. — М., 1996.
Кобрин В. Б. Власть и собственность в средневековой России (XV—XVI вв.). — М., 1985.
Кобрин В. Б. Иван Грозный. — М., 1989.
Королев А. С. История межкняжеских отношений на Руси в 40—70-х годах Х века. — М., 2000.
Котляр Н. Ф. Древнерусская государственность. — СПб., 1998.
Кузьмин А. Г. Крещение Руси. — М., 2004.
Кучкин В. А. Русь под игом: как это было. — М., 1991.
Кучкин В. А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X—XIV вв. — М., 1984.
Леонтьева Г. А., Шорин П. А., Кобрин В. Б. Ключи к тайнам Клио. — М., 1994,
Лимонов Ю. А. Владимиро-Суздальская Русь: Очерки социально-политической истории. — М., 1987.
Лихачев Д. С. Исследования по древнерусской литературе. — М., 1986.
Матюшин Г. Н. У истоков цивилизации. — М., 1992.
Милов Л. В. Великорусский пахарь. — М., 1999.
Морозова Л. Е. Два царя: Федор и Борис. — М., 2001.
Муравьев А. Н., Сахаров А. М. Очерки истории русской культуры. IX—XVII вв. — М., 1984.
Насонов А. Н. Монголы и Русь. — М.; Л., 1940.
Немировский Е. М. Путешествие к истокам русского книгопечатания. — М., 1991.
Павленко Ю. А. Праславяне и арии: Древнейшая история индоевропейских племен. — Киев, 2000.
Павлов А. П. Государев двор и политическая борьба при Борисе Годунове (1584—1605 гг.). — СПб., 1992.
Пресняков А. Е. Образование Великорусского государства. — М., 1998.
Прохоров Г. М. Повесть о Митяе: Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. — Л., 1978.
Рабинович М. Г. О древней Москве. — М., 1964.
Рапов О. М. Русская церковь в IX — первой трети XII в.: Принятие христианства. — М., 1988.
Романов Б. А. Люди и нравы Древней Руси: Историко-бытовые очерки XI—XIII вв. — Л., 1966.
Россия XV — XVII веков глазами иностранцев. — Л., 1986.
Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества XII—XIII вв. — М., 1993.
Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. — М., 1987.
Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. — М., 1981.
Сахаров А. М. Образование и развитие Российского государства в XIV—XVII вв. — М., 1969.
Сахаров А. Н. Дипломатия Древней Руси (IX — первая половина Х в.). — М., 1980.
Сахаров А. Н. Дипломатия Святослава. — М., 1982.
Свердлов М. Б. Общественный строй Древней Руси в русской исторической науке XVIII—XX вв. — СПб., 1996.
Седов В. В. Восточные славяне в VI—XIII вв. — М., 1982.
Скрынников Р. Г. Иван Грозный. — М., 2001.
Скрынников Р. Г. Ермак. — М., 1992.
Скрынников Р. Г. На страже московских рубежей. — М., 1986.
Славяне и Русь: Проблемы и идеи. — М., 1999.
Творогов О. В. Древняя Русь. События и люди. — СПб., 1994.
Тимощук Б. А. Восточные славяне: От общины к городам. — М., 1995.
Тихомиров М. Н. Древнерусские города. — М., 1956.
Тихомиров М. Н. Древняя Москва: XII—XV вв.; Средневековая Россия на международных путях: XIV — XV вв. — М., 1992.
Тихомиров М. Н. Древняя Русь. — М., 1975.
Феннел Дж. Кризис средневековой Руси: 1200—1304. — М., 1989.
Флоря Б. Н. Иван Грозный. — М., 1999.
Фроянов И. Я. Древняя Русь: Опыт исследования социальной и политической борьбы. — М.; СПб., 1995.
Фроянов И. Я. Киевская Русь: Очерки социально-политической истории. — Л., 1980.
Фроянов И. Я. Киевская Русь: Очерки социально-экономической истории. — Л., 1974.
Фроянов И. Я. Рабство и данничество у восточных славян. — СПб., 1996.
Черепнин Л. В. Земские соборы Российского государства в XVI—XVII вв. — М., 1978.
Черепнин Л. В. Образование Русского централизованного государства в XIV—XV вв.: Очерки социально-экономической и политической истории Руси. — М., 1960.
Шмидт С. О. Становление российского самодержавия: Исследования социально-политической истории времен Ивана Грозного. — М., 1973.
Янин В. Л. Я послал тебе бересту… — М., 1

Учебно-методическое обеспечение программы


программа

учебники и учебные пособия

методические материалы

дидактические материалы

наглядные пособия

материалы для контроля

Примерноая программа основного общего образования по истории МО РФ 2004 г (Сборник нормативных документов. История/сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – 2-у изд. – М.:Дрофа, 2008. – 150 с.)



Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. - М.: Просвещение, 2007.

А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История России с древнейших времен до конца XVI века. Данилов А. А., Косулина Л. Г .Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2007

Е.В. Симонова. Поурочные разработки по истории России. 6 класс – М.: «Экзамен», 2006.





А. Н. МАЙКОВ

Методические рекомендации

по курсу

«История России

с древнейших времен

до конца XVIII века»

6—7 классы

КНИГА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ/

http://www.prosv.ru/

ebooks/maikov6-7/index.htm


История

Россия с древнейших времен до конца XVI века Поурочное тематическое планирование 6 класс

Пособие для учителей общеобразовательных учреждений

Под редакцией А. А. Данилова\ http://www.prosv.ru/

ebooks/Danilov_Istoria_6kl

/index.html



Раздаточный материал. Опорные конспекты. Тексты исторических источников. Алгоритмы решения познавательных и проблемных задач. Алгоритм ответа.

Основные памятки.




Иллюстративный материал. Исторические карты и схемы по истории средних веков и истории России с древности до к. XV в.


Тестовые задания

Терминологические (понятийные и словарные) и хронологические диктанты.

Составление блок – схем, кластеров, сравнительных таблиц, хронологических таблиц, понятийных таблиц.

Карточки. Лабораторные работы. Работы по анализу исторических источников, карт, иллюстраций.







Глаза — зеркало души. Только чтобы мухи не узнали об этом. Станислав Ежи Лец
ещё >>