Пояснительная записка Актуальность Цель и задачи проекта «Экологическая этика» Система работы над проектом - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Цель классного часа Формирование гражданской позиции учащихся класса... 1 78.76kb.
Проекта, составляют рекомендации 1 51kb.
Webkeepers 1 80.81kb.
Toc краткое описание системы Контекст, цели и задачи проекта Список... 1 86.38kb.
Пояснительная записка. Вид проекта : творческий Продолжительность... 1 99.52kb.
Пояснительная записка I. Цель и задачи дисциплины. Основная цель... 1 214.4kb.
Выступление ученицы 6 класса Цыганковой Дарьи на уроке. Использованные... 1 119.18kb.
Пояснительная записка Цели и задачи программы дополнительного образования 1 157.21kb.
Решение которой даст определенный результат; Разрабатывать план активных... 1 204.31kb.
Требование ко второй главе После каждой таблицы и рисунка подробный... 1 200.97kb.
Пояснительная записка к курсовому проекту по дисциплине «Электроника... 1 180.39kb.
В поисках теоретических оснований экологической этики е. В. 1 125.36kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Пояснительная записка Актуальность Цель и задачи проекта «Экологическая этика» Система - страница №1/1

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Гимназия№3» Великого Новгорода

Муниципальное подчинение

173025, Великий Новгород, ул. Зелинского, д.42 тел. (88162)65-02-76

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МАОУ «Гимназия №3»

____________ А.В. Жмурко

Проект программы

«Воспитание экологической этики»

(возраст детей – 7-10 лет, срок реализации – 4 года)


Голева Марина Александровна, учитель начальных классов

Великий Новгород

2012 год



Содержание
Пояснительная записка

Актуальность

Цель и задачи проекта «Экологическая этика»

Система работы над проектом

  • Принципы организации экологического воспитания.

  • Формы работы по формированию экологической этики.

  • Содержание работы по формированию экологической этики.

  • Этапы реализации проекта.

Предполагаемые результаты

Информационные ресурсы

Пояснительная записка

Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта.
«Любовь к Родине начинается с любви к природе». Именно под этим лозунгом был разработан данный проект, который направлен на то, чтобы наши дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру.

Дело в том, что заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только у маленького ребёнка. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.

Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений воспитательной деятельности. Чем раньше начинается формирование экологической культуры у детей, чем целесообразнее организовать этот процесс, тем выше эффективность воспитания. Научная организация процесса экологического воспитания требует четкого определения всех его звеньев, выявления связей и зависимостей.

Мой опыт работы с предыдущим классом показал, что не всегда дети правильно поступают по отношению к животным, к природе, хотя на уроках окружающего мира этому отводится главная роль.

Таким образом, идея создания дополнительной программы экологического воспитания возникла не случайно, а на основе комплексного анализа: наблюдения, результатов мониторинга с предыдущим классом. Я надеюсь, что данная программа поможет мне формировать культуру поведения детей в природе, научить их отвечать за свои поступки, с любовью относиться к природе своей Родины.
Актуальность

Экологическое образование и воспитание учащихся - это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Экологическое образование и воспитание экологической культуры подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления.

Экологическое образование детей младшего школьного возраста имеет большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования.

Большинство современных детей редко общаются с природой. Огромную роль в экологическом образовании детей играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.

Учитывая, что государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды. Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. Таким образом, экологическое образование - актуальная и главная задача.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:



  • воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);

  • формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);

  • развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);

  • участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.


Цель и задачи проекта «Экологическая этика»

Цель проекта:



  • создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны;

  • изучение детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирование в детях осознанно – правильного взаимодействия с окружающим его большим миром природы.

Участники проекта:

    • учащиеся начальной школы;

    • классный руководитель;

    • родители.

Вид проекта:

  • долгосрочный;

  • досугово-познавательный;

  • воспитательный.

Задачи проекта:

  • Научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.

  • Научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы.

  • Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы.

  • Научить проводить простейшие опыты с природными объектами, используя правила безопасности.

  • Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе.

  • Воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку.


Система работы над проектом.

Формирование экологической культуры можно представить следующей схемой. Недостаточно только дать ребёнку знания об экологической составляющей нашей жизни, необходимо научить его сострадать, не оставаться равнодушным.



Рис.1

Результатом совместной деятельности педагогов и детей должно стать развитие психоэмоциональных, нравственных и эстетических качеств.













Рис.2
Принципы организации экологического воспитания

  • Процесс формирования ответственного отношения к природе является составной частью общей системы воспитания, актуальным ее направлением.

  • Процесс формирования экологической культуры строится на взаимосвязи глобального, регионального и краеведческого подходов к раскрытию современных экологических проблем.

  • В основе формирования бережного отношения к природе лежит единство интеллектуального, эмоционального восприятия окружающей среды и практической деятельности по ее улучшению.

  • Процесс формирования экологической культуры школьников опирается на принципы

  • систематичности, непрерывности и междисциплинарности в содержании и организации экологического образования.


Формы работы по формированию экологической этики.

  • Беседы и занятия по экологической тематике.

  • Интегрированные занятия с элементами экологического воспитания.

  • Экологические прогулки.

  • Создание игровых обучающих ситуаций.

  • Экологическая тропа.

  • Природоохранные акции.

  • Наблюдения.

  • Сбор коллекций.

  • Клубная работа.

  • Викторины, праздники, конкурсы.

  • Экскурсии.

  • Выставки.

  • Эксперименты.

  • Знакомство с книгами писателей-природоведов.

Содержание работы по формированию экологической этики

Работа проводится по трём направлениям.













Рис.3

Блок познавательных мероприятий.

Тема мероприятия

Основные задачи мероприятия

Мы - друзья природы

Дать учащимся представление о согласии, взаимопонимании с одноклассниками. Как одной из сторон общения; формировать у них умение находить взаимопонимание, разрешать разногласия, противоречия с помощью просьбы, убеждения, спора, беседы. Закрепить знания о правилах поведения на природе. Учить бережному и доброму отношению к природе и друг к другу.

Жалеть надо уметь

Воспитывать правильное понимание дружбы, товарищества, взаимовыручки, желание придти в трудную минуту на помощь, умение жить в коллективе, преодолевать обиду, учиться сопереживать.

Удивительное рядом

Развивать познавательный интерес к природе, научить видеть необычное в привычном, вызвать чувство удивления, восхищения, воспитывать любовь к окружающему миру и потребность в сохранении природных богатств.

Наш друг - лес

Раскрыть эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значение природы в жизни людей и желание беречь и охранять окружающую среду, формировать у детей нормы поведения в природе, прививать интерес к изучению родного края, воспитывать любовь к родной природе, заботливое и бережное отношение к ней.

Звери и птицы зимой

Расширить знания детей о птицах, о повадках птиц и их жизнедеятельности в зимнее время года, формирование понятия: орнитология орнитолог, развивать в детях ответственность за братьев наших меньших.

Растения под нашей защитой

Знакомство с редкими растениями. Красная книга. Заботливое и бережное отношение к природе.

Зеленая аптека

Каждое растение - это маленькая тайна, которую надо попытаться раскрыть. Это поможет лучше узнать природу своего родного края, бережно относиться к ней, а знания о лекарственных растениях использовать для укрепления своего здоровья.

Как мы помогаем природе?!

Формирование осознанного правильного отношения к объектам природы, находящимся рядом.

Где живут наши меньшие братья?

Обогащать представления об окружающем мире.

Природа и искусство

Формирование художественной и духовной культуры учащихся предполагает развитие умений ценить и понимать прекрасное в природе, искусстве. Все это приводит к совершенствованию собственной личности, ее внутреннего мира путем эстетического общения и собственного художественного творчества в разных видах искусства.

О культуре поведения в природе

Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к компонентам неживой природы. Прививать любовь к природе, желание о ней заботиться.

Учитесь доброте

Формирование таких нравственных понятий как доброта, вежливость, человечность. Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей. Воспитывать у учащихся взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека.


Блок практических материалов.

  • КТД (изготовление кормушек, домиков для птиц).

  • Заготовка кормов для птиц.

  • Зимняя подкормка для птиц.

  • Операция "Мой двор - моя забота".

  • Озеленение класса, школы, улицы, двора. Изготовление поделок из бросового материала.

Блок развлекательных мероприятий.

  • Конкурсы чтецов, певцов, музыкантов, художников (по произведениям о природе).

  • Праздники Весны, Лета, Осени, Зимы.

  • Праздник птиц.

  • Утренник "Природа и искусство".


Этапы реализации проекта.

Этапы

Содержание деятельности

Подготовительный этап

Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов, предварительная работа с детьми и их родителями,

Исследовательский этап

Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.

Организация в классе познавательно - экологической среды.

Групповые краткосрочные исследовательские проекты по изучению объектов природы: растений, животных, птиц, насекомых, объектов неживой природы.

Детские исследовательские проекты, исследовательские работы по различным экологическим направлениям. Конкурс презентаций исследовательских детских работ, семейных проектов.

Изучение флоры родного края на занятиях по экологии, наблюдения на прогулках, экскурсиях.

Цикл практических занятий по изучению правил поведения в природе.

Операция «помоги природе». Цель: уборка определенных уголков природы от мусора, помощь деревьям, насекомым.

Операция «Подарок птицам» Изготовление скворечников и кормушек с помощью родителей и их развешивание.

1 Викторина «Знаем ли мы природу нашего края?»

Экскурсии в парк города. Цель: закрепить названия деревьев, замечать изменения в природе, во внешнем виде деревьев и трав с весны до осени.

Ручной труд с экологическим уклоном. Изготовление поделок из бросового материала.

Экологические беседы.

Экологические экскурсии.


Обобщающий

Обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций.


Предполагаемые результаты

Под экологической культурой понимают целостную систему, включающую ряд элементов:



  • систему экологических знаний;

  • культуру чувств (сочувствие, сопереживание, чувство патриотизма);

  • культуру экологически образованного поведения характеризующегося степенью превращения экологических знаний, мышления и культуры чувств в повседневную норму поступка.

Связь экологии и культуры почти прямолинейна: состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество.

Культура – это та область человеческого бытия, в основании которой лежат смысложизненные ценности, т.е. общечеловеческие ценности. Поэтому очень важно сделать эти ценности достоянием личности. Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно.

Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком, как таблица умножения.

Предполагается получить результаты в области воспитания и обучения, а значит, развития ребенка: воспитание эмоционального, бережного отношения к объектам окружающего мира, умения видеть красоту окружающего мира, формирование представлений о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту; умения прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; желания предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.



Кроме того, предполагается эмоциональное развитие ребенка в целом, формирование умения логически мыслить, самостоятельно делать обобщения (умственное развитие), обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности, ассоциативного мышления.

Информационные ресурсы

Для педагога

  • Азбука экологии. Экспериментальное учебное пособие для младших школьников. Курган «Парус – М», 1996.

  • Бахарева А.С. Формы экологического воспитания детей. Методическое пособие для учителей. Шадринск: Издательство Шадринского пединститута, 1997.

  • Беккер И.П. Времена года. Книга юного фенолога.- М.: Т.Ц. «Сфера», 2001.

  • Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968.

  • Взаимодействие общества и природы: Философско-методологические аспекты экологической проблемы: (Сб. ст.)/ отв. Ред. Е.Т. Фадеев. – М.: Наука, 1986.

  • Гирусов Э.В., Мамедов Н.М. Экологическая культура. // Культура: Теории и проблемы. – М.: 1995.

  • Дежникова Н.С., Цветкова И.В. Экологический практикум: проекты, поиски, находки. -  М.: Педагогическое общество России, 2001.

  • Дежникова Н.С., Иванова Л.Ю., Клемяшова Е.М., Снитко И.В., Цветкова И.В. Воспитание экологической культуры у детей и подростков: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 1999.

  • Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1996.

  • Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Экология и мир: Методическое пособие для учителя. – М.: «Новая школа», 1994.

  • Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников: Теория и методика внеурочной работы. – М.: Педагогическое общество России, 2000.

  • Начальная школа №7 / 2000. Купров В.Д. Экологическое образование младших школьников. Стр. 85.

  • Начальная школа №3 / 1989. Хафизова Л.М. Экологическое воспитание младших школьников, стр.33.

  • Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru


Для воспитанников

  • Брюс Джим, Анжела Вилкс, Клер Левелин "100 вопросов и ответов” Животные. - М.:ЗАО "Росмэн”, 2006.

  • Большая энциклопедия животного мира. М.:ЗАО "РОСМЭН-ПРЕСС”, 2007.

  • Все обо всем. Насекомые и пауки. – М.:ООО "Издательство Астрель”: ООО "Издательство АСТ”, 2001.

  • Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения./Сост. Л.А.Багрова - М.: ТКО "АСТ”, 1995.

  • Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные./Сост. П.Р.Ляхов- М.: ТКО "АСТ”, 1999





Секс не важнее сандвича с сыром. Но если у вас до вечера не было ни крошки во рту, сандвич с сыром исключительно важен. Ян Дьюри
ещё >>